LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Автор рекомендует в таких случаях составлять калькуляцию расходов, утвержденную той стороной, которая оказывает услуги. Тогда появляется возможность определенные расходы принимать для налогообложения, а другие не принимать.
Если в договоре будет указана общая сумма расходов, как принимаемых, так и не принимаемых для налогообложения, то налоговые органы могут всю сумму не принять на расходы организации. И доказать обратное будет сложно.
Отраслевое законодательство (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в ред. от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в ред. от 5 апреля 2003 г. N 41-ФЗ,) терминами "подготовка", "переподготовка" и "повышение квалификации" кадров обозначает в том числе получение и высшего образования.
Согласно п.1 ст.11 части первой НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Статья 177 Трудового кодекса РФ предусматривает предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, только при получении образования соответствующего уровня впервые.
Следовательно, если работник получает первое образование, то он может претендовать на оплату своего учебного отпуска, а если получает второе высшее образование, то гарантии и компенсации законодательством уже не предусмотрены.

9.3. Место реализации образовательных услуг
и налог на добавленную стоимость

Место реализации образовательных услуг -
территория Российской Федерации

Согласно пп.14 п.1 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению, освобождаются от уплаты НДС услуги в сфере образования только некоммерческих образовательных организаций. Следовательно, все коммерческие образовательные организации облагаются налогом.
При направлении организацией своих сотрудников на обучение за границу в иностранные образовательные организации, имеющие иностранный аналог лицензии на образование, необходимо иметь в виду, что для целей исчисления налога на добавленную стоимость имеет значение место исполнения обязательства по обучению сотрудников, предусмотренное в договоре на оказание образовательных услуг.
Рассмотрим ситуацию, когда местом реализации образовательных услуг является территория Российской Федерации.
В таких случаях в соответствии со ст.161 НК РФ, когда иностранное лицо не состоит на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщиков, то при оказании ими услуг (в том числе по обучению) налоговая база определяется как сумма дохода от реализации таких услуг с учетом налога на добавленную стоимость.
Если местом исполнения обязательства по обучению является территория Российской Федерации, то на основании п.4 ст.173 НК РФ российская организация, отправившая сотрудника за рубеж, обязана исчислить, удержать у иностранного налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость в полном объеме за счет средств, подлежащих перечислению иностранной организации.
При этом российская организация как налоговый агент имеет право на вычет суммы налога, удержанной из доходов иностранной организации, из суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, в порядке, установленном п.3 ст.171 НК РФ. Право на предъявление к налоговому вычету указанной суммы налога на добавленную стоимость российская организация получит не ранее того налогового периода, в котором произойдет фактическое перечисление в бюджет удержанной суммы налога.
В соответствии с п.4 ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 20/120 (с 1 января 2004 г. по ставке 18/118) от суммы производимого платежа. При этом налоговая база иностранного образовательного учреждения определяется как сумма дохода от реализации образовательных услуг с учетом налога на добавленную стоимость (ст.161 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость уплачивается по итогам налогового периода, в котором произошла соответствующая реализация образовательных услуг.
Таким образом, обязанность по перечислению налога на добавленную стоимость в бюджет возникает у российской организации как налогового агента не в момент осуществления расчетов с иностранным образовательным учреждением, а в том налоговом периоде, когда произошла реализация образовательных услуг.
Обращаем ваше внимание на то, что Налоговым кодексом РФ не установлен специальный порядок определения даты реализации товаров (работ, услуг) иностранными организациями, не состоящими на налоговом учете в РФ.
В рассматриваемом случае неприменим также и общий порядок определения даты реализации образовательных услуг в зависимости от учетной политики российской организации, установленный ст.167 НК РФ, поскольку иностранное образовательное учреждение, не состоящее на налоговом учете в РФ, не определяет свою учетную политику для целей обложения российскими налогами.
В этой связи, по мнению автора, возникновение обязанности российской организации как налогового агента по перечислению налога на добавленную стоимость в бюджет обусловлено моментом перехода права собственности на передачу результатов оказания образовательных услуг.
Согласно п.1, 3 ст.174 НК РФ российская организация как налоговый агент уплачивает сумму налога на добавленную стоимость в бюджет по месту своего нахождения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В рассматриваемом примере исчисление и удержание суммы налога с доходов от оказания образовательных услуг, выплачиваемых иностранному образовательному учреждению, не осуществляющему деятельность через постоянное представительство в РФ, производятся российской организацией по налоговой ставке 20/120 (с 1 января 2004 г. по ставке 18/118).
Сумма налога, удержанного с доходов иностранной организации, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода на дату перечисления налога.
Если указанные выплаты доходов (в соответствии с международным соглашением между Российской Федерацией и соответствующим государством об избежании двойного налогообложения) не облагаются налогом в Российской Федерации, то иностранное образовательное учреждение должно предъявить российской организации надлежащим образом оформленное подтверждение, предусмотренное п.1 ст.312 НК РФ.

Место реализации образовательных услуг -
территория иностранного государства

Согласно пп.3 п.1 ст.148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если услуги в сфере образования фактически оказываются на территории Российской Федерации.
Следовательно, если образовательные услуги оказаны за рубежом, то местом их реализации Российская Федерация не признается.
Если основными условиями договора (место заключения договора, место исполнения обязательства по обучению сотрудника, исполнитель - иностранное образовательное учреждение, не состоящее на налоговом учете в российских налоговых органах) будет указана территория иностранного государства, то обязанностей налогового агента у российской организации, отправившей сотрудника на обучение за рубеж, не возникает.
Налог на добавленную стоимость с сумм, перечисленных в качестве оплаты за обучение за рубежом, не удерживается.
Что касается налога на доходы физических лиц, то необходимо обратить внимание на следующее.
Главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ предусмотрены две нормы, касающиеся налогообложения расходов на обучение.
1. Не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников (п.3 ст.217 НК РФ).
2. Оплата (полностью или частично) обучения в интересах работника облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13% (п.1-2 ст.211 НК РФ).
Оплата профессионального обучения работников за счет средств организации не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц только при одновременном соблюдении следующих условий:
- такие расходы должны быть признаны компенсационной выплатой;
- как вид компенсационной выплаты, так и ее норма должны быть предусмотрены действующим законодательством;
- повышение профессионального уровня должно осуществляться по решению работодателя, направляющего работника на повышение профессионального уровня, в связи с производственной необходимостью, а не по личной инициативе работника;
- результат обучения должен привести к повышению профессионального уровня работника.
В соответствии со ст.196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников в порядке, который определяется коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В данном случае средства, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, согласно нормам ТК РФ, признаются гарантией (ст.164 ТК РФ).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Компенсации согласно ст.164 ТК РФ - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

9.4. Налоговый аспект повышения квалификации
и обучения работников в части налога на доходы физических лиц

В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. В п.5 ст.27 данного Закона перечислены шесть образовательных уровней (образовательных цензов):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
Следовательно, исходя из норм отраслевого законодательства, расходы на повышение профессионального уровня работников могут быть связаны как со средним, так и с высшим, а также и послевузовским профессиональным образованием.
Однако налоговые органы в письме МНС РФ от 24 апреля 2002 г. N 04-4-08/1-64-П758 "О налогообложении стоимости обучения" связывают повышение профессионального уровня работников, ссылаясь на ст.21 Закона РФ "Об образовании", только с профессиональной подготовкой, полученной в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии.
Напомним еще раз о том, что согласно п.1 ст.11 части первой НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.4 НК РФ письмо МНС РФ от 24 апреля 2002 г. N 04-4-08/1-64-П758 "О налогообложении стоимости обучения" не имеет нормативного характера и является разъяснением по конкретному запросу.
Следовательно, если обучение сотрудника организации в высшем или среднем специальном учебном заведении, а также обучение смежным и вторым профессиям обусловлено производственной необходимостью и подтверждено внутренним организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением) и утвержденной программой подготовки кадров организации, то при соблюдении требований п.3 ст.217 НК РФ данные расходы не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Что касается облагаемых налогом на доходы физических лиц расходов на обучение согласно п.1 и 2 ст.211, то необходимо иметь в виду следующее.
Нормами главы 31 ТК РФ предусмотрено проведение работодателем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Перечень необходимых профессий и специальностей определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В таких случаях при оплате работодателем за своего работника стоимости обучения, связанного с повышением его образовательного уровня, такие выплаты (включая НДС) облагаются у конкретного работника налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
Следует подчеркнуть, что согласно п.6 ст.217 главы 23 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 5 марта 2001 г. N 165 (в ред. от 8 февраля 2002 г. N 89). Поскольку в этом постановлении не оговорена дата его вступления в силу, то необходимо руководствоваться нормой ст.31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", согласно которой часть вторая НК РФ применяется к налоговым правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
Таким образом, нормы постановления Правительства РФ от 5 марта 2001 г. N 165 в части освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц начали действовать с 1 января 2001 г.

9.5. Расходы на обучение и единый социальный налог

В соответствии с пп.2 п.1 ст.238 главы 24 "Единый социальный налог" НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.
Статьями 173-177, 187 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации для работников, повышающих свой профессиональный уровень.
В соответствии с п.1 ст.237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп.7 п.1 ст.238 НК РФ).
На основании п.3 ст.236 НК РФ указанные в п.1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Следовательно, не подлежат налогообложению выплаты и вознаграждения, поименованные в п.1 ст.236 НК РФ для налогоплательщиков-организаций, формирующих налоговую базу по прибыли (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций, в части ее формирования), которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, выплаты и вознаграждения, указанные в п.1 ст.237 НК РФ, в виде полной или частичной оплаты образовательных услуг, предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в их интересах, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога, если они не отнесены налогоплательщиками-организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Обращаем внимание на то, что при отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по прибыли, следует руководствоваться положениями главы 25 НК РФ.

9.6. Право на получение социального вычета
при оплате работником обучения за рубежом

В том случае, когда работник заплатил сам за свое обучение за рубежом, он может воспользоваться своим правом на получение социального вычета.
Согласно пп.2 п.1 ст.219 НК РФ с 1 января 2003 г. при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета:
- в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб.;
- в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет;
- налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
Ранее приказом МНС РФ от 27 сентября 2001 г. N БГ-3-04/370 "О реализации подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации" была утверждена форма справки об оплате обучения для представления в налоговые органы Российской Федерации. С вступлением в силу данного приказа налоговые органы были вправе требовать от налогоплательщика указанную справку для предоставления ему по окончании календарного года социального налогового вычета в сумме затраченных на обучение денежных средств.
Однако в соответствии с приказом МНС РФ от 12 июля 2002 N БГ-3-04/357 "Об отмене приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 сентября 2001 года N БГ-3-04/370" вышеназванная Справка об оплате обучения для представления в налоговые органы Российской Федерации для получения социального налогового вычета при исчислении налога на доходы физических лиц и Порядок заполнения этой Справки отменены.
Соответственно, физическим лицам, заключившим договоры с образовательными учреждениями и оплатившим стоимость обучения своих детей, указанный социальный налоговый вычет по окончании календарного года может быть предоставлен по их письменному заявлению при условии предоставления в налоговый орган всех необходимых документов, подтверждающих его право на предоставление ему социального налогового вычета (без предоставления вышеуказанной Справки).
При этом социальный налоговый вычет предоставляется только тому из родителей, кто является стороной договора с образовательным учреждением и фактически понес расходы, связанные с оплатой обучения ребенка.
При этом предоставление социального вычета в сумме, затраченной на оплату обучения самого налогоплательщика или его детей, не ограничено условием получения образования только на территории Российской Федерации.
В случае оплаты обучения в образовательных учреждениях за пределами Российской Федерации для получения налогового вычета налогоплательщику также следует представить в налоговый орган документы, подтверждающие его право на получение вычета. При этом указанные документы должны быть переведены на русский язык и обязательно заверены нотариально.
Обращаем ваше внимание на то, что согласно п.1 ст.16 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 11 декабря 2002 г. N 165-ФЗ) на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации.
Требование построчного перевода на русский язык первичных документов, составленных на иностранном языке, предусмотрено в п.9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н, и вытекает из ст.68 Конституции РФ о государственном языке России.

10. Договор на предоставление услуг по подбору персонала
специализированными организациями

Практика показывает, что для большинства крупных компаний подбором персонала занимаются специализированные агентства (кадровые, рекрутинговые, консалтинговые и др.), имеющие в своем штате настоящих профессионалов, предоставляющих высококачественные услуги по подбору персонала, соответствующего определенным требованиям и критериям, с использованием самых современных технологий (проведение консультаций, специальных тренингов, тестирования, видеозаписей самопрезентации соискателя и пр.).
Это самый дорогой способ поиска кандидатов. Например, вознаграждение специализированного агентства по подбору кадров может составлять 20-25% годового дохода занятого сотрудника до выплаты налогов (при наличии гарантии в 100 дней).
Многие работодатели обращаются в специализированную организацию, когда самостоятельный подбор персонала оказался неэффективным - потрачено время на поиск, риск неправильного выбора, вероятность повторения всего цикла поиска, деньги на рекламу, косвенные издержки, связанные с потерей мотивации (если замещение вакансии связано с увольнением работника) и прочие причины, - а необходимый персонал найти так и не удалось.
На основании пп.8 п.1 ст.264 НК РФ стоимость услуг сторонних специализированных организаций по подбору персонала для участия в производственном процессе, в управлении производством или для выполнения иных функций, связанных с производством и реализацией, принимается в качестве прочих расходов для целей налогообложения прибыли при условии соблюдения требований, указанных в п.1 ст.252 НК РФ. То есть расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными.
В п.6 подраздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729, подчеркивается, что расходы, связанные с набором персонала, не учитываются для целей налогообложения прибыли, если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала.
По мнению налогового ведомства, подобные расходы нельзя рассматривать как экономически оправданные расходы и учитывать для целей налогообложения прибыли.
Других ограничений, связанных, в частности, с наличием или отсутствием у организации собственной кадровой службы, Методическими рекомендациями не предусмотрено.
Напомним, что Методические рекомендации, не зарегистрированные в Минюсте России, относятся к документам методического, а не нормативного уровня. И как в этом случае поступать - организация должна решить самостоятельно.
Ведь на практике ни одна специализированная организация по подбору персонала не возьмет на себя обязательство о том, чтобы каждый предложенный ею кандидат будет обязательно принят на работу, поскольку это зависит только от работодателя и предполагаемого работника.
Например, работодателю, как правило, предоставляется от трех до пяти равноценных кандидатов. Специализированное агентство дает характеристику и рекомендации на каждого из представленных кандидатов. По желанию работодателя некоторые агентства представляют видеозапись самопрезентации кандидата, в этом случае работодатель получает не только письменные характеристики на соискателя, но и видеокассету, которая дает ему возможность увидеть кандидата еще до собеседования. Окончательный выбор о приеме на работу, конечно, всегда остается за работодателем. И он вправе выбрать лучших из лучших - например, одного из пяти.
Или другой пример.
Рекрутеры отобрали для работодателя каждого двадцатого соискателя, а работодатель из этих двадцатых выбрал себе каждого пятого.
По мнению автора, в случае, если организация фактически произвела набор не каждой кандидатуры, представленной специализированным агентством по подбору персонала, то для признания таких расходов для целей налогообложения прибыли следует воспользоваться текстом Налогового кодекса как нормативным документом прямого действия (пп.8 п.1 ст.264 НК РФ).
В случае, когда организация принимает на работу людей по всем заявленным в кадровое агентство вакансиям, даже если претендентов было больше, чем по одному на каждую вакансию, по мнению автора, организация имеет право отнести эти затраты на свои расходы, как обоснованные и экономически оправданные, так как цель достигнута.
При методе начисления согласно пп.3 п.7 ст.272 НК РФ такие расходы признаются в налоговом учете на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последний день отчетного (налогового) периода.
В бухгалтерском учете расходы по подбору персонала с помощью специализированных организаций также будут признаваться в полном объеме без каких-либо ограничений (в отличие от налогового учета) на основании п.5, 7, 9, 17, 18 ПБУ 10/99. При этом затраты на оплату услуг специализированной организации будут приняты к бухгалтерскому учету в том отчетном периоде, когда работник прошел испытательный срок с удовлетворительным результатом и принят на работу.
Операции, связанные с подбором персонала с помощью специализированных агентств, отражаются в учете организации аналогично операциям по подбору персонала собственными силами с той лишь существенной разницей, что при этом надо учитывать тот арсенал услуг, который будет предложен кадровым агентством и закреплен в соответствующих пунктах договора, заключенного с ним.
Кстати, во избежании конфликтов с налоговой инспекцией рекомендуем формулировки договора, касающиеся конкретных услуг, оказываемых кадровым агентством, максимально приблизить (а в тех случаях, когда это возможно, и точно повторить) к формулировкам из Налогового кодекса РФ.
Это особенно актуально, поскольку услуги по подбору персонала очень разнообразны:
1) объявления в специализированных изданиях об имеющихся вакансиях;
2) помощь в составлении резюме;
3) прием резюме;
4) создание информационной базы (сведений о соискателях);
5) проверка рекомендаций с прежнего места работы;
6) кадровый консалтинг;
7) собеседование с соискателями на замещение вакансий;
8) биографическое интервью, используемое для того, чтобы воссоздать факты, не отраженные в резюме, или прояснить те из них, которые вызывают сомнения;
9) ситуационное интервью, строящееся на "примерах из жизни";
10) критериальное интервью, используемое для проверки того, насколько кандидат соответствует нужному профилю;
11) профессиональное тестирование;
12) психологическое тестирование;
13) проведение тренингов;
14) проведение рейтингов и оценки работающих;
15) предоставление видеокассет с самопрезентацией соискателя;
16) представление письменной характеристики и рекомендации на каждого кандидата;
17) представление работодателю кандидатов, соответствующих его требованиям;
18) гарантийное сопровождение и др.
От того, насколько правильно квалифицированы в договоре и акте об оказании услуг те или иные услуги по подбору персонала, зависят финансовое благополучие работодателя и оптимизация его налоговых рисков.
Смысл текста "расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала" (пп.8 п.1 ст.264 НК РФ) не соответствует, например, кадровому консалтингу.
Поэтому, на основании пп.15 п.1 ст.264 НК РФ "расходы на консультационные и иные аналогичные услуги" расходы по кадровому консалтингу могут уменьшать налогооблагаемую прибыль работодателя, если в акте приемки-сдачи услуг по подбору персонала отдельной строкой будет указана стоимость "консультационных услуг по подбору персонала".
При этом надо помнить, что целью оказания консультационных услуг является привязка информации к конкретному объекту (подбору персонала), разъяснение существующих норм применительно к заданному объекту (подбору персонала), выработка рекомендаций для определенного объекта (поиска и подбора персонала) и т.п.
То есть отличительной чертой консультационных услуг является их конкретизация применительно к условиям заказчика. Так, например, в постановлении федерального арбитражного суда от 17 октября 2000 г. по делу N КГ-А40/4709-00 подчеркнуто, что оказание консультационных услуг предусматривает и выработку необходимых рекомендаций, что должно подтверждаться первичными документами.
Оплата услуг кадровых агентств на проведение тренингов и тестирования не может быть квалифицирована для целей налогообложения прибыли в качестве расходов на подготовку и переподготовку кадров, так как не соответствует критериям, приведенным в п.3 ст.264 НК РФ и пп.23 п.1 ст.264 НК РФ.
Следовательно, такие расходы должны быть учтены на субсчете 91-2-2 "Прочие внереализационные расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль".
Аналогичный подход должен применяться ко всему арсеналу услуг, предлагаемых специализированными агентствами по подбору кадров.
Услуги специализированных агентств по подбору персонала оплачивает фирма-работодатель.
Как правило, это оплата по конечному результату. На каждую из позиций существует определенная тарифная ставка. Окончательное решение стоимости заказа агентство принимает после изучения требований к вакансии. При этом стоимость зависит от таких факторов, как количество и сложность оказываемых услуг в процессе подбора персонала, сложность выполнения заказа, срок исполнения, условия найма, имидж фирмы-заказчика и др. Другой вариант оплаты - это определенный процент от годового дохода нанятого работника до выплаты налогов.
Во многих случаях после заключения договора с кадровым агентством и оформления заказа между работодателем и исполнителем на некоторое время теряется всякая связь. А на телефонные звонки можно услышать стандартное обещание связаться, когда кандидат будет найден. Поскольку работодатель покупает у кадрового агентства услугу по подбору кадров, то он имеет право знать, на какой стадии находится сейчас ее формирование. В связи с этим настоятельно рекомендуем предусмотреть отдельный пункт договора, обязывающий кадровое агентство представлять работодателю еженедельный отчет об исполнении договора. Как показывает практика, это лучший способ контролировать работу кадрового агентства.
Одновременное сотрудничество с несколькими кадровыми агентствами приведет к дополнительным затратам работодателя, экономическую обоснованность которых согласно требованиям п.1 ст.252 НК РФ будет трудно подтвердить налоговым органам.
Некоторые кадровые агентства в тексте договоров предусматривают возможность бесплатной замены работника, если он не прошел установленный договором испытательный срок (как правило, три месяца). Согласно п.8 ст.250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученных услуг. Поэтому в тексте договора, а также первичных документов, подтверждающих его исполнение, не должно быть формулировок, касающихся безвозмездных услуг. Ведь никто ничего не делает безвозмездно! Поэтому в тексте договора в рассматриваемой ситуации необходимо записать: "Расходы на замену работника, не прошедшего 3-месячный испытательный срок, включены в стоимость вознаграждения кадрового агентства за услуги по подбору персонала".
Есть еще один нюанс, касающийся признания в учете отдельных видов расходов самих кадровых агентств.
Для осуществления своей деятельности они используют собственную базу данных соискателей, каналы прямого поиска (собственная информационная сеть, позволяющая выйти на профессионала), а также размещают объявления в средствах массовой информации об имеющихся вакансиях.
В соответствии с письмом УМНС России по г.Москве от 23 мая 2002 г. N 23-10/6/23845 для организации, являющейся агентством по подбору персонала, основной деятельностью которой является оказание услуг по подбору персонала по заявкам компаний-заказчиков на вакантные должности в этих компаниях (то есть трудоустройство), объявления в печати об имеющихся в банке данных организации вакансиях считается рекламой, так как расходы на публикацию такого рода объявлений способствуют целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения услуг организации по подбору персонала на основании ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" и п.1 и 2 ст.4 Закона города Москвы от 21 ноября 2001 г. N 59 "О налоге на рекламу".
Соответственно, стоимость таких объявлений подлежит обложению налогом на рекламу.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона города Москвы "О налоге на рекламу" объектом налогообложения признаются:
- приобретение организацией или индивидуальным предпринимателем рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью (в интересах экономической деятельности рекламодателя) информации о товарах (работах, услугах) и (или) о покупателях этих рекламных услуг (работ);
- рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.
Распространением информации в целях данного Закона признается ее продвижение (информационное воздействие) при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка) или при помощи других рекламных носителей.
При этом распространением информации признается, в частности, распространение объявлений, извещений или сообщений (п.2 ст.4 Закона города Москвы "О налоге на рекламу").
С учетом всех перечисленных налоговых последствий рекомендуем следующий вариант заключения договора с кадровым агентством.

Договор N ___
на оказание услуг по поиску и подбору персонала

г.Москва 20 ноября 2003 г.

ООО "Кадровое агентство "Элит", именуемое в дальнейшем Исполнитель,
в лице директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, с одной
стороны, и ООО "Солей", именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице Петрова
П.П., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили
настоящий Договор о нижеследующем.

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя
обязательство в соответствии с требованиями Заказчика подбирать для него
управленческий персонал из числа российских граждан на постоянную работу,
а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке и в сроки,
определяемые Договором.

2. Права и обязанности сторон

Исполнитель принимает на себя следующие обязательства:
2.1. Прием письменного заказа от Заказчика на бланке-заказе
Исполнителя с полным набором четких требований к кандидатам и условиями
их найма.
2.2. Поиск необходимых специалистов, проведение интервью с
кандидатами, их оценка и квалифицированный отбор на основе личных и
деловых качеств. При этом количество, разновидности интервью
(биографическое, провокативное, ситуационное, критериальное) и их
чередование Исполнитель определяет самостоятельно.
2.3. Представление еженедельного письменного отчета Заказчику о
проделанной работе (срок - пятый рабочий день каждой недели).
2.4. Представление заказчику 3 равноценных кандидатов по каждому
конкретному заказу с приложением характеристик и рекомендаций на каждого
из представленных кандидатов.
2.5. Представление Заказчику равноценной замены в тех случаях, когда
кандидат не пройдет испытательный срок. Расходы на замену работника, не
прошедшего 3-месячный испытательный срок, включены в стоимость
вознаграждения Исполнителя за услуги по поиску и подбору персонала.
2.6. Отправление кандидатам письменного приглашения о выходе на
работу на определенных условиях.
2.7. 3-месячное гарантийное сопровождение отобранных Заказчиком
кандидатов.
Заказчик принимает на себя следующие обязательства.
2.8. Представление Исполнителю бланка-заказа с полным набором четких
требований к кандидатам и условиями их найма;
2.9. Представление Исполнителю письменной информации о приеме на
работу каждого кандидата не позднее 3 дней с момента начала его работы.
2.10. Представление Исполнителю письменной информации о расторжении
трудового договора с каждым работником, направленным Заказчику
Исполнителем, а также о конкретных причинах расторжения договора.

3. Порядок расчетов

3.1. Заказчик выплачивает вознаграждение Исполнителю за услуги по
поиску и подбору персонала в размере 25% объема годовой заработной платы
по каждой заполненной вакантной должности.
3.2. Вознаграждение выплачивается путем перечисления денежных
средств на расчетный счет Исполнителя не позднее пяти рабочих дней после
истечения 3-месячного гарантийного срока на основании счета Исполнителя.
3.2.Исполнение обязательств перед Заказчиком оформляется актом
сдачи-приемки оказанных услуг по поиску и подбору персонала.

4. Срок действия договора

4.1. Договор действителен в течение трех месяцев с даты его
подписания.
4.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для
каждой из сторон, и имеющих одинаковую юридическую силу.

5. Ответственность сторон

5.1. За неисполнение обязательств по настоящему договору стороны
несут ответственность в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.

6. Урегулирование споров

6.1. Стороны условились, что примут все меры к разрешению споров и
разногласий, которые могут возникнуть из настоящего договора или в связи
с ним, путем переговоров.
6.2. В случае, если стороны не могут достигнуть соглашения по
спорным вопросам, связанным с выполнением обязательств по настоящему
договору, то споры и разногласия подлежат урегулированию в арбитражном
порядке в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.

7. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон

Исполнитель: Заказчик:
ООО "Кадровое агентство "Элит" ООО "Солей"

----------- -----------
И.И. Иванов П.П. Петров

М.П. М.П.

11. Договор на предоставление
услуг процессинговых центров по приобретению бензина на АЗС
с использованием пластиковых карт

Коммерческие организации приобретают бензин как за наличный, так и безналичный расчет.
На практике все большее количество организаций стремится обеспечить заправку как своих, так и арендованных автомобилей, используемых для коммерческих или служебных перевозок, с применением современных систем безналичных платежей.
При этом операторы топливного рынка представляют отчеты о выдаче нефтепродуктов водителям в целях осуществления жесткого контроля за их использованием.
Выдаются также счета-фактуры, что позволяет избежать ненужных проблем с налоговыми органами с возмещением налога на добавленную стоимость.
В связи с этим у бухгалтеров немало вопросов, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом затрат по договорам с процессинговыми центрами на оказание услуг, связанных с новыми формами обслуживания на АЗС.
В настоящее время расчеты за приобретенные на АЗС нефтепродукты осуществляются следующими способами:
- за наличный расчет на АЗС;
- по талонам, приобретаемым с использованием системы безналичных расчетов;
- по корпоративным картам, представляющим собой банковскую карту (средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента), позволяющую ее держателю (физическому лицу, уполномоченному юридическим лицом) проводить операции по счету этого юридического лица в пределах расходного лимита, установленного эмитентом. Средства, списанные со счета юридического лица в результате совершения операций держателем корпоративной карты, считаются выданными юридическим лицом под отчет держателю корпоративной карты. Это не специализированные "топливные", а обычные многофункциональные банковские пластиковые карты;
- по топливным пластиковым картам с магнитной полосой;
- по топливным микропроцессорным пластиковым картам (смарт-картам).
В данном разделе книги мы остановимся на проблемах учета операций, связанных с одним из самых привлекательных способов расчетов за бензин - с применением топливных микропроцессорных пластиковых карт.

11.1. Топливные микропроцессорные пластиковые карты

Топливные карты бывают двух видов:
1) карты с магнитной полосой;
2) смарт-карты, то есть карточки со встроенной микросхемой.
Все топливные пластиковые карты делятся также на:
- денежные;
- литровые, фиксирующие объемы приобретенного топлива в литрах, а не их стоимость в рублях, что более выгодно, поскольку при любых колебаниях цен на рынке количество топлива, принадлежащего владельцу топливной карты, остается неизменным.
Широко распространенные в настоящее время способы приобретения бензина за наличный расчет и безналичный расчет (с использованием талонов, корпоративных карт и топливных карт с магнитной полосой) постепенно вытесняются системой, основанной на применении топливных микропроцессорных пластиковых карт.
Топливная микропроцессорная пластиковая карта (Oil Card) - это платежная небанковская карта со встроенной микросхемой (микрочипом), выпускаемая топливной компанией и (или) владельцем сети АЗС. Она предназначенная для учета отпущенного топлива поставщиком для покупателя, а также для учета объема и ассортимента топлива, полученного покупателем на АЗС. Данная карта, имеющая количественное выражение, не является платежным средством.
Использование топливных пластиковых карт предполагает применение косвенной безналичной оплаты.
Косвенная безналичная оплата - это форма оплаты за нефтепродукты на АЗС магнитными и чиповыми картами, талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов (Письмо ГМЭК от 28 ноября 1994 г. N АО-7-27 "О решении государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам").
Держатель карты - сотрудник (водитель) организации-покупателя, уполномоченный проводить операции с использованием карты от лица покупателя.
Покупатель - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор поставки топлива.
Субсчет Покупателя - литровый счет покупателя в процессинговом центре для учета объема и ассортимента топлива, а также количества условных единиц дополнительных услуг, которые могут быть получены по топливным картам.
Топливные пластиковые карты с микропроцессором выпускаются ОАО "ЛУКойл", "ЮКОС", Петербургской топливной компанией ("ПТК"), Тюменской нефтяной компании ("ТНК"), "Сургутнефтегазом" и другими топливными компаниями, а также процессинговыми компаниями, небольшими сетями АЗС, которых по России немало.
В последнее время топливные микропроцессорные карты стали выпускать и банки (Автобанк и др.), поскольку стандартная платежная система (обычные многофункциональные банковские пластиковые карты) не подходит для работы на АЗС по следующей причине.
Держателями топливных карт являются в основном юридические лица, которые заинтересованы в получении самой обширной информации по отпуску топлива в целях установления жесткого контроля за своими водителями: по какой карте, когда, сколько, на какую сумму, по какой цене, на какой АЗС, какой марки бензин и т.д. Получить такую нестандартную информацию в рамках стандартной платежной системы невозможно. Этим и вызвана в условиях растущей конкуренции на рынке финансовых услуг необходимость появления собственно "топливных" карт, выпускаемых банками.
Аудиторская практика показывает, что в 2003 г. у средних и крупных коммерческих организаций (более 15 единиц автомобильной техники) резко возрос спрос на топливные пластиковые карты.

11.2. Приобретение бензина по многоразовым литровым топливным
микропроцессорным картам

Автоматизированные системы безналичных расчетов на АЗС, созданные на базе топливных микропроцессорных карт, являются одними из самых надежных и удобных в эксплуатации, а также весьма привлекательными с точки зрения налогообложения.
Ведь одно из главных преимуществ такой системы - возможность возмещения налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, что практически невозможно при приобретении бензина на АЗС за наличный расчет, поскольку счет-фактуру водителю в этом случае не выпишут. У средних и крупных организаций это довольно приличные суммы!
Всем известно мнение налоговых органов, что в последнем случае из-за отсутствия счета-фактуры (согласно требованиям п.1 ст.172 НК РФ и п.2 ст.170 НК РФ) сумма НДС не может быть принята к вычету из бюджета, а также не может учитываться в составе стоимости приобретенного бензина. Согласно пп.11 п.1 ст.264 НК РФ НДС по приобретенному за наличный расчет бензину также нельзя принять к вычету, так как указанная норма касается затрат на содержание служебного транспорта, а не налога на добавленную стоимость.
В то же время согласно п.7 ст.168 следует, что если продавец выдал покупателю кассовый чек (в котором выделена сумма НДС), то он выполнил требования по выставлению счета-фактуры. Следовательно, по мнению автора, ситуация не решается полностью в пользу налоговой инспекции. Учитывая, что Налоговый кодекс - документ первого уровня, то у предприятия есть реальный шанс отстоять свое право на вычет НДС из бюджета по кассовым чекам в судебных спорах.
Для приобретения бензина по топливным картам организация заключает с процессинговым центром или иной компанией договор поставки топлива или договор на заправку нефтепродуктами и мойку автотранспорта с использованием микропроцессорных пластиковых карт. По своей сути это смешанный договор.
Процессинговый центр выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственником топлива.
В соответствии с таким договором поставка бензина производится путем его выборки на АЗС (список АЗС приводится в приложении к договору) держателем карты через топливораздаточные колонки с использованием учетных терминалов поставщика для идентификации владельца карты.
Выборка топлива и передача данных начинается с даты получения организацией-покупателем топливных карт.
Датой поставки считается дата выборки топлива держателем карты покупателя, указанная в чеке учетного терминала АЗС.
Расчеты за топливо производятся перечислением организацией-покупателем на счет поставщика стопроцентной предоплаты. Количество топлива определяется в соответствии с прайс-листом поставщика по ценам, установленным на дату выставления счета.
Обратите внимание, что цена оплаченного организацией-покупателем топлива не может быть изменена поставщиком!
Отдельно покупателем оплачивается стоимость многоразовых литровых топливных микропроцессорных карт с суточным (или месячным) лимитом.
Когда сумма остатка (количества литров) на субсчете организации-покупателя по какой-либо марке топлива достигает сигнального порога (его значение определяет поставщик), поставщик предупреждает покупателя о необходимости заказа на топливо.
Ежемесячно после обработки данных процессинговый центр предоставляет организации-покупателю:
- счет-фактуру;
- акт приема-передачи на выбранный объем;
- стоимость выбранного топлива;
- а также отчет (или реестр) операций по картам.
Безналичная система расчетов по топливным микропроцессорным картам имеет следующие преимущества:
- сокращение срока выдачи счетов-фактур по окончании отчетного месяца;
- отсутствует необходимость расчетов наличными денежными средствами;
- на карте фиксируется литровый эквивалент приобретенного топлива, который не зависит от последующих изменений цен на нефтепродукты, что особенно актуально в связи с наметившейся тенденцией роста цен на автомобильное топливо;
- позволяет устанавливать ограничения на определенный вид топлива и суточный лимит отпуска по заявкам организации, что обеспечивает стопроцентный контроль за расходом топлива;
- возможность залить в бак любое количество бензина с точностью до грамма (в отличие от талонов, которые позволяют приобретать только четко определенный объем топлива, и если у водителя талон на 20 л, а в бак поместилось только 19 л, то что делать с оставшимся литром бензина?);
- вся информация по топливным пластиковым картам обрабатывается электронным способом. Это упрощает бухгалтерский и налоговый учет организации по расходу бензина за счет предоставления ежемесячного акта и отчета (реестра) по заправкам автотранспорта. Акт содержит подробную информацию о виде, количестве и стоимости топлива, полученного на АЗС. Отчет (реестр) о движении топлива предоставляется за любой период по отдельно взятой карте или по всем картам конкретной организации;
- в случаях, когда заказанное количество бензина не поместилось в бак, система позволяет оформить возврат литров на топливную карту, при этом водителю выдается чек возврата;
- при утере или краже топливной пластиковой карты существует возможность ее автоматической блокировки после введения подряд трех неправильных PIN-кодов, что невозможно при использовании талонов по ГСМ;
- предусмотрена система скидок с розничной цены нефтепродуктов специально по топливным пластиковым картам;
- гарантия наличия топлива для владельцев карт при любых обстоятельствах, даже при отсутствии топлива в свободной розничной продаже;
- отсутствует необходимость в получении информации от процессингового центра об остатке топлива и т.п., поскольку вся информация для проведения платежа находится непосредственно в памяти встроенной в карту микросхемы (в отличие от топливной карты с магнитной полосой);
- имеет надежную систему защиты от копирования информации и подделки (в отличие от топливной карты с магнитной полосой);
- возможность хранения и обработки большого количества информации (в памяти одной смарт-карты могут одновременно храниться персональные данные организации, информация об остатках на счетах - до десяти счетов, ряд последних операций, произведенных по карте) в отличие от топливной карты с магнитной полосой;
- имеет больший срок годности (нормальное техническое состояние) - 5-10 лет (магнитные карты - до полутора лет с момента намагничивания);
- топливные микропроцессорные пластиковые карты менее подвержены (по сравнению с магнитными картами) маслам, бензину и другим химикатам, а это значит, что смарт-карта в руках водителя прослужит гораздо дольше, чем магнитная карта.
На практике использование безналичной системы расчетов по топливным микропроцессорным пластиковым картам позволяет снизить расходы организации на бензин на 15-20% за счет полного контроля над использованием средств на приобретение горюче-смазочных материалов.
Как правило, техническое обеспечение системы расчетов с помощью топливных пластиковых карт осуществляет процессинговый центр (процессинговая компания) - центральный пункт сбора информации. В центр стекаются все сведения с карточных терминалов, расположенных на АЗС, которые затем обрабатываются и в виде актов, отчетов (реестров) рассылаются организациям.
Топливная микропроцессорная карта может быть:
- нелимитированной - это карта, на которую вносится количество литров каждого вида топлива, которое может быть получено без суточных ограничений. При этом покупатель на основе заявки имеет возможность ограничить слив топлива суточным или месячным лимитом. При использовании всего объема топлива, установленного на нелимитированной карте, приостанавливается возможность получения топлива;
- лимитированная - это карта, на которой устанавливается единый суточный или месячный лимит (количество литров). По лимитированной карте покупатель может получать топливо разных видов, общее количество которого за сутки или за месяц не может превышать установленный лимит независимо от того, сколько литров топлива было получено по карте в предыдущие дни. Для изменения суточных или месячных лимитов, установленных на лимитированных картах, необходимо новое оформление на основе заявки установленного образца, передаваемой в офис поставщика топлива, в которой указывается величина новых лимитов. Например, устанавливается лимит 30 л/сутки Аи-92. В этом случае держатель карты может потребить за сутки (с 00:00 до 24:00) не более 30 л единовременно или за несколько раз. Оплаченный объем будет уменьшен на сумму заправленных литров. Каждое начало суток дает возможность заправки установленного лимита в полном объеме.
Операция по списанию литров с топливной карты может быть остановлена терминалом АЗС только по следующим причинам:
- величина запрашиваемого объема топлива превышает остаток на карте или суточный лимит;
- карта заблокирована.
Топливные микропроцессорные карты (как лимитированные, так и нелимитированные) могут применяться также для получения дополнительных услуг АЗС (мойка кузова, полировка, чистка салона, шиномонтаж и т.д.). Для учета таких услуг вводится понятие "условная мойка". Стоимость одной единицы "условной мойки" установлена в прайс-листе поставщика.
За эти услуги с организации-покупателя списывается то количество единиц "условных моек", которое соответствует потребленным услугам в пересчете на одну условную мойку. Так, если мойка кузова автомобиля стоит 120 руб., то с топливной карты будет списано 1,2 единицы "условных моек". При этом остаток единиц данных услуг на субсчете организации-покупателя уменьшается на сумму, равную количеству единиц услуг, полученных покупателем.
Как уже было отмечено выше, применение в расчетах за приобретаемые на АЗС нефтепродукты топливных микропроцессорных карт предполагает заключение соответствующего договора с процессинговым центром (процессинговой компанией).
Статьей 458 ГК РФ установлено, что обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара. При этом товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.
Аудиторская практика показывает, что далеко не всегда в тексте договора обозначен момент перехода права собственности на топливо от поставщика к покупателю.
Во избежание проблем с налоговыми органами главному бухгалтеру следует обратить внимание, что рассматриваемый договор должен предусматривать момент перехода к покупателю права собственности на бензин, а именно:
- право собственности на бензин переходит к покупателю в момент получения держателем карты покупателя топлива на АЗС, то есть в момент заправки бензина в автомобильный бак;
- право собственности на бензин переходит к покупателю в момент передачи ему топливных карт.
Поскольку данный вид договора является смешанным, то есть содержит элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, предлагаем следующий вариант заключения такого договора с процессинговым центром.

Договор N 168/80

г.Москва 23 декабря 2003 года

ООО "Процессинговый центр "Матрица", именуемый в дальнейшем Эмитент,
в лице директора Иванова И.И., действующего на основании Устава и
договоров комиссии, с одной стороны, и ООО "Ирика", именуемое в
дальнейшем Клиент, в лице генерального директора Смирнова А.В.,
действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий
Договор о нижеследующем.

1. Термины, используемые в Договоре

Матрица-Процессинг - система учета постоянных клиентов и безналичных
расчетов с использованием микропроцессорных карт, установленная в ООО
"Матрица-топливная компания".
Карта - пластиковая карта системы "Матрица-Процессинг" со встроенной
микросхемой (чип), предназначенная для учета объема и ассортимента
Топлива, полученного Клиентами на АЗС, работающих под маркой "ХХХ",
список которых приведен в Приложении N 1. Карта не является платежным
средством. Карта может быть лимитированной и не лимитированной, при этом
на лимитированной Карте устанавливается дневной или месячный лимит
получения Топлива на АЗС.
Субсчет Клиента - топливный литровый счет Клиента в системе
"Матрица-Процессинг" для учета объема и ассортимента Топлива, которое
может быть получено по лимитированным картам.
Черный список (ЧС) - список Карт, которые не принимаются на точках
обслуживания.

2. Предмет договора

2.1. Клиент приобретает у Эмитента нефтепродукты (далее по тексту -
Топливо) в объеме и ассортименте, указанном в заявке Клиента на
приобретение Топлива, на условиях настоящего Договора.
2.2. Эмитент не является держателем Топлива и производит его
реализацию Клиенту на правах Агента.
2.3. Фактическое количество поставленного Топлива определяется
исходя из данных учета в системе "Матрица-Процессинг" по выборке Клиентом
Топлива на АЗС, указанных в Приложении N 1 к настоящему Договору и
фиксируется в чеке, выдаваемом АЗС Клиенту.
2.4. Клиент приобретает у Эмитента Карты в количестве, указанном в
заявке N 1 на получение Карт.
2.5. Учет отпущенного Топлива на АЗС производится при помощи Карт.
Карта не является платежным средством.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign