LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1.3. ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

1) Какие новые направления в психологии, возникшие на рубеже XIX и XX веков, предшествовали появлению психодиагностики?
2) Какой вклад в становление тестологии внесли Гальтон, Кэттелл и Бине?
3) Чем отличается понятие «умственный возраст» от понятия «хронологический возраст»?
4) Что такое шкала IQ и каковы ее параметры — среднее и стандартное отклонение?
5) Что такое «генеральный» фактор интеллекта и как он проявляется в различных тестах общих и специальных способностей?
6) Что такое факторный анализ и какова его роль в психодиагностике?
7) Каковы главные функции психодиагностики в рамках психотехники?
8) Кто впервые ввел в обиход термин «психодиагностика»?
9) Каково происхождение и специфика методов личностной психодиагностики — опросников и проективных методик?
10) В чем заключаются основные тенденции развития зарубежной психодиагностики во второй половине XX века?
11) В чем заключается вклад Г. И. Россолимо в отечественную и мировую психодиагностику?
12) В чем проявились недостатки раннего опыта использования тестов в практике довоенной советской педологии и психотехники?
13) Какую роль выполняла отечественная психофизиология в период гонения на тестологию в СССР?
14) Каковы общественно-политические факторы, затруднявшие развитие психодиагностической науки и практики в СССР?


1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

1) Дайте поведенческое определение «черты личности».
2) Чем различаются стилевые и мотивационные черты?
3) Чем различаются темперамент и характер?
4) В чем сходство Большой пятерки факторов характера и типологии темперамента по Гиппократу?
5) В чем разница между глобальными и локальными факторами характера?
6) Чем обусловливается возможное несовпадение потребности и мотива поведения?
7) Как складываются интересы, в чем их отличие от мотивов?
8) Чем различаются между собой общие, частные и специальные способности?
9) Чем склонности отличаются от интересов?
10) В чем специфика эмоциональных состояний в отличие от функциональных состояний?
11) Как влияют межличностные отношения в группе на развитие сознания и самосознания?

1.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1) В чем различие в двух подходах к выработке профессиональных норм и стандартов — ведомственном и профессионально-корпоративном (основанном на нормотворческой функции Психологического общества)?
2) Каким образом процедуры профессиональной аттестации специалистов обеспечивают квалификационные стандарты в психодиагностической практике?
3) Все ли психолого-педагогические методики требуют одинаково высокой квалификации исполнителя?
4) Каким образом сертификация методик способствует сохранению «профессиональной тайны»?
5) Почему предупреждение о целях и задачах психодиагностического обследования является главным условием обеспечения суверенных прав личности?
6) Какой профессионально-этический критерий обеспечивает доброжелательно-нейтральный стиль общения психодиагноста с испытуемым?
7) Кому и как психолог-диагност может сообщать полученную им психодиагностическую информацию об испытуемом?


2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ
ПСИХОДИАГНОСТИКИ

1) Что такое критериальное поведение, или эффективность критериальной деятельности?
2) Чем методика отличается от метода?
3) Что такое операциональная классификация методик, какие основания в нее заложены?
4) Чем различаются аппаратурно-поведенческие и приборные психофизиологические методики?
5) Чем отличаются объективные тесты от тест-опросников?
6) Чем методики шкалирования отличаются от тест-опросников и проективных методик?
7) Что общего в процедурах стандартизированного наблюдения и контент-анализа документов (продуктов деятельности)?
8) Можно ли считать психологическую беседу разновидностью включенного наблюдения и до какой степени?
9) В чем заключается диагностический потенциал активного обучающего эксперимента?


2.2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
И ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

1) Чем аналитическое поведение отличается от обычного наблюдения?
2) Каковы цели и задачи поискового наблюдения, чем оно отличается от стандартизированного наблюдения?
3) С помощью какой процедуры измеряется надежность и валидность экспертных оценок?
4) Что такое интегральный взвешенный рейтинг и как он определяется с помощью многокритериальных экспертных оценок?
5) Приведите пример построения экспертной методики для измерения рейтинга сформированности учебной деятельности.


2.3. МЕТОД ТЕСТОВ: НАДЕЖНОСТЬ,
ВАЛИДНОСТЬ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

1) Перечислить достоинства и недостатки метода тестов.
2) Как влияет «экзаменационный стресс» на результаты тестирования в зависимости от индивидуальности испытуемого?
3) Почему тестирование можно считать более надежным методом, чем традиционные формы выборочного контроля знаний?
4) Какие социальные преимущества дает создание независимой службы тестирования — независимой от школ, вузов и предприятий?
5) Каким образом осуществляется проверка надежности теста, с помощью какой статистической процедуры устанавливается индекс надежности?
6) Как соотносятся между собой валидность и надежность теста?
7) С помощью какой экспериментально-статистической процедуры измеряется валидность теста?
8) Чем проверка прогностической валидности теста отличается от проверки методом «известных групп»?
9) Как влияет выборка стандартизации на репрезентативность тестовых норм?
10) Приведите примеры стандартных шкал, используемых в психодиагностике?
11) Сколько процентов испытуемых выполняют тест с показателем ниже «среднее+сигма» на стандартной нормализованной шкале?
12) Чем использование «конверсионных таблиц» отличается от линейной стандартизации?
13) Как обеспечивается достоверность тестовых данных в ситуации клиента и в ситуации экспертизы?
14) Что такое «шкала лжи» и как ею пользоваться?


2.4. МЕТОДИКИ ШКАЛИРОВАНИЯ И САМООЦЕНКИ

1) Какие требования к уровню умственного развития ребенка предъявляют методики шкалирования?
2) Как конформизм ребенка влияет на валидность методик шкалирования и других психодиагностических методик?
3) Как можно смоделировать субъективный образ мира профессий с помощью методики «семантический дифференциал»?
4) Чем тест личностных конструктов отличается от семантического дифференциала?
5) В чем общий смысл использования факторного анализа при построении субъективных семантических пространств?
6) Как методика ранжирования качеств или рисунков может быть применена для измерения самооценки?
7) Почему методика парных сравнений может считаться более надежной процедурой измерения предпочтений, чем методика ранжирования?
8) Как можно применить методику сортировки для диагностики уровня сформированности системы понятий?


2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ:
РИСУНОК, РАССКАЗ, РОЛЕВАЯ ИГРА

1) Как явление «проекции» связано с открытой психоанализом сферой бессознательного в психической жизни человека?
2) Назовите примеры спонтанной проекции в обыденной жизни ребенка.
3) Какие ограничения уровень и структура умственного развития ребенка накладывает на использование вербальных и графических проективных методик?
4) Как проективные методики помогают определить зону внутреннего конфликта и причину эмоциональной дезадаптации (приведите конкретные примеры)?
5) Какие требования к профессиональным и личным качествам исполнителя предъявляют проективные методики и ролевые проективные игры?


2.6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

1) Как конкретно можно реализовать принцип информационного сотрудничества научно-методических центров и школ в области психодиагностики?
2) Что такое общефедеральные и региональные тестовые нормы и чем они отличаются друг от друга?
3) Какие функции школьного психолога может выполнять педагог-предметник, а какие функции должен выполнять только педагог-психолог?
4) В чем достоинства и недостатки варианта полной компьютеризации всех этапов психодиагностической работы?
5) Как технически можно совместить тестирование на бланках и компьютерную обработку и хранение психодиагностической информации?
6) В чем заключаются выгоды от использования компьютерных баз данных в психодиагностике?
7) Какими возможностями обеспечивают педагога-психолога и педагога-предметника универсальные компьютерные программы-оболочки для тестирования и обработки тестовых данных?
8) Какие новые возможности для развития психодиагностики в системе образования создают общефедеральные телекоммуникационные сети?


3.1. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

1) Как психодиагностическое обеспечение образовательных и воспитательных задач распределяется между педагогами-предметниками и школьным психологом?
2) Каким образом познавательная и личностная сферы психической жизни ребенка связаны с образовательной и воспитательной функциями школы?
3) Назовите несколько различных подходов к дифференцированному обучению и опишите роль психодиагностики в осуществлении каждого из подходов.
4) Можно ли совместить диагностику готовности к школе, нарушений в развитии и диагностику одаренности в едином диагностическом обследовании и какие это влечет за собой издержки?
5) Каковы преимущества и недостатки различных подходов к формированию классов (учебных групп) и какова роль социально-психологической диагностики в реализации этих подходов?
6) Кому и как должна предоставляться психодиагностическая информация при решении различных психодиагностических задач?
7) Как взаимосвязана психодиагностика и психологическая консультация, что общего и что различного в позициях диагноста и консультанта по отношению к испытуемому или клиенту (пациенту)?


3.2. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

1) Почему диагностика сформированности учебных навыков не является достаточной для определения уровня готовности к школе?
2) Назовите интеллектуальные компоненты школьной зрелости, как их формулируют зарубежная и отечественная школы детской психодиагностики.
3) Чем оправдано стремление тех или иных авторов выделить ЦЕНТРАЛЬНЫЙ элемент школьной зрелости: зрительно-моторную координацию, действие по образцу и т. п.?
4) Какие факторы личностной зрелости являются необходимыми компонентами школьной зрелости?
5) В чем заключаются практические выгоды и в чем состоит опасность широкого использования компьютерных методов при диагностике готовности к школе?


3.3. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

1) Какие физиологические причины обусловливают появление нарушений в психическом развитии?
2) Что такое первичные и вторичные дефекты и чем они отличаются между собой?
3) Почему тесты, измеряющие коэффициент интеллекта, не дают всей необходимой информации при диагностике нарушений развития?
4) Чем отличается педагогическая запущенность от задержки психического развития и умственной отсталости?
5) Что такое сензитивный период и в чем роль сензитивных периодов в формировании психических функций?
6) Как следует учитывать зону ближайшего развития при диагностике нарушенного развития?
7) По каким факторам психического развития различаются задержка психического развития и умственная отсталость в рамках структурного подхода?


3.4. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ
И СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ

1) Чем отличается объективная формула способности и субъективное восприятие способности?
2) Как соотносятся понятия «способность» и «свойство» по В. Д. Шадрикову?
3) Как этапы познавательной деятельности позволяют развести понятия «обучаемость», «креативность» и «тестовый интеллект»?
4) Что нового внес Г. Айзенк в развитие концепции общих способностей по сравнению с Ч. Спирменом?
5) Какую трактовку феномена креативности предложил Дж. Гилфорд?
6) Как различаются связанный и свободный интеллект по Дж. Кэттеллу?
7) Чем иерархические модели интеллекта отличаются от одноуровневых многофакторных моделей?
8) Какое понимание креативности предложил Е. Торранс и какими методами он предложил тестировать креативность?
9) Чем различаются разные подходы к трактовке связи между интеллектом и креативностью?
10) Назовите личностные особенности учеников с различным соотношением уровней интеллектуальности и творческих способностей.


3.5. ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ПРЕДМЕТНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

1) Как различаются интеллект и умственное развитие по К. М. Гуревичу?
2) Каковы теоретические и фактические данные, подтверждающие тезис о «нормативности» интеллектуального и личностного развития?
3) Как формируется социально-психологический норматив?
4) Назовите субтесты Векслера и поясните их назначение?
5) Опишите назначение и устройства теста Равена.
6) Как можно расположить тесты ГИТ, ШТУР, АСТУР по возрастной шкале?
7) Что отличает задания тестов ШТУР и АСТУР от заданий традиционных интеллектуальных тестов?
8) Как подсчитывается стандартный балл по отдельным шкалам ШТУР и АСТУР, в чем специфика этого подсчета по сравнению с традиционными тестами интеллекта?
9) Чем диагностика учебных достижений отличается от диагностики умственного развития?
10) Какие психолого-педагогические коррекционные мероприятия могут быть рекомендованы по результатам тестирования умственного развития учащихся?


3.6. ТЕСТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ:
КОМПЬЮТЕРНОЕ АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

1) Чем различаются субшкалы ТУР и ТОЗ?
2) Какой американский тест может считаться прообразом ТОЗ?
3) Какова схема проверки прогностической валидности ТОЗ?
4) Как обеспечивается информационная безопасность при проведении и распространении ТОЗ и какова в этом роль компьютерной версии ТОЗ
5) Что такое адаптивное тестирование?
6) Опишите трехуровневый алгоритм адаптивного тестирования.
7) Опишите алгоритм сходящихся порогов.


3.7. ОПЕРАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ

1) Чем различаются декларативный и операциональный уровни усвоения знаний?
2) Какие тестовые задания затрагивают только уровень ассоциативного мышления, а какие тестовые задания позволяют диагностировать концептуальное мышление?
3) Что такое психологика испытуемого и какие стратегии выполнения тестов испытуемым должен учитывать составитель тестовых заданий?
4) Опишите логико-семантическую классификацию тестовых заданий о соответствующими примерами.
5) Что такое тематическая репрезентативность теста и как ее обеспечить?
6) Как измерить трудность тестового задания на практике?


3.8. ТЕСТИРОВАНИЕ И ТРЕНИНГ
В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ

1) Какова роль образно-концептуальных моделей в компьютерных играх?
2) Каковы санитарно-гигиенические ограничения продолжительности занятий за компьютером для школьников?
3) В чем проявляется негативный психолого-педагогический эффект коммерческих компьютерных игр?
4) Какие особенности индивидуального отношения к компьютерным играм у детей имеют психодиагностическое значение?
5) Как можно использовать компьютерные игры для коррекции эмоционально незрелой реакции ребенка на успехи и неудачи?
6) Как проявляется в компьютерных играх когнитивный стиль ребенка?
7) В чем недостатки компьютерных игровых тестов по сравнению с развлекательными играми и традиционными тестами?
8) Перечислить 4 типа игровых тестовых программ.
9) Назвать примеры проверки валидности компьютерных игровых методик.


3.9. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1) В чем состоят особые требования к поведению экспериментатора при проведении диагностического обследования дошкольников?
2) Что такое «шкалы развития»? Приведите примеры.
3) Какие области поведения охватывает Шкала Адаптивного Поведения?
4) Назовите субтесты Двигательного теста Озерецкого?
5) На каких теоретико-методических принципах основан комплекс методик, разработанных Венгером?


4.1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

1) Чем различаются по своему назначению аттестационные и оперативные школьные оценки предметной успеваемости?
2) В чем заключается методический принцип «Контрольных списков прилагательных» как методического приема для стандартизации экспертной оценки результатов педагогического наблюдения?
3) Назовите «Большую пятерку» характерологических факторов личности.
4) Что такое «экономичная оптимальность» как свойство факторной системы, образующей профиль индивидуальности?
5) Приведите пример циркограммы личностных качеств.
6) Как следует примерять «оценочное сравнение» по отношению к учебникам с различным профилем индивидуальности?
7) Какие виды наказаний противопоказаны в отношении гиперактивных детей?
8) В чем заключается принцип «гармонизирующей компенсации»?


4.2. АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ПРИЧИН ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА

1) Какую роль в появлении эмоциональной дезадаптации играют возрастные кризисы и стрессовые ситуации?
2) Назовите признаки эмоционального стресса — на физиологическом и поведенческом уровне.
3) Каковы проявления эмоциональной дезадаптации в учебной деятельности и в отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми?
4) Что называется фазой «дистресса» в развитии эмоциональной дезадаптации?
5) Чем отличается причинный подход от описательно-симптомологического в диагностике эмоциональной дезадаптации?
6) Как и при каких условиях акцентуации характера трансформируются патологические черты характера?
7) Как можно локализовать источник внутреннего конфликта с помощью беседы и проективных методик?
8) В чем специфика школьной дезадаптапии по отношению к общему случаю эмоционально-личностной дезадаптации?
9) Как взаимодействуют между собой уровень притязаний (самооценка) учащегося и присущая его индивидуальности форма кривой обучаемости?
10) Опишите пример дисгармонии развития познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка.


4.3. ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ
В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА

1) Почему при диагностике асоциального поведения подростка не срабатывают обычные тест-опросники?
2) Каковы основные задачи в диагностике отклоняющегося поведения?
3) Какие особенности поведения и системы представлений подростков лежат в основе «поиска пределов допустимого»?
4) Что такое отсчет от нормативов при диагностике величины отклонения? Как определяются эти нормативы?
5) Какие барьеры должен преодолевать психодиагност при установлении контакта с подростком?
6) Какую роль играют слова-представления (личностные конструкты) в становлении сознания и самосознания подростка?
7) Опишите общую схему методик «соотнесение качеств» и «самооценка-самовыражение».


4.4. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

1) Какое значение имеют межличностные отношения в классе для школьника?
2) Чем неформальная структура отношений в коллективе отличается от формальной?
3) Что такое социально-психологический статус и как его измерить?
4) Опишите социометрическую методику и приведите пример социометрических критериев.
5) Чем различаются «звезды» и «лидеры» в классе?
6) Опишите различные возможные типы социально-психологической структуры класса.
7) Чем различаются взаимоотношения в классе в младшем, среднем и старшем школьном возрасте?
8) Опишите этапы развития группы — по Стенфорду—Роарку, А. В. Петровскому и Л. И. Уманскому.
9) Чем отличаются группа-коллектив и группа-корпорация?
10) Какова роль учителя в формировании коллектива класса на разных этапах его становления?


4.5. ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

1) В чем заключаются три фазы профконсультации по Парсонсу?
2) Каковы недостатки директивно-диагностического подхода к профконсультации?
3) Чем директивно-воспитательная концепция профконсультации отличается от психоаналитической, гуманистической и активизирующей?
4) Какова роль психодиагностики в рамках развивающей, активизирующей профконсультации?
5) Чем различаются содержательная и динамическая стороны профессиональной деятельности и каким образом они должны учитываться в профконсультационной психодиагностике?
6) Какое место в профконсультации занимает психофизиологическая диагностика, диагностика способностей и интересов оптанта?
7) Опишите типовые запросы клиента в профконсультации




























2. ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ — разновидность тестирования, при которой порядок предъявления заданий (или трудность заданий) зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания. В настоящее время AT реализуется в основном в виде различных алгоритмов компьютерного тестирования.
АКЦЕНТУАЦИЯ — значимое отклонение черт характера данного индивида от среднестатистической нормы. Как правило, принято различать умеренную и патологическую, дезадаптивную степень акцентуации.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, в основе которого лежит определенная система признаков, на основании фиксации которых объект наблюдения относится к определенной категории.
АНКЕТА — перечень вопросов, предназначенный для письменного опроса. В отличие от тест-опросников анкета, как правило, не предполагает подсчет баллов по ключам и чаще используется для социологических обследований общественного мнения, чем для психодиагностики.
АППАРАТУРНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, в которых испытуемый взаимодействует с определенным автоматом (аппаратом). При этом регистрируется не столько содержание реакций (не содержание ответов, как при компьютерной форме тестирования), сколько скоростно-силовые параметры поведения.
АРТЕФАКТ — искусственный, ложный факт, полученный в результате неправильного применения методики. Классический пример артефакта в психодиагностике — артефакт «социальной желательности». Многие артефакты порождаются либо «инструментальной ошибкой (см. )», либо неправильными действиями диагноста. Примеры последних см. в статье «Ошибка диагноста».
АТТЕСТАЦИЯ — оценочное заключение, закрепленное в форме документа, присваивающего человеку определенную образовательную или профессиональную квалификацию или должность.
БАНК ЗАДАНИЙ — широкий перечень тестовых заданий, из которых черпается набор тестовых заданий, предъявляемых данному конкретному испытуемому.
БЛАНКОВОЕ (БУКЛЕТНОЕ) ТЕСТИРОВАНИЕ — проведение стандартизированного теста в форме «бумажной технологии» — с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания.
ВАЛИДНОСТЬ — обоснованность методики. В. — одна из основных психометрических характеристик психодиагностической методики. В. указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле В. включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства (см. Область валидности).
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ — частные варианты психодиагностических норм, собранные для детей разного возраста.
ВЫБОРКА СТАНДАРТИЗАЦИИ — множество испытуемых, на котором собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР «G» — фактор, дающий вклад в результаты всех интеллектуальных субтестов, т. е. присутствующий во всех частных и относительно общих способностях. Согласно различным концепциям, фактор «G» трактуется как уровень «обучаемости», «умственный темп» и т. п.
ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, направленные на диагностику психических свойств индивидов на основе их рисунков, созданных на основании образов памяти и воображения.
ГРАФИЧЕСКОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ — процедура субъективного оценивания (шкалирования), согласно которой индивид выносит свои суждения, делая отметки на сплошной графической (вертикальной или горизонтальной) шкале.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ — методика диагностики уровня развития психомоторной координации. От испытуемого требуется производить различные физические движения и манипулировать объектами.
ДЕЛИНКВЕНТ — индивид, совершающий мелкие правонарушения на основе усвоения асоциальных норм и представлений.
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ СЕЛЕКЦИЯ — отбор детей с нарушениями развития во вспомогательные школы.
ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ — диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ — это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике — класс людей), которым выносится единый диагноз — диагностическое заключение. В медицине — это заключение о наличии определенного заболевания. В психодиагностике — это заключение об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т. п.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ — это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ — это не наблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ — конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. «Обследование» следует отличать от «исследования»: последнее направлено на получение обобщенного знания (проверку теоретических гипотез), тогда как обследование — на получение конкретных знаний о конкретном объекте.
ДИАГНОСТОГРАММА — схема соответствия диагностических факторов и диагностических категорий, включающая в ряде случаев ссылку на методические приемы получения информации о факторах, а в наиболее формализованных случаях — развернутый алгоритм диагностического поиска, совмещенный с моделью принятия решения о методах психологического и непсихологического (административного, педагогического) вмешательства. В одном из простейших случаев функцию диагностограммы выполняет в психологии ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ.
ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ — дифференцирующая, различающая способность теста в целом или отдельного тестового задания. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью.
ДИСТРАКТОР — это ложная, отвлекающая альтернатива среди перечня возможных ответов на вопрос тестового задания.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ТЕСТА — психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений.
ИГРОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ПРОГРАММЫ — компьютерные программы, предназначенные для измерений определенных психических свойств, знаний или навыков, в которых реализован игровой принцип взаимодействия компьютера с испытуемым.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА — ошибка диагностики, приводящая к снижению валидности диагностической информации вследствие особого взаимодействия инструмента измерения (диагностической методики) с объектом измерения (испытуемым). Источники ИО — неправильное понимание инструкции, особые мотивационные искажения, наличие предыдущего опыта выполнения данной или сходной методики и т. п. ИО можно сократить только путем параллельного применения различных методических приемов с целью независимой проверки правильности полученных результатов.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ РЕЙТИНГ — обобщенная оценка индивида, построенная с помощью суммирования оценок, полученных от нескольких независимых экспертов по совокупности нескольких критериев, имеющих в общем случае разную значимость (вес) в суммарной оценке.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — см. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА.
ИНТЕРВЬЮ — метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т. п.).
ИПСАТИВНЫЕ НОРМЫ — такой выбор базы сравнения для оценки индивидуальных баллов, при котором индивидуальные баллы сравниваются с показателями того же индивида по другим шкалам или по тем же шкалам в прежних сеансах тестирования.
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ — неформализованный и нестандартизированный метод анализа, в ходе которого исполнитель каждый раз вырабатывает специфическую логику сопоставления различных диагностических данных (признаков, симптомов) и не ограничивает себя заданным набором диагностических категорий. Применение качественного анализа неизбежно в тех случаях, когда состав признаков, существенных для диагностического вывода, непредсказуемо меняется от случая к случаю (от объекта к объекту). КА сближается с методом построения так называемых «теорий одного случая». КА требует самой высокой квалификации от исполнителя, в частности умения обосновывать и документировать свой приемы и выводы. Без этого КА лишается признаков научности. Иногда под КА ошибочно подразумевается использование фиксированного набора бинарных диагностических факторов-категорий (имеющих лишь две логические градации выраженности — «есть / нет») и их логических комбинаций.
КВАРТИЛЬ — граница на шкале измеряемого (тестируемого) свойства, отделяющая 25 процентов испытуемых от выборки стандартизации. Различаются три квартиля: Q1 — первые 25 процентов, Q2 — 50 процентов (медиана), Q3 — 75 процентов.
КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — нестандартизованные методы психодиагностики, требующие применения экспертного опыта и интуиции. Близкие термины — экспертные методы, диалоговые методы.
КЛЮЧ К ТЕСТУ — набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовые задания, позволяющий подсчитать (путем взвешенного суммирования) сырой тестовый балл испытуемого по шкале измеряемого психического свойства.
КОДИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ — этап организации процедуры стандартизованного наблюдения, который состоит в присвоении наблюдаемым признакам определенных стандартизованных обозначений (кодов, номеров), с помощью которых эти признаки фиксируются в протоколе наблюдения.
КОМПЬЮТЕРНОЕ СКАНИРОВАНИЕ ДАННЫХ — автоматическое считывание информации с бланков в память компьютера с помощью специального устройства оптического ввода — сканера.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ — тесты, которые предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными.
КОНВЕРСИОННАЯ ТАБЛИЦА — это таблица перевода сырых баллов в стандартные баллы. В ней приводится полный перечень соответствий между интервалами сырой шкалы и интервалами стандартной шкалы.
КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ — способность более краткого и дешевого теста давать диагностическую информацию, не менее надежную и валидную, чем другой известный, но более продолжительный тест.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик) путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков. Принципы КА могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик.
КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ — перечень гипотетических характеристик объекта оценки, выраженных в форме прилагательных, в частности, прилагательных, обозначающих личностные качества человека. Респондент отмечает среди прилагательных те, которые относятся к объекту оценки. Вариант методики, близкий к КСП, — методика шкалирования с использованием т.н. «униполярных шкал», в которых в отличие от семантического дифференциала обозначен только один полюс из двух.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого (в общем случае, от делового партнера, от участника переговоров, собеседника), или в общем случае ограничение ее распространения кругом лицом, о котором испытуемый был заранее извещен.
КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТ — статистический показатель степени и направленности взаимосвязи между двумя случайными величинами. В частном случае это может быть связь между результатами первого и повторного тестирования (см. Ретестовая надежность), между тестовым и критериальным показателем (см. Валидность, Критериальный показатель) и т. п. Отрицательная корреляция указывает на обратную зависимость — рост значения одного показателя сопровождается падением значения другого.
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — статистическое научное исследование, в ходе которого устанавливаются связи (статистические корреляции) между параметрами, которые экспериментатор может только регистрировать (измерять), но не может контролировать.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ — количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Латинское обозначение — IQ (Intelligence Quotient). Среднее значение КИ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах — 15).
КРЕАТИВНОСТЬ — изобретательность мышления.
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — такое реальное социальное (производственное, учебное и пр.) поведение, которое дает бинарный критериальный показатель для проверки валидности теста (см.). Примеры критериального поведения — правонарушение, обращение к врачу, совершение научного открытия или изобретения и т. п. Синоним — критериальное событие. При проверке валидности между баллом теста и фактом критериального поведения рассчитывается точечно-бисериальный или четырехклеточный коэффициент корреляции.
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — диагностические нормы, в которых задано соответствие между тестовыми баллами по шкале измеряемого свойства и уровнем критериального показателя. В случае критериального поведения КН указывают на вероятность появления критериального поведения при данном значении тестового балла.
КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — количественный (или градуальный) показатель той деятельности, ради прогноза которой создается тест. Это, например, производительность труда, успеваемость, уровень физического здоровья и т. п. Такой показатель выделяется при организации исследования по проверке социально-прагматической валидности теста. Между ним и баллом по тесту рассчитывается статистическая корреляция (см.).
КРИТЕРИЙ ВАЛИДНОСТИ — источник информации об измеряемом психическом свойстве. В частном случае это «критериальный показатель» (см.). В более общем случае это балл по другому тесту (при научной валидизации теста) или оценки экспертов и другие источники информации для проверки валидности.
ЛИНЕЙНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ — перевод исходных («сырых») баллов по тесту в стандартную шкалу путем применения формулы линейного преобразования — путем вычитания среднего по выборке и деления на стандартное отклонение.
ЛИЦЕНЗИЯ — разрешение на определенную деятельность, которое выдается организацией, обладающей компетенцией для оценки соответствия этой деятельности определенным профессиональным нормативам.
ЛИЧНОСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА — диагностика, направленная на получение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека. Диагностика знаний, способностей и достижений традиционно не относится к сфере ЛД.
ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ — индивидуальный обобщенный различающий признак, которым индивид активно пользуется для различения каких-то объектов и обозначения внутреннего обоснования своего способа взаимодействия с этими объектами. Вербальные ЛК образуют систему слов-представлений (см.).
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию (тестирования) определенных показателей через определенные промежутки времени с целью определения динамики изменения и взаимовлияния данных показателей.
МАГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — антинаучная система диагностики, постулирующая принципиальную непознаваемость и необъяснимость (иррациональность) связи между диагностическими признаками и диагностическими категориями и возможность выведения диагностических заключений только «посвященными» лицами, получившими доступ к иррациональному знанию.
МАТЕРИАЛ НАБЛЮДЕНИЯ — зафиксированные в форме фотоснимков, звуко- и кинозаписи определенные факты (поступки, события) в поведении наблюдаемого объекта.
МЕТОД — широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется «техникой».
МЕТОДИКА — конкретная, частная процедура, или система действии, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).
МЕТОД НЕЗАВИСИМЫХ СУДЕЙ — метод экспертной оценки, предполагающий вынесение суждений (оценок) несколькими экспертами, каждый из которых не имеет ни знаний об оценках других экспертов, ни возможности повлиять на их оценки.
МОДЕМ — устройство, позволяющее кодировать и декодировать компьютерную информацию в сигнал, посылаемый по телефонному кабелю. Используется для межкомпьютерной связи по телефонным линиям.
МОТИВАЦИОННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ — искажение результатов тестирования в результате особой мотивации, возникающей у испытуемого под влиянием самой ситуации тестирования.
МОТИВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ — психические свойства индивида, определяющие скорее выбор направленности деятельности, чем выбор способа деятельности (см. Стилевые черты). При макроанализе деятельности (в широкой временной перспективе, как например, при проектировании карьеры) некоторые более узкие, локальные мотивационные черты могут восприниматься наблюдателем как стилевые. Так что отличие мотивационных черт от стилевых следует считать относительным. Иногда в силу наличия круговой причинности во взаимосвязи психических явлений и свойств мотивационные черты связываются со способностями в единый комплекс. Так происходит, например, при развитии склонностей.
НАДЕЖНОСТЬ-ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК — интегральный показатель, получаемый путем расчета степени согласованности (скоррелированности) экспертных оценок. В этом показателе одновременно учитывается и стабильность оценок (надежность), и степень их соответствия оцениваемому показателю (валидность).
НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА — стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех (шумовых, случайных факторов обследования). Синоним — точность теста.
НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — частичное распределение значений интегративного тестового показателя, которое возникает в результате воздействия на этот показатель со стороны множества факторов — случайных и разнонаправленных. Математик Карл Гаусс предложил функцию, описывающую HP. Графическая кривая HP имеет характерную колоколообразную форму.
НОРМАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ — решение, которое принимается по результатам психодиагностики и состоит в приеме кандидата в учебную группу или на работу в определенной профессиональной роли в том случае, когда его результаты по тесту соответствуют определенным нормативным требованиям.
ОБЛАСТЬ ВАЛИДНОСТИ — множество ситуаций, в которых проявляется диагностируемое психическое свойство. Более глобальные (универсальные) свойства имеют более широкую область валидности.
ОБОЛОЧКА БАЗ ДАННЫХ — инструментальная программная система для компьютера, которая позволяет создавать разнообразные базы данных с различными признаками (информационными полями) для объектов разного типа (учащиеся, учителя, книги, учебное оборудование и т. п.).
ОБОЛОЧКА ТЕСТОВОГО ДИАЛОГА — инструментальная программная система для компьютера, которая позволяет непрофессиональному пользователю (не владеющему программированием) создавать компьютерные тесты.
ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — эксперимент, в ходе которого определенные психические свойства (понятия, умственные навыки и умения) формируются с заданными свойствами в результате активного, целенаправленного и методичного воздействия на учащегося. В коррекционно-диагностической практике некоторые приемы обучающего эксперимента могут быть использованы для выявления так называемой «зоны ближайшего развития» и прощупывания возможностей для оперативной коррекции дефекта развития.
ОДАРЕННОСТЬ — 1) общая одаренность — общая психогенетическая (наследственная) предпосылка развития разнообразных частных и общих способностей, 2) частная одаренность — психогенетическая предпосылка для развития определенной частной и специальной способности.
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ — знания, позволяющие их носителю определенным образом действовать — оперировать с объектами, применяя при этом определенные умения. Наиболее иллюстративный пример операционального знания — знание, изложенное в форме алгоритма.
ОПИСАТЕЛЬНО-СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — диагностика, которая регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Их регистрация позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не позволяет понять и скорректировать истинных причин развития, что особенно важно в случае появления нарушений развития, отклонений в поведении или личностно-эмоциональной дезадаптации.

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign