LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Реальный ущерб - это расходы пострадавшей стороны на восстановление поврежденного имущества.
Упущенная выгода - неполученные доходы, которые пострадавшая сторона получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено.
Между неустойкой и убытком существует определенная взаимосвязь.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, но только если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом следует иметь в виду, что право на возмещение ущерба может возникнуть как из договорных отношений, так и в результате неправомерных действий лица.
При взыскании с нарушителя штрафов или пеней он возмещает убытки только в части, не покрытой этой неустойкой (п.1 ст.394 ГК РФ). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только договором или законом.
Следует обратить внимание, что сам по себе факт подписания договора означает возникновение обязанности контрагента уплачивать штрафные санкции при наступлении соответствующих обязательств.
Вместе с тем подтверждение наступления таких обстоятельств, обусловленных неисполнением (ненадлежащим исполнением) контрагентом своих обязательств по договору, должен быть признан им добровольно или подтвержден решением суда, вступившим в законную силу.
Это означает, что право на получение штрафных санкций, предусмотренных в договоре, возникает после признания стороной, нарушившей свои обязательства, факта их неисполнения или ненадлежащего исполнения, что должно быть оформлено подписанием обеими сторонами соответствующего документа (в частности, соглашения).
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы заключения основного обязательства. При этом несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст.331 ГК РФ). Однако если основное обязательство, согласно требованию закона, должно быть нотариально заверено или подлежит государственной регистрации, то данное требование на соглашение о неустойке не распространяется.

Пример
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (ред. от 11 апреля 2002 г.) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок более года, подлежит государственной регистрации в органах юстиции.
Если будут заключаться дополнительные соглашения к нему, то следует их регистрировать в том же порядке, что и основной договор.
А вот что касается соглашения о неустойке, то его регистрировать не следует.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то она может быть уменьшена, но только на основании решения суда.
Как правило, соглашение о неустойке формулируется отдельным пунктом в основном договоре.
В случае, если стороны впоследствии придут к соглашению об уплате неустойки в размере меньшем, чем это было предусмотрено в договоре, то такое соглашение должно быть оформлено письменно в виде дополнения к договору. В противном случае налоговые органы могут поставить вопрос о включении организацией в целях налогообложения прибыли суммы, определенной в соответствии с условиями договора, независимо от размера фактически полученных средств.
На основании п.20 постановления Пленума ВС РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" к действиям, свидетельствующим о признании долга, и, соответственно, к основанию для его возникновения, может относиться, в частности, признание претензии.
В том случае, если контрагент не согласен с претензией, то штрафные санкции могут быть взысканы через суд.
При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у заказчика услуг возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Вариант 2: во многих случаях сумма штрафных санкций предусматривается условиями договора, заказчик услуг применяет метод начисления.
Если сумма штрафных санкций предусмотрена условиями договора, то она должна быть признана в составе внереализационных доходов на дату наступления срока их уплаты.
Фактически это означает, что те организации, которые применяют метод начисления, должны облагать налогом на прибыль штрафные санкции, предусмотренные условиями договора. Обратите внимание, что уплата налога на прибыль в данном случае не зависит ни от фактического получения штрафов, ни от их признания должником. Отметим также, что признание штрафных санкций должником не означает их реального получения.
Иными словами, если с момента, определенного договором, организации причитаются штрафные санкции, она должна включать их в состав внереализационных доходов, даже если их реальное получение и не предполагается.
Когда же долг по договору взыскивается в судебном порядке, обязанность по начислению внереализационного дохода в виде штрафа, пеней и т.д. возникает у организации на основании решения суда. Опять же - даже если организация реально денег не получила.
В варианте 2 покупатель услуг, который понес убытки из-за нарушения условий договора недобросовестным поставщиком услуг, вправе предъявить ему претензию в письменной форме.
Претензионный порядок - это форма досудебного урегулирования споров. При этом одна сторона сделки обращается к другой стороне с требованием об изменении, исполнении или расторжении договора, о возмещении убытков, уплате неустойки или применении иных мер гражданско-правовой ответственности.
Претензию оформляют в произвольной форме. Но при этом она должна содержать следующие сведения:
- указание на то, какое обязательство нарушено поставщиком услуг, со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;
- определение требований, предъявляемых к нему в связи с этим;
- сумма претензии и ее расчет;
- определение срока рассмотрения претензии и ответа на нее.
Обычно срок рассмотрения претензии определен условиями договора. В противном случае согласно ст.314 ГК РФ ответ на претензию должен быть дан в течение семи дней после ее получения.
К претензии должны прилагаться подтверждающие документы: нотариально заверенные копии договора, счета-фактуры, платежные документы, акты, сертификаты и т.д.
Документом, подтверждающим направление претензии, может быть квитанция или иной почтовый документ об отсылке заказного письма с уведомлением о вручении либо второй экземпляр претензии с отметкой контрагента о ее получении (входящий номер, дата, печать и подпись должностного лица).
Если покупатель услуг учитывает доходы и расходы в целях налогообложения прибыли кассовым методом, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств признаются в налоговом учете только после их получения (погашения), как это установлено нормами ст.273 НК РФ. Это означает, что датой получения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств является в данном случае день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу.
Что касается порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по полученным штрафным санкциям за нарушение договорных обязательств, то действующая редакция главы 21 НК РФ не дает прямого указания на необходимость уплаты НДС с указанных сумм.
Тем не менее позиция налоговых органов о необходимости уплаты НДС со штрафных санкций основана на расширительном толковании пп.2 п.1 ст.162 НК РФ, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость "увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)".
Разъяснения налоговых органов сводятся к тому, что именно последняя фраза приведенной выше нормы позволяет им исчислять налог на добавленную стоимость с суммы полученных штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, которые, по их мнению, непосредственно связаны с оплатой в данном случае услуг.
Характерно, что согласно позиции налоговых органов штрафные санкции должны признаваться в составе внереализационных доходов с учетом налога на добавленную стоимость.
Обратите внимание, что в ст.162 НК РФ говорится о включении в налоговую базу по НДС сумм, так или иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В соответствии с требованиями гражданского законодательства (п.1 ст.394 ГК РФ и п.2 ст.395 ГК РФ) полученные поставщиком услуг штрафные санкции должны признаваться не как суммы, связанные с оплатой услуг, а как проценты за пользование чужими денежными средствами, поскольку эти суммы вносятся сверх платы за услуги и не имеют к ним никакого отношения.
На практике может возникнуть другая ситуация, когда поставщик готов оказать услуги покупателю, но покупатель в последний момент отказывается от услуг, что приводит к уплате поставщику неустойки.
В данном случае поставщик, по мнению автора, также не должен платить налог на добавленную стоимость с суммы неустойки, так как согласно ст.39 НК РФ здесь отсутствует реализация (нет перехода права собственности). Исходя из этого, получение денежных средств в виде неустоек (штрафов, пени) не может быть квалифицировано как реализация услуг. Подобная ситуация может быть квалифицирована как возмещение ущерба или компенсация упущенной выгоды продавца. И в целях снижения налоговых рисков целесообразно зафиксировать возможность получения такой компенсации в дополнительном соглашении к договору.
В-восьмых, какие могут быть налоговые последствия при признании сделок недействительными.
Отсутствие какого-либо из условий действительности сделки по общему правилу влечет ее недействительность, если законом не установлено иное правило.
Недействительная сделка не приводит к исполнению тех обязанностей, о которых стороны первоначально договаривались. То есть желаемого результата стороны не достигают.
При этом недействительность сделки наступает с самого начала ее совершения.
В соответствии с п.1 ст.166 ГК РФ и п.1 ст.167 ГК РФ недействительные сделки подразделяются на:
- ничтожные сделки, или абсолютно недействительные.
Такие сделки, которые признаются недействительными независимо от решения суда.
В таких случаях функция суда обычно состоит только в применении к ним предусмотренных в законе последствий;
- оспоримые сделки, или относительно действительные.
Такие сделки могут быть признаны или не признаны недействительными только на основании решения суда.
Ничтожные сделки совершаются:
- лишь для вида, без намерения создать что-то новое, такие сделки являются мнимыми;
- с целью прикрыть другую сделку, такие сделки являются притворными (ст.170 ГК РФ).
На основании п.32 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной с момента ее совершения. Соответственно, такая сделка не влечет никаких последствий для сторон. А все переданное по таким сделкам имущество должно быть возвращено сторонам (ст.167 ГК РФ).
Оспоримые сделки направлены на достижение тех результатов, о которых договаривались стороны. Но вместе с тем таким сделкам свойственны некоторые несоответствия требованиям закона. Эти несоответствия дают основания для того, чтобы одна из сторон подала в суд иск о недействительности сделки.
Выделение условий оспоримости сделок в отдельную категорию объясняется тем, что признание их недействительными не может иметь место без иска заинтересованного лица или потерпевшей стороны.
Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В отличие от ничтожных сделок, оспоримость сделки зависит от позиции заинтересованных в этом вопросе лиц. Все споры, которые возможны в отношении недействительности такой сделки, разрешаются судом. При этом сделка может быть признана недействительной только на будущее время, если она уже частично исполнена ее участниками.

Пример
Так, Москомимущество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора аренды и выселении арендатора из занимаемого им на основании этого договора нежилого помещения.
Решением Арбитражного суда г.Москвы было признано, что договор аренды является недействительным, а сама сделка ничтожная. В части требований о выселении арендатора иск был удовлетворен.
Заместитель Председателя ВАС РФ направил протест, в котором предлагается решение отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Президиум протест удовлетворил по следующим основаниям.
В соответствии со ст.166 ГК сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в случае признания ее таковой судом (оспоримая сделка).
Данная норма не исключает возможности предъявить в арбитражный суд иск о признании недействительной ничтожной сделки, поэтому производство по делу в части требования о признании недействительным договора аренды прекращено судом необоснованно.
Из представленных документов следует, что ответчик арендует спорное помещение с 1978 г. на основании договоров, которые в деле отсутствуют, в связи с чем невозможно проверить вывод суда о прекращении договорных отношений в 1987 г.
Судом не исследован вопрос о том, каким образом стороны по договору от 1 декабря 1990 г. исполняли свои обязанности, то есть была ли фактически одобрена сделка арендодателем.
При таких условиях решение принято по недостаточно исследованным материалам и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
В отличие от оспоримой сделки требования о признании недействительности сделки подчиняются правилам об исковой давности. То есть для того чтобы признать сделку недействительной, следует это сделать в течение 3 лет со дня совершения сделки.
В то время как на требования об установлении факта совершения ничтожной сделки исковая давность не действует.
Недействительные сделки являются ничтожными. При этом нет необходимости специального указания на ничтожность сделки.
Гражданским кодексом РФ выделяются три нежелательные для сторон последствия недействительности сделок:
- двусторонняя реституция.
Это означает восстановление для обеих сторон прежнего состояния, то есть каждая из сторон передает другой все приобретенное по сделке в натуре, а если это невозможно - в виде денежной компенсации. Указанное последствие наступает и тогда, когда полученное не имеет вещественной формы: речь идет о ситуациях, при которых исполнение сделки выражалось в пользовании имуществом, в выполнении работы или оказании услуг (например, арендная плата);
- односторонняя реституция.
При этом одна из сторон возвращает полученное ею по сделке другой стороне, а та передает все, что получила или должна была получить по сделке, в доход Российской Федерации;
- никакой реституции.
При этом в случае исполнения сделки обеими сторонами все полученное ими по сделке взыскивается в доход Российской Федерации. При исполнении сделки одной из сторон с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все, что причитается ей в возмещение полученного.
В связи с тем что совершение сделок регулируется гражданским законодательством, налоговое законодательство не содержит прямого указания на меры налоговой ответственности за совершение недействительных сделок.
Более того, обращаем ваше внимание, что в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ признание сделок недействительными не относится к компетенции налоговых органов, - это может сделать только суд.
Ранее пп."б" п.1 ст.14 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции последующих изменений) предусматривалось право налоговых органов предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Действующая в настоящее время редакция ст.31 НК РФ не содержит соответствующего права налоговых органов.
Следовательно, производство по искам налоговых органов о недействительности сделок на основании ст.150 АПК РФ подлежит прекращению за неподведомственностью дела арбитражному суду.
Таким образом, при осуществлении выездной налоговой проверки налоговый орган не может оштрафовать организацию за совершение недействительной сделки.
В то же время следует обратить внимание, что согласно п.1 ст.45 НК РФ взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами.
Это означает, что указанная норма НК РФ предоставляет право налоговым органам на иски о переквалификации сделок.
Если налоговый орган докажет в суде, что на самом деле имели место другие отношения между проверяемой организацией и ее контрагентом, то в любом случае оспариваемая в суде сделка является недействительной, независимо от того, относится ли она к оспоримым или ничтожным.
Налоговые последствия недействительных сделок наступают для обеих сторон по договору. Причем возникают они в ходе реализации судебного решения о признании сделки недействительной по иску налоговых органов, если такое решение предусматривает возврат имущества, приобретенного по сделке, в исходное состояние (двусторонняя реституция).
Учитывая, что двусторонняя реституция производится во исполнение судебного решения, налоговые последствия возникают в периоде вступления в силу судебного решения.
Поэтому поступление и выбытие имущества в порядке двусторонней реституции отражается соответственно как внереализационные доходы и внереализационные расходы того отчетного (налогового) периода, в котором вступило в силу судебное решение о признании сделки недействительной.
Таким образом, один и тот же объект налогообложения будет учтен у одного и того же налогоплательщика для целей исчисления налога на прибыль в одном налоговом периоде как доход, а в другом - как расход.
Учитывая, что возврат имущества, как правило, производится с учетом налога на добавленную стоимость, предъявленного ранее продавцом покупателю, обеим сторонам придется в соответствии с требованиями ст.81 НК РФ внести изменения в ранее сданные декларации по НДС. Кроме того, организация должна внести соответствующие изменения, связанные с отражением операций по выбытию или получению имущества в соответствии с судебным решением, в бухгалтерский и налоговый учет.

Пример
ООО "Премьера" оказало услуги по ремонту офиса для фирмы ООО "Орбита". При этом в договоре на оказание услуг по ремонту отсутствовала ссылка на лицензию по оказанию ремонтно-строительных работ.
По результатам выездной налоговой проверки ООО "Орбита" налоговая инспекция указала на факт неправомерности такой сделки. Фирма была не согласна с решением налоговой инспекции. Поэтому инспекция подала в суд.
Суд встал на сторону налоговой инспекции, признав такую сделку недействительной.
В результате появилась необходимость произвести возврат денежных средств, полученных ООО "Премьера", и убрать из статьи расходов стоимость ремонтных услуг ООО "Орбита".
В учете ООО "Премьера" бухгалтер отразит эту операцию следующим образом:
Дебет 62 - Кредит 90.1
- 118 000 руб. сторно суммы оказанных услуг;
Дебет 90.3 - Кредит 68
- 18 000 руб. сторно суммы начисленного НДС;
Дебет 62 - Кредит 51
- 118 000 руб. возврат денежных средств, полученных за услуги по ремонту.
В учете ООО "Орбита" бухгалтер отразит эту операцию следующим образом:
Дебет 26 - Кредит 60
- 100 000 руб. сторно стоимости услуг по ремонту, отраженных в составе расходов;
Дебет 19 - Кредит 60
- 18 000 руб. сторно суммы НДС, согласно счету-фактуре от поставщика;
Дебет 68 - Кредит 19
- 18 000 руб. сторно суммы НДС, принятой к вычету из бюджета;
Дебет 51 - Кредит 60
- 118 000 руб. получен возврат суммы, оплаченной за услуги по ремонту.

4. Как избежать негативных налоговых последствий
при оформлении договора возмездного оказания услуг

Практика показывает, что юридическую экспертизу договоры проходят далеко не во всех организациях. А ведь непроработанные условия договора позволят налоговым органам трактовать их в свою пользу, а также могут привести к признанию сделки недействительной.
В связи с этим в целях оптимального сочетания норм гражданского, налогового и бухгалтерского законодательства настоятельно рекомендуем уделить внимание следующим существенным моментам.
1. Договор - акт строго индивидуальный, и составлять его надлежит для каждого случая отдельно. В связи с этим рекомендуем при использовании широко распространенных в настоящее время форм договоров, образцы которых представлены в многочисленных сборниках, учитывать специфику деятельности конкретной организации.
2. Проект договора возмездного оказания услуг желательно разработать совместно с поставщиком услуг с учетом взаимных коммерческих и налоговых интересов.
3. При составлении формулировок условий договора лучше всего привлечь компетентных специалистов соответствующего профиля (не только юрисконсультов, но и главного бухгалтера, финансистов, технических специалистов и др.).
4. При заключении и исполнении договоров на оказание услуг обязательно использовать в тексте самого договора и подтверждающих его исполнение соответствующих документов дословную терминологию Налогового кодекса РФ.
5. При составлении условий договора нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз. В договоре имеет значение каждое слово. Если непонятно, что означает тот или иной термин, какой смысл несет то или иное словосочетание, фраза и т.д., надо выяснить это с привлечением специалистов. Следует иметь в виду, что впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в договоре интерпретировать в свою пользу.
6. Текст договора должен включать все существенные условия для договоров данного вида.
7. Максимально детализировать предмет договора возмездного оказания услуг.
8. Правовой статус поставщика услуг (особенно если договор заключается с неизвестной организацией) не должен вызывать сомнений, в связи с чем целесообразно проверить сам факт существования и деятельности организации, оказывающей услуги (постановления ФАС Уральского округа от 14 марта 2003 г. по делу N Ф09- 994/03-АК, от 7 мая 2003 г. по делу N Ф09-1227/03-АК и от 10 июня 2003 г. по делу N Ф09-1674/03-АК; постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 августа 2002 г. по делу N Ф08-3054/2002-1106А и от 18 марта 2003 г. по делу N Ф08-756/2003-279А).
В отечественной практике информацию о коммерческой репутации организации, ее кредитной истории, а также о факте ее существования проводит служба безопасности бизнеса, заводя своеобразные досье на партнеров и контрагентов.
9. Договор на оказание возмездных услуг должен быть подписан надлежащими должностными лицами как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
10. Необходимо проверить наличие лицензии у поставщика услуг в тех случаях, когда это законодательно предусмотрено. Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ).
11. Целесообразно получить документ, подтверждающий налоговое резидентство иностранного юридического лица (в случае заключения договора на оказание услуг с иностранным партнером), которым является справка, заверенная компетентным органом, а также нотариально заверенный перевод текста контракта (договора) на русский язык, международный договор об избежании двойного налогообложения.
12. Обеспечить соразмерность стоимости оказанных услуг их объему, качеству и трудозатратам.
13. Несмотря на то что налоговое законодательство не содержит требования выделения суммы налога на добавленную стоимость в тексте соответствующего договора в отдельную позицию, тем не менее мы рекомендуем не забывать указывать в том числе и сумму налога, если оказываемые услуги подлежат обложению НДС. Неприемлема фраза "в том числе НДС" без указания суммы налога.
Если операции по реализации услуг освобождаются от налогообложения, то в тексте договора целесообразно сделать оговорку: "НДС не облагаются".
14. Организовать учет договоров в журнале регистрации договоров, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике.
15. Организовать учет выданных доверенностей лицам, уполномоченным подписывать договоры в специальном журнале регистрации, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике.
16. Во избежание серьезных ошибок при оформлении операций приемки-сдачи услуг конкретные исполнители должны иметь возможность ознакомиться с существенными условиями заключенных организацией договоров на оказание услуг.
17. Операции по оказанию услуг должны быть тщательно документированы.
18. Отдельно следует остановиться на практических рекомендациях по оформлению условий договоров, предусматривающих ответственность контрагентов за исполнение своих обязательств (для организаций, применяющих метод начисления для учета доходов и расходов в налоговом учете).
Очень часто в целях снижения предпринимательских рисков при заключении договоров возмездного оказания услуг приходится предусматривать ответственность партнера за неисполнение им своих обязательств в разделе "Ответственность сторон". Это очень важный раздел договора, предусматривающий размер и основания ответственности за невыполнение принятых на себя договорных обязательств.
Корректность формулировок данного раздела договора является одним из наиболее существенных гарантий соблюдения интересов сторон и минимизации налоговых рисков.
При работе над текстом этого раздела договора следует обратить внимание на то, что ответственность может не наступить в нескольких случаях:
- все обязательства соблюдены и стороны довольны друг другом;
- пострадавшая сторона не предъявляет своих претензий;
- пострадавшая сторона не в состоянии доказать свои претензии;
- условия договора об ответственности сторон настолько формальны, что фактически такая ответственность и не наступает.
Рассмотрим следующие возможности оформления договорных отношений.

Проект договора 1

В разделе "Ответственность сторон" не должны быть предусмотрены штрафные санкции или возмещение убытков.
В этом случае у организации не возникнет обязанности по включению в налогооблагаемую прибыль штрафных санкций.

Проект договора 2

Раздел "Ответственность сторон" изложить в следующей редакции:
"Стороны несут ответственность за неисполнение условий договора в соответствии с действующим законодательством".
В этом случае у организации также не возникнет обязанности по включению в налогооблагаемую прибыль штрафных санкций.

Проект договора 3

В разделе "Ответственность сторон" должно быть предусмотрено, что пени начисляются только в случае, если одна из сторон предъявит виновной стороне претензию. При этом необходимо обязательно оговорить, что если претензия не была предъявлена виновной стороне, то размер пеней принимается равным нулю.
Рекомендуемая формулировка условий договора:
"Сторона, своевременно не исполнившая своих обязательств, обязана заплатить другой стороне пени.
Сумма пеней определяется следующим образом:
- при отсутствии факта предъявления претензии виновной стороне сумма пеней принимается равной нулю за каждый день просрочки выполнения обязательств по договору;
- в случае предъявления претензии виновной стороне сумма пеней принимается равной 0,1% за каждый день просрочки выполнения обязательств по договору".
В этом случае сумма пеней не будет зависеть от даты отправки претензии контрагенту.

Проект договора 4

В разделе "Ответственность сторон" должно быть предусмотрено, что пени за нарушение договорных обязательств начисляются с момента оформления определенного документа, указанного в договоре.
В качестве такого документа можно рассматривать письмо о предъявлении претензии.
В договоре можно предусмотреть отдельным пунктом, что пени начисляются с момента получения виновной стороной письма о предъявлении претензии.
Рекомендуемая формулировка условий договора в рассматриваемой ситуации:
"Сторона, своевременно не исполнившая своих обязательств, обязана заплатить другой стороне пени.
Сумма пеней принимается равной 0,2% за каждый день просрочки выполнения обязательств по договору. Пени начисляются с даты получения стороной, нарушившей исполнение договорных обязательств, письма о предъявлении претензии".
Данный вариант предполагает получение с виновной стороны меньшей суммы, чем организация могла бы взыскать с нее за неисполнение договорных обязательств, однако и сумма пеней может быть значительно меньше за счет переноса их начисления на более поздний срок. Соответственно, налогооблагаемая прибыль увеличится незначительно.
Этот вариант возможен в том случае, если ваш контрагент не будет уклоняться от уплаты пени.
Такой порядок момента применения санкций наиболее актуален, если в договоре предусмотрены этапы оказания услуг.

Проект договора 5

В разделе "Ответственность сторон" должно быть предусмотрено, что пени за нарушение договорных обязательств начисляются с момента оформления определенного документа, указанного в договоре.
В качестве такого документа можно использовать акт, подтверждающий нарушение условий договора.
Рекомендуемая формулировка условий договора в данной ситуации:
"Сторона, своевременно не исполнившая своих обязательств, обязана заплатить другой стороне пени. Размер пеней, а также дата начала их начисления определяются на основании специального двустороннего акта, подтверждающего нарушение исполнение договорных обязательств виновной стороной".
Данный вариант, рекомендуемый для добросовестных партнеров, имеющих долговременные сложившиеся хозяйственные связи, позволяет сторонам в нужный момент согласовать как размер пеней, так и дату, с которой будет производиться их начисление.

Проект договора 6

Если организация не уверена в своем партнере, то каковы бы ни были налоговые последствия, целесообразно указать в разделе "Ответственность сторон" не твердую сумму штрафа, а величину штрафных санкций в процентах от суммы, определенной в договоре. При этом увеличенные размеры штрафных санкций при повторном нарушении условий договора по сравнению с первичным нарушением (разница может быть существенна) действуют более эффективно.

5. Особенности документального оформления договоров
возмездного оказания услуг

Учитывая юридические признаки договоров возмездного оказания услуг, приведенные в разделе III данной книги, остановимся на особенностях документального оформления таких операций, предъявляемых бухгалтерским и налоговым законодательством.
Общие требования к первичным учетным бухгалтерским документам, установленные ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п.12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н, сводятся к следующему.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
По мнению налоговых органов, изложенном в письмах МНС РФ от 30 мая 2003 г. N 02-1-16/57-У885 и УМНС по г.Москве от 11 июля 2003 г. N 26-08/38889 "О налоге на прибыль организаций", для подтверждения произведенных расходов для учета их в целях налогообложения первичные документы должны соответствовать требованиям Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", которым определен порядок оформления первичных документов и наличие в них обязательных реквизитов, в том числе электронной подписи. Это означает, что если в первичных документах нет существенных реквизитов, установленных ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", то отраженные в них расходы не являются документально подтвержденными, и, следовательно, они не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. А документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
В налоговом учете общие требования к документальному оформлению операций содержатся в п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ.
Налоговое законодательство прямо увязывает документальное оформление затрат, произведенных организацией, с признанием этих затрат в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.1 ст.252 НК РФ).
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (не только налогового, бухгалтерского, бюджетного, но и других отраслей права), и полностью соответствующие их требованиям.
Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции (раздел 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729).

Золотой минимум бухгалтера

Как бухгалтерский, так и налоговый учет документален. Любая хозяйственная операция сопровождается оформлением большого количества документов.
Но обратите внимание, что ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не содержит конкретного перечня первичных документов, которые должны подтверждать совершение хозяйственной операции.
При документальном оформлении операций возмездного оказания услуг необходимо руководствоваться:
- гражданским, бухгалтерским, налоговым, валютным, таможенным законодательством, иными законодательными и нормативными актами, устанавливающими соответствующие требования к форме и содержанию документов;
- типовыми межотраслевыми формами первичных учетных документов, утвержденных постановлениями Госкомстата РФ. Если из утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации организацией удалены существенные реквизиты унифицированных форм, то расходы, произведенные и указанные организацией в первичных документах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, не могут быть признаны документально подтвержденными и, следовательно, учтены для целей налогообложения прибыли (письмо МНС РФ от 15 мая 2003 г. N 02-4-08/184-С827, письмо УМНС по г.Москве от 11 июля 2003 г. N 26-08/38889 "О налоге на прибыль организаций");
- постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Пакет документов, подтверждающих факт оказания услуг, может включать в себя следующий примерный перечень.
1. Контракт или договор организации с иностранным или российским юридическим лицом на оказание услуг (оригинал или факсимильный вариант).
2. Дополнительные соглашения к контракту или договору (если в тексте самого контракта или договора не определены конкретные услуги, то есть четко не определен его предмет).
3. Копию лицензии (при осуществлении лицензируемых видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Например, при проведении аудиторской проверки необходимо получить от аудиторской фирмы копию лицензии согласно ст.4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
4. Счет-фактура исполнителя услуг (оригинал) - специальный документ для целей налогового контроля, служащий основанием для принятия к вычету сумм НДС покупателем услуг. Обратите внимание, что согласно п.3 ст.168 НК РФ счет-фактура выставляется не позднее 5 дней, считая со дня оказания услуг. Таким образом, отсчет 5 дней ведется от даты, указанной в первичном учетном документе бухгалтерского учета.
5. Счет и счет-фактура формы N 868 и N 868а на предоплату услуг (оригинал или факсимильный вариант). Необходимо иметь в виду, что с введением утвержденной формы счета-фактуры для целей исчисления НДС сохраняются все действующие формы расчетных и первичных учетных документов, однако использование этих форм в целях исчисления НДС не допускается (письмо ГНС РФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 "О счетах-фактурах" и письмо Минфина РФ от 29 июля 1997 г. N 04-03-03);
6. Двусторонний акт об оказании услуг (оригинал), подписываемый обеими сторонами договора, - это норма делового оборота, применяемая как в международной, так и в отечественной практике.
7. Таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (при осуществлении контейнерных перевозок грузов на собственных судах в собственных контейнерах).
8. В отдельных случаях - иной документ (оригинал), подтверждающий факт оказания услуги:
- заключение аудиторской фирмы о достоверности отчетности;
- товарно-транспортная накладная, товаросопроводительные документы или путевой лист, подтверждающий факт оказания услуг по транспортировке грузов;
- товаросопроводительные документы, товарно-транспортная накладная (4 экземпляра: 2 - у перевозчика, 1 - у заказчика, 1 - у клиента), дорожная ведомость, квитанция о приеме груза и корешок квитанции или путевой лист подтверждающий факт оказания услуг по транспортировке грузов;
- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации (при оказании услуг по погрузке, перегрузке, разгрузке, сопровождению, экспедированию, хранению, сортировке экспортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками либо иными лицами);
- копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации (при оказании услуг по погрузке, перегрузке, разгрузке, сопровождению, экспедированию, хранению, сортировке экспортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками либо иными лицами);
- отчет юридической фирмы о юридическом консультационном обслуживании;
- смета-расчет и др.).
9. Платежные документы (платежные поручения, выписки банка, кассовые документы).
10. Справка бухгалтера, форма которой утверждается коммерческой организацией самостоятельно в приложении к приказу по учетной политике. При этом они вправе использовать форму N 433, утвержденную для бюджетных организаций приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н.
Как видно из приведенного примерного перечня документов, в некоторых случаях необходим не оригинал, а копия документа. Обратите внимание, что о необходимости нотариально заверенной копии должно быть прямо указано в соответствующей законодательной норме. По мнению налоговых органов, изложенному в п.3 письма МНС РФ от 5 апреля 2002 г. N 03-3-06/893/32-Н435, слово "копия" означает копию документа, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика. Копия документа может быть изготовлена следующими способами: ксерокопированием, фотографированием, компьютерным сканированием и ручным способом (переписыванием).
Кроме того, чтобы признать затраты на оказание услуг для целей налогообложения прибыли, необходимо подтвердить их экономическую оправданность. При этом экономически оправданные расходы - это затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Следовательно, в рассматриваемой ситуации экономически оправданными затратами являются прежде всего те, без которых невозможно выполнение того или иного договора на оказание услуг.
При этом, по мнению налоговых органов, если в результате оказания услуг, не получен результат, то есть отсутствует связь с доходами, то затраты по оплате таких услуг не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, несмотря на то что пп.11 п.1 ст.265 НК РФ позволяет признать эти затраты для целей налогообложения, как затраты на производство, не давшее продукции.
Согласно письму УМНС по г.Москве от 11 июля 2003 г. N 26-08/38889 "О налоге на прибыль организаций" (со ссылкой на письмо МНС РФ от 26 мая 2003 г. N 02-5-11/138-У180) при отсутствии хозяйственной деятельности налогоплательщика в периоде несения расходов по арендной плате, оплате коммунальных услуг, услуг связи, расходов по оплате услуг управленческого персонала, при отсутствии хозяйственной деятельности такие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения. Данный подход не применяется к случаям, когда организацией в отчетном (налоговом) периоде ведется деятельность, направленная на получение доходов, но при этом в конкретном отчетном (налоговом) периоде доходы от деятельности отсутствуют (нет сделок по реализации). В данном случае при подтверждении требований ст.252 НК РФ такие суммы будут учтены в уменьшение налоговой базы текущего налогового периода (нарастающим итогом) или следующих налоговых периодов с применением механизма переноса убытков на будущее, установленного ст.283 НК РФ.
У исполнителя часто вызывает удивление тот факт, что, казалось бы, выполнены все юридические формальности: подписан договор, составлен акт об оказании услуг, представлен отчет о проделанной работе, - и тем не менее в ходе очередной налоговой проверки возникают проблемы, имеющие для организации крайне негативные последствия. Именно по этой причине следует остановиться на налоговых требованиях к каждому из вышеперечисленных документов.

5.1. "Налоговая" необходимость заключения договора на оказание
услуг путем составления одного документа, подписанного сторонами

Как показывает аудиторская практика, некоторые организации получают от исполнителя только акт приемки результатов оказания услуг, счет и счет-фактуру. При этом сам договор на оказание услуг отсутствует. Такая ситуация затрудняет решение спорных вопросов с налоговыми органами, поскольку, по мнению последних, если есть акт, то должны быть и соответствующие договорные отношения.
Следует подчеркнуть, что Гражданский кодекс РФ не всегда требует наличия договорных отношений в виде одного документа, подписанного сторонами. Это может быть обмен любыми документами:
- переписка сторон;
- публичная оферта.
Статья 437 ГК РФ поясняет, что предложение, высказанное лицом о заключении договора на указанных им условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой. Это могут быть рекламные или иные предложения, предназначенные для неопределенного круга лиц.
Так, согласно ст.434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п.2 ст.434 ГК РФ).
Договор на оказание возмездных услуг может быть заключен как в простой письменной форме, так и в устной форме, если услуга оказывается в момент заключения договора.

Практические рекомендации:
учитывая существенные налоговые риски организации при отсутствии договорных отношений, рекомендуем контрагентам заключать договор на оказание услуг путем составления одного документа, подписанного сторонами.

5.2. Правомерность требования оригинала договора на предоставление услуг
вместо его факсимильного варианта в качестве первичного документа

Практически во всех случаях, когда налоговые органы или некоторые аудиторы сталкиваются с факсимильными вариантами договоров, они требуют представить и их оригиналы.
По мере расширения использования в гражданском обороте электронных средств связи, сети Интернет и т.д. с проблемой оформления оригинальных вариантов договоров сталкивается все большее количество организаций.
Как известно, оригинал договора - это текст, отпечатанный на принтере и заверенный собственноручной подписью своего уполномоченного представителя, а также "живой" печатью.
Указанные требования налоговых органов и некоторых аудиторов основаны на следующем.
Согласно пп."ж" п.2 ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) к числу обязательных реквизитов первичных учетных документов относятся в том числе и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.
Пунктом 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. от 24 марта 2000 г. N 31н), предусмотрено, что первичные учетные документы (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники) должны содержать в том числе и такие обязательные реквизиты, как личные подписи и их расшифровки.
Обратите внимание, что в гражданском законодательстве применяется более узкое понятие - "собственноручная подпись", тогда как в бухгалтерском законодательстве используется более широкое понятие - "личная подпись", то есть совершенно различные термины, определяющие требования к подписям под договорами.
Личная подпись отвечает на вопрос - чья именно подпись поставлена.
При этом личная подпись может быть:
- собственноручной;
- факсимильной;
- цифровой.
Собственноручная подпись подразумевает, что человек собственной рукой поставил свою роспись.
Следовательно, требования о необходимости исключительно собственноручной подписи на договорах не соответствуют нормам Гражданского кодекса (абз.2 п.2 ст.3 ГК РФ).
Обмен оригиналами договоров - это обычай делового оборота, привычка. На самом деле воспроизведение на бумажном носителе текста договора не имеет никакого правового значения. Главное, чтобы текст был достаточно устойчивым по отношению к внешнему механическому воздействию (карандашный текст, например, легко стирается с бумаги) и читабельным.
Что касается подписи, то договор подписывается лицом, уполномоченным на его заключение. Но возможно использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи. Однако это допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, хотя Гражданский кодекс РФ и отдает приоритет собственноручным подписям участников сделки или их представителей, тем не менее допускает возможность проставления под договором и копии собственноручной подписи, если это прямо предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон договора (п.2 ст. 160 ГК РФ). И "живая" печать не является по закону безусловно обязательным атрибутом формы договора: согласно п.1 ст.160 ГК РФ скрепление печатью отнесено законодателем к числу дополнительных требований к форме договора, которые также могут быть предусмотрены законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Договор считается заключенным, если он собственноручно подписан сторонами, даже при отсутствии печатей. И наоборот, если договор скреплен печатями сторон, но отсутствуют собственноручные подписи, договор считается не заключенным.
Следовательно, правовой необходимости в оформлении оригиналов договоров нет.

Практические рекомендации:
в целях снижения бизнес-потерь предусмотреть в тексте договора (в юридически корректной форме) отдельный пункт:
- о признании правовой силы за факсимильными воспроизведениями подписи полномочных представителей сторон с помощью средств механического или иного копирования, их электронно-цифровыми подписями либо иными аналогами собственноручных подписей этих лиц, а также за факсимильной печатью контрагента;
либо:
- о признании юридической силы за факсимильными вариантами договоров;
- о процедуре согласования подлинности текста договора, а также на какой стороне лежит бремя доказывания соответствующих фактов при споре о наличии факсимильного варианта договора (Информационное письмо ВАС РФ от 19 августа 1994 г. "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике").

5.3. Обоснованность требования оригинала счета-фактуры
при оказании услуг вместо ее факсимильного
варианта в качестве налогового регистра

При отражении в учете операций по оказанию услуг недопустимо использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью механического или иного копирования на счете-фактуре.
Поскольку счет-фактура по своей сути является налоговым регистром, то при ее заполнении организациям следует руководствоваться налоговым законодательством.
Согласно ст.169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.5 и п.6 ст.169 НК РФ, не могут являться основанием для применения предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Пунктом 6 ст.169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В письме МНС РФ от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404 и письме Минфина РФ от 14 января 2003 г. N 04-05-12/01 разъяснено, что использование факсимильного воспроизведения подписи и печати с помощью механического или иного копирования на счете-фактуре не допускается. При этом наличие или отсутствие заключенного между организациями договора, скрепленного личными собственноручными подписями должностных лиц контрагентов, на порядок оформления счетов-фактур и, соответственно, на порядок принятия к вычету сумм НДС по таким счетам-фактурам влияния не оказывает.
Таким образом, счет-фактура как обязательный налоговый документ для всех плательщиков налога на добавленную стоимость должен быть заверен оригинальными подписями должностных лиц, уполномоченных на то приказом по организации.
Наличие или отсутствие печати предприятия на счете-фактуре значения не имеет, то есть является необязательным.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что счет-фактура для целей исчисления налога на прибыль не рассматривается в качестве первичного учетного документа.

5.4. Правомерность требования оригинала счета
на предоставление услуг (типовая форма N 868 и 868а) вместо его
факсимильного варианта в качестве первичного учетного документа

На практике имеют место случаи, когда в целях повышения оперативности оплаты часть счетов на оплату услуг пересылается исполнителем заказчику с применением факсимильной связи.
Счет-фактуру типовой формы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 (в ред. от 27 июля 2002 г. N 575) "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (Приложение N 1), являющуюся налоговым документом, на основании которого производятся расчеты НДС, не следует путать с такими первичными документами, как счет, счет-фактура типовой формы N 868 и N 868а.
Поскольку счет-фактура является дополнительным учетно-контрольным официальным документом, то с введением обязанности составлять счета-фактуры для целей исчисления НДС обязанность в составлении всех действующих форм расчетных и первичных учетных документов, включая счета и счета-фактуры типовой формы N 868 и N 868а, у организаций сохраняется.
Формы и сроки оплаты услуг устанавливаются по согласованию сторон при заключении договора, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом или правовыми актами.
Заказчик обязан оплатить услугу непосредственно до или после ее оказания в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, то в срок, определенный в соответствии со ст.314 ГК РФ или другим законом (правовым актом).
На основании счета, счета-фактуры типовой формы N 868 и N 868а производится оплата (предоплата) в счет предстоящего оказания услуги. Указанные первичные документы являются основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета суммы перечисленного аванса. То есть в данном случае предоплата будет производиться на основании либо выставленного счета типовой формы 868, либо счета-фактуры типовой формы 868а, либо заключенного договора между предприятиями.
Согласно ст.854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по факсу), если иное не оговорено указаниями Центрального Банка России.

Практические рекомендации:
включить в текст договора на оказание возмездных услуг отдельный пункт следующего содержания:
"Документы, переданные посредством факсимильной связи (указать конкретный перечень документов, за исключением счетов-фактур), имеют юридическую силу".

5.5. Необходимость письменного
двустороннего акта об оказании услуг

Прежде чем говорить об оформлении акта приемки результатов оказания услуг, необходимо подчеркнуть различия между категориями "услуга" и "работа".
Работа включает действия и их материальный результат, а под услугами, как правило, понимаются действия как таковые.
Примером выполнения работ является, например, строительство здания, а оказанием услуг - соответственно, его ремонт.
Для подтверждения обоснованности расходов по договорам возмездного оказания услуг необходимо оформлять смету (расчет стоимости работ или услуг), а также двусторонний письменный акт приемки результатов работ или услуг (п.3 ст.709, п.2 ст.720, 783 ГК).
Если предметом договора является юридическое или фактическое действие (поручение, комиссия, агентирование), подтверждением обоснованности платежей может служить отчет поверенного, комиссионера, агента, а также извещение комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав).
Обратите внимание, Гражданский кодекс РФ (ст.999) вменяет в обязанность комиссионера представить комитенту отчет, а Налоговый кодекс РФ (п.3 ст.271 НК РФ и ст.316 НК РФ) - извещение о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав).
В связи с этим целесообразно включить в текст договора комиссии условие о представлении комиссионером в течение трех дней по окончании отчетного периода, в котором комиссионер реализовал имущество комитента, извещения о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав).
В данном случае извещение будет является первичным документом налогового учета, подтверждающим правильность исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Поэтому рекомендуем в приложении к приказу по учетной политике для целей налогообложения утвердить форму такого извещения, содержащую реквизиты, предусмотренные ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Итак, услуги признаются оказанными в момент подписания сторонами двустороннего акта об оказании услуг или в момент подписания заказчиком иного документа, свидетельствующего об оказании услуг.
В ходе исполнения договора следует вести учет объемов услуг, времени их оказания.
Промежуточный и (или) окончательный результат оказания услуги необходимо определять в двустороннем акте, исходя из установленной договором формы учета (затраченное время на оказание услуги, реализованный объем услуг и т.п.). Расчеты по указанным договорам должны производиться исходя из результатов, отраженных в двустороннем акте.
Согласно рекомендациям Минфина России, данным в письме от 20 апреля 2000 г. N 04-02-05/1, акт должен быть составлен таким образом, чтобы из его содержания были видны состав и характер оказанных услуг.
Таким образом, факт оказания услуг подтверждается двусторонним актом, в котором должна указываться самая подробная информация, например:
- ссылка на договор,
- место оказания услуг;
- указание на внутрипортового экспедитора, погрузчика, российского отправителя, фактического морского перевозчика, экспортера, декларанта по экспортируемому товару, иностранного получателя товара,
- название судна;
- страна назначения;
- наименование перевозимого груза;
- номера контейнеров;
- номера пломб;
- полное наименование услуги (или перечень оказанных услуг);
- последовательность дат оказания услуг или период оказания услуг;
- дата подписания акта;
- установленная сторонами стоимость услуг;
- указание на то, что заказчик не имеет претензий к качеству оказанных услуг и согласен с выставленной суммой.
Как показывает практика, нередко возникает необходимость следующей записи в текст акта: "Стороны соглашаются, что данный акт является неотъемлемой частью договора на оказание услуг от "__" ___ 2003 г. N __".
Составление акта об оказании услуг необходимо в следующих ситуациях:
- когда факт оказания услуг нельзя определить или подтвердить на основании иных документов, оформление которых предусмотрено договором или иными нормативно-правовыми актами;
- когда необходимо установить факт отсутствия у сторон претензий, связанных с исполнением договора.
Обратите внимание, что такой акт включен в Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утвержденный Минвнешэкономсвязи РФ (от 1 июля 1997 г. N 10-83/2508), ГТК РФ (от 8 июля 1997 г. N 01-23/13044), ФСВЭК (от 3 июля 1997 г. N 07-26/3628).
Как показывает аудиторская практика, налоговые органы в ходе проверки исполнения договоров возмездного оказания услуг требуют наличия подписанного сторонами акта об исполнении обязательства, а также итогового документа (как правило, в виде отчета) о выполненной работе.
Требование налоговых органов о необходимости предоставления документа, письменно фиксирующего исполнение обязательства, то есть факт оказания услуг, основано на норме п.1 ст.252 НК РФ.
Госкомстатом России не разработана унифицированная форма акта приемки-передачи услуг, в связи с чем организация, оказывающая услуги, вправе самостоятельно разработать форму такого документа и утвердить ее в приложении к приказу по учетной политике. Разработанная форма акта должна отвечать требованиям к первичным документам, установленным п.2 ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ).

Пример 4
ООО "Ирика" заключило договор с юридической фирмой о юридическом консультационном обслуживании, согласно которому Исполнитель предоставляет юридическое консультационное обслуживание Заказчику по конкретным вопросам (проектам) после получения соответствующих поручений Заказчика, а также обеспечивает выполнение иных видов правовой работы, которые необходимы для осуществления уставной деятельности Заказчика.
Условиями договора предусмотрено, что оплата услуг производится исходя из того, что почасовые ставки специалистов Исполнителя составляют следующее количество условных единиц (условная единица соответствует рублевому эквиваленту одного доллара США по курсу ЦБ РФ на день оплаты):
старший партнер 500;
партнер 400;
эксперт 200;
старший юрисконсульт 150;
юрисконсульт 100.
Почасовые ставки специалистов Исполнителя не включают налог на добавленную стоимость. Оплата услуг производится путем перечисления на банковский счет Исполнителя акцептованной Заказчиком суммы в российских рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты.
ООО "Ирика" был представлен отчет о юридических услугах, предоставленных за период с 1 по 31 октября 2003 г. в соответствии с заключенным договором следующего содержания.

Отчет
о юридических услугах, предоставленных
за период с 1 по 31 октября 2003 г.

31 октября 2003 г. N 08ю-156/45 г.Москва

В соответствии с условиями договора от 22 сентября 2003 г. N 345/26
за период с 1 по 31 октября 2003 г. Юридической фирмой проводилась
следующая работа по юридическому сопровождению деятельности ООО "Ирика".
1. Встречи по юридическим, налоговым и таможенным аспектам
прохождения танкеров через Каспий и работы танкеров на Каспии:
старший партнер 12 ч.;
партнер 10 ч.;
эксперт 6,5 ч.
2. Консультирование по вопросам формирования комплекта документов,
необходимых для оформления купли-продажи недвижимости в ЦАО РУ "Якиманка"
г.Москвы:
старший юрисконсульт 7 ч.

ООО "Ирика" Юридическая фирма

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign