LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

54
МЫШЛЕНИЕ
Истоки патогенного мышления
Известен фундаментальный закон психологии: если любое поведение, и умственное в том числе, сочетается с удовольствием, с положительным подкреплением, то происходит научение этому поведению. Сильнейшим подкреплением является удовольствие облегчения, избавления от страдания и беспокойства.
Мысли, возбуждаемые плохой эмоцией, дают временное облегчение от страдания, переключая энергию переживания или на умственную агрессию, гнев или иную психическую защиту. Это временное облегчение положительно подкрепляет акты патогенного мышления, вырабатывая склонность совершать умственные действия, порождающие эмоцию. Повторяясь, они закрепляются и становятся умственной привычкой.
Когда мы обижаемся или стыдимся, нам кажется, что эти эмоции, получив удовлетворение, ослабевают. Но на самом деле повторение эмоций усиливает их, так как их удовлетворение является подкреплением. Привычка обижаться, повторяясь, делает меня более обидчивым. При обиде мое сознание суживается, и я не могу сменить ход мысли, свойственный обиженному человеку, потому что не я сам, а уже моя эмоция обиды правит бал. Я оказываюсь в ловушке обиды: вместо того чтобы понять ситуацию, я думаю о планах мести или о том, как ущемляют мое достоинство. Другие же варианты не приходят на ум, так как ум уже мне не подчиняется. В патогенном мышлении ум подчиняется эмоции.
Научение эмоциям также происходит путем наблюдения переживаний других людей. Если мать эмоциональна, то и ребенок будет таковым. Если обида ребенка привлекает внимание тех, кто хочет ее облегчить, способность обижаться у ребенка будет возрастать. Обидчивый человек наказывает обидчика чувством вины и тем самым добивается внимания. Так происходит научение эмоциям в отношениях близких людей.
Физиологическая конверсия эмоций
Все эмоции вызывают физиологические реакции. Когда чувство превращается в телесное движение, сама эмоция постепенно ослабе-

вает, ибо ее энергия переносится в биохимию телесных реакций, что дает облегчение, хотя за это приходится платить нарушением состояния внутренней среды. Этот процесс 3. Фрейд назвал конверсией, обращением эмоции в телесное действие. Именно это телесное действие и ослабляет переживание эмоции. Как это происходит?
Если обида "больнее", чем боль в правом боку, то мы не замечаем этой боли в боку. Если же наоборот, скажем, при желчных коликах, нам не до обиды. Мы страдаем от колик и перестаем чувствовать обиду. Если конверсия каждый раз происходит эффективно, мы чувствуем себя необидчивым или нестыдливым человеком. Но это не значит, что стыд и обида не действуют и не совершают в организме непредвиденных реакций.
Бывает и так, что вы не успеваете осознать свою обиду, ощутить ее, как она уже конвертировалась в сжатие сфинктера, сосуда или активизировала какую-либо железу. Такого типа реакции и определяют ваши психосоматические отношения. Если у человека при обиде сжимается желчный сфинктер, то вместо обиды он жалуется на неприятную тяжесть в правом боку. В нем развивается желчно-каменная болезнь.
Любое поведение, которое присоединяется к эмоции, отнимает от нее энергию и ослабляет ее. Такова же функция навязчивостей. Навязчивости, например курение, носят защитный характер, так как переключают энергию переживания на себя. В состоянии тревоги человек много курит. Так же действуют и другие навязчивости. Психиатры говорят, что с появлением навязчивости душевные страдания человека уменьшаются, но близкие сильнее реагируют на эти симптомы, чем сам больной.
Аналогично оказывают свое действие и другие эмоции, которые порождают психосоматику. Если вина сжимает ваш желчный сфинктер, то вам никакие лекарства не помогут. Лучшее лекарство - изживание чувства вины.
В данном случае есть только два пути оздоровления: переучить организм, чтобы он не реагировал на вину сжатием сфинктера, или научиться размышлять саногенно о своей вине.
56
МЫШЛЕНИЕ
8. САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ И АВТОМАТИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ
Автоматизмы играют двоякую роль: с одной стороны они облегчают решение умственных задач, а с другой - способствуют возникновению эмоционального стресса. Хорошие умственные привычки делают наше мышление эффективным и точным. Плохие привычки порождают конфликт и стресс.
Первая задача самосовершенствования состоит в том, чтобы научиться различать в себе привычки, ведущие к патогенному мышлению, от привычек саногенного мышления и, соответственно, сознательно сдерживать первые и культивировать вторые. Но для этого нужно уметь их различать, а это предполагает обучение интроспекции.
Отделение эмоции от Я (интроспекция)
Чтобы мыслить эмоцию, а не просто ее переживать, нужно уметь совершать две операции: отделить эмоцию от своего Я и сделать ее объектом восприятия.
Я-включение - это на жаргоне психологов означает отождествление себя с тем, что происходит. Если я отождествляю себя с некоторым ходом мысли, чувством, то эти мысли и чувства при этом заряжаются энергией и программируют мое поведение. Если же я отделяю от себя чувство или мысль, то это похоже на то, что я передал управление по выполнению программы чувства или мысли другому. Получается, что чувствует и мыслит другой, а не я. Если это получилось хорошо, чувства и мысли, перестав быть моими, теряют свою энергию.
Это нетрудно проверить. Стоит вам начать говорить о себе в третьем лице, как ваше эмоциональное состояние меняется. Передав мысли и чувства другому, я одновременно передаю ему и энергетические ресурсы для них. Сказанное делает понятным следующее.
Когда я делаю объектом интроспекции свою эмоцию, происходит отделение этой эмоции от моего Я. Та деятельность, на которой сосредоточено внимание, втягивает энергию в себя. Поэтому деятельность интроспекции отнимает энергию от эмоции, ослабляет ее и делает возможным объективное размышление над ней. Одним из главных навыков саногенного мышления является интроспекция, ко-

торая проявляется в умении "отделять мысли и чувства от себя". Когда предметом интроспекции становится умственный акт, то это еще именуется объективацией. Те умственные упражнения, которые разработаны нами, делают возможным эффективное обучение интроспекции.
Отделить мысль от себя - значит сделать ее объектом восприятия. Мы можем воспринимать предметы только потому, что заранее имеем образы этих предметов. Когда я ищу иголку в стоге сена, я ее найду, так как видел и знаю, что ищу. Но чтобы созерцать свою эмоцию, я должен иметь образцы тех умственных операций, которые порождают эмоцию.
Объективация эмоции предполагает предварительное приобретение представления о том, как эмоция устроена, то есть какие умственные операции ее порождают.
Следовательно, для того чтобы мы могли наблюдать эмоции, то есть прослеживать программы умственных действий, которые порождают эмоцию, мы должны знать "устройство" этих эмоций. Мы можем получить знание об этом из современной научной психологии, которая исследовала все основные умственные акты точными методами. Этих методов не было во времена 3. Фрейда, К. Г. Юнга и тем более во времена святых отцов христианства, которые разрабатывали "умное делание", нужное для овладения стихиями чувства.
Знание любого поведения предполагает знание программ, образующих это поведение. Человек, знающий, как устроены умственные программы, приобретает небывалую способность к интроспекции собственных эмоций. Именно изучение этих программ и составляет суть обучения саногенному мышлению.
Пример размышления обиды
Я начинаю думать о том, каковы были мои ожидания, то есть какую программу поведения я своевольно присвоил другому человеку?
Любое мышление начинается с вопроса, который задается явно или подразумевается. В данном случае мне уместно спросить себя: "Как он должен был бы вести себя, чтобы я не обиделся?". Мне нетрудно будет на него ответить и одновременно осознать те ожидания, которые имели место в моем общении с обидчиком. Для ответа
58
МЫШЛЕНИЕ
на этот вопрос мой ум должен обнажить мою умственную привычку присваивать этому человеку некоторую программу поведения, обращенного на меня. С помощью этого вопроса открываются двери в мое бессознательное. Далее я могу подумать:
"Реалистичны ли мои ожидания?";
"Будет ли обидчик когда-либо вести себя так, как я ожидаю? Почему он ведет себя таким образом?"
Убедившись в том, что мои ожидания не реалистичны, уместно спросить: "Откуда эти ожидания произошли? Что мешает мне принять его таким, каков он есть?"
Ответ на этот вопрос приводит к признанию реальности другого человека и обдумыванию возможности простить обидчика.
Эта интеллектуальная работа полностью уничтожает эмоцию.
В этом примере мы увидели, как акты саногенного мышления способствуют угашению обиды. Аналогично обстоит дело и с другими эмоциями. Нетрудно представить, что этот список умственных актов нелегко усвоить и использовать в практике мышления.
9. ОБУЧЕНИЕ САНОГЕННОМУ МЫШЛЕНИЮ
Любое обучение происходит либо в процессе восприятия нужного поведения, либо в его выполнении самим человеком. Научение происходит лучше и быстрее, если поведение повторяется и связано с желанием.
Но одного повторения мало. Нужны следующие условия.
Поведение должно исполняться практически для решения определенной важной жизненной задачи. Чаще всего это связано с удовлетворением каких-либо желаний.
И еще надо, чтобы при этом происходила проверка правильности исполнения акта и был получен положительный результат.
В этом случае происходит положительное эмоциональное подкрепление, которое и способствует научению. Тогда энергия переживания, питая биохимические процессы, происходящие в нервных клетках, способствует закреплению программы соответствующего поведения. Положительное подкрепление в случае неприятной эмоции состоит в том, что происходит ослабление плохой эмоции. Таким об-
разом, это умственное поведение закрепляется и постепенно становится умственной привычкой.
Нами разработаны задания для самостоятельного анализа собственных эмоций, в результате выполнения которых происходит повторение тех актов, которые потом становятся умственными привычками саногенного мышления. Эти задания выполняются в удобной и привлекательной форме в виде ведения дневника самоанализа собственных эмоций. При этом анализе происходят два события, заслуживающие особого внимания: избавление от неприятной эмоции вследствие интроспекции и формирование новых умственных привычек.
При ведении дневника аутопсихоанализа, в повторениях формул письменной речи закрепляются саногенные умственные навыки. Когда человек ведет дневник, в котором описывает и объясняет появление и действие своей эмоции, то он повторяет те умственные действия интроспекции, которые приводят к облегчению от эмоции. Так закрепляются акты правильного мышления, которые нужно обратить в привычку. В обыденном же мышлении закрепляются патогенные мысли. В примере, данном во введении к книге "Обида. Вина", это могут быть мысли умственной защитной агрессии: "Он не пришел на назначенную встречу, а обещал", "Он, наверное, сделал это с умыслом. Он плохой и должен быть наказан". Эти мысли могут повторяться в разных вариантах и постепенно становятся привычными и автоматически запускаются в ситуациях обиды. В результате этого повторения данная привычка мыслить становится необычайно вредной. Знайте, если патогенные мысли повторяются, то они препятствуют развитию саногенного мышления.
Когда вы выполните задание по саногенному размышлению определенной эмоции, например обиды, то те умственные операции, которые нами описаны ранее, станут привычными и будут возникать сами собой в ситуации обиды, уменьшая ее. Размыслив правильно данную обиду на конкретного человека, вы приобретаете иммунитет и к другим возможным обидам. И наступит момент, когда вас обидеть будет невозможно.
- Но вы раньше написали, что СГМ не должно подавлять эмоцию полностью, - замечает читатель.
Верно. СГМ не устраняет эмоцию, а делает ее кратковременной: она прекращается с момента выполнения своей функции. А для па-
бО
МЫШЛЕНИЕ
тогенного мышления характерна дисфункция эмоции, и она работает во времени намного дольше, чем нужно. Представьте себе положение души человека, который в течение года не может забыть свою обиду на близкого человека!
Когда в вашей тетради обид окажутся описанными несколько разных обид, то, просматривая свой дневник, вы легко увидите, что структура этой эмоции одинакова и создается она с помощью одних и тех же умственных актов. С этого момента вы приобретете способность саногенно мыслить свою эмоцию. Систематическое ведение дневника в сочетании с выполнением заданий по курсу СГМ замещает патогенное мышление саногенным, а простое ведение дневника без выполнения заданий закрепляет в вас ваши устоявшиеся привычки мышления. Об этом вы можете судить по гениальным людям, которые вели дневник или просто много писали.
Вначале я обучал саногенному мышлению в группе. Ученик должен был для этого высвободить время, чтобы посещать занятия. Это не каждый может. Потом в результате усовершенствования методов обучения оказалось, что ученик может овладеть саногенным мышлением самостоятельно, выполняя специально составленные задания на самоанализ эмоций, которые он переживает в настоящий момент. Вместо того чтобы нервничать по поводу оскорбления, обиды или ревности, человек открывает свой дневник, читает свою тетрадь оскорблений, а потом берется за тетрадь обид или тетрадь своей ревности. Потом читает пособие по этим эмоциям и еще раз воспроизводит в своей памяти, как ему с пользой для себя саногенно размыслить эти грызущие его сердце эмоции. Далее он переходит к письменному анализу своих переживаний по схеме, описанной в заданиях доступно и просто.
Итак, создана система необычайно эффективного заочного обучения саногенному мышлению, основанная на полном синтезе теории и практики и максимальной мотивации учебной деятельности. Ведь если вы сейчас оскорблены, то желание справиться с этой эмоцией велико. В соответствии с этим и велика эффективность учения.
Для усвоения саногенного мышления важно научиться осознавать и правильно описывать свою эмоцию. Однако бывают такие переживания, которые трудно выразить словами, особенно в письменной форме.
Целительное рисование
Для облегчения воспроизведения в памяти эмоциогенных ситуаций используется метод медитативной графики, разработанный нами. Он состоит в том, что для последующего воспроизведения структуры переживания, например обиды или оскорбления, человек выражает эти переживания в процессе рисования. Он графически фиксирует в пиктограммах, символах и рисунках свои переживания на листе бумаги.
Эта работа способствует двум вещам: с одной стороны, рисование переживания способствует облегчению состояния человека тем, что ослабляет действие эмоции. С другой стороны, оно способствует запоминанию переживания. Впоследствии, воспринимая это идеографическое письмо-рисунок, человек может воспроизвести эмоциогенную ситуацию лучше, чем если бы он ее не фиксировал на бумаге. Это воспроизведение потом становится материалом для размышления над своей эмоцией. Хорошо, когда дневник сочетается с рисованием. Основания этого метода нами описаны в книге "Целительное рисование". Ведение дневника и практика целительного рисования хорошо согласуются и могут применяться в любое удобное для человека время.
10. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ
Философия определяет то, как человек думает о своих жизненных проблемах. Различают философию обыденной жизни и философию как мышление о Вселенной и жизни в целом.
Значение философии для оздоровления человека заключается в том, какое влияние мышление оказывает на жизнь и поведение. В мышлении можно выделить две основные функции: информационное обеспечение поведения в изменяющихся обстоятельствах и функцию объяснительную, которая ставит задачей объяснить, почему обстоятельства именно такие, а не иные. Вторая функция является развитием первой, так как понимание является условием эффективной ориентировки и принятия решений. Разрастаясь, она становится философией. Поскольку она должна выходить за пределы непосредственного опыта, то приобретает характер метафизики, как учения о трансцендентном.
62
МЫШЛЕНИЕ
Эмоциональный стресс возникает вследствие того, как мы определяем ситуацию, то есть от того, как мы о ней думаем, а это, в конечном счете, зависит от нашей жизненной философии. Вас обидели, оскорбили год назад, а сегодня вы страдаете от воспоминания об этом, хотя вас здесь и теперь никто не обижает и не оскорбляет. Очевидно, что это следствие вашего патогенного мышления. Патогенное мышление оперирует стереотипами вроде: "справедливо, когда наказание соразмерно проступку". Ваш сын разбил вазу, и вы его наказали. Почему, когда он в прошлый раз разбил стакан, вы его не наказывали? Ответ в жизненной философии: "Так как ваза дороже стакана". Это мышление в данном случае, поскольку вы причинили страдание любимому человеку, порождает чувство вины. Вы же поступили справедливо, разумно, но состояние вины свидетельствует о какой-то ошибке. Ясно, что она продукт доморощенной философии. Философские ошибки способны порождать страдание и кризис так же, как и обычные профессиональные или бытовые ошибки. Изменение философии обыденного должно происходить в направлении обучения человека научной философии обыденной жизни, саноген-ному мышлению.
Профессиональная философия не желает заниматься отдельным человеком и его здоровьем. Это не является сегодня ее предметом изучения. Такие понятия, как счастье, здоровье, благо, страх смерти и просто страх, стыд, ревность и другие подобные вещи, были отнесены к ведомству этики и психологии, хотя без труда можно понять, что эти состояния человека возникают в большей степени под влиянием привычек мышления, от обыденной философии человека, чем от объективных обстоятельств. Такой отрыв философии от отдельного человека обусловлен историей развития философии.
В античности философия служила человеку
Философия обслуживала отдельного человека лишь только на ее заре, в античности. Начиная с Сократа, она решала главный вопрос: как правильно надо думать для достижения полной гармонии с самим собой, окружением, с богами? Это очеловечивание философии достигло высшей ступени у стоиков.
Целью философа было пребывание в состоянии внутреннего мира и духовного покоя, что именовалось по-разному: блаженством, безмятежностью (атараксией), а впоследствии Царствием Небесным, которое "здесь и теперь", а не в загробном мире.
Философы считали, что мир изменяется по воле богов, а не по воле людей. Но, несмотря на это, мы все-таки можем спастись, изменив наше мышление и соответственно с этим изменив отношение к этому миру. Начиная с Пифагора, появилось убеждение в том, что промысел богов открывается только человеку, находящемуся в состоянии бесстрастия и безмятежности, то есть в Царствии Небесном. А страсть и влечение искажает мысль, подчиняя ее целям страсти, что сегодня мы называем патогенным мышлением. Философы думали над тем, как управлять своими страстями и не наносить вреда себе и другим.
История дает нам поучительные примеры нравственного совершенства философов. Стоит задуматься над тем, что в эпоху античности не было ни одного мятежа, революции, которая бы возглавлялась философом или освещалась философски. Для любого мало-мальски философски грамотного человека было очевидным, что Зло в мире не может быть изжито путем насилия, захвата власти или войны, уничтожением плохих людей. Оно может быть преодолено только совершенствованием образа жизни и нравственным самосовершенствованием. Рабство и свобода, по учению стоиков, не зависят от гражданского положения человека в государстве, от его богатства или бедности, а зависят от его мышления, его практической философии. Если философ включался в политику, то он действовал как политик, желавший изменить способ правления и структуру государства, а не как философ, и он сознательно отделял одно от другого. Марк Аврелий был императором, а о том, что он философ, мир узнал только после его смерти.
В античности философия обслуживала человека. Потом она перестала это делать.
Философия - служанка богословия
С политическим торжеством христианства, когда священники, вопреки заветам Спасителя, сделали христианство государственной религией, началась деградация философии. Философы подвергались
64
МЫШЛЕНИЕ
гонениям, и обучение философии квалифицировалось как распространение ереси. Позже, в средние века, философия возрождается уже в новой роли, которая допускалась, - в роли служанки богословия, которая обслуживала не отдельного человека, а церковь.
Христианство как религия относилось ревниво к функции спасения и считало себя единственным посредником на пути спасения. Религия не допускала других к исследованию путей в Царство Небесное, поскольку в отличие от философов и вероучения самого Иисуса Христа стало считаться, что Царство Небесное возможно только после смерти и что спасение возможно только с помощью церкви, а настоящая жизнь, подобно воззрениям манихеев, стала рассматриваться как подготовка к истинной загробной жизни. Философия, вынужденная соглашаться с этим подходом, была не в состоянии исследовать способы мышления, ведущие к спасению. Известные философы того времени находились в оппозиции к религии и церкви, что лишало их мудрости, ибо в идеологической борьбе торжествовала только страсть, пламенность, красноречие и невежество.
Философия - служанка науки, государства и партии
С развитием науки, с победой светского сознания над религиозным положение философии изменилось. Однако она не смогла вернуться к отдельному человеку, хотя с удовольствием позволяла себе рассуждать о нем. Целью философии, даже освобожденной от оков церкви, стало не постижение путей спасения, совершенствования отдельного человека, а обслуживание науки в познании природы и общества, в построении теорий, объясняющих законы природы и оправдывающих существующий порядок вещей и государство.
Таким образом, философия согласилась быть идеологическим орудием партий в борьбе за власть, свою основную функцию оставила так называемым наукам о человеке, презирая их. Удивительно, но выдающийся философ начала XX века Эдмунд Гуссерль создал философскую феноменологию в попытке преодолеть психологизм в философии, а физиолог Павлов, доводя до умопомрачения своих собак, грозил штрафами своим сотрудникам, если они смели заикнуться о психологии этих же собак.
СГМ как основа научной философии обыденной жизни
Современная академическая философия не интересуется жизнью отдельного человека. Она его рассматривает как существо только познающее и в соответствии с этим обслуживает только его познавательные интересы, да и то в самом широком смысле. Философия как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как основа общего мировоззрения даже не намеревается отвечать на вопросы о том, как нужно мыслить свою обиду, вину, страх или гнев, оскорбление и ревность, неудачу и успех, чтобы снять стресс и напряжение, поддерживающие психосоматические заболевания и причиняющие страдание. Когда академический ученый философствует о природе страдания, он старается согласовать понятие страдания с его общей системой категорий, и вопрос о том, как человеку следует мыслить свое собственное страдание, выпадает из рассмотрения. Поэтому, имея научную философию, человек вынужден применять к себе доморощенную обыденную философию, лишенную научных оснований.
Основы философии обыденной жизни, с помощью которой человек отвечал бы на поставленные выше вопросы, в какой-то степени развиваются не в философии, а в различных видах рациональной психотерапии и психологического консультирования. Обращение философии к отдельному человеку требует совершенно иных методов и стиля, забытых со времен античности.
В системе саногенного мышления человек усваивает основы научной философии применительно к своим проблемам, порождающим обиду, вину, стыд, гнев, страх и другие эмоции.
Усвоение саногенного мышления, то есть выработка ментальных привычек нового мышления относительно указанных выше предметов обеспечивает более совершенное приспособление человека, которое позволяет ему эффективно контролировать свои эмоции и не допускать того, чтобы они превращались в стрессоры, убивающие человека.
Москва, октябрь 1997 г.

Вопрос: Для чего человек живет?
Ответ: Смысл жизни состоит в состояниях удовлетворения и благополучия и избегания неблагополучия. Отсюда следует, что жизнь может рассматриваться как удовлетворение потребностей, поэтому потеря смысла жизни всегда является результатом неудовлетворения или угашения некоторых фундаментальных потребностей. Поскольку они образуют иерархию: базовые, социальные, духовные потребности, то в зависимости от того, какие потребности составляют основное содержание жизни, смысл жизни приобретает для человека определенное содержание, где каждая потребность вносит свой вклад. Но всегда в этом случае имеет место потеря любви.
На самом деле, смысл жизни и сопутствующее ему переживаемое чувство полноты жизни в большей степени определяется нашей способностью быть удовлетворенными, чем какими-то другими факторами. Есть люди, которые в окружении людей страдают от одиночества, так как техника удовлетворения не развита, они не в состоянии включиться в общение и удовлетворить свою потребность в нем. Они неожиданно для себя теряют смысл жизни, если для них общение важный фактор жизни. И есть люди, которые при кажущемся одиночестве не одиноки, поскольку удовлетворены своим общением, например с книгами, немногими друзьями или деловым общением.
Технология удовлетворения потребностей составляет содержание смысла жизни. Поэтому постижение смысла жизни не достигается путем "размышления о смысле жизни", а изучением того, какие виды поведения вовлечены в активизацию смысла жизни. Когда очень голодный человек ест или когда влюбленный ожидает встречи, он не может размышлять о смысле жизни, он реализует этот смысл. Действия удовлетворения могут быть умственными. Например, когда мы смотрим кино, удовлетворяем потребность в знании или в сочувствии героям. Действия восприятия тоже могут работать на удовлетворение потребности. Например, мы наслаждаемся, созерцая красивый цветок.
Можно выделить и мануальные (ручные) действия, с помощью которых мы получаем исключительное удовлетворение, когда, например, мастерски склеиваем части табуретки, которую делаем сами. А когда вы видите, что ваш помощник по вашему приказанию
68
МЫШЛЕНИЕ
быстро и точно исполняет ваши требования, вы удовлетворяете потребность во власти. Таким образом, удовлетворение включает в себя все многообразие действий, которые имеются в репертуаре нашей жизни.
Действия удовлетворения могут осознаваться нами в каких-то своих частях, а иногда исполняться автоматически, или по привычке, или инстинктивно. Когда мы едим, то не имеем представления о том, какой спектр активности включается при этом в нашем теле. Тот, кто хочет детально представить это, может открыть учебник физиологии и удивится многогранной и скоординированной работе организма по усвоению пищи.
Техника удовлетворения любой потребности в какой-то ее части врожденна, а в какой-то является результатом научения. Нашим потребностям мы научаемся, так что каждой человеческой культуре соответствует своя техника удовлетворения потребностей.
Читатель может спросить, а зачем мне нужно знать все эти подробности? Я отвечу - для понимания потребностей и желаний, для самопознания. Одно дело - испытывать желание, другое - знать, как оно устроено. В последнем случае происходит включение интеллекта в желание и возникает возможность управлять этим желанием. Чаще всего человек плохо знает, чего же он хочет. Уточнение своих желаний всегда повышает возможности сознательного отношения к желаниям, поэтому надо знать свои потребности и желания для получения ответа на вопрос о смысле жизни.
Вопрос: Впадает ли человек, владеющий СГМ, в депрессию?
Ответ: Почему бы и нет? Депрессия - следствие неудовлетворения потребностей или постоянно действующей угрозы, в результате чего наступает оцепенение. Как известно, существует три вида защиты человека от негативных внешних обстоятельств: бегство, нападение и оцепенение. Депрессия может рассматриваться как вид оцепенения, которое у человека может приобретать разные формы. Практикующий СГМ не впадает в депрессию в той степени, в какой он овладел саногенным мышлением и принимает свою депрессию. Стоит ее принять, отказаться с ней бороться, как она отпускает. Это похоже на плохие мысли. Если с ними бороться, то они приобретают силу. Если же просто их отстранить на основе специальных
упражнений, описанных в курсе саногенного мышления, то они ослабевают, не получая психической энергии.
Вопрос: Можно ли дневниковую работу рассматривать как терапию творчеством?
Ответ: Конечно. Это творчество в создании своей житейской философии. Когда человек записывает свои мысли, он может к ним возвращаться и отрабатывать их. Этим он вырабатывает свою философию жизни.
Вопрос: Есть ли примеры саногенного мышления в литературе, живописи?
Ответ: Очень мало. Писатели, как правило, мыслят патогенно. Если бы они мыслили саногенно, то, наверное, создавали бы произведения, которые никто не стал бы читать. Ведь как в литературе, так и в живописи человека интересуют описания пороков и их последствий.
Вопрос: Не пропагандируете ли вы всепрощение в своей книге "Обида. Вина"? Он меня обманул три раза, и все время его прощать? Он меня обманет еще раз.
Ответ: Обманет. Поэтому, имея дело с этим человеком, принимайте во внимание, что он вас будет обманывать. Если вам это не нравится, то прогоните.
Прощение - акт, дающий облегчение обиженному, - более эффективно действует в любовных отношениях. Нужно уметь различать любовные отношения и гражданские: в отношениях любовных прощение имеет один смысл, а в гражданских — совершенно другой. Кесарю - кесарево, Богу - Богово.
Вопрос: Нужно ли по СГМ ликвидировать тюрьмы?
Ответ: Этот вопрос вызван от неразличения Божественных, то есть любовных отношений человека, от отношений гражданских, от неразличения Богова от кесарева. А Иисус требовал такого различения. Церковь первая отказалась от этого завета Бога, превратив христианство в государственную религию. Когда мы отказываемся от такого различения, у нас бывают трудности и в личной жизни.
70
МЫШЛЕНИЕ
Тюрьмы - один из институтов гражданских отношений людей. По замыслу они реализуют принцип справедливости и защиты общества. Тюрьмы — определенная форма отказа от прощения и наказание человека за его поступки. Эти формы могут меняться. В первобытном обществе не было тюрем. Провинившегося или загрызали насмерть, или он получал немедленно хорошего тумака и переставал нарушать порядок. С появлением государства виновного или продавали в рабство, или заставляли платить штраф, или подвергали бойкоту. Потом появились тюрьмы для кратковременной изоляции. Для пожизненного заключения использовались христианские монастыри. В небольших государствах тюрем не было. Там или убивали виновного, или продавали в рабство, или подвергали изгнанию. У древних евреев виновного должен был убить близкий человек — отец или брат.
Современные тюрьмы и исправительно-трудовые учреждения превращены в институты принудительного проживания уголовного мира и в "университеты" по подготовке кадров для криминальных структур. Со временем формы социальных санкций могут меняться. Нужно иметь хорошие тюрьмы, соответствующие своим функциям: изоляции, наказанию и перевоспитанию.
Вопрос: Как быть солдату, получившему приказ обстреливать мирное население? Как разрешить конфликт между приказом убивать и отрицанием убийства?
Ответ: Приказы обстреливать мирное население не дают. В приказе указывается место дислокации противника, который должен быть уничтожен. Но при исполнении приказа могут погибнуть и мирные граждане.
Человек должен действовать в соответствии с той ролью, которую он принял. В Уставе Вооруженных сил написано, что он не должен выполнять преступных приказов.
Вопрос: Как быть с дедовщиной и как выжить в армии молодому человеку?
Ответ: Честно взять на себя тяготы армейской службы и выполнять приказы. Принять на себя роль солдата первогодка и играть эту роль отчужденно. Это позволит ему выжить. Не бросать вызов

системе неуставных обычаев, если нет полной уверенности в победе.
Вопрос: Учителя очень часто используют насильственную парадигму управления. Как вы думаете, возможно ли управление поведением в школе ненасилием? Надо ли говорить школьникам о са-ногенном мышлении и как?
Ответ: Можно говорить так же, как и взрослым. Маленькие дети осознают свои эмоции, и это обуславливает их быструю смену, свойственную детям. Сейчас он плачет, а через секунду смеется и через слезы забывает о своем огорчении. Это возможно именно потому, что ментальный механизм, вырабатывающий эмоцию, еще не стал автоматизмом, привычным. Он еще остается сознательным. Потом, вследствие повторения ситуаций, он становится бессознательным. Не зря Спаситель говорил: "Будьте как дети".
Вопрос: Как вы относитесь к сайентологии Хаббарда? И в чем коренное отличие СГМ-терапии от этого учения?
Я спрашиваю потому, что само слово "дианетика" означает по-гречески "посредством разума", то есть как разум влияет на тело. Даже бывший председатель правительства страны СВ. Кириенко прошел курс обучения этому методу. Сайентологи говорят, что эта система эффективна в избавлении от депрессий, разрушительных семейных отношений и т.д.
Ответ: Эффективных методов много, но среди них мало таких, которые действительно улучшают здоровье и повышают благополучие человека. Вы, наверное, знаете, что восточные методы духовного совершенствования основаны на построении полной зависимости ученика от учителя.
Дианетика использует многие достижения современной психотерапии, но только под иными названиями, например одитинг, и часто достигает положительных результатов. Но я бы не советовал прибегать к помощи дианетики, так как она направлена на создание зависимости пациента от одитора. Причем эта зависимость постоянно усиливается. Дианетика может превратиться в мощное средство манипуляции людьми и добывания денег. Она реанимирует в псевдонаучной форме манихейскую идею проповедника и мистика
72
МЫШЛЕНИЕ
Мани, которая еще в III веке была осуждена христианской церковью. Вот эта манихейская идея отражается и в дианетической теории, когда ум делится на плохой — реактивный, который должен быть очищен, и хороший - аналитический, который никогда не ошибается. Эмоции рассматриваются как объект уничтожения и устранения, как проявления реактивного ума. Это очень удобный подход для воспитания биороботов. Социальная концепция дианетики в соответствии с манихейской идеей основана на резком разделении людей на плохих, изначальных носителей зла, и хороших, хотя идеолог дианетики Л.Р. Хаббард ни словом не оговорился в своей книге о родстве с манихейской идеей.
СГМ-терапия полностью основана на самосовершенствовании человека, при котором роль учителя почти полностью отсутствует, хотя он всегда, если надо, рядом. Наша теория признает как положительные, так и отрицательные функции эмоций, которые являются продуктом духовной эволюции человека и участвуют в адекватном управлении поведением. В соответствии с традициями современной отечественной психотерапии мы никогда не делим людей на плохих и хороших. Система саногенного мышления усиливает потенциал свободы человека, и в этом ее сила.
Вопрос: Некоторые уже называют СГМ-терапию русским психоанализом. Насколько это уместно?
Ответ: Такое утверждение по умолчанию предполагает существование национальных психоанализов, скажем, еврейского, китайского, татарского и других, а также психоанализа какого-нибудь племени, затерянного в джунглях Африки, колдуны и знахари которого занимаются целительством.
На самом же деле любой психоанализ основан на знании закономерностей душевной жизни, которые не зависят от национальной принадлежности. Хотя для успешного психоанализа конкретного человека нужно непременно принимать во внимание его национальную и культурную принадлежность. Существует даже целая отрасль социальной психологии - этническая психология, которая занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения. Не имеет смысла говорить о русском психоанализе. Мы же не говорим о еврейском

психоанализе, хотя среди видных психоаналитиков евреи составляют подавляющее большинство.
Вопрос: Я не изучаю саногенное мышление. Как создать сильную мотивацию и желание к его изучению?
Ответ: Откажитесь принуждать себя к изучению. Считайте, что ненасильственное управление собой — сердцевина СГМ. Практикуйте "усилие на грани приятного". Применяйте дневник и целительное рисование к случаям, когда вы испытываете сильную эмоцию и не можете с ней справиться.
Вопрос: Результаты самосовершенствования доставляют мне большее удовольствие, чем половое. Хорошо это или не очень?
Ответ: Вы же испытываете удовольствие, а не другой человек. Вам решать, какое из них лучше. Не сможет кто-то другой вместо вас есть, спать и думать. Вы это должны делать сами для себя. Однако любые удовольствия не стоит сравнивать и не стоит их противопоставлять, так как они относятся к разным сферам человеческого наслаждения. Всему свое время и свое место. Это все равно, что сравнивать полезность бульдога и чемодана. С другой стороны, любое удовольствие зависит от силы того желания, которое в нем удовлетворяется. Это уже вопрос об управлении желаниями и о его границах. В СГМ есть тема "Управление желаниями". Изучите эту тему.
Вопрос: Любое действие, выходящее за пределы стереотипа поведения, вызывает беспокойство или страх. Что лучше, волевым путем преодолеть страх и продолжать действовать или изменить свое внутреннее состояние и убрать страх?
Ответ: То и другое. Если вы действуете, то вам придется закончить действие, преодолевая страх, а размышление по поводу страха оставить на последующую работу.
Вопрос: Страх на тонком уровне воспринимается как некое энергетическое завихрение или вибрации низкой частоты. По мнению Гурджиева страх и другие эго-качества существуют как бы сами по себе в виде программ, заложенных в подсознание. Следует ли ра-
74
МЫШЛЕНИЕ
ботать со страхом как с некоторой энергетической сущностью? Есть ли такая техника? Можно ли по-хорошему договориться со страхом и сделать его не врагом, а союзником?
Ответ: Низкие звуки для нас страшнее, чем высокие, поэтому и кажется, что страх имеет более низкие вибрации. На самом деле ощущение вибраций — это переживание и восприятие последствий страха. Вибрации происходят от готовности к бегству или к нападению на объект опасности, и, передаваясь на мышцы, страх создает ощущения вибрации. На самом же деле вибрации - последствие страха, а не его сущность.
Сущность страха состоит в умственной операции прогнозирования плохих эмоций. И природа страха определяется характером этих предвосхищаемых эмоций и зависит от программ, которые связаны с этими эмоциями и действуют на мышцы на подпороговом уровне как готовность к нападению или бегству.
Нет возражений по поводу того, что страх существует в виде некоторых программ. Но Гурджиев не знал, какие это программы. А я сейчас только сказал, что программа страха - это умственная программа предвосхищения плохих эмоций, связанных с ситуацией, которая считается угрожающей.
Существует одна техника управления эмоциями - саногенное размышление. В случае страха нужно установить, какая эмоция создает страх, и размышлять ее. Страх обиды или стыда отличаются от страха боли у зубного врача. В первом случае следует размыслить обиду и стыд.
Страх всегда является нашим союзником, избавляя от опасностей. Без страха выживание было бы невозможным. Другое дело -невротический страх, чрезмерный, излишний. Если вы здоровы и у вас много эндорфинов и вы более терпимы к физической боли, то это уменьшает страх перед болью. Если вы смогли размыслить стыд или обиду, то у вас уменьшается страх перед возможностью этих эмоций. Когда вы размышляете о своем страхе, то, наверное, это размышление можно рассматривать как договоренность о том, как себя вести и как превратить страх в своего союзника. Иное дело, когда вы не можете познать природу вашего страха. Тогда его трудно сделать союзником. Нужно изучать саногенное мышление.
Вопрос: Законопослушные граждане глупые? Почему их все дурачат?
Ответ: Доверчивость и представление о том, что большинство людей соблюдают закон, мешают разглядеть мошенника. Но выгоднее быть наивным, чем слишком проницательным, так как это формирует паранойяльную установку, как будто все хотят тебя обмануть.
Вопрос: Можно ли воздержаться от создания имиджа для других?
Ответ: Невозможно. Он все равно будет создаваться стихийно, поэтому нужно создавать его сознательно и, по возможности, чтобы не было трудно его поддерживать. Если вы создаете чрезмерно высокий имидж самого себя для других, то этот имидж потребует больших усилий для его сохранения, что может привести к неврозу. Мужчины с внешностью героев вестерна в обыкновенной жизни часто становятся невротиками из-за того, что им приходится подкреплять свой имидж чрезмерными усилиями. Лучше, чтобы имидж был проще (как в сказке про Иванушку-дурачка, простофилю) — так легче.
В политике приходится все класть на этот имидж, и в конечном счете не имеет значения, каковы эти усилия на самом деле.
Вопрос: Чем отличаются эмоции от чувств?
Ответ: Эмоция возникает от рассогласования программ поведения и реально осуществляемого, то есть реального поведения.
Например, обида - рассогласование той программы поведения, которую я приписываю другому, с реальным поведением этого другого. Рассогласование моделей поведения - вещь неприятная. Это рассогласование порождает переживания. Чувства - это переживания, в которых проявляются различные эмоции. Каждая эмоция сама по себе всегда связана с другими. Например, обида включает в себя и гнев, и страх. Она всегда связана и с другими эмоциями, которые получают определенные проявления в переживаниях. Когда эмоции переживаются, это именуется чувствами. Чувства - проявления нескольких эмоций в переживаниях.
76
МЫШЛЕНИЕ
СГМ касается этих эмоций, и поэтому в результате меняются и переживания.
Вопрос: Какая нация абсолютно организована - японцы или евреи?
Ответ: Тараканы - самая организованная нация. У них нет главы и жесткой системы управления всем сообществом, как у людей. В зависимости от ситуации управление берет на себя отдельная особь и делает это хорошо. Таракан, найдя пищу, оставляет информацию о том, что, где, в какое время пищу эту можно найти. Он берет управление на себя, и у него это получается. То же у пчел.
А у человека жесткая иерархия управления: отдельные особи, которые специализированы в управлении, приспособлены только для управления и деформированы этим. Еврей, благодаря рассеянию, научился брать управление всем сообществом на себя, в зависимости от обстоятельств. Евреям было запрещено создавать храм. Но наиболее образованный и знающий закон брал на себя функцию священника, и это было нормально. Каждый мог стать таковым. В синагоге проповедь читает самый грамотный член общины, а не обязательно по должности. Например, Иисус в родном городе прочитал проповедь и был для этого допущен. Правда, из-за этого его чуть не сбросили со скалы, так как его проповедь горожанам Назарета не понравилась. Священники читали проповеди по жребию, и не было у них постоянной должности жреца, особенно после рассеяния. Поэтому евреи имеют преимущество перед другими народами, которые структурированы в управлении жестко, как и те же японцы.
Вопрос: Может ли женщина одна, без мужа, нормально воспитать ребенка?
Ответ: Может, если у нее будут постоянные и хорошие отношения с мужчиной или мужчинами, которые будут общаться с ребенком и влиять на его воспитание.
Вопрос: Можно ли развить интуицию?
Ответ: Интуиция развивается в общении ребенка с матерью. Если по выражению лица, по тембру ее голоса и так далее, то есть на

основе ее реального поведения ребенок вырабатывает способность предвидеть поведение матери на ближайшее будущее, то это и есть развитие интуиции. Шизофреногенная мать препятствует развитию интуиции в силу того, что ее поведение непредсказуемо для ребенка. Он теряет установку на прогнозирование и желание предвидеть, так как каждый раз это предвидение оказывается неудачным.
Таким образом, развитие интуиции происходит в детстве. Если в детстве она не разовьется, то трудно ожидать, что она потом сама разовьется.
Вопрос: Можно ли считать, что обида возникает вследствие расхождения ролевых ожиданий с реальным исполнением роли другого человека?
Ответ: Ролевые ожидания предполагают приписывание другому определенной программы поведения. Если эта программа не совпадает с поведением другого, то будет обида. Не имеет значения, как назовем эти программы поведения: ролевыми ожиданиями или претензиями, которые мы предъявляем другому.
Вопрос: Насколько объективно деление эмоций на положительные и отрицательные?
Ответ: Это деление ненаучно, вроде деления насекомых и животных на вредные и полезные. Биологи отказались от этого. Психологи не могут. Любые эмоции, если они есть, выполняют определенные функции в выживании, поэтому такое деление ненаучно.
Вопрос: Мысля саногенно, мы получаем облегчение. Как поступать, чтобы другим это обстоятельство не казалось "странным"?
Ответ: Конечно, другие могут быть шокированы, если, согласно обстоятельствам, вы должны обижаться, а вы не обижаетесь, и правильно, что они шокированы. Поэтому вы должны имитировать или проигрывать эмоцию так, чтобы окружающие считали, что вы действительно обижаетесь. Попутно вы угашаете свою эмоцию и расширяете самосознание.
Вопрос: Как научиться не зависеть от мнения окружающих?
78
МЫШЛЕНИЕ
Ответ: Чтобы меньше зависеть от окружающих, нужно саноген-но размысливать ту эмоцию, которая связывает вас с окружением. Связи с другим человеком образуются посредством эмоций. Контролируя эмоции, вы контролируете эти связи, то есть становитесь независимыми от окружения. То, что именуется связью, на самом деле есть управление человеком со стороны окружения. А управление происходит с помощью эмоций. Контролируя эмоции, вы можете контролировать этот процесс управления.
Вопрос: Как быть, если муж захотел быть свободным и не говорит, где он бывает?
Ответ: Предоставить ему свободу и подумать над собственным поведением: почему он старается уходить из дома?
Вопрос: Как следует избавиться от навязчивого нежелания ходить на работу?
Ответ: Нужно точно установить, что на работе не нравится, и обдумать причины отвращения.
Вопрос: Человек слышит голоса. Как быть?
Ответ: Нужно вступать в общение с голосами. Если голос говорит, что все про вас знает и критикует, то можно проверить, спро-ся: "Вот я взял горсть горошин, скажи, сколько горошин у меня в кулаке?". После этого голос затихнет. Но он может начать свою песню, и вы снова ловите его. Помните: этот голос знает только то, что вы знаете, и может только то, что вы можете. Его не следует бояться.
Вопрос: Сестра заявляет, что я ее не люблю. Я не могу убедить ее в обратном. Когда убеждаю ее, она сердится.
Ответ: Не нужно убеждать, согласитесь с тем, что она считает, что вы ее не любите. Вообще, не следует монотонно повторять тщетные действия или проекты. Нужно менять тактику: если не получается так, сделайте иначе. Одна и та же цель может быть достигнута различными методами.
Вопрос: В Евангелии сказано, что человек может спасти свою жизнь, но потерять душу. Что это значит?
Ответ: Если некто спас жизнь с помощью большого предательства или плохого поступка, то его будет мучить совесть, и это есть "потерять душу".
Вопрос: Как не откладывать намеченные действия?
Ответ: Тщательно продумать решение и исполнять его. Не следует развращать свою волю путем отказа от выполнения принятого решения, поэтому важно не принимать решение, которое вы не намерены выполнять. Это постепенно сделает вашу волю достаточно сильной. А если решение принимается и потом отменяется, это ослабляет волю, так как после принятия решения у нормального человека выполнение его должно происходить естественно и без принуждения, как это происходит в импульсивном поведении. Нужно воспитывать свою волю.
Вопрос: Может ли человек, овладевший саногенным мышлением, быть открытым и искренним? Ведь он лицемерит, раздваивается, когда, не обидевшись, делает вид, что обижен.
Ответ: Раздвоение, которое происходит свободно и легко, не является лицемерием, если оно не используется во вред другим.
Суть СГМ не в ликвидации эмоций, а в их контроле, поэтому не думайте, что вы, овладев СГМ, перестанете обижаться. Однако ваша обида будет кратковременной, достаточной для правильного поведения, направленного на достижение согласия. А патогенное мышление состоит в том, что само мышление и поведение программируются обидой. В этом большая разница.
Овладев СГМ, вы станете более открытым и искренним, так как вы владеете чувствами, а не наоборот, когда чувства владеют вами.
Вопрос: Не хочется учиться в вузе, скучно. Что делать? Ответ: Найти в учебе в вузе то, что вам доставляет удовольствие и избегать того, что приносит неприятность.
80
МЫШЛЕНИЕ
Вопрос: Какое поведение будет дольше сохраняться: то, которое возникло вследствие насилия, или то, которое выработано ненасилием?
Ответ: Отрицательное подкрепление и угроза не создают новых видов поведения, а только мобилизуют и организуют старые. Они сохраняются лучше, так как происходит двойное подкрепление: избавлением и позитивным подкреплением.
Поведение ненасильственное хуже сохраняется, но появляется больше возможностей для творчества и достижения счастья и благополучия.
Вопрос: Многие, выучившись, порывают со своим старым окружением. Чем это объяснить?
Ответ: По-видимому, старое окружение их тормозит и не дает удовлетворения.
Вопрос: Как изживать отвращение путем ненасилия над собой?
Ответ: Надо, во-первых, отказаться от принуждения себя к поведениям, вызывающим отвращение. Во-вторых, нужно стремиться создавать начальным фазам этих поведений положительное подкрепление.
Мать говорит: "Лизни и понюхай". После этого ребенок может начать есть пищу, от которой он отказывался. Пример с обучением: есть личинку непарного шелкопряда (Михайлов ел личинок на собрании в Лужниках). Отвращение может быть изжито только ненасильственно. Принуждение недопустимо. Нужно мыслить отвращение как эмоцию, которая запрещает какое-то поведение, и должен быть поведенческий подход.
Вопрос: Что нужно, чтобы дочь не стала наркоманкой? Ответ: Просвещение и благополучие.
Вопрос: Почему многие хотят властвовать? Ответ: Потому, что не умеют управлять ненасильственно поведением своим и других людей. Потребность в доминировании яв-
ляется потребностью управления поведением. Когда человек не умеет управлять ненасильственно, то эта потребность удовлетворяется через насилие и принуждение. Постепенно это начинает нравиться. Потребность властвовать - невротическая потребность невротического общества, поэтому многие хотят властвовать.
Вопрос: Какие методы используются в тренировке разведчиков? Ответ: Не знаю.
Вопрос: Что же главное для человека?
Ответ: Для нормального человека - быть благополучным, в согласии и гармонии с самим собой. Для невротика - удовлетворение какой-либо выпячивающейся потребности, которая усиливает дисгармонию и неблагополучие, особенно с достижением целей этих потребностей.
Вопрос: Чем кончается жизнь проституток?
Ответ: Тем же, что и у всех — смертью. Но для человека важно, как умереть, поэтому у проститутки, прежде всего, смерть будет зависеть от того, сможет ли она создать приличную семью.
Вопрос: СГМ - это не оправдание лжи? Так можно все оправдать. Например, как можно быть готовым ко всяким неэтичным поступкам?
Ответ: Главное - различать кесарево и Богово. Если я прощаю (любовные отношения), то кесарь (гражданские отношения) не должен прощать. Каждый человек находится в Божественных (любовных) отношениях и гражданских. Прощение - Богово. Гражданское общение может регламентировать и наказание и прощение, и точную меру того и другого. Человек в отношениях с близкими должен уметь различать эти две стороны бытия. Этому учил Спаситель. Если вы любите человека, который должен быть наказан, то предоставьте это делать тем, кто этим должен заниматься, а не берите это на себя. Смыслом любовных отношений является не улучшение и преобразование (изменение) окружающего мира, а смирение и всепрощение.
82
МЫШЛЕНИЕ
Вопрос: Я всегда спокоен и не обижаюсь. Это плохо?
Ответ: Верно. Эмоциональная тупость - признак шизофрении.
Вопрос: Как разговаривать с человеком, который пьет? У него на все ответ: "Не твое дело".
Ответ: Нужно отстать от него и не приставать. Ведь он прав: вы не можете изменить что-либо до тех пор, пока он сам этого не захочет, хотя это вас и касается.
Вопрос: Следует ли детям говорить: "Как тебе не стыдно?" Это не вредно?
Ответ: Следует обучать их стыду, но в меру. Крайности всегда вредны.
Вопрос: Как вы относитесь к Науке разума?
Ответ: Недавно руководители Науки разума прошли курс сано-генного мышления, поэтому они выше своих учителей из США, которые не знают СГМ.
Вопрос: Как относиться к болезни?
Ответ: Организм с помощью болезни борется за выживание. Так и нужно относиться к болезни. Нужно принять ее и болеть.
Вопрос: Как начать дневник СГМ?
Ответ: Нужно просто описывать свои состояния и переживания. Честно и для себя, чтобы можно было вернуться к ним и понять их.
Вопрос: Можно ли избавиться от лени с помощью СГМ?
Ответ: Лень - продукт воспитания и извращенности. Вы не сможете спокойно лениться и пребывать в блаженном недеянии. Этому мешают мысли и вина. Быть в блаженном недеянии доступно только мудрому. Обыкновенный человек, ленясь, страдает от чувства вины.
Вопрос: Что вы знаете об обществе анонимных алкоголиков? Ответ: Это общество, которое помогает бывшим алкоголикам и наркоманам адаптироваться к жизни путем организации досуга.
Вопрос: Почему чем больше хочешь, тем меньше возможность удовлетворения этого желания?
Ответ: Сильное желание и его удовлетворение связаны не прямо. Чем тоньше и сложнее техника удовлетворения, тем сильнее это мешает удовлетворению желания. А если удовлетворение простое, то сила желания способствует удовлетворению. Это хорошо заметно в пищевом поведении.
Вопрос: Существует ли наказание за грехи после смерти?
Ответ: Наказание за грехи существует в этом мире. А в загробном некого наказывать, так как человеку там не больно. Для боли нужно иметь тело, а его у человека там нет.
Вопрос. Как страх порождает алкоголизм и зависимость?
Ответ: Любая плохая эмоция, если она ослабляется с помощью алкоголя, приводит к тому, что алкогольное поведение становится химической защитой против стресса. Если эта ситуация повторяется, то происходит научение алкоголизму.
Вопрос: Верно ли, что когда думаешь о плохом, то случается плохое, а о хорошем - то хорошее?
Ответ: Не обязательно. Все зависит от того, как думать. Думать о несчастии близких - накликать несчастье. Думать хорошо - потерять бдительность и прозевать неправильное развитие. Все зависит от того, как думать и каковы обстоятельства.
Вопрос: Мой опыт говорит о том, что если я чего-то боюсь, то это обычно не происходит, а если не боюсь, то происходит. Как это согласовать с вашим подходом об индукции несчастий через страх?
Ответ: Что такое страх? Это переживание, запускающее поведение избегания или избавления от опасности. Если это поведение эффективно, то и страха не будет, он исчезнет. Если же оно встречает препятствие или неэффективно, то страх останется. Страх - это то, что регулирует и управляет поведением избегания. Все зависит от качества поведения. И от точной программы. Если программа не точная, плохо отработана, то страх держится тем, что поведение не осуществляется. Следовательно, у вас, по-видимому, конструктив-
84
МЫШЛЕНИЕ
ный страх, который приводит в движение эффективные поведения избавления или избегания. Этим и объясняется то, что вы сказали.
Вопрос: Если человек привык применять насилие к себе, то есть ли у него шанс вернуться к ненасилию к себе?
Ответ: Насилие возникает из страха. Уменьшение страха и терпимости сделают возможным управление самим собой без насилия и принуждения. Нужно, чтобы дело, к которому вы принуждаете себя, начало вам понемногу нравиться. Потом не потребуется насилия. Для этого важно соблюдать принцип "усилие на грани приятного". Чем больше дел, которые вы совершаете с удовольствием, тем меньше насилия и тем больше свободы. Насилие и свобода противоположны.
Вопрос: Как устранить плохое поведение без принуждения и насилия?
Ответ: Путем угашения. Надо сделать так, чтобы данное плохое поведение перестало приносить удовольствие исполнителю. Это сделать трудно, но искусство управления поведением может это преодолеть.
Вопрос: Насилие и манипуляция. Чем они отличаются?
Ответ: Здесь слову "манипуляция" придан особый эмоциональный вес. На самом деле, манипуляция - естественное звено любого акта управления собой или другим. Но в тех случаях, когда в управлении применяется насилие, говорят о манипуляции. Однако и в ненасилии имеет место манипуляции, но тогда об этом не говорят как о манипуляции.
Вопрос: Многие рассматривают внутренний конфликт как черту характера и вследствие этого не в состоянии изменить свой характер. Как сделать так, чтобы характер менялся?
Ответ: Саногенное мышление может обнажить этот конфликт, сделать его сознательным, и, таким образом, устранение влияния данного конфликта приведет к изменению характера. Хотя трудно предсказать, в каком направлении будет меняться характер.
О наличии внутреннего конфликта свидетельствует определенная эмоция, например обида, вина, стыд. Это истинно внутренние конфликты. Если эти эмоции приобретают хронический характер, то можно вести речь о хронических внутренних конфликтах. Такие черты, как обидчивость, хроническое чувство вины или комплекс неполноценности, являются фундаментальными образованиями, которые проявляются и в других чертах.
Черты могут быть следствием научения социального поведения, обращенного на других. Главное различие черт в том, каким образом происходит научение: если подкрепление избавлением, то образуются защитные черты характера, к примеру, обидчивость или самоуничижение. Если же шаблон поведения получает положительное подкрепление, то образуются конструктивные черты, например, мотивация успеха или аккуратность.
Вопрос: Правильно ли, что умные не обижаются, а делают выводы?
Ответ: Нет, неправильно. Умные как раз должны обижаться, а потом правильно, саногенно размыслить эту ситуацию.
Вопрос: Родители ожидают успеха от детей, а не получается. Как избежать конфликта отцов и детей?
Ответ: Надо строить правильные ожидания, реалистичные.
Вопрос: Если еда - удовольствие, то как от нее отказаться при склонности к перееданию?
Ответ: Надо научиться получать удовольствия столько же, но съедая меньше, то есть научиться есть правильно.
Вопрос: Вы сказали: "Отстань от своих детей и посмотри, что будет". Известно, что будет: немытая посуда, незастеленная постель, немытый пол, вещи разбросанные. Так что же делать?
Ответ: Надо ненасильственно приучать детей к адекватному функционированию в обществе, постепенно. Чем больше принуждения сегодня, тем больше его потребуется завтра.
Вопрос: С какой эмоцией связан псориаз?
86
МЫШЛЕНИЕ
Ответ: Он связан со стрессом, который вызывает страх и защиту через кожные реакции организма. Древняя филогенетическая защита в виде ороговения кожи.
Вопрос: Разница между обидой и отвращением?
Ответ: Это разные "вещи". Их сходство состоит в том, что в первом и во втором случае ожидания не подкрепляются, но при обиде - ожидания о поведении другого человека, а при отвращении — ожидания вашего тела и личности о том, что входит в ваше тело или касается его.
Вопрос: Как внушить отвращение к алкоголю?
Ответ: Это умеют делать врачи. Важнее избавиться от тех эмоций, которые конвертируются в алкогольное влечение для избавления от эмоционального стресса.
Вопрос: Сын не разрешает встречаться с внучкой и применяет ко мне насилие. Невестка налгала что-то сыну. Как мне поступить?
Ответ: Переждать. Потом разобраться и не настаивать на своем и не пугать невестку. Она ведь имеет влияние на сына.
Вопрос: Норбеков рекомендует каждый день вызывать в себе образ силы, молодости и здоровья. Правильно это?
Ответ: Это внушение силы и здоровья вполне допустимо. В данном случае нет насилия. Никто не хочет быть слабым и нездоровым, поэтому это внушение нельзя рассматривать как насилие. Насилие или ненасилие всегда включает в себя отношение управления. А здесь нет угрозы того, что будет, если ты не будешь сильным.
Вопрос: Вы говорите, что союз семьи и школы плох. Почему?
Ответ: Любой союз плох, если используется для слежки, насилия и принуждения. Но этот союз может быть хорошим, правда, трудно на это надеяться при современном состоянии школы. Лучше самому установить союз не со школой в целом, а с учителем вашего ребенка в целях мира и благополучия ребенка, а не слежки и контроля.
Вопрос: Ребенок прогуливает школу. Как быть?
Ответ: В школе ему плохо. Нужно узнать, отчего в школе ему хорошо и отчего плохо, и постепенно приспосабливать его к школе. Нужен контакт с учителем. В результате учение перестанет быть принудительным.
Вопрос: Человеку хочется выпрыгнуть из окна. Как с этим бороться?
Ответ: Пусть он представит себе подробно, как он выпрыгнет и как переломает себе кости и будет лежать в гипсе. Чем детальнее он это воспроизведет, тем быстрее произойдет изживание.
Москва, июнь 2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА .......................................3
1. САНОГЕННОЕ И ПАТОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ. В ЧЕМ РАЗНИЦА? . . .12
2. САНОГЕННОЕ И ПАТОГЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ................23
3. ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ..............................26
4. ПАТОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ - ОШИБОЧНОЕ ...............30
5. АВТОМАТИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ .........................39
6. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ...............................50
7. ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АВТОМАТИЗМА МЫШЛЕНИЯ . .54
8. САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ И АВТОМАТИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ ... .57
9. ОБУЧЕНИЕ САНОГЕННОМУ МЫШЛЕНИЮ .................59
10. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ .............62
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ..............................68

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign