LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 31
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

эффекты геометрического подобия:
a) предположительно, по периметру основания будущей пирамиды выкапыва-
лась траншея, которая заполнялась водой. По наклону уровня воды относи-
тельно краев траншеи можно было судить о горизонтальности подготовлен-
ной строительной площадки.
b) этот ответ известен достоверно. Высота пирамиды контролировалась на ос-
нове принципа подобия по сравнению с высотой вертикально стоящей вехи в
момент, когда высота вехи становилась равной длине ее тени. В этот момент
длина тени пирамиды была равна ее высоте.
c) могло использоваться свойство прямой линии. С двух сторон можно было
установить по две вехи так, чтобы третья веха, установленная в середине пло-
щадки была бы третьей точкой, лежащей на двух взаимно перпендикулярных
прямых линиях, каждая из которых включает две вехи и центральную веху.
По мере роста пирамиды достаточно было контролировать положение цен-
тральной вехи, поднимающейся вместе с верхним строительным уровнем.
d) есть две гипотезы, основанные на одном и том же эффекте: куча песка, на-
сыпаемая строго с вершины, как псевдотекучее твердое тело имеет форму пра-
вильного конуса, угол наклона образующей которого составляет около 52?. То-
гда можно было бы вместо средней вехи для контроля за симметрией пирамиды
насыпать достаточно высокий песчаный конус, и при строительстве пирамиды
контролировать одновременно симметрию и углы наклона граней. По второй
гипотезе пирамида строилась насыпанием конуса в центре строительной пло-
щадки до самого верха пирамиды. По мере роста гигантского искусственного
конуса он обкладывался блоками (которые мы и видим снаружи пирамид), и в
конусе устраивались из блоков укрепленные помещения и проходы.
37. Посол Исмений. Посол умышленно уронил перстень с пальца и наклонил-
ся, чтобы поднять его. Противоречие разрешено в структуре (действии): по
внешнему проявлению одно и то же, а по содержанию — нет.
38. Коронация императоров. Карл Великий выхватил корону из рук Папы и
сам надел себе на голову. То же сделал и Наполеон. Противоречие разрешено
в пространстве и во времени — часть целого действия (коронование) выпол-
нила одна персона, а другую часть — другая.
39. Пизанская башня. Ответ на второй вопрос (см. рисунок): с северной сторо-
ны под основанием башни были просверлены 12 отверстий, фундамент осел,
и вылет 7-го яруса башни уменьшился на 40 см и достиг, как считают, безо-
пасной величины в 4,07 м.




Практикум к разделам 6—7

40. Кубик льда. Функциональное идеальное моделирование: форма имеет вид
перевернутой усеченной пирамиды с достаточно пологими углами наклона
граней, из которой лед, расширяясь, будет «извлекаться» сам. Усиление: дно
формы сделано гибким и также заполнено водой, которая при замерзании вы-
толкнет кубики вверх. Приемы и стандарты, связанные с фазовым переходом.
41. Агрессивная жидкость. Идеальный конечный результат: налить агрессив-
ную жидкость в стакан из испытуемого материала (прием 11 Наоборот).
42. Колпачок для свечи. Колпачок укреплен на проволочном держателе, имею-
щем в основании форму трубки, надеваемой прямо на верхнюю часть свечи.
По мере горения верхняя часть свечи и держатель с колпачком опускаются.
Приемы 5, 6, 21, 29.
43. Кремлевские звезды. Ось вращения звезды смещена так, что звезда приоб-
ретает функцию флюгера. Чем сильнее ветер, тем надежнее звезда устанавли-
вается по ветру (приемы 21 Обратить вред в пользу и 29 Самообслуживание).
44. Заварник для чая. В нижней передней части заварника делается накопи-
тель для чаинок (см. рисунок). Разрешение противоречия в пространстве и
структуре.




45. Игрушка. Надувная или раздвижная игрушка. Разрешение противоречия
во времени, пространстве и структуре.
46. Переход на пляж. Для того, чтобы песок с пляжа не переносился обувью
на прогулочную зону, используется... солома и скошенная трава. Приемы
18 Посредник, 28 Заранее подложенная подушка и 31 Применение пористых
материалов.
47. Тренировка по прыжкам в воду. Ответ в разделе 12.3, пример 79.
48. Поезд метро. Поезд содержит меньше вагонов — разрешение противоречия
в структуре и пространстве.
49. Ги де Мопассан и башня Густава Эйфеля. Прием 34 Матрешка, но глав-
ное — разрешение противоречия в структуре и пространстве: чтобы не видеть
целого, можно забраться в часть этого целого.
50. Направление движения жидкости в трубе. Разрешение противоречия в ве-
ществе и во времени: нагреть пятно на трубе около повреждения и измерять
температуру трубы недалеко от места нагрева. Если температура вырастет, то
вода течет в направлении от места нагрева к месту измерения. Если темпера-
тура не изменится, то вода течет в обратном направлении.
51. Полки в обувном магазине. Отдельные коробки выдвинуты и играют роль
полок. Приемы 5, 12, 13, 19, 24.


Практикум к разделам 10—13
52. Рекламный плакат (1). Фирма ЗМ, USA включила в клеевой слой стеклян-
ные микрошарики. До прижатия плакат легко перемещается. Разрешение
противоречия во времени, материале и структуре. Использован комплексный
стандарт на введение добавок и принцип интеграции альтернативных систем.
53. Рекламный плакат (2). Плакат сделан из перфорированного материала —
изнутри хорошо видно все, что находится снаружи, так как глаза находятся
достаточно близко к отверстиям перфорации. Разрешение противоречия в
структуре и материале. В регионах с жарким климатом появляется сверхэф-
фект — плакат защищает от солнца.
54. Любая сковородка — тефлоновая! Прием 18 Посредник: фирма Дюпон
(США) выпускает тефлоновые пленки многократного применения, уклады-
ваемые в посуду.
55. Дверной звонок. Приемы 4, 5, 10, 12: используется миниатюрный, лежа-
щий в кармане источник звука с радиоприемным устройством, а от кнопки
дверного звонка срабатывает радиопередатчик, запускающий «карманный
звонок». Следующая задача: как сделать, чтобы во всех соседних квартирах не
срабатывали «карманные звонки», если гость пришел к одному из соседей?
56. Износ шин. Фирма Мишлен (Франция) выпустила цветные автопокрыш-
ки, которые могут стать весьма модными. По аналогии и на основе несколь-
ких технических эффектов, например, на химическом эффекте 22, можно сде-
лать покрышку, об износе которой можно судить по стиранию верхнего цвет-
ного слоя до появления сигнального слоя другого цвета.
57. Нейтрализация выхлопных газов холодного двигателя. Фирма SAAB (Шве-
ция) выпустила экспериментальный автомобиль, в котором в течение некото-
рого времени после пуска двигателя выхлопные газы собираются в емкость,
занявшую часть багажника, а в катализатор подаются после достаточного его
прогрева. Химический эффект 10 Разделение веществ вместе с приемами
5 Вынесение и 39 Предварительно антидействие.
58. Греющая одежда. Фирма Gateway Technologies (USA) выпустила ткань,
включающую микрокапсулы с полиэтиленгликолем. При замерзании это ве-
щество отдает часть тепла, которое было накоплено, когда ткань находилась в
теплом помещении. Комплексный стандарт на введение добавок и техниче-
ские эффекты, связанные с фазовыми переходами веществ, например, физи-
ческий эффект 4 Стабилизация температуры.
59. Микропинцет. Применение веществ с памятью формы по физическим эф-
фектам 6 и 12.
60. Как живут орлы и грифы? Физический эффект 17 и прием 18 Посредник: в
настоящее время это можно сделать достаточно просто и эффективно — уста-
новить для наблюдения миниатюрные передающие телевизионные камеры с
автономными источниками питания.
61. Белый светодиод. Исследователи Института прикладной физики твердого
тела во Фрайбурге (Германия) ввели несколько микрограммов люминисцент-
ного красителя в прозрачный линзообразный корпус синего светодиода. Кра-
ситель поглотил синее излучение нитрида галлия, и световод стал светиться
белым светом. Химический эффект 27 и другие.
62. Зеркало для телескопа. Медленное вращение 45-тонной расплавленной
массы в специальной форме приводит к образованию параболического тела
вращения. Можно сказать, что на заводе Шотт (Германия) применили не-
сколько геометрических эффектов, включая эффект 8 Повышение управляе-
мости, а также физический эффект 6 Управление перемещением объектов.
63. Заморозка ягод и фруктов. Заморозку ведут в потоке сильно охлажденного
(псевдоожиженного) воздуха. Продукты успевают обморозиться до соприкос-
новения с конвейером и поэтому не смерзаются вместе. В новой установке,
созданной в Санкт-Петербурге (Россия) просматривается применение приема
33 Проскок и физических эффектов из группы 2 Понижение температуры и
группы 6 Управление перемещением объектов.
64. Непадающая зубная щетка. См. пример 41 в разделе 9.2 Функциональное
идеальное моделирование
65. Тренировка скалолазов. Учеными из Университета Потсдам (Германия)
разработан специальный стенд на основе вращающегося диска с укрепленны-
ми на нем выступами для зацепления руками и ногами. Ось вращения диска
также может менять положение. Приемы 7, 10, 19, 20, 22.
66. Супермаховик. Решение основано на тонком физическом эффекте:
Конструкции, имеющие в статике форму «застывшей» динамической поверх-
ности с определенными свойствами, ведут себя в динамике и под нагрузкой
подобно эластичным объектам. Так и поверхность опоры центра имеет изгиб
по аналогии с линией наибольшего напряжения вращающейся скакалки.
Такой центр изобретен в коллективе создателя суперма-ховиков и двигате-
лей на их основе профессора Гулиа в Московском авиационном институте
(Россия).
67. Испытания провода. На фирме SIEMENS (Deutschland) кусок контактного
провода замкнули в кольцо диаметром 3 метра и закрепили на диске, вращае-
мом управляемым электродвигателем. На этом стенде испытываются также
новые токосъемники и изучаются процессы искрообразования и электромаг-
нитных излучений. Приемы 7, 10, 11, 22 вместе с физическими эффектами 17,
20 и другими.
Практикум к разделам 14—15
Задачи 35—43 на момент выхода книги не имеют контрольных ответов.


Практикум к разделам 16—17
44. Закалочная ванна. Завершите решение трех задач для примера 14.1, осно-
вываясь на формулировках, полученных в примере 14.1 (продолжение 10 в
конце раздела 14.2). Контрольное решение: создание в ванне слоя из углеки-
слого газа.
Ответы на другие вопросы и задачи 45—48 нужно искать самостоятельно.


Практикум к разделам 18—19
49. «Увидеть» невидимое. На тело проецируется копия будущего потока рент-
геновских лучей, но в виде безвредного и видимого светового излучения. Из-
лучаемый свет используется перед включением рентгеновского аппарата.
Прием 09 и 10.
50. Допустить «невозможное». Все контрольные идеи имеются, но не приво-
дятся, чтобы не ограничивать Ваших поисков.
51. Понять «непостижимое». Контрольное решение имеется, но — единствен-
ный случай в этом учебнике — не приводится. Найдите решение самостоя-
тельно.
52. Достойные цели. Задачи носят учебный характер и предназначены для дис-
куссий в творческой аудитории. Это — вызов всем изобретателям.
1. О психологии изобретательского творчества. Журнал «Вопросы психоло-
гии» ( М , 1956. № 6; с Р. Шапиро).
2. Как научиться изобретать (1961).
3. Основы изобретательства (1964).
4. Алгоритм изобретения (1973).
5. Творчество как точная наука (1979).
6. И тут появился изобретатель (1984, 1987, 1989).
7. Найти идею (1986).
8. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности
(1994; с И. Верткиным).




на русском языке
www.altshuller.ru
www.ariz.ru
www.natm.ru
www.trizland.ru
www.triz-ri.ru
www.triz.org.ru
www.trizway.ru

на английском языке
www.triz-journal.com

веб-сайты автора
www.modern-triz-academy.ru
www.modern-triz-academy.com
www.easytriz.com
www.handytriz.com
Презентация книги специалистом ТРИЗ 4

Предисловие автора к первому и второму изданиям на русском языке 6

Т Р И З в начале XXI века. Предисловие автора 13

ВВЕДЕНИЕ 17
1. Изобретение цивилизации 18
2. Реинвентинг — ключевая концепция обучения
и самообучения для ТРИЗ 21

МЕТОДЫ ИЗОБРЕТЕНИЯ 33
3. Изобретение 34
3.1. Открытие и изобретение 34
3.2. Уровни изобретений 36
4. Изобретательское творчество 38
4.1. Изобретение теорий изобретения 38
4.2. Традиционные методы изобретения 48
5. Классическая ТРИЗ 54
5.1. Идеи ТРИЗ 54
5.2. Становление классической ТРИЗ 56
5.3. Структура классической ТРИЗ 62
Практикум к разделам 3—5 67

А-СТУДИЯ: АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ 69
6. От практики к теории 70
6.1. А-Навигация мышления 70
6.2. А-Навигаторы изобретения 74
7. Дисциплина творчества 86
7.1. Вдохновение и дисциплина 86
7.2. Мета-Алгоритм Изобретения 92
8. Оперативная зона 107
8.1. Эпицентр проблемы 107
8.2. Ресурсы 112
9. От существующего к возникающему 122
9.1. Противоречия 122
9.2. Функциональное идеальное моделирование 131
9.3. Редукция и трансформации 139
9.4. Классификация А-Моделей трансформации 162
Практикум к разделам 6—9 164
КЛАССИЧЕСКИЕ НАВИГАТОРЫ ИЗОБРЕТЕНИЯ А-СТУДИИ 167
10. Навигаторы стандартных решений 169
10.1. Таблица комплексных трансформаций 169
10.2. Принципы применения стандартных решений 170
11. Навигаторы решения технических противоречий 180
11.1. Интеграция инверсных технических противоречий 180
11.2. А-Каталог и А-Матрица специализированных
навигаторов 182
11.3. Принципы применения специализированных
навигаторов 184
11.4. Интеграция альтернативных противоречий —
метод CICO 200
12. Навигация решения физических противоречий 206
12.1. Интеграция физических противоречий 206
12.2. Каталоги фундаментальных навигаторов 210
12.3. Принципы применения фундаментальных навигаторов 214
13. Навигаторы поиска нового принципа функционирования 231
13.1. Каталоги технических эффектов 231
13.2. Принципы применения технических эффектов 233
Практикум к разделам 10—13 245
СТРАТЕГИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ 247
14. Управление развитием систем 249
14.1. Развитие систем 249
14.2. «Идеальная машина» 254
14.3. Кривая роста главного параметра системы 257
15. Классические ТРИЗ-модели инновационного развития 263
15.1. ТРИЗ-Законы развития систем 263
15.2. Линии системо-технического развития 266
15.3. Интеграция альтернативных систем 282
Практикум к разделам 14—15 293

ТАКТИКА ИЗОБРЕТЕНИЯ 295
16. Диагностика проблемы 297
16.1. Типы проблемных ситуаций 297
16.2. Алгоритм диагностики проблемной ситуации 300
17. Верификация решения 306
17.1. Эффективность решения 306
17.2. Развитие решения 308
17.3. Алгоритм верификации решения 311
Практикум к разделам 16—17 314

ИСКУССТВО ИЗОБРЕТЕНИЯ 315
18. Практицизм фантазии 317
18.1. Неалгоритмические ТРИЗ-методы 317
18.2. Модели «Фантограмма» и «Было — Стало» 321
18.3. Моделирование маленькими фигурками 328
19. Интеграция ТРИЗ в профессиональную деятельность 331
19.1. Мотивация и развитие личности 331
19.2. Адаптация ТРИЗ-знаний к профессии 333
19.3. Десять типичных ошибок 337
19.4. Примеры реинвентинга 338
Практикум к разделам 18—19 349
РАЗВИТИЕ ТРИЗ 351
20. Выбор стратегии: человек или компьютер? 353
20.1. ТРИЗ-знания: стратегии развития и применения 353
20.2. Homo Inventor: человек изобретательный 356
20.3. CROST: пять ядер творчества 359
21. CAI: Computer Aided Innovation/Invention 363
21.1. От Invention Machine к Co Brain 363
21.2. От Problem Formulator к Innovation Workbench 364
21.3. TRIZ Idea Navigator™: интеграция интеллектов 365
Послесловие автора 380
ПРИЛОЖЕНИЯ: каталоги навигаторов А-студии 385
Приложение 1. Каталог Структурно-функциональные модели 386
Приложение 2. Каталог А-Компакт-Стандарты 387
Приложение 3. А-Матрица для выбора специализированных
А-Навигаторов 389
Приложение 4. Каталог специализированных А-Навигаторов 393
Приложение 5. Каталог фундаментальных А-Навигаторов 403
Приложение 6. Каталог фундаментальных А-Навигаторов,
А-Компакт-Стандартов и классических стандартов 404
Приложение 7. Каталог фундаментальных трансформаций
со специализированными А-Навигаторами 406
Приложение 8. Каталог физических эффектов 408
Приложение 9. Каталог химических эффектов 411
Приложение 10. Каталог геометрических эффектов 414
Указатель примеров 415
Ответы и решения 419
Практикум к разделам 3—5 419
Практикум к разделам 6—7 420
Практикум к разделам 10—13 421
Практикум к разделам 14—15 424
Практикум к разделам 16 —17 424
Практикум к разделам 18 —19 424
Указатель терминов 425

Избранные работы Г. С. Альтшуллера 428

Дополнительные источники информации 428
www.natahaus.ru
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления!
Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах,
и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена!
По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги
обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям,
либо в соответствующие организации торговли!
www.natahaus.ru


Михаил Александрович Орлов


Основы классической ТРИЗ
Практическое руководство
для изобретательного мышления




Ответственный за выпуск
B. Митин
Макет и верстка
C. Тарасов
Обложка
Е. Холмский




ООО «СОЛОН-ПРЕСС»
123242, г. Москва, а/я 20
Телефоны:
(095) 254-44-10, (095) 252-36-96, (095) 252-25-21
www.solon-press.ru. E-mail: Solon-Avtor@coba.ru



По вопросам приобретения обращаться:
ООО «Альянс-книга КТК»
Тел: (495) 258-91-94, 258-91-95
www.abook.ru


ООО «СОЛОН-ПРЕСС»
103050, г. Москва, Дегтярный пер., д. 5, стр. 2
Формат 70x100/16. Объем 27 п. л. Тираж 1500
Отпечатано в ООО «Арт-диал»
143983, МО, г. Железнодорожный, ул. Керамическая, д. 3
Заказ № 139

<< Пред. стр.

страница 31
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign