LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

В. В. Орлова. Общеизвестные товарные знаки в Российской Федерации: современное состояние и перспективы. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2001. - 138 с.
Настоящее издание содержит обзор российского законодательства, посвященного правовой охране общеизвестных товарных знаков. Автор анализирует современное состояние правовой охраны общеизвестных товарных знаков в России, указывает на направления ее совершенствования. В качестве приложений издание содержит соответствующие нормативные акты и исключения из них.
© В. В. Орлова, 2001 © ИНИЦ Роспатента, 2001

ВВЕДЕНИЕ
Правовая охрана общеизвестных товарных знаков является, пожалуй, одной из наиболее важных проблем в сфере применения товарных знаков. Вопрос этот важен и актуален, но не нов. Длительное время он привлекает внимание большого количества людей - владельцев товарных знаков, потребителей товаров, маркированных такими товарными знаками, специалистов в области их охраны, сотрудников правоохранительных органов, судей. Необходимость охраны некоторых товарных знаков без их регистрации в компетентных государственных органах была признана в начале прошлого столетия и нашла свое отражение в 1925 году в Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Спустя почти 70 лет после этого необходимость охраны общеизвестных товарных знаков была подтверждена еще одним международным договором - Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 года (Соглашение TRIPS). TRIPS не только подтверждает необходимость правовой охраны общеизвестных товарных знаков, но и устанавливает возможность их более широкой, по сравнению с установленной Парижской конвенцией, охраны при определенных условиях.
С принятием TRIPS международная деятельность по совершенствованию правовой охраны общеизвестных товарных знаков не остановилась. Всемирная организация интеллектуальной собственности в рамках специально созданного комитета экспертов в 1995 году начала исследовательский процесс, целью которого являлась разработка международного документа, более детально регламентирующего процедуры признания товарных знаков общеизвестными.
Россия также не оставалась в стороне от этих процессов. Исследования по этому вопросу, хотя и не в очень значительных масштабах, начали проводиться патентным ведомством еще в 80-х годах прошлого столетия, в частности, в рамках Совета экономической взаимопомощи. Особенно интенсивными они стали в 1995-1997 годах. И наконец, в 2000 году появился результат этих исследований и горячих обсуждений - Правила признания товарного
3
знака общеизвестным в Российской Федерации - и сегодня мы можем говорить уже о годовой практике применения этого нормативно-правового акта. Эта практика, так же как практика других стран по применению TRIPS, Парижской конвенции, а также результаты исследований под эгидой ВОИС дали специалистам российского патентного ведомства большой материал для дальнейшего правового регулирования охраны общеизвестных товарных знаков в России, в частности, для подготовки соответствующих дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Представляется, что эти дополнения не только приведут российское законодательство о товарных знаках в полное соответствие с положениями TRIPS, что будет способствовать присоединению России к Всемирной торговой организации, но еще в большей степени будут способствовать защите прав владельцев общеизвестных товарных знаков. Это обстоятельство, в свою очередь, должно оказать положительное влияние и на дальнейшее совершенствование качества продукции, маркируемой этими знаками, и на увеличение ее количества, что, в конечном итоге, отвечает интересам российских потребителей.

I
Правовое регулирование охраны общеизвестных товарных знаков в России
Возможность предоставления в России правовой охраны общеизвестным товарным знакам формально существовала давно. Она основывалась и основывается на участии России в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, положениях Конституций, действовавших в разные периоды истории России, которые устанавливали главенство международных договоров в случаях несоответствия им положений отечественного законодательства. На возможность правовой охраны общеизвестных товарных знаков указывали нормы Положения о товарных знаках 1974 года и соответствующих инструктивных документов патентного ведомства. С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» правовое регулирование этого вопроса осуществляется на основе положений пункта 1 статьи 2 Закона, предусматривающего, что правовая охрана товарного знака в Российской Федерации может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации, а также в силу положений пункта 1 статьи 7 Закона, предусматривающего, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации.
Вместе с тем до 1998 года такая возможность, по существу, не могла быть реализована напрямую, так как не был определен орган, компетентный принимать решения о признании товарных знаков общеизвестными. Хотя суды в целях реализации положений действующего международного договора (Парижской конвенции по охране промышленной собственности) могли принимать заявления о признании юридического факта общеизвестности товарного знака и выносить соответствующие решения.
В 1998 году Правительство Российской Федерации определило орган, компетентный признавать товарные знаки общеизвестными. 30 марта 1998 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 367 «Об образовании Высшей патентной пала-
5
ты Российского агентства по патентам и товарным знакам». Этим постановлением было утверждено Положение о Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам, пунктом 4 которого установлено, что «Высшая патентная палата Роспатента рассматривает жалобы на решения Апелляционной палаты Российского агентства по патентам и товарным знакам, заявления и ходатайства, связанные с предоставлением, ограничением, прекращением действия исключительных прав на объекты промышленной собственности и их использованием, отнесенные Патентным законом Российской Федерации и Законом Российской Федерации „О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" к компетенции Высшей патентной палаты Российской Федерации, а также заявления о признании товарных знаков общеизвестными в соответствии с международными договорами Российской Федерации».
В том же 1998 году были приняты Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Роспатента. В отношении общеизвестных товарных знаков этот документ регламентирует в основном процедурные вопросы. В частности, он определяет порядок подачи заявления о признании товарного знака общеизвестным, сроки его рассмотрения в Высшей патентной палате, виды решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения заявления.
Определяя условия подачи заявлений, эти Правила устанавливают, что заявление о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации подается лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным. Такое лицо может подать заявление непосредственно либо через своего представителя. Если это лицо проживает или имеет постоянное местонахождение за пределами Российской Федерации, то подача заявления, ведение по нему переписки с Высшей патентной палатой, участие в заседании коллегии могут осуществляться только через патентных поверенных, зарегистрированных в Роспатенте (за исключением случаев, когда иной порядок предусмотрен двусторонними соглашениями Российской Федерации с государствами - бывшими субъектами СССР, другими международными договорами Российской Федерации). Если заявление подается через представителя, в том числе через патентного поверенного, то к заявлению обязательно должна быть приложена доверенность, требования к которой устанавливаются гражданским законодательством. Правила особо подчеркивают, что любые действия представителя в пределах предоставленных ему полномочий или любые действия Высшей патентной палаты по отношению к представителю имеют те же послед-
6

ствия, что и действия лица, выдавшего доверенность, или действия по отношению к лицу, выдавшему доверенность.
Теперь - о требованиях к самому заявлению. В соответствии с абзацем вторым пункта 2.2 Правил в заявлении должно быть приведено полное официальное наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (если оно имеется) физического лица. Кроме того, обязательно должен быть указан адрес для переписки.
Если заявление касается признания общеизвестным товарным знаком зарегистрированного товарного знака, то в заявлении указывается номер свидетельства на товарный знак или номер международной регистрации, если же заявление касается признания общеизвестным товарным знаком обозначения, не зарегистрированного в качестве товарного знака, то в заявлении указывается номер заявки на регистрацию товарного знака.
К заявлению о признании товарного знака общеизвестным в соответствии с пунктом 2.4 Правил должен быть приложен надлежаще оформленный документ об уплате пошлины в размере, установленном Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров. В соответствии с пунктом 2 «н» названного Положения пошлина за подачу в Высшую патентную палату Роспатента заявления о признании товарного знака общеизвестным составляет 16 минимальных размеров оплаты труда, для иностранных заявителей размер пошлины составляет 1600 долларов США.
Пунктом 7 Положения определено, что пошлины уплачиваются в установленном порядке путем перевода соответствующих сумм на расчетный счет уполномоченной организации, а документом, подтверждающим уплату пошлины, является копия платежного поручения, имеющего штамп банка об оплате, или квитанция банка об уплате пошлины наличными средствами либо перечислением с лицевого счета. Кроме того, платежный документ должен содержать указание действия, за которое уплачена пошлина, номер или краткое описание товарного знака. Документ, в котором отсутствуют указанные сведения, является недействительным.
Правилами установлено, что, если пошлина уплачена в меньшем размере и (или) документ оформлен неправильно или вообще отсутствует документ об уплате пошлины, заявление не принимается к рассмотрению.
Как следует из Положения о пошлинах, уплаченная пошлина возврату не подлежит, за исключением некоторых специально ого-
7
воренных случаев. В связи с этим Правилами определено, что по просьбе лица, подавшего заявление, излишне уплаченная сумма пошлины или сумма пошлины, уплаченная за подачу заявления, не принятого к рассмотрению, возвращается или засчитывается в установленном порядке в счет уплаты других пошлин.
Правилами установлены еще два условия общего порядка: 1) заявление должно содержать фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака; 2) представление дополнительных материалов к заявлению не допускается, если они содержат иные, чем в заявлении, фактические данные (такие материалы могут быть оформлены в качестве самостоятельного заявления).
Из вышесказанного видно, что Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам не раскрывают ни перечня данных, подтверждающих общеизвестность товарного знака, ни их содержания. Это представляется справедливым, поскольку названные Правила относятся к большому числу самых разнообразных обращений в Высшую патентную палату, и детальная регламентация по каждому из видов обращений весьма утяжелила бы документ и сделала бы затруднительным его использование. Вместе с тем, учитывая чрезвычайную сложность правовой охраны общеизвестных товарных знаков, а также отсутствие в России опыта охраны этой категории товарных знаков, на современном этапе представляется крайне необходимой подробная регламентация всех вопросов, связанных с признанием товарного знака общеизвестным. Для достижения этой цели патентным ведомством были разработаны Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации1.
Выше уже указывалось, в отношении каких товарных знаков или обозначений могут подаваться заявления об их признании общеизвестными в Российской Федерации (пункт 2.2 Правил подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патент-
' Разрабатывались эти Правила довольно долго. Одна из причин - это первый в мире, насколько нам известно, нормативный документ, посвященный правовой охране общеизвестных товарных знаков. Вторая причина в том, что лишь в 1999 году ВОИС завершила многолетнюю работу по созданию международного документа о правовой охране общеизвестных товарных знаков. В сентябре 1999 года Генеральная Ассамблея ВОИС и Ассамблея Парижского союза приняли Совместную резолюцию о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков. Специалисты патентного ведомства, принимавшие участие в подготовке этой Резолюции, стремились максимально гармонизировать положения Правил с положениями Резолюции. Насколько нам это удалось, покажет, вероятно, практика применения Правил.
8

ной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам). Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации подробно раскрывают это указание. Сделано это следующим образом. В самом начале документа дано определение общеизвестного в России товарного знака. Это определение довольно объемное. Таким оно получилось из-за того, что в нем перечисляются виды товарных знаков (обозначений), которым может быть предоставлена правовая охрана как общеизвестным товарным знакам, а также указываются признаки, наличие которых позволяет признавать товарные знаки общеизвестными. Итак, какие же товарные знаки могут быть признаны в России общеизвестными?
Правила указывают на три их вида. Такая классификация обусловлена наличием или отсутствием у обозначения правовой охраны в качестве товарного знака, а также основаниями предоставления товарным знакам правовой охраны на территории России. Таким образом, речь идет:
о товарных знаках, охраняемых на территории России на
основании государственной регистрации (т. е. о товарных знаках,
заявки на которые подавались по национальной процедуре);
о товарных знаках, охраняемых на территории России без
регистрации в силу международных договоров Российской Феде
рации (т. е. о товарных знаках, охрана которых получена в соот
ветствии с Мадридским соглашением о международной регистра
ции знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению);
об обозначениях, используемых в качестве товарных знаков,
но не имеющих правовой охраны на территории России (т. е. об
обозначениях, в отношении которых, например, поданы заявки по
национальной процедуре или испрошена охрана в рамках Мадрид
ского соглашения или Протокола к нему, но решения патентного
ведомства о регистрации или предоставлении охраны еще нет).
Правила определяют признаки общеизвестного товарного знака, которые основываются на положениях статьи 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности и, соответственно, на положениях Совместной резолюции. Среди этих признаков:
интенсивное использование;
широкая известность в Российской Федерации среди соответст
вующих групп населения;
широкая известность такого товарного знака как товарного
знака, которым обозначаются товары определенного изготовителя.
Совершенно очевидно, что в силу своего статуса Правила не раскрывают содержание этих признаков. Вместе с тем представляется возможным охарактеризовать их некоторым образом.
9
Так, Правила не определяют срок, в течение которого товарный знак должен интенсивно использоваться. Очевидно, что в зависимости от конкретной ситуации этот срок может быть разным. Его продолжительность может, например, зависеть от интенсивности рекламной компании, интенсивности освоения рынка, от вида товара и т.д. Следует также иметь в виду, что Правила не содержат условия интенсивного использования на территории России. Иными словами, во внимание будет приниматься интенсивное использование товарного знака и вне пределов России.
Следует иметь в виду, что признак интенсивного использования нельзя рассматривать в отрыве от признака широкой известности товарного знака. Он должен быть широко известен именно в России. При рассмотрении вопроса об общеизвестности товарного знака в России во внимание принимается широкая известность или даже общеизвестность товарного знака в других странах, однако основное внимание, конечно же, будет уделено широкой известности товарного знака именно в России.
Определения признака широкой известности в Правилах нет. Очевидно, что установить его конкретные параметры не то чтобы трудно, а просто невозможно. Представляется, что о широкой известности товарного знака можно судить по сведениям о том, где и в каких объемах (абсолютных и относительных) использовался товарный знак, по сведениям об объемах рекламы и - что, вероятно, является очень важным и значимым - по результатам опроса потребителей товаров на предмет общеизвестности товарного знака. Содержание этого признака всегда вызывало оживленные дискуссии как на комитетах экспертов в ВОИС, так и внутри страны на страницах печати, при обсуждении проекта Правил на различного рода конференциях и т.п.
Изначально предполагалось, что Правила будут содержать указания на примерные цифры, являющиеся свидетельством широкой известности товарного знака среди определенных групп населения. Эти цифры предполагалось включить в Приложение к Правилам, в так называемый Регламент опроса потребителей по общеизвестности товарного знака.
Однако при согласовании проекта Правил с Министерством юстиции России было решено, что Регламент не будет прилагаться к Правилам. Вместо этого патентное ведомство разработает соответствующие методические рекомендации. В настоящее время такой документ разработан и введен в действие. Речь идет о Рекомендациях по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации, предназначенных
10

для владельцев товарных знаков, их представителей, в том числе патентных поверенных, специалистов патентного ведомства.
Характеризуя в общем виде подходы, которые ведомство предлагает применять к проведению опроса потребителей, можно указать на следующее.
Опрос должен осуществляться независимой организацией, специализирующейся в сфере проведения социологических исследований.
Рекомендации указывают на примерное число населенных пунктов Российской Федерации, в которых должен проводиться опрос потребителей. Это примерно шесть населенных пунктов. Как представляется, весьма показательными были бы результаты опроса, проведенного в таких крупнейших деловых центрах страны, как Москва и Санкт-Петербург. Хотя, в зависимости от конкретного товара (услуги), это, конечно, могут быть другие города. Именно такой подход предусмотрен Рекомендациями в отношении остальных городов, в которых предполагается проводить опрос. Так, пунктом 3.3 Рекомендаций установлено: «...остальные населенные пункты определяются лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным, исходя из характера его деятельности по производству товаров и (или) оказанию услуг».
Совершенно очевидно, что результаты опроса должны соответствовать реальному положению дел, т. е. быть объективными. В связи с этим Рекомендации, исходя из практики и методик проведения социологических опросов, устанавливают, что максимальное количество опрошенных не ограничивается, а вот минимальное, как правило, не должно быть менее 500 в каких-либо двух населенных пунктах и менее 125 в каждом из остальных населенных пунктов.
Как уже указывалось выше, при анализе признаков общеизвестности товарного знака, товарный знак должен иметь широкую известность среди соответствующих групп населения. В связи с этим выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для продукции производственно-технического назначения, Рекомендации предлагают осуществлять путем опроса специалистов, являющихся потребителями продукции данного вида. Они могут относиться как к производственным, так и к торговым кругам. Выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для товаров широкого потребления, Рекомендации предлагают осуществлять путем опроса «средних» покупателей, исходя из критериев возраста, пола, образования, социального и материального положения, связи с товаром, обозначенным «исследуемым» то-
11
варным знаком, а также путем опроса специалистов соответствующих отраслей промышленности и торговли.
С учетом специфики опроса Рекомендации предлагают получать в ходе его проведения ответы на вопросы, которые могут и должны иметь значение для определения общеизвестности товарного знака. К числу таких вопросов отнесены следующие: известен ли опрашиваемому «исследуемый» товарный знак; какое именно лицо является владельцем этого товарного знака или изготовителем товара, обозначенного этим товарным знаком; из какого источника информации опрашиваемый получил (получает) сведения об «исследуемом» товарном знаке.
Завершая краткую характеристику подходов к проведению опроса потребителей, следует указать, что Рекомендации считают возможным и целесообразным использовать при проведении опроса опросные листы, при этом их образцы должны представляться в патентное ведомство. Однако представление в патентное ведомство заполненных опросных листов не является обязательным. Вместе с тем, как представляется, они отвечают целям объективности проводимых опросов.
Характеристика требований, предъявляемых к заявлению о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, не будет полной, если мы не остановимся на вопросе о времени, когда оно может быть подано в Высшую патентную палату. Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам не регламентируют этот вопрос в отношении заявлений о признании товарного знака общеизвестным, хотя в отношении большинства других видов обращений в Высшую патентную палату такая регламентация имеется.
А вот Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации определяют время, когда заинтересованное лицо может подать заявление о признании его знака общеизвестным. Заявление подается, по общему правилу, тогда, когда имеет место столкновение интересов двух или нескольких лиц. Особенно выделяется ситуация, когда действия, связанные с регистрацией или использованием конфликтующего знака, признаны актом недобросовестной конкуренции. В этом случае, исходя из положений Парижской конвенции, заявление об общеизвестности может быть подано в любой период действия регистрации такого конфликтующего знака.
Как уже указывалось выше, Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Рос-
12

сииского агентства по патентам и товарным знакам устанавливают, что к заявлению о признании товарного знака общеизвестным должны прилагаться документ об уплате пошлины за подачу заявления, а также доверенность, если заявление подается через представителя. Иных документов эти Правила не называют. Но перечень сведений, которые должны в них иметься, и в определенной степени требования к их содержанию определены в Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.
Пункт 2.2 этих Правил устанавливает, что это сведения, например, об интенсивном использовании товарного знака на территории Российской Федерации. Что же может свидетельствовать и о самом факте использования, и об интенсивности этого использования? Представляется (и Правила на это указывают), что это могут быть сведения о дате начала использования товарного знака; перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака; сведения об объеме реализации этих товаров; о способах использования товарного знака; о среднегодовом количестве потребителей товара; о положении изготовителя на рынке в том или ином секторе экономики и т. п. Безусловно, могут быть представлены и любые иные сведения, подтверждающие наличие этого признака у товарного знака.
Принимая во внимание, что пункт 1.1 Правил допускает возможность интенсивного использования товарного знака не только в Российской Федерации, но и в других странах, можно в качестве сведений, подтверждающих общеизвестность товарного знака, представить сведения, подтверждающие его широкую известность в других странах, в том числе вследствие интенсивного использования в этих странах.
В прилагаемых к заявлению документах могут содержаться сведения о затратах заявителя в связи с рекламой товарного знака. Такие сведения могут содержаться в годовых финансовых отчетах, однако следует иметь в виду, что представляемая информация должна содержать цифры, относящиеся непосредственно к товарному знаку, а не к деятельности заявителя вообще. Такое пожелание связано с тем, что нередко продукция, выпускаемая заявителем, маркируется разными товарными знаками, принадлежащими этому заявителю. Те же пожелания можно высказать в отношении сведений о стоимости (ценности) товарного знака.
К наиболее важным сведениям относятся результаты опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организаци-
13
ей с учетом рекомендаций, устанавливаемых Роспатентом (о них говорилось выше).
Кроме того, следует отметить, что при необходимости Высшая патентная палата Роспатента может запросить у лица, подавшего заявление, и иные сведения, подтверждающие общеизвестность товарного знака в Российской Федерации. Например, это могут быть документы, уточняющие, дополняющие уже представленные.
Завершая краткую характеристику документов, прилагаемых к заявлению, хотелось бы подчеркнуть, что одного лишь факта представления документа из числа указанных выше недостаточно. Необходимо, чтобы они подтверждали наличие у товарного знака всех признаков общеизвестного товарного знака. Кроме того, следует иметь в виду, что перечень документов не является исчерпывающим, а сами сведения и документы равны по степени важности.
Теперь хотелось бы вернуться к процедурным вопросам рассмотрения заявлений о признании товарных знаков общеизвестными в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам такое заявление регистрируется и ему присваивается входящий номер. В течение месяца с даты поступления в адрес лица, подавшего заявление, направляется уведомление о принятии заявления к рассмотрению. Кроме того, в уведомлении указывается планируемая дата проведения заседания коллегии Высшей патентной палаты по рассмотрению заявления. Следует учитывать, что дата заседания коллегии Высшей патентной палаты назначается исходя из необходимости завершения рассмотрения заявления в течение шести месяцев с даты его поступления в Высшую патентную палату. Однако в соответствии с абзацем вторым пункта 4 названных Правил указанный срок может быть продлен Высшей патентной палатой по своей инициативе или по письменной просьбе лица, которому направлено уведомление о принятии заявления к рассмотрению, в связи с необходимостью обеспечения условий для исчерпывающе полного и объективного рассмотрения заявления.
Следует иметь в виду, что не всегда после подачи заявления в адрес лица, его подавшего, направляется уведомление о принятии заявления к рассмотрению. В том случае, если при его подаче были нарушены условия подачи, установленные пунктом 2 Правил, лицу, подавшему заявление, в месячный срок с даты поступления заявления в Высшую патентную палату направляется уведомление о том, что заявление не принимается к рассмотрению. В необходи-
14

мых случаях Высшая патентная палата может в течение этого месячного срока направить лицу, подавшему заявление, запрос с предложением в течение трех месяцев с даты его получения представить запрошенные сведения, необходимые для рассмотрения заявления. В случае своевременного представления запрошенных сведений датой поступления заявления считается дата поступления этих сведений в Высшую патентную палату. Если же в указанный трехмесячный срок запрошенные сведения не будут представлены, заявление не будет рассматриваться, о чем лицо, его подавшее, уведомляется по истечении пяти месяцев с даты направления запроса.
Представляется необходимым указать на еще одну возможность, имеющуюся у лица, подающего заявление. Оно может отозвать свое заявление на любом этапе его рассмотрения до оглашения резолютивной части решения коллегии Высшей патентной палаты. В случае такого отзыва рассмотрение заявления прекращается. Заслуживает внимания вопрос о пошлине в подобных ситуациях. Правилами установлено, что если просьба об отзыве поступила до даты направления уведомления о принятии заявления к рассмотрению, то сумма уплаченной пошлины может быть по просьбе лица, подавшего заявление, возвращена либо засчитана в установленном порядке в счет уплаты других пошлин.
Правилами регламентирована процедура рассмотрения заявления о признании товарного знака общеизвестным.
Установлено, что заявление рассматривается на заседании коллегии Высшей патентной палаты в составе не менее трех ее членов. Состав коллегии по рассмотрению заявления утверждается генеральным директором Роспатента из числа ее членов. Следует отметить, что и сам генеральный директор Роспатента может входить в состав коллегии и быть ее председательствующим.
По общему правилу отсутствие на заседании коллегии лица, подавшего заявление (или его представителя), не является основанием для переноса заседания коллегии или для нерассмотрения заявления. Однако на практике такую ситуацию трудно представить и, кстати сказать, таких ситуаций в отношении заявлений о признании товарных знаков общеизвестными не было.
Заседанием коллегии по рассмотрению заявления руководит председательствующий. До начала рассмотрения дела по существу любому члену коллегии может быть заявлен отвод. Отвод должен быть рассмотрен членами коллегии, и при его удовлетворении генеральный директор Роспатента утверждает новый состав коллегии.
Решение коллегии принимается по результатам совещания членов коллегии после завершения рассмотрения заявления. Решение
15
принимается простым большинством голосов членов коллегии. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании коллегии является решающим.
По результатам рассмотрения заявления Высшая патентная палата может вынести решение об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления.
Правила регламентируют порядок вступления решения Высшей патентной палаты в силу. Сводится он к следующему. В течение двух месяцев с даты заседания коллегии, на котором была оглашена резолютивная часть решения, должно быть подготовлено и направлено в адрес лица, подавшего заявление, мотивированное решение Высшей патентной палаты, подписанное всеми членами коллегии. При наличии особого мнения у любого члена коллегии оно заносится в экземпляр решения, приобщаемый к делу заявки, после подписей членов коллегии или в виде приложения к решению.
Подготовленное и подписанное членами коллегии мотивированное решение должно быть утверждено генеральным директором Роспатента. Вступает в силу решение с даты направления его лицу, подавшему заявление.
Если же решение не будет утверждено генеральным директором Роспатента, то заявление направляется на новое рассмотрение в новом (ином) составе коллегии Высшей патентной палаты.
Вышеописанная процедура рассмотрения заявлений о признании товарных знаков общеизвестными дополнена некоторыми положениями, содержащимися в Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.
Так, в частности, эти Правила устанавливают условия, при которых товарный знак не может быть признан общеизвестным. Одно из этих условий очевидно - если представленные материалы не подтверждают общеизвестность товарного знака с той даты, которую заявитель указал в заявлении. Второе препятствие - наличие товарного знака иного лица, имеющего приоритет более ранний, чем дата, с которой заявитель ходатайствует признать свой товарный знак общеизвестным.
В Правилах особо оговорено, что заявитель не может ходатайствовать об изменении даты, которая указана в заявлении в качестве даты, с которой его товарный знак должен считаться общеизвестным. В таком случае он должен подать самостоятельное заявление.
Касательно решений, которые принимаются Высшей патентной палатой при рассмотрении заявлений об общеизвестности, Правила также содержат некоторые дополнения. Решение об удовлетворении заявления, т. е. решение о признании товарного знака обще-
16

известным в Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 Правил, должно содержать следующие сведения: дату вынесения решения; регистрационный номер общеизвестного знака; дату, с которой товарный знак признан общеизвестным в Российской Федерации. Кроме того, в решении приводится наименование (имя) владельца общеизвестного товарного знака и его местонахождение или местожительство. И безусловно, в решении приводится перечень товаров и услуг, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным. Товары и услуги, как это принято, группируются по классам МКТУ (Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, учрежденной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, заключенным 15 июня 1957 г. в Ницце, с учетом последующих пересмотров и поправок).
Еще рад вопросов получил дополнительное регулирование в Правилах. Они установили, что незамедлительно (это под влиянием TRIPS) после вступления в силу решения Высшей патентной палаты о признании товарного знака общеизвестным он вносится в перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. Следует отметить, что этот перечень является самостоятельным документом, отдельным от Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. В этот перечень вносятся сведения о владельце общеизвестного товарного знака, о дате вступления в силу решения о его признании общеизвестным; указывается его номер, дата, с которой товарный знак признан общеизвестным в Российской Федерации; приводится перечень товаров и услуг, в отношении которых он признан общеизвестным. Эти же сведения публикуются и в официальном бюллетене патентного ведомства.
В связи с отсутствием прямого указания в Законе о товарных знаках на некоторые положения, относящиеся к правовой охране общеизвестных товарных знаков, Правила содержат такие положения, хотя они, в общем-то, вытекают из Закона о товарных знаках и из других законов. Так, Правила указывают, что решение Высшей патентной палаты может быть обжаловано в суд и что правовая охрана общеизвестного товарного знака прекращается в установленном порядке (в этом случае соответствующая информация также вносится в перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков и незамедлительно публикуется Роспатентом в официальном бюллетене).
Таково на сегодня правовое регулирование охраны общеизвестных товарных знаков в России.
17
II
Некоторые итоги практики Роспатента
по признанию товарных знаков общеизвестными
в Российской Федерации
За период существования Высшей патентной палаты было подано тридцать четыре заявления о признании товарного знака общеизвестным.
Лишь три заявления из этого довольно большого числа удовлетворены: общеизвестными в Российской Федерации признаны товарные знаки «Известия», «Уралмаш» и «Ява». В Приложении 11 приведены сведения об этих общеизвестных товарных знаках, включающие описание знаков, указание товаров, в отношении которых товарные знаки признаны общеизвестными, сведения о владельце общеизвестного товарного знака, указываются даты, с которых товарные знаки признаны общеизвестными, и даты, с которых решения Высшей патентной палаты вступили в силу.
По четырнадцати заявлениям приняты решения об отказе в их удовлетворении; одно заявление отозвано лицом, его подавшим; по пяти заявлениям даты заседаний коллегий перенесены по просьбе лиц, подавших заявления; восемь заявлений еще не рассматривались; три заявления вообще не были приняты к рассмотрению.
Шесть из названных тридцати четырех заявлений поданы иностранными юридическими лицами.
Перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны общеизвестным товарным знакам, довольно разнообразен. Кроме того, примерно для четверти этих знаков охрана испрашивается в отношении не одного товара, а нескольких, да еще испрашивается охрана и в отношении услуг. Распределяются заявления применительно к товарам и услугам примерно следующим образом: водка, коньяки -11; автомобили, машины - 6; программное обеспечение и базы данных - 4; сигареты - 4; продукты питания - 3; безалкогольные напитки - 2; услуги связи - 2; инструменты - 2; газеты, печатные издания - 2; телепрограммы - 1; бытовая техника - 1; строительные материалы - 1.
18

Если анализировать состав документов, прилагаемых к заявлению, то в 12 случаях были приложены результаты опроса потребителей, в 15 случаях -документы, свидетельствующие о финансовых затратах, имевших место в связи с товарным знаком, в 11 случаях -все возможные каталоги с образцами товаров, маркированных товарными знаками, в отношении которых поданы заявления о признании их общеизвестными. К заявлениям прилагаются и другие виды документов и материалов - результаты маркетинговых исследований в области рынка, рекламные материалы, газетные и журнальные публикации, списки пользователей предоставляемых услуг, информация из Интернета, справки с выставок, дипломы и т. п.
Весьма примечательно, что к восьми заявлениям не было приложено вообще никаких документов.
Если же говорить об ошибках или недостатках, встречающихся в документах, представляемых в связи с признанием товарных знаков общеизвестными в Российской Федерации, то они тоже весьма разнообразны.
Так, довольно часто представляемые документы относятся лишь к одному из товаров (одной из услуг), указанных в заявлении, в отношении которых испрашивается признание товарного знака общеизвестным. Такие ситуации представляются недопустимыми. Как показывает практика, это приводит либо к сокращению перечня товаров, либо к переносу срока рассмотрения заявления до предоставления дополнительных материалов.
Бывают ситуации, когда к заявлению прилагается большое количество самых разнообразных документов, но при этом лицо, подавшее заявление, не указывает, какой из документов что подтверждает. Так, например, часто представляются годовые отчеты о деятельности лица, подавшего заявление, но при этом не указывается, какая конкретно продукция маркировалась товарным знаком, «претендующим» на общеизвестность.
Нередки случаи, когда лицо, подавшее заявление, использует одно обозначение (товарный знак), а просит признать общеизвестным несколько иное обозначение, например, в другой цветовой гамме или в другой графике.
Очень часто в финансовых документах, представляемых вместе с заявлением, содержится информация о лице, подавшем заявление, и о стоимости проданного им товара. При этом из документов никак не следует, что этот товар маркирован товарным знаком, нет и сведений, которые бы подтверждали, например, что вся продукция, производимая этим лицом, маркируется товарным знаком.
19
в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний. В ходе его двухлетней работы разрабатывались положения об охране общеизвестных знаков, в целом в их отношении все члены комитета достигли консенсуса. Однако имели место и оговорки со стороны представителей некоторых стран. В основном беспокойство вызвал статус разрабатываемого документа. Требовались специальные разъяснения международного бюро ВОИС о том, что этот документ будет иметь рекомендательный характер до тех пор, пока страны не придут к решению о том, что его следует преобразовать в международный договор или в часть уже действующего международного договора, например, Договора о законах по товарным знакам.
Эти разъяснения свидетельствовали о новых подходах к прогрессивному развитию международного права в области интеллектуальной собственности. Такие подходы могут быть реализованы не только путем подписания договоров, содержащих конкретные принципы и правила. Договоренности могут достигаться путем подписания соответствующих меморандумов или иных подобных документов. По мнению международного бюро ВОИС, «такой документ не требует дополнительного процесса ратификации и присоединения, его легче изменить или заменить, и он может подписываться ведомством промышленной собственности или другим правительственным органом, если его предмет не требует одобрения парламента (например, если он касается не самого закона, а инструкции о его применении)». Ассамблея ВОИС (или другая ассамблея) может также принять резолюцию, рекомендующую государствам-членам и заинтересованным межправительственным организациям применять некоторые принципы и правила: это не создает юридических обязательств для какой-либо страны, однако выполнение такой рекомендации обеспечит получение практической выгоды.
Другая возможность состоит в опубликовании под ответственность секретариата Постоянного комитета ВОИС по законодательству в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний типовых или примерных принципов и правил, которые будут доступны любому законодателю или другому органу в качестве руководства для решения конкретных проблем, как это имело место с Типовыми положениями о защите от недобросовестной конкуренции, опубликованными в 1996 году.
Такие различные подходы не всегда являются взаимоисключающими: процесс может, например, начаться с принятия резолюции Генеральной Ассамблеей ВОИС и далее развиваться в сторо-
22

ну рассмотрения вопроса о заключении договора. Такой постепенный подход может использоваться в тех случаях, когда заключение договора представляется наиболее желаемой целью, однако ее достижение затрудняется отсутствием согласия по вопросам, не связанным с материальными нормами права (например, разногласия по процедурным вопросам).
На нескольких заседаниях Постоянного комитета обсуждался вопрос о том, какую форму придать положениям об охране общеизвестных знаков - форму рекомендаций Ассамблеи ВОИС или форму Протокола к Договору о законах по товарным знакам. На одной из сессий было принято решение рекомендовать Генеральной Ассамблее ВОИС в краткосрочном плане после согласования комитетом окончательного варианта положений оформить их резолюцией Генеральной Ассамблеи, а в долгосрочном плане, по возможности, включить положения в договор.
По результатам обсуждений было решено, что резолюция предназначена для государств - членов Парижского союза и ВОИС, которые уже связаны международными обязательствами охраны общеизвестных знаков, имея в виду, например, Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности или Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - TRIPS. Кроме того, для расширения сферы действия резолюции было решено упомянуть в ней межправительственные организации, обладающие необходимой компетенцией в области товарных знаков.
Документ, одобренный Ассамблеей Парижского союза по охране промышленной собственности и Генеральной Ассамблеей Всемирной организации интеллектуальной собственности, представляет собой собственно Совместную резолюцию и положения, относящиеся к охране общеизвестных знаков.
Положения, относящиеся к охране общеизвестных знаков, сгруппированы в пять статей. Первая из них традиционно содержит определения, используемые в документе. Эта статья определяет субъектов, которым адресована Совместная резолюция. Среди них - государство-член, ведомство и компетентный орган. Статья также определяет, что в контексте документа понимается под «указателем делового предприятия» и «названием домена», поскольку законодательства различных стран либо вкладывают различное содержание в эти понятия, либо вообще никак их не определяют. Такое положение может привести к различному толкованию этих понятий и неправильному применению положений в отношении охраны общеизвестных знаков.
23
Вторая статья документа устанавливает факторы, которые должны приниматься во внимание при подготовке заключения компетентного органа о признании товарного знака общеизвестным.
Прежде всего устанавливается, что компетентный орган должен принимать во внимание любые обстоятельства, на основании которых можно сделать вывод о том, что знак является общеизвестным.
Статья указывает на некоторые факторы, но при этом устанавливает, что компетентный орган не должен ими ограничиваться. Среди этих факторов:
степень известности или признания знака в соответствующем
секторе общества;
продолжительность, степень и географический охват любо
го использования этого знака;
продолжительность, степень и географический охват любой
деятельности по продвижению знака, включая рекламу или про
паганду и презентацию на ярмарках или выставках товаров и (или)
услуг, к которым применяется этот знак;
продолжительность и географический охват любых регист
рации и (или) любых заявок на регистрацию знака в той степени,
в какой они отражают использование или признание этого знака;
письменное упоминание об успешной реализации прав в отно
шении знака, в частности, об указании на степень, в какой этот знак
был признан в качестве общеизвестного компетентными органами;
ценность, присущая этому знаку.
Как видим, практически все позиции приведенного перечня совпадают с позициями, приведенными в Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.
Кроме того, в анализируемом документе имеется еще одно положение, воспринятое вышеназванными Правилами.
Статья 2 устанавливает, что, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть приняты все факторы, а в некоторых случаях - лишь их часть. Возможны также ситуации, когда все вышеперечисленные факторы окажутся непригодными для принятия решения об общеизвестности знака, и оно будет основано на каких-либо дополнительных факторах, которые отсутствуют в рассматриваемом документе.
Совместная резолюция, в отличие от Правил, более детально определяет, что понимается под секторами общества, имеющими отношение к установлению общеизвестности товарного знака. В соответствии с Резолюцией во внимание должна приниматься информация о знаке от фактических и (или) потенциальных потребителей того вида товаров и (или) услуг, к которым применяется
24

знак; от лиц, участвующих в обеспечении каналов распространения того вида товаров и (или) услуг, к которым применяется знак; от деловых кругов, занимающихся тем видом товаров и (или) услуг, к которым применяется знак.
Как на факторы, могущие повлиять на признание товарного знака общеизвестным, Совместная резолюция указывает на признание товарного знака общеизвестным или известным лишь в одном из вышеназванных секторов. Вместе с тем, если такого признания в одном из секторов не будет, компетентный орган государства-члена все равно может сделать заключение об общеизвестности товарного знака.
Совместная резолюция устанавливает ряд ограничений для требований, которые могут предъявляться при установлении общеизвестности товарного знака. Так, нельзя требовать, чтобы этот знак использовался, был зарегистрирован или стал предметом заявки на регистрацию в государстве-члене или в отношении государства-члена, в котором устанавливается общеизвестность. Нельзя требовать, чтобы этот знак был хорошо известен широкой публике в этом государстве-члене. Резолюция указывает еще на одно ограничение: нельзя требовать, чтобы знак был общеизвестным, был зарегистрирован или стал предметом заявки в любом другом правосубъекте или в отношении любого другого правосубъекта, помимо этого государства-члена. Однако при этом Резолюция допускает, что указанное ограничение может не применяться в определенных ею случаях, т. е. тогда компетентный орган не принимает во внимание отсутствие общеизвестности (известности) товарного знака в соответствующем секторе общества.
Ряд статей (3-6) Совместной резолюции посвящен определению объема охраны общеизвестных товарных знаков. В рамках регламентации этого вопроса Резолюция устанавливает, что государство-член должно обеспечивать охрану общеизвестных товарных знаков от конфликтующих знаков, указаний деловых предприятий и названий доменов. Кроме того, установлено, что охрана должна обеспечиваться как минимум с той даты, с которой товарный знак признан общеизвестным в этом государстве-члене. Совместная резолюция не только определяет виды конфликтующих обозначений, она также указывает на охрану общеизвестных товарных знаков от недобросовестных действий, что, безусловно, полностью отвечает соответствующим положениям Парижской конвенции и Соглашения TRIPS.
Совместная резолюция определяет ситуации, когда товарные знаки, указатели делового предприятия и названия доменов, при-
25
надлежащие лицам, не являющимся владельцами общеизвестного товарного знака, находятся в конфликте с общеизвестным товарным знаком (т. е. когда нарушаются права его владельца). По общему правилу эти обозначения считаются находящимися в конфликте с общеизвестным товарным знаком, если эти обозначения или существенная их часть представляют собой воспроизведение, имитацию, перевод или транслитерацию общеизвестного знака. При этом в отношении конфликтующих товарных знаков имеются дополнительные условия, сущность которых сводится к следующему: такие конфликтующие товарные знаки могут приводить к смешению, если этот знак или его существенная часть используется, является предметом заявки на регистрацию, или зарегистрирован в отношении товаров и (или) услуг, которые являются тождественными или сходными с товарами и (или) услугами, к которым применяется общеизвестный знак.
Совместная резолюция устанавливает еще несколько условий, при которых товарный знак и указатель делового предприятия будет считаться конфликтующим с общеизвестным товарным знаком, а именно:
использование этого обозначения будет указывать на связь
между товарами и (или) услугами, в отношении которых этот знак
используется, является предметом заявки на регистрацию или за
регистрирован (или на связь между делом, для которого оно ис
пользовалось), и владельцем общеизвестного знака и, по всей ве
роятности, будет причинять ущерб его интересам;
использование этого обозначения, по всей вероятности, при
чинит ущерб или ослабит недобросовестным образом отличитель
ный характер общеизвестного знака;
это обозначение недобросовестным образом использует пре
имущества отличительного характера общеизвестного знака.
При этом следует иметь в виду, что применительно к конфликтующим товарным знакам эти условия действуют независимо от товаров и (или) услуг, в отношении которых знак используется, является предметом заявки на регистрацию или зарегистрирован.
Совместная резолюция указывает, что при определении наличия конфликта следует принимать во внимание дату, с которой знак признан общеизвестным. Исключение составляют случаи, когда конфликтующий знак использовался или зарегистрирован или стал предметом заявки на его регистрацию недобросовестным образом.
Совместная резолюция указывает на возможные пути разрешения конфликтов. В связи с товарными знаками указывается на возможность подачи возражений, признания регистрации товар-
26

ных знаков недействительными исходя из положений национальных законодательств государств-членов, в том числе в отношении сроков для совершения таких действий.
Конфликты также разрешаются путем запрещения использования конфликтующих обозначений (как товарных знаков, так и указателей делового предприятия).
Совместная резолюция особенно оговаривает, что государство-член не может устанавливать сроков для подачи заявлений о разрешении конфликтов, если конфликтующие обозначения зарегистрированы или используются недобросовестно. В связи с этим установлением Совместная резолюция указывает, что при определении недобросовестности компетентный орган принимает во внимание, знал ли или имело основания знать об общеизвестном знаке лицо, которое «добивалось» регистрации или использовало конфликтующее обозначение в момент использования или регистрации.
В отношении конфликтующих названий доменов Совместная резолюция не содержит подробной регламентации, аналогичной таковой в отношении конфликтующих товарных знаков и указателей делового предприятия. Резолюция лишь в общем виде указывает на пути разрешения конфликтов, а именно: владелец общеизвестного знака имеет право требовать от компетентного органа решения, обязывающего орган, зарегистрировавший конфликтующее название домена, аннулировать регистрацию или передать ее владельцу общеизвестного знака.
Такова краткая характеристика положений Совместной резолюции, многие из которых уже нашли свое отражение в правовых актах России, регламентирующих охрану общеизвестных товарных знаков. Некоторые же положения смогут применяться после принятия закона о внесении изменений и дополнений в действующий Закон о товарных знаках.
IV Перспективы правовой охраны
В России уже давно говорится о намерении присоединиться к Всемирной торговой организации. Одним из важных и необходимых шагов в этом направлении является приведение российского законодательства в области интеллектуальной собственности в соответствие с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS). В этой связи встает вопрос и о дополнении российского законодательства положениями о правовой охране общеизвестных товарных знаков, в полной мере соответствующими положениям TRIPS, в частности положениям статьи 16 этого Соглашения.
В целях решения этой задачи специалистами российского патентного ведомства была проделана большая работа по подготовке соответствующих дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Результаты этой работы выразились в следующем.
Прежде всего было предложено сделать прямое указание на невозможность регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, если это обозначение тождественно или сходно до степени смешения с товарным знаком другого лица, признанным в установленном порядке общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.
В действующем Законе, как известно, подобное основание для отказа в регистрации приведено в более общем виде: «не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации».
Закон предлагается также дополнить указанием на орган, компетентный принимать решения о признании товарных знаков общеизвестными в Российской Федерации. В качестве такого органа названа Палата по патентным спорам федерального органа исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (далее -
28

Палата по патентным спорам), которую предполагается создать взамен двух административных органов, предусмотренных действующей редакцией Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» - Апелляционной палаты Роспатента и Высшей патентной палаты Роспатента.
Наиболее же значимым дополнением Закона представляется проект отдельной его главы. Главу предложено назвать «Общеизвестный товарный знак, его правовая охрана» и включить в нее две статьи: «Общеизвестный товарный знак» и «Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку».
В первой из названных статей дается определение общеизвестного в Российской Федерации товарного знака, воспроизводящее определение, имеющееся в настоящее время в Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, а именно: «Общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в силу международного договора Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, которые в результате интенсивного использования приобрели в Российской Федерации широкую известность среди соответствующих кругов общественности в отношении товаров определенного юридического или физического лица».
Следует учитывать установление проекта статьи о том, что не каждый товарный знак, который приобрел широкую известность, может быть признан общеизвестным. Препятствием для признания будет являться существование охраняемого товарного знака иного лица, дата приоритета которого является более ранней, чем дата, с которой испрашивается признание товарного знака общеизвестным. При этом, конечно же, будет учитываться тождественность этих товарных знаков или их сходство до степени смешения, а также однородность товаров, для которых они предназначены.
Проект Закона устанавливает, что общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку предоставляется законом такая же правовая охрана, которая предоставляется «обычному» товарному знаку. Это означает, что, например, положения, определяющие действия, являющиеся нарушением исключительного права на товарный знак, применяются и в отношении общеизвестных товарных знаков. Од-
29
нако, исходя из положений статьи 16 TRIPS, предусматривающей более широкую охрану таких общеизвестных знаков, которые ранее были зарегистрированы в качестве «обычных» товарных знаков, проект закона вводит норму, соответствующую этому положению TRIPS: «В случае, когда общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации признается уже зарегистрированный товарный знак в отношении конкретных товаров, правовая охрана общеизвестности товарного знака распространяется также и на неоднородные товары при условии, что использование другим лицом тождественного или сходного до степени смешения товарного знака или обозначения в отношении неоднородных товаров будет указывать на их взаимосвязь с владельцем общеизвестного в Российской Федерации товарного знака и может нанести ущерб его интересам».
Вторая статья рассматриваемой главы законопроекта определяет условия и порядок предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку.
Так, в частности, устанавливается, что правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам. В свою очередь такое решение принимается по результатам рассмотрения заявления о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.
Проект Закона определяет, что порядок подачи и рассмотрения заявления в Палате по патентным спорам устанавливается патентным ведомством - это означает, что будет разрабатываться подзаконный акт (см. ниже).
Проект также указывает на обязательность внесения общеизвестного товарного знака в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, т. е. законодательно устанавливает существование Перечня общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.
Проектом предусмотрена выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак (в настоящее время такого положения нет, свидетельство не выдается).
Важным моментом в правовой охране является публикация сведений о ее предоставлении, соответствующие положения содержатся в проекте Закона. Они аналогичны положениям, содержащимся в ныне действующих Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.
И еще одно важное установление - правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Такое положение, конечно, не исключает возможности прекращения правовой охраны общеизвестного товарного знака. Это, например, может про-
30

изойти в тех случаях, когда охрана была предоставлена с нарушением условий и порядка, предусмотренных Законом, а также в тех случаях, когда исчезают признаки, присущие общеизвестному товарному знаку (например, если он перестает использоваться). Соответствующие основания прекращения правовой охраны общеизвестного товарного знака также содержатся в проекте Закона.
В развитие положений Закона патентное ведомство планирует разработать и ввести в действие в установленном порядке документ, регламентирующий деятельность органа, компетентного признавать товарные знаки общеизвестными в Российской Федерации. Речь идет о Палате по патентным спорам, которую предполагается создать взамен существующих в настоящее время Апелляционной палаты Роспатента и Высшей патентной палаты Роспатента.
В этом документе должны быть и положения об охране общеизвестных товарных знаков, содержащиеся в проекте Закона, о которых говорилось выше, и положения, регламентирующие процедуру рассмотрения заявлений о признании товарных знаков общеизвестными и принятия по ним решений. Представляется, что за основу будут взяты соответствующие положения из действующих нормативно-правовых актов.
И еще на одном вопросе дальнейшего совершенствования правовой охраны общеизвестных товарных знаков хотелось бы остановиться.
Рассматривая содержание Совместной резолюции, мы указывали на одно из ее положений, определившее, каким образом может быть разрешен конфликт между правом на общеизвестный товарный знак и правом на использование наименования (названия) домена.
В соответствии с пунктом (2) статьи 6 Совместной резолюции владелец общеизвестного товарного знака имеет право требовать решения компетентного органа, чтобы орган, зарегистрировавший конфликтующее название домена, аннулировал регистрацию или передал ее владельцу общеизвестного знака.
В России на сегодняшний день, к сожалению, нет нормативных положений, аналогичных приведенным выше. Хотя, конечно, у судов имеется возможность ограничить в правах пользователя наименования домена, если он, например, злоупотребляет своим правом. Но это, безусловно, неполное решение вопроса. Для достижения этой Цели представляется необходимым принятие целого комплекса мер.
Так, например, в законодательстве об использовании российского сегмента сети Интернет, которое планируется принять в ближайшем будущем, могут быть определены условия, позволяющие
31
регистрировать наименования доменов, подобные условиям предоставления охраны товарным знакам. Кроме того, должны быть установлены основания прекращения пользования наименованием домена. Одним из таких оснований может быть конфликт с общеизвестным товарным знаком.
Представляется также, что подобные положения могут быть введены в действие и до принятия специального закона. На наш взгляд, их вполне можно включить в ныне действующие правовые акты, регламентирующие порядок регистрации наименований доменов.
В заключение хотелось бы указать еще на одну возможность более действенной охраны общеизвестных товарных знаков, в том числе и исходя из приведенного выше положения Совместной резолюции.
Как указывалось в статье 19 проекта Закона о товарных знаках, установлено, что общеизвестным товарным знакам предоставляется такая же правовая охрана, как и «обычным» товарным знакам. Это означает, что к общеизвестным товарным знакам может быть применено еще одно положение, содержащееся в проекте Закона: «Нарушением прав владельца товарного знака также признается несанкционированное использование товарного знака во всемирной компьютерной сети Интернет, в том числе в наименовании домена, если вследствие этого лицо, нарушившее право, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в деловом обороте».
Введение такого положения и его последующее применение позволит бороться с пиратством в Интернете, набирающим обороты и не встречающим пока достойного отпора.


Приложение *
Приказ Роспатента от 17 марта 2000 года № 38
«Об утверждении Правил признания товарного знака
общеизвестным в Российской Федерации»
В целях более полной реализации положений статьи б-bis Па рижской конвенции по охране промышленной собственности при казываю:
Утвердить прилагаемые Правила признания товарного знак;
общеизвестным в Российской Федерации.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дне!
после дня его официального опубликования.
Генеральный директор А.Д.Корчагш
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2000 г. Регистрационный № 2231.
Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации
(утв. приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. № 38)
Общие положения
Документы, которые могут прилагаться к заявлению
Рассмотрение заявления
Решение Высшей патентной палаты об удовлетворении за
явления о признании товарного знака общеизвестным
Заключительные положения
Переходные положения
Настоящие Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации изданы в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее - Закон] от 23 сентября 1992 года № 3520-1 (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 42, ст. 2322) и устанавливают порядок и требования для признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона и в силу пункта (1) статьи б-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, пересмотрен-
80

ной в Брюсселе 14 декабря 1900 года, в Вашингтоне 2 июня 1911 года, в Гааге 6 ноября 1925 года, в Лондоне 2 июня 1934 года, в Лиссабоне 31 октября 1958 года и в Стокгольме 14 июля 1967 года и измененной 2 октября 1990 года.
1. Общие положения
1.1. Для целей настоящих Правил под общеизвестным в Рос
сийской Федерации товарным знаком и знаком обслуживания (да
лее - товарный знак) понимается товарный знак, охраняемый на
территории Российской Федерации на основании государственной
регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Россий
ской Федерации без регистрации в силу международного догово
ра Российской Федерации, а также обозначение, используемое в
качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на
территории Российской Федерации, которые в результате интен
сивного использования приобрели в Российской Федерации ши
рокую известность среди соответствующих групп населения в от
ношении товаров определенного изготовителя.
Товарный знак, признанный общеизвестным, может в соответствии с пунктом 1 статьи 7 и пунктами 1 и 2 статьи 28 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также пунктом б-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, служить основанием для отказа иному лицу в регистрации товарного знака, признания недействительной регистрации товарного знака иного лица или запрещения иному лицу использовать товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком, предназначенным для применения в отношении однородных товаров, при условии, что дата, начиная с которой товарный знак стал общеизвестным, является более ранней, чем дата приоритета товарного знака иного лица.
1.2. При рассмотрении заявлений о признании товарного знака
общеизвестным в Российской Федерации применяются Правила
подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей
патентной палате Российского агентства по патентам и товарным
знакам (далее - Правила рассмотрения заявлений в Высшей па
тентной палате), утвержденные приказом Роспатента от 21.05.98 г.
№ 107 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Фе
дерации 23.07.98 г., регистрационный № 1568, опубликован в Бюл
летене нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти, № 19 от 17.08.98 г.), с изменениями и дополнениями, утверж
денными приказом Роспатента от 04.12.98 г. № 232 (зарегистриро-
81
ван в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.02.99 г., регистрационный № 1696, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 6 от 08.02.99 г.), и настоящие Правила.
1.3. Заявление о признании товарного знака общеизвестным (далее заявление) может быть подано лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным (далее - заявитель), в Высшую патентную палату Российского агентства по патентам и товарным знакам (далее - Высшая патентная палата), в частности, в случаях, когда использованию заявителем своего товарного знака и получению от этого использования преимуществ в предпринимательской деятельности препятствуют подача иным лицом заявки на регистрацию товарного знака, регистрация товарного знака на имя иного лица или использование иным лицом товарного знака, являющегося тождественным или сходным до степени смешения со знаком заявителя и предназначенным для применения в отношении однородных товаров.
Если действия, связанные с регистрацией или использованием товарного знака, признаны актом недобросовестной конкуренции, заявление может быть подано в любой период действия регистрации этого товарного знака.
2. Документы, которые могут прилагаться к заявлению
В заявлении должно быть указано, с какой даты заявитель
считает свой товарный знак общеизвестным на территории Рос
сийской Федерации.
Фактические данные, подтверждающие общеизвестность
товарного знака, которые должно содержать заявление в соответст
вии с пунктом 2.6 Правил рассмотрения заявлений в Высшей па
тентной палате, могут быть представлены, например, следующими
содержащимися в соответствующих документах сведениями:

об интенсивном использовании товарного знака на террито
рии Российской Федерации. При этом могут быть указаны: дата
начала использования товарного знака, перечень населенных пунк
тов, где производилась реализация товаров, в отношении которых
осуществлялось использование товарного знака; объем реализации
этих товаров; способы использования товарного знака; среднего
довое количество потребителей товара; положение изготовителя
на рынке в определенном секторе экономики и т. п.;
о странах, в которых товарный знак приобрел широкую из
вестность;
о произведенных затратах на рекламу товарного знака (на
пример, годовые финансовые отчеты);
82


о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с дан
ными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
о результатах опроса потребителей товаров по вопросу об
щеизвестности товарного знака, проведенного специализирован
ной независимой организацией с учетом рекомендаций, устанав
ливаемых Российским агентством по патентам и товарным знакам
(далее - Роспатент).
В случае необходимости у заявителя могут быть запрошены и иные сведения, подтверждающие общеизвестность в Российской Федерации товарного знака.
2.3. Прилагаемое к заявлению изображение товарного знака представляется в пяти экземплярах на плотной, прочной бумаге (фотография, типографский оттиск и т. д.) форматом 8x8 см; в зависимости от вида обозначения размер по ширине его фотографии или оттиска может составлять 8—10 см.
Если обозначением является этикетка, то в качестве его изображения может быть представлена сама этикетка.
Если обозначение является объемным (трехмерным), то представляется изображение общего вида обозначения, а также изображения всех необходимых проекций заявленного обозначения, дающих о нем исчерпывающее представление.
Изображение представляется в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается признание товарного знака общеизвестным.
Изображение должно иметь качественное графическое исполнение.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign