LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

разных «подземоходов» для прокладки труб и кабелей, тоннелей и дорог, для
разведки полезных ископаемых, добычи золота или алмазов.
Пример 62. Джинсы... на удобрение. В городе Эль-Пасо (штат Техас, США) не-
сколько фабрик обрабатывают сшитые джинсы с помощью стирки в горячей
воде вместе с перекатывающимися в стиральной машине булыжниками. Эта
обработка делается по заказу известных джинсовых фирм, например, Levy
Strauss. Джинсы обрабатывают также пескоструйными машинами. В результа-
те такой обработки остается много хлопковых очесов. Только одна из фабрик
обрабатывает за неделю около 300 тысяч джинсов, выбрасывая на свалку свы-
ше 50 м3 этих отходов. Техническое противоречие: чем выше производитель-
ность, тем больше отходов. Редуцируем исходное противоречие к стандарт-
ным названиям входов А-Матрицы: производительность как плюс-фактор и
вредные факторы самого объекта как минус-фактор. На пересечении первой
строки и 14-го столбца находим клетку со следующими приемами: 01 Измене-
ние агрегатного состояния, 06 Использование механических колебании, 21 Обра-
т и т ь вред в пользу и 23 Применение инертной среды. Конечно, внимание при-
влекает прием 21,а: использовать вредные факторы для получения положи-
тельного эффекта. Контрольное решение: внесение очесов в почву на полях.
Верификация: урожай трав повысился в несколько раз, а всхожесть семян
хлопка и пшеницы увеличилась на 60 %. Дело в том, что штат Техас имеет за-
сушливый климат, а очесы в 4 раза повышают водоудерживающую способ-
ность почвы.
Пример 63. Новое — это хорошо забытое старое! Здесь мы проведем и реин-
вентинг, и предложим новые идеи. Одной из серьезных проблем на дорогах
является отсутствие информации о дорожной ситуации, сложившейся впере-
ди по направлению движения. Частично, такая информация сообщается по
локальному радио полицией, например, о крупных пробках. Но это делается
только на больших автобанах и недостаточно для многих других реальных си-
туаций. Иногда важно получить более оперативную информацию, которую
водитель впереди идущего автомобиля мог бы передать по крайней мере сле-
дующему за ним автомобилю. Например, сообщить, что впереди находится
временная зона ограниченной скорости (стройка), которой не было на л о м
участке ранее: замечено неожиданное препятствие — велосипедист; на участ-
ке дороги появилось повреждение или гололед, и тому подобное. Особенно
такая информация была бы полезна в условиях ограниченной видимости, на-
пример, ночью. Полезна была бы также передача информации о технической
или медицинской помощи, предупреждение о том, что на борту дети. При-
чем понятно, что чем выше скорость, тем полезнее заранее сделанное ин-
формирование.
Последнее заключение можно рассматривать как исходное техническое про-
тиворечие и редуцировать его: 22 Скорость как плюс-фактор и 12 Потери ин-
формации как минус-фактор. Рекомендуемые приемы: 10 и 11.
Составим обобщенный «портрет» идеи решения:
10,а: вместо недоступного объекта использовать его копии — например, сооб-
щение о препятствии есть не что иное, как информационная копия объекта,
недоступного для непосредственного наблюдения из следующего автомобиля;
10,b: заменить объект или систему объектов их оптическими копиями — напри-
мер, знаками или словами, передаваемыми назад для следующего сзади авто-
мобиля;
11: сделать неподвижную часть объекта подвижной — в оперативной зоне на
корме впереди идущего автомобиля должно быть устройство для информиро-
вания следующего за ним автомобиля, например, оптическим способом.
Еще в конце 1980-х годов фирма Форд испытала на автомобиле «Аэростар»
дисплей, устанавливаемый над задним бампером. Такие дисплеи с бегущей
строкой широко применяются в метро, на вокзалах, в рекламных целях.
Управление предполагалось с помощью функциональных кнопок, выдавав-
ших на дисплей стандартные короткие сообщения.
Один из недостатков этого подхода состоит в неудобстве выбора и включения
нужной кнопки. Сегодня мы можем вернуться к «старой» идее с новыми воз-
можностями, заимствованными из технологии автомобильного телефона: на
выдачу нужного сообщения можно подавать команду голосом. Вы можете
пробовать развить это направление и запатентовать более эффективные идеи.
Пример 64. Спасение в снежной лавине. Ежегодно в горах из-за снежных лавин
гибнут десятки альпинистов и горнолыжников. При неожиданном сходе лави-
ны время на осуществление каких-либо маневров для спасения крайне мало.
Этим объясняется низкам надежность различных рекомендаций по спасению
при появлении лавины.
Таким образом, время и надежность выступают здесь в качестве конфликтую-
щих факторов. Требуется повысить надежность операции спасения. Непо-
средственное обращение к А-Матрице дает следующий набор рекомендуемых
приемов: 05 Вынесение: 11 Наоборот и 28 Заранее подложенная подушка. Выпи-
шем важные рекомендации из этих приемов: выделить в объекте нужную
часть (спасаемый человек); вместо действия, диктуемого условиями задачи
(человек тонет под снегом), выполнить обратное действие (человек всплывает
из-под снега); компенсировать относительно невысокую надежность объекта
заранее подготовленными аварийными средствами. Составим обобщенную
модель: у человека в горном снаряжении должно быть заранее подготовлен-
ное средство, выносящее его на поверхность снега и не дающее ему утонуть в
снегу. Идеальный результат: Х-ресурс, абсолютно не усложняя снаряжение,
выносит человека в оперативное время на поверхность снега. Нужен «спаса-
тельный круг» в лавине! Но не носить же такой «круг» за спиной! Требования
к ресурсам: системный — ресурс не должен быть сложным; пространство —
ресурс не должен занимать много места; энергия — ресурс не должен требо-
вать больших затрат энергии для приведения его в действие. Это — немало.
но все же не хватает для каких-то конструктивных подсказок.
Составим дополнительную пару конфликтующих свойств: сложность устрой-
ства как плюс-фактор и затраты энергии подвижным объектом как ми-
нус-фактор. То есть один из факторов фиксируем как позитивный и достижи-
мый в гипотетической системе, а другой — как негативный, который нужно
улучшать. Здесь присутствует жесткая ориентация на Мини-стратегию: без су-
щественных усложнений получить высокое качество решения. Получаем до-
полнительные рекомендации: 04 Замена механической среды, 05 Вынесение (по-
вторно); 13 Дешевая недолговечность вместо дорогой долговечности и 14 Исполь-
зование пневмо- и гидроконструкций. Ключевым приемом, непосредственно
ведущим к решению, является прием 14: вместо твердых частей объекта ис-
пользовать газообразные и жидкие — надувные и гидронаполняемые, воздуш-
ную подушку.

Контрольное решение (рис. 11.5): германский предприниматель Петер Ашау-
эр предложил новое спасательное средство — надувной мешок из ярко-оран-
жевого нейлона, укрепляемый в небольшом рюкзаке на спине и надуваемый
сжатым азотом из небольшого баллона, клапан которого открывается челове-
ком при опасности.
Можно видеть, что одновременно выполнены и рекомендации приемов 05,
11, 13 и, безусловно. 28!
Зная контрольное решение, проведите учебный реинвентинг с этими приема-
ми самостоятельно.
Вы заметили, конечно, что вопреки Примечанию к пункту 1 (см. выше в раз-
деле 11.2), мы использовали здесь, во-первых, неполное построение моделей
противоречий, и во-вторых, названия входов А-Матрицы для моделирования
конфликтующих свойств. Здесь показана часто встречающаяся на практике
ситуация, когда и новички (очень часто!), и опытные знатоки ТРИЗ (для ори-
ентировочного экспресс-анализа!) игнорируют упомянутое примечание. Для
новичков это весьма вредно, так как тормозит и искажает освоение и приме-
нение принципов ТРИЗ. В таком случае лучше просмотреть приемы всего
А-Каталога!
Зная все же о такой не самой эффективной практике самообразования, мы
решили показать здесь, по крайней мере, логичный и адекватный выбор вхо-
дов А-Матрицы и примерный ход рассуждений при правильном решении задачи.
Пример 65. Сортировка металлического лома. При переработке дефектных или
изношенных деталей и металлического лома с целью вторичного использова-
ния требуется, прежде всего, разделить этот лом по виду металла, например,
цветные металлы, черные (различные стали) и так далее. Ручная сортировка
дает неплохие результаты, но крайне непроизводительна. Это объясняется не-
обходимостью отделять компоненты из лома по одному, перемещать их к мес-
ту измерения, проводить анализ и перемещать к месту накопления односорт-
ных компонентов. Применение точных автоматических анализаторов также не
достигает цели, так как они ненадежно работают в условиях производства, на-
пример, окраска многих деталей искажает результаты измерений. Было бы по-
лезно, по крайней мере, для предварительной сортировки применить какие-то
другие способы, более пригодные в качестве промышленной технологии.
Техническое противоречие: сортировка требует повышения производительно-
сти, но при этом трудно избежать ручной работы из-за негативного действия
многих мешающих факторов (большой вес и размеры изделий, окраска, необ-
ходимость доставки по отдельности к месту сортировки и другие). Редукция
исходного описания дает следующие результаты (рис. 11.6).
Выборка приемов из А-Матрицы дает следующие наборы: а) 01, 10, 35, 37; b)
01, 05, 06, 13; с') 01, 11, 18, 21; с") 01, 06, 21, 23. Обращает на себя внимание
высокая частота присутствия приема 01 Изменение агрегатного состояния. Вы-
пишем его основные рекомендации:
01, а: переходы к псевдосостояниям (псевдожидкость);
01,b: изменять концентрацию или консистенцию и др.




В качестве примера № 01.1, иллюстрирующего возможное применение прие-
ма 01, приводится «Применение магнитореологических или электрореологи-
ческих жидкостей с управляемой степенью вязкости от жидкого состояния до
твердого». Назначение и состав таких жидкостей можно найти в технических
словарях и энциклопедиях.
Контрольное решение: японская фирма Хитачи применила ванны с магни-
тореологической жидкостью, в которую загружается сортируемый лом, ком-
поненты которого «сами разделяются» по сорту металла, так как при управ-
ляемом изменении плотности магнитной жидкости с помощью мощного
электромагнита компоненты поочередно «всплывают» строго в соответствии
со своим удельным весом! Остается «собирать» их с поверхности магнито-
реологической жидкости и направлять в накопитель металлов соответствую-
щего сорта.
А теперь займемся детскими игрушками! Если Вы думаете, что это несерьезно
для инженера, то подумайте о том, что это может быть очень важно для ваше-
го ребенка или для других детей, которым Вы сможете подарить удивительное
изобретение.
Пример 66. Фирма Microsoft патентует... куклу! Универсальным средством ин-
теллектуального и эмоционального развития детей являются игры с объемны-
ми предметами, например, с различными наборами для конструирования, с
куклами и так далее. Но вот проблема: куклы неразговорчивы, не могут быть
собеседником, рассказывать ему сказки, не могут смотреть вместе с ребенком
интересную и полезную телевизионную передачу, не могут плакать и смеяться
вместе с ребенком, не могут... Вы вполне можете продолжить этот перечень,
чтобы заменить в нем вскоре не могут на могут] А пока проведем поучитель-
ный реинвентинг удивительного патента на удивительную куклу фирмы
Microsoft. При этом мы столкнемся с одной неожиданной проблемой и со
стороны А-Матрицы!

Итак, кукла как универсальное средство развития ребенка. Допустим. Кукла
не может активно общаться с ребенком, хотя бы в ограниченных сюжетных
ситуациях. Понятно: нет информационной связи. Редукция: плюс-фактор
02 Универсальность, адаптация против минус-фактора 12 Потери информации.
Увы, эта клетка пуста в А-Матрице!
Ну что ж, поработаем с А-Каталогом. Прежде всего привлекает внимание уже
знакомый нам прием 0 Замена механической среды с рекомендациями:
04, а: заменить механическую систему оптической, акустической или... запахо-
вой и так далее;
04, b: использовать электромагнитные поля для взаимодействия с объектом;
04, с: перейти от фиксированных полей к меняющимся во времени.
Успешное применение этого приема Вы можете рассмотреть на Примере 46
Лекционная доска.
Можно добавить также прием 29 Самообслуживание: объект сам себя должен
обслуживать, выполняя вспомогательные операции. Потенциально полезен для
реализации «общения» прием 36 Обратная связь, которая пока неэффективна
или вовсе отсутствует в общении между игрушкой и ребенком.
Контрольное решение: фирма Microsoft запатентовала систему (рис. 11.7),
включающую... куклу и телевизор!
Скрытое звуковое сопровождение телепередачи передается маломощным ра-
диопередатчиком в приемное устройство в кукле, и кукла начинает «разумно»
реагировать на происходящее на экране, «высказывать» свои замечания, «об-
суждать» события и демонстрировать эмоции.
Все гениальное — просто! Это в очередной раз подтверждает и кукла фирмы
Microsoft.
Возникает, однако, вопрос: а что же делать в подобных случаях впредь — ведь
в матрице около 20 % пустых клеток?
Во-первых, есть возможность поработать с противоречием, чтобы подобрать
другие плюс- и минус-факторы, все еше ассоциируемые с конфликтующими
свойствами.
Во-вторых, можно и нужно поработать непосредственно с А-Каталогом, ис-
следуя приемы и подприемы с целью выявления действий и рекомендаций,
близких по характеру к требуемым действиям. Это мы вполне продемонстри-
ровали как в этом, так и в других примерах.
В-третьих, Вы можете сами заполнить пустую клетку ссылками на приемы,
присутствующие в известных Вам изобретениях. Например, софтвер Idea
Navigator (см. раздел 21.3) предоставляет пользователю функцию наполнения
А-Каталога и А-Матрицы собственными примерами и ссылками.
Пример 67. Защита автомобиля от несанкционированного доступа. Итак, в авто-
мобиль проник злоумышленник и пытается завести двигатель. Как предотвра-
тить угон? Построим исходное техническое противоречие в следующем виде:
зашита автомобиля должна быть надежной против проникновения посторон-
них. Выберем стратегию «самозащиты» автомобиля, не исключая активной за-
щиты, то есть с воздействием на постороннего. Если принять посторонних за
«внешний вредный фактор», а самозащиту автомобиля отождествить с поня-
тием «вредные факторы самого объекта», то вновь обнаружим на пересечении
строки 14 и столбца 13 А-Матрицы отсутствие каких-либо приемов. Мы уже
знаем, что это не так уж страшно. Но теперь мы применим иную стратегию
работы с А-Каталогом. Проведем экспресс-анализ только первых 10 «самых
сильных» приемов. А результативные приемы, примененные для генерации
решения, занесем потом в эту клетку на будущее.

Процесс решения полезно фиксировать в таблице (рис. 1 1.8).
Контрольное решение: одна из фирм в Берлине (Германия) успешно реализу-
ет средства безопасности на основе различных газовых смесей для защиты
квартир и автомобилей. Так, в квартире после нескольких аудиопредупрежде-
ний распыляется сильный слезоточивый газ, не вредящий мебели, стенам и
бытовой технике. При запуске автомобиля салон заполняется очень плотным
белым дымом, не имеющим запаха и безвредным. Достаточно долгое время
дым не дает возможности управлять автомобилем и привлекает внимание ок-
ружающих, которые могут немедленно вызвать по хэнди полицию.
А теперь проверим возможность подбора других подходящих плюс- и ми-
нус-факторов. Например, мы хотели бы получить «универсальное средство»
защиты от «внешнего вредного фактора». Плюс-фактор 02 Универсальность,
степень адаптации и минус-фактор 13 Внешние вредные факторы дают пере-
чень приемов, в котором содержатся уже примененные нами приемы 01 и 09
(есть в контрольном решении!), а также дополнительно ориентирующие прие-
мы 28 Заранее подложенная подушка (примерно эквивалентный в этой ситуа-
ции приему 02) и 31 Применение пористых материалов.
По результатам нашего экспресс-решения мы можем заполнить еше одну
клетку А-Матрицы (или даже две смежные по диагонали клетки 13 и 14) таки-
ми приемами, как 01, 04, 06 и 09.
Пример 68. Ветровые электростанции. Одним из наиболее экологически чистых
источников энергии является... ветер! То есть атмосферные потоки. Привыч-
ные многим приводы ветроэлектростанций имеют вид самолетных пропелле-
ров, установленных на высоте от нескольких десятков до 100 и более метров
(рис. 11.9). Однако возможности дальнейшего роста эффективности таких уст-
ройств с горизонтальной осью вращения уже почти исчерпаны. Во многих
странах начали испытывать и строить ветроустановки с вертикальной осью
вращения — роторные (рис. 11.10). Нетрудно заметить, что такая установка не-
критична к направлению ветра. Она обладает и рядом других преимуществ.
Известно также, что с ростом высоты вплоть до 6—8 км можно получить мно-
гократный выигрыш в мощности ветроэлектростанций. Однако для этого не-
обходимо решить ряд проблем, особенно связанных с весом станции и кабе-
лей, связывающих ее с землей, а также с долговечностью работы станции, так
как трение в движущихся частях усиливаемся низкими температурами на
большой высоте.
Итак, мы имеем дело с комплексом проблем. Первая проблема - вес. Сфор-
мулируем техническое противоречие: подъем станции на большую высоту
дает максимальную мощность станции, но требует решения проблемы достав-
ки и удержания станции на большой высоте. Плюс-фактор 36 Мощность на-
ходится в конфликте с минус-фактором 32 Вес подвижного объекта. В учебных
целях из суммарного набора прокомментируем только один прием 32 Анти-
вес: компенсировать вес объекта соединением с другими объектами, обладаю-
щими подъемной силой; компенсировать вес объекта аэродинамическим
взаимодействием со средой — в контрольном решении российскими специа-
листами предложено поднимать ветроэлектростанцию с помощью газонапол-
н е н н о г о б а л л о н а , и м е ю щ е г о ф о р м у « в о з д у ш н о г о з м е я » ( р и с . 11.11). П р и э т о м
кабель имеет собственную газонаполненную несущую оболочку, компенси-
рующую его вес и вес тросов, удерживающих всю конструкцию от самопроиз-
вольного перемещения и падения.




На «змее» находятся 3 роторные ветроустановки. Основная проблема — тре-
ние в опорных кольцах «вверху» и «внизу» ротора. Сформулируем еще одно
техническое противоречие: долговечность и автоматическая работа системы
без обслуживания в условиях воздействия вредных внешних факторов. Здесь
возможно построение нескольких альтернативных моделей.
Рассмотрим некоторые из них. Ближайшими ассоциируемыми плюс-фактора-
ми являются: степень автоматизации, надежность, удобство эксплуатации,
время действия подвижного объекта, устойчивость состава объекта.
Ближайшими минус-факторами являются сложность устройства, внешние
вредные факторы, длина подвижного объекта (по направлению движения ро-
торов в опорах), потери вещества (износ), прочность, температура, потери
энергии (на преодоление трения).
Снова обратим Ваше внимание на то, что мы все же выполняем реинвентинг,
зная контрольное решение. А теперь представьте себе объем работы, который
Вам предстоит проделать для анализа все попарных конфликтующих
свойств. Достаточно сказать, что здесь возникает 35 пар моделей противоре-
чий! Но в этом кроется и упрощение решения за счет того, что постепенно
выявляются приемы с высокой повторяемостью. Их и надо пробовать приме-
нить в первую очередь. Для работы с такими «системами противоречий» пред-
назначен метод CICO, рассматриваемый в следующем разделе I 1.4.
Здесь же мы воспользуемся сокращенным разбором процесса решения на ос-
нове одной из физико-технических моделей: плюс-фактор 23 Время действия
подвижного объекта против минус-фактора 13 Внешние вредные факторы. На-
бор приемов и их интерпретация с учетом ресурсных особенностей работы
системы:
04 Замена механической среды — возможность применить принцип магнитного
подвеса, отдавая для этого незначительную часть вырабатываемой электро-
энергии;
07 Динамизация — часть энергии должна тратиться на непрерывное изменение
положения каждой лопасти ротора для оптимизации функционирования всей
системы, уменьшения тормозящих усилий и нагрузки на опоры;
21 Обратить вред в пользу — высокая скорость потока воздуха на большой вы-
соте в сочетании с минусовой температурой может быть использована для
создания пар скольжения на ледяной и воздушной подушке;
38 Однородность — поверхности, которые могут оказаться в контакте скольже-
ния, должны быть сделаны из одного и того же материала.
Контрольное решение российских специалистов: линейный шаговый двига-
тель (для первоначального разгона ротора), обратимый для работы в качестве
опоры типа магнитный подвес.
Пример 69. Шумящая сеть. В морях ежегодно гибнут многие тысячи дельфи-
нов, запутавшихся в рыболовных сетях. Они стремятся к сетям, пытаясь охо-
титься на попавшую в сети рыбу, и сами становятся жертвами сетей. Как
можно повысить безопасность сетей для дельфинов?
Можно сформулировать две версии функциональной идеальной модели:
дельфины сами не подплывают к сети;
сеть сама отпугивает дельфинов.
Физико-биологический ресурс и противоречие: дельфины обладают акустиче-
ским локатором, но сеть остается «невидимой» для их локаторов.
Подбор стандартных факторов для этого примера является нетривиальной за-
дачей. Прямых аналогов для описания акустического сигнала или его пара-
метров нет. Нет и подходящего описания негативных явлений, связанных со
слабым отражением локационных сигналов от сети. В таких случаях можно
все же прибегнуть к весьма метафорическим аналогиям, например, сравнить
звук со световым или тепловым полем. Тогда в качестве плюс-фактора можно
взять, например, вход 35 Освещенность. Для минус-фактора, имеющего связь
с конструкцией сети, выберем вход 10 Удобство эксплуатации. Действительно,
в новой ТРИЗ-формулировке функциональной идеальной модели теперь
можно более уверенно записать следующее: Х-ресурс, абсолютно не усложняя
сеть, обеспечивает хорошую «видимость» сети для акустического локатора
дельфина. Посмотрим на приемы из А-Матрицы:
04, а: заменить исходную механическую систему со слабыми отражательными
акустическими свойствами новой системой с хорошими отражательными
свойствами;
04,b: перейти от неструктурированных полей к структурированным;
10,b: заменить объект его акустическими (заметьте замену термина «оптиче-
скими»!) копиями.
Прием 08 пока не поддается интерпретации. Но и имеющегося достаточно,
чтобы прийти к идее встраивания в сеть специальных ячеек в виде пластмас-
совых сферических и параболических отражателей. Эти элементы намного
лучше отражают локационный сигнал дельфина. Таково контрольное реше-
ние немецкого зоолога-изобретателя Свена Кошинского. Экспериментальная
проверка показала, что видимость сети повысилась до 50—60 %, что неплохо,
но недостаточно.
Однако теперь найден ключевой принцип, вцепившись в который, можно со-
вершенствовать систему с помощью ТРИЗ-инструментов. Для сокращения
описания новое техническое противоречие представим сразу в редуцирован-
ной форме: плюс-фактор 04 Надежность и минус-фактор 07 Сложность уст-
ройства дают набор приемов 08, 10, 18 и 31.
Из них хорошо интерпретируются следующие (в порядке важности):
10 Копирование: прием встречается повторно, что действительно соответству-
ет этой ситуации, только теперь решено воспроизводить сигнал тревоги
дельфинов;
18 Посредник: использовать промежуточный объект, переносящий или пере-
дающий действие — на сети дополнительно установлены активные акустиче-
ские излучатели мощностью 115 децибел, частотой 2,9 килогерца и обертона-
ми до 90 килогерц. Эти звуки выбраны так, чтобы отпугивать дельфинов, но
не промысловую рыбу;
08 Периодическое действие: перейти от непрерывного действия к периодиче-
скому — «писк», похожий на дельфиний, издается 70 раз в минуту;
40 Непрерывность полезного действия: вести работу непрерывно с полной на-
грузкой — число излучателей должно быть достаточным на поверхности сети,
длина которой может составлять несколько сотен метров и более.
И вновь состоялась практическая верификация идеи, показавшая 90 % эф-
фективности. Но оставались еще 10 % ! Теперь целью могло быть исключение
привыкания (адаптации) дельфинов к отпугивающему звуку. Редуцированное
техническое противоречие: плюс-фактор 02 Универсальность, адаптация про-
тив минус фактора 07 Сложность устройства. Ключевыми приемами являют-
ся 04 Замена механической среды (перейти от фиксированных полей к меняю-
щимся во времени!) и 07 Динамизация (характеристики объекта должны ме-
няться так, чтобы быть оптимальными на каждом шаге работы), совместная
интерпретация которых практически однозначно приводит к решению варьи-
ровать параметры писка случайным образом.
Этот пример показывает развитие исходной идеи на основе ее практической
проверки и формулирования новых и новых моделей в зависимости от резуль-
татов испытаний. Поскольку мы выполняли все же не генерацию новых идей,
а учебный реинвентинг, то можно сказать, что этот пример демонстрирует ди-
намический реинвентинг. Однако на аналогичной последовательности действий
основано практическое усовершенствование изделий и продукции с помощью
ТРИЗ-инструментов.
Заключительный пример этого раздела демонстрирует не динамику, а статику
реинвентинга какого-нибудь объекта. Для примера выбран не совсем «про-
мышленный» объект, скажем, не станок и не самолет (хотя все это еще встре-
тится нам впереди!), зато можно рассчитывать на то, что пример будет легко
воспринят всеми читающими этот учебник.
Пример 70. Раклетт? А почему бы и нет?! Посмотрим с разных сторон, в том
числе и с «нетехнических», а чисто пользовательских, на такое изделие для
приготовления пищи, как раклетт (рис. 11.12).



<< Пред. стр.

страница 16
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign