LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

чтобы п у с т о т а внутри одной части заполнялась другой
частью. Это и есть главный принцип этой конфеты,
примененный в ней многократно: посмотрите также с
этой точки зрения на саму съедобную часть и даже на
обертку (рис. 6.10).
Суммируя результаты реинвентинга, можно прийти к за-
ключению, что Вы имеете дело с принципом многократ-
ного вложения одного объекта в другой, в соответствии с
которым рационально используется пустота. Благодаря
этому экономится пространство и совмещаются совер-
шенно «несовместимые» функциональные свойства.




В классической ТРИЗ этот прием получил образное название «Матрешка» по
названию русской народной игрушки (рис. 6.11), в которой несколько дере-
вянных пустотелых и разъемных кукол вложены последовательно одна в дру-
гую (см. прием № 34 в А-Каталоге).
На основе реинвентинга тысяч подобных изобретений было составлено сле-
дующее лаконичное описание этого приема:
a) один объект размещен внутри другого объекта, который в свою очередь нахо-
дится внутри третьего и т. д.;
b) один объект проходит сквозь полость в другом объекте.

6.2.3. Выявление физико-технического эффекта, определение
всех (!) четырех фундаментальных навигаторов, к о м п л е к с н о г о
навигатора № S2-4 (Стандарт 5.3.1 — П р и л о ж е н и е 2)
и специализированных навигаторов № 10 и № 11 (Приложение 4)

Пример 10. Как спасают пальмы на центральном бульваре от жары. Мой млад-
ший сын рассказал мне об одном «ТРИЗ-решении», которое он заметил в Ва-
ленсии, в Испании, когда проходил там практику по испанскому языку. Для
спасения пальм на центральном бульваре от жары на землю вокруг основания
пальм кладут крупные куски льда. Лед медленно тает и непрерывно снабжает
ценные деревья водой, бывает, что в течение нескольких дней, если его при-
сыпают сверху корой и листвой. Поскольку мы обмениваемся в семье такими
замеченными нами примерами, то позднее старший сын рассказал нам, что
увидел этот же способ, будучи на конференции в Сан-Диего в Калифорнии.

Оба моих сына избрали себе профессии, весьма далекие от физики или хи-
мии, но их школьных знаний вполне хватило, чтобы точно назвать явление,
которое было здесь использовано. Это — фазовый переход, в данном случае,
переход воды из твердого состояния (лед) в жидкое. Именно это физическое
явление было использовано в технологическом способе «непрерывного поли-
ва» деревьев, то есть получило пример технического применения. Совместное
представление физического явления с указанием его возможного техническо-
го применения и дает описание определенного базового А-Навигатора, или
физико-технического эффекта (по терминологии классической ТРИЗ).
Кстати, а какую структуру имеет проблема, разрешенная этим изобретатель-
ным способом?
Сформулируем противоречие в следующем виде:
1) вода должна быть под пальмой, чтобы дерево могло перенести жару;
2) вода не должна быть под пальмой, так как она быстро уходит в землю или
испаряется от жары.
Такое острое противоречие, обусловленное физическими процессами, проте-
кающими в физических объектах, как правило, наиболее эффективно решает-
ся с помощью фундаментального А-Навигатора № 4: разделение противоречи-
вых свойств в веществе. В данном случае такое разделение произошло на ос-
нове использования возможности перехода вещества в другое фазовое
состояние. Действительно, вода может долго находиться под пальмой, но в
состоянии льда. Точнее, на некотором интервале времени (пока лсд полно-
стью не растает) в одной области пространства (на земле вокруг пальмы) вола
находится в двух состояниях: одна часть — в виде льда, а другая — в виде
жидкости.
Эта рекомендация в конкретном и практичном виде содержится также в ком-
плексном А-Навигаторе № S2-4 (Стандарт 5.3.1):
Использовать дробление вещества (поля), применить капиллярно-пористые
структуры, ввести динамизацию полей и компонентов, использовать фазовые
переходы вещества, применить согласование/рассогласование ритмики и частот.
А-Навигаторы были получены на основании реинвентинга десятков тысяч
изобретений, которые показали, что именно такими трансформациями были
получены выдающиеся технические идеи.
В то же время в учебнике не обязательно и даже не желательно объяснять мо-
дели трансформаций на сложных технических примерах, понятных сравни-
тельно узкому кругу специалистов. Напротив, следует подбирать примеры,
понятные как можно более широкому кругу читателей. Этому принципу мы
будем следовать и далее.
Для закрепления только что проведенного реинвентинга рассмотрим еще две
учебные задачи из классической ТРИЗ.
Пример 11. Как обеспечить подачу газа в шахту. Для ряда операций в шахтах
иногда целесообразно использовать горение некоторого рабочего вещества,
например, природного газа. Возникает следующая проблема: газ должен быть
непрерывно в зоне проведения технологических операций, и избытка газа не
должно быть для обеспечения пожарной безопасности. Кроме того, система
шлангов и труб длиной в несколько километров является сложной и дорогой.
Для обеспечения безопасности всей системы не строят систему шлангов или
труб, а поставляют газ отдельными порциями в баллонах. При этом газ не
сжимают, а переводят в жидкое состояние, в котором он занимает малый объ-
ем. Сменные баллоны хранятся в шахте на достаточно большом расстоянии от
места горения газа.
В этом «простом» технологическом изобретении реализовано сразу несколько
А-Навигаторов!
Во-первых, применены уже знакомые нам фундаментальный А-Навигатор
№ 4 и комплексный навигатор № S2-4.
Во-вторых, применен фундаментальный А-Навигатор № 2: разделение проти-
воречивых свойств во времени. Действительно, рабочее вещество находится во
время горения в газообразном состоянии, а для хранения и транспортиров-
к и — в жидком. Причем для конкретного баллона эти интервалы времени
частично пересекаются, то есть имеют общую часть, длящуюся от начала ис-
пользования конкретного баллона до тех пор, пока в нем не закончится газ
(обратите внимание на аналогию с тающим льдом под пальмами).
В-третьих, применен фундаментальный А-Навигатор № 3: разделение противо-
речивых свойств в структуре. Осуществлен переход от непрерывной системы
транспортировки газа к дискретной, порционной, однако, вся система в це-
лом по-прежнему обеспечивает непрерывную подачу газа в рабочую зону. То
есть, части системы имеют одно функциональное состояние, а вся система в
целом — противоположное!
Пример 12. Как делают шоколадные бутылочки с ликером. Такие бутылочки
можно получать, например, таким способом: отливать из горячего жидкого
шоколада пустотелые бутылочки, после остывания наполнять их ликером и
закрывать бутылочку, снова разогревая верх горлышка до жидкого состояния
и сжимая горлышко до образования сплошной головки вверху бутылочки.
При этом каждая бутылочка создается из двух сплавляемых половинок, для
чего вдоль линии соединения этих половинок шоколад снова нужно разогре-
вать до жидкого состояния. Этот способ был сложен, дорог и низкопроизво-
дителен. Это объясняется тем, что сложны и дорогостоящи формы для залив-
ки шоколада. Низкая производительность объясняется медленным процессом
наполнения и освобождения форм, медленным процессом соединения поло-
винок бутылочки, медленным процессом заливки ликера, необходимостью за-
крытия горлышка бутылочки.
Здесь активно используется фундаментальный А-Навигатор № 4 и физи-
ко-технический эффект фазового перехода веществ. Однако, вся технология
недостаточно эффективна. Административная проблема: как можно улучшить
процесс в целом?
«Идеальный» технологический процесс должен исключить дорогие формы для
заливки шоколада, должен исключить получение бутылочки из двух полови-
нок, должен исключить операцию закрытия горлышка бутылочки! То есть, мы
требуем совершенно невозможного! Но, может быть, «невозможного» только
в рамках старой технологии? А почему бы не изобрести новую технологию,
именно ту, которая нам нужна, более «идеальную»?! Что нам мешает?
Прежде всего, нам мешает устойчивое стереотипное представление о «неизме-
няемой» последовательности операций в известном технологическом процес-
се. Нам мешает стереотипное представление о «неизменяемых» состояниях
веществ в технологических операциях.
Тогда давайте представим себе мысленно «идеальный» технологический про-
цесс, не задумываясь вначале о том, как он может быть реализован. То есть
представим его только как идеальную функциональную модель.
Пусть расплавленный шоколад заливается в некую «невидимую» форму так,
что сразу приобретает форму бутылочки, как будто внутрь металлической
формы вложена тоже «невидимая» форма в виде бутылочки. Посмотрите этот
процесс мысленно еще и еще раз! Обратите внимание, как обтекает шоколад
прозрачные формы. Кстати, не кажется ли вам, что верхняя форма вовсе не
нужна, так как шоколад вполне точно обтекает линии внутренней формы?!
Давайте откажемся от верхней формы! Уже неплохо! Но что делать с внутрен-
ней формой? Как ее извлечь из застывшей на ней шоколадной бутылочки?
Снова наблюдаем, как расплавленный шоколад обтекает нечто невидимое,
прозрачное, как стекло или лед. Кстати, «идеальный» технологический про-
цесс тот, в котором результат есть, а самого процесса как бы и нет! То же
можно сказать и о некоторой «идеальной» системе: функция есть, а системы
нет, и она не потребляет энергии и не занимает пространство.
Применим эту «идеальную» функциональную модель к нашей задаче. Пусть
внутреннюю форму вообще не нужно извлекать! Это может означать, напри-
мер, что она станет полезной частью готового изделия!? Вы еще не догада-
лись? Тогда попробуйте не читать дальше и снова мысленно наблюдайте, как
шоколад обтекает некую «внутреннюю форму». Подумайте, как из чего-то
«полезного» можно сделать «неизвлекаемую» форму?
Думаю, что Вы уже нашли решение: в качестве «внутренней» формы можно
использовать предварительно замороженный ликер. Я не привожу поясняю-
щего рисунка, чтобы не лишать Вас удовольствия нарисовать этот процесс са-
мостоятельно. Попробуйте! Это полезно и интересно.
А наша цель состоит в том, чтобы раскрыть теперь теоретическую, абстракт-
ную сторону этого решения.
Во-первых, мы применили фундаментальный А-Навигатор № 4 не только к
шоколаду, что имело место в традиционной технологии, но и к ликерному на-
полнителю.
Во-вторых, мы дважды применили комплексный А-Навигатор S2-4 в части,
касающейся физико-технического эффекта фазового перехода: заморажива-
ние ликера с его последующим таянием внутри готовой бутылочки и расплав-
ление шоколада с последующим его остыванием на ледяной вначале ликер-
ной форме!
В-третьих, здесь работает фундаментальный А-Навигатор № 1: разделение про-
тиворечивых свойств в пространстве. Вместо поиска действительно невоз-
можного способа извлечения внутренней формы из готовой шоколадной бу-
тылочки (если бы форма действительно была металлической) нужно исследо-
вать ресурсы самого внутреннего пространства! При этом все противоречия
снимаются путем использования пустого пространства внутри бутылочки для
заполнения полезным веществом!
Наконец, мы использовали еще два специализированных А-Навигатора!
Ледяная ликерная форма есть не что иное, как несколько уменьшенная копия
всей шоколадной бутылочки (готового продукта). А это есть реализация части
специализированного А-Навигатора № 10 «Копирование»:
вместо недоступного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта исполь-
зовать его упрощенные и дешевые копии.
В новой технологии не ликер «заливается» в бутылочку, а бутылочка «налива-
ется» на замороженный ликер! А это есть реализация специализированного
А-Навигатора № 11 «Наоборот»:
a) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное дей-
ствие (например, не охлаждать объект, а нагревать);
b) сделать движущуюся часть объекта (или внешней среды) неподвижной, а не-
подвижную — подвижной;
c) перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть его наизнанку.
Мы рассмотрели еще не все модели трансформаций, которые скрыты даже в
этих несложных примерах. Но наша цель была в том, чтобы увидеть их реаль-
ное существование в окружающих нас реальных объектах.
Уже теперь Вы можете подойти к анализу интересующих Вас задач более вни-
мательно, с более глубоким пониманием скрытых системных связей.
Ваши аналитические и творческие возможности неизмеримо увеличатся, ко-
гда Вы тщательно изучите «навигаторы мышления» и А-Алгоритмы, предла-
гаемые в этом учебнике. И все же иногда Вы установите, что задача не реша-
ется на основе доступных Вам методов и знаний. Вы можете прийти к выводу,
что нужно заменить всю систему в целом, может быть даже заменить сам
принцип, на котором система основана, и провести дополнительные научные
исследования. Но и в таких случаях Ваше решение не будет отступлением или
поражением, а будет обоснованным стратегическим решением.
В 1996 году я представлял пионерский софтвер «Invention Machine» и его но-
вейшую версию «TechOptimizer» фирмы Invention Machine Corp., USA на
крупнейшей всемирной индустриальной выставке Industriemеsse в Ганновере,
Германия. Оставляя иногда свой стенд на ассистента, я посещал другие стен-
62
ды и предлагал специалистам R&D наши методы и софтвер. Софтвер и ме-
тоды имели большой успех. Напротив был павильон крупной компании
из-под Штутгарта, производящей электромоторы в огромном диапазоне раз-
меров — от миниатюрных для приборостроения до многометровых для океан-
ских судов. На длинной магнитной доске робот-манипулятор непрерывно пе-
реставлял магнитные кружочки, сохраняя в целом следующий рекламный
слоган:
КАЧЕСТВО МЫШЛЕНИЯ = КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Я записал этот ударный слоган для применения на семинарах и вскоре встре-
тился с профессором, руководителем R&D-отделения этой компании. Его
первая реакция на мое предложение познакомиться с ТРИЗ и софтвером была
очень лаконичной, отразившей позицию многих руководителей компаний и
даже отделений R&D. Он ответил холодно и вызывающе: у нас нет проблемы
изобрести, а вот может ли ваша «Invention Machine» помочь нам продавать?!
Завершение нашей дискуссии я привожу далее в разделах Стратегия изобре-
тения и Тактика изобретения.
А вот для обдумывания записанного слогана появилось гораздо больше осно-
ваний. Хотя в целом желание достичь более высокой конкурентоспособности
без инноваций можно было сразу же определить как «бунт на коленях» по об-
разному выражению самого Генриха Альшуллера в подобных ситуациях.
После этого в течение 3 лет состоялось еще около 130 встреч с представителя-
ми промышленности и исследовательских организаций. В итоге представле-
ние о качестве мышления приняло следующий вид (рис. 7.1).
Функциональная полнота означает способность и готовность создавать идеи с
учетом комплексных требований к качеству системы (продукта). Решение,
ориентированное только на один показатель, часто оказывается непригодным
из-за острого конфликта с другими показателями качества системы или из-за
конфликта с другими системами, например, с Природой.
Конструктивность означает способность и готовность целенаправленно и
обоснованно совершенствовать систему, не отступая от цели, но и не подда-
ваясь амбициозным или, наоборот, пораженческим настроениям. Конструк-
тивность означает также способность и готовность к прорыву, к лидерству.
Скорость означает способность отвечать на вызов без запаздывания. Скорость
означает способность уходить в отрыв и предложить вызов.
Устойчивость — мышление должно успешно выдерживать воздействие ме-
шающих факторов.
Что снижает качество мышления? Ответ на этот вопрос также сформировался
на основе еще более продолжительного времени и опыта (рис. 7.2).
Полная компенсация всех указанных на рис. 7.2 негативных факторов была
бы возможна при реализации следующих позитивных факторов (рис. 7.3).




Однако пока не приходится рассчитывать на немедленное изменение системы
высшего образования, равно как и на повсеместное преподавание ТРИЗ. В то
же время есть возможность самостоятельного изучения ТРИЗ и прохождения
тренингов по этой технологии. Все больше и больше фирм предлагают услуги
в этом направлении.
Далее, в чем конкретно лежат затруднения, с которыми каждый специалист
сталкивается в своей работе почти непрерывно? Чем различаются такие, каза-
лось бы, одинаковые понятия, как «задача» и «проблема»? Ответы на эти во-
просы могут немало прояснить также, в чем разница между творческим и ру-
тинным, стандартным решением.
Рекомендации большинства методологов творчества относятся в основном к
этапу генерации решения, к моменту, в котором предшествующий труд и
упорное размышление над проблемой соединяются с вдохновением и приво-
дят к озарению, инсайту и возникновению идеи. При этом немало полезно-
го разработано для развития таких компонентов творчества, как ассоциатив-
ное мышление, концентрация внимания, улучшение памяти, преодоление
негативных стереотипов. Наши усилия по созданию эффективных техноло-
гий для решения творческих проблем мы также концентрируем именно
здесь. Хотя, как будет видно из дальнейшего, ТРИЗ охватывает все этапы
решения проблем.
И кроме этого, целью ТРИЗ является сокращение трудоемкости подготовки
проблемы к решению и создание принципиально более благоприятных усло-
вий для проявления личных способностей специалиста, для укрепления его
уверенности в правильности и эффективности наших методов. Именно на-
дежность и эффективность методов ТРИЗ создают реальную мотивацию, ве-
дущую к настоящему вдохновению.
Нередко даже задачи одного типа могут быть решены только различными ме-
тодами. Обычно это связано с уровнем сложности задачи. Причем, если задача
становится сложной из-за ее размерности, то можно говорить о сложности
как о большой трудоемкости. Задачу часто называют проблемой именно из-за
большой трудоемкости решения.
Предположим, что для поиска оптимального сочетания параметров како-
го-либо объекта Вам надо рассмотреть 10 факторов при 10 значениях каждого
из них. Если даже Вы будете тратить на анализ одного сочетания 1 секунду, то
решение всей задачи потребует более 300 лет! Здесь не обойтись без математи-
ческой модели и хорошего компьютера. Более того, многие комбинаторные
задачи не под силу и современным компьютерам.
И все же главным признаком для определения задачи как проблемы является
недостаточность или недостоверность информации о задаче или о методе ее
решения (рис. 7.4). К особому признаку относится ограничение по каким-ли-
бо ресурсам, особенно часто — по ресурсу времени для решения задачи. Ино-
гда даже простые задачи превращаются в серьезные проблемы при недостатке
времени для их решения.




Рассмотрим несколько примеров.
Пример . Перемножение в уме двух однозначных чисел, например.
5 х 6 = 30, является простой задачей. Более того, это стандартная табличная
задача, для которой известен и автоматически воспроизводится ответ (реше-
ние).
Пример . Перемножение в уме двух трехзначных чисел, например.
479 х 528 = ?, да еще при ограничении времени на решение, допустим. 20 се-
кундами, мало кому доступно из людей всей планеты. Это — трудно разреши-
мая без специальной тренировки проблема. Хотя существует метод перемно-
жения с записью «в столбик», который вполне за минуту позволяет решить
эту задачу.
Пример . Всего лишь 2 века назад решение квадратичного уравнения вида
выполняли только графически или последовательным подбо-
ром подходящих решений (корней). Сейчас метод решения представлен в из-
вестной аналитической формуле: Проблема была
переведена в ранг задачи.
Пример . Злой герой из известной легенды, желая завладеть юной красави-
цей, ставит условие, по которому он освободит от долга ее отца и отпустит ее,
если она при свидетелях на площади достанет из мешочка белый камешек,
а не черный. При этом он тайно кладет в мешочек два черных камешка. Что
Вы посоветуете девушке для спасения? (Дополнительная информация: девуш-
ка достоверно узнала о коварном замысле.)
Пример . Известно, что дорожные пробки на автобанах и на улицах городов
возникают потому, что пропускная способность (основной функциональный
ресурс) этих транспортных путей исчерпана, по крайней мере, в часы «пик»
либо при малейшем появившемся препятствии в виде неисправного или раз-
гружающегося автомобиля, ремонта ближайшего к дороге здания или дороги.
В Германии, например, исчерпаны ресурсы земли для строительства парал-
лельных путей. Можете ли Вы предложить перспективные технические идеи
для модернизации существующих автобанов и улиц? Можете ли Вы предло-
жить новые транспортные системы для городов и междугородных коммуника-
ций? Можете ли Вы основательно защитить свои идеи?
Вполне очевидно, что решение проблем, приведенных в примерах и , тре-
бует изобретательного подхода и незаурядных творческих способностей. Так,
для решения проблем, представленных в примере , сегодня (начало III ты-
сячелетия!) работают целые исследовательские институты. Но эффективные
решения еще не известны человечеству!
Решение примера , найденного бедной девушкой, казалось бы, в безнадеж-
ной ситуации, объясняет нам психолог и педагог Edward de Bono. Девушка
достает один из камешков и выбрасывает его, не показывая никому, после
чего просит всех посмотреть на оставшийся камешек. Если он черный, то вы-
брошенный камешек был белый, и, следовательно, они с отцом свободны!
Злой герой проиграл, так как он не может раскрыть свой замысел, отказыва-
ясь достать оставшийся камешек и требуя найти выброшенный.
Полезность этого примера и его объяснения не только в том, что мы не долж-
ны сдаваться вообще ни в каких ситуациях, но и в том, что мы должны как
минимум рассмотреть ситуацию с разных точек зрения, учесть возможности
изменить ее, найти ресурсы для этого, часто спрятанные совсем рядом.

Действительная проблема нередко заключается в том, что мы либо
вообще не пытаемся найти не очевидные на первый взгляд ресурсы,
либо, надо признать, не умеем это делать.

Ориентировочная оценка количества задач разного уровня сложности, встре-
чающихся в патентном фонде, полученная еще Г. Альтшуллером, близка к из-
вестной пропорции «80 : 20» (рис. 7.5).
В основе решения любой задачи лежат профессиональные знания. Это условие
необходимое, но не достаточное.

Для того, чтобы перевести проблему в ранг задачи (рис. 7.4), нужно, как ми-
нимум, удовлетворить условиям достаточности, а именно, иметь полную и
достоверную информацию о проблемной ситуации, располагать достаточны-
ми ресурсами и знать методы, с помощью которых можно всю совокупность
очевидных и скрытых ресурсов трансформировать в идею решения.
Еще раз вспомним, что рекомендуют такие традиционные подходы, как. на-
пример, метод фокальных объектов, брейнсторминг, синектика и морфологи-
ческий анализ (рис. 2.2—2.5):
• ищите случайные ассоциации;
• фантазируйте;
• почувствуйте себя в роли объекта;
• перебирайте все возможные комбинации.
Эти методы в целом небесполезны и нередко могут привести к решениям не-
которых стандартных проблем. Но с ростом сложности проблем эти методы
быстро теряют свою эффективность. Строго говоря, они не способны стиму-
лировать вдохновение. Следствием являются длительные и беспомощные по-
иски, большие материальные и интеллектуальные затраты, слабые и непри-
годные идеи, ошибочный отказ от достижения действительно перспективных
целей.
Нужны высокоэффективные методы направленного мышления при ре-
шении конструкторско-технологических проблем с острыми физи-
ко-техническими противоречиями. Нужны конкретные конструктивные
навигаторы для конкретных проблемных ситуаций.

Именно ТРИЗ предоставляет мыслительные навигационные инстру-
менты и навигационные системы для решения как стандартных, так и
нестандартных технических проблем.

ТРИЗ является системой, дисциплинирующей мышление. Специалист, владею-
щий ТРИЗ, психологически защищен и вооружен, так как глубоко сознает,
что он владеет лучшим инструментарием для изобретательного мышления,
который до настоящего времени выработало человечество. Это дает уверен-
ность в своих силах и, как ничто другое, способствует вдохновенному и сме-
лому решению проблем.




ТРИЗ является качественной теорией. Модели такой теории представляют со-
бой рекомендации, правила, инструкции, рецепты, образцы. Все эти модели

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign