LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- 7200 руб. - отражено погашение задолженности перед фирмой "Пак" на основании выписки банка;
Дебет 41-3 "Тара под товаром и порожняя" Кредит 60
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 700 руб. - отражена задолженность за услуги по доставке упаковочных материалов на основании счета фирмы "Трансавто";
Дебет 19-3 "НДС по приобретенным МПЗ" Кредит 60
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 140 руб. - учтена сумма НДС по доставке упаковочных материалов на основании счета-фактуры фирмы "Трансавто";
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кредит 51 "Расчетные счета"
- 840 руб. - отражено погашение задолженности перед фирмой "Трансавто" на основании выписки банка.
В данном случае фактическими затратами на приобретение упаковочных материалов, являющихся первичной упаковкой (средством сохранности товара) кофейного экстракта или концентрата, являются:
- суммы, уплаченные в соответствии с договором поставки фирме "Пак";
- затраты за услуги транспорта, предоставленного фирмой "Трансавто", по доставке материально-производственных запасов до места их использования, поскольку они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором поставки (п.6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и п.166 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).
Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19-3 "НДС по приобретенным МПЗ"
- 1200 руб. - предъявлена к вычету сумма НДС по оплаченным и оприходованным фольгированным пакетам и этикеткам на основании выписки банка и счета-фактуры фирмы "Пак";
Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19-3 "НДС по приобретенным МПЗ"
- 140 руб. - предъявлена к вычету сумма НДС по услугам доставки упаковочных материалов на основании выписки банка и счета-фактуры фирмы "Трансавто".
Сумма НДС, фактически уплаченная за изготовление фольгированных пакетов и этикеток, подлежит вычету из налоговых обязательств на основании пункта 2 статьи 171 НК РФ и пункта 1 статьи 172 НК РФ при наличии счета-фактуры и выписки банка, подтверждающей оплату и доставку упаковочных материалов.
Организация, осуществляющая торговую деятельность, стоимость упаковочных материалов, отпускаемых для упаковки товаров и учитываемых в установленном порядке в составе оборотных активов, должна включить в расходы на продажу в качестве расходов, связанных с подготовкой товаров к продаже потребителю, следующей записью:
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 41-3 "Тара под товаром и порожняя"
- 6700 руб. (6000 руб. + 700 руб.) - стоимость использованных фольгированных пакетов и этикеток, а также стоимость услуг по их доставке признаны в качестве расходов на продажу.
В связи с тем, что согласно пункту 35 Правил продажи отдельных видов товаров развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы, стоимость использованных для упаковки фольгированных пакетов и этикеток должна быть признана в качестве расходов на продажу.
На основании пункта 172 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в тех случаях, когда стоимость тары входит в продажную цену продукции, которая упакована в данную тару, то есть покупателем отдельно (сверх стоимости продукции) не оплачивается, стоимость такой тары, учтенной на субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы", относится:
в дебет счета 20 "Основное производство" (то есть включается в производственную себестоимость продукции), если упаковка продукции в тару осуществляется в производственных подразделениях организации;
в дебет счета 44 "Расходы на продажу", если упаковка продукции в тару осуществляется после ее сдачи на склад готовой продукции.
Если стоимость тары покупателем оплачивается отдельно (то есть сверх стоимости затаренной в нее продукции), то стоимость тары списывается у поставщика продукции с кредита субсчета 10-4 "Тара и тарные материалы" в дебет счета учета расчетов по мере отгрузки (отпуска).
Согласно пункту 2.10 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Роскомторгом 20.04.95 N 1-550/32-2 и согласованных с Минфином России, фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т. п.), потребленных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров, а также плата за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров включается в состав издержек обращения по статье "Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров". Кроме того, в указанном пункте подчеркивается, что если, приобретая товар в розничной торговой сети, покупатель оплачивает не только его цену, но и цену материала (например, полиэтиленового пакета, подарочной коробки), в который он упакован, то стоимость этого материала в издержки обращения и производства не включается.
Названный документ был доведен письмом Госналогслужбы России от 10.05.95 N ЮБ-6-17/256 и для целей налогового учета (на основании письма МНС России от 06.06.2002 N ВГ-6-02/800) утратил свою силу с 1 января 2002 года в связи с введением в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Однако для целей бухгалтерского учета организациям по-прежнему надлежит руководствоваться данным документом в части, не противоречащей действующему бухгалтерскому законодательству, до завершения работы по разработке и утверждению соответствующих отраслевых нормативных документов (письмо Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)").
Для целей налогового учета стоимость упаковочного материала, приобретенного фирмой "Кофе" для расфасовки и упаковки кофейного экстракта и концентрата, определяется исходя из цены его приобретения (без учета НДС, подлежащего вычету), а также расходов на его транспортировку на основании подпункта 2 пункта 1, пункта 2 и подпункта 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ.
В рассмотренном примере стоимость упаковочного материала, признаваемая для целей налогообложения прибыли, совпадает с его стоимостью, признаваемой для целей бухгалтерского учета. Согласно статье 320 НК РФ расходы торговой организации, связанные с расфасовкой и упаковкой товара, являются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации товара текущего месяца независимо от остатка расфасованного товара на складе. Указанные затраты должны быть отражены по строке 040 Приложения N 02 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542 (в редакции от 12.07.2002 N БГ-3-02/358).
Расходы на приобретение фольгированных пакетов и этикеток, приведенные в примере 8, не могут быть квалифицированы в качестве расходов рекламного характера, поскольку такая упаковка является средством сохранности товара и не несет информацию, предназначенную для неопределенного круга лиц и призванную поддерживать интерес к товару в упаковке, ввиду отсутствия на ней товарного знака организации. Соответственно такие расходы не являются объектом налогообложения налогом на рекламу.
Однако во многих случаях упаковка товара активно используется производителями продукции при проведении различных рекламных акций. Существуют следующие способы использования упаковки в рекламных целях:
скидка на упаковки - размер скидки, обозначенный и выделенный производителем на упаковке. Например, покупатель оплачивает только три бритвенные системы, а четвертую бритвенную систему получает бесплатно. Рекламная акция действительна, если на упаковке стоит значок 3+1free;
скидка за упаковку - одна банка пива стоит 50 центов, упаковка из 12 банок пива продается покупателю за 5 долларов;
бонусная упаковка, предлагающая продукт большего объема по цене продукта с меньшим объемом;
предложение внутри упаковки - купон, бесплатный подарок или предложение участвовать в рекламной акции по продукту, вкладываемому в упаковку товара при совершении покупки;
предложение на упаковке - предложение какой-либо премии или бонуса, обозначенное на упаковке товара;
предложение с упаковкой - предложение или приз, прилагаемые к купленному товару, но не вложенные в его упаковку из-за своих размеров или по другим причинам;
призовое предложение - предложение скидки или бесплатного дополнительного товара при покупке определенного продукта.
Стоимость упаковки, используемой в рекламных акциях, удовлетворяет требованиям статьи 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" и признается расходами рекламного характера, подлежащими обложению налогом на рекламу.

"Макдональдс" упаковывает своих служащих
не менее тщательно, чем жареный картофель.
Томас Хайн

Глава 8. Фирменная одежда

8.1. Роль фирменной одежды в процессе формирования
корпоративного стиля

В современном мире конкурируют не товары и цены, а отношения, качество обслуживания и репутация. Одним из таких атрибутов является фирменная одежда персонала компании, которая подчеркивает ее индивидуальность. Как говорит пословица, встречают по одежке?
Существует тесная взаимосвязь между маркетинговой политикой и имиджем компании, в том числе и имиджем ее сотрудников.
Томас Дж. Уотсон-младший, долгосрочный председатель IBM, объяснял успех своей компании тем, что все ее служащие одевались на работу в темные костюмы, белые рубашки и репсовые галстуки - строгая, сдержанная "самоупаковка", которая сыграла свою роль наравне с общей системой оформления и упаковки продукции, созданной по заказу компании Элиотом Нойесом и Полом Рэндом.
Напомним, что само понятие "фирменный стиль" дано в распоряжении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 05.12.94 N 98-р "Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления".
Согласно этому документу фирменный стиль - это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой - противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам.
В фирменный стиль включаются: товарный знак; логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования предприятия); фирменный блок (объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи и фирменные лозунги); фирменный цвет; фирменный комплект шрифтов; фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и т.п.); фирменные радиопозывные; гимны; особая фактура бумаги; фирменная одежда.
Фирменный стиль имеет свои каноны в зависимости от специфики деятельности компании и условий, поставленных руководством. Благодаря фирменному стилю узнают человека или группу людей, их работу, их позиционирование в жизни и бизнесе.
Одним из важнейших носителей фирменного стиля является фирменная одежда.
Понятие "dress code" (в переводе на русский - кодекс одежды) постепенно становится привычным в отечественной сфере бизнеса. Связано это в первую очередь с приходом на наш рынок многих западных фирм, которые ввели и свои правила одежды. Кроме того, небрежный вид сотрудника обычно наталкивает на мысль о нестабильности фирмы, в которой он работает.
Многие компании по собственной инициативе вводят для своих сотрудников фирменную одежду, поскольку это - один из самых наглядных способов их идентификации. В первую очередь к таким компаниям относятся организации, деятельность которых непосредственно связана с обслуживанием потребителей.
Не случайно в ресторанах быстрого питания (так называемый "fast food") - свой, особый стиль, в котором законодателем стал уже упоминаемый нами "Макдональдс", - бейсболка или козырек с логотипом, футболка, шорты или брюки. Работники небольших пирожковых, пышечных, уличных кафе имеют только некоторые элементы фирменной одежды - халат, фартук или тунику и головной убор, на которые нанесен логотип фирмы.
Как правило, объемный свод требований к форме одежды сотрудников документально зафиксирован.
Фирменная одежда объединяется единым фасоном, цветом, отделкой и отличительными знаками. Стиль фирменной одежды зависит не только от сферы бизнеса, в котором действует компания, но и от ее идеологии, а также от субъективных представлений руководителей компании о том, как должны выглядеть их сотрудники. Например, фирменная одежда ресторанов сети "Пицца Хат" (Pizza Hut) - это "средиземноморский" имидж марки - элегантные рубашки, длинные фартуки с элементами цветов флага Италии.
Оговоримся сразу, что в данной книге не рассматриваются вопросы обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, в том числе специальной одеждой, в связи с технологическими особенностями производства (статьи 212 и 221 Трудового кодекса РФ, ст.14 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (в редакции от 10.01.2003 N 15-ФЗ)) в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ, для учета которых приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.

8.2. Налогообложение фирменной одежды

Налогообложение фирменной одежды сотрудников, поддерживающей имидж и интерес к компании, а также формирующей корпоративную культуру, вызывает много проблем у бухгалтеров.

8.2.1. Налог на прибыль

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходы на фирменную одежду, приобретаемую для обеспечения сотрудников по инициативе работодателя, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Только в этом случае они могут быть признаны для целей налогообложения прибыли.
Однако, как правило, расходы компании по оплате фирменной одежды для ее сотрудников не предусмотрены законодательством Российской Федерации и передаются для личного потребления сотрудников безвозмездно (п.16 ст.270 НК РФ) или по льготным ценам (пункты 27 и 29 ст.270 НК РФ).
Такие расходы, произведенные исключительно по инициативе компании, не могут быть признаны для целей налогообложения прибыли даже в тех случаях, когда обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение фирменной одежды прямо зафиксирована в трудовом или коллективном договоре. Это объясняется тем, что в статье 270 НК РФ приведены расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы в целях применения главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ независимо от того, отражены ли они в трудовом и (или) коллективном договоре. Исключение из этого порядка составляют лишь расходы на бесплатное (льготное) питание работников (п.25 ст.270 НК РФ) и расходы на оплату проезда к месту работы и обратно (п.26 ст.270 НК РФ). Эти два вида расходов в пользу работников могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, при условии, что они предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами.
Обратите внимание, что для целей исчисления налога на прибыль не учитывается как сама стоимость безвозмездно переданной сотрудникам фирменной одежды, так и расходы, связанные с такой передачей (в данном случае в виде суммы налога на добавленную стоимость, начисленной при передаче одежды сотрудникам) на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ.
На основании пункта 5 статьи 255 НК РФ стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам), включается в состав расходов по оплате труда для целей налогообложения прибыли.
В частности, законодательными актами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами предусмотрена необходимость использования форменной одежды для следующих категорий работников:
- для работников железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей - пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в редакции от 07.07.2003 N 115-ФЗ). Согласно пункту 2 этой статьи приобретение форменной одежды осуществляется за счет средств соответствующих работодателей;
- для должностных лиц государственной службы карантина растений - статья 19 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (в редакции от 25.07.2002 N 116-ФЗ). Источник финансирования - средства федерального бюджета (ст.18 данного закона);
- для работников ведомственной охраны - статья 10 Федерального закона от 14.04.99 N 77-ФЗ "О ведомственной охране". Источник финансирования - средства федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) средства собственников охраняемых объектов (ст.10 данного закона);
- для должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы - пункт 4 статьи 49 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции от 30.06.2003 N 86-ФЗ). Источник финансирования - средства федерального бюджета (ст.47 данного закона);
- для сотрудников таможенных органов - статья 25 Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в редакции от 30.06.2003 N 86-ФЗ);
- для сотрудников милиции - статья 17 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (в редакции от 25.07.2002 N 116-ФЗ). Источник финансирования - средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров. Подразделения милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте финансируются за счет средств федерального бюджета. Подразделения милиции в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств, поступающих на основе договоров (ст.35 данного закона);
- для судебных приставов при исполнении служебных обязанностей - пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (в редакции от 07.11.2000 N 135-ФЗ). Источник финансирования - средства федерального бюджета (ст.22 данного закона);
- для должностных лиц государственной лесной охраны - статья 108 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 N 22-ФЗ (в редакции от 24.12.2002 N 176-ФЗ) и раздел III Положения о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.07.98 N 850. Источник финансирования - средства федерального бюджета;
- для сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы - статья 7 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 10.01.2003 N 15-ФЗ). Источник - средства федерального бюджета (ст.10 данного закона).
Однако необходимость выдачи форменной одежды может быть обусловлена не только требованиями законодательных актов Российской Федерации, но и специальными отраслевыми требованиями.
В частности, пунктом 14 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.97 N 490 (в редакции от 15.09.2000 N 693) материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории.
Требованиями к гостиницам различных категорий Государственного стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р 50645-94) "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц" предусмотрено для работников определенных категорий гостиниц обязательное наличие форменной одежды.
Требованиями Государственного стандарта Российской Федерации "Общественное питание. Классификация предприятий" (ГОСТ Р 50762-95) предусмотрено для определенных типов предприятий общественного питания обязательное наличие форменной одежды.
Так, согласно Приложению 4 "Требования к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию для предприятий различных типов и классов" к названному документу обязательным является наличие форменной одежды с эмблемой предприятия и обуви для ресторанов и баров классов люкс, высший и первый. Причем в ресторанах и барах класса первый допускается форменная одежда без эмблемы предприятия. А для кафе, столовых и закусочных наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой предприятия и обуви не предусмотрено.
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации (ГОСТ Р 50935-96) "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу" (п.4.9) обслуживающий персонал предприятия должен быть одет в форменную или санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца, находящуюся в хорошем состоянии без видимых повреждений и загрязнений. При этом к обслуживающему персоналу предприятия относятся: метрдотель (администратор зала); официант; бармен; повар, занимающийся отпуском продукции на раздаче; буфетчик; кассир; гардеробщик; швейцар; продавец магазина (отдела) кулинарии. Форменная одежда швейцара, гардеробщика, метрдотеля, официанта и бармена в ресторанах и барах всех классов должна обеспечивать стилевое единство на предприятии. Работники предприятия на форменной одежде должны носить служебный значок с эмблемой предприятия и указанием должности и профессии.
Кроме того, Приложением 3 к примерному Положению об аттестации предприятий торговли и общественного питания "Требования по уровню обслуживания в предприятиях торговли различных категорий", доведенному письмом Роскомторга от 11.07.95 N 1-952/32-9, предусмотрены требования к форменной одежде для работников торгового зала: для предприятий высшей категории - единая фирменная одежда; первой категории - одежда единого образца; второй категории - санитарная одежда для предприятий продовольственной торговли.
Однако указанные требования ГОСТов законодательно не подтверждены. Тем не менее, согласно разъяснениям представителей Управления МНС России по г.Москве от 04.09.2002 (И. Гольдберг), "предприятия сферы общественного питания соответствующих типов, а также гостиницы соответствующих категорий могут уменьшать полученные доходы на суммы расходов по приобретению выдаваемой бесплатно в соответствии с действующим законодательством РФ форменной одежды".
Рассмотрим другую ситуацию.
Законом РФ от 11.03.92 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 10.01.2003 N 15-ФЗ), на основании которого создаются и действуют частные охранные предприятия, не предусмотрена выдача форменной одежды сотрудникам этих предприятий.
В то же время пунктом 81 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утвержденных постановлением Минтруда России от 30.12.97 N 69 (в редакции от 17.12.2001 N 85), установлены нормы бесплатной выдачи специальной одежды сторожам (вахтерам), занятым на наружных работах.
Это означает, что частные охранные предприятия имеют право уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по обеспечению специальной одеждой своих сотрудников-сторожей (вахтеров), занятых на наружных работах согласно правилам, предусмотренным постановлением Минтруда России от 30.12.97 N 69 (в редакции от 17.12.2001 N 85).
К такой специальной одежде в данном случае относится костюм вискозно-лавсановый, плащ хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой, куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, куртка лавсано-вискозная на утепляющей прокладке, брюки лавсано-вискозные на утепляющей прокладке, тулуп, полушубок, валенки). Данная позиция подтверждается письмом УМНС России по г.Москве от 27.05.2002 N 26-12/24360.
Стоимость остальной форменной одежды сотрудников частных охранных предприятий (за исключением сторожей, вахтеров, занятых на наружных работах) не может быть признана в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
При этом затраты на изготовление шеврона на форменную одежду охранника с изображением названия и логотипа предприятия не могут признаваться расходами рекламного характера для этого предприятия и соответственно не являются объектом налогообложения при исчислении налога на рекламу. Это связано с тем, что согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (в редакции от 30.12.2001 N 196-ФЗ), статье 4 Закона г.Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" и пункту 2 инструкции ГНИ по г. Москве от 21.12.92 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве" шеврон на форменной одежде охранника с изображением названия и логотипа предприятия не несет информации о виде деятельности организации, ее целях и задачах, а следовательно, не является рекламой.
В целом же позиция налоговых органов по вопросу признания затрат на изготовление фирменной одежды для сотрудников компаний по собственной инициативе (при отсутствии законодательно установленной необходимости в ней) четко выражена в разъяснениях УМНС России по Московской области "По налогообложению прибыли" от 28.04.2003 советника налоговой службы III ранга А.В. Блинова (подчеркиваем, что данные разъяснения не являются нормативным документом): "введение всевозможных "фирменных стилей" в случаях, когда для таких предприятий в нормативном порядке не предусмотрено обеспечение сотрудников спецодеждой, указанные затраты в расходы организаций не включаются".
В принципе фирменная одежда сотрудников может как облагаться, так и не облагаться налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. Это зависит от грамотного документального обоснования компании, что данные выплаты производятся не в пользу работников, а связаны с производственной необходимостью.

8.2.2. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ и подпункту 2 пункта 2 статьи 211 НК РФ если фирменная одежда передается сотрудникам на безвозмездной основе в собственность, то в таком случае ими получен доход в натуральной форме. Соответственно стоимость одежды включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Налоговая база при получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме определяется как стоимость переданной фирменной одежды, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ, с учетом суммы налога на добавленную стоимость и налога с продаж (п.1 ст.211 НК РФ).
Необходимо иметь в виду, что если рыночная стоимость фирменной одежды, полученной каждым сотрудником, не превышает 2000 руб., то данный доход согласно пункту 28 статьи 217 НК РФ не подлежит налогообложению (при условии, что общая стоимость подарков, выданных конкретному работнику в течение календарного года, не превышает 2000 руб.).
Если фирменная одежда выдается только на время исполнения сотрудником трудовых обязанностей, связана с производственной необходимостью, числится на балансе компании в составе средств в обороте, оплачена за счет ее средств, подлежит возврату в компанию и не остается в личном пользовании сотрудника, то стоимость такой одежды не является доходом сотрудников, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.
На практике у компаний иногда возникают споры с налоговыми органами о том, что считать использованием фирменной одежды в личных целях.
Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2000 по делу N А56-20172/99 говорится, что "форменная одежда, так же как и средства труда, инвентарь, выдаваемые только на время исполнения работниками трудовых обязанностей и подлежащие возврату на предприятие, не остаются в личном пользовании работника и, следовательно, доходом не являются. Судом первой и апелляционной инстанций правомерно сделан вывод, что выдача форменной одежды, не остающейся в его личном пользовании, не носит характера оплаты труда и не является выплатой в пользу работника".
Противоположное мнение содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.05.2002 по делу N КА-А40/3028-02, согласно которому оставлено без изменения решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.01.2002 и постановление апелляционной инстанции от 11.03.2002 в части признания недействительным решения ИМНС России N 34 по Северо-Западному административному округу г.Москвы, в части доначисления налога на доходы физических лиц, связанного с оплатой форменной одежды, предоставленной работникам ООО "Джекпот" на основании решения Инспекции МНС России N 34 по Северо-Западному административному округу г.Москвы.
По мнению налоговой инспекции, работники, получив в личное пользование форменную одежду, получили материальную выгоду от оказания им услуг по предоставлению одежды, так как используют ее в личных целях трижды в процессе рабочего дня - по пути на работу, с работы, в течение обеденного перерыва.
Согласно нормам Налогового кодекса РФ при обложении налогом на доходы физических лиц в совокупный доход включается не любая материальная выгода, а только та, которая определена в пункте 1 статьи 212 НК РФ. Поскольку материальная выгода от получения в личное пользование работников форменной одежды не указана в данных нормах права, суд решил, что нет оснований для включения ее в облагаемый оборот по налогу на доходы физических лиц.
Действительно, получение сотрудниками фирменной одежды нельзя квалифицировать в качестве материальной выгоды, так как перечень доходов, полученных в виде материальной выгоды, в пункте 1 статьи 212 НК РФ является исчерпывающим. И ни одна из норм этого пункта не подходит к рассматриваемой ситуации.

8.2.3. Единый социальный налог

Согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ).
Поэтому в случае выдачи фирменной одежды лицам, работа которых не связана с производственной необходимостью, рыночная стоимость такой одежды с учетом налога на добавленную стоимость должна включаться в налоговую базу по единому социальному налогу.
В то же время пунктом 3 статьи 236 НК РФ установлено, что указанные в пункте 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Необходимо иметь в виду, что при отнесении выплат и вознаграждений к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями статьи 270 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
Из анализа перечисленных выше норм Налогового кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что необходимость уплаты единого социального налога со стоимости фирменной одежды, переданной сотрудникам в собственность (личное постоянное пользование), зависит от того, учитывает ли компания данные расходы при исчислении налога на прибыль.
Поэтому каждый конкретный случай возмещения расходов, связанных с использованием фирменной одежды при выполнении работником трудовых обязанностей, необходимо рассматривать персонифицированно.
В частности, при выдаче фирменной одежды (остающейся в личном постоянном пользовании) сотрудникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, выдача фирменных костюмов и т.п. на основании пункта 5 статьи 255 НК РФ) ее стоимость учитывается при исчислении налога на прибыль в качестве расходов на оплату труда и включается в налоговую базу по единому социальному налогу.
Или с учетом того, что стоимость безвозмездно переданного имущества относится к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (п.16 ст.270 НК РФ), стоимость безвозмездно переданной фирменной одежды исключается из объекта обложения единым социальным налогом.
Данная позиция подтверждена в письмах МНС России от 04.04.2002 N СА-6-05/415@ "О едином социальном налоге" и УМНС России по г.Москве от 30.12.2002 N 28-11/64333.
Стоимость безвозмездно переданной фирменной одежды, не учитываемая при исчислении налога на прибыль, исключается также из объекта налогообложения по взносам на обязательное пенсионное страхование на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Если фирменная одежда выдается сотрудникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остается в их личном постоянном пользовании, то на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 238 НК РФ ее стоимость не облагается единым социальным налогом.
Как было сказано выше, для определенных категорий работников законом предусмотрено обязательное ношение форменной одежды, поэтому доход, полученный работником в виде такой одежды, не подлежит обложению единым социальным налогом при условии, что выдача форменной одежды предусмотрена соответствующим нормативным актом федерального законодательства.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что если форменная одежда выдается во временное пользование и при увольнении сотрудника подлежит возврату, то стоимость такой одежды также не облагается единым социальным налогом.
В остальных случаях стоимость фирменной одежды облагается единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
В целях минимизации налогообложения единым социальным налогом рекомендуем следующий вариант: в тех случаях, когда компания выдает фирменную одежду по собственной инициативе (законодательными нормами не предусмотрена ее выдача), на основании абзаца 2 пункта 1 и пункта 3 статьи 236 НК РФ целесообразно не предусматривать в трудовом договоре обязанность работодателя о выдаче фирменной одежды во избежание уплаты единого социального налога.

8.3. Документальное оформление операций по выдаче
сотрудникам фирменной одежды

В целях снижения налоговых рисков рекомендуем подготовить следующий пакет документов:
- внутренний организационно-распорядительный документ (приказ, распоряжение), согласно которому компания принимает на себя обязательства по разработке собственной фирменной одежды и выдаче ее сотрудникам (в соответствии с Правилами обеспечения сотрудников компании фирменной одеждой) на время выполнения ими трудовых обязанностей в целях улучшения запоминаемости и восприятия партнерами и потребителями деятельности компании и, как следствие, повышения ее конкурентоспособности;
- разработать и утвердить локальный внутренний документ - Правила обеспечения сотрудников компании фирменной одеждой, включающие в себя следующие разделы: I. Общие положения. II. Порядок выдачи фирменной одежды. III. Порядок пользования фирменной одеждой. IV. Ответственность и организация контроля за обеспечением сотрудников фирменной одеждой;
- первичные документы, подтверждающие принятие на учет, выдачу и сдачу фирменной одежды в компанию;
- приходный ордер (форма N М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), составляемый в день поступления от поставщика заказанной фирменной одежды на склад и выписываемый на фактически принятое количество комплектов одежды в одном экземпляре материально ответственным лицом;
- самостоятельно разработанная (с учетом требований п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") и утвержденная в качестве приложения к приказу по бухгалтерской учетной политике форма личной карточки учета выдачи фирменной одежды. За основу можно взять реквизиты личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, приведенной в Приложении к Правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденным постановлением Минтруда России от 18.12.98 N 51;
- требование-накладная (форма N М-11, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), применяемая для учета движения фирменной одежды внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами и выписываемая в двух экземплярах (один - сдающему складу для списания одежды, второй - принимающему складу для принятия ее на учет);
- накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), применяемая для учета отпуска одежды хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории и выписываемая в двух экземплярах (один - для склада как основание для отпуска одежды, второй - получателю одежды);
- личная карточка работника (форма N Т-2, утвержденная постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26 - записи производятся в момент возврата фирменной одежды;
- акт выбытия МБП (форма N МБ-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), составляемый в двух экземплярах (один - для структурного подразделения, второй - для бухгалтерии);
- акт на списание МБП (форма N МБ-8, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), применяемый для оформления списания изношенной и непригодной для дальнейшего использования одежды и составляемый в одном экземпляре комиссией.

8.4. Бухгалтерский учет фирменной одежды

8.4.1. Фирменная одежда, приобретенная для производственных
или управленческих целей, а также для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода,
передаваемая сотрудникам во временное пользование

В соответствии с подпунктом "в" пункта 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, не относится к основным средствам и учитывается в составе средств в обороте форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам организации, одежда и обувь в организациях здравоохранения, просвещения и других, состоящих на бюджете (независимо от их стоимости и срока полезного использования).
Фирменная одежда, находящаяся в собственности организации, принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, то есть в сумме фактических затрат на приобретение или изготовление, исчисленных в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов, изложенном в пунктах 15 и 16 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (в редакции от 23.04.2002 N 33н).
Для учета фирменной одежды рекомендуем утвердить в рабочем плане счетов дополнительные субсчета к синтетическому счету 10 "Материалы":
- субсчет 10-12 "Фирменная одежда на складе" - для учета поступления, наличия и движения фирменной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения;
- субсчет 10-13 "Фирменная одежда в эксплуатации" - для учета поступления и наличия фирменной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).
Данная рекомендация основана на том, что в преамбуле к Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в редакции от 07.05.2003 N 38н), сказано, что "субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета".
По кредиту субсчета 10-13 отражается погашение (перенос) стоимости фирменной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости одежды при ее досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов.
При выбытии фирменной одежды (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) ее стоимость списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

8.4.2. Фирменная одежда, передаваемая сотрудникам безвозмездно
в собственность (личное постоянное пользование) и служащая
только для демонстрации финансового благополучия компании

Возможны случаи, когда фирменная одежда передается сотрудникам безвозмездно в собственность (личное постоянное пользование) и компания не может доказать, что такая одежда приобретена для производственных или управленческих целей, а также для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и служит только для демонстрации финансового благополучия этой компании. Тогда для целей налогообложения прибыли стоимость такой одежды не принимается.
Но в бухгалтерском учете стоимость такой одежды должна быть учтена. При этом необходимо иметь в виду следующее.
На основании пункта 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, стоимость такой фирменной одежды не может быть признана в качестве материально-производственных запасов. Она учитывается на счетах активов (в данном случае на счете 10 "Материалы"), так как не обеспечено соблюдение главного условия - использование для управленческих нужд организации.
Мало того, такая фирменная одежда не может быть квалифицирована в качестве актива организации. Поскольку согласно пункту 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97, активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. В рассматриваемой ситуации фирменная одежда таким критериям не отвечает.
В таком случае стоимость фирменной одежды, по мнению автора, может быть признана в качестве прочих операционных расходов компании на основании пункта 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н (в редакции от 30.03.2001 N 27н), и учитываться на субсчете 91-2 "Прочие расходы" счета 91 "Прочие доходы и расходы" следующей записью:
Дебет 91-2-1-2 "Прочие операционные расходы, связанные с приобретением фирменной одежды, не учитываемые при налогообложении прибыли" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- отражены затраты на приобретение фирменной одежды в качестве прочих операционных расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли.
Другим источником финансирования затрат на приобретение такой фирменной одежды теоретически может быть чистая прибыль организации (при наличии документально оформленного решения учредителей о направлении ее на указанные цели), то есть счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Однако методологически, по мнению автора, это неверно, поскольку такой порядок не соответствует концепции поддержания (сохранения) капитала компании, согласно которой в целях защиты интересов кредиторов, а также для объективной оценки собственниками полученного конечного финансового результата и возможностей его распределения величина собственного капитала хозяйствующего субъекта должна сохраняться на неизменном уровне. Сохранение собственного капитала является обязательным условием признания полученной в отчетном периоде прибыли.
Ведь экономическое содержание счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (кстати, включенного в раздел III "Капитал и резервы" (код показателя 470) образца формы бухгалтерского баланса (форма N 1), утвержденной в приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 N 67н) заключается в аккумулировании не выплаченной в форме дивидендов (доходов) или нераспределенной прибыли, которая остается в обороте организации в качестве внутреннего источника финансирования долговременного характера. Так что в рассматриваемой ситуации фирменная одежда и этим критериям также не отвечает.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача права собственности на фирменную одежду сотрудникам компании на безвозмездной основе признается реализацией товаров и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
В бухгалтерском учете при этом должна быть сделана следующая запись:
Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС"
- начислена сумма налога на добавленную стоимость со стоимости фирменной одежды, переданной сотрудникам компании безвозмездно.
При реализации на безвозмездной основе товаров (работ, услуг) налоговая база определяется согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ, без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Налогообложение производится по ставке 20% до 1 января 2004 года, а с 1 января 2004 года - по ставке 18% (п.3 ст.164 НК РФ).
Сведения о реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе отражаются по строке 070 Декларации по налогу на добавленную стоимость, форма которой утверждена приказом МНС России от 03.07.2002 N БГ-3-03/338.
Учитывая сказанное, сумма расходов на приобретение и безвозмездную передачу фирменной одежды, признанная для целей бухгалтерского учета по итогам отчетного периода, отличается от суммы указанных расходов, признанных для целей исчисления налога на прибыль, на стоимость безвозмездно переданных товаров и сумму налога на добавленную стоимость, начисленную при такой передаче.
В рассматриваемой ситуации расходы компании, связанные с безвозмездной передачей фирменной одежды своим сотрудникам, подлежат исключению из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов. В связи с этим в отчетном периоде в бухгалтерском учете компании должна быть признана постоянная разница согласно пункту 4 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

8.5. Вариант договора на изготовление фирменной одежды

Образец

Договор поставки фирменной одежды N ___

г. Москва "___" _____2003 г.

Общество с ограниченной ответственностью "Текстиль", именуемое в дальнейшем "Поставщик", в лице генерального директора Строчкиной С.С., действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "Рембыттех", именуемое в дальнейшем "Покупатель", в лице генерального директора Дятлова С.В., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Производство и поставка Покупателю фирменной одежды и одежды для технического персонала (далее по тексту - Товар) из коллекции моделей, разработанных Поставщиком, в соответствии с прилагаемыми к настоящему Договору и являющимися его неотъемлемой частью Спецификациями.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Поставка Товара осуществляется отдельными партиями в соответствии с согласованными Сторонами Спецификациями. В Спецификациях товара Стороны согласовывают следующие условия: наименование поставляемого Товара, номер модели, артикул ткани, количество поставляемого Товара каждого наименования, цену за единицу Товара, общую стоимость данной партии Товара с учетом коэффициентов надбавок к цене.
2.2. Поставка Товара осуществляется самовывозом или Поставщиком по согласованию Сторон. Датой поставки Товара считается дата отгрузки Товара со склада Поставщика.
2.3. Поставщик обязан:
2.3.1. Подготовить к отгрузке Товар в срок, указанный в очередной Спецификации, при получении от Покупателя в полном объеме предоплаты в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Договора.
2.3.2. Не позднее следующего рабочего дня с момента готовности очередной партии Товара к отгрузке уведомить об этом Покупателя по телефону.
2.3.3. Поставить Товар в соответствии с требованиями, указанными в Спецификациях товаров.
2.4. Покупатель обязан:
2.4.1. Оплатить и принять Товар в соответствии с условиями настоящего Договора.
2.4.2. Вывезти Товар в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения от Поставщика уведомления о готовности очередной партии Товара.
2.4.3. Осуществить приемку поставленного Товара по количеству и качеству в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.
2.5. Стороны обязаны незамедлительно в течении 3 (трех) дней информировать друг друга об изменении своего местонахождения, банковских реквизитов, а также сообщать иную информацию, способную повлиять на ход исполнения настоящего Договора и отсутствие которой может повлечь возникновение убытков.
2.6. Стороны обязуются добросовестно выполнять взятые на себя обязательства, не допуская возникновения убытков. В случае нарушения указанного выше условия убытки возмещаются за счет Стороны, виновной в их возникновении.
2.7. Право собственности на поставленный в соответствии с настоящим Договором Товар переходит Покупателю с момента передачи товара ему Поставщиком.
2.8. Риск случайной гибели или утраты Товара лежит на собственнике Товара.
2.9. Настоящий Договор может быть изменен или досрочно прекращен по взаимному соглашению Сторон либо по требованию одной из Сторон в случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Договором. Все изменения, дополнения и решения о прекращении действия настоящего Договора производятся в письменном виде.

3. Договорная цена и порядок расчетов

3.1. Общая сумма настоящего Договора определяется суммами на отдельные партии Товара, указанного в Спецификациях, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора.
3.2. Покупатель обязан оплатить в порядке предоплаты 100% (сто процентов) стоимости Товара, указанной в очередной Спецификации на партию Товара, по счету, выставленному Поставщиком.
3.3. Цены на поставляемый в рамках настоящего Договора Товар являются договорными и не могут быть пересмотрены Поставщиком в период действия настоящего Договора.
3.4. Расчеты между Сторонами в рамках настоящего Договора осуществляются путем безналичных расчетов или наличными деньгами в соответствии с порядком расчетов наличными денежными средствами, установленном Центробанком России.
Датой оплаты Товара считается дата поступления денежных средств на счет Поставщика.

4. Тара и упаковка

4.1. Поставщик обязан поставить Товар в упаковке, соответствующей требованиям ГОСТ 10581-91.
4.2. Указанная в пункте 4.1 настоящего Договора тара является невозвратной, и ее стоимость входит в стоимость Товара.

5. Имущественная ответственность Сторон

5.1. Если Поставщик в нарушение условий настоящего Договора не осуществляет поставку Товара, указанного в Спецификации, Покупатель вправе требовать передачи ему этого Товара и возмещения убытков, причиненных таким отказом, либо взыскать убытки, не настаивая на осуществлении указанной выше поставки.
5.2. В случае нарушения Поставщиком пункта 2.3.1 настоящего Договора Поставщик обязан оплатить Покупателю неустойку в размере 0,1% от стоимости не подготовленного к отгрузке товара за каждый день просрочки.
5.3. В случае срыва поставки Поставщиком Товара он обязан вернуть Покупателю стоимость недопоставленного Товара, а также в случае поставки некачественного Товара он обязан произвести его замену.
5.4. В случае нарушения Покупателем пункта 2.4.2 настоящего Договора он обязан оплатить Поставщику неустойку в размере 0,1% стоимости не выбранного в срок Товара за каждый день просрочки.
5.5. Покупатель не вправе отказаться от принятия Товара, подготовленного полностью или частично, в соответствии с условиями настоящего Договора и требовать возврата денежных средств, перечисленных в виде предоплаты Поставщику.

6. Форс-мажор

6.1. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы и невыполнения условий настоящего Договора в целом или частично одной из Сторон эта Сторона освобождается от ответственности, но только на время действия обстоятельств непреодолимой силы. Каждая из Сторон должна приложить все усилия, чтобы уменьшить последствия в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются условия, произошедшие после заключения настоящего Договора и не зависящие от воли Сторон, которые нельзя предвидеть и избежать и которые мешают или задерживают полное или частичное выполнение Договора.

7. Прочие условия

7.1. Все споры и разногласия, возникающие из настоящего Договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, решаются путем проведения переговоров между Сторонами или, при недостижении согласия, в Арбитражном суде г.Москвы.

8. Особые условия

8.1. Покупатель не вправе передавать полученные по настоящему Договору образцы Товара, являющиеся авторской разработкой Поставщика и защищенные патентами на промышленные образцы Российской Федерации, третьим лицам для технического копирования и производства.

9. Сроки действия

9.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

10. Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон

Поставщик: Покупатель:
ООО "Текстиль" ООО "Рембыттех"
____________ Строчкина С.С. _______________ Дятлов С.В.

Рекламодатели вольны самовыражаться сколько душе угодно (и очень дорого платят за эту привилегию)? Фредерик Бегбедер "99 франков"

Глава 9. Выставки

Участие компании в выставках - один из лучших способов демонстрации своего уникального корпоративного стиля и завоевания лояльности всех заинтересованных лиц.
В целях установления прямых контактов с потенциальными партнерами, клиентами, покупателями многие компании принимают активное участие в самых различных выставках (международных, национальных, региональных, местных, оптовых, фирменных, отраслевых, постоянно действующих и т. д.).

9.1. Смета на участие в выставке

Как правило, для участия в соответствующей выставке компания составляет смету затрат. Смета после согласования с главным бухгалтером утверждается руководителем организации.

Образец

Утверждаю:
Директор
_________________________________
Согласовано:
_________________________________
Главный бухгалтер

Смета
участия в специализированной выставке

Название выставки _________________________________________________
Время проведения _________________________________________________
Место проведения _________________________________________________

-----T---------------------------------T------------T-------------------¬
¦ N ¦ Статьи расходов ¦ По смете ¦ Исполнение сметы ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 1 ¦Регистрационный сбор (вступитель-¦ ¦ ¦
¦ ¦ный взнос, разрешение и т.п.) ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 2 ¦Аренда заказанной площади в выс- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тавочном зале ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 3 ¦Общие расходы на экспозицию -¦ ¦ ¦
¦ ¦всего ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦дизайн и конструкция ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦графическое оформление ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦упаковка ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦экспонаты ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аренда киоска ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦покупка использованного киоска ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 4 ¦Общие расходы на транспортировку¦ ¦ ¦
¦ ¦и хранение - всего ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦фрахт ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦вспомогательная транспортировка ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦хранение экспозиции и образцов ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 5 ¦Общие расходы на выставочный сер-¦ ¦ ¦
¦ ¦вис - всего ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦официальный каталог выставки ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦пригласительные билеты на выстав-¦ ¦ ¦
¦ ¦ку ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦бэйджи в количестве 20 шт. ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦два стола и восемь стульев для¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения переговоров ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦монтаж экспозиций ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦демонтаж экспозиций ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦распаковка образцов продукции ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦упаковка образцов продукции ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦проводка электричества ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦фурнитура ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аксессуары (декоративные растения¦ ¦ ¦
¦ ¦и т.п.) ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦телефон ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦ковровое покрытие ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦уборка ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦обеспечение безопасности меро-¦ ¦ ¦
¦ ¦приятия ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аренда компьютерной техники ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аренда демонстрационной техники -¦ ¦ ¦
¦ ¦TV, различные проекторы ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аренда множительной техники (ри-¦ ¦ ¦
¦ ¦зограф, ксерокс) ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аренда звукоусиливающей и звуко-¦ ¦ ¦
¦ ¦записывающей аппаратуры, световой¦ ¦ ¦
¦ ¦спецтехники, техники синхронного¦ ¦ ¦
¦ ¦перевода реклама на плазменных¦ ¦ ¦
¦ ¦панелях от 40'' ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аренда сотовых телефонов ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦цифровая, фото- и видеосъемка ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦живые, декоративные цветы, шары ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аудиовизуальное оборудование ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦аренда антенных контуров ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦прочие расходы ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ 6 ¦Общие расходы на персонал - всего¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign