LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

*

создание системы ежегодной переподготовки летчиков и стюардесс;

*

ежегодная закупка не менее 3 современных самолетов, и др.

*

Для фирмы "Московский государственный институт электроники и
математики" задачами могут являться:

*

наличие не менее 20 % профессоров - докторов наук и 50 % доцентов -
кандидатов наук в составе преподавателей;

*

обеспечение благоприятного возрастного состава преподавателей
(например, средний возраст преподавателей не должен быть меньше 40 и
больше 50 лет);

*

обеспечение регулярной научной работы преподавателей (например, каждый
должен опубликовать в течение 5 лет не менее 5 научных работ и
выступить не менее чем на 3 конференциях всероссийского и
международного уровня);

*

в системе довузовской подготовки абитуриентах в разнообразных школах,
кружках, на курсах должны ежегодно заниматься не менее чем 1000 школьников;

*

кафедры института должны быть оснащены компьютерами, объединенными в
электронную сеть, обеспечивающую электронную почту внутри института и
дающую непосредственный выход во всемирную сеть Интернет, и др.

Хотя в некоторых из перечисленных задач встречаются числовые параметры, их
еще недостаточно для конкретного планирования и контроля, поэтому следующим
уровнем планирования являются полностью определенные конкретные задания,
степень выполнения которых может быть однозначно оценена.

1.4. Конкретные задания

Рассмотрим, например, приведенную выше задачу для фирмы "Авион" - выход на
99 % показатель прибытия самолета в срок. Прежде всего, необходимо добавить
срок выполнения, например, в течение 2 лет. Тогда задача становится
конкретным заданием, для выполнения которого необходим дальнейший анализ.
Прежде всего, по каким причинам самолеты не прибывают в срок? Некоторые
причины очевидны - встречный ветер, который задерживает самолеты, боковой,
который отклоняет их от оптимальной трассы, рассчитанной при отсутствии
ветра, и попутный, который доставляет их в аэропорт назначения раньше
срока. Для исключения влияния ветра на момент прибытия самолета необходимо
разработать алгоритмы управления воздушным судном и согласовать их с
наземными службами. Можно задать и встречный вопрос - а все ли рейсы должны
прибывать точно в срок? Положительный ответ очевиден, если пункт назначения
- крупный аэропорт, в котором каждую минуту заходит на посадку 1-2
самолета. Если же на полевой аэродром садятся 1-2 самолета в неделю и рейс
не является срочным, то, очевидно, имеет смысл пожертвовать точностью
прибытия ради, например, экономии топлива или повышения безопасности рейса.
Вполне разумна коррекция конкретного задания, задачи, стратегической цели
или даже миссии фирмы в результате тщательного анализа при планировании.

Для фирмы "Московский государственный институт электроники и математики" в
качестве задачи было указано наличие не менее 20 % профессоров - докторов
наук и 50 % доцентов - кандидатов наук в составе преподавателей. Чтобы
превратить эту задачу в набор конкретных заданий, необходимо
проанализировать состав персонала на настоящий момент, спрогнозировать его
естественное изменение (в результате выхода на пенсию преподавателей
старших возрастов, перехода на другую работу иных сотрудников и др.),
оценить возможности повышения профессионального уровня (защиты диссертаций)
для конкретных сотрудников, а также возможности привлечения нового
персонала. После этого можно будет спланировать активную кадровую политику
и оценить ее результаты по повышению профессионального уровня персонала.
Достижима ли вообще поставленная задача? А если достижима, то в какие
сроки? И после всего описанного анализа должен быть утвержден конкретный
план мероприятий.

Мы обсудили всю пирамиду планирования - от вершины (миссии вершины) через
второй слой - стратегические цели (их обычно не более 10) и третий - задачи
(на достижение стратегические цели может быть направлены десятки задач, так
что общее число задач фирмы может быть оценено как 100) до подножия -
конкретных заданий (для решения каждой задачи может понадобится десяток
конкретных заданий, так что общее число конкретных заданий, выполняемых в
сколько-нибудь крупной фирме - тысячи). Технология планирования,
разобранная в главе "Основные функции менеджмента", позволяет превратить
тысячи отдельных конкретных заданий в общий план работы фирмы,
сбалансированный по материальным, кадровым и финансовым затратам. Этот план
весьма конкретен на ближайшее время (скажем, на год), и переходит ко все
более общим (неконкретным, неопределенным, расплывчатым) формулировкам при
удалении в будущее.

2. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

2.1. Стрела "Настоящее - Будущее"

Как уже отмечалось, ранее в главе "Основные функции менеджмента" был
подробно разобран процесс планирования. В случае стратегического
менеджмента особенностью этого процесса является устремленность в будущее.
Мы двигаемся от частного к общему, что соответствует движению от суеты
настоящего к дальнему горизонту планирования - горным вершинам будущего:

конкретные задания - задачи - стратегические цели- миссия фирмы .

При этом при движении от подножия пирамиды планирования к ее вершине
вопросы, на которые мы отвечаем, меняются так:

Что конкретно надо сделать? - Чего в целом необходимо добиться? - Зачем мы
работаем?

При движении от ближайших сроков к дальней перспективе мы проходим
следующие этапы планирования:

оперативное планирования - бизнес-планирование - разработка стратегии.

Под оперативным (или краткосрочным) планированием понимают планы на
ближайшее время, что-то между одним днем и одним годом. "Дальняя
перспектива" относится к анализу и планированию изменений, которые должны
закончиться лет через десять. Как мы видели в главе о маркетинге, именно
таков типовой срок от идеи до выпуска новой марки автомобиля или самолета.
В промежутке между долгосрочным и краткосрочным планированием лежит
среднесрочное, или бизнес-планирование - на 3 - 5 лет.

2.2. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

Сравнение стратегического и оперативного менеджмента по девяти признакам
представлено в следующей таблице, взятой из монографии по контроллингу
[1,с.27] - наиболее современной концепции системного управления
организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное
эффективное существование.

Табл.1. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

--- Table start-------------------------------------------------------------
Признаки

|

Стратегический менеджмент

|

Оперативный менеджмент

|
----------------------------------------------------------------------------

Иерархические ступени

|

В основном на уровне высшего руководства

|

Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления

|
----------------------------------------------------------------------------

Неопределенность

|

Существенно выше

|

Меньше

|
----------------------------------------------------------------------------

Вид проблем

|

Большинство проблем не структурировано

|

Относительно хорошо структурированы

|
----------------------------------------------------------------------------

Временной горизонт

|

Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты

|

Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты

|
----------------------------------------------------------------------------

Потребная информация

|

В первую очередь из внешней среды

|

В первую очередь из самого предприятия

|
----------------------------------------------------------------------------

Альтернативы планов

|

Спектр альтернатив в принципе широк

|

Спектр ограничен

|
----------------------------------------------------------------------------

Охват

|

Концентрация на отдельных важных позициях

|

Охватывает все функциональные области и интегрирует их

|
----------------------------------------------------------------------------

Степень детализации

|

Невысокая

|

Относительно большая

|
----------------------------------------------------------------------------

Основные

контролируемые величины

|

Потенциалы успеха (например, рост доли рынка)

|

Прибыль, рентабельность, ликвидность

|
--- Table end---------------------------------------------------------------

3. Методы стратегического менеджмента

Что будет через десять лет? Достаточно вдуматься в эту постановку вопроса,
проанализировать, как десять лет назад мы представляли себе сегодняшний
день, чтобы понять, что стопроцентно надежных прогнозов просто не может
быть. Вместо утверждений с конкретными числами можно ожидать лишь
качественных оценок. Тем не менее мы должны принимать решения, последствия
которых скажутся через десять, двадцать и т.д. лет. Как быть? Остается
обратиться к методам экспертных оценок. Кое-что о них рассказывалось в
главе "Принятие управленческих решений". Нам понадобятся некоторые понятия
репрезентативной теории измерений, служащей основой теории экспертных
оценок, прежде всего той ее части, которая связана с анализом заключений
экспертов, выраженных в качественном ( а не количественном) виде.

3.1. Репрезентативная теория измерений

Репрезентативная теория измерений (в дальнейшем сокращенно РТИ) является
одной из составных частей статистики объектов нечисловой природы. Нас РТИ
интересует прежде всего в связи с развитием теории и практики экспертного
оценивания, в частности, в связи с агрегированием мнений экспертов,
построением обобщенных показателей и рейтингов.

Мнения экспертов часто выражены в порядковой шкале (подробнее о шкалах
говорится ниже), т.е. эксперт может сказать (и обосновать), что один
показатель качества продукции более важен, чем другой, первый
технологический объект более опасен, чем второй, и т.д., но не в состоянии
сказать, во сколько раз или на сколько более важен, соответственно, более
опасен. Экспертов часто просят дать ранжировку объектов экспертизы, т.е.
расположить их в порядке возрастания (или убывания) интенсивности
интересующей организаторов экспертизы характеристики. Ранг - это номер
(объекта экспертизы) в упорядоченном ряду. Формально ранги выражаются
числами 1, 2, 3, ..., но с этими числами нельзя делать привычные
арифметические операции. Например, хотя 1 + 2 = 3, но нельзя утверждать,
что для объекта, стоящем на третьем месте в упорядочении, интенсивность
изучаемой характеристики равна сумме интенсивностей объектов с рангами 1 и
2. Так, один из видов экспертного оценивания - оценки учащихся, и вряд ли
кто-либо будет утверждать, что знания отличника равны сумме знаний
двоечника и троечника (хотя 5 = 2 + 3), хорошист соответствует двум
двоечникам (2+2 = 4), а между отличником и троечником такая же разница, как
между хорошистом и двоечником (5 - 3 = 4 - 2). Поэтому очевидно, что для
анализа подобного рода качественных данных необходима не арифметика, а
другая теория, дающая базу для разработки, изучения и применения конкретных
методов расчета. Это и есть РТИ. Надо иметь в виду, что в настоящее время
термин "теория измерений" применяется для обозначения классической
метрологии, РТИ, некоторых других направлений, например, алгоритмической
теории измерений.

Сначала РТИ развивалась как теория психофизических измерений.
Основоположник РТИ американский психолог С.С.Стивенс основное внимание
уделял шкалам измерения. Характерно, что один из томов выпущенной в США
"Энциклопедии психологических наук" назывался "Психологические измерения",
т.е. расширял сферу применения РТИ с психофизики на психологию в целом, а в
основной статье в этом сборнике под названием, обратите внимание, "Основы
теории измерений", изложение шло на абстрактном уровне, без привязки к
какой-либо конкретной области применения. В этой статье упор сделан на
"гомоморфизмах эмпирических систем с отношениями в числовые"(в эти
математические термины вдаваться нет необходимости), в связи с чем
математическая сложность изложения возросла.

Уже в одной из первых отечественных работ по РТИ было установлено, что
баллы, присваиваемые экспертами при оценке объектов экспертизы, как
правило, измерены в порядковой шкале. Отечественные работы, появившиеся в
начале 70-х годов, привели к расширению области использования РТИ: ее
применяли к педагогической квалиметрии (измерению качества знаний), в
системных исследованиях, в различных задачах теории экспертных оценок, для
агрегирования показателей качества, в социологических исследованиях, и др.

В качестве двух основных проблем РТИ наряду с установлением типа шкалы
выдвинут поиск алгоритмов анализа данных, результат работы которых не
меняется при любом допустимом преобразовании шкалы (т.е. является
инвариантным относительно этого преобразования).

3.2. Основные шкалы измерения

В соответствии с РТИ при математическом моделировании реального явления или
процесса следует прежде всего установить, в каких типах шкал измерены те
или иные переменные. Тип шкалы задает группу допустимых преобразований.

Укажем основные виды шкал измерения и соответствующие группы допустимых
преобразований. В шкале наименований (другое название - номинальной)
допустимыми являются все взаимно-однозначные преобразования (т.е. числа
используются лишь как метки, например, номера телефонов), в порядковой -
все строго возрастающие преобразования, в шкале интервалов - линейные
возрастающие преобразования, в шкале отношений - подобные (изменяющие
только масштаб) преобразования, а для абсолютной шкалы допустимым является
только тождественное преобразование.

Установление типа шкалы, т.е. задания группы допустимых преобразований
шкалы измерения - дело специалиста соответствующей прикладной области. Так,
оценки привлекательности профессий мы считали измеренными в порядковой
шкале [2]. Однако отдельные социологи не соглашались с этим, считая, что
выпускники школ пользуются шкалой с более узкой группой допустимых
преобразований, например, интервальной шкалой. Очевидно, эта проблема
относится не к математике, а к наукам о человеке. Для ее решения может быть
поставлен достаточно трудоемкий эксперимент. Пока же он не поставлен,
целесообразно принимать порядковую шкалу, так как это гарантирует от
возможных ошибок.

Оценки экспертов, как уже отмечалось, часто следует считать измеренными в
порядковой шкале. Типичным примером являются задачи ранжирования и
классификации промышленных объектов, подлежащих экологическому страхованию.
Почему мнения экспертов естественно выражать именно в порядковой шкале? Как
показали многочисленные опыты, человек более правильно (и с меньшими
затруднениями) отвечает на вопросы качественного например, сравнительного,
характера, чем количественного. Так, ему легче сказать, какая из двух гирь
тяжелее, чем указать их примерный вес в граммах. Другими известными
примерами порядковых шкал являются: в медицине - шкала стадий
гипертонической болезни по Мясникову, шкала степеней сердечной
недостаточности по Стражеско-Василенко-Лангу, шкала степени выраженности
коронарной недостаточности по Фогельсону; в минералогии - шкала Мооса
(тальк - 1, гипс - 2, кальций - 3, флюорит - 4, апатит - 5, ортоклаз - 6,
кварц - 7, топаз - 8, корунд - 9, алмаз - 10), по которому минералы
классифицируются согласно критерию твердости; в географии - бофортова шкала
ветров ("штиль", "слабый ветер", "умеренный ветер" и т.д.). При оценке
качества продукции и услуг, в квалиметрии популярны порядковые шкалы (годен
- не годен, есть значительные дефекты - только незначительные дефекты - нет
дефектов). Порядковая шкала используется и в иных областях.

Порядковая шкала и шкала наименований - шкалы качественных признаков.
Поэтому во многих конкретных областях результаты качественного анализа
можно рассматривать как измеренные по этим шкалам.

Шкалы качественных признаков - это шкалы интервалов, отношений, разностей,
абсолютная. По шкале интервалов измеряют величину потенциальной энергии или
координату точки на прямой, на которой не отмечены ни начало, ни единица
измерения; по шкале отношений - большинство физических единиц: массу тела,
длину, заряд, а также цены в экономике. Время измеряется по шкале
разностей, если год принимаем естественной единицей измерения, и по шкале
интервалов в общем случае. В процессе развития соответствующей области

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign