LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

методу Проб-и-Ошибок, под которым понималось, фактически, все, что не
относилось к ТРИЗ. Для оценки сложности задачи применялся мультипли-
кативный функционал от размерности шкал переменных факторов. Напри-
мер, если решение нужно найти в пространстве 5 факторов, каждый из ко-
торых может принимать по 10 значений, то пространство перебора содержит
100 000 комбинаций. В качестве примера нередко приводится метод Эдисо-
на, примененный им при создании щелочного аккумулятора, при котором
потребовалось провести 50 тысяч экспериментов.

Однако, многие другие не менее известные примеры показывают, что
удивительные решения обнаруживались в условиях немыслимой ком-
бинаторной сложности. Это говорит в пользу того, что мозг человека
использует не просто и не столько переборные механизмы, а ка-
кие-то иные, гораздо более эффективные.

Учитывая эти доводы, представляется вполне философским разрешение этого
противопоставления в стиле самой ТРИЗ, а именно, объединением альтерна-
тивных подходов.
Целью объединения является обоснованная интеграция методов творчества,
считавшихся ранее несовместимыми и взаимно отвергавшимися в различных
направлениях. Основой для интеграции служит понимание природы мышле-
ния хотя бы в том виде и объеме, какие объективно присутствуют в инте-
гральном взаимодополняющем функционировании левого и правого полуша-
рий мозга и в нейрофизиологической активности полушарий, а также лобных
долей при генерации новых идей.
Обобщение этих знаний позволило автору в начале 1990-х годов построить
три схемы творческого мышления, которые послужили в дальнейшем основой
для практических разработок и проверки самих этих схем. Результаты приме-
нения подхода и новые данные о работе мозга подтвердили правильность и
полезность этих схем.
Первая схема, приведенная на рис. 20.2, отражает фундаментальные различия
лево- и правополушарного мышления и позволяет сформулировать требова-
ния к теоретическим и прикладным разработкам:
1) время: учет макроритмов мышления и микроритмов функционирования
мозга;
2) пространство: интеграция логико-алгоритмических моделей с эмоцио-
нально-образными, метафорическими;
3) эмоции: учет психофизиологических особенностей конкретной личности —
мотивация, психологические ресурсы, здоровье, подготовленность.




Результаты исследования активности мозга, особенно, российской школы
нейрофизиологов, стали основой для «топологической модели рождения
идеи», представленной на рис. 20.3.
И, наконец, третья схема даст представление об эмоционально-временных яв-
лениях, которые необходимо учитывать в новых разработках (рис. 20.4).
Таким образом, интеграция подходов имеет вполне надежные психологические
обоснования и обнаруживает с этих позиций и гармоничность, и прагматич-
ность. Начало такой интеграции было положено в конце 1980-х голов автором
настоящего учебника в направлении, которое получило название CROST™ —
Constructive Result& Resource Oriented Strategy of Thinking& Transforming.

CROST интегрирует следующие концепты:
Constructive — в основе направления лежит ТРИЗ как конструктивная теория
и конструктивный инструментарий для управляемого синтеза идей, направ-
ленного на преобразование (трансформацию) улучшаемого объекта;
Result&Resource Oriented — подход ориентирован на достижение результата с
применением минимально необходимых, наиболее доступных ресурсов, учи-
тывая и интеллектуально-психические ресурсы человека;
Strategy of Thinking&Transforming — подход дисциплинирует и организует
мышление в направлении конструктивных, улучшающих трансформаций, от-
вечающих содержанию и стратегическим целям задачи.
Весь объем знаний, имеющих отношение к мотивам, целям и способам твор-
чества человека, трудно представить какой-то одной схемой. И все же разра-
ботанная автором учебника и приводимая ниже схема представляется весьма
простой и конструктивной. Благодаря этой схеме, можно увидеть конкретные
ступени в развитии методов творчества, связь этого развития с естественнои-
сторической эволюцией общества и Природы. Она рационально дифференци-
рует знания о творчестве. И что особенно важно, в ней аккумулированы воз-
можности для будущего направленного развития этих знаний.
При разработке под руководством автора нового софтвера эта схема получила
метафорическое название Idea Navigator™. Пять ядер дают нам стратегиче-
скую основу для конструктивного анализа и синтеза технологий творчества,
для практического сопоставления и интегрированного применения «старых» и
новых методов.

Пять символов, которые использованы в названии Idea Navigator™, составле-
ны из понятий, образно отражающих основное содержание соответствующего
ядра Idea Navigator™.

А теперь построим Idea Navigator™ вместе. И начнем со второй буквы — «В».
Ключевые понятия — Brainstorming и Brainwave. Для наших целей уместно
принять, что все методы, основанные на догадках и свободных ассоциациях,
на полете фантазии и произвольных аналогиях, это и есть Brainstorming, имею-
щий результатом Brainwave. По сути своей, это методы правополушарного, ху-
дожественного мышления. Независимо от конкретных версий, Brainstorming
нередко определяют как метод «Проб-и-Ошибок». Но абсолютное большинст-
во изобретений за время существования человечества было сделано именно
этим, можно сказать, «экспериментально-творческим методом». Поэтому не
будет ли более справедливо определить Brainstorming как метод «Проб-и-Удач»
Во всяком случае можно собрать все версии этого направления в одно В-ядро
(рис. 20.5).




Мы также имеем возможность связать символ В с именем психолога и педаго-
га, ученого и писателя, Эдварда де Боно, специалиста, который на протяжении
уже более 30 лет успешно развивает этот класс методов, придавая ему то ха-
рактер рационально-направленного поиска, то характер игры и шутки.
Идеи де Боно так же, как и идеи Г. Альтшуллера, далеко не исчерпаны, и мы
будем использовать их не только в рамках В-ядра.
В-ядро тесно связано с ядром, научное развитие которого привело к конст-
руктивным результатам только в последние 30—40 лет. Это ядро аккумулирует
в себе знания о психике и психологии человека. Ключевым понятием мы из-
брали понятие доминанты (dominant, dominance), определившее название этого
ядра как D-ядра. Именно доминирующая мотивация личности, направлен-
ность и конкретные состояния во многом определяют возможности открытия
и изобретения нового.
Интуитивно это прекрасно осознавали выдающиеся мыслители во всех из-
вестных нам эпохах цивилизации. Другое дело, какие конструктивные, то есть
практичные и результативные, рекомендации они смогли нам дать. Такие ре-
комендации чаще носили характер философского осмысления, созерцатель-
ного и образного описания процесса и отдельных проявлений творческого
акта. Однако в последние несколько десятилетий с появлением исследований
о доминантах мышления, о роли и организации совместной работы различ-
ных отделов мозга, появились предпосылки к разработке инструментальных
рекомендаций для управления и поддержки творческой деятель-
ности.
Здесь же важно только указать на вполне очевидную иерархиче-
скую взаимосвязь этих двух ядер (рис. 20.6), вместе и неразделимо
развивавшихся уже не одно тысячелетие.
И все же принципиальными недостатками «старых» методов
В-ядра и тем более D-ядра являлись следующие: случайный, мало
управляемый характер поиска новых идей, невозможность передачи накоп-
ленного опыта.
Стремительный прогресс технологий и рост знаний с середины XX века по-
требовали создания адекватных методов творчества. Методов, основанных на
закономерностях эволюции технических систем, на закономерностях созда-
ния изобретений высокого уровня. Такой подход и был предложен в ТРИЗ,
которая строится на фундаменте систематического исследования знаний, ак-
кумулированных в мировом патентном фонде. Конструктивизм этой концеп-
ции заключается в том, что для создания методов и теории изобретения необ-
ходимо выявлять конкретные приемы и правила, модели и ресурсы, которые
привели к созданию высокоэффективных изобретений. По сути, это методы
левополушарного, логического мышления. Свой главный метод Г. Альтшуллер
назвал Алгоритмом решения изобретательских задач. Отсюда, а также и от име-
ни автора ТРИЗ, появилось название ядра алгоритмических (algorithm,
algorithmic) методов — А-Ядро.
Ясно, что с этим подходом соседствуют методы систематического конструи-
рования и методы математического (компьютерного) синтеза технических ре-
шений в САПР.
Таким образом, в целом мы имеем здесь дело с новым классом методов, даю-
щих стратегию направленного поиска решений и оперирующих с логически-
ми моделями. То есть мы можем говорить о ядре методов пре-
имущественно левополушарного мышления. Именно методы
А-ядра становятся стержнем для всех других ядер и должны
быть включены в них как обязательное ядро (рис. 20.7).
Во второй половине XX века чрезвычайно обострились про-
блемы, связанные с сохранением Природы, с обеспечением
гармоничного и гуманистического развития человечества, с
предотвращением войн, терроризма и преступности, с необхо-
димостью выравнивания развития различных регионов планеты. Проблемы
позитивной эволюции цивилизации всегда находились в центре внимания вы-
дающихся мыслителей в истории человечества. Однако именно накануне III
тысячелетия эти проблемы приобрели острый характер и требуют безотлага-
тельного решения.
Глобальные проблемы могут быть решены только на основе
новых изобретений и открытий. Методы и модели, связан-
ные с творчеством и направленные непосредственно на эво-
люцию Природы и цивилизации, мы выделяем в отдельное
Е-ядро. Ключевые понятия: Evolution и Ecology (рис. 20.8).
Автор сформулировал концепцию интеграции методов А-
и В-ядер в конце 1980-х годов. Они должны образовать
взаимнодополняющий инструментарий. Этот подход соот-
ветствует одному из наиболее конструктивных приемов
ТРИЗ — интеграции альтернативных систем. Таким образом, появился при-
мер применения приемов ТРИЗ к развитию самой ТРИЗ. Однако, обоснован-
ное и скоординированное применение методов из разных ядер требует даль-
нейшей разработки и экспериментальной проверки.

Эффективное использование современных знаний D- и Е-ядер также требует
разработки инструментальных моделей и методов. Эти методы должны учиты-
вать прогрессивные цели и категорические ограничения эволюции. Они
должны создавать позитивную мотивацию личности и существенно увеличи-
вать творческие возможности человека. Мы полагаем, что к этим проблемам
будет привлечено внимание многих новых исследователей.
Полому, в ТRIZ Idea Navigator™ присутствует еще одно
ядро, а именно, С-ядро для конструктивной интеграции
моделей. Ключевыми понятиями являются Challenge и
Constructivism (рис. 20.9).
В понятии Constructivism мы аккумулируем позитивные.
созидательные модели и подходы в оппозиции к дест-
руктивным, разрушительным тенденциям, которые
имеют место в обществе, а нередко и в психике челове-
ка. Challenge означает решение экстремально сложных
проблем на основе моделирования развития систем.
Мы вкладываем в это понятие стремление к открытию нового и в то же время
безусловно полезного, конструктивного, как это было, в частности, в истоках
русского художественного и архитектурного конструктивизма первой полови-
ны XX века, выросшего в течение Европейского конструктивизма, а позднее
проявившегося в творчестве многих всемирно известных художников, писате-
лей, композиторов, инженеров и архитекторов.
И в заключение данного раздела расположим полученные системы в соответ-
ствии с моделью асимметричного мозга (рис. 20.10).




Основные разделы учебника посвящены анализу и систематизации методов
А-ядра и в необходимой степени — методов С-ядра (в разделах «Мета- Алго-
ритм изобретения» и «Стратегия и тактика изобретения»). Методы В-ядра
рассмотрены в самом общем виде в разделах «Методы творчества» и «Искус-
ство изобретения». Это объясняется наличием обширной литературы по мето-
дам В-ядра. Несмотря на то, что в библиографии приведен ограниченный
список публикаций, которые были нам нужны для этой работы, этот список
может помочь нахождению других работ на эту тему. Идеи и методы D- и
Е-ядср представлены фрагментарно по мере их соприкосновения с методами
А-, В- и С-ядер. Ограниченный объем учебника не позволил уделить этим
моделям необходимое внимание.
В Минске (столица Республики Беларусь, одной из бывших союзных респуб-
лик экс-СССР) в конце 1980-х годов, после примерно 7 лет эксперименталь-
ных работ, по инициативе и под руководством доктора Валерия Цурикова,
специалиста ТРИЗ и исследователя, работавшего в области систем искусст-
венного интеллекта, группой энтузиастов был создан пионерский ТРИЗ-соф-
твер Изобретающая Машина (Invention Machine). К 1991 году было реализова-
но более 2000 копий.
В 1992 году Валерий Цуриков выехал в США и основал компанию Invention
Machine Corp., при этом программирование новой Windows-версии продолжа-
лось в Минске. 1995 год принес фирме большой успех заключением контрак-
та с фирмой Motorola на 3 млн долларов, а в 1996 году фирма Mitsubishi при-
обрела версию Invention Machine на 18 млн долларов.
В 1997 году ТРИЗ-софтвер Invention Machine вышел в расширенной версии
под названием TechOptimizer. Стремительное распространение софтвера
TechOptimizer привело к всемирной известности ТРИЗ и сделало фирму
Invention Machine Corp. признанным лидером в области CAI — Computer Aided
Innovation / Invention.
На начало 2001 года TechOptimizer 3.5 являлся наиболее мошной системой,
основанной на ТРИЗ. Инструментальную часть системы представляют четыре
подсистемы, основанные на ТРИЗ-моделях: «Principles Module» — реализует
А-Матрицу и А-Каталог; «Prediction Module» — реализует ТРИЗ-закономер-
ности развития систем и оригинальные модели трансформации, детализирую-
щие и развивающие модели типа «Стандарты»; «Effects Module» — база зна-
ний технических эффектов; «Feature Transfer Module» — реализует Метод ин-
теграции альтернативных систем.
Исключительно ценной является подсистема «Effects Module». В ней собрано
более 4400 (!) эффектов из разных областей знания.
Подсистемы «Product Analysis Module» и «Process Analysis Module» основаны
на моделях функционально-стоимостного анализа и помогают правильно
формулировать проблемы.
Наконец, подсистема «Internet Assistant Module with Patent Analyzer» впервые
дала пользователю возможность доступа к известным патентным и другим
фондам через Интернет непосредственно из ТРИЗ-софтвера.
Настоящий учебник принесет Вам несомненную пользу в работе с
TechOptimizer 3.5 по следующим обстоятельствам:
1) Для работы с софтвером TechOptimizer 3.5 требуется предварительное изу-
чение основ ТРИЗ. В этом отношении настоящий учебник дает необходи-
мые знания для работы с ТРИЗ-подсистемами «Principles Module».
«Prediction Module», «Effects Module» и «Feature Transfer Module»;
2) Существенную помощь пользователю в работе с софтвером
TechOptimizer 3.5 окажет знание Мета-АРИЗ и понимание заложенной в
него стратегии направленного решения инновационных проблем, так как
TechOptimizer 3.5 не содержит такого обобщенного навигатора;
3) Знание принципов диагностики проблем, стратегии и тактики изобрете-
ния и ТРИЗ-закономерностей развития систем поможет пользователям в
работе как с подсистемами «Product Analysis Module» и «Process Analysis
Module», так и с ТРИЗ-подсистемами.
В заключение этого раздела следует обратить внимание читателей на новые вы-
дающиеся инструменты фирмы Invention Machine Corp., а именно, системы
Knowledgist, CoBrain и Goldfire Intelligence. Все системы являются мощными се-
мантическими процессорами и предназначены для поиска знаний в патентных и
других электронных информационных фондах. Например, система Knowledgist
может обеспечить пользователю обращение к базам знаний «Effects Module» на
естественном языке, при этом с помощью синонимической интерпретации сис-
тема подберет пользователю наиболее подходящие разделы и примеры. Системы
CoBrain и Goldfire Intelligence чрезвычайно эффективны, например, для быстрого
просмотра и анализа патентных фондов с целью поиска аналогов, для прогнози-
рования развития отрасли или оценки конкурентоспособности продукции.
Таким образом, софтвер фирмы Invention Machine Corp. ориентирован на
первое и третье фундаментальные направления развития ТРИЗ-знаний — соз-
дание систем обработки знаний для инновационной и изобретательской деятель-
ности, особенно для интеграция с системами поддержки проектирования, управ-
ления, научных исследований.
Знание ТРИЗ-закономерностей и моделей развития систем по разделу «Стра-
тегия и тактика изобретения», метода реинвентинга и моделей структурирова-
ния оперативной зоны обеспечит Вам необходимую целевую ориентацию при
работе с системами Knowledgist, CoBrain и Goldfire Intelligence.
Дальнейшую информацию можно получать в Интернет по адресу
www.invention-machine.com.




Выдающийся теоретик ТРИЗ, ТРИЗ-писатель и педагог Борис Злотин прошел
большой творческий путь вместе с основателем ТРИЗ Генрихом Альтшулле-
ром. Также в 1992 году состоялся переезд Б. Злотина и его школы в США, где
с его участием была основана фирма Ideation International Inc.
Консалтинговая деятельность Б. Злотина вскоре принесла дальнейшую из-
вестность ТРИЗ в США, а вместе с деятельностью фирмы В. Цурикова стала
мощным катализатором как применения ТРИЗ, так и быстрого роста числа
консалтинговых и обучающих ТРИЗ-фирм. Так, ряд других ТРИЗ-специали-
стов, переехавших вскоре из России в США, приняли участие в воссоздании
там в 1996 году международного издания ТРИЗ Journal — ранее единственного
ТРИЗ-журнала в СССР, выходившего с 1990 года 1—2 раза в год (для сравне-
ния — по 12 выпусков в год в США!).
Фирма Ideation International Inc., начиная с середины 1990-х годов, выпустила
несколько софтверных систем, таких как Problem Formulator, Innovation
Situation Questionnaire, Ideator, Improver, Anticipatory Failure Determination (AFD),
Knowledge Wizard, Innovation Workbench. Так или иначе все системы семейства
TPИ3Soft фирмы Ideation International Inc. опираются на классические
ТРИЗ-модели трансформации, хотя содержат и иные оригинальные инстру-
менты, особенно система AFD, предназначенная для анализа и предупрежде-
ния появления системных дефектов. Таким образом, софтвер фирмы Ideation
International Inc. ориентирован на второе (и частично, на третье и четвертое)
фундаментальное направления развития ТРИЗ-знаний — создание универсаль-
ных и специализированных прикладных систем на основе ТРИЗ.
Знакомство с основами классической ТРИЗ по настоящему учебнику, и осо-
бенно, с концепцией Мета-АРИЗ и моделями развития систем, позволит Вам,
при необходимости, быстро освоить большинство из указанных систем фир-
мы Ideation International Inc.
Дальнейшую информацию можно получать в Интернет по адресу
www.ideationtriz.com.


21.3. TRIZ Idea Navigator™: интеграция интеллектов
Представленные выше софтверные продукты ориентированы на крупные пред-
приятия, способные организовать непрерывный ТРИЗ-тренинг своих сотрудни-
ков. Но применение таких систем средними и малыми предприятиями оказыва-
ется далеко не таким простым, поскольку требует длительной предварительной
подготовки как по ТРИЗ-основам, так и по достаточно большому числу разно-
образных системотехнических методов и моделей, выходящих за рамки ТРИЗ.
Все упомянутые выше продукты не содержат единой навигационной системы
при поиске изобретательских идей и инновационных решений и не содержат
специальных средств психологической поддержки процесса мышления.
Чтобы сделать ТРИЗ более доступным малым и средним предприятиям, не
так давно мы начали разработку как можно более простого софтвера. На мо-
мент редактирования этой книги ко второму изданию разработано несколько
версий нового софтвера под общим названием Idea Navigator.
Все версии основаны на Мета-Алгоритме Изобретения (МАИ) и используют
«стандартную» форму МАИ для обучения пользователей с помощью приме-
ров, аккумулированных в базе данных софтвера, так и для генерации идей.
Рассмотрим здесь два примера «простейшего» софтвера Idea Navigator и его
перспективную версию



Этот софтвер разработан на базе простейшей версии МАИ под названием
SMART (Simplest Meta-Algorithm of Resourceful Thinking) — Простейший Ме-
тa-Aлгоритм Изобретательного Мышления.
Этот алгоритм (рис. 21.1) применяется нами под названием SMART-2000
Т-Р-И-3 много лет (как SMART с конца 1990-х) на тренингах и в реальных
проектах по решению проблем как «бескомпьютерный» метод. Именно этот
опыт и наблюдение за работой тех, кто только начал изучение ТРИЗ, и привели
к идее создания «простейшего» ТРИЗ-софтвера Idea Navigator™ EasyTRIZ™.




Одной из немаловажных методических целей стала идея подобрать такое со-
четание названий этапов, чтобы получить достаточно «осмысленное» и запо-
минающееся раскрытие аббревиатуры ТРИЗ для англоязычного пользователя.
Особенно для молодых людей — школьников и студентов. Были подобраны
названия «Targeting — Reducing — Inventing — Zooming», дающих в сокраще-
нии TRIZ. Автор решил предложить этот эксперимент и для русскоязычного
читателя и пользователя.
Итак, первый этап МАИ «Диагностика» был назван в SMART-2000 как
«Targeting», что можно перевести на русский как «нацеливание». Но хорошего
эквивалента, начинающегося в русском языке с буквы Т, не оказалось. Тогда
для русского перевода было решено ввести название «Тренд», совпадающее с
английским «Trend» и также неплохо отражающее назначение этапа. Действи-
тельно, одна из важнейших задач диагностики состоит в том, чтобы опреде-
лить цель и, следовательно, направление — тренд — развития системы и ре-
шения проблем, связанных с устранением недостатков и причин, мешающих
этому развитию. При необходимости, можно было бы для русскоязычного
«благозвучия», привычного уху некоторых «ортодоксальных» и «радикальных»
тризовцев, применить слово «Теханализ», то есть «технический анализ», но
что сделано, то сделано. Кроме того, выбору понятия есть и более глубокое
объяснение, сходное выбору новых названий для моделей противоречий (см.
дальше).

Второй этап называется «Редукция», что соответствует основному назначению
этого этапа в МАИ и не требует дополнительных пояснений.
Третий этап был назван «Изобретение», что также ясно соответствует целям и
действиям на этом этапе.
Четвертый этап назван «Зуминг» (в английском — Zooming), что вполне эф-
фективно может быть интерпретировано как изучение новой идеи в различ-
ном масштабе и в различном системном окружении подобно изучению гео-
графического местоположения на картах разного масштаба или подобно мас-
штабированию (зумингу) при наведении фото- или видеокамеры на объект
съемки. Действительно, детальное изучение идеи можно вполне интерпрети-
ровать как увеличение масштаба и приближение объекта съемки, а изучение
окружения системы или сверх-систем можно интерпретировать с уменьшени-
ем масштаба. И само слово «Зуминг» уже достаточно прижилось в русском
языке в связи с появлением систем компьютерной графики, а затем цифро-
вых фотокамер и видеорекордеров.

Кроме всего сказанного, достаточно не забывать, что любые названия — это
не более чем метафоры, все они метафоричны — более или менее удачно, что
покажет время.
Алгоритм SMART Т-Р-И-3» сначала был проверен в течение нескольких лет и
в разных странах в его «бескомпьютерной» форме (рис. 21.2). При этом выяс-
нилось, что эта схема является полезной и применяемой также достаточно
опытными пользователями для экспресс-решения проблем и для стандартно-
го представления процесса решения при «бескомпьютерной» работе, так ска-
зать, с листом бумаги.

Вторая методическая и маркетинговая идея для EasyTRIZ™ состояла в том.
чтобы создать «одноэкранный» софтвер!

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign