LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• глобальные — выходят за пределы страны и распространяются на другие государства, устраняются как силами каждого государства на своей территории, так и силами и средствами международного сообщества.
Еще одна классификация катастроф — чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — представлена на рис. 10.
Таблица 6
Критерии чрезвычайных ситуаций для службы медицины катастроф (СМК) (приказ МЗ РФ № 393 от 31.12.98)

№ п/п
Наименование ЧС
Критерии ЧС
1
2
3
1.
ТЕХНОГЕННЫЕ

1.1. I.I.I.
1.1.2. 1.1.3. 1.1.4.
Транспортные аварии (катастрофы): аварии пассажирских поездов и поездов метро авиационные катастрофы аварии (катастрофы) на автодорогах аварии (катастрофы) водного
транспорта
Число пораженных 4 чел. и более; число погибших 2 чел. и более; неспособность ликвидировать последствия собственными силами
1.2.
Пожары и взрывы (с возможным последующим горением) в зданиях, на промпредприятиях, шахтах, транспорте
Число пораженных 10 чел. и более; число погибших 2 чел. и более; неспособность ликвидировать последствия собственными силами
1.3.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ)
Число пораженных 10 чел. и более; число погибших 2 чел. и более; выход поражающих факторов за санитарную защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 50 раз; угроза поражения населения
1.4.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ)

Число пораженных 10 чел. и более; число погибших 2 чел. и более; радиоактивное загрязнение окружающей среды вне санитарной защитной зоны 100 ПДК и более; выброс радиоактивных веществ в 10 раз превышает суточный выброс для данной АЭС установки
1.5.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ (ОБВ)

Число пораженных 10 чел. и более. Любой факт заражения людей возбудителями инфекционных заболеваний 1 и 2 группой патогенности
1.6.
Внезапное обрушивание зданий, сооружений, пород
Число пострадавших 10 чел. и более; число погибших 2 чел. и более




Продолжение табл. 6

1
2

3

2.
ПРИРОДНЫЕ



2.1.
Опасные геофизические явления (землетрясения, извержения вулканов)

Землетрясение 4 и более баллов; число пораженных 15 чел. и более

2.2.
Опасные геологические явления (оползни, обвалы, склоновые смывы и др.)

Число пораженных 10 чел. и более; число погибших 2 чел.и более

2.3.
Опасные метеорологические и гелио-геофизические явления (бури, ураганы, смерчи, снежные лавины, засуха, высокий уровень воды)
Число пораженных 10 чел. и более; число погибших 2 чел. и более


2.4.
Природные пожары
Число пораженных 15 чел. и более; число погибших 2 чел. и более


3.
БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ



3.1.
Заболеваемость инфекциями



3.1.1,
заболеваемость или смертность превышает годовой среднестатистический уровень на территории субъекта Российской Федерации
Заболеваемость или смертность в 3 раза превышает годовой среднестатистический уровень на территории субъекта РФ


3.1.2.
групповые случаи опасных инфекционных заболеваний:
Число заболевших 50 чел. и более


3.1.2.1.
заболевание в течение одного инкубационного периода
Число заболевших 200 чел. и более


3.1.2.2.
умершие в течение одного инкуба ционного периода
Число умерших 2 чел. и более


3.1.2.3.
суток
Число заболевших 2 чел. и более


4.
СОЦИАЛЬНЫЕ (СОЦИОГЕННЫЕ)



4.1.
Массовые беспорядки
Число пораженных 4 чел. и более


4.2.
Терроризм
Число погибших 4 чел. и более; неспособность ликвидировать последствия собственными силами


4.3.
Бандитизм, действия организованных преступных групп
Регистрируется каждый случай


4.4.
Межэтнические конфликты
Регистрируется каждый случай


4.5.
Межконфессиональные конфликты
Регистрируется каждый случай


4.6.
Военные, вооруженные конфликты
Регистрируется каждый случай


4.7.
Прочие социальные конфликты
Регистрируется каждый случай





Рис. 9. Медико-тактическая классификация катастроф


Рис. 10. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (Постановление Правительства
РФ № 1094 от 13.09.96)

3.4. Международный опыт организации
экстренной медицинской помощи
населению в чрезвычайных ситуациях

В последние десятилетия во всем мире интенсивно развивается научно-практическое направление «медицина катастроф», связанное с оказанием экстренной медицинской помощи (ЭМП) одновременно большому числу пораженных. Медицина катастроф является составной частью системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях.
Опыт мирового сообщества по управлению экстренными медицинскими силами ЧС, организацию федерального и регионального уровней управления и их взаимодействия представляет значительный интерес.
Системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации стали создаваться в различных странах после ряда крупных химических аварий (г. Бхопал, Индия — 1984 г.; г. Севезо, Италия — 1975 г.; г. Аббистед, Великобритания — 1984 г. и др.). В США со второй половины 80-х гг. Агентство окружающей среды ведет интенсивную работу по созданию системы быстрого реагирования при химических авариях. В Европе в 1987 г. Комиссией ООН по защите окружающей среды — UNEP (United Nations Environment Programme) — началась реализация проекта APELL (Awareness and Preparedness for Emergencies at the Local Level). APELL содержит рекомендации по повышению осведомленности местной общественности о потенциально опасных предприятиях и предназначено для подготовки скоординированных планов реагирования на чрезвычайные ситуации. Это система действий при промышленных авариях.
В США на государственном уровне за разработку мероприятий и определение общей политики предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий отвечает несколько ведомств, подчиняющихся непосредственно президенту страны. Основным ведомством, которому отводится главная роль при катастрофах, является FEMA (Federal Emergency Management Agency). Оно координирует деятельность органов гражданской обороны штатов, федеральных министерств и ведомств (министерства энергетики, министерства транспорта и др.) и предприятий частного сектора.
FEMA, кроме того, обеспечивает подготовку кадров, обучение населения и распространение информации по вопросам ГО, проведение научно-исследовательских работ, решение задач по борьбе с терроризмом, контроль за использованием электронных средств массовой информации в период чрезвычайного положения, взаимодействия с Вооруженными силами. FEMA непосредственно связано с региональными центрами и центрами чрезвычайного реагирования штатов. Городской центр взаимосвязан со следующими агентствами и организациями: управлением коммунального хозяйства, школами, воинскими частями, больницами и другими медицинскими учреждениями, в том числе и военными, Американским отделением Красного Креста, Армией спасения, страховыми агентствами, пожарными агентствами, окружным следственным отделом, местными радиолюбительскими обществами, транспортными агентствами. Медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях в США осуществляется в рамках Национальной системы медицины катастроф (National Disaster Medical System — NDMS). Ответственными за NDMS являются Министерство здравоохранения и социального обеспечения и Министерство обороны. Материальную поддержку оказывают FEMA и Комитет ветеранов. NDMS занимается планированием организационных, эвакуационных, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий, организацией отрядов специализированной медицинской помощи и распределением пораженных по госпиталям в случае возникновения бедствия. В соответствии с директивой президента Министерство здравоохранения и социального обеспечения, ответственное за медицинское обеспечение гражданского населения при возникновении ЧС, осуществляет руководство медицинской службой ГО.
Во Франции принята децентрализованная форма координации спасательных работ. Каждый департамент и крупный населенный пункт имеет специальную систему сил и средств для ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий, приводящих к появлению большого числа пострадавших.
Сигнал о катастрофе поступает сначала в полицию, а затем передается в Центральный совет по организации и помощи службам префектуры. В 1956 г. создана неотложная медицинская служба Service Aide Medicale d' Urgence — SAMU. На каждом из 97 пунктов круглосуточно дежурят терапевты, хирурги, анестезиологи-реаниматологи и средний медицинский персонал. Кроме того, SAMU укомплектована специалистами, постоянно работающими в других учреждениях (медицинских, полицейских, пожарных, транспортных и др.) и прошедшими специальную подготовку по 400-часовой программе.
Важную роль в системе оказания экстренной помощи людям, пострадавшим в результате ЧС, играют формирования добровольных спасателей (secourism) — очень популярные во Франции в настоящее время. Есть и другой термин — sauver, что означает — спасатель. Очень часто эти два понятия фигурируют одновременно. Французские ассоциации добровольных спасателей показали на деле свою эффективность, особенно в тех случаях, когда эти добровольные формирования были обеспечены необходимым снаряжением.
Массовое движение по оказанию первой помощи, как считают во Франции, должно развиваться. Созданию формирований спасателей уделяют большое внимание, оказывают помощь и поддержку государство, власти департаментов и городов.
Как считают во Франции, цель оказания первой помощи — принятие всех необходимых мер экстренной помощи при угрозе жизненным функциям организма. Дипломированный спасатель должен уметь вывести человека из критического состояния. Хорошо подготовленные спасатели легко включаются в спасательные мероприятия в случае крупных катастроф.
В специализированных командах скорой медицинской помощи дипломированные спасатели берут на себя функции руководителей таких команд, а медицинский персонал в них выполняет только свои непосредственные обязанности.
В Германии система скорой помощи при чрезвычайных ситуациях включает элементы медицины катастроф США и Франции.
В случае катастрофы для оказания помощи вместе с полицией привлекаются все федеральные и коммунальные службы, пожарные части, а также вспомогательные службы и благотворительные союзы. Например, в Баварии существует около 7800 добровольных пожарных команд, насчитывающих примерно 348 тысяч пожарных, 6 профессиональных и около 400 заводских и производственных пожарных команд. В их компетенцию входит не только противопожарная защита, но и оказание технической помощи в случае катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Среди добровольных вспомогательных служб наиболее
крупной организацией является Баварский Красный Крест, который для региональных крупномасштабных случаев располагает в качестве федерального резерва поездом помощи «Бавария». Поезд обеспечивает оказание помощи примерно 4000 лиц по линии медицинской службы и службы обслуживания. Кроме того, он располагает 19-тью полностью оснащенными инфекционными госпиталями.
В Швеции служба неотложной медицинской помощи при катастрофах, аналогично французской, находится в ведении пожарного управления Министерства внутренних дел страны.
В 1975 г. была образована Шведская Ассоциация неотложной медицинской помощи с целью усовершенствования навыков работы в условиях катастроф. С помощью Ассоциации проводится усиленный курс для службы скорой помощи и спасателей. Цель обучения — выработка навыков оказания помощи пострадавшим при пожарах и взрывах, разрушениях конструкций, оползнях, наводнениях и штормах, дорожно-транспортных происшествиях, радиоактивном заражении местности, утечках нефти и опасных химических веществ.
В 1986 г. создано Национальное управление спасательных служб, руководящее в чрезвычайных ситуациях аварийными работами спасателей 284 местных органов самоуправления. Оно несет ответственность за организацию и обучение муниципальных и спасательных служб коммун, оказывает справочно-консультативную помощь при их работе в экстремальных ситуациях, обеспечивает население всей необходимой информацией и др. В чрезвычайных ситуациях медицинские учреждения Швеции переходят в подчинение командования гражданской обороны соответствующего уровня и готовы принять до 200 тысяч пораженных (общая численность населения — 8 млн человек). Кроме того, могут быть развернуты 92 стационарных, 90 временных госпиталей и 76 отдельных медицинских пунктов. Для этого на государственных, муниципальных складах и складах коммун созданы соответствующие запасы медикаментов, медицинского оборудования и других материальных средств.
В Великобритании центральным органом, координирующим действия аварийно-спасательной службы в стране, является Министерство внутренних дел.
В составе правительства, кроме Министерства внутренних дел, в координации подготовки и проведения аварийно-спасательных работ участвует ведущее министерство, в ведении которого находится район или объект, оказавшийся в зоне бедствия. Наряду с Министерством внутренних дел оно информирует о происшествии и ходе ликвидации его последствий правительство, парламент и население. При крупных бедствиях после оценки ведущим министерством масштаба и характера создавшейся в чрезвычайной ситуации кабинет министров вырабатывает необходимые решения по активизации спасательных работ и оказанию помощи местным властям, соответствующим службам и населению.
В Бельгии система реагирования при возникновении ЧС включает 5 центров кризисных ситуаций, укомплектованных профессиональными специалистами. Руководит ими Министерство внутренних дел страны. Центры оснащены необходимыми техническими средствами локализации аварий и спасения людей.
Управление силами и средствами потенциально опасных объектов, а также кризисных центров осуществляется в единой системе информационного обеспечения. Подготовка аварийно-спасательных подразделений и специалистов предприятий в Бельгии организована на базе специального центра, оснащенного необходимым оборудованием и укомплектованного квалифицированными преподавателями. В нем имеется полигон, созданы учебные места для отработки практических действий в чрезвычайной обстановке.
В Бельгии создана серьезная законодательная база в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения. Только в этой стране принят закон о налогообложении промышленных фирм, эксплуатирующих объекты повышенного риска. Система страхования также отличается от российской, являясь действенным экономическим рычагом, повышающим заинтересованность руководителей фирм в обеспечении безопасности своих объектов.
В Голландии национальный план предусматривает при возникновении ЧС использование 20 больниц, каждая из которых располагает бригадой экстренной медицинской помощи в составе хирурга, анестезиолога и двух медицинских сестер. При необходимости эти бригады направляются на место катастрофы и оказывают помощь 200 пораженным в час.
Систему объединенных сил быстрого реагирования стран Европы составляют подвижные медицинские бригады и отряды, организованные на базе многопрофильных больниц. Их деятельность начинается с предварительной медицинской разведки, проводимой в зоне катастрофы, которая позволяет оценить ситуацию: определить примерное число пострадавших, характер и тяжесть поражений, потребность в конкретных специалистах, медицинском имуществе, медикаментах, перевязочных и других материально-технических средствах.
Изучение зарубежного опыта показывает, что для каждой страны характерны свои особенности в создании систем защиты и спасения населения при ЧС. И хотя большинство авторов отмечает, что лучших результатов можно достичь при централизованном руководстве, опыт Франции свидетельствует об обратном.
Учитывая накопленный опыт по ликвидации медицинских последствий аварий и катастроф, специалисты на первый план выдвигают профессиональную подготовку кадров, заблаговременное проведение мероприятий по обеспечению материально-технической базы, связь и взаимодействие различных аварийно-спасательных служб, а также международное сотрудничество.

3.5. Избранные документы по вопросам
чрезвычайных ситуаций и медицины
катастроф в Российской Федерации

Во исполнение Указа Президента РФ № 468 от 20.04.93 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и в целях совершенствования организации и функционирования службы экстренной медицинской помощи, координации научных исследований по проблемам медицины катастроф, повышения уровня готовности службы к работе в условиях ликвидации последствий ЧС и эффективного взаимодействия всех медицинских сил и средств на базе специализированного центра экстренной медицинской помощи «Защита» Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем в конце 1993 г. создан Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Министерства здравоохранения РФ.
11 ноября 1994 г. был принят Государственной думой, а 21 декабря 1994 г. подписан Президентом РФ Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения на территории РФ, всего земельного, воздушного, водного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Во исполнение Федерального Закона Правительством РФ принято Постановление № 738 от 24.07.95 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», которым утвержден порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.
5 ноября 1995 г. Правительством РФ принято Постановление № 1113, которым утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основные задачи РСЧС:
• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
• осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивого функционирования предприятий, организаций и учреждений, а также подведомственных им объектов в ЧС;
• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
• сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
• подготовка населения к действиям при ЧС;
• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
• ликвидация ЧС;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведения гуманитарных акций;
• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочие которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
28 февраля 1996 г. Правительством РФ принято Постановление № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф». Этим Постановлением утверждено «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» (ВСМК).
В этом Положении говорится: «Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением».

3.6. История создания и развития медицины
катастроф в России и Сибири

В связи с увеличением повсеместно числа трагических событий, сопровождающихся массовой гибелью людей, и в Российской Федерации возникла необходимость в выделении самостоятельной медицинской дисциплины, называемой экстренной медицинской помощью, или, как принято во всем мире, — медициной катастроф (см. ч. I, разд. 3.2).
Служба медицины катастроф в нашей стране действует только 10 лет. В 1990 г. академики В. Д. Федоров, Г. А. Рябов и Б. Д. Комаров на основе анализа последствий крупных катастроф в Армении, Уфе, Бологом, Свердловске, Арзамасе указывали, что нужна новая универсальная государственная система — медицина катастроф, способная обеспечить быструю и эффективную помощь населению при любых видах массовых поражений: стихийных бедствиях, технологических и транспортных авариях. Эта рекомендация нашла государственное признание и реализацию.
В соответствии с требованиями Президента России, Правительства и Минздрава РФ было разработано новое направление медицинской науки — медицина катастроф и создана новая отрасль здравоохранения — служба медицины катастроф (СМК). Исторически сложилось так, что для организации на обширной территории бывшего СССР новой службы были созданы пять региональных центров экстренной медицинской помощи: в Москве, Новосибирске, Хабаровске, Ташкенте и Киеве (Постановление Совета Министров СССР от 07.04.90 № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях»; Постановление Совета Министров РСФСР № 192 от 14.06.90; приказ Министерства здравоохранения СССР № 193 от 17.05.90; приказ Министерства здравоохранения РСФСР № 115 от 11.07.90 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях»).
История развития службы медицины катастроф Новосибирской области — это история развития Сибирского научно-практического центра медицины катастроф. На базе Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии (НИИТО) и многопрофильных городских больниц г. Новосибирска 1 июля 1990 г. был организован Региональный центр экстренной медицинской помощи.
Как во всей Сибири, так и в Новосибирской области возможны практически все чрезвычайные ситуации, определенные классификацией о ЧС (Постановление Правительства РФ № 1094 от 13.09.96). Так, только по Западно-Сибирскому региону насчитывается более 600 потенциальных химически-, пожаро- и взрывоопасных объектов, в том числе: в Омской области — более 180; в Новосибирской области — более 170; в Алтайском крае — более 160; в Кемеровской области — более 130.

3.7. Служба медицины катастроф

Принципы организации и задачи службы
медицины катастроф.
Служба медицины катастроф МЗ РФ (СМК) — это неотъемлемая составная часть здравоохранения со своим руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечивающими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Она является функциональной подсистемой РСЧС.
В основе деятельности СМК РФ лежат следующие принципы:
• СМК носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается постановлениями Правительства, указами Президента, приказами МЗ. Приоритетный характер СМК обеспечивается предоставлением ей максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП).
• СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной.
• Управление и организация СМК обеспечиваются разумным сочетанием централизованного и децентрализованного управления.
• Двухэтапная система организации ЭМП.
• Медицинская сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказания ЭМП в ЧС.
• Эшелонирование и маневр силами и средствами ЭМП.
• Взаимодействие СМК с медицинскими силами других министерств и ведомств, службами РСЧС.
• Своевременность, непрерывность и эффективность оказания ЭМП.
• Принцип единоначалия при ликвидации медицинских последствий ЧС, т. е. единолично в пределах своей компетенции принимать решение в соответствии с предложениями подчиненных.
• Принцип универсальности.
• Разумная достаточность сил и средств СМК и экономическая целесообразность.
• Материальная заинтересованность и правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность специалистов службы.
• Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиями оказанию первой медицинской помощи в ЧС.
В зависимости от обстановки различают три режима функционирования службы:
повседневная деятельность, повышенная готовность и чрезвычайная ситуация. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители объектов.
При ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используются все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.

Организация
медицинского обеспечения населения в ЧС.
Для успешной реализации задач, стоящих перед СМК, используются имеющиеся и дополнительно созданные на базе действующих учреждений здравоохранения силы СМК.
К ним относятся формирования, учреждения, органы управления и руководства формирования СМК МЗ РФ:
• бригады скорой медицинской помощи — БСМП (линейные и специализированные); предназначены для оказания ЭМП в районе бедствия на догоспитальном этапе;
• бригады экстренной медицинской помощи — БЭМП (врачебно-сестринские и до-врачебные); их основное назначение — усиление службы скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в районе катастрофы;
• медицинские отряды (МО), состоящие из бригад ЭМП; служат для оказания неотложной первой врачебной помощи на догоспитальном этапе;
• специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ) и бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП) входят в состав центров медицины катастроф и предназначены для усиления ЛПУ, оказывающих квалифицированную и специализированную медицинскую помощь;
• автономные выездные медицинские госпитали (АВМГ); предназначены для оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи в очагах катастроф или вне посредственной близости их.

3.8. Особенности оказания само-, взаимо-
и первой медицинской помощи при
массовых поражениях

Как вид медицинской помощи, первая медицинская помощь имеет целью предотвратить дальнейшее воздействие на пораженного поражающего фактора, предупредить развитие тяжелых осложнений и тем самым сохранить жизнь пораженному. Она является эффективной тогда, когда оказывается немедленно, или как можно раньше с момента поражения.
По данным ВОЗ, каждые 20 из 100 погибших в результате несчастного случая в мирное время могли быть спасены, если бы медицинская помощь была им оказана на месте происшествия. Из числа погибших в зоне смерча в г. Иванове (1984 г.) 16 % могли бы выжить, если бы своевременно и качественно оказали им первую медицинскую помощь при кровотечении, переломах костей и асфиксии. С увеличением срока оказания первой медицинской помощи быстро возрастает и частота осложнений у пораженных.
Первая медицинская помощь (ПМП) — это комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых на месте получения повреждения преимущественно в порядке само-и взаимопомощи, а также участниками спасательных работ, с использованием табельных и подручных средств с целью устранения продолжающегося воздействия поражающего фактора, спасения жизни пострадавшим, снижения и предупреждения развития тяжелых осложнений.
Оптимальный срок — до 30 мин после получения травмы. Первая медицинская помощь пораженным оказывается посиндромно, т. е. исходя из характера, тяжести и локализации повреждений.
Организация экстренной медицинской помощи пораженным тесно связана с фазностью развития процессов в районе бедствия.

Фазы оказания медицинской помощи
пораженным при катастрофах:
I — фаза изоляции.
Продолжительность: от момента катастрофы до начала выполнения спасательных работ (минуты, часы, сутки). Характеристика:
• помощь пораженному населению извне невозможна;
• масштабы бедствия еще не оценены;
• незащищенное население проблему выживания решает путем оказания само- и взаимопомощи.
II — фаза спасения. Продолжительность: 10-12 дней. Характеристика:
• спасательные работы отрядами, прибывшими из районов, которые не пострадали от бедствия;
• развертываются медицинские формирования для оказания неотложной медицинской помощи;
• осуществление сортировки;
• рассредоточение пораженных;
• пособия по жизненным показаниям;
• эвакуацию.
Ill — фаза восстановления.
Продолжительность: для пораженных эта фаза начинается после эвакуации в безопасные районы до окончательного исхода. Характеристика:
• полноценное обследование;
• дальнейшее лечение;
• последующая реабилитация на уровне современных достижений науки и практики.

Организация медицинской помощи при массовых поражениях
предусматривает решение следующих задач:
1. Медицинская разведка зоны ЧС.
Продолжительность: до нескольких часов или суток, что является непременным условием сохранения жизни как можно большего числа пораженных. Характеристика:
• предварительное определение численности населения, состояния медицинской службы;
• разведка местности, наличия дорог, водоотстойников и др.
2. Поиск и спасение пораженных. Производится аварийно-спасательными формированиями единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
3. Медицинская сортировка. Определяется объем и вид медицинской помощи, возможность и очередность последующей эвакуации.
4. Эвакуация пораженных. Комплекс мероприятий по выносу и вывозу пораженных из зоны ЧС.
5. Медицинская помощь и лечение — система научно обоснованных мероприятий по сохранению здоровья пораженных.
Медицинская помощь в чрезвычайной ситуации (МП в ЧС) — комплекс лечебно-профилактических мероприятий, осуществляемых в чрезвычайной ситуации.
Цель МП в ЧС: сохранение жизни пораженных (больных), предупреждение осложнений и быстрейшее восстановление их здоровья.
Объем МП в ЧС — совокупность лечебно-профилактических мероприятий, которые должны быть проведены для определенного числа пораженных при определенных повреждениях на данном этапе медицинской эвакуации.
Каждый вид медицинской помощи включает определенный перечень типовых лечебно-профилактических мероприятий, выполнение которых обеспечивается медицинским персоналом соответствующей квалификации и необходимым оснащением.
Первая медицинская помощь (ПМП) — вид элементарной медицинской помощи, выполняемой в порядке само- и взаимопомощи или спасателями на основе явных признаков повреждений (раны, кровотечение, асфиксия) непосредственно на месте катастрофы.
Цель ПМП— спасение жизни пораженных простейшими медицинскими действиями. Алгоритм оказания первой медицинской помощи представлен на рис. 11.

Объем ПМП
при различных видах катастроф.
1. При катастрофах с преобладанием механических (динамических) поражающих факторов:
• извлечение пострадавших из-под завалов (перед тем, как высвободить конечность от сдавления, на ее основание накладывается жгут, который снимают только после того, как будет произведено тугое бинтование конечности от периферии до жгута), вывод ослепленных из очага, тушение горящей одежды или попавших на тело горящих смесей;
• борьба с асфиксией путем освобождения дыхательных путей от слизи, крови и возможных инородных тел; при западании языка, рвоте, обильном носовом кровотечении пострадавшего укладывают на бок; при западании языка его прокалывают булавкой, которую фиксируют со стороны наружной дужки бинтом к шее или подбородку;
• искусственная вентиляция легких методом «рот-ко-рту» или «рот-к-носу», а также с помощью 8-образной трубки;


Рис. 11. Алгоритм оказания первой медицинской помощи

• придание физиологически выгодного положения пострадавшему;
• закрытый массаж сердца;
• временная остановка кровотечения всеми доступными средствами: давящая повязка, пальцевое прижатие, жгут и т. д.;
• иммобилизация поврежденной области простейшими средствами;
• наложение асептической повязки на рану и ожоговую поверхность;
• введение с помощью шприц-тюбика обезболивающего средства или антидота;
• дача водно-солевого (1/2 чайной ложки соды и соли на 1 л жидкости) или тонизирующих горячих напитков (чай, кофе, алкоголь) — при отсутствии рвоты и данных о травме органов брюшной полости;
• предупреждение переохлаждения или перегревания;
• щадящий ранний вынос (вывоз) пострадавших из очага и сосредоточение их в обозначенных укрытиях;
• подготовка и контроль за эвакуацией пострадавших в ближайший медицинский пункт или в места погрузки пораженных на транспорт.
2. В очагах с преобладанием термической травмы в дополнение к перечисленным мероприятиям проводят:
• тушение горящей одежды;
• укутывание пострадавшего чистой простыней.
3. При катастрофах с выбросом в окружающую среду АХОВ дополнительно:
• защита органов дыхания, глаз и кожных покровов от непосредственного воздействия на них АХОВ;
• частичная санитарная обработка открытых частей тела (проточная вода, 2%-й содовый раствор и др.) и при возможности дегазация прилегающей к ним одежды;
• при пероральных отравлениях дача сорбентов, молока; обильное питье, промывание желудка «ресторанным» способом;
• скорейший вынос пораженного из зоны отравления.
4. При авариях с выбросом радиоактивных веществ:
• йодная профилактика и использование по возможности населением радиопротекторов;
• частичная дезактивация одежды и обуви;
• оказание первой медицинской помощи населению в перечисленном объеме при его эвакуации из зон радиоактивного заражения.
5. При массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения:
• использование подручных и (или) табельных средств индивидуальной защиты;
• активное выявление и изоляция больных с высокой температурой; подозрительных на инфекционное заболевание;
• применение средств экстренной профилактики;
• проведение частичной или полной санитарной обработки.

Поражающие факторы, медицинские последствия и возможные
потери населения при катастрофах.
Поражающие факторы — это воздействие сил ЧС на людей, животных, технику, здания и окружающую среду.
Медицинские последствия — это результат воздействия поражающих факторов на человека. Такие последствия могут быть в виде общих, санитарных и безвозвратных потерь населения в ЧС.
Основные поражающие факторы:
механические (динамические) факторы — взрывная волна, метательное действие, вторичные снаряды, падение с высоты, придавливание разрушенными конструкциями зданий, шахт и другими тяжелыми предметами, обвалы, оползни, ураганы, смерчи, наводнения и др.;
химически опасные вещества — ядовитые вещества (аммиак, хлор, пропан, кислоты, щелочи и другие сильно действующие ядовитые продукты), попадающие в атмосферу, воду, продукты питания и воздействующие на человека через органы дыхания, кожные покровы, желудочно-кишечный тракт и т. п.;
радиационные (излучения на объектах, использующих ядерное горючее и радиоактивные изотопы);
термические (высокие и низкие температуры);
биологические (бактериологические средства, токсины и др.).
Они нередко могут воздействовать одновременно или последовательно, вызывая разнообразные множественные, комбинированные травмы разной степени тяжести.

Поражающие факторы.
Медицинские последствия
Механические и аэрогидродинамические
Физические и радиационные
Химические
Термические
Биологические
Травмы, ранения, контузии, утопления
Радиационные, вибрационные, баропоражения
Острые отравления и химические ожоги
Ожоги, обморожения, замерзание, перегревание
Массовые инфекционные заболевания (эпидемии)

При катастрофе потери среди населения становятся чрезвычайной ситуацией, в которой количество пораженных, как правило, превышает возможности местного, а нередко и территориального здравоохранения в оказании медицинской помощи в оптимальные сроки.
Обычно отмечается высокая тяжесть поражения с реальной угрозой для жизни значительной части пораженных (25-30 %).
По своей массовости, сложности структуры и тяжести поражения потери среди населения, обусловленные характером катастрофы природного или техногенного характера, имеют много общего с потерями от оружия массового поражения, но в тоже время обладают рядом особенностей.
Потери населения при катастрофах условно делят на две группы:
безвозвратные: люди погибшие в момент катастрофы; умершие до поступления на этап лечебно-эвакуационного обеспечения; пропавшие без вести;
санитарные: пораженные (оставшиеся в живых); заболевшие при ЧС или в результате ЧС.
Размер потерь и число погибших при каждом виде катастроф колеблется в большом диапазоне в зависимости от ряда условий: от интенсивности действия поражающих факторов, плотности населения в зоне катастрофы, характера застройки, степени защиты и готовности населения и т. д. Например, при землетрясении 22,5-45 % травм возникает вследствие падения конструкций и 55 % — как результат неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться, падение с высоты и пр.).
Снижению потерь среди населения способствует многоуровневая подготовка различных категорий населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Во многих странах мира этой проблеме уделяется большое внимание со стороны государства (Япония, США, Франция).
В структуре потерь высок удельный вес сочетанной и множественной травм, а эти травмы чаще всего осложняются шоком, кровотечением, нагноением, а также взаимно отягощаются. Исходы чаще менее благоприятны.
На человека в зоне катастрофы, наряду с поражающими факторами, оказывает сильное действие психотравмирующая обстановка, в результате чего могут развиваться различные нарушения психики.
Угроза собственной жизни и жизни близких людей, утрата родных, разобщение семьи, потеря дома, имущества и т. п. являются психогенно-травматическими факторами, обуславливающими психические расстройства: нарушение сознания, психомоторное возбуждение, проявляющееся в излишней подвижности, ступор, истерика, страх. Характерной особенностью подобных нарушений является длительность остаточных признаков у пострадавших.
Проблема вывода людей из таких состояний в короткие сроки и привлечение их к спасательным работам, особенно в фазу изоляции, может быть решена только на основе хорошей специальной, медицинской и психологической подготовки населения.








Глава 4
ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО
СУЩЕСТВОВАНИЯ

4.1. Общие принципы выживания

Случается, что волей обстоятельств человек оказывается в критическом положении, один на один с природой. Нередко до прихода помощи терпящим бедствие приходится существовать автономно. Основа успеха в борьбе с силами природы — умение человека выжить.
Под выживанием понимают активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Эти действия заключаются в преодолении психических стрессов, проявлении изобретательности и находчивости, в эффективном использовании аварийного снаряжения и подручных средств, в обеспечении потребностей организма в пище и воде.
Главный постулат выживания: человек может и должен сохранять здоровье и жизнь в самых суровых климатических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда. Но для этого необходимы определенные знания и опыт.
Когда человек оказывается наедине с природой, всегда есть опасность появления чрезвычайной ситуации: потеря ориентировки, потеря коллектива, авария транспортного средства.
Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первых же минут возникает ряд неотложных задач, самые важные среди которых:
• преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;
• оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign