LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование -
формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие
организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических
целей. Последняя фраза взята из книги российских авторов [2], среди которых
- руководитель отдела "Газпромбанка".

Надо предупредить об одном укоренившемся заблуждении. После развала СССР
слова "план", "плановая экономика" стали употребляться с отрицательным
оттенком. Недостатки экономики СССР некоторые связывали с тем, что она была
"плановой". Однако знакомство с опытом ведущих западных компаний, с
западной наукой об управлении показывает, что вопросам планирования на
Западе уделяется больше внимания, планы готовились и готовятся более
тщательно, чем это было в СССР. Например, очереди в советских магазинах и
недостаток ряда товаров объясняется прежде всего плохим планированием
системы торгового обслуживания и, соответственно, выпуска товаров народного
потребления.

3.3. Методы планирования

Технология планирования хорошо разработана и постоянно используется. Исходя
из миссии и основных принципов фирмы, отвечающих на вопрос "Зачем?",
формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем
они конкретизируются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее
подсчитываются необходимые ресурсы - материальные, финансовые, кадровые,
временные - и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В
результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимы
резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

Например, Вы решили стать экономистом. Это - ваша миссия. Стратегические
цели состоят в том, чтобы изучить те учебные предметы, что входят в
программу подготовки экономиста. Значит, одна из таких целей -
познакомиться. с менеджментом по тому учебному пособию, что вы держите в
руках. Эта цель делится на задачи, каждая из которых - изучить определенную
главу. Конкретное задание состоит в освоении определенного раздела главы.
Ресурсы, которые вам нужны - это время для учебы. В учебном пособии около
240 страниц. Сколько понадобится времени? Детективы вы читаете со скоростью
60 страниц в час, значит, на менеджмент уйдет 4 часа. Всего в учебном плане
около 30 предметов, значит, на весь курс понадобится 120 часов. Если
заниматься по 8 часов в день, то экономическое образование можно получить
за 120 / 8 = 15 дней. Зачем же студент учится 5 лет? В чем ошибка
проведенного рассуждения? Во-первых, изучение учебного пособия - это не
чтение детектива. Надо не только читать текст, но и обдумывать его,
отвечать на вопросы в конце глав, готовить рефераты, обращаться к
дополнительной литературе, наконец, сдавать экзамен.. Поэтому на
"Менеджмент" уйдет не 4 часа, а в 10-30 раз больше времени. Во-вторых,
очень трудно освободить даже 15 дней от всех дел, кроме изучения экономики.
Непредвиденные задержки (болезни, приходы друзей и др.) еще в несколько раз
снизят темпы вашей работы.

Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма)
хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать.
Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.
Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется
наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно
сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения
поставленных целей ?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке
лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая,
что многие из них связаны между собой ?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные,
кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на
его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план
поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми?
Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при
движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2
или 3, или даже к этапу 1.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать
разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой
сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет
отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в
случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из
дальнейших разделов настоящей главы.

Результаты планирования часто оформляют в виде "бизнес-плана" [3,4].

Ясно, что реально используемые фирмами технологии планирования достаточно
сложны. Обычно им занимаются специальные подразделения. Полезными
оказываются математические методы планирования (см., например, [5]). В 1975
г. Нобелевскую премию по экономике получили советский математик Леонид
Витальевич Канторович и американский экономист Тьяллинг Купманс (родился в
Нидерландах). Премия была присуждена за разработку теории оптимального
использования ресурсов, которая составляет важную часть математического
арсенала плановика.



4. Создание организационных структур как функция менеджмента

4.1. Вклад А.В.Суворова в менеджмент

Эту функцию менеджмента превосходно выразил великий полководец А.В.Суворов:
"Каждый солдат должен знать свой маневр". Не надо удивляться, что мы
цитируем генерала. Эффективность управления в армии выявляется самым
жестким образом - в борьбе с врагом. Если офицер не сумел организовать
своих подчиненных в согласованно действующую боевую единицу - он погибает
вместе со своей командой. Для обычного менеджера ситуация лучше - в крайнем
случае разорится его фирма.

Таким образом, каждый сотрудник фирмы должен знать, что ему надо делать в
той или иной ситуации. Лишь в очень маленьких организациях менеджер может
сам рассказать каждому об его обязанностях. Возможности психики любого
человека ограничены - психологи установили, что число непосредственных
подчиненных у начальника, который ежедневно с ними работает, должно быть не
более семи (если больше - деловой контакт оказывается поверхностным).
Поэтому создают иерархические системы управления - рядовой работник
действует под началом руководителя группы, тот имеет дело с руководителем
отдела. Руководитель отдела подчиняется одному из директоров, а те -
генеральному директору. Обычно у Первого лица предприятия (менеджера,
генерального директора) - четыре непосредственных помощника - по
производству (технический директор или главный инженер), по финансам
(финансовый директор, иногда главный бухгалтер), по маркетингу ( директор
по маркетингу, иногда начальник отдела сбыта), по персоналу (начальник
управления кадров, директор по кадрам). Каждому из них подчиняются свои
службы, состоящие из отделов, цехов и иных структур.

Письменные инструкции, указывающие обязанности сотрудников и правила
действий в тех или иных случаях, также имеют целью согласованность действий
и обеспечивают единство фирмы как хозяйствующего субъекта. Организационную
структуру фирмы можно сравнить со скелетом живого существа, но только
скелет рукотворный - его создает и меняет главный менеджер.

4.2. Делегирование полномочий (делократия)

В некоторых организациях сотрудники по всем вопросам обращаются к
начальнику, и только он принимает решения. При этом начальник демонстрирует
свою власть и получает удовлетворение от чувства собственной незаменимости,
а подчиненные перекладывают часть своей работы и полностью свою
ответственность на плечи начальника. Однако эффективность такой организации
труда невелика. Начальник задыхается среди мелочей и не может найти время
для той работы (например, по выбору стратегических приоритетов фирмы),
которую только он может выполнить, а сотрудники полубездельничают, ожидая
визита к начальству.

Более рациональна система "делегирования полномочий", при которой процесс
принятия решений распределен по всей иерархической структуре управления.
Задачи, стоящие перед организацией, разбиваются на более мелкие задачи, за
решение которых отвечают те или иные подразделения и отдельные сотрудники.
При этом каждый из них:

- "знает свой маневр", т.е. четко знает, за выполнение какой работы
отвечает;

- знает, какими ресурсами может распоряжаться самостоятельно, в каких
случаях имеет право обращаться за помощью к руководству;

- знает, что результат его работы оценивается по тому, как он делает свое
дело, и имеет представление о величине и способе вознаграждения за труд.

Таким образом, происходит "распределение полномочий" между менеджерами
различных уровней. Важно, что работа каждого оценивается самим выполняемым
этим менеджером делом, в частности, не зависит от личных взаимоотношений с
начальством. Поэтому известный отечественный менеджер и публицист Ю.И.Мухин
[6] называет такую систему распределения прав и обязанностей "делократией".

Распространенным примером делократии является подрядный метод, при котором
подрядчик получает от фирмы задание, правила приемки работы и ее оплаты в
зависимости от качества, а также начальное финансирование, а все остальное
- набор работников, организация трудового процесса, выбор поставщиков и
т.п. - дело подрядчика, а не фирмы.

4.3. Законы Паркинсона

Англичанин С.Н.Паркинсон подробно исследовал ряд отрицательных явлений,
широко распространенных в организационных системах. Его весьма критическая
книга [7] необходима любому менеджеру, где бы он ни работал - в
государственной организации или в частной фирме. Она поможет избежать
многих ошибочных решений, распространенных в среде управленцев.

Так, например, "закон Паркинсона" гласит [7, с.12]:

"1) чиновник (и вообще управленец) множит подчиненных, но не соперников;

2) чиновники работают друг для друга."

Кроме того, "работа заполняет все время, отпущенное на нее". Знакомый с
работами Паркинсона менеджер будет беспощадно бороться с попытками
увеличить штат управленцев и требовать выполнения работ в максимально
сжатые сроки. Когда появляется претендент на работу в фирме, надо принимать
решение, исходя из вопроса: "Можем ли мы без него обойтись?", а не из
вопроса "Сможем ли мы использовать его способности?" Работы Паркинсона
можно цитировать практически бесконечно, но пусть читатель сам ее прочтет.



5. Руководство

5.1. Команда - основа успеха

Команда - это те, с кем менеджер работает ежедневно. Высокий
профессионализм и ответственность членов команды, слаженность их работы,
взаимная поддержка обеспечивают успех. И наоборот, плохой подбор команды
может сделать беспомощным даже самого сильного менеджера. Если приказы не
исполняются, письма теряются, встречи срываются из-за бестолковости
сотрудников, которым поручено их организовать, то ожидать эффективной
работы фирмы невозможно.

Создание команды - одно из самых важных дел менеджера. Можно сказать, что
команда - его основной инструмент работы. Недаром, меняя место службы,
менеджер часто "перетаскивает" за собой и свою команду. Большое значение
имеет психологическая совместимость членов команды. В ней не должно быть
случайных людей. Возникновение ссор и раздоров в команде сильно снижает ее
эффективность. Поэтому зачинщиков ссоры целесообразно удалить из команды,
даже если их профессионализм весьма высок.

Менеджер должен заботиться о членах своей команды, помогать им в различных
ситуациях, поддерживать положительную мотивацию по отношению к команде,
применяя как моральные, так и материальные стимулы. Команда должна быть
дружной. Однако при этом полезно поддерживать некоторую дистанцию между
членами команды, чтобы дружеские отношения не мешали деловым. Именно
поэтому обычно не рекомендуют включать в команду родственников и друзей
детства, поскольку в их отношении трудно отделить деловые отношения от иных.

5.2. Распорядительство

Менеджер управляет с помощью распоряжений, приказов, которые с помощью
своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения.
Приказы и распоряжения могут быть письменные и устные, а также доведенные
до адресата с помощью компьютера и электронной почты. Они должны однозначно
восприниматься исполнителями, быть ясными, четкими и по возможности
короткими. Иногда нужна вводная часть, разъясняющая необходимость данного
приказа.

Важные приказы, особенно касающиеся сложных проблем, необходимо оформлять
письменно. Связано это прежде всего с тем, что каждый из собеседников
запоминает разговор по-своему. Обычно в памяти остается то, что выгодно
данному лицу.

Приказы оформляются по правилам, принятым в делопроизводстве. Необходимо
помнить, что некоторые виды приказов, в частности, по кадровому составу,
могут быть обжалованы в суде.

5.3. Менеджер как специалист

В деятельности многих менеджеров переплетены решения управленческих и
профессиональных задач. Например, главный инженер химического завода -
только менеджер, но и инженер. Главный врач больницы должен уметь не только
управлять, но и лечить. Менеджеры такого типа должны время от времени
демонстрировать свои возможности в профессиональной деятельности, а
проявленная ими некомпетентность сильно снижает уважение сотрудников.

Но есть и менеджеры, для которых управленческие задачи отделены от
профессиональных. Зачастую человек не может быть компетентным во всех
областях, к которым относится деятельность его организации. Причина проста
- "нельзя объять необъятное". Так, ректор университета или директор
крупного научно-исследовательского института выступает прежде всего как
администратор, согласующий интересы отдельных подразделений, в
профессиональной деятельности которых он разбирается поверхностно. При этом
он дополнительно к работе менеджера обычно заведует кафедрой или отделом,
выступая при этом как профессионал.

Таком образом, на вопрос: можно ли руководить тем, в чем не разбираешься,
ответ - да. Но при этом надо включить высококвалифицированных
профессионалов в состав команды и воздерживаться от высказываний и
единоличных решений по вопросам, в которых не разбираешься.



6. Координация

6.1. Совещания

Одно из основных условий успешной деятельности организации -
согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не
должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли
друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и
оперативных планах. Обратим внимание на важность эффективной организации
потоков информации. Она должна быть достаточной, но не излишней.

Поэтому совершенно необходимы регулярные совещания менеджеров. Не так легко
грамотно подготовить и провести совещание, добиться принятия полезных для
работы фирмы решений. Необходимо заранее обеспечить участников необходимой
информацией, организовать деловую дискуссию, подавлять основанную на
эмоциях перепалку и одновременно не превращать заседание в монолог
начальника, и т.д. Это - наука и искусство, которыми должен владеть
менеджер. Надо иметь в виду, что хорошо разработаны и методы срыва
совещаний, превращения их в пустое времяпровождение, а также методы
организации коллективного принятия решений, выгодных кому-либо лично, но не
фирме [7]. Менеджер должен быть готов к активной борьбе с подобными
поползновениями.

На некоторых совещаниях проводятся голосования. К настоящему времени теория
голосования достаточно разработана [8], и установлено, что результат
голосования во многих случаях зависит от процедуры голосования и методов
принятия решения. Так, председательствующий может спросить "кто за?", а
может и по другому: "Есть ли у кого возражения?". В первом случае
естественно принять тот вариант, за который подано наибольшее число голосов
"за", а при втором - тот, против которого меньше всего возражений. А как
быть, если один вариант имеет много сторонников и заметное число
противников, а остальные оставляют участников совещания равнодушными? Этот
пример показывает, как важно заранее утвердит регламент совещания.

6.2. Типовая процедура подготовки документа

Координация действий менеджеров происходит и при подготовке документов -
планов, приказов, предложений, направляемых в другие организации, ответов
на распоряжения и запросы властей и др. Обычно один из сотрудников -
назовем его Исполнителем - готовит первоначальный вариант документа. Он
размножается и рассылается на отзыв заинтересованным в нем менеджерам, а
иногда и в другие организации. Исполнитель составляет сводку отзывов, с
одними из замечаний соглашается, против других высказывает возражения.
Затем собирают т.н. "согласительное совещание", на которое приглашают всех
тех, с чьим мнением Исполнитель не согласен. В результате дискуссии по ряду
позиций достигается компромисс, и возражения снимаются. Окончательное
решение по проекту документа с учетом оставшихся возражений принимает
генеральный директор или Совет директоров, т.е. высшая инстанция в данной
организации. Именно такова процедура подготовки Законов РФ, государственных
стандартов и иных ответственных документов.

Во многих случаях эта процедура заменяется на визирование, при котором вое
согласие менеджеры выражают, накладывая на документ визу, т.е. расписываясь
(иногда добавляя несколько слов по затрагиваемой проблеме). Например,
подготовленное для отправки в другую организацию письмо визируют
руководители нескольких отделов, и генеральный директор его подписывает от
имени фирмы, не вникая в суть (поскольку каждый день он подписывает десятки
писем, то вникать некогда). Адресату уходит письмо, на обратной стороне
которого указаны фамилия и телефон Исполнителя (поскольку адресат тоже
хорошо знаком с процедурой подготовки документов, он понимает, что по
конкретным вопросам надо обрашаться к Исполнителю, а не к генеральному
директору). В архиве фирмы остается письмо с визами, так что в случае
необходимости легко выяснить, кто составил и одобрил документ).

6.3. Поиск компромиссов

Менеджер должен быть уверен в своей точке зрения и уметь ее отстаивать. Но
для блага дела иногда полезно идти на компромиссы, открыто заявляя: "Я с
Вами не согласен, я остаюсь на своей точке зрения, но ради блага фирмы ,
ради возможности совместной работы готов пойти на то-то и то-то". Искусство
компромисса - одно из самых сложных, но и необходимых для менеджера.



7. Контроль

7.1. Контроль и корректировка планов

Сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть
выполнены так, как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно
предсказать. Неблагоприятные погодные условия, аварии на производстве и на
транспорте, болезни и увольнения сотрудников и многие другие причины,
которые мы разбирали в начале настоящей главы, нарушают наши планы. Эти
нарушения, прежде всего, надо обнаружить с помощью системы контроля.
Например, надо регулярно - раз в день, неделю или месяц - возвращаться к
плану и выявлять нежелательные отклонения от запланированного.

Есть два основных подхода к отклонениям. Во-первых, можно стремиться к
возврату на плановую траекторию движения. Для этого понадобятся
дополнительные ресурсы - материальные, кадровые, финансовые. Иногда такие
ресурсы создают согласно плану, заранее предвидя возможность осложнений.
Яркий пример - дублеры у космонавтов. Но приходится мириться с тем, что в
благоприятной обстановке такие ресурсы будут "простаивать". Во-вторых,
можно изменить сам план, заменив намеченные рубежи на другие, реально
достижимые в создавшейся обстановке. Возможность такого подхода зависит от
того, насколько для фирмы важен план - является ли он "законом" или же
только "руководством к действию", задающим желательное направление
движения.



7.2. Доверяй, но проверяй

На менеджере лежит обязанность контроля за выполнением принятых ранее
решений, не только включенных в план, но и оперативных, текущих. Частично
контроль осуществляется в ходе совещаний и визирования документов. Но этого
недостаточно. При планировании собственной работы менеджеру следует
предусмотреть регулярные проверки деятельности своих подчиненных, причем не
только членов своей команды, но и всех остальных. Могут применяться как
официальные отчеты и аттестации, так и неформальные беседы. Надо отметить,
что беседа с менеджером, стоящим на иерархической лестнице на несколько
ступенек выше, производит большое положительное воздействие на сотрудника.
В Великобритании считается, что генеральный директор должен побеседовать с
каждым сотрудником хотя бы раз в год. К сожалению, в России подобные
собеседования не приняты.

7.3. Выборочный контроль

В задачах контроля качества продукции выборочный контроль применяется,
когда контроль является разрушающим, либо по экономическим соображениям. В
организационных системах первое основание для применения выборочного
контроля отпадает, зато второе справедливо едва ли не чаще, чем в
промышленности. Количество используемых документов (счетов, чеков,
доверенностей и т.п.) в мало-мальски серьезной организации измеряется
кубометрами. Совершенно ясно, что полная проверка потребует такого объема
рабочего времени контролеров, что его выделение в большинстве случаев
нецелесообразно (бывают исключения, например, при уголовном расследовании).
Поэтому представляется полезным использование при аудите выборочного
контроля, при котором случайным образом (в смысле теории вероятностей)
отбирается сравнительно небольшая доля документов, которая затем и

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign