LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦заработная плата штатных сотруд-¦ ¦ ¦
¦ ¦ников, работающих на выставке ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦заработная плата привлеченных¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов, работающих на выс-¦ ¦ ¦
¦ ¦тавке ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦обучение персонала ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аренда персонала для работы на¦ ¦ ¦
¦ ¦выставке ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 7 ¦Общие расходы на рекламу и про-¦ ¦ ¦
¦ ¦движение - всего ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦предвыставочная реклама и продви-¦ ¦ ¦
¦ ¦жение (проведение пресс-конферен-¦ ¦ ¦
¦ ¦ции с участием СМИ) ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦реклама и продвижение на месте¦ ¦ ¦
¦ ¦(организация вечернего приема в¦ ¦ ¦
¦ ¦первый день работы выставки, ре-¦ ¦ ¦
¦ ¦кламные каталоги, брошюры, лис-¦ ¦ ¦
¦ ¦товки, рекламные сувениры, кален-¦ ¦ ¦
¦ ¦дари, проведение лотерей и кон-¦ ¦ ¦
¦ ¦курсов и пр.) ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦послевыставочная реклама и про-¦ ¦ ¦
¦ ¦движение (проведение пресс-конфе-¦ ¦ ¦
¦ ¦ренции с участием СМИ) ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 8 ¦Общие расходы на поездку и отдых¦ ¦ ¦
¦ ¦- всего ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦стоимость авиабилетов ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦размещение персонала ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦организация питания ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦обслуживание и развлечение клиен-¦ ¦ ¦
¦ ¦тов ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦комната отдыха ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦прочее ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 9 ¦Уценка товаров, полностью или¦ ¦ ¦
¦ ¦частично потерявших свои первона-¦ ¦ ¦
¦ ¦чальные качества при экспонирова-¦ ¦ ¦
¦ ¦нии ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦Общие расходы на участие в выс-¦ ¦ ¦
¦ ¦тавке ¦ ¦ ¦
L----+---------------------------------+------------+--------------------

Как видно из приведенного перечня, практически все затраты на участие в выставке действующее законодательство относит к рекламным расходам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (в редакции от 30.12.2001 N 196-ФЗ) реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Следовательно, рекламой может быть признана только та информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, которая формирует и поддерживает интерес к организации и ее товарам (работам, услугам) в целях их реализации.

9.2. Состав выставочных расходов: спорные налоговые моменты

Рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования.
Общее квалифицирующее понятие расходов на рекламу исключительно для целей налогообложения прибыли дано в подпункте 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ:
- расходы на рекламу - это расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. С учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ они признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией.
Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях признаются налоговым законодательством в качестве расходов на рекламу.
Поскольку любые выставочные расходы можно признать в качестве рекламных, возникает вопрос: какие из них в целях исчисления налога на прибыль относятся к нормируемым расходам, а какие нет?
Нормами Налогового кодекса РФ установлено, что все расходы на рекламу делятся на две группы:
1) ненормируемые расходы на рекламу;
2) расходы на рекламу, подлежащие нормированию.
Так, на основании пункта 4 статьи 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли к ненормируемым рекламным расходам организации относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом следует учитывать, что согласно подпункту 16 статьи 270 НК РФ при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (письма МНС России от 27.03.2003 N 02-5-11/90-Л035 и от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342, письмо УМНС России по г.Москве от 12.05.2003 N 26-12/25950).
Данный Налоговым кодексом РФ перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Это подтверждается также позицией налоговых органов, изложенной в письме МНС России от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342, письмах УМНС России по г.Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889 и от 28.04.2003 N 26-12/24064, согласно которой "расходы на рекламу, учитываемые в размере фактических расходов, предусмотрены абзацами 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит.
Остальные расходы на рекламу, относящиеся к таковым согласно Закону от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" и отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ".
Тем не менее в других письмах (письмо МНС России от 19.03.2003 N 02-5-10/35-Й843 и письмо УМНС России по г.Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889) подчеркивается, что "к расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных выставках. Расходы, связанные с раздачей призов в рамках подобных рекламных мероприятий, подпадают под категорию расходов, ограниченных 1 процентом выручки от реализации". Однако этот документ носит статус официальной переписки.
Обратите внимание, что Налоговый кодекс РФ не содержит конкретного перечня расходов, которые относятся к выставочным расходам. Поэтому, по мнению автора, при наличии утвержденной сметы на участие в выставке с постатейной (максимально подробной) расшифровкой всех расходов к выставочным расходам можно отнести практически любые расходы по участию в выставке, включая раздачу подарков, сувениров, призов.
К нормируемым рекламным расходам относятся:
- расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
- расходы на иные виды рекламы, кроме прямо перечисленных в абзацах 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Необходимо иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли не относятся к рекламным расходам затраты на передачу продукции собственного производства в качестве "сувениров" фактическим клиентам - заказчикам (покупателям, конкретным лицам), а также потенциальным заказчикам (покупателям) в процессе проведения переговоров, при приеме делегации (письма МНС России от 27.03.2003 N 02-5-11/90-Л035 и от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342, письмо УМНС России по г.Москве от 12.05.2003 N 26-12/25950).
В отличие от ненормируемых рекламных расходов перечень нормируемых расходов на рекламу является открытым.
Перечисленные нормируемые рекламные расходы, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в течение отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 249 НК РФ.
При этом согласно пункту 2 статьи 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного организацией метода признания доходов и расходов поступления (метод начисления или кассовый метод), связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налогообложения прибыли в соответствии со статьей 271 или статьей 273 НК РФ.
При этом в целях налогообложения прибыли методом начисления выручка от реализации в качестве базы для расчета лимита расходов при исчислении суммы нормируемых расходов на рекламу определяется за тот отчетный (налоговый) период, за который исчисляется налог на прибыль и представляется соответствующая налоговая декларация (письмо МНС России от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342 и письмо УМНС России по г.Москве от 28.04.2003 N 26-12/24064).
При исчислении базы для расчета предельного размера нормируемых видов рекламных расходов, признаваемых в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитывается выручка от реализации без учета сумм налогов, предъявленных организацией покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с требованиями НК РФ (то есть без учета налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж) на основании пункта 1 статьи 248 НК РФ.
Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный пунктом 4 статьи 264 НК РФ норматив, то для целей налогообложения прибыли такие расходы (в части превышения установленного норматива) не признаются как прочими расходами (ст.264 НК РФ), так и расходами, связанными с производством и реализацией, указанными в статье 253 НК РФ.
Расходы на рекламу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они реально были осуществлены.
На основании пункта 2 статьи 318 НК РФ и письма МНС России от 10.09.2002 N 02-5-11/202-АД088 рекламные расходы признаются косвенными и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований НК РФ.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками в связи с осуществлением расходов, нормируемых в целях применения налога на прибыль организаций, подлежат вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет в размере, соответствующем таким нормам.
Согласно пункту 7 статьи 171 НК РФ в случае если в соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога на добавленную стоимость по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Данная норма означает, что налоговый вычет по сверхнормативным рекламным расходам не производится.
Следовательно, рекламные расходы на участие в выставке, прямо не поименованные в абзацах 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, уменьшают доходы текущего отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой по правилам статьи 249 НК РФ. Соответственно НДС, уплаченный в составе рекламных расходов сверх установленного норматива, к вычету не принимается и в состав расходов для целей налогообложения прибыли не включается.
На основании подпункта "з" пункта 1 статьи 21 Закона об основах налоговой системы в Российской Федерации налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе. При этом сумма налога исчисляется исходя из установленной налоговой ставки и стоимости рекламных услуг (работ), определяемой на основе фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость.

9.3. Бухгалтерский учет выставочных расходов

В соответствии с пунктами 5 и 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н (в редакции от 30.03.2001 N 27н) расходы на рекламу собственной продукции (товаров, работ, услуг) в бухгалтерском учете организации признаются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в полной сумме произведенных затрат.
На основании пункта 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы на рекламу признаются в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Расходы на рекламу связаны со сбытом продукции (товаров, работ, услуг) и поэтому являются коммерческими расходами.
При составлении бухгалтерской отчетности затраты, связанные со сбытом продукции, не включаются в статью "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", а отражаются по статье "Коммерческие расходы" Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), образец которой утвержден приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
В соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н (в редакции от 30.03.2001 N 27н), коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
В случае признания организацией в соответствии с установленным порядком коммерческих расходов полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности расходы организации по сбыту продукции, издержки обращения (у организаций, осуществляющих торговую деятельность, оказывающих услуги общественного питания) отражаются по статье "Коммерческие расходы".
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, расходы на рекламу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, а также в организациях, осуществляющих торговую деятельность, учитываются на отдельном субсчете счета 44 "Расходы на продажу".
Признанные в бухгалтерском учете суммы расходов на рекламу, учтенные по дебету счета 44 "Расходы на продажу", списываются на себестоимость проданной продукции (товаров) полностью или пропорционально объему реализованной продукции (товаров) в зависимости от выбранного организацией способа списания коммерческих расходов, закрепленного в приказе по учетной политике.
При этом в бухгалтерском учете организации производятся следующие записи:
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу" субсчет "Расходы на рекламу"
- списана полная сумма учтенных в отчетном периоде расходов на продажу (запись осуществляется, если организацией было принято решение о признании указанных затрат полностью в учтенной в отчетном периоде сумме в себестоимости проданной продукции (товаров) в качестве расходов периода.
Если указанные затраты по решению организации не признаются затратами периода, то они подлежат распределению в соответствии с принятым в учетной политике вариантом;
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу" субсчет "Расходы на рекламу"
- списана часть учтенных в отчетном периоде расходов на продажу продукции, не подлежащая распределению в установленном порядке между проданным товаром и остатком товаров на конец месяца.
Указанная запись осуществляется, если организацией не было принято решение о признании коммерческих расходов полностью в учтенной в отчетном периоде сумме в себестоимости проданных товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Пример 9
Фирма "Роза" - экспонент принимает участие в специализированной выставке "Волшебство ароматов", проводимой с 10 по 16 ноября 2003 года, с целью рекламы своей цветочной продукции.
На основании заключенного договора с организатором выставки - ООО "Экспозишн" стоимость услуг по организационно-методическому, техническому и информационному обеспечению участия экспонента в выставке составила 120 000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб.
В стоимость услуг включены:
- регистрационный взнос в соответствии с поданной заявкой;
- оборудованная выставочная площадь 30 кв. м и наценка за ее угловое расположение. Оборудованная выставочная площадь включает в себя напольное покрытие, каркас стен, электричество и минимальный набор мебели;
- реклама на плазменной панели 60'';
- услуги переводчиков;
- пропуск на автомобиль для перевозки оборудования экспонента на выставку;
- дополнительное оборудование выставочного стенда, в том числе электроприборы, предоставленные на время выставки ее организатором;
- организация питания (кофе-брейк, ланчи, обеды, банкеты, фуршеты, презентации);
- бэйджи участников выставки;
- пригласительные билеты на прием, посвященный открытию выставки;
- предварительная пресс-конференция;
- вечерний прием в первый день работы выставки;
- официальный каталог выставки.
Оплата стоимости услуг организатора - ООО "Экспозишн" в порядке 100-процентной предоплаты была произведена 16 октября 2003 года.
Согласно утвержденной фирмой "Роза" смете во время проведения выставки предполагается раздача призов, приобретенных на сумму 72 000 руб., в том числе НДС - 12 000 руб., а также бесплатная раздача рекламных брошюр о деятельности экспонента, изготовленных на общую сумму 36 000 руб., в том числе НДС - 6000 руб.
Фирма "Роза" применяет метод начисления.
В бухгалтерском учете фирмы "Роза" были сделаны следующие записи:
октябрь
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51
- 120 000 руб. - перечислен аванс организатору выставки - ООО "Экспозишн";
Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу" Кредит 60
- 30 000 руб. - учтены расходы на изготовление рекламных брошюр;
Дебет 19 Кредит 60
- 6000 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 36 000 руб. - оплачена стоимость услуг по изготовлению брошюр;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 6000 руб. - принят к вычету НДС по рекламным брошюрам;
Дебет 91 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"
- 1500 руб. (30 000 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу со стоимости рекламных брошюр;
Дебет 41 Кредит 60
- 60 000 руб. - приняты к учету призы, приобретенные для участия в выставке;
Дебет 19 Кредит 60
- 12 000 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 72 000 руб. - оплачена стоимость призов;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 12 000 руб. - принят к вычету НДС по приобретенным призам;
Дебет 91 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"
- 3000 руб. (60 000 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу со стоимости призов.
При исчислении налога на прибыль фирма "Роза" признает в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, стоимость рекламных брошюр в размере 30 000 руб., стоимость призов в размере 60 000 руб. (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ и п.4 ст.264 НК РФ) и налог на рекламу в размере 4500 руб. (1500 руб. + 3000 руб.) (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ);
ноябрь
Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу" Кредит 41
- 60 000 руб. - признана в составе расходов на рекламу стоимость призов;
Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу" Кредит 60
- 100 000 руб. - признаны расходы по участию в выставке на дату подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг организатором выставки - ООО "Экспозишн";
Дебет 19 Кредит 60
- 20 000 руб. - учтен НДС по услугам организатора выставки - ООО "Экспозишн" на основании счета-фактуры;
Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
- 120 000 руб. - зачтен ранее уплаченный авансовый платеж за участие в выставке;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 20 000 руб. - принят к вычету НДС по услугам организатора выставки - ООО "Экспозишн";
Дебет 91 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"
- 5000 руб. (100 000 руб. х 5%) - начислен налог на рекламу со стоимости услуг организатора выставки - ООО "Экспозишн".
При исчислении налога на прибыль фирма "Роза" признает в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, стоимость услуг организатора выставки - ООО "Экспозишн" в размере 100 000 руб. (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ и п.4 ст.264 НК РФ) и налог на рекламу в размере 5500 руб. (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ).

9.4. Налогообложение призов и подарков посетителям выставки

При выдаче призов и сувенирной продукции во время проведения выставки не возникает необходимости начисления налога на добавленную стоимость. Это связано, во-первых, с тем, что момент перехода права собственности и конкретного получателя определить невозможно, поскольку никакие первичные документы при этом не оформляются, и соответственно такую операцию нельзя считать реализацией на основании пункта 1 статьи 39 НК РФ.
Согласно подпункту 28 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 2000 руб., в виде стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством, а также в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг). Как правило, стоимость раздаваемых сувениров и призов во время выставки не превышает 2000 руб.
Если же стоимость сувениров и призов превысила 2000 руб., то организация, участвовавшая в выставке, должна обеспечить ведение учета доходов, выданных в натуральной форме физическим лицам, и представить соответствующие сведения в налоговую инспекцию на основании пунктов 1 и 2 статьи 230 НК РФ.
Во-вторых, по мнению автора, выдачу призов и сувенирной продукции во время проведения выставки нельзя квалифицировать и как передачу товаров для собственных нужд, облагаемых налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, при условии, что их стоимость не учитывается при налогообложении прибыли. Расходы на приобретение сувенирной продукции и призов учитываются при налогообложении прибыли.
Данная позиция подтверждается письмом МНС России от 02.07.2001 N 01-4-03/858-Т245 и письмом УМНС России по г. Москве от 31.07.2001 N 02-14/35611.

9.5. Вариант договора на оказание услуг по участию в выставке

Образец

Договор N ___
на оказание услуг по участию в выставке

г.Москва "___"_________2003 г.

ООО "Экспозишн" (далее - Организатор), в лице генерального директора Ильинского Н.И., действующего на основании Устава, и ЗАО "Фирма "Роза"" (далее - Экспонент), в лице генерального директора Колядинского А.А., действующего на основании Устава, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Организатор предоставляет экспоненту услуги по участию в специализированной международной выставке "Волшебство ароматов" (далее по тексту - Выставка), которая состоится с 10 ноября по 16 ноября 2003 года в г.Москве.

2. Стоимость услуг и порядок взаиморасчетов

2.1. Общая стоимость услуг Организатора по участию Экспонента в Выставке (далее - "сумма Договора"), подлежащая оплате, составляет 120 000 руб. (сто двадцать тысяч рублей), в том числе НДС (20%) - 20 000 руб. (двадцать тысяч рублей).
2.2. В стоимость услуг Организатора входит:
- регистрационный взнос в соответствии с поданной Заявкой;
- оборудованная выставочная площадь 30 кв.м и наценка за ее угловое расположение. Оборудованная выставочная площадь включает в себя напольное покрытие, каркас стен, электричество и минимальный набор мебели (стол для переговоров и четыре стула);
- реклама на плазменной панели 60'';
- услуги переводчиков;
- пропуск на автомобиль для перевозки оборудования Экспонента на выставку;
- дополнительное оборудование выставочного стенда, в том числе электроприборы, предоставленные на время выставки ее Организатором;
- организация питания (кофе-брейк, ланчи, обеды, банкеты, фуршеты, презентации);
- бэйджи (в количестве 10 штук) участников Выставки;
- пригласительные билеты на прием, посвященный открытию Выставки;
- предварительная пресс-конференция;
- вечерний прием в первый день работы Выставки;
- официальный каталог Выставки.
2.3. Экспонент оплачивает 100% от суммы Договора в течение трех банковских дней после подписания настоящего Договора.

3. Оплата в случае отмены подписанных Договора или Заявки

3.1. В случае отмены Заявки или Договора со стороны Экспонента Организатор имеет право на 100% суммы Договора.
3.2. В случае отмены со стороны Организатора Выставки Организатор возвращает Экспоненту сумму предварительной оплаты в полном размере - 100% (сто процентов).

4. Права и обязанности Сторон

4.1. Обязанности Организатора:
- на возмездной основе предоставить Экспоненту стол для переговоров и четыре стула, указанные в Заявке и согласно плану экспозиции Выставки, за 24 часа до открытия Выставки;
- на возмездной основе предоставить Экспоненту заказанные дополнительные услуги и оборудование за 24 часа до открытия Выставки;
- по окончании работ и услуг или после завершения Выставки составить двусторонний акт сдачи-приема выполненных работ и оказанных услуг для окончательного расчета по настоящему Договору;
- перед началом Выставки организовать и провести пресс-конференцию с участием средств массовой информации в целях рекламы предстоящей Выставки;
- организовать и провести вечерний прием в первый день работы Выставки.
4.2. Ответственность Организатора:
- освобождается от ответственности по настоящему Договору за любой нанесенный Экспоненту ущерб, связанный с хищением, порчей или пожаром в течение рабочего дня выставки, то есть с момента открытия павильона утром до момента его закрытия вечером.
4.3. Обязанности Экспонента:
- не передавать права по настоящему Договору третьим лицам;
- не создавать препятствий и помех для работы других участников Выставки;
- не организовывать без согласия Организатора на Выставке лотереи и другие мероприятия, которые бы привели к скоплению людей в определенном месте и определенное время Выставки;
- обеспечить присутствие полномочного представителя Экспонента в течение всего периода проведения Выставки, а также монтажа и демонтажа экспозиций Экспонента;
- обеспечить охрану выставочного стенда во время рабочего дня Выставки, то есть с момента открытия утром павильона и до момента его закрытия вечером, собственными силами или заказать отдельно;
- произвести оплату дополнительных услуг Организатора на основании выставленных Организатором счетов в соответствии с порядком взаиморасчетов, указанным в разделе 2 настоящего Договора.
4.4. Ответственность Экспонента:
- принимает на себя материальную ответственность за все предоставленное оборудование и имущество в пределах его стоимости в случае его порчи по вине Экспонента;
- в случае если организованное Экспонентом скопление людей в определенном месте на Выставке повлекло за собой порчу оборудования выставочного стенда или выставочных экспонатов самого Экспонента или участника Выставки, Экспонент несет материальную ответственность в пределах стоимости всего испорченного им оборудования выставочного стенда или выставочных экспонатов;
- принимает на себя ответственность за сохранность собственного оборудования, экспонатов и личных вещей своих сотрудников в течение рабочего дня Выставки;
- принимает на себя материальную ответственность за ущерб, нанесенный Экспонентом третьей стороне;
- до начала Выставки во время заезда на выставочный стенд проверить на качество рабочее состояние и целостность всего заказанного и предоставленного оборудования и имущества и в случае необходимости заменить его во избежание ущерба.
4.5. Ответственность за ущерб, нанесенный Экспоненту третьим лицом, несет третье лицо.

5. Форс-мажор

5.1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях событий срок исполнения обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства.
5.2. При окончании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) дальнейшие действия и решения принимаются по согласованию обеих Сторон.

6. Арбитраж

6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Договора или в связи с ним, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Экземпляры Сторон и срок действия

7.1. Договор составлен в 2 (двух) экземплярах, имеющих полную и одинаковую юридическую силу.
7.2. Заявка на участие в Выставке, прилагаемая к Договору, является неотъемлемой частью настоящего Договора, и имеет полную юридическую силу.
7.3. Факсовая копия настоящего Договора и Заявки имеют полную юридическую силу.
7.4. Действие настоящего Договора заканчивается после окончательного завершения взаиморасчетов Сторон.

8. Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон

Организатор: Экспонент:
ООО "Экспозишн" ЗАО "Фирма "Роза"
____________ Ильинский Н.И. _______________ Колядинский А.А.
М.П. М.П.

Там, где нет конкуренции, спится
лучше, но живется хуже?
Е.В. Орлова

Глава 10. Дисконтные карты

Самый распространенный инструмент привлечения внимания к компании - это дисконтные программы: скидки, бонусы и призы за определенный объем продаж, подарки постоянным клиентам, поощрения новичкам. Набор средств одинаков, но используют его компании по-разному.
Дисконтные программы есть сейчас у многих торговых комплексов, ресторанов, туристических фирм, организаций бытового обслуживания (химчистки-прачечные и др.), сервисных центров и др. Это - наиболее распространенный маркетинговый инструмент, применяемый для удержания покупателей и клиентов и призванный сделать их лояльными.
Каждая компания разрабатывает собственную программу удержания покупателей (клиентов) с помощью дисконтных карт.

10.1. Правовой статус и классификация дисконтных карт

Согласно принципу свободы договора, установленному статьей 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон (кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами). Это в полной мере относится и к цене - как к одному из условий возмездного договора.
Публичный договор - это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
При этом цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п.2 ст.426 ГК РФ и п.18 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55 (в редакции от 12.07.2003 N 421)).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" в указанный перечень включены:
- руководители, их заместители, специалисты и иные работники, осуществляющие операции по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению дисконтных карт;
- работы, непосредственно связанные с осуществлением операций по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению дисконтных карт.
В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара.
Дисконтные системы являются одним из видов льгот.
В Москве классификация дисконтных систем и требования к деятельности участников объединения дисконтных систем (ОДС) установлены в Приложениях N 1 и 2 к распоряжению Премьера Правительства Москвы от 25.12.2000 N 1260-РП "О добровольном объединении дисконтных систем в г.Москве".
Дисконтная карта - это идентификационный документ, подтверждающий право его держателя на получение скидок (льгот).
Эмитентом дисконтных карт является предприятие (организация), производящая эмиссию дисконтных карт.
Предприятие (организация), принимающее дисконтные карты, - это предприятие (организация), вошедшее в дисконтную систему на договорной основе и предоставляющее держателю дисконтной карты скидки (льготы) за товары и услуги.
Держателем дисконтной карты является потребитель, осуществивший покупку дисконтной карты (получивший ее бесплатно) с целью приобретения товаров, услуг со скидкой.
Фактически дисконтная карта является признаком принадлежности к какой-либо дисконтной системе.
Дисконтная система - это система правоотношений между эмитентами дисконтных карт, предприятиями, принимающими дисконтные карты, и держателями дисконтных карт. Совокупность различных дисконтных систем, добровольно вошедших в объединение на договорной основе, представляет собой Объединение дисконтных систем (ОДС).
Дисконтная карта (и соответственно членство в дисконтной системе) может предоставляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Предоставление карты на возмездной основе предполагает, что покупатель должен заплатить определенную сумму за 5-, 10-процентную дисконтную карту сроком действия на один год.

Пример 10
В сети парфюмерно-косметических магазинов "Розалинда" 10-процентная годовая дисконтная карта стоит 5000 руб., а полугодовая - 2500 руб.
Карты, предоставляемые на безвозмездной основе, характерны в основном для систем потребительской лояльности и для некоторых специализированных дисконтных систем, ориентирующихся на определенный круг потребителей (пенсионеры, студенты, молодожены и т.п.). Например, бесплатно выдаваемая дисконтная карта с фиксированной скидкой при единовременной или повторных покупках товаров или услуг на определенную сумму. Накопительная дисконтная карта, размер скидки которой поставлен в прямую зависимость от накопленной суммы покупок или стоимости услуг.

Пример 11
Для получения в магазинах сети универсамов "Отрада" 3-процентной или 5-процентной дисконтной карты нужно единовременно оплатить покупку товаров на сумму 1000 руб. или 1500 руб. в зависимости от сети магазинов.
Накопительная дисконтная карта содержит данные о накопленных покупателем (клиентом) скидках, которые в данном случае необходимы для расчетов за товар. При покупке товара карта вставляется в щель специального кассового терминала, позволяющего осуществлять авторизацию карт, и дается команда на уменьшение стоимости покупки в соответствии с условиями публичного договора и в зависимости от накопленной скидки. При этом на магнитную ленту дисконтной карты производится запись о новой покупке, после чего карта возвращается ее держателю.

Пример 12
В ресторане "Гурман" для получения дисконтной карты, дающей право на 5-процентную скидку, необходимо, чтобы единовременная сумма по счету или сумма счетов при повторных посещениях составила 10 000 руб. Соответственно 10- и 15-процентная (самая высокая) дисконтная карта предоставляется при последующем накоплении счетов ресторана на такую же сумму. При этом льгота для клиента и его гостей сохраняется при общем количестве до 7 (семи) человек включительно.
Карта может быть эмитирована непосредственно дисконтной системой и являться в этом смысле оригинальной картой дисконтной системы, а может являться продуктом совместной деятельности дисконтной компании с какими-либо другими эмитентами карт, например, такими, как торговые комплексы, туристические компании, рестораны, химчистки-прачечные и т.д. В последнем случае карта является совместной или даже картой другого эмитента с размещенным на ней логотипом дисконтной системы. Это так называемые перекрестные дисконтные программы, в которых дисконтная карта, выпущенная одной компанией, входящей в дисконтную систему, дает возможность получать скидки в другой компании, входящей в дисконтную систему.

Пример 13
На все услуги сети химчисток-прачечных "Чистота", входящих в объединение, участвующее в перекрестной дисконтной программе, предоставляется скидка 10% по собственной оригинальной дисконтной карте. При предъявлении накопительной дисконтной карты другого участника перекрестной дисконтной программы - сети магазинов электробытовых товаров "Электрон" предоставляется дополнительная скидка в 2%. В результате общая сумма скидки составляет 12%.
По правилам и методам оформления карт и предоставления скидок дисконтные карты подразделяются на:
- именные (персональные);
- предъявительские (обезличенные).
Именные (персональные) карты имеют, как правило, нанесенные на них внешние признаки принадлежности какому-либо лицу, как, например, фотография, фамилия, имя и отчество, учетный номер и т.п.

Пример 14
Дисконтная карта ресторана "Гурман", выданная клиенту после заключения соглашения о предоставлении карты льгот между администрацией ресторана и клиентом, имеет учетный номер и заверена подписью клиента на оборотной стороне пластиковой карты.

Соглашение
о предоставлении карты льгот

Администрация ресторана "Гурман" и господин (госпожа) Щукина, проживающая по адресу: город N, ул.M, 10, тел.______, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
1. Вручаемая карта является дисконтной картой, дающей право на льготу. Льготы предоставляются только при предъявлении карты официанту или менеджеру ресторана.
2. Льготы для клиента и его гостей сохраняются при общем количестве до 7 (семи) человек включительно.
3. Администрация оставляет за собой право изменить размер предоставляемой льготы, уведомив об этом владельца карты предварительно.
4. Карта выдана 15 октября 2003 года. Номер карты: ХХХХХ.
5. С правилами членства ознакомлен(а).

Клиент: Администрация:
________________ Щукина ________________ Бендер

Предъявительские (обезличенные) карты также могут иметь некоторый учетный номер, а кроме того, могут (как и именные) обладать какими-либо защитными (от подделки) признаками, например микрошрифт, голограмма, и другие особенности оформления и защиты.
Кроме того, дисконтные карты бывают трех типов:
- карты с штриховым кодом;
- карты с магнитной полосой;
- микропроцессорные карты.

10.2. Дисконтные карты как специфический элемент
маркетинговой политики

Система скидок, или дисконтная политика, стимулирующая лояльность постоянных покупателей, увеличение количества их покупок в конкретной дисконтной системе, является одним из специфических элементов маркетинговой политики организации.
В условиях ценовой конкуренции способы, условия распространения, цены на дисконтные карты и размеры скидок определяются эмитентами дисконтных карт, а также участниками перекрестных дисконтных программ самостоятельно.
При этом необходимо учитывать следующие существенные факторы, связанные с бизнес-потерями и налоговыми рисками неоправданных скидок:
- по многим товарам и услугам разброс цен на рынке еще достаточно велик и зачастую превышает размер скидки по дисконтной карте;
- незначительный размер скидки покупатель (клиент), как правило, не замечает (в частности, скидку в 3%). Разница заметна на уровне 8%, в связи с чем многие дисконтные системы выбирают либо средний вариант - 5-процентную скидку, либо 10-процентную скидку;
- завышенный размер скидки (более чем на 20%) может привести к негативным налоговым последствиям согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 40 НК РФ. Поэтому на практике большинство дисконтных программ устанавливает самый высокий процент скидки - 15%, который обычно предлагается наиболее платежеспособным покупателям и клиентам.

Пример 15
Покупатель, совершивший покупку электробытовой техники торговой марки "Поколение NEXT" на общую сумму не менее 5000 у.е., получает персональную карту члена VIP-клуба, заполнив соответствующую анкету.
При последующих покупках техники этой торговой марки покупатель получает следующие преимущества:
1) размер скидки, предоставляемой клубной картой, составляет 15%;
2) скидки от партнеров по перекрестным дисконтным программам (ресторанов, спортивных клубов, автосалонов и др.);
3) "скрытые скидки" в виде оказания бесплатных услуг (в виде сервисного обслуживания, индивидуальных консультаций по использованию техники и мастер-классов по кулинарии в центре обучения, оборудованном техникой приобретенной торговой марки).

10.3. Налоговые последствия предоставления скидок
в рамках дисконтных программ

Пунктом 1 статьи 40 НК РФ установлено, что для целей налогообложения (если иное не предусмотрено этой статьей) принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Проверка правильности применения цен по сделкам может быть осуществлена налоговыми органами лишь в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 НК РФ.
Одним из оснований проведения такой проверки является отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (пп.4 п.2 ст.40 НК РФ).
Обратите внимание, что в рассматриваемом случае размер скидки более 20% является только основанием для проведения проверки, но не свидетельствует о несоответствии примененных сторонами цен рыночному уровню.
Для того чтобы налоговые органы могли поставить вопрос о таком несоответствии, цена, примененная по сделке в рамках дисконтной программы, должна не вписываться в установленный предел (20-процентная скидка). Только при выявлении такого отклонения от уровня рыночных цен налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Следовательно, применительно к дисконтным программам, чтобы произвести доначисление налога и пени, налоговые органы должны проанализировать информацию о ценах на товары (услуги), сложившиеся в сфере участников Объединения дисконтных систем. Они должны установить рыночную цену на соответствующие товары (услуги) с учетом положений пунктов 4-11 статьи 40 НК РФ, а также выявить и доказать несоответствие цен, применяемых пользователем, рыночному уровню.
Необходимо помнить, что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки (с учетом размера скидок, основания их предоставления и т.д.). В частности, учитываются скидки, вызванные маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки. При этом следует иметь в виду, что перечень оснований для предоставления скидок, приведенный в пункте 3 статьи 40, носит примерный характер и не является исчерпывающим.
В рамках маркетинговой политики возможно предоставление и индивидуальных скидок новым покупателям (клиентам), и каких-либо иных скидок, которые также должны будут учитываться при определении рыночной цены. Условия применения таких скидок необходимо зафиксировать в локальных актах, действующих в организации (письмо УМНС России по г. Москве от 21.11.2001 N 03-12/53959).
Данная позиция поддерживается также Департаментом налоговой политики Минфина России (письмо от 15.06.2000 N 04-02-05/1).
Возможна ситуация, когда применяемые в рамках дисконтной программы скидки на реализуемые товары (услуги) являются обычными при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами скидками к цене, и их применение вызвано маркетинговой политикой организации. Тогда они должны учитываться при определении рыночной цены. Бремя доказывания несоответствия цен, примененных налогоплательщиком, рыночному уровню - на налоговых органах.
В случае взыскания налоговым органом доначисленного налога и пени рекомендуем пользователю воспользоваться правом, предоставленным ему статьей 138 НК РФ, и обжаловать такое решение в вышестоящем налоговом органе или в судебных инстанциях.
В целях снижения налоговых рисков организации, участвующей в дисконтной системе, рекомендуем обеспечить следующее документальное подтверждение применяемых скидок:
- способы, условия распространения, цены на дисконтные карты, размеры скидок с цен на товары и услуги в рамках дисконтной программы и период их применения, установленные в рамках дисконтной программы, должны быть утверждены в отдельном специальном приложении "Маркетинговая политика на 2004 год" к приказу по учетной политике на соответствующий финансовый год;
- размеры предоставляемых скидок целесообразно рассчитать и обосновать с учетом возможного контроля со стороны налоговых органов за уровнем цен;
- маркетинговая политика должна быть доведена до сведения всех сотрудников, имеющих отношение к продажам товаров и предоставлению услуг.

Пример 16
Мебельный торговый комплекс "Кубик Рубика", входящий в дисконтную систему, утвердил свою маркетинговую политику в качестве отдельного приложения к приказу по учетной политике на 2004 год.

Приложение N 1
к приказу N 1уп от 29.12.2003
"Учетная политика компании на 2004 год"

Маркетинговая политика на 2004 год
(извлечение)

В целях обеспечения конкурентных преимуществ на рынке мебели, активной рекламы общесетевой торговой марки и привлечения значительного количества дополнительных покупателей с 1 января 2004 года:
1. Внедрить дисконтную систему сроком на один год.
2. Выпустить 50 000 штук дисконтных карт с магнитной полосой и индивидуальной подписью покупателя на оборотной стороне, из которых:
- 45 000 штук рассчитаны на 5-процентную фиксированную скидку при единовременной покупке мебели на сумму 60 000 руб.;
- 5000 штук дают право на 10-процентную скидку и предназначены для раздачи партнерам торгового комплекса, известным людям (артистам, писателям, политикам и т.п.);
3. Дисконтная карта является собственностью торгового комплекса и должна быть возвращена по первому требованию.
4. Выдача дисконтной карты осуществляется после заполнения анкеты покупателем (образец формы - Приложение N 2 к данному приказу) и подписания Соглашения о предоставлении дисконтной карты (образец формы - Приложение N 3 к данному приказу).
5. Дисконтная карта является персональной привилегией покупателя: картой может пользоваться только лицо, чьи имя, фамилия и отчество на ней указаны; заверенная на оборотной стороне карты подпись покупателя не передается.
6. В случае если у покупателя обнаружится еще одна дисконтная карта, она будет немедленно аннулирована без предварительного уведомления. При обнаружении у покупателя другой дисконтной карты будут учитываться лишь те суммы покупок, которые были начислены на первоначальную карту. Все другие суммы покупок будут аннулированы без предварительного уведомления. Суммы покупок, накопленные на одной карте, не могут быть перенесены на другую карту.
7. Пользование дисконтной картой ограничено условиями членства.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign