LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 30
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Это должен был быть простейший софтвер с единственным (!) экраном для
сквозного прохода по алгоритму МАИ при решении «всех» проблем — и ни-
чего больше! Не считая небольшого количества вспомогательных всплываю-
щих окон. А схема алгоритма «Т-Р-И-3» должна все время присутствовать на
экране и запоминаться «навсегда».
Софтвер поддерживается специально написанным для этого уровня пользова-
телей, простым, но достаточно строгим в определениях учебником пол назва-
нием EasyTRIZ (91) («Нетрудный ТРИЗ»).
Скрин-шот основного экрана софтвера Idea Navigator™ EasyTRIZ™ показан
на рис. 21.3.
В этом софтвере также используются новые названия для «классических» по-
нятий «Техническое противоречие» и «Физическое противоречие». «Классиче-
ские» названия для бинарных моделей противоречий не подходят для многих
практических ситуаций, которые не относятся к техническим объектам, осо-
бенно с участием человека.
Так для замены понятия «Техническое противоречие» на английском языке
хорошо подходит «Standard contradiction». Смысл нового названия в том, что-
бы указать на способ разрешения этого противоречия, включающего подбор
подходящих названий конфликтующих свойств (плюс- и минус-факторов) из
«стандартных» 39 факторов и ведущих к выбору «стандартных» навигаторов
(приемов) для разрешения именно этого «стандартного» противоречия.
Для замещения понятия «Физическое противоречие» вполне подходит «Ради-
кальное противоречие». Во-первых, модель этого противоречия лежит в осно-
ве, в «корне» любого «Стандартного противоречия», а во-вторых, разрешение
этого противоречия, если уж не удалось решить проблему на уровне «Стан-
дартного противоречия», возможно исключительно путем радикальной транс-
формации исходной ситуации на основе четырех фундаментальных навигато-
ров — одного, двух или в иных сочетаниях.
Названия «Стандартное противоречие» и «Радикальное противоречие» были
введены после немалых обсуждений и поисков. Но они открывают возмож-
ность их универсального применения для любых без исключения ситуаций и
объектов без всяких натяжек и неудобств при интерпретации, особенно при-
менительно к межперсональным конфликтам.
При соответствующем расширении типов примеров в софтвере (либо при до-
полнении специальными учебными пособиями) он может стать универсаль-
ным средством для обучения основам ТРИЗ школьников и студентов, специа-
листов любого профессионального направления.
Подготовка и запись информации о процессе решения задачи реализуется на
бланке, структура полей которого близка к полному SMART-формату
(рис. 21.2).
Некоторые другие версии софтвера Idea Navigator также используют SMART
T-R-I-Z.
91
www.easytriz.com
Этот софтвер92 также разработан на основе SMART-2000.
В отличие от EasyTRIZ™, софтвер Idea Navigator™ HandyTRIZ™ включает инст-
рументы из трех студий А, В и С (рис. 21.4) и ориентирован на профессиональ-
ное применение инженерами и исследователями, знакомыми с основами ТРИЗ.




Каждая студия использует одну и ту же схему МАИ, но со «своими» инстру-
ментами.
Студия А включает все главные А-навигаторы. Используются также и новые
инструменты, разработанные в последнее время на основе А-Матрицы.
Студия В включает метод «Размер — Время — Стоимость» и матрицу для
брейнсторминга.
Студия С включает наиболее популярные инструменты на базе линий разви-
тия ресурсов.
Работа в каждой студии поддерживается Проект-навигатором (рис. 21.5), ко-
торый автоматически записывает информацию, созданную пользователем в
процессе решения задачи. При этом регистрация любой информации реализу-
ется в одной и той же стандартной МАИ-структуре.
Каждый пример для пояснения действия любого навигатора имеет МАИ-фор-
мат (см. далее Примеры 128 и 129). Этим задается стандартный формат для ре-
шения проблемы как начинающим, так и профессиональным пользователем.
Специальные всплывающие окна используются для промежуточных записей и
для записи новых идей. Все окна могут быть «свернуты», если временно не
используются (см. рис. 21.5, на котором окно «Идея» свернуто в «линию»).
«Ведущим» окном является окно SMART-навигатора, появляющееся на экра-
не справа (рис. 21.6). Оно помогает пользователю легко ориентироваться в его
текущем «положении» на определенном этапе МАИ и «вспоминать» приме-
няемый инструмент в процессе решения. Если SMART-навигация временно
не нужна, то это окно сворачивается либо удаляется с экрана.
В дополнение к инструментам указанных трех студий всплывающее окно «До-
минатор» (рис. 21.5) реализует также один из простейших инструментов
D-студии, а именно, психологическую поддержку на основе цветовой стиму-
ляции. В этом окне пользователь может задавать цвет, который соответствует
его субъективному предпочтению на том или ином этапе МАИ, либо при
применении определенного инструмента.
Здесь реализована «динамизация» известного метода де Боно Six Thinking Hats
(Шесть Мыслительных Шляп), так как можно менять цвета для разных «твор-
ческих фаз». Для отдыха или стимуляции мышления можно раскрывать окно
«Доминатор» на весь экран.
Весьма важно то, что стандартная структура МАИ используется для навига-
ции во всех версиях софтвера. Благодаря этому, пользователь может легко пе-
реходить к следующей версии по мере накопления достаточного опыта при
работе с предшествующей версией.
Комбинирование инструментов трех студий дает пользователю большую сво-
боду в управлении процессом решения проблемы.
Софтвер Idea NavigatorTM HandyTRIZTM занимает промежуточное положение
между софтвером EasyTRIZ™ и наиболее продвинутой версией TRIZ
PentaCORE™, которая описывается далее.
Ниже представлена укрупненная структура софтвера Idea Navigator™ TRIZ
PentaCORE™ (рис. 21.7 и 21.8), развиваемого под руководством автора и пре-
доставляющего пользователям максимальные удобства для творческого реше-
ния инженерных проблем на основе интеграции самых мощных и проверен-
ных практикой теорий и методов.

По совокупности функциональных свойств и по уровню системной
TM
интеграции TRIZ PentaCORE является пионерским софтвером,
не имеющим аналогов.

В основе концепции софтвера TRIZ PentaCORE™ лежит фундаментальная
идея интеграции рационально-логического интеллекта и эмоционального интел-
лекта. TRIZ PentaCORE™ содержит пять инструментальных модулей-ядер, оп-
ределивших название софтвера, и один центральный модуль общесистемной
навигации (рис. 21.7). Модули называются студиями, модели и инструменты
которых человек выбирает и применяет в своем творчестве. Важнейшие моде-
ли и инструменты студий, приведенные на рис. 21.8, в TRIZ PentaCORE™ на-
зываются навигаторами (см. раздел 6. От практики к теории).
Важную роль для интеграции интеллектов играют два навигатора из управляю-
щего F-Модуля: Мега-Навигатор и Мета-Навигатор. Название модуля F оп-
ределяется его прямым отношением к фундаментальному понятию абстракт-
ной алгебры и конструктивной математики Functor (сложное преобразование
между категориями, чему строго соответствует Мета-АРИЗ) и определению
Frontal, ассоциативно указывающему на связь с фронтальными (лобными) от-
делами мозга, ответственными за генерацию идей (см. рис. 20.2, 20.3 и 20.10).
Мега-Навигатор опирается на таблицу выбора стратегии и стиля мышления
(приводится в сокращенном виде на рис. 21.9).
Мета-Навигатор реализует функции Мета-АРИЗ (см. раздел 7.2. Мета-Алго-
ритм изобретения). При этом в цветовой гамме оформления (рис. 21.10) и в
инструкциях к применению Мета-Навигатор интегрирует идею навигации
мышления по де Боно под названием «Six Thinking Hats» — «Шесть мысли-
тельных шляп». В основе этой идеи лежит управление эмоциональным интел-
лектом в процессе творческого поиска решения проблемы.
Мета-Навигатор является инвариантной, а значит, хорошо узнаваемой, струк-
турой для всех студий софтвера TRIZ PentaCORE™. При этом Мета-Навигатор
любой студии на фазах Диагностика и Редукция опирается на модели и реко-
мендации классической ТРИЗ, изложенные в настоящем учебнике.
Таким образом, софтвер TRIZ PentaCORE™ ориентирован на четыре (со вто-
рого по пятое) фундаментальных направления развития ТРИЗ-знаний. TRIZ
PentaCORE™ является универсальной системой на основе ТРИЗ, интегрирующей
также методы психологической поддержки инновационной и изобретательской
деятельности и модели закономерностей, ограничений и целей экологического и
социального прогресса, и имеющей механизмы для интеграции с другими система-
ми поддержки деятельности человека, например, с системами образования, про-
ектирования, управления, научных исследований.
Дальнейшую информацию можно получать в Интернет по адресу
www.modern-triz-academy.com.
В дополнение к изложенному приведем два примера из банка софтвера Idea
Navigator™ EasyTRIZTM. Они отражают также общий ход работы в EasyTRIZ
(за исключением передачи цветовой поддержки).
Пример 128. Прогулочная подводная лодка

Тренд

Создание автономной прогулочной подводной лодки требует больших денеж-
ных затрат и сопряжено с большим количеством проблем обеспечения надеж-
ности и безопасности. Поэтому в конечном итоге такие проекты приводили к
большой стоимости такой услуги для клиентов и не имели большого распро-
странения. Административное противоречие: что можно сделать для создания
коммерчески выгодного аттракциона пребывания отдыхающих, спортсменов
или исследователей под водой?
Редукция

Прежде всего административное противоречие необходимо перевести в техни-
ческое.
Стандартное противоречие (СП) 1: прогулочная подводная лодка должна быть
простой в эксплуатации, но из-за внешних вредных воздействий она может
стать небезопасной.
СП 2: при простоте эксплуатации лодка должна быть недорогой, а значит, не-
сложной в изготовлении.
03 и ведущие оперативные ресурсы: конфликтуют функциональные свойства
всей системы в целом.
Макро-ФИМ: Х-ресурс, абсолютно не усложняя систему и не вызывая нега-
тивных эффектов, обеспечивает вместе с другими имеющимися ресурсами по-
лучение
[недорогой, безопасной, простой в эксплуатации подводной лодки для прогулок].
Модели СП:




Явно выделяется прием 05 Вынесение.
Изобретение
Идея по навигатору 05: оставить главную полезную функцию (находиться под
водой) за корпусом подводной лодки, а функции управления, перемещения и
обеспечения безопасности вынести в надсистему, применив буксирующее
судно (Х-ресурс). При этом пассажиры могут изменять глубину погружения и
осуществлять небольшие отклонения относительно курса буксирующего суд-
на. В частности, подводная лодка может быть открытой, а пассажиры могут
быть в скафандрах или в легких водолазных костюмах.
Зуминг
Оба СП устранены.
Краткое описание примера
С целью создания недорогой и простой в экс-
плуатации прогулочной подводной лодки глав-
ная полезная функция (находиться под водой)
оставлена за конструкцией лодки, а функции
управления, перемещения и обеспечения безо-
пасности вынесены в надсистему, а именно, пе-
реданы буксирующему судну (навигатор 05).
Пример 129. Летающая цистерна
Тренд
При тушении пожаров в высотных зданиях исключительно сложной пробле-
мой является доставка воды и других гасящих веществ на нужную высоту. Ис-
пользование вертолетов часто затруднено из-за опасности задеть винтами за
здание и из-за большой задымленности, а иногда и опасности возгорания са-
мих вертолетов. Как можно увеличить возможность ликвидации пожаров в
высотных зданиях?
Редукция
Прежде всего переведем административное противоречие в техническое.
Сформулируем СП в следующем виде: вертолет должен доставлять воду на
нужную высоту, но не должен подвергаться опасности аварии или крушения.
Запишем это СП в табличной форме:




Изобретение
Идея по приему 05: воду или другие средства тушения огня вынести в отдель-
ную цистерну, прикрепленную к вертолету тросами с возможностью измене-
ния длины тросов. При этом вертолет может находиться на безопасной высо-
те над зданием, а цистерна может быть внесена в зону, максимально близкую
к пожару, и управляться либо дистанционно, либо специальным экипажем.
Цистерна может иметь дополнительные средства маневрирования.
Зуминг
СП устранено.
Системный сверхэффект 1: много цистерн (а не дорогостоящих вертолетов!)
может быть готово к применению.
Системный сверхэффект 2: цистерны могут за-
правляться параллельно с работой занятых вер-
толетов.
Краткое описание

Для обеспечения доставки воды или других
средств пожаротушения на нужную высоту вы-
сотного здания эти средства вынесены в отдель-
ную емкость, например, в виде цистерны, при-
крепленной к вертолету на тросах с управляе-
мым изменением длины тросов (навигатор 05).
В цистерну могут быть вынесены средства ло-
кального маневрирования для оптимального
сближения с очагом пожара.
Решение любой сложной задачи из инженерной практики всегда есть не толь-
ко сугубо логическое рассуждение или решение по аналогии, но более всего
акт интуитивного творчества, поддержанною и логикой, и аналогиями.
Инструменты классической ТРИЗ, рассмотренные в учебнике, позволяют ус-
пешно решать не менее 70—75 % «стандартных» изобретательских задач для
совершенствования изделий и технологий. При достаточном опыте на основе
комбинирования этих инструментов возможно решать около 90% задач.
И эти дополнительные 15—20 % стоят не менее предыдущих, так как относят-
ся к решениям очень сложных «нестандартных» задач.
И все же в числе оставшихся 10 % задач — «экстремально» сложные, требую-
щие изобретательского таланта и... творческой удачи. Но тем более для их ре-
шения важна ТРИЗ. ТРИЗ незаменима для «экстремально» сложных проблем,
так как подготавливает и высвобождает «сверхсознание» для генерации ре-
шающей идеи.
В решении любой задачи огромную роль играют развитое воображение, уме-
ние мыслить нестандартно, умение не идти по «вектору психологической
инерции», не поддаваться кажущейся простоте случайною угадывания идеи
решения. Инструменты классической ТРИЗ прекрасно помогают преодолеть
эти психологические препятствия. Но остается еще мотивация. Трудно ожи-
дать прихода идеи к тому, кто не стремится к решению задачи, для кого это
не важно или не интересно.
Границы возможностей ТРИЗ совпадают лишь с актуальными границами ес-
тественно-научных знаний человечества, так как для синтеза идей ТРИЗ опи-
рается на эти знания. В то же время ТРИЗ выходит за границы этих знаний.
так как помогает исследователю и инженеру преодолеть и расширить сами эти
ограничения. Рассмотренные и специальные методы ТРИЗ способствуют ре-
шению исследовательских проблем самого высокою уровня.
Классическая ТРИЗ потому и является классической, что ее основные прин-
ципы останутся навсегда неизменной, инвариантной основой любой инже-
нерной теории синтеза творческих решений. Систематизация и упорядочива-
ние терминологии, выполненные в этой книге, представляют собой первую
ступень в будущей интеграции ТРИЗ с системотехническими и специальными
инженерными дисциплинами. ТРИЗ должна войти неотъемлемым компонен-
том в любую теорию принятия решений, в любую теорию проектирования.
Совершенно необходимо применение ТРИЗ-концептов и инструментов во
всех инженерных дисциплинах и во всех высших учебных заведениях. Препо-
давание основ ТРИЗ необходимо в каждой школе.
Исключительно важные возможности открывает ТРИЗ для развития детского
творчества, для воспитании творческих личностей. Имеются многочисленные
примеры успешного применения ТРИЗ-моделей при организации воспита-
тельного процесса и для непосредственного игрового усвоения ключевых
компонентов ТРИЗ с самого раннего возраста.
Конструктивные перспективы имеет интеграция ТРИЗ с любыми другими об-
ластями деятельности, традиционно не относящимися к инженерным. ТРИЗ
имеет примеры успешного применения для решения медицинских задач, со-
циальных проблем, менеджмента, организации избирательных кампаний,
обеспечения надежности и безопасности технических объектов, проектов и
организаций.
Обобщая, можно повторить высказывание, распространенное в среде привер-
женцев ТРИЗ:
Внимание! Изучение ТРИЗ может изменить силу вашего мышления!
Конечно, если Вы уже освоили эту книгу, приведенное «предупреждение» не-
сколько опоздало. Но зато Вы, я надеюсь, убедились в его справедливости и
теперь сможете убедить в этом других людей. Чтобы сделать их более воору-
женными перед появляющимися проблемами. Чтобы увеличить их способ-
ность находить отличные идеи. Чтобы, наконец, просто добавить радостных
ощущений в жизни через особую радость творческих побед.
ТРИЗ учит и приучает мыслить парадоксами, противоречиями. Она внушает
обоснованный оптимизм и дает уверенность в решении самых острых «нераз-
решимых» проблем. Она воспитывает многостороннее видение и понимание
мира, его сложных явлений и проблем. Через логические модели и образные
метафоры ТРИЗ расширяет границы нашего мировосприятия, увеличивает
остроту и гибкость нашего мышления.
Конечно, многие люди чрезвычайно талантливы от природы. Но нет никаких
сомнений в том, что всем им также полезна ТРИЗ! Как инструмент. Как тео-
рия систематического изобретательства. Как безупречная модель мышления!
Я хочу напомнить здесь талантливые решения сэра Нормана Фостера при
восстановлении здания Рейхстага (пример 31), сделанные им, по-видимому,
без знания ТРИЗ. Но эти решения настолько эффективны, что достойны ана-
лиза на основе ТРИЗ-реинвентинга и включения в «золотую коллекцию»
ТРИЗ-моделей. И уже следующие поколения архитекторов могут освоить го-
товые образцы для рационального синтеза творческих идей в своих проектах.
Одним из наиболее парадоксальных и смелых решений было создание купола
как места свободного посещения Рейхстага всеми желающими! Через боль-
шие прозрачные плоскости в верхнем своде зала заседаний посетители могут
видеть парламентариев, изобретающих внизу судьбу государства. Возникает
приятная иллюзия, что политика и экономика совершенно прозрачны для ка-
ждого из нас!
Но еще более концентрированный, главный образ невидимо присутствует в
куполе, когда мы обратим внимание на системную связь всех, кто имеет отно-
шение к этому зданию. Это каждый свободный в демократическом обществе
человек, имеющий возможность ходить над парламентариями. Это парламен-
тарии, работающие внизу для этого свободного человека. И это — Бог над все-
ми нами, над нашей совестью. И возникает модель демократии, о которой по-
думалось при первом же посещении купола:
Каждый над правительством, но под Богом.
Итак, завершение первой работы с учебником означает и завершение важного
этапа Вашего восхождения в искусстве ТРИЗ. Я мог бы запершить книгу сло-
вами одного из участников моих семинаров, ставшего впоследствии моим
коллегой:
Классическая ТРИЗ — э т о выход
из болота «Пробы — и — ошибки» к океану «Пробы — и — удачи»!
Но еще несколько слов, обращенных к неискушенному читателю, впервые
знакомящемуся с ТРИЗ, кажутся все же необходимыми.
Человек отражается в сотнях зеркал своих эмоций, способностей, мотивов,
умений, поступков. Человек многомерен и неоднозначен. Человек противоре-
чив и сложно связан с окружающим его Миром. Но он ищет решения. Ищет
их каждодневно. Часто находит. Иногда — нет. Хорошие решения находит не
часто. Очень хорошие или гениальные — очень редко.
Можно ли помочь тем, кто стремится к поиску хороших решений? Кто не же-
лает попусту тратить время своей жизни на поиск вслепую, наощупь, случай-
ным образом, в необоснованном выжидании какого-то озарения или како-
го-то невероятного удачного события! Да, можно. Таким людям необходима
ТРИЗ.
Только ТРИЗ впервые в истории цивилизации предлагает систематический
путь к преодолению проблемных противоречий, к созданию эффективных
идей.
ТРИЗ-менталитет помогает более эффективно организовать и другие аспекты
жизни человека. Помогает выдерживать удары судьбы. Помогает нередко
предвидеть и предотвращать проблемы. Помогает находить ресурсы в безна-
дежных, как представлялось, ситуациях!


Я благодарю Вас за внимание и доверие.
Я желаю Вам благополучия и успеха.




стр.383 в книге пропущена, она пустая!
Да, изобретать по старинке проще.
Рыть землю лопатой проще, чем управ-
лять экскаватором. Ходить пешком
проще, чем водить машину. За ско-
рость, мощность, эффективность лю-
бого действия приходится платить зна-
ниями.
Изобретательство не исключение. Хо-
чешь быстро решать трудные задачи —
учись, осваивай «изобретательскую
физику» и все остальное. Впрочем ...
для решения изобретательских задач
важны не столько новые знания, ско-
лько хорошая организация тех знаний,
которыми человек уже обладает.
Изобретательская деятельность много-
гранна. И все-таки ... решение —
основа основ изобретательства.
Изобретателем XIX века был мас-
тер-умелец, он своими руками строил
новую машину, переделывал ее на все
лады, добиваясь, чтобы она работала.
Современный изобретатель, прежде
всего, мыслитель, интеллектуал. Са-
мое важное — тонкие и точные интел-
лектуальные операции.
Генрих Альтшуллер.
И т у т появился изобретатель.
Москва, 1987.
Практикум к разделам 3—5
34. Портрет звука. Практически применено соединение физического (отраже-
ние звука) и геометрического эффектов: пещера имеет форму правильного эл-
липса (даже дыни в объемном представлении), поэтому звук от хлопка ладо-
нями или крик в одном из центров эллипса многократно отражается от стен и
потолка и долго не затихает. Эти десятикратно сложившиеся эхо напоминают
топот целого стада. Негромкие звуки возвращаются как... «ответ предков», на-
рисованных на стенах.
35. Александрийский маяк. Свое имя строитель скрыл под толстым слоем шту-
катурки, а имя императора написал сверху штукатурки, которая, конечно, со
временем обсыпалась (ресурс времени, материала и пространства — см. прием
34 Матрешка).
36. Загадки пирамид. Использовался физический эффект («горизонтальность»
жидкости в относительно короткой емкости — желобе, трубке, траншее) и

<< Пред. стр.

страница 30
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign