LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Как правильно провести инвентаризацию


Введение
Глава 1. Нормативные документы, используемые при проведении
инвентаризации
Глава 2. Инвентаризация как элемент учетной политики
Глава 3. Основные цели инвентаризации
Глава 4. Налоговая и бухгалтерская инвентаризация
Глава 5. Порядок и сроки инвентаризации
Глава 6. Общие правила проведения инвентаризации
Глава 7. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации
Глава 8. Порядок оформления результатов инвентаризации
Глава 9. Инвентаризация основных средств
Глава 10. Инвентаризация нематериальных активов
Глава 11. Инвентаризация финансовых вложений
Глава 12. Инвентаризация капитальных вложений
Глава 13. Инвентаризация малоценных и быстроизнашивающихся предметов
Глава 14. Инвентаризация товаров
Глава 15. Инвентаризация тары
Глава 16. Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих
периодов
Глава 17. Инвентаризация кассы
Глава 18. Инвентаризация операционных касс
Глава 19. Инвентаризация расчетов
Глава 20. Инвентаризация расчетов по товарным кредитам
Глава 21. Инвентаризация денежных средств, хранящихся на счетах в
банках
Глава 22. Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами
Заключение

Введение

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним: инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. При этом достоверной и полной считается информация, сформированная исходя из правил и принципов, содержащихся в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также отражающая фактическое состояние объектов бухгалтерского учета в организации.
Отсутствие объективной и достоверной информации об имуществе и обязательствах негативно отражается на финансовом состоянии коммерческих организаций, поскольку, во-первых, администрация организации не имеет возможности адекватно планировать коммерческую деятельность, во-вторых, искажаются показатели финансового состояния организации, и внешние пользователи отчетности (кредиторы, банки, инвесторы и др.) не могут объективно судить о рентабельности и платежеспособности организации, в-третьих, происходит искажение налогооблагаемой базы по платежам в бюджет.
Именно поэтому все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий. Данное требование к ведению бухгалтерского учета содержится в Законе о бухгалтерском учете, а также в Положении по ведению бухгалтерского учета и в ПБУ 1/98. Указанные нормативные документы относят инвентаризацию к основным составляющим метода учета, указывая на ее ведущую роль в обеспечении достоверности отчетной информации.
Даже в случае когда учетные данные полностью соответствуют содержанию первичных документов, это не всегда означает, что при документировании фактов хозяйственной деятельности организации и их отражении в учете не было допущено нарушений, поскольку фактически имеющееся у организации имущество может не соответствовать данным бухгалтерского учета по разным причинам. Такими причинами могут быть ошибки в учетных записях в результате неправильного оприходования материальных ценностей, различного рода злоупотребления (обмеры, обвесы, хищения и пр.), изменения количества товарно-материальных ценностей вследствие естественного природного воздействия и т.п.
Проверить полноту и достоверность бухгалтерского учета, установить, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактическому объему и стоимости имущества организации, можно только в ходе полной инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
В связи с приближением конца финансового года перед организациями снова возникает проблема проведения инвентаризации. Перед составлением годовой отчетности организациям всех форм собственности следует провести сплошную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств по состоянию на 1 января 2001 года. Обязательная ежегодная инвентаризация должна охватывать все без исключения виды имущества и обязательств.
Инвентаризацию необходимо правильно организовать и провести в удобные с точки зрения коммерческой деятельности сроки, подготовить всю необходимую документацию и своевременно отразить результаты, не допуская при этом нередко встречающегося на практике формального отношения к ее проведению.
Действующими нормативными актами предусмотрен специальный порядок проведения обязательной ежегодной инвентаризации, по результатам которой уточняются данные бухгалтерского учета. Именно по этой причине не допускается замена обязательной ежегодной инвентаризации такими внешне схожими процедурами, как внутренний или внешний аудит, ревизия финансовохозяйственной деятельности.

Глава 1. Нормативные документы, используемые при проведении
инвентаризации

Методологическую базу проведения инвентаризации образуют следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ);
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н;
3. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998г. N 60н;
4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49;
5. Постановление Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" от 18 августа 1998 г. N 88;
6. Постановление Госкомстата России "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией" от 27 марта 2000 г. N 26 (вводится в действие с 1 января 2001 г.);
7. Письмо МНС России от 21 июня 1999г. N ИС-6-04/489 "О проведении инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке";
8. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. N 20н, ГБ-3-04/39;
9. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н;
10. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н;
11. Письмо Минфина России от 4 ноября 1998 г. N 16-00-16-198 "Об инвентаризации библиотечных фондов";
12. Инструкция Минфина России от 4 августа 1992г. N 67 "О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях".
Кроме того, при заполнении инвентаризационных описей и актов инвентаризации, а также при подготовке предложений по отражению в учете результатов инвентаризации необходимо учитывать правила и положения следующих нормативных документов:
1. Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. N 25н (в редакции приказов Минфина России от 30 декабря 1999г. N 107н и от 24 марта 2000 г. N 31н);
2. Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. N 65н (в редакции приказа Минфина России от 24 марта 2000г. N 31н);
3. Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20 июля 1998г. N 33н (в редакции приказа Минфина России от 28 марта 2000 г. N 32н);
4. Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н;
5. Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н;
6. Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н;
7. Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 (с последующими изменениями и дополнениями);
8. Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 (в редакции последующих изменений);
9. Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных приказом Роскомторга от 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2;
10. Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Роскомторгом от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5;
11. Приказа МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 21 июля 1998г. N 814".
12. Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства предприятиями потребительской кооперации, утвержденных Центросоюзом России 18 декабря 1992г. N ЦСЦ-180 (в редакции от 15 февраля 1996г. N ЦСЦ-31).

Глава 2. Инвентаризация как элемент учетной политики

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Она способствует реализации контрольной функции учета, позволяя выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов). Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно п.3 ст.6 Закона о бухгалтерском учете, а также пп.8 и 26 Положения по ведению бухгалтерского учета при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.
Обращаем особое внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил, что приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной /вещественной проверки).
Пункт 2 ПБУ 1/98 предусматривает, что под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, к числу которых относится и инвентаризация.
Инвентаризация - подсчет в натуре имущества организации и выверка его обязательств - периодически проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.
В связи с этим при утверждении учетной политики организации в соответствующем приказе целесообразно выделить три раздела:
I - общие принципы формирования учетной политики и вопросы организации учетной работы;
II - выбор способа ведения бухгалтерского учета;
III - налоговая учетная политика.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета и обеспечения достоверности отчетных данных большое значение имеет разработка Плана организации учетной работы, являющегося составляющей частью первого раздела приказа по учетной политике.
План организации учетной работы в качестве одного из элементов должен включать в себя Порядок проведения инвентаризации. Поэтому в первый раздел приказа по учетной политике необходимо включить соответствующий пункт, предусматривающий проведение инвентаризаций в организации.
Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике. Порядок проведения инвентаризаций включает в себя график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, в соответствии с п.1 ст.12 Закона о бухгалтерском учете согласно положениям Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995г. N 49.
Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки, внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам. Внеплановые (внезапные) инвентаризации могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.
Виды инвентаризации

по характеру проведения по инициаторам/ по степени охвата
заказчикам
плановые внеплановые полная частичная
(внезапные) (выборочная)

даты даты все без один или
проведения проведения исключения несколько видов
запланированы заранее не виды имущества имущества или
установлены и финансовых финансовых
обязательств обязательств

бухгалтерская налоговая

по решению руководителя по требованию налоговые органы в ходе
организации следственных и выездной налоговой
контрольных органов проверки

Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

Образец

Приказ от 25.12.99 N 1/УП
Об учетной политике организации на 2000 год
(Извлечение)

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н, приказываю:
Утвердить учетную политику Фирмы на 2000 год по вопросам бухгалтерского и налогового учета.
I. Общие принципы формирования учетной политики и вопросы организации учетной работы.
....п.5 Порядок (количество плановых и внеплановых инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т.п.) проведения инвентаризаций определяется директором Фирмы за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (п.26 приказа Минфина России N 34н от 29.07.98). Порядок проведения инвентаризации в 2000 году утверждается согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу.
п.6. Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года (п.27 приказа Минфина России N 34н от 29.07.98).

Руководитель организации _________________________________

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) инвентаризация - один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, сырье и материалы и т.п.
Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также при установлении фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или ненадлежаще оформленным документам. В межинвентаризационный период в организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета. Внеплановой выборочной инвентаризации подвергаются, как правило, наиболее дорогостоящие материально-производственные запасы, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было движения. Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приемки, отпуска, отгрузки и реализации товаров, несвоевременного использования ежегодных отпусков материально ответственными лицами.
Организация самостоятельно должна решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах. Так, например, инвентаризация товаров в торговых организациях может проводиться ежемесячно, а инвентаризация основных средств - один раз в три года.
Если инвентаризация отдельного имущества и финансовых обязательств проводилась по графику организации не ранее 1 октября отчетного года, то в соответствии с п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета их повторная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводится.
Порядок проведения инвентаризаций составляют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу организации.

Глава 3. Основные цели инвентаризации

Главным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, является ее достоверность, то есть реальность статей. Как уже было отмечено выше, достоверность бухгалтерской информации - одно из основных требований Закона о бухгалтерском учете. Она обеспечивается, в частности, проверкой соответствия учетной оценки имущества организации его реальной (как правило, рыночной) стоимости, то есть инвентаризацией.
Обязанность проведения инвентаризации имущества и обязательств вытекает из п.1 ст.12 Закона о бухгалтерском учете и пп.26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, в соответствии с которыми для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
В соответствии с п.38 раздела VII ПБУ 4/99 статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и пассивов. Исходя из данных норм основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности; а также выявление неучтенных объектов;
- определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
- сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
- проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния. В Законе о бухгалтерском учете подчеркивается необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки имущества и обязательств, а не возможность для руководителя организации устанавливать по результатам инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает правильной и достоверной;
- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.
Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств специально созданной в организации комиссией. При этом различают два вида проверок: натуральную и документальную.
Натуральная (вещественная) проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности.
При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности и др.) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.
В составе документальной проверки проводится бухгалтерская или книжная проверка, заключающаяся в сопоставлении записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (в частности, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных резервов).
В целях обеспечения достоверности формирования данных бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности перед составлением годовой отчетности организациям всех форм собственности следует провести сплошную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств по состоянию на 1 января 2001г. Обязательная ежегодная инвентаризация имущества и обязательств организации должна быть начата не ранее 1 октября 2000г. и закончена до его завершения.
Должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета в организации, необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц организации, виновных в ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка. В данном случае таким нарушением является невыполнение требований Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета в части проведения инвентаризаций.

Глава 4. Налоговая и бухгалтерская инвентаризация

В соответствии с п.1 ст.31 первой части НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в рамках налоговой проверки. В связи с этим МНС России письмом от 21 июня 1999г. N ИС-6-04/489 "О проведении инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке" довело до сведения налоговых органов как руководство к работе приказ Минфина России и МНС России от 10 марта 1999г. N 20н, ГБ-3-04/39, утвердивший "Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке" (зарегистрировано в Минюсте России 11 июня 1999г. N 1804). Согласно этому документу распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии, перечне имущества, проверяемого при налоговой проверке, принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.
Налоговая инвентаризация имущества налогоплательщика может проводиться при выездной налоговой проверке по усмотрению руководителя государственной налоговой инспекции при наличии достаточных оснований, например, когда имеются сведения:
- об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов;
- о недостоверности бухгалтерской отчетности (то есть несопоставимости отчетных данных первичным документам, данным, отраженным в Главной книге, и т.п.);
- об изменении учетной политики в отчетном периоде;
- о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета (или уклонении от его ведения);
- о необоснованном внесении исправлений в кассовые и банковские документы;
- о частой смене материально ответственных лиц;
- о получении организацией убытков от финансово-хозяйственной деятельности в течение длительного периода времени;
- об изменениях в оценке дебиторской задолженности, имущества и других обязательств;
- о некачественном проведении обязательной инвентаризации (уклонении от проведения инвентаризации) в установленных законом случаях и др.
Анализ Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (по заключению Минюста России от 19 июня 1995г. N 07-01-389-95 приказ в государственной регистрации не нуждается) (далее - Методические указания N 49) и Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, дает основания сделать вывод, что основные цели и бухгалтерской, и налоговой инвентаризации совпадают.
Если бухгалтерская инвентаризация проводится по решению руководителя организации, и в соответствии с п.2.1 Методических указаний N 49 количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.
Инициатором проведения инвентаризации в налоговых целях являются налоговые органы. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель государственной налоговой инспекции или его заместитель по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30 ноября 1994г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" местом нахождения юридического лица до принятия закона о регистрации юридических лиц считается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа управления.
Как следует из текста Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке и анализа форм первичной учетной документации по инвентаризации имущества, приведенных в приложениях N 3-13 к данному Положению, на определенных этапах налоговой инвентаризации к участию в налоговой инвентаризации привлекаются материально ответственные лица налогоплательщика (например, при оформлении приложения N 4 "Инвентаризационная опись основных средств"). Участие в налоговой инвентаризации других лиц, в том числе должностных лиц организации и главного бухгалтера, не предусмотрено.
Различны и субъекты, имущество которых подлежит инвентаризации. Так, в соответствии с п.1.1 Методических указаний N 49 к ним относятся организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, за исключением кредитных организаций.
Налоговая инвентаризация проводится в отношении имущества налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно ст.11 НК РФ организацией являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (то есть и в кредитных организациях может быть проведена налоговая проверка).
В соответствии с п.5 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке по результатам инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией (приложение N 3 данного Положения), а согласно п.2.12 Инструкции МНС России от 31 марта 1999г. N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов", утвержденной приказом МНС России от 31 марта 1999г. N ГБ-3-16/66 (зарегистрировано в Минюсте России 28 апреля 1999г. N 1768), по результатам налоговой инвентаризации составляется акт инвентаризации имущества организации или индивидуального предпринимателя.
Выявленные в результате налоговой инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета.
Основная цель налоговой инвентаризации - выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете всех финансовых активов.
Если в результате налоговой инвентаризации выявлены излишки имущества, то в зависимости от того, излишек какого конкретного вида имущества, учитываемого при определении налогооблагаемой базы налога на имущество (счета 01, 03, 04, 10, 12, 15, 16, 20, 21, 23, 29, 30, 31, 36, 40, 41, 44, 45), установлен, может возникнуть неучтенный объект обложения налогом на имущество. В соответствии со ст.54 НК РФ при обнаружении ошибок в исчислении налогооблагаемой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем отчетном (налоговом) периоде перерасчет производится в периоде совершения ошибки. В соответствии с данной нормой налоговый орган доначислит налог на имущество за период с даты, когда имущество, выявленное при инвентаризации, должно было быть учтено в расчете стоимости имущества для расчета налога на имущество, то есть с начала налогового периода, при этом будут также начислены пени в соответствии со ст.75 НК РФ со срока уплаты налога на имущество за соответствующий налоговый период.
Кроме того, будут начислены следующие штрафные санкции:
· штрафные санкции в соответствии со ст.122 НК РФ - 20 % или 40 % от неуплаченной суммы налога на имущество, выявленной в период проверки;
· штрафные санкции в соответствии с п.3 ст.120 НК РФ в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб., если будет установлено, что имело место грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, которое привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
Когда по результатам налоговой инвентаризации выявлены излишки имущества, то есть была занижена налогооблагаемая база по налогу на имущество, и установлено, что имело место грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения применительно к определению этого понятия, данному п.3 ст.120 НК РФ, норма ответственности п.1 ст.120 НК РФ, предусматривающая штраф в сумме 5 тыс. руб., не может быть применена, так как данный пункт применяется в случае, когда грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения не привело к занижению налогооблагаемой базы, а имело место только в одном налоговом периоде.
В случае выявления недостачи имущества (например, основных средств) в результате налоговой инвентаризации в соответствии с п.4 Инструкции ГНС России от 8 июня 1995г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество" (с изменениями и дополнениями) налог на имущество исчисляется с имущества, числящегося на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Соответственно, до тех пор, пока имущество числится на балансе организации, с него должен уплачиваться налог на имущество. При этом для списания с баланса основных средств должны быть соответствующие законные основания. Порядок выбытия основных средств определен п.7 ПБУ 6/97. Поэтому установление факта недостачи основных средств в ходе инвентаризации не является бесспорным основанием для списания их с баланса.
При недостаче основных средств возникает вопрос об обоснованности начисления амортизации по таким объектам для целей налогообложения прибыли. Пунктом 4.2 ПБУ 6/97 определено, что амортизация начисляется в течение срока полезного использования объекта основных средств. В случае обнаружения недостачи основных средств возникает период, с которого основные средства отсутствовали в организации, то есть имело место ограничение использования этого вида имущества. В подобной ситуации налоговый орган может произвести перерасчет начисленной амортизации (и, соответственно, себестоимости) по отсутствующим основным средствам и перерасчет налога на прибыль за счет увеличения налогооблагаемой базы на основании ст.54 НК РФ применить штрафные санкции и начислить пени согласно ст.75, 120, 122 НК РФ.

Глава 5. Порядок и сроки инвентаризации

Механизм проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств определен в Методических указаниях N 49. Это основной регулирующий документ при проведении инвентаризации, которым должны руководствоваться организации всех форм собственности в той его части, в которой содержащиеся в нем правила не противоречат пп.1-3 ст.12 "Инвентаризация имущества и обязательств" Закона о бухгалтерском учете.
Согласно данным Методическим указаниям инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Под имуществом понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
В Положении по ведению бухгалтерского учета уточняется, что под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. В случае неподтверждения сумм по кредиторской задолженности налоговые органы при проверках могут увеличить налогооблагаемую базу.
Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах (находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки и др.), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества, не принадлежащего организации, проводится инвентаризационной комиссией совместно с собственником этого имущества. При этом составляются инвентаризационная опись и акты инвентаризации в четырех экземплярах (по два для каждой организации), каждый из которых имеет значимость первичного документа.
Таким образом, в процессе проведения инвентаризации подсчитываются, обмериваются и взвешиваются все материальные объекты, имеющиеся у организации, а также не принадлежащие ей, но числящиеся в бухгалтерском учете данной организации. Таким образом, инвентаризация может проводиться как в целом по организации, так и по ее структурным подразделениям. Вместе с тем инвентаризация может проводиться по видам имущества (как собственного, так и находящегося в распоряжении организации), а также по долгам и обязательствам организации.
Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения. Как правило, любая инвентаризация состоит из следующих этапов:
1) подготовительные мероприятия - издание приказа по форме N ИНВ-22 о проведении инвентаризации; назначение инвентаризационной комиссии, определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества, разработка внутренних инструкций, получение расписок от материально ответственных лиц, определение остатков имущества и обязательств по учетным данным и т.п.;
2) собственно натуральная (вещественная) и документальная проверка - выявление, взвешивание, обмеривание, таксировка, подсчет материально-производственных запасов, использование данных о существующих оценках имущества и обязательств, оформление актов инвентаризации и инвентаризационных описей;
3) сравнительно-аналитические мероприятия - проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бухгалтерского учета; выявление расхождений, составление сличительных ведомостей и определение причин расхождений учетных оценок от текущих; подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации;
4) заключительные мероприятия - оформление ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией по форме N ИНВ-26; внесение бухгалтерских записей в учетные регистры по результатам инвентаризации; издание приказа руководителя об утверждении результатов инвентаризации и привлечении к административной ответственности виновных лиц.

Этапы инвентаризации

подготовительные вещественная и сравнительно- заключительные
мероприятия мероприятия
документальная аналитические
проверка мероприятия


приказ подсчет, сопоставление и ведомость учета
(ф. N ИНВ-22) взвешивание, проверка результатов
обмеривание, полученных инвентаризации
таксировка данных с форма N ИНВ-26
данными учета

внутренние акты выявление приведение в
нормативные инвентаризации расхождений соответствие данных
документы учета с результатами
инвентаризации

расписки инвентаризационные составление приказ о результатах
материально описи сличительных инвентаризации и
ответственных ведомостей привлечении к
лиц ответственности

предложения по
отражению в
учете результатов
инвентаризации

Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу, у которого находится имущество.
С материально ответственными лицами заключается договор о материальной ответственности.
Письменный договор о полной материальной ответственности заключается с работниками, занимающими следующие должности:
- заведующие кассами; заведующие кладовыми ценностями; заведующие камерами хранения; заведующие складами и их заместители;
- старшие контролеры-кассиры и контролеры-кассиры; старшие контролеры и контролеры; старшие кассиры и кассиры, а также другие работники, выполняющие обязанности кассиров;
- заведующие (директора при отсутствии заведующих отделами и секциями) магазинами и их заместители; заведующие скупочных пунктов; заведующие товарными секциями (отделами), отделами заказов магазинов и их заместители; начальники цехов и участков предприятий торговли и их заместители;
- начальники товарных и товароперевалочных участков; старшие товароведы и товароведы, непосредственно обслуживающие материальные ценности;
- заведующие предприятиями общественного питания и их заместители; заведующие производством; начальники цехов (участков) и их заместители, старшие администраторы и администраторы залов (метрдотели) предприятий общественного питания;
- заведующие заготовительными пунктами; заведующие сепараторными отделениями;
- заведующие аптечными учреждениями и их заместители; заведующие отделами аптечных учреждений и их заместители; заведующие аптечными пунктами первой группы; провизоры- технологи (рецептары-контролеры), фармацевты (ручнисты); старшие медицинские сестры структурных подразделений учреждений здравоохранения;
- заведующие хозяйством и коменданты зданий, осуществляющие хранение материальных ценностей;
- агенты по снабжению; экспедиторы по перевозке грузов; инкассаторы.
Кроме того, письменный договор о полной материальной ответственности заключается с работниками, выполняющими следующие виды работ:
- работы по приему от населения всех видов платежей и выплате денег не через кассу;
- работы по обслуживанию торговых и денежных автоматов;
- работы: по приему на хранение, обработке, хранению, отпуску материальных ценностей на складах, базах (нефтебазах), автозаправочных станциях, холодильниках, пищеблоках, хранилищах, заготовительных (приемных) пунктах, товарных и товароперевалочных участках, камерах хранения, кладовых и гардеробах; по выдаче (приему) материальных ценностей лицам, находящимся в лечебно- профилактических и санаторно-курортных учреждениях, пансионатах, кемпингах, домах отдыха, гостиницах, общежитиях, комнатах отдыха, на транспорте, в детских учреждениях, спортивно- оздоровительных и туристских организациях, оздоровительных лагерях, а также пассажирам всех видов транспорта; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов;
- работы: по приему от населения предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей на хранение, в ремонт и для выполнения иных операций, связанных с изготовлением, восстановлением или улучшением качества этих предметов (ценностей), по их хранению и выполнению других операций с ними; по выдаче напрокат населению предметов культурно-бытового назначения;
- работы по продаже (отпуску) товаров (продукции), их подготовке к продаже независимо от форм торговли и профиля предприятия (организации);
- работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных и денежных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче);
- работы по покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства драгоценных металлов, драгоценных камней, синтетического корунда и изделий из них;
- работы по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяйственных и других животных.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности письменные договоры (договоры о коллективной материальной ответственности) заключаются с коллективами работников, выполняющими виды работ, аналогичные вышеуказанному перечню.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. Если товарно-материальные ценности хранятся на нескольких складах, то желательно, чтобы инвентаризация всех ценностей проводилась одновременно.
При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.
Законодательство обязывает организации периодически проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.
Кроме инвентаризаций перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и в других обязательных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в течение года по распоряжению руководителя организации должны проводиться периодические инвентаризации.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, установленных п.2 ст.12 Закона о бухгалтерском учете и п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета, когда проверка обязательна:
· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия. Если в этом случае не проводится инвентаризация, то сделка будет признана ничтожной;
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризируется все имущество, за исключением того, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Аудиторские фирмы и аудиторы под угрозой потери репутации и лишения лицензии на право занятия профессиональной деятельностью не должны подтверждать достоверность бухгалтерской отчетности организации, которая не провела инвентаризацию в этом случае. Инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
· при смене материально ответственных лиц. Вновь назначенное материально ответственное лицо автоматически принимает на себя ответственность за вверяемые ему ценности в объеме, указанном в бухгалтерском учете, не подтвержденном данными инвентаризации;
· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. При непроведении инвентаризации ответственность за недостающие ценности несет материально ответственное лицо;
· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. При непроведении инвентаризации ответственность за недостающие ценности несет материально ответственное лицо;
· при реорганизации или ликвидации организации. При непроведении инвентаризации в этом случае сделка будет признана ничтожной;
· в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При коллективной материальной ответственности инвентаризации проводятся:
· при смене руководителя данного коллектива;
· при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов;
· по требованию одного или нескольких членов коллектива.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из их, зависят от руководителя, планирующего контрольные мероприятия, кроме случаев проведения обязательной инвентаризации, и устанавливаются, как отмечалось выше, в приказе по учетной политике на следующий отчетный год.
В организациях с большим количеством структурных подразделений и разнообразной номенклатурой ценностей по распоряжению руководителя может проводиться выборочная инвентаризация, в ходе которой проверяется наличие не всего имущества, а лишь его части в местах хранения и переработки. В этих случаях по решению руководителя организации инвентаризация также может проводиться последовательно по структурным подразделениям один раз в год по принципу скользящего графика в течение всего года.
Рекомендуется следующая частота проведения инвентаризаций по видам имущества и обязательств организации:
- инвентаризацию материально-производственных запасов проводить не менее одного раза в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- инвентаризацию сырья и материалов - ежемесячно;
- инвентаризацию товаров и материалов в пути и товаров отгруженных - не менее двух раз в год;
- инвентаризацию денежных средств в пути - ежемесячно;
- инвентаризацию денежных средств, денежных документов и ценностей - не менее одного раза в месяц;
- инвентаризацию бланков товарно-транспортных накладных - не реже одного раза в квартал;
- инвентаризацию бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;
- инвентаризацию расчетов с банками (по расчетным и другим счетам организации) - по мере получения выписок банков;
- инвентаризацию расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
- инвентаризацию расчетов организации с ее структурными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, с дочерними (зависимыми) обществами, а также расчетов по совместной деятельности - на первое число каждого месяца;
- инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности - не менее двух раз в год (на 1 июня и на 1 декабря).
Инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, бланков строгой отчетности проводится, как правило, внезапно, а инвентаризация основных средств, расчетов - по состоянию на 1-е число месяца.

Глава 6. Общие правила проведения инвентаризации

Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации. Изданный приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Формы приказа о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22) и Журнала учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N 23) утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. N 88.
Для проведения инвентаризаций в организации создаются инвентаризационные комиссии:
- постоянно действующая, в организационно-контрольные функции которой входит проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период. В течение года - в межинвентаризационный период - в организациях с большой номенклатурой учитываемых ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
- рабочие комиссии, которые непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации. Рабочие инвентаризационные комиссии обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год с возложением на них обязанностей по проведению разовых инвентаризаций;
- разовые комиссии - в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости - по проверке и выборочной инвентаризации.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации в приказе (распоряжении), который регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В приказе конкретизируется также состав имущества, подлежащего инвентаризации, причины инвентаризации (контрольная проверка, смена материально ответственного лица, переоценка и др.), определяются порядок и сроки проведения инвентаризации и назначается председатель инвентаризационной комиссии.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, экономисты, инженеры и т.д., способные квалифицированно разобраться с сущностью инвентаризируемого имущества, а при необходимости - представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Участие аудиторов в инвентаризациях является специфической российской особенностью (п.13 Временных правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. N 2263).
Вещественная и документальная проверка фактического наличия имущества и обязательств проводится инвентаризационной комиссией коллегиально. Существенное правило для всех инвентаризаций: отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
В проведении инвентаризации обязательно участвуют материально ответственные лица.
Как правило, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. В том случае, если объем работ велик, и одной комиссии с ним не справиться, то создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий.
До проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации четко организовано складское хозяйство и контрольно-пропускная система. Для этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие факты:
1)осуществляется ли охрана территории организации, оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией;
2) заключены ли фактически и правильно ли оформлены договоры о полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности с работниками, которым переданы ценности для сохранения и использования;
3) соответствуют ли должности материально ответственных лиц утвержденному перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности;
4) созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые складские помещения, шкафы, сейфы, емкости для хранения ценностей;
5) оснащены ли места хранения материальных ценностей необходимыми измерительными приборами;
6) существует ли контроль за порядком вывоза ценностей из организации и выдачей доверенностей на их получение;
7) хранятся ли товарно-материальные ценности, принадлежащие третьим лицам, отдельно;
8) назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия для проверки сохранности материальных ценностей.
Руководитель организации должен обеспечить условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки; предоставить работников, мерную тару и инвентарь для перемеривания, взвешивания, перемещения грузов, измерительные и контрольные приборы.
Бухгалтерия распечатывает инвентаризационные описи, не заполняя графу "По данным бухгалтерского учета", по объектам и структурным подразделениям, подлежащим инвентаризации в количестве не менее двух экземпляров. Подготовленные инвентаризационные описи раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы "Фактическое наличие" с указанием сроков заполнения.
Материально ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно рассортировать и разложить материальные ценности, оформить все приходные и расходные документы. Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:
· опломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности;
· проверяет весы, мерную тару;
· получает от материально ответственных лиц отчет со всеми документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расписку следующего содержания:

Образец
РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно- материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственное (ые) лицо (а): ____________________ ________________
(должность) (подпись)
____________________ ________________
(должность) (подпись)

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение (или доверенности на получение) имущества. Таким образом, полнота передачи первичных документов подтверждается расписками материально ответственных лиц, а также расписками держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.
Согласно Закону о бухгалтерском учете, если на предприятии отсутствует материально ответственное лицо, то им является руководитель предприятия.
Подготовительные мероприятия к проведению инвентаризации заключаются еще и в разработке внутренних нормативных документов - правил, инструкций, распоряжений и т.п., регламентирующих деятельность комиссий на каждом этапе проведения инвентаризации. В указанных внутренних организационно-распорядительных документах целесообразно отразить конкретную методику проведения инвентаризации с учетом специфики деятельности данной организации, соответствующие описания действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния отдельных объектов, порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами организации - поставщиками, покупателями, банками, налоговыми органами и др., порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий, типовые формы необходимых первичных учетных документов (не предусмотренные соответствующим постановлением Госкомстата России) для оформления результатов инвентаризации, разработанные и утвержденные организацией самостоятельно.
Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации визирует все предоставленные приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "___" (дата)", что является для бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Грубейшей ошибкой является заполнение инвентаризационных описей со слов материально ответственных лиц.
Если материальные ценности хранятся на нескольких складах, то желательно, чтобы инвентаризация всех ценностей проводилась одновременно. Кроме того, должен быть обеспечен контроль за поступлением и выбытием материальных ценностей во время проведения инвентаризации. В тех случаях, когда можно остановить приемку (выдачу) товарно-материальных ценностей на складах во время инвентаризации, это должно быть сделано.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии, приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации и заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению - члена комиссии) делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, на которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, по окончании работы при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В любом случае на дату проведения инвентаризации должно быть известно учетное количество и стоимость инвентаризуемых ценностей. Как показывает аудиторская практика работы с клиентами, это условие зачастую не выполняется, что является грубым нарушением норм учета, поскольку позволяет манипулировать учетными регистрами, зная количество ценностей, имевшихся в наличии на дату проведения инвентаризации.
После осуществления всех необходимых подготовительных мероприятий производится опись имущества и обязательств, то есть их вещественная и документальная проверки.
Проведение описи имущества и обязательств начинают с получения последнего на момент инвентаризации товарного отчета со всеми документами, отчета о движении денежных средств и расписки от материально ответственного лица.
Члены инвентаризационной комиссии пересчитывают (взвешивают, обмеривают) в присутствии материально ответственных лиц имущество и составляют инвентаризационные описи. Вещественная и документальная проверки осуществляются, как правило, сплошным методом (особенно при обязательной ежегодной инвентаризации), то есть пересчитываются абсолютно все товары и ценности. Это процесс достаточно трудоемкий, но действующие нормативные документы позволяют применять упрощенные способы инвентаризации лишь в очень немногих случаях. В частности, если материалы и товары хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, их количество определяется на основании данных об этих материальных ценностях по спецификации или маркировке, имеющейся на упаковке, а также на основании накладных и счетов-фактур. При этом обязательно на выбор проверяется часть таких товарно-материальных ценностей. Если выборочной проверкой будут установлены расхождения между фактическим наличием и данными, показанными в спецификациях или маркировке поставщиков, рабочая инвентаризационная комиссия обязана провести полную проверку фактического наличия таких материальных ценностей.
Вес или объем навалочных материалов определяется по данным обмера с помощью технических расчетов. Например, при инвентаризации круглого леса, пиломатериалов и другой лесопродукции определение их фактического наличия производится в соответствии с ГОСТами и РТУ. Определение объема круглых лесоматериалов производится согласно ГОСТу 2292-74, утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 25 февраля 1974г. N 486, с применением таблиц по ГОСТ 2708-75. Определение объема необрезных пиломатериалов осуществляется в соответствии с отраслевым стандартом ОС-13-24-73, утвержденным приказом Минлеспрома СССР от 24 июня 1974г. N 213. При инвентаризации крупногабаритного металла (балок, швеллеров, толстолистового проката, крупносортового проката, заготовок для переката, слитков и др.) сплошное взвешивание этой металлопродукции может быть заменено подсчетом числа единиц одного размера и профиля и умножением на вес одной единицы, определенный как средне-арифметический в результате взвешивания нескольких (не менее 5) единиц. В тех случаях когда продукция в соответствии с обязательными правилами принимается от поставщиков по теоретическому весу или метражу, вещественная проверка такой продукции производится также по теоретическому весу или метражу. При инвентаризации, например, вентиляционного оборудования и кондиционеров следует, кроме проведения наружного осмотра, проверить наличие паспортов и инструкций по монтажу и эксплуатации, а также комплектность, согласно паспорту. Заводской номер и год выпуска, тип и номер вентилятора, завод-изготовитель, номер ГОСТа указаны на бирках, прикрепляемых к оборудованию. Некоторые вентиляторы могут быть поставлены поставщиком без электродвигателей, это должно быть указано в паспортах. При осмотре следует выявить и отобрать для первоочередной продажи или использования по назначению вентиляторы со следами деформации, коррозии или более ранних выпусков.
В том случае когда инвентаризируется большое количество весовых товаров, один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо раздельно ведут ведомости отвесов. В конце рабочего дня или по окончании взвешивания данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к результатам проверки.
После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи. Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации - акт инвентаризации. Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. N 88:
- Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1);
- Инвентаризационная опись нематериальных активов (форма N ИНВ-1а);
- Инвентаризационный ярлык (форма N ИНВ-2);
- Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3);
- Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4);
- Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма N ИНВ-5);
- Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (форма N ИНВ-6);
- Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (форма N ИНВ-8);
- Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (форма N ИНВ-8а);
- Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (форма N ИНВ-9);
- Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма N ИНВ-10);
- Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);
- Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма N ИНВ-15);
- Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);
- Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17);
- Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к форме N ИНВ-17).
Указанные инвентаризационные описи и акты инвентаризации, составленные по соответствующим типовым унифицированным формам, являются первичными учетными документами. Поскольку в настоящее время в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, утвержденном вышеназванным постановлением Госкомстата России, отсутствуют типовые формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации финансовых вложений, безналичных денежных средств, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов и ряда других объектов, то организации должны разработать их самостоятельно, соблюдая требования п.2 ст.9 Закона о бухгалтерском учете, и утвердить их в приложении к приказу по учетной политике организации на соответствующий год.
Все вышеназванные инвентаризационные описи можно заполнять как от руки, так и с использованием компьютера и другой оргтехники. Но в любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток.
В инвентаризационных описях указывают наименования инвентаризируемых ценностей и объектов, а также их количество в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывается прописью число наименований материальных ценностей и их количество. При заполнении соответствующих граф инвентаризационных описей и актов инвентаризации указывается денежная оценка инвентаризируемого вида имущества и обязательств по данным первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
Ошибки исправляются во всех экземплярах описей: неправильные записи зачеркиваются и над ними проставляются правильные цифры. Исправления должны быть согласованы со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами и подписываются ими. В инвентаризационных описях и актах инвентаризации недопустимо оставлять незаполненные строки. На последней странице инвентаризационной описи делается отметка о проверке цен и подсчете итогов за подписями лиц, производивших проверку. Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица должны расписаться, подтверждая факт проведения проверки в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии, а также принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Если инвентаризация имущества проводится в связи со сменой материально ответственных лиц, то принявший имущество расписывается в инвентаризационной описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. После инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в инвентаризационных описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
Затем производится сравнение данных учета и данных инвентаризации и составляется сличительная ведомость.

Глава 7. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации

Если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения от учетных данных, то в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств по такому имуществу составляются сличительные ведомости по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года N 88:
- Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств - форма N ИНВ-18;
- Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей - форма N ИНВ-19.
До составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия организации должна тщательно проверить правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях. Затем бухгалтерия вносит полученные сведения в сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов. Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием возможных направлений списания выявленных недостач: на хищения, стихийные бедствия, порчу при хранении вследствие халатности виновных лиц.
При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.
Сличительные ведомости составляют только по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются выявленные отклонения, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. При этом инвентаризационная ведомость сверяется со сличительной ведомостью. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам ценностей предоставляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.
Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием компьютера и другой оргтехники, так и вручную.

Глава 8. Порядок оформления результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия устанавливает, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности, анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности (путем перевода долга, бартерных операций и т.п.). Составляется специальная опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов.
Инвентаризационная комиссия выявляет причины недостач и излишков. По фактам образования излишков или недостач необходимо получить подробные объяснения от материально ответственных лиц.
Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной инвентаризации, проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц. На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами.
В соответствии с подп."а" п.28 Положения по ведению бухгалтерскго учета выявленный при инвентаризации излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. В п.18 старого Положения о бухгалтерском учете, действовавшего до 1 января 1999г., имущество, оказавшееся в излишке, подлежало оприходованию без указания стоимости.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета регулирование выявленных расхождений производится следующим образом:
· основные средства, материально-производственные запасы, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и зачислению соответственно на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации либо увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. В бухгалтерском учете коммерческой организации производятся записи по дебету счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы" и т.п. и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки";
· недостача и порча имущества в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения (расходы), а сверх норм - на виновных лиц. В тех случаях когда виновные лица не установлены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостачи и порчи имущества списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации, либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. В бухгалтерском учете коммерческой организации при этом делаются записи:
- на недостачу и порчу материальных ценностей в пределах норм - по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счетов по учету материально- производственных запасов;
- на недостачу и порчу материальных ценностей сверх норм - по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" по объектам производственного назначения или дебету счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" по объектам непроизводственного назначения и кредиту счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" или счетов учета соответствующих ценностей;
- на недостачу денежных средств - по дебету счета 84 и кредиту счетов их учета.
Среди документов, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ во взыскании ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарноматериальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных суммах.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
В случае выявления при инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей расхождений в начисленных суммах отдельных видов резервов, образуемых в установленном порядке (на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год и др.), по состоянию на 31 декабря излишне начисленная сумма резерва сторнируется, а на недоначисленную сумму делается дополнительная запись.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета предоставляются на рассмотрение руководителя организации, который принимает окончательное решение о зачете. В любом случае если по результатам проведения инвентаризации выявлены расхождения фактического наличия и учетных данных, руководитель организации издает приказ в соответствии с предписаниями которого расхождение должно быть исправлено. Приказ руководителя по результатам годовой инвентаризации служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей заключительными оборотами за декабрь.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовой бухгалтерской отчетности.
Для оформления результатов инвентаризации используется унифицированная форма первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией", утвержденная постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. N 88. В этой форме обобщаются предложения инвентаризационной комиссии по результатам инвентаризации. С 1 января 2001г. вводится в действие форма N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией", утвержденная постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000г. N 26.
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, на заключительном этапе инвентаризации подписывают руководитель и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа об утверждении результатов инвентаризации.
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно без помарок и подчисток. Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Обнаруженные в ценах, таксировке и подсчетах ошибки подлежат исправлению. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами с указанием даты исправления. Не разрешается оставлять незаполненные строки; на последних страницах инвентаризационных описей незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку.
Каждую инвентаризационную опись подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица, которые также дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описях ценностей на ответственное хранение.
На материальные ценности, не пригодные к использованию (эксплуатации), составляются отдельные описи с оценкой их стоимости по цене возможной реализации. На имущество, находящееся за пределами организации, по его видам составляются также отдельные описи в разрезе мест использования ценностей с подтверждением пользователями их сохранности. На материальные ценности, поступившие в период проведения инвентаризации, составляются отдельные описи в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Они осуществляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация. Особо тщательно должны быть проверены наиболее необходимые и пользующиеся повышенным спросом материальные ценности, значащиеся в инвентаризационной описи.
При выявлении значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной сплошной инвентаризации материальных ценностей. Руководитель организации должен немедленно рассмотреть вопрос об ответственности первого состава инвентаризационной комиссии, допустившего нарушения в проведении инвентаризации товарно- материальных ценностей.
Результаты контрольных проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций. Формы акта о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма N ИНВ-24) и журнала учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма N ИНВ-25) утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. N 88.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризации и выборочные инвентаризации в межинвентаризационный период осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
Результаты инвентаризации переносятся в Главную книгу, остатки на счетах которой пересматриваются и учитываются при закрытии счетов учетного года и переносе данных в бухгалтерский баланс.
Материалы работы инвентаризационной комиссии по завершении инвентаризации передаются в бухгалтерию организации, где они должны храниться в специальной папке в соответствии со ст.17 Закона о бухгалтерском учете не менее пяти лет, то есть в течение всего срока исковой давности по бухгалтерским операциям.

Глава 9. Инвентаризация основных средств

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Ее проведение требует большой подготовительной работы. Аудиторская практика показывает, что, как правило, за два-три месяца до даты начала инвентаризации необходимо проверить наличие и состояние технической документации по инвентарным объектам.
При проведении инвентаризации основных средств следует помнить, что согласно ПБУ 6/97 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарным объектом в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, является:
- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign