LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются расходы по содержанию помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи).
Как видно из приведенной нормы, перечень таких расходов является открытым, так как в скобках приведен лишь примерный список данных расходов.
В то же время на практике позиция налоговых органов сводится к тому, что перечень расходов по содержанию помещений, предназначенных для объектов общественного питания, является закрытым. Подтверждением тому является письмо УМНС России по Московской области от 07.08.2002 N 04-24/2676 "О расходах, связанных с содержанием объектов обслуживающих производств и хозяйств".
При признании расходов по содержанию помещений в налоговом учете необходимо также принимать во внимание следующее.
В подпункте 48 пункта 1 статьи 264 НК РФ сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи).
В то же время в пункте 16 статьи 270 НК РФ говорится о том, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Сравнивать эти две нормы НК РФ, абстрагируясь от конкретных примеров, нельзя.
По мнению автора, если речь идет о бесплатном питании работников вредных производств, предусмотренном соответствующими нормативными документами, то, естественно, применим подпункт 48 пункта 1 статьи 264 НК РФ и это не будет противоречить пункту 16 статьи 270 НК РФ.
Если речь идет об обычном бесплатном питании сотрудников, то для того чтобы применить подпункт 48 пункта 1 статьи 264 НК РФ, такие расходы организации должны одновременно отвечать трем условиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.
Услуги общественного питания могут передаваться своим сотрудникам и сторонним потребителям как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
На основании пункта 4 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, в случае передачи услуг общественного питания на возмездной основе организация имеет право самостоятельно признавать поступления от оказания таких услуг доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (внереализационными доходами) с учетом характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Столовые, закусочные, буфеты и другие аналогичные объекты могут осуществлять самостоятельную коммерческую деятельность. В этом случае ее результаты будут рассматриваться как результаты по обычному виду или предмету деятельности данной организации.
Если в приказе по учетной политике предусмотрено признание получаемых доходов от реализации услуг общественного питания в качестве доходов от обычных видов деятельности, то бухгалтерский учет таких доходов ведется на субсчете 90-1 "Выручка" с использованием следующей записи:
Дебет 50 "Касса" Кредит 90-1 "Выручка"
- отражена выручка от продажи кулинарных изделий, напитков за наличный расчет, включая НДС, акцизы и налог с продаж;
Дебет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы", 90-6 "Налог с продаж" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"
- отражены НДС, акцизы и налог с продаж, начисляемые в соответствии с налоговым законодательством.
Соответствующая часть расходов по таким объектам общественного питания будет списываться в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж", то есть сформированная на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" фактическая себестоимость выполненных работ или оказанных услуг будет списана следующей проводкой:
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж" Кредит 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"
- списана фактическая себестоимость услуг от деятельности объекта общественного питания.
Если в приказе по учетной политике предусмотрено признание получаемых доходов от реализации услуг общественного питания в качестве прочих поступлений, то бухгалтерский учет таких доходов и расходов ведется на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Обращаем ваше внимание, что построение аналитического учета по прочим расходам и доходам, относящимся к одной и той же хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Пример 25
ООО "Ирика" имеет на балансе столовую, не выделенную на отдельный баланс.
В январе 2003 года у фирмы "Сейл" на условиях 100-процентной предоплаты было приобретено следующее технологическое оборудование для столовой и мебель для столового зала:
- линия раздачи (6 предметов, нержавеющая сталь) размером 6230 х 1040 стоимостью 165 000 руб., в том числе НДС - 27 500 руб. (стоимость 137 500 руб. - без НДС);
- прилавок для горячих напитков ПГН-70 размером 1120 х 700 х 860 стоимостью 17 640 руб., в том числе НДС - 2940 руб. (стоимость 14 700 руб. - без НДС);
- набор столовый (размер 1800 х 700) пластиковый с ламинированными скамьями для столового зала стоимостью 3120 руб., в том числе НДС - 520 руб. (стоимость 2600 руб. - без НДС).
В бухгалтерском учете ООО "Ирика" были сделаны следующие записи:
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51
- 185 760 руб. (165 000 руб. + 17 640 руб. + 3120 руб.) - отражена сумма аванса, перечисленного фирме "Сэйл" за технологическое оборудование и мебель для столового зала (на основании выписки банка);
Дебет 08-4 "Приобретение объектов основных средств"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 154 800 руб. (137 500 руб. + 14 700 руб. + 2600 руб.) - отражено получение от фирмы "Сэйл" оборудования и мебели для столовой (на основании накладной фирмы-поставщика);
Дебет 19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении объектов основных средств" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 30 960 руб. (27 500 руб. + 2940 руб. + 520 руб.) - учтена сумма НДС по приобретенному оборудованию и мебели для столовой (на основании счета-фактуры фирмы "Сэйл");
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
- 185 760 руб. - зачтена задолженность перед фирмой "Сэйл" за счет ранее перечисленного аванса;
Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08-4 "Приобретение объектов основных средств"
- 137 500 руб. - принята к учету и зачислена в состав основных средств по первоначальной стоимости линия раздачи, приобретенная за плату для столовой (на основании Акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1));
Дебет 68/НДС Кредит 19-1
- 27 500 руб. - принята к вычету сумма НДС, уплаченная фирме "Сэйл" (на основании счета-фактуры) согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 171 НК РФ;
Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08-4 "Приобретение объектов основных средств"
- 14 700 руб. - принят к учету и зачислен в состав основных средств по первоначальной стоимости прилавок для горячих напитков, приобретенный за плату для столовой (на основании Акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1));
Дебет 68/НДС Кредит 19-1
- 2940 руб. - принята к вычету сумма НДС, уплаченная фирме "Сэйл" (на основании счета-фактуры) согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 171 НК РФ;
Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08-4 "Приобретение объектов основных средств"
- 2600 руб. - принят к учету и зачислен в состав основных средств по первоначальной стоимости набор столовый пластиковый с ламинированными скамьями, приобретенный за плату для столового зала (на основании Акта (накладной)
приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1));
Дебет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"
Кредит 01 "Основные средства"
- 2600 руб. - списана стоимость набора столового, первоначальная стоимость которого не превышает 10 000 руб. за единицу (согласно пункту 18 ПБУ 6/01). В целях обеспечения сохранности данного объекта основных средств при его эксплуатации рекомендуем организации обеспечить надлежащий контроль за его движением путем оформления инвентарной карточки учета основных средств (форма N ОС-6, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а).
Дебет 68/НДС Кредит 19-1
- 520 руб. - принята к вычету сумма НДС, уплаченная фирме "Сэйл" (на основании счета-фактуры) согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 171 НК РФ.
В соответствии с учетной политикой ООО "Ирика" как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета используется линейный метод начисления амортизации.
Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, линия раздачи и прилавок для горячих напитков относятся к четвертой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно) как оборудование технологическое для предприятий общественного питания (код ОКОФ ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359, - 14 2945000).
Приказом по учетной политике ООО "Ирика" установлен срок полезного использования оборудования для столовой - 7 лет.
Исходя из этого, ежемесячная норма амортизации рассчитана в размере:
(1 : 7 лет х 12 мес.) х 100 = 1,1905%.
Соответственно ежемесячная сумма амортизационных отчислений составила:
- по линии раздачи: 137 500 руб. х 1,1905% = 1636,94 руб.;
- по прилавку для горячих напитков: 14 700 руб. х 1,1905% = 175,00 руб.
Дебет 29 Кредит 02
- 1636,94 руб. - отражена ежемесячная сумма начисленной амортизации по линии раздачи, используемой в столовой, не выделенной на отдельный баланс, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения его в эксплуатацию (на основании бухгалтерской справки-расчета);
Дебет 29 Кредит 02
- 175,00 руб. - отражена ежемесячная сумма начисленной амортизации по прилавку для горячих напитков, используемому в столовой, не выделенной на отдельный баланс, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения его в эксплуатацию (на основании бухгалтерской справки-расчета).
Обращаем внимание, что на основании пункта 1 статьи 256 НК РФ сумма начисленной амортизации будет учитываться для целей налогообложения прибыли в том случае, если линия раздачи и прилавок для горячих напитков будут использоваться ООО "Ирика" для получения дохода, то есть при реализации услуг питания своим работникам и сторонним потребителям за плату.

12.3. Вариант договора на изготовление и поставку рекламной
продукции для предприятий сферы общественного питания

Образец

Договор на изготовление и поставку рекламной продукции N__

г.Москва "__"______2003 г.

ООО "Фирма "Шрэк"", именуемое в дальнейшем "Покупатель", в лице генерального директора Мельникова А.Н. (действующего на основании приказа N__ от "__"_____2003 г.), действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО "Дизайн-Лаборатория", именуемое в дальнейшем "Продавец", в лице генерального директора Саратовского С.С., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Продавец обязуется изготовить Покупателю, а Покупатель принять и оплатить рекламную продукцию (далее именуемую "Товар") в соответствии со Спецификацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
1.2. Количество, ассортимент, стоимость, техническая характеристика, качество, сроки поставки Товара и другие условия, относящиеся к передаваемому Товару, указываются в Спецификации.
1.3. Спецификации составляются и согласовываются Сторонами на каждую партию Товара.
1.4. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до исполнения Сторонами обязательств в полном объеме.

2. Количество и ассортимент Товаров

Покупатель представляет Продавцу Спецификацию на необходимый ему Товар с указанием общего количества и группового ассортимента не позднее чем за 30 календарных дней до даты поставки.

3. Качество Товара

3.1. В течение пяти календарных дней с момента заключения настоящего Договора Покупатель обязуется предоставить Продавцу информацию и материалы, необходимые для разработки макетов для Товара. Передача указанных материалов не означает передачи Продавцу каких-либо прав в отношении товарных знаков, знаков обслуживания или иной интеллектуальной собственности Покупателя. Указанные материалы и информация могут быть использованы Продавцом исключительно в целях исполнения его обязательств по настоящему Договору.
3.2. Продавец обязуется разработать в течение пяти календарных дней с момента заключения настоящего Договора и передать Покупателю на согласование макеты Товара.
3.3. Покупатель обязан в течение трех рабочих дней с момента получения от Продавца проекта макета Товара утвердить макет либо направить Продавцу возражения по макету.
3.4. Утвержденные Покупателем макеты являются Приложением к настоящему Договору и могут быть использованы Сторонами в случае возникновения споров относительно качества поставленного Товара.

4. Порядок и сроки оплаты Товара

4.1. Покупатель обязуется произвести предоплату по настоящему договору в размере 50% от суммы заказа (сумма указывается в Спецификации) на основании выставленного счета.
4.2. Покупатель обязуется произвести оплату оставшихся 50% стоимости заказа после поступления Товара на склад Покупателя согласно выставленному счету Продавца. Продавец обязуется выставить счет Покупателю в течение трех банковских дней с момента поставки Товара на склад Покупателя. Покупатель обязуется оплачивать счета Продавца в течение трех банковских дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки Товара.
4.3. В случае если при получении Заказа участники констатировали, что Продавец изготовил Товар, отступив от требований качества, оговоренного в Договоре, ему необходимо по согласованию с Покупателем своими средствами в сроки, согласованные Сторонами, исправить неполную или некачественно выполненную работу либо возместить стоимость недопоставленного Товара или Товара, поставленного с нарушениями по качественным показателям.
4.4. Участники дополнительно оговаривают следующие связывающие их обоюдные санкции: если Покупатель задерживает срок оплаты, то он выплачивает Продавцу штрафную сумму за каждый просроченный день в размере 0,05% от общей суммы Договора за изготовление конкретного Товара, который указан в Спецификации; и если Продавец задерживает поставку Товара в указанный срок, то он выплачивает Заказчику штрафную сумму за каждый просроченный день в размере 0,05% от общей суммы Договора за изготовление конкретного Товара, который указан в Спецификации.

5. Условия поставки Товара

5.1. Поставка Товара Продавцом осуществляется Продавцом на склад Покупателю, расположенный по адресу: Москва, ул.Алмазная, 102.
5.2. В стоимость Товара включены: стоимость доставки, а также налог на добавленную стоимость.

6. Момент перехода права собственности

6.1. Право собственности на Товар переходит от Продавца к Покупателю в момент подписания Сторонами акта сдачи-приемки Товара на складе Покупателя.

7. Прочие условия

7.1. При предъявлении претензий по количеству и качеству поставляемого Товара Покупатель в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии следующие обосновывающие ее документы: транспортный документ, а в соответствующих случаях - коммерческий акт, составленный транспортными организациями; рекламационный акт, составленный с участием представителя второй Стороны, либо официальной контрольной организации, либо любой другой компетентной незаинтересованной организации; упаковочный лист (при внутритарных недостачах).
7.2. Для рассмотрения претензий, предъявляемых Сторонами друг другу, и для направления на них ответа по существу устанавливается трехдневный срок с даты их получения.

8. Непреодолимая сила (Форс-мажор)

8.1. Стороны полностью или частично освобождаются от ответственности, если докажут, что надлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушения обязанностей со стороны контрагентов Сторон, отсутствие у Покупателя после подписания Договора необходимых денежных средств.
8.2. К обстоятельствам непреодолимой силы Стороны относят: войны, землетрясения, ураганы, наводнения или стихийные бедствия, решения о национализации, реквизиции, правительственные постановления или распоряжения государственных органов, запрещающие дальнейшие отношения в рамках настоящего Договора, и т.п.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящий Договор может быть изменен по взаимному согласованию Сторон, все дополнения и изменения должны быть составлены в письменной форме и подписаны полномочными представителями Сторон.
9.2. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.
9.3. Договор может быть расторгнут:
- по согласованию Сторон;
- по решению компетентных органов;
- по форс-мажорным обстоятельствам.
9.4. Одностороннее расторжение Договора не допускается.
9.5. При возникновении споров Стороны принимают меры к урегулированию их путем переговоров.
9.6. При невозможности урегулирования споров путем переговоров споры разрешаются в арбитражном суде по месту нахождения ответчика.
9.7. Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до исполнения сторонами обязательств в полном объеме.
9.8. Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
9.9. В случаях, не предусмотренных настоящим Договором, применяется действующее законодательство Российской Федерации.
9.10. Неотъемлемой частью настоящего Договора являются:
- Спецификация;
- макет изготовляемых Товаров.

10. Реквизиты и адреса Сторон

Покупатель: Продавец:
ООО "Фирма "Шрэк" ООО "Дизайн-Лаборатория"
_________Мельников А.Н. ___________Саратовский С.С.
М.П. М.П.

Спецификация к договору N____
от "___"_______2003 г.

Бланк заказа рекламных сувениров

1. Спецификация товаров:

-------------T------------T-------------------T-------T-----T-----------¬
¦Продукция ¦Описание ¦Технология ¦Кол-во,¦Цена,¦Сумма, у.е.¦
¦ ¦ ¦ ¦шт. ¦у.е. ¦ ¦
+------------+------------+-------------------+-------+-----+-----------+
¦Комплект ¦Бязь, белого¦Нанесение методом ¦ 100 ¦12,15¦ 1215,00 ¦
¦полуторного ¦ ¦шелкографии, 1 цвет¦ ¦ ¦ ¦
¦постельного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦белья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+-------------------+-------+-----+-----------+
¦Комплект ¦Бязь, белого¦Нанесение методом¦ 5 ¦15,63¦ 78,15 ¦
¦двуспального¦цвета ¦шелкографии, 1 цвет¦ ¦ ¦ ¦
¦постельного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦белья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+-------------------+-------+-----+-----------+
¦Полотенца ¦50 х 100 см,¦Нанесение методом¦ 200 ¦4,17 ¦ 834,00 ¦
¦махровые ¦синий цвет ¦горячего тиснения ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+-------------------+-------+-----+-----------+
¦Полотенца ¦90 х 150 см,¦Нанесение методом¦ 150 ¦6,25 ¦ 937,50 ¦
¦махровые ¦синий цвет ¦горячего тиснения ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+-------------------+-------+-----+-----------+
¦Наволочки ¦Бязь, белого¦Нанесение методом¦ 20 ¦1,56 ¦ 31,20 ¦
¦ ¦цвета ¦шелкографии, 1 цвет¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+-------------------+-------+-----+-----------+
¦Простыни для¦Бязь, белого¦Нанесение методом¦ 30 ¦2,95 ¦ 88,50 ¦
¦полуторного ¦цвета ¦шелкографии, 1 цвет¦ ¦ ¦ ¦
¦белья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+-------------------+-------+-----+-----------+
¦Одеяла ¦Шерсть, для ¦Без нанесения ¦ 30 ¦17,36¦ 520,80 ¦
¦ ¦полуторного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплекта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+------------+-------------------+-------+-----+------------

Срок изготовления 20 рабочих дней после получения предоплаты на расчетный счет Поставщика и согласования макетов.

2. Цены договора и порядок расчета

------T--------------------T-----------T----------T---------T-----------¬
¦N п/п¦ Название ¦Кол-во, шт.¦Цена, у.е.¦Сумма НДС¦Сумма, у.е.¦
+-----+--------------------+-----------+----------+---------+-----------+
¦ 1 ¦Комплект полуторного¦ 100 ¦ 12,15 ¦ 20% ¦ 1035,00 ¦
¦ ¦постельного белья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-----------+----------+---------+-----------+
¦ 2 ¦Комплект двуспально-¦ 5 ¦ 15,63 ¦ 172,50 ¦ 69,15 ¦
¦ ¦го постельного белья¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-----------+----------+---------+-----------+
¦ 3 ¦Полотенца махровые ¦ 200 ¦ 4,17 ¦ 11,525 ¦ 650,00 ¦
+-----+--------------------+-----------+----------+---------+-----------+
¦ 4 ¦Полотенца махровые ¦ 150 ¦ 6,25 ¦ 108,33 ¦ 799,50 ¦
+-----+--------------------+-----------+----------+---------+-----------+
¦ 5 ¦Наволочки ¦ 20 ¦ 1,56 ¦ 133,25 ¦ 22,20 ¦
+-----+--------------------+-----------+----------+---------+-----------+
¦ 6 ¦Простыни для полу-¦ 30 ¦ 2,95 ¦ 3,70 ¦ 75,00 ¦
¦ ¦торного белья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-----------+----------+---------+-----------+
¦ 7 ¦Одеяла ¦ 30 ¦ 17,36 ¦ 12,50 ¦ 520,80 ¦
+-----+--------------------+-----------+----------+---------+-----------+
¦ 8 ¦Общая стоимость на-¦ - ¦ - ¦ 86,80 ¦ 533,50 ¦
¦ ¦несения логотипа на¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+--------------------+-----------+----------+---------+-----------+
Итого ¦ 88,92 ¦ 3705,15 ¦
+---------+------------
¦ 617,53 ¦
L----------

1 у.е. = 1 доллару США.
Всего к оплате: Три тысячи семьсот пять долларов США пятнадцать центов (в том числе НДС 20% - шестьсот семнадцать долларов США пятьдесят три цента).
Оплата в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты + 1%.

Покупатель Продавец
ФИО ФИО
Подпись Подпись

12.4. Налогообложение питания персонала компании

Налогообложение питания сотрудников в столовых организаций зависит от формы его предоставления:
1) бесплатное питание, предусмотренное действующим законодательством;
2) бесплатное питание, предусмотренное трудовыми (коллективными) договорами;
3) бесплатное питание, не предусмотренное в трудовом договоре;
4) питание, являющееся частью социального пакета работника;
5) бесплатное питание, не относящееся к расходам на оплату труда.

12.4.1. Бесплатное питание, предусмотренное
действующим законодательством

В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.
Так, постановлением Правительства РФ от 29.11.2002 N 849 определен порядок утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания.
Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 14 утвержден Перечень производств, профессий и должностей, работа которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания.
Стоимость бесплатно предоставленного работникам в соответствии с действующим законодательством питания и продуктов в налоговом учете признается в качестве расходов на оплату труда и учитывается для целей налогообложения прибыли на основании пункта 4 статьи 255 НК РФ.
В бухгалтерском учете в этом случае должны быть сделаны следующие записи (корреспондирующий счет применяется в зависимости от того, работникам каких профессий, должностей, производств предоставляется бесплатное питание согласно действующему законодательству):
Дебет 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом установленные законодательством РФ компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением питания и продуктов.
Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ расходы по предоставлению бесплатного питания определенным категориям работников, установленные действующим законодательством, не включаются в доход таких работников для исчисления налога на доходы физических лиц.

12.4.2. Бесплатное питание, предусмотренное
трудовыми (коллективными) договорами

Кроме случаев бесплатного предоставления питания, предусмотренных действующим законодательством, работодатели вправе обеспечивать бесплатным питанием своих сотрудников в качестве элементов социального пакета, предусмотрев данное условие в трудовых (коллективных) договорах.
Согласно пункту 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н (в редакции от 30.03.2001 N 27н), расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий признаются для целей бухгалтерского учета внереализационными расходами.
Следовательно, списание расходов, учтенных на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", в этом случае производится на основании следующей проводки:
Дебет 91-2 "Прочие расходы" субсчет "Прочие внереализационные расходы" Кредит 29
- стоимость бесплатно предоставленного своим работникам питания признана в качестве внереализационных расходов отчетного периода. Запись осуществляется в сумме фактической производственной себестоимости оказанных услуг.
В отличие от бухгалтерского учета для целей налогообложения прибыли такие затраты организации признаются расходами на оплату труда (на основании пп.25 ст.255 НК РФ), уменьшающими налогооблагаемую прибыль (п.25 ст.270 НК РФ), и включаются в налогооблагаемую базу по ЕСН на основании пункта 1 статьи 237 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 237 НК РФ стоимость бесплатно предоставленного сотрудникам питания при расчете налогооблагаемой базы по ЕСН учитывается исходя из его рыночной цены на день предоставления, включая налог на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и соответствующую сумму акциза.
На основании пункта 1 статьи 211 НК РФ налогом на доходы физических лиц облагаются любые доходы, полученные работниками от работодателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленные исходя из их цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 40 НК РФ, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж.
Таким образом, расходы на бесплатное питание работников, предусмотренные трудовыми (коллективными) договорами и признаваемые расходами на оплату труда, подлежат включению в состав доходов физического лица, полученных в натуральной форме, и облагаются налогом на доходы физических лиц.

12.4.3. Бесплатное питание, не предусмотренное в трудовом договоре

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Следовательно, если бесплатно предоставляемое работникам организации питание не предусмотрено в их трудовых договорах, то на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ стоимость такого питания подлежит включению в состав доходов каждого работника, облагаемых по ставке 13%. При этом на основании пункта 1 статьи 211 НК РФ налоговая база определяется как стоимость такого питания, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ. При этом в стоимость питания включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж.
В качестве документального оформления бесплатного питания сотрудников организации, не предусмотренного трудовыми договорами, необходимо оформить следующие внутренние организационно-распорядительные документы:
- приказ руководителя об организации бесплатного питания работников организации в 2003 году;
- табельный учет рабочего времени, позволяющий ежемесячно определять количество реально работающих сотрудников, получивших бесплатное питание, в разрезе отделов организации (без учета работников, находящихся в отпусках, командировках, на больничных и т.д.);
- на практике ответственное лицо в столовой небольшой организации (если штат работников столовой позволяет) ведет параллельно с бухгалтерией ежедневный учет обедающих работников, данные которого сверяются в конце месяца с данными бухгалтерии;
- ежедневное меню, утверждаемое заведующим производством (столовой).
Амортизация в этом случае на основании пункта 1 статьи 256 НК РФ не учитывается для целей налогообложения прибыли.
В то же время в пункте 5.3 "Амортизационные отчисления" (п.2) приказа МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль" части второй НК РФ" указывается в качестве одного из условий отнесения имущества к амортизируемому, что основные средства должны использоваться для извлечения дохода (для производства и реализации продукции (работ, услуг) или для управления организацией).
По мнению автора, можно квалифицировать в данном случае использование основных средств столовой для целей управления организацией. Но ведь это только Методические указания, а в самом НК РФ такой оговорки нет!

12.4.4. Питание, являющееся частью социального пакета работника

В этом случае в трудовом договоре должна быть следующая запись:
"Работодатель (исходя из финансовых возможностей или без этой фразы) обеспечивает бесплатное питание работника в течение всего срока действия договора (за исключением дней отсутствия работника на рабочем месте - на больничном, в командировках, в отпуске и т.д.) в пределах утверждаемого заведующим производством (столовой) ежедневного меню соответствующего отдела или подразделения, в котором работает данный работник организации".
На практике многие компании утверждают ежедневное меню разное для различных отделов и структурных подразделений, а также для администрации. Соответственно в трудовом договоре и фиксируется указанная выше запись.
Следовательно, сумма стоимости питания не указывается. Да это и нецелесообразно, поскольку стоимость ежедневного меню по дням недели и в зависимости от экономической ситуации в стране и финансового положения организации может изменяться. Основной расчет стоимости питания описан в книге (это - калькуляционные и технологические карты).

12.4.5. Бесплатное питание, не относящееся к расходам
на оплату труда

Расходы по организации бесплатного питания своих работников, не предусмотренные действующим законодательством, а также условиями трудовых (коллективных) договоров, учтенные в бухгалтерском учете организации по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", так же, как и в предыдущем случае, признаются внереализационными расходами и отражаются следующей записью:
Дебет 91-2 "Прочие расходы" субсчет "Прочие внереализационные расходы" Кредит 29
- стоимость бесплатно предоставленного своим работникам питания признана в качестве внереализационных расходов отчетного периода.
В налоговом учете такие расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании пункта 25 статьи 270 НК РФ.
На основании пункта 3 статьи 236 НК РФ и письма МНС России от 04.04.2002 N СА-6-05/415@ стоимость бесплатно предоставленного питания своим работникам в этом случае не является объектом обложения ЕСН, поскольку не признается расходом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ оплата за работников услуг питания в их интересах признается доходами, полученными работниками в натуральной форме, и подлежит включению в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц.

Часть II

Глава 13. Операции по передаче компаниями непрофильных
функций сторонним организациям (аутсорсинг)

В условиях жесткой конкуренции выживают и добиваются успеха те компании, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения непроизводительных расходов при сохранении безупречной репутации за счет высокого качества продукции, товаров, работ или услуг.
В связи с этим перед многими компаниями встает вопрос - что выгоднее: содержать собственный штат программистов, бухгалтеров, другого персонала или передать их работу на сторону, специализированной компании? Оказывается, иногда дешевле передать часть своих повседневных вспомогательных функций стороннему исполнителю, чем осуществлять их самостоятельно.
Именно поэтому одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг.
Термин "аутсорсинг" заимствован из английского языка (от англ. "outsourcing") и дословно переводится как использование чужих ресурсов.
Аутсорсинг - это способ оптимизации деятельности компании за счет сосредоточения на главном, ключевом направлении деятельности и передачи непрофильных функций внешним специализированным фирмам на договорной основе.
Иначе говоря, под аутсорсингом понимается передача вспомогательных, поддерживающих или сопутствующих функций внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.
Что может быть отдано компанией-заказчиком в аутсорсинг? Строгих правил по выбору функций для аутсорсинга не существует.
Как правило, в аутсорсинг передаются такие функции, как размещение заказов на программирование, поддержка локальных сетей, поддержка web-сайта, ведение бухгалтерского учета, поиск и подбор кадров, уборка офисных помещений, организация деловых поездок, проведение рекламных кампаний, организация питания, служба безопасности, обслуживание корпоративной собственности, административная поддержка и др., что позволяет сосредоточить все ресурсы на основных целях бизнеса.
Преимущества привлечения фирмы-аутсорсера заключаются в следующем:
- возможность концентрации внимания на основном бизнесе путем поручения внешнему исполнителю выполнения операционных функций;
- снижение затрат;
- возможность перераспределения ресурсов, ранее задействованных на второстепенных функциях и направлениях;
- инвестирование высвобожденных ресурсов в поддержку основной деятельности организации;
- фиксированные и предсказуемые затраты;
- отсутствие необходимости расширения штата организации;
- снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру, за счет "оптовой" продажи его услуг. Как правило, привлечение фирмы-аутсорсера дешевле организации собственной службы или структуры;
- повышение прибыльности бизнеса, поскольку аутсорсинг снижает издержки обслуживания бизнес-процесса;
- получение доступа к технологиям и решениям более высокого уровня, которых нет у организации;
- специализированные функции, для выполнения которых организация не имеет экспертов или ресурсов;
- уменьшение рисков за счет гарантии фирмой-аутсорсером качества услуг;
- надежность услуг за счет сочетания глубокой специализации и накопленного опыта фирмы-аутсорсера;
- передача ответственности за выполнение конкретных функций.
Нередко для сохранения своей конкурентоспособности многие организации вынуждены прибегать к аутсорсингу как единственному пути снижения затрат, повышения эффективности и перераспределения критических ресурсов.
Тем не менее пользоваться аутсортингом имеет смысл лишь в том случае, когда он приведет организацию к реальной экономии ее издержек.

13.1. Юридическая квалификация договоров, заключаемых
со специализированными организациями на выполнение
непрофильных функций

В международной практике взаимоотношения между заказчиком и фирмой-аутсорсером регулируются договором (соглашением) об уровне сервиса, текст которого подготавливается индивидуально для каждой организации в зависимости от объема и формы заказа.
В отечественной практике такая форма взаимоотношений не предусмотрена, поэтому процесс оказания услуг аутсорсинга регламентируется теми нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, которым соответствует фактическое содержание взаимоотношений между заказчиком и фирмой-аутсорсером.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Кроме того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Во многих случаях оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами главы 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (фирма-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст.779 ГК РФ).
В некоторых случаях могут быть заключены договоры о техническом или об абонентском обслуживании заказчика.

Пример 27
Одна из областей аутсорсинга - это сопровождение программного обеспечения. В понятие технического обслуживания обычно входит: создание "горячей линии" для поддержки пользователей по телефону, исправление программных ошибок или дефектов,
о которых сообщили пользователи, замена старых версий программного обеспечения на более новые.
В сфере информационных технологий с IT-компанией могут быть заключены следующие виды договоров:
- договор на обслуживание сетевых устройств и автоматизированных рабочих мест - наиболее распространенный вариант.
В таком договоре должна быть предусмотрена ответственность IT-аутсорсинговой фирмы перед заказчиком за производительность сети в целом;
- договор аренды программных продуктов и инфраструктуры на основе ежемесячных платежей с доступом к приложениям,
недоступным для массового пользования, через Интернет или виртуальную частную сеть. Организация-пользователь, заключив договор с фирмой-аутсорсером, получает гарантированный доступ к IT-решению, включая техническую и программную инфраструктуру, а также комплекс услуг по обеспечению запуска и бесперебойного функционирования системы. При этом пользователь освобождается от приобретения дорогостоящих лицензий на программные продукты, необходимой закупки и установки серверов, поиска и содержания высококвалифицированного IT-персонала;
- договор обслуживания приложений (сложных прикладных систем, например, Oracle Applications, установленных у заказчика, которые требуют постоянного квалифицированного обслуживания, но оно не окупается, если используются штатные специалисты). В этом случае договором предусматривается не поддержка технического функционирования системы, а поддержка производительности, работоспособности системы в целом и доступности ее каждому конкретному пользователю.
Рекомендуем во всех перечисленных выше договорах предусмотреть следующий регламент взаимоотношений:
1) определение и описание (качественное и количественное) предоставляемых сервисов;
2) дни и часы предоставления сервиса, включая тестирование, поддержку и модернизацию;
3) допустимое время простоя (не более ___ часов в месяц) без учета времени проведения согласованных плановых работ;
4) размер компенсации (в процентах от суммы ежемесячного платежа) в случае отклонения от допустимого времени простоя;
5) форма компенсации - скидка со следующего ежемесячного платежа за услуги;
6) показатели заявляемой надежности и производительности платформ, каналов и сетевого оборудования;
7) обязанность аутсорсера регулярно фиксировать текущее состояние информационной инфраструктуры пользователя;
8) все знания по управлению информационной системой должны быть переданы пользователю после окончания действия договора;
9) гарантии по проблемам технических сбоев приложений, баз данных, коммуникационных линий связи, потери информации (регулярное создание резервных копий и восстановление данных с этих резервных копий) или несанкционированного доступа к ней посторонних лиц (обязанность аутсорсера ежемесячно представлять список лиц, занимающихся исполнением вашего договора);
10) ответственность сторон при использовании сервиса;
11) процедура разрешения разногласий;
12) сроки действия договора.

Пример 28
Организации, сталкивающиеся с необходимостью наладить связь с сотнями и тысячами клиентов (например, услуги мобильной связи, услуги по бронированию, продаже и доставке билетов и др.), заключают договоры на обслуживание с call-центрами, предназначенными для обработки и маршрутизации массовых телефонных вызовов. Такие центры позволяют с помощью операторов или автоматически одновременно принимать почти неограниченное количество звонков и вести огромное количество исходящих разговоров.
Договором с call-центром может быть предусмотрено оказание следующих услуг: оповещение клиентов о событиях, происходящих в компании, прием от клиентов заказов на приобретение товаров и услуг, продажа товаров и услуг по телефону, проведение социологических опросов и пр.
Согласно условиям договора услуги аутсорсера оплачиваются ежемесячно. Размер оплаты зависит от использованного трафика - количества времени, затраченного операторами на разговоры с клиентами.
Отдельные виды аутсорсинга включают в себя комплекс сервисных услуг, в связи с чем должны оформляться смешанными договорами, включающими в себя максимум договорных условий, регулирующих все возможные аспекты взаимоотношений между заказчиком и аутсорсером.

Пример 29
Организация заключила смешанный договор с клининговой фирмой-аутсорсером на ежедневную комплексную уборку офисных помещений, включая сопряженные помещения.
К договору прилагаются операционно-технические карты, составленные аутсорсером, в которых учитываются все архитектурные и коммуникационные особенности здания, а также особенности режима работы офиса.
Ежедневная комплексная уборка включает в себя следующий пакет услуг:
- сухая чистка ковров с удалением пятен;
- влажная уборка твердых полов;
- удаление пыли с потолка;
- удаление пыли и локальных загрязнений со всех видов мебели и интерьера;
- удаление локальных пятен со стен;
- уход за металлическими поверхностями;
- вынос мусора;
- комплексная уборка и дезинфекция туалетов;
- пополнение расходных материалов (жидкое мыло, туалетная бумага, бумажные полотенца и т.д.).
Стоимость услуг согласно условиям договора составила 1,5 у.е. за 1 кв.м помещений.
В целях снижения налоговых рисков при заключении и исполнении любого вида договоров на оказание аутсорсинговых услуг рекомендуем:
- обязательно использовать в тексте самого договора и подтверждающих его исполнение соответствующих документов дословную терминологию Налогового кодекса РФ;
- текст договора должен включать все существенные условия для договоров данного вида;
- максимально детализировать предмет договора;
- правовой статус организации-аутсорсера (особенно если договор заключается с неизвестной организацией) не должен вызывать сомнений, в связи с чем целесообразно проверить сам факт существования и деятельности организации, оказывающей услуги (постановления ФАС Уральского округа от 14.03.2003 по делу N Ф09-994/03-АК, от 07.05.2003 по делу N Ф09-1227/03-АК и от 10.06.2003 по делу N Ф09-1674/03-АК; постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.08.2002 по делу N Ф08-3054/2002-1106А и от 18.03.2003 по делу N Ф08-756/2003-279А). В отечественной практике информацию о коммерческой репутации организации, ее кредитной истории, а также о факте ее существования проводит служба безопасности бизнеса, заводя своеобразные досье на партнеров и контрагентов;
- договор должен быть подписан надлежащими должностными лицами как со стороны заказчика, так и со стороны аутсорсера;
- необходимо проверить наличие лицензии у фирмы-аутсорсера в тех случаях, когда это законодательно предусмотрено. Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 11.03.2003 N 32-ФЗ) и другими законодательными актами;
- обеспечить соразмерность стоимости оказанных услуг их объему, качеству и трудозатратам;
- несмотря на то что налоговое законодательство не содержит требования выделения суммы налога на добавленную стоимость в тексте соответствующего договора в отдельную позицию, тем не менее мы рекомендуем не забывать указывать в том числе и сумму налога, если оказываемые аутсорсинговые услуги подлежат обложению НДС. Неприемлема фраза "в том числе НДС" без указания суммы налога. Если операции по реализации аутсорсинговых услуг освобождаются от налогообложения, то в тексте договора целесообразно сделать оговорку - "НДС не облагаются";
- организовать учет договоров в журнале регистрации договоров, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике;
- организовать учет выданных доверенностей лицам, уполномоченным подписывать договоры в специальном журнале регистрации, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике, а также учет выданных доверенностей лицам, уполномоченным представлять организацию в налоговых органах;
- во избежание серьезных ошибок при оформлении операций приемки-сдачи услуг конкретные исполнители должны иметь возможность ознакомиться с существенными условиями заключенных организацией договоров на оказание услуг;
- операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть тщательно документированы (наличие договора, составленного в письменной форме, в необходимых случаях наличие копии лицензии, оригинала счета-фактуры, счета или счета-фактуры формы N 868 и 868а на предоплату услуг (оригинал или факсимильный вариант), оригинала двустороннего акта об оказании аутсорсинговых услуг, подписанного обеими сторонами договора, а также заполнение типовых межотраслевых форм первичных учетных документов, утвержденных постановлениями Госкомстата России).
Если из утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации организацией удалены существенные реквизиты унифицированных форм, то расходы, произведенные и указанные организацией в первичных документах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, не могут быть признаны документально подтвержденными и, следовательно, учтены для целей налогообложения прибыли (письмо МНС России от 15.05.2003 N 02-4-08/184-С827, письмо УМНС России по г.Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889 "О налоге на прибыль организаций").

13.2. Услуги по ведению учета

В современных условиях многие компании пользуются услугами организаций-аутсорсеров, осуществляющих ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
Возможность ведения бухгалтерского учета сторонней организацией предусмотрена подпунктом "в" пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 30.06.2003 N 86-ФЗ), согласно которому руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.
Передача ведения бухгалтерского учета специализированной организации должна быть зафиксирована в приказе по учетной политике на соответствующий финансовый год.
Причем на основании пункта 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н (в редакции от 30.12.99 N 107н), формирование учетной политики может быть поручено специализированной организации.

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign