LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- обеспечение питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах;
- реализацию кулинарной продукции ресторанами и кафе вне предприятия.
Эта группировка не включает торговлю через автоматы;
деятельность баров (группа 55.40) включает в себя:
- продажу напитков, изготовление и продажу большого ассортимента коктейлей, а также закусок и десертов для потребления главным образом на месте, иногда в сопровождении некоторых форм развлекательных программ.
Эта группировка также не включает торговлю через автоматы;
деятельность столовых при предприятиях и учреждениях (группа 55.51) включает в себя:
- изготовление и реализацию кулинарной продукции, разнообразной по дням недели, или специальных рационов питания для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, студентов, туристов, личного состава Вооруженных сил и других групп потребителей) по льготным ценам;
поставка продукции общественного питания (группа 55.52) включает в себя:
- деятельность предприятий общественного питания и индивидуальных предпринимателей по производству продукции общественного питания, ее доставке и организации потребления различными контингентами населения;
- поставку кулинарной продукции по заказам потребителей на рабочие места, транспортные предприятия в пути следования пассажирского сухопутного, воздушного, водного транспорта, на дом, обслуживание банкетов, свадеб, приемов и др.
Для признания объектов общественного питания для целей налогового учета необходимо учитывать требования ГОСТов.
Это обусловлено следующими причинами.
С 1 января 2002 года для квалификации затрат организации в качестве расходов для целей налогового учета под документальным подтверждением таких затрат понимается соответствие документов требованиям всех законодательных актов Российской Федерации (а не только бухгалтерского и налогового законодательства).
В соответствии со статьей 38 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции последующих изменений) правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила оказания услуг общественного питания утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.97 N 1036 (в редакции от 21.05.2001 N 389), в которых подчеркивается необходимость сертификации таких услуг.
В статье 41 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.
На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается также в письме Минздрава России от 22.05.2002 N 2510/5140-02-32 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции".
Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты, такие как:
ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий";
ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению";
ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования".
В письме Роскомторга от 11.07.95 N 1-955/32-7 "О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания" (также не утратившего силу) указывается на необходимость применения вышеназванных основополагающих ГОСТов.
Указанные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, защиту интересов потребителей.
Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для предприятий общественного питания различных организационно-правовых форм собственности.
Ранее введение обязательной сертификации услуг общественного питания было подтверждено совместным письмом Госстандарта России N 230-7/431, Роскомторга N 1-1177/32-7 и Госкомсанэпиднадзора России от 07.09.95 "О введении обязательной сертификации услуг общественного питания", которое не утратило своего действия и в настоящее время.
К нормативной документации отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.
В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборником технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий (СТП).
Стандарты предприятий (СТП) на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.
Допускается применение рецептур блюд "Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания", утвержденного приказом Минторга СССР от 12.12.80 N 310 (который не действует на территории России). Однако на них не распространяются дополнения и изменения, предусмотренные Сборником технологических нормативов, в части совершенствования органолептических показателей кулинарной продукции, свободного применения набора всех компонентов, входящих в рецептуры, рекомендательного подхода в расчетах выходов полуфабрикатов и готовых изделий, нормах отпуска блюд и т.д.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19.19 "Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений" Кодекса РФ об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ в редакции последующих изменений) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения:
- нарушение обязательных требований государственных стандартов (за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, ч.1 ст.12.2, ч.2 ст.13.4, ст.13.8, ч.1 ст.14.4 и ст.20.4 КоАП РФ) при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции;
- уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
Пунктом 2 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрено также, что:
- нарушение правил обязательной сертификации (за исключением случаев, предусмотренных ст.13.6, частями 2 и 4 ст.13.12, ч.2 ст.14.4, ч.2 ст.14.16, статьями 20.4 и 20.14 КоАП РФ), то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована;
- реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция;
- недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта России от 21.02.94 N 35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года, предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.
Тип предприятия общественного питания - вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.
Класс предприятия общественного питания - совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", утвержденным постановлением Госстандарта России от 05.04.95 N 198 и введенным в действие с 1 июля 1995 года, установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:
ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием. Кроме того, ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;
столовая-раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания;
буфет - структурное подразделение предприятия, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.
При определении типа предприятия общественного питания необходимо учитывать следующие факторы:
1) ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
2) техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.);
3) методы обслуживания;
4) квалификацию персонала;
5) качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т. д.);
6) номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- "люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
- "высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров;
- "первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления - для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных, - для баров.
Кроме того, рестораны различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;
- по месту расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.
Бары классифицируются:
- по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления - молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар;
- по специфике обслуживания потребителей - видеобар, варьете-бар и др.
Кафе различаются:
- по ассортименту реализуемой продукции - кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная;
- по контингенту потребителей - кафе молодежное, детское и др.
Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.
Столовые классифицируются:
- по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и диетическая;
- по обслуживаемому контингенту потребителей - школьная, студенческая и др.;
- по месту расположения - общедоступная, по месту учебы, работы.
В столовых в соответствии со спецификой обслуживаемых контингентов должны предусматриваться специальные зоны обслуживания: залы диетического, лечебно-профилактического питания и др.
Закусочные разделяют:
- по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т.д.).
На объектах сферы общественного питания любого типа и класса должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:
- обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и сохранности их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности;
- выполнение санитарно-гигиенических и технологических требований СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий;
- выполнение требований к безопасности продовольственного сырья и продуктов в соответствии с требованиями МБТ 5061;
- выполнение требований экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;
- выполнение требований противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;
- выполнение требований электробезопасности - СНиП 11-4.
Кроме того, объект сферы общественного питания должен иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.
Услуги общественного питания предприятий различных типов и классов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта России от 05.04.95 N 200 и введенного в действие с 1 июля 1995 года.
Для целей бухгалтерского учета перечень предприятий и структурных подразделений*(3), относящихся к сфере общественного питания, приведен в комментарии к счету 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Указанный перечень включает в себя только столовые и буфеты, состоящие на балансе организации, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации.
Таким образом, в бухгалтерском учете столовые и буфеты признаются в качестве объектов обслуживающих производств и хозяйств.
Согласно нормам статьи 275.1 НК РФ для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Следовательно, в налоговом законодательстве (в отличие от документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета) не конкретизирован перечень объектов, относящихся к сфере общественного питания и признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, услуги которых являются одной из составляющих социального пакета коммерческих фирм в современных условиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено нормами НК РФ.
Учитывая сказанное, а также то, что столовые, буфеты и иные аналогичные объекты общественного питания осуществляют реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам, организации могут признать такие объекты в качестве обслуживающих производств и хозяйств в целях налогового учета, зафиксировав это в качестве элемента налоговой учетной политики.

Сравнительная таблица норм бухгалтерского и налогового
учета, касающихся квалификации и признания предприятий
и структурных подразделений, относящихся к сфере
общественного питания

Предприятия и структурные подразделения, относящиеся
к сфере общественного питания

----------------------------------------T-------------------------------¬
¦Приказ Минфина России от 31.10.2000¦Статья 275.1 НК РФ ¦
¦N 94н ¦ ¦
+---------------------------------------+-------------------------------+
¦Столовые и буфеты ¦Отсутствует конкретный перечень¦
¦ ¦объектов, относящихся к сфере¦
¦ ¦общественного питания ¦
L---------------------------------------+--------------------------------

Деятельность объектов, относящихся к сфере общественного питания, имеющихся на балансе организаций, как правило, не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания конкретной организации.
Кроме того, необходимо учитывать, что услуги от деятельности таких объектов могут быть как реализованы организацией сторонним потребителям и своим работникам, а также бесплатно переданы своим работникам в случаях, предусмотренных законодательством или условиями трудовых (коллективных) договоров.
В зависимости от этого бухгалтерский и налоговый учет объектов общественного питания имеет принципиальные отличия от учета операций, связанных с предметом деятельности коммерческой организации.

12.2. Бухгалтерский и налоговый учет расходов, связанных
с содержанием объектов общественного питания

В бухгалтерском учете объекты сферы общественного питания, не связанные с предметом деятельности организации, относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам.
Соответственно для учета затрат, связанных с оказанием услуг столовыми, буфетами и другими объектами сферы общественного питания, в этом случае должен использоваться калькуляционный счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункту 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132.
В письме Роскомторга от 15.07.96 N 1-806/32-9 "О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания" подчеркивается, что все предприятия общепита независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности должны руководствоваться единой нормативной и технологической документацией.
Основными нормативными и технологическими документами, используемыми для учета услуг общественного питания, являются технологическая карта блюда, включающая в себя технологию приготовления продукции и нормы закладки продуктов при приготовлении соответствующего блюда, а также калькуляционная карточка (форма N ОП-1).
Заполнение калькуляционной карточки (форма N ОП-1), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132, описано в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании.
При осуществлении операций в общественном питании следует руководствоваться Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.97 N 1036.
Калькуляционная карточка (форма N ОП-1) применяется для определения цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие) с помощью калькуляции.
Калькуляционная карточка может составляться из расчета стоимости сырья на сто блюд для наиболее точного определения цены одного блюда (изделия).
Калькуляционные карточки составляются на основании сборников рецептур блюд, которыми должны руководствоваться все предприятия общественного питания.
В сборниках рецептур блюд указывается расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, приводится технология их изготовления. В каждом рецепте сборника даны нормы вложения сырья по массе в граммах и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных компонентов (полуфабрикатов, мяса и т.д.) и массы всего блюда в целом.
При изменении компонентов в сырьевом наборе блюда и цены на сырье и продукты новая цена блюда определяется в последующих свободных графах калькуляционной карточки с указанием в заголовке даты произведенных изменений. В графе "Дата составления" указывается дата последней записи в карточке.
Правильность каждого расчета цены блюда (изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации.
Составление калькуляционных карточек входит в должностные обязанности калькулятора 3 разряда (постановление Минтруда России от 06.06.96 N 32 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих" (в редакции постановления Минтруда России от 20.02.2002 N 14)).
Он определяет на основе действующих рецептур, закупочных цен, торговых наценок калькуляции на продукцию, реализуемую в организациях общественного питания, цену на отпускаемую организацией общественного питания продукцию (блюда, полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия). Производит по мере изменения рецептур, закупочных цен и торговых наценок уточнение цен на готовую продукцию и вносит соответствующие уточнения в калькуляционные карточки. Ведет регистрацию калькуляционных карточек по установленной форме. Составляет на основе заявок заведующего производством (шеф-повара) расчет необходимого количества продуктов для приготовления блюд, полуфабрикатов и кулинарных изделий. Осуществляет выборку из товарных отчетов и ведение оперативного учета выпущенных блюд и собственной продукции. Выписывает ярлыки цен материально ответственным лицам. Принимает участие в инвентаризации товарно-материальных ценностей.
В связи со сказанным в подавляющем большинстве случаев калькулятору нет необходимости составлять калькуляционные карточки, тем более ежедневно.
И только в некоторых случаях на предприятиях общественного питания (ресторанах, кафе и др.), реализующих в дневное время кухонную продукцию с добавлением более низкой единой наценки, а в вечернее время - более высокой наценки, начисляются две цены: для работы в дневное время с меньшим показателем наценки и в вечернее время с большим показателем наценки.
На основании калькуляционных карточек заполняются данные практически всех документов, связанных с реализацией услуг общественного питания.

Утверждаю:
Заместитель генерального директора
ООО "Три толстяка"
________ Царев А.Н.
25 ноября 2003 года

Технологическая карта блюда
Салат "Греческий"

-------------------T-------T-------T-------T----------------------------¬
¦Наименование про-¦Брутто ¦ Нетто ¦Готовый¦ Способ приготовления ¦
¦дукта ¦(грамм)¦(грамм)¦продукт¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(грамм)¦ ¦
+------------------+-------+-------+-------+----------------------------+
¦Брынза ¦ 52 ¦ 50 ¦ 50 ¦Брынза нарезается средним¦
¦Помидоры свежие ¦ 58 ¦ 50 ¦ 50 ¦кубиком, все овощи - солом-¦
¦Огурцы свежие ¦ 38 ¦ 30 ¦ 30 ¦кой. Заправляется лимонным¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦соком и растительным маслом.¦
¦Перец болгарский ¦ 40 ¦ 30 ¦ 30 ¦Блюдо украшается зеленью и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦маслинами. ¦
¦Маслины ¦ 27 ¦ 15 ¦ 15 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Салат листовой ¦ 22 ¦ 15 ¦ 15 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сок лимона ¦ 24 ¦ 10 ¦ 10 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Масло растительное¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦ ¦
+------------------+-------+-------+-------+ ¦
¦Выход блюда в го-¦ х ¦ х ¦ 190/35¦ ¦
¦товом виде в грам-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+-------+-------+-------+-----------------------------

Заведующая производством столовой _________Соколова Н.В.
Директор по административно-хозяйственной части ______ Ильинский Н.И.
Бухгалтер-калькулятор ________ Рудакова С.Н.

Утверждаю:
Заместитель генерального директора
ООО "Три толстяка"
________Царев А.Н.
25 ноября 2003 года

Калькуляционные карточки блюд на 25 ноября 2003 года

------T--------T---------------T--------T-------------------------------¬
¦Блюдо¦Код тов.¦ Наименование ¦На одну ¦ Объем ¦
¦ ¦ед-цы ¦ ¦порцию +-----T-----T----T------T-------+
¦ ¦ ¦ ¦норма ¦цена,¦сум- ¦кол-¦рас- ¦сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦расхо- ¦руб. ¦ма, ¦во ¦ход, ¦руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦да, кг ¦ ¦руб. ¦ ¦кг ¦ ¦
+-----+--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+-----+--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦Котлеты по-киевски ¦
+-----T--------T---------------T--------T-----T-----T----T------T-------+
¦ ¦31-03032¦Филе куриное ¦ 0,09 ¦96,49¦8,68 ¦ 92 ¦ 8,280¦798,94 ¦
+-----+--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00028¦Масло сливочное¦ 0,03 ¦84,54¦2,54 ¦ 92 ¦ 2,760¦233,33 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00055¦Яйцо ¦ 0,25 ¦1,38 ¦0,35 ¦ 92 ¦23,000¦ 31,74 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00019¦Сухари паниро-¦ 0,028 ¦16,23¦0,45 ¦ 92 ¦ 2,576¦ 41,81 ¦
¦ ¦ ¦вочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00068¦Масло растите-¦ 0,015 ¦25,17¦0,38 ¦ 92 ¦ 1,380¦ 34,73 ¦
¦ ¦ ¦льное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00028¦Масло сливочное¦ 0,01 ¦84,54¦0,85 ¦ 92 ¦ 0,920¦ 77,78 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00018¦Соль ¦ 0,004 ¦4,43 ¦0,02 ¦ 92 ¦ 0,368¦ 1,63 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00117¦Петрушка ¦ 0,005 ¦ 8,1 ¦0,04 ¦ 92 ¦ 0,460¦ 3,73 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦Итого ¦ х ¦ х ¦ х ¦13,30¦ х ¦39,744¦1223,68¦
+-----+--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦Суп-пюре из овощей со сметаной ¦
+-----T--------T---------------T--------T-----T-----T----T------T-------+
¦ ¦31-09002¦Капуста цветная¦ 0,0215 ¦32,34¦0,70 ¦ 12 ¦0,258 ¦ 8,34 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00080¦Морковь ¦ 0,02 ¦16,73¦0,33 ¦ 12 ¦0,240 ¦ 4,02 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00013¦Мука ¦ 0,005 ¦9,41 ¦0,05 ¦ 12 ¦0,060 ¦ 0,56 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00028¦Масло сливочное¦ 0,0075 ¦84,54¦0,63 ¦ 12 ¦ 0,90 ¦ 7,61 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-04016¦Молоко натур-ое¦ 0,05 ¦17,93¦0,90 ¦ 12 ¦0,600 ¦ 10,76 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00055¦Яйцо ¦ 0,1 ¦1,38 ¦0,14 ¦ 12 ¦1,200 ¦ 1,66 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00078¦Лук-репка ¦ 0,012 ¦10,78¦0,13 ¦ 12 ¦0,144 ¦ 1,55 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00158¦Брокколи с/м ¦0,01975 ¦44,47¦0,88 ¦ 12 ¦0,237 ¦ 10,54 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00018¦Соль ¦ 0,0025 ¦4,43 ¦0,01 ¦ 12 ¦ 0,30 ¦ 0,13 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00148¦Лечо с/м ¦0,016625¦36,03¦0,60 ¦ 12 ¦0,200 ¦ 7,19 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00082¦Картофель ¦ 0,0375 ¦2,61 ¦0,10 ¦ 12 ¦0,450 ¦ 1,17 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00090¦Бульон ¦ 0,1875 ¦1,08 ¦0,20 ¦ 12 ¦2,250 ¦ 2,43 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00117¦Петрушка ¦ 0,005 ¦8,1 ¦0,04 ¦ 12 ¦0,060 ¦ 0,49 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00034¦Сметана ¦ 0,01 ¦34,64¦0,35 ¦ 12 ¦0,120 ¦ 4,16 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦ИТОГО ¦ х ¦ х ¦ х ¦5,05 ¦ х ¦5,939 ¦ 60,61 ¦
+-----+--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦Салат овощной (огурцы, помидоры) с майонезом ¦
+-----T--------T---------------T--------T-----T-----T----T------T-------+
¦ ¦31-00026¦Огурцы свежие ¦ 0,0764 ¦21,23¦1,62 ¦ 39 ¦2,980 ¦ 63,26 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00025¦Помидоры свежие¦ 0,0797 ¦34,55¦2,75 ¦ 39 ¦3,108 ¦ 107,39¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00079¦Перец ¦ 0,015 ¦ 80 ¦1,20 ¦ 39 ¦0,585 ¦ 46,80 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00023¦Майонез ¦ 0,03 ¦34,84¦1,05 ¦ 39 ¦1,170 ¦ 40,76 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦31-00117¦Петрушка ¦ 0,0054 ¦ 8,1 ¦0,04 ¦ 39 ¦0,211 ¦ 1,71 ¦
¦ +--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+-------+
¦ ¦Итого ¦ х ¦ х ¦ х ¦6,66 ¦ х ¦8,054 ¦ 259,92¦
L-----+--------+---------------+--------+-----+-----+----+------+--------

Заведующая производством столовой _________Соколова Н.В.
Бухгалтер-калькулятор __________Рудакова С.Н.

Обязательные требования к объектам общественного питания различных типов и классов установлены Государственным стандартом Российской Федерации "Общественное питание. Классификация предприятий" ГОСТ Р 50762-95, утвержденным постановлением Госстандарта России от 05.04.95 N 198.
Данным стандартом, в частности, установлены требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью, к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции, к методам обслуживания потребителей, к форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию.
Соблюдение требований ГОСТ Р 50762-95 связано с дополнительными специфическими расходами объектов общественного питания.

Пример 24
Фирма "Шрэк" имеет не выделенные на отдельный баланс столовую и бар класса "люкс" для организации питания своих сотрудников.
На основании служебной записки директора по административно-хозяйственной части и акта инвентаризационной комиссии о необходимости замены столовой посуды шести наименований и столового белья в столовой и баре были приобретены следующие товары с нанесением на них логотипа фирмы "Шрэк":

Спецификация к договору N 105 от 15.10.2003
с ООО "Мир фарфора"

---------------------------------T---------------T----------T-----------¬
¦ Ассортимент ¦Количество, шт.¦Цена, руб.¦Сумма, руб.¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Пара кофейная ¦ 115 ¦ 900,00 ¦103 500,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Ваза для фруктов ¦ 10 ¦ 550,00 ¦ 5500,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Тарелка мелкая 175 ¦ 24 ¦ 40,00 ¦ 960,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Тарелка мелкая 240 ¦ 12 ¦ 56,00 ¦ 672,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Блюдо овальное 350 ¦ 3 ¦ 600,00 ¦ 1800,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Кофейник ¦ 21 ¦ 240,00 ¦ 5040,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Общая стоимость с нанесением ло-¦ х ¦ х ¦117 472,00 ¦
¦гопипа на продукцию ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦НДС ¦ х ¦ х ¦23 494,40 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Итого ¦ х ¦ х ¦140 966,00 ¦
L--------------------------------+---------------+----------+------------

Приложение N 1 к договору N 201 от 15.10.2003
с ООО "Микс"

---------------------------------T---------------T----------T-----------¬
¦Наименование товара ¦Количество, шт.¦Цена, руб.¦Сумма, руб.¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Скатерть белая ¦ 40 ¦ 1200,00 ¦ 48 000,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Салфетки индивидуального пользо-¦ 200 ¦ 140,00 ¦ 28 000,00 ¦
¦вания ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Полотенца махровые ¦ 20 ¦ 200,00 ¦ 4000,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Всего ¦ х ¦ х ¦ 80 000,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦НДС ¦ х ¦ х ¦ 16 000,00 ¦
+--------------------------------+---------------+----------+-----------+
¦Итого ¦ х ¦ х ¦ 96 000,00 ¦
L--------------------------------+---------------+----------+------------

Спецификация к договору N 201 от 15.10.2003
с ООО "Микс"

----------T---------------T------------T--------T-----------T-----------¬
¦Продукция¦ Описание ¦Технология ¦Кол-во, ¦Цена, руб. ¦Сумма, руб.¦
¦ ¦ ¦нанесения ¦шт. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦логотипа ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---------------+------------+--------+-----------+-----------+
¦Скатерть ¦Лен, белого¦Метод шелко-¦ 40 ¦ 320,00 ¦ 12 800,00 ¦
¦белая ¦цвета ¦графии, 1¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦цвет ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---------------+------------+--------+-----------+-----------+
¦Салфетки ¦30 х 30, лен,¦Метод шелко-¦ 200 ¦ 150,00 ¦ 30 000,00 ¦
¦ ¦белого цвета ¦графии, 1¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦цвет ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---------------+------------+--------+-----------+-----------+
¦Полотенца¦30 х 60, белого¦Метод горя-¦ 10 ¦ 192,00 ¦ 1920,00 ¦
¦махровые ¦цвета ¦чего тисне-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---------------+------------+--------+-----------+-----------+
¦Полотенца¦30 х 60, белого¦Без нанесе-¦ 10 ¦ - ¦ - ¦
¦махровые ¦цвета ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---------------+------------+--------+-----------+-----------+
¦Всего ¦ х ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 44 720,00 ¦
¦стоимость¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нанесению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦логотипа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---------------+------------+--------+-----------+-----------+
¦НДС ¦ х ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 8944,00 ¦
+---------+---------------+------------+--------+-----------+-----------+
¦Итого ¦ х ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 53 664,00 ¦
L---------+---------------+------------+--------+-----------+------------

Столовая посуда шести наименований и столовое белье (полотенца махровые с логотипом - 10 шт., салфетки с логотипом - 100 шт.) приобретены для бара, остальное столовое белье (полотенца махровые без логотипа - 10 шт., салфетки с логотипом - 100 шт., скатерти белые с логотипом - 40 шт.) - для столовой фирмы "Шрэк".
ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" не предусмотрено требование к наличию фирменных скатертей и фарфоро-фаянсовой посуды с монограммой в столовых. Для бара класса люкс данное требование обязательно.
В бухгалтерском учете фирмы "Шрэк" были сделаны следующие записи:
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51
- 140 966 руб. - отражена сумма аванса, перечисленного ООО "Мир фарфора" за фарфоровую посуду для бара (на основании выписки банка);
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51
- 149 664 руб. (96 000,00 руб. + 53 664,00 руб.) - отражена сумма аванса, перечисленного ООО "Микс" за столовое белье для столовой и бара (на основании выписки банка);
Дебет 10-9-2 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности для столовой" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 91 800 руб.*(4) - принято к учету столовое белье для столового зала;
Дебет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" субсчет "Столовая" Кредит 10-9-2
- 91 800 руб. - отражена передача столового белья в столовый зал. При этом в налоговом учете стоимость нанесения логотипа на 40 скатертей и 100 салфеток, не предусмотренного ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", в сумме 27 800 руб. (15 000 руб. + 12 800 руб.) не учитывается для целей налогообложения прибыли;
Дебет 19-3-2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам для столовой" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 18 360 руб. - учтена сумма НДС по столовому белью для столового зала;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-3-2
- 12 800 руб. (9600 руб. + 2800 руб. + 400 руб.) - принята к вычету сумма НДС по столовому белью для столового зала в части стоимости, предусмотренной ГОСТ Р 50762-95, на основании пункта 2 статьи 171 НК РФ и пункта 1 статьи 172 НК РФ;
Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 19-3-2
- 5560 руб. (2560 руб. + 3000 руб.) - признана в качестве прочих внереализационных расходов сумма НДС по столовому белью для столового зала в части стоимости нанесения логотипа, не предусмотренного ГОСТ Р 50762-95. Данная сумма не учитывается для целей налогообложения прибыли;
Дебет 10-9-3 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности для бара" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 117 472 руб. - принята к учету столовая посуда шести наименований, приобретенная для бара;
Дебет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" субсчет "Бар" Кредит 10-9-3
- 117 472 руб. - отражена передача столовой посуды в бар;
Дебет 19-3-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам для бара"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 23 494,40 руб. - учтена сумма НДС по столовой посуде для бара;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-3-3
- 23 494,40 руб. - принята к вычету сумма НДС по столовой посуде для бара на основании пункта 2 статьи 171 НК РФ и пункта 1 статьи 172 НК РФ;
Дебет 10-9-3 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности для бара" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 32 920 руб.*(5) - принято к учету столовое белье, приобретенное для бара;
Дебет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" субсчет "Бар" Кредит 10-9-3
- 32 920 руб. - отражена передача столового белья бару;
Дебет 19-3-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам для бара"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 6584 руб. - учтена сумма НДС по столовому белью для бара;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-3-3
- 6584 руб. - принята к вычету сумма НДС по столовому белью для бара.
Пояснения к вычету суммы НДС в части стоимости, предусмотренной ГОСТом, приведенном в рассмотренном примере
Согласно пункту 7 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н, и пункту 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, учетная политика организации должна обеспечивать требование приоритета экономического содержания над формой, под которым понимается отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Требование приоритета экономического содержания над формой сформулировано также в пункте 6.3.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России 29 декабря 1997 года.
Это означает, что в бухгалтерском учете экономическое содержание имеет приоритет перед правовой формой.
В налоговом учете правовая форма должна соответствовать экономическому содержанию, в противном случае не будет обеспечено выполнение требования пункта 1 статьи 252 НК РФ, согласно которому все документы, подтверждающие расходы, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (в данном случае - это ГОСТы, сертификация услуг общественного питания - см. ответ на вопрос 1).
Следует обратить внимание, что в данном случае Налоговым кодексом не конкретизируется, о каком именно законодательстве идет речь.
Следовательно, затраты, произведенные организацией, для исчисления налога на прибыль должны оформляться в соответствии с требованиями всех норм законодательных актов Российской Федерации, регулирующих не только бухгалтерские, налоговые, но и другие правоотношения - бюджетные, гражданские, административные и т.д.
Таким образом, признание в бухгалтерском учете операций исходя только из их экономического содержания может и не совпадать с признанием этих же операций в налоговом учете, так как для налогового учета одинаково важны и правовая форма, и экономическое содержание.
Что касается НДС, то, по мнению автора, необходимо исходить из этих же требований.
Например, если директор обычной столовой коммерческой фирмы захочет купить сервизы из кузнецовского фарфора с логотипом фирмы, скатерти с вышитым шелком логотипом, фирменную одежду для работников столовой с таким же логотипом, напечатать в типографии на тисненой бумаге меню для каждого стола, размещенного в столовом зале и т.д., что не предусмотрено ГОСТом для данного класса предприятия общественного питания, то соответственно организация не может это учесть как для целей налогообложения прибыли, так и для вычета НДС по таким затратам.

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign