LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

гласована со сложной поверхностью нижней части тела человека, сидящего
или полулежащею в постели. Запишем Микро-ФИМ:
Х-ресурс в виде частиц вещества в оперативной зоне обеспечивает максималь-
ное согласование формы нижней части столика с формой тела человека.
Отсюда следует, чтонижняя часть столика, по крайней мере, должна быть вы-
полнена в виде динамизированной поверхности, легко приспосабливающейся
к неровностям. Известное решение: снизу по всей поверхности столика при-
креплена матерчатая оболочка, почти заполненная легкими пластмассовыми
шариками. Достаточно установить такой столик на ноги больного, как обо-
лочка плотно и надежно фиксируется.
Пример 44. Лестница мемориала. Архитектурное решение любого мемориала
имеет целью эмоциональное воздействие на посетителей. Многие мемориалы
имеют вид скульптурных композиций, установленных на естественных возвы-
шенностях или искусственных холмах. Как сделать, чтобы поведение посети-
телей, особенно, юных и не всегда хорошо воспитанных, на пути к вершине
холма было, по крайней мерс, сдержанным? Вы уже заметили здесь явное ад-
министративное противоречие, не так ли? Требуется ввести новую функцию,
а именно, нужно, чтобы мемориал сам создавал «сдержанное» поведение посе-
тителей, но как этого достичь, на первый взгляд не ясно.
В виде технического противоречия это может звучать, например, так: поток
посетителей должен быть не быстрым и равномерно движущимся, но он имеет
помехи в виде быстро движущихся посетителей. Оперативная зона: лестница.
Макси-ФИМ: лестница сама ограничивает движение посетителей. Эта ФИМ
нацеливает на решение только за счет внутренних ресурсов оперативной
зоны, за счет конструкции самой лестницы. Нужна необычная лестница! Ле-
стница, которая замедляет движение посетителей!
Контрольное решение: лестница имеет ступени разной высоты. Посетители
вынуждены часто посматривать себе под ноги, и общее движение становится
небыстрым, сдержанным.
Пример 45. Бутылочка с опасным веществом. Как сделать сильнодействующее
лекарство недоступным для детей и легкодоступным для взрослых, даже если
глоток лекарства нужно принять срочно и не зажигая света? В первом при-
ближении определим оперативную зону как всю бутылку. Тогда Макси-ФИМ
можно представить в виде следующего физического противоречия: бутылка
сама обеспечивает защиту себя от детей и узнаваемость для взрослых!
Заметим, что в исходное требование входила различимость бутылки в темно-
те. Следовательно, речь может идти только об узнаваемости на ощупь, так-
тильном восприятии. Итак, в соответствии с Макси-ФИМ речь идет о форме
бутылке. Форма одновременно должна нести позитивную информацию для
взрослых и негативную информацию для детей.
Контрольное решение: на конкурсе в Англии выиграла идея «колючей» бу-
тылки. По всей поверхности бутылки имеются достаточно острые шипы, ко-
торые не могут поранить, но делают бутылку неприятной для детей, привык-
ших играть с округлыми и/или мягкими игрушками.
И в заключение раздела о ФИМ мы можем сказать, что изобретательские за-
дачи — это «многоходовки»! Поэтому и решать их надо соответствующими
методами, с помощью разных ресурсов, то есть разных «фигур» в этой слож-
нейшей игре. При этом ФИМ ориентирует на бескомпромиссное достижение
желаемого результата.


9.3. Редукция и трансформации

Устранение имеющейся несовместимости возможно пятью основными спо-
собами:
1) устранение негативного фактора или нейтрализация последствий его дей-
ствия;
2) построение инверсного противоречия (превращение негативного фактора в
позитивный, целевой) и переход к первому способу;
3) интеграция инверсных противоречий с исключением негативных свойств;
4) разделение равноценных, но конфликтующих позитивных действий во време-
ни, пространстве или по другим ресурсам, являющимся причиной конфликта;
5) замена задачи с устранением всего конфликта в целом.
В любом случае процесс трансформации по ТРИЗ осуществляется по схеме.
которую я называю Мини-алгоритм трансформации или Мини-АРИЗ
(рис. 9.15). Два основных шага Мини-АРИЗ под номерами 1 и 3 относятся
только к этапам Редукция и Трансформация и связаны непосредственно с раз-
решением конкретного противоречия и с генерацией идеи решения. Шаг 2
отображает переход между этапами Редукция и Трансформация. Стрелка 4 по-
казывает возможный возврат к Редукции, например, для дополнительного
уточнения моделей или поиска новых ресурсов.

Вы могли уже заметить, что ранее во многих рассмотренных примерах приво-
дилось сокращенное описание процесса решения, содержащее только икни
Мини-АРИЗ. Этот подход мы применим и в этом разделе, по крайней мере
для первых примеров.
Редукция является промежуточным, связывающим этаном между Диагности-
кой и Трансформацией. На этом этапе мы концентрируемся на одной конкрет-
ной задаче, сосредоточенной в одной оперативной зоне. Редукция проблемы
включает подбор приемов и стандартных ТРИЗ-моделей, для которых извест-
ны решения в общем виде, формирование функциональной идеальной моде-
ли и идеального конечного результата, изыскание потенциально полезных
оперативных ресурсов.
Трансформация является во всех смыслах решающим этапом в Мета-АРИЗ.
Именно на этапе Трансформации встречаются дисциплина мышления и вдох-
новение, логика и интуиция, опыт и мотивация, устремленность к новой
идее. Именно на этом этапе должна принести свой замечательный эффект вся
подготовительная работа по ТРИЗ — диагностика проблемной ситуации, за-
вершающаяся построением оперативной зоны и определением исходных мо-
делей противоречий, и редукция исходных описаний к стандартным. Именно
здесь Вы оказываетесь лицом к лицу с последним отчаянным сопротивлением
проблемы, перед неизвестным будущим, перед Вашим изобретением или се-
рией изобретений. Вперед!
Модели ТРИЗ/CROST на этапе Трансформация являются инструментами для
мышления и представляют собой приемы-аналоги. Примеры, рассматриваемые
ниже в этом разделе, предназначены для того, чтобы понять, как именно
можно применять ТРИЗ-инструменты, до какого момента в процессе реше-
ния можно уверенно двигаться на основе аналога, а с какого момента нужно
собственное творческое усилие. Коротко говоря, в ТРИЗ нет готовых ответов
на все проблемы! Но в ТРИЗ есть модели и рекомендации, как искать пра-
вильные ответы за кратчайшее время. Снижает ли это полезность ТРИЗ? Или,
может быть, сводит к нулю Ваши усилия по применению ТРИЗ при решении
конкретной проблемы?
На эти вопросы, естественные для каждого думающего человека, мы должны
вместе найти правильные и однозначные ответы. Ну, что ж, следуя навыку.
полученному при реинвентинге, а именно, навыку накопления и обобщения
примеров, давайте зададим себе еще несколько похожих вопросов:
• знаете ли Вы выдающегося шахматиста, который никогда не изучал
шахматной теории, сотен и тысяч шахматных этюдов и партий, сыгран-
ных другими талантливыми предшественниками и современниками?
• знаете ли Вы гениального пианиста, который никогда не изучал музы-
кальной теории, не играл тысячи раз гаммы и этюды, пьесы и трудные
фрагменты новых произведений?
• знаете ли Вы знаменитого математика, который не изучал арифметику,
геометрию, алгебру и не упражнялся в решении тысяч математических
задач?
• знаете ли Вы серьезного художника, не изучавшего элементы живописи,
композиции и рисунка, не прошедшего школу студийных этюдов и не
изучавшего произведения предшественников и современников?
• знаете ли Вы, наконец, популярного чемпиона по боксу или карате, ко-
торый стал победителем, прочитав несколько учебных пособий и не
имея многолетней тренировочной практики, не разучивая сложных дви-
жений через простейшие элементы, не работая над своей психологиче-
ской устойчивостью и способностью к концентрации?
Думаю, что вывод давно сложился сам собой, как это и должно происходить
в соответствии с ТРИЗ-концепцией функционального идеального моделиро-
вания. ТРИЗ также имеет теоретические принципы и модели, этюды разной
степени сложности, стратегию, тактику и даже представление о красоте ре-
шений!
Но об этом позже, а сейчас — к этюдам! К этюдам А-Студии!
Пример 27. Тренажер-стойка в фитнес-центре (окончание). Редукция показыва-
ет, что ресурсы площади крайне ограничены. Нужно искать решение в направ-
лении следующего идеального результата: новые тренажеры не занимают до-
полнительной площади! Подбор подходящих факторов из А-Матрицы приво-
дит к следующей уточненной модели технического противоречия:




Трансформация. А-Матрица предлагает следующие приемы из А-Каталога:
01 Изменение агрегатного состояния, 02 Предварительное действие, 19 Переход
в другое измерение и 34 Матрешка.

Совместная интерпретация приемов 19 и 34 представляется вполне конструк-
тивной. Действительно, в соответствии с приемом 19 можно использовать ре-
сурс высоты помещения и либо поднять тренажеры на дополнительный уро-
вень, либо стремиться использовать вертикальные компоновки. Прием 34
прямо ориентирует на применение либо выдвигаемых/раздвигаемых конст-
рукций, либо на реализацию в одной конструкции нескольких тренажеров.
Пример одного из известных решений показан на рис. 9.16: тренажер-стойка
позволяет со всех четырех сторон выполнять различные упражнения, так как
подвижные нагрузочные элементы смонтированы на каждой из сторон стой-
ки, а тяги выведены через кронштейны с роликами, установленные на разных
уровнях в соответствии с типом упражнения.




Пример 28. Виброударное забивание сваи (окончание). Анализ показывает, что
придется обратиться все же к ресурсу материала сваи. Сформулируем Мик-
ро-ФИМ: Х-ресурс в виде частиц вещества в оперативной зоне обеспечивает
перемещение неповреждаемой сваи! Редуцированная модель в виде двух аль-
тернативных технических противоречий:




Трансформация. Из двух ячеек А-Матрицы получаем следующие приемы:
01 Изменение агрегатного состояния (дважды), № Дробление, 04 Замена механи-
ческой среды (дважды), 13 Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечно-
сти, 28 Заранее подложенная подушка, 36 Обратная связь. В принципе все
приемы имеют интересные интерпретации! Рассмотрите их самостоятельно
(сравните также с решением для примера 7.8). В учебных целях мы сосредото-
чимся на одном известном решении (рис. 9.52) по приему 04, который, в ча-
стности, рекомендует: b) использовать электрические, магнитные и электро-
магнитные поля для взаимодействия с объектом; d) использовать поля в соче-
тании с ферромагнитными частицами.
В материал сваи добавляется ферромагнитный порошок. Кроме того, в свае
находится стальная арматура. Свая опускается в тяжелый цилиндр, включаю-
ший кольцевой электромагнитный индуктор, генерирующий импульсы тока.
Возникающее магнитное поле взаимодействует с ферромагнитными и метал-
лическими компонентами в свае и создаст механическое усилие, переметаю-
щее сваю вниз. Выбор формы импульсов и силы тока позволяет создавать раз-
ные режимы движения сваи, воспроизводить как ударные, так и вибрацион-
ные воздействия.
Рассматривая ряд трансформаций сваи от самой первой постановки до полу-
ченного решения, следует отметить, что непрерывно изменялся характер дей-
ствий в оперативной зоне: воздействие в точке (исходный ударный способ за-
бивания) — воздействие по поверхности (через посредники) — воздействие по
объему (через посредничество ферромагнитных добавок). Это есть проявление
принципа динамизации оперативной зоны. Причем изменение в зависимости от
контекста задачи может происходить и в обратном направлении.
Пример 29. Вывод группы спутников на точные орбиты (окончание). На л а п е
Редукция можно предложить следующую модель технического противоречия:




Рекомендуемые приемы: 05 Вынесение, 06 Использование механических колеба-
ний, 10 Копирование. Одно из известных решений на основе Приема вынесения
в части «выделить единственную нужную часть (нужное свойство): группа
спутников выводится в космос кораблем типа «Шаттл», а затем робот-мани-
пулятор (рис. 9.18) выносит спутники из грузового отсека и расставляет их на
орбитах с требуемыми параметрами.




Пример 30. Лекционная доска (окончание). Редуцирование исходных противо-
речий в этой ситуации само по себе оказывается непростой задачей. Рассмот-
рим этот процесс в его развитии. Сначала исходные противоречия могут быть
редуцированы к следующему виду:




Здесь количество негативных факторов превышает количество позитивных.
Поэтому представляется полезным перейти к инверсным моделям, добавив к
ним фактор 02 Универсальность:
Ранжирование приемов приводит к следующей последовательности: 04 (2 —
встречается дважды), 07 (2), 18 (2), 19 (2), 37 (2), 02, 09, 14, 27, 29.
Выпишем подряд ключевые рекомендации из первых четырех приемов:
• заменить механическую систему оптической, акустической пли «запа-
ховой»;
• характеристики объекта или внешней среды должны меняться так, чтобы
быть оптимальными на каждом шаге работы;

• использовать промежуточный объект, переносящий или передающий дей-
ствие;
• возможно улучшение при переходе от движения по плоскости к про-
странственному; использовать оптические потоки, падающие на сосед-
нюю площадь.
В Германии предложено решение, показанное на рис. 9.19.
На доске 1 обычного размера, например, длиной 3 м и высотой 1,5 м. лектор
перемешает штифт 2 так, как будто создает рисунок или пишет текст. В лоску
встроена координатная сетка 3, считывающая положение острия штифта. Ко-
ординаты X и Y острия штифта через преобразователь 4 поступают в компью-
тер 5, а оттуда — в проектор 6, изображающий на доске все, что было нарисо-
вано ранее (7), и проецирующий окончание вновь вводимой линии непосред-
ственно в то место, где находится штифт. «Доска» (белого цвета) на самом
деле играет роль экрана со встроенной системой считывания положения
штифта. Таким образом, сохраняется универсальность рисования на «доске» и
увеличивается степень автоматизации, благодаря возможности сохранения
изображений на любом компьютере, соединенном с передающим компьюте-
ром 5 через Интернет. Увеличиваются производительность, удобство эксплуа-
тации и вновь степень автоматизации, так как теперь можно демонстриро-
вать на доске любые заранее приготовленные сложные рисунки.
Примеры 31 и 37. Купол Рейхстага (окончание). Итак, Вы готовы воспроизве-
сти ход мыслей архитектора сэра Нормана Фостера? Если «да», то давайте по-
пробуем сделан, э т о . Если «нет», то нужно проработать книгу еще раз с само-
го начала!
Мы совместим здесь решения на основе технического и физического проти-
воречий, тем более, что после этого примера мы как раз переходим к рассмот-
рению трансформаций на основе физических противоречий:
Идеальный результат: потоки посетителей не могут пересекаться!
Техническое противоречие: плюс-фактор 21 Форма и минус-фактор 25 Потери
времени.
Физическое противоречие: встречные потоки посетителей должны быть, так
как посетители должны подниматься на смотровую площадку и спускаться с
нее, и встречные потоки должны отсутствовать, чтобы посетители не меша-
ли друг другу в движении.
Ведущий ресурс: пространственный.
Рекомендации по А-Матрице: приемы 02 Предварительное действие, 15 От-
брос и регенерация частей, 19 Переход в другое измерение и 22 Сфероидальность.
Рекомендации из каталога «Фундаментальные трансформации и А-Приемы»:
вполне перспективные приемы 05 Вынесение, 10 Копирование, 19 Переход в дру-
гое измерение. 22 Сфероидальность, 34 Матрешка.
Суммарные рекомендации и их интерпретации:
• Прием 05: отделить мешающую часть (например, поток спускающихся
посетителей), выделить нужную часть (аналогично);
• Прием 10: использовать копии (сделать еще один пандус!);
• Прием 19: использовать многоэтажную компоновку (как-то разместить
пандусы один под другим!);
• Прием 22: использовать спирали (уже применяются!);
• Прием 34: разместить объект последовательно один в другом, пропус-
тить объект через полости (пустоты) в другом (итак, пандусы надо
как-то вложить один в другой!?).
Простое и великолепное решение (рис. 9.20): второй пандус сдвинут по ок-
ружности (например, при виде сверху, иначе говоря, в плане) на 180° и сво-
бодно входит своими витками между витками первого пандуса. Оба пандуса
одинаковы, то есть являются взаимными копиями.
Пример 32. Разделительный барьер (окончание). Сформулируем Макси-ФИМ:
оперативная зона сама держит барьер! (Посмотрите, кстати, пример 30!) По-
пробуем сформулировать другой вариант физического противоречия: барьер
должен быть тяжелым, чтобы его трудно было сдвинуть, и должен быть лег-
ким (для удобства транспортировки, монтажа и демонтажа). Прежде всего,
просматривается возможность разрешения противоречия во времени, так как тя-
желым (широким) барьер должен быть на одном интервале времени, а легким
(узким) — на другом. И эти интервалы не пересекаются! Конечно, вполне по-
нятно, что и в конструкции должны быть сделаны какие-то изменения. Здесь
нужно рассмотреть все доступные ресурсы! Например, что сдвигает барьер?
Давление и собственный вес посетителей, опирающихся на барьер.
А ведь это вполне реальный ресурс массы, появляющейся именно на кон-
фликтном интервале. Вред нужно превратить в пользу! Одно из эффективных
решений задачи: со стороны очереди опора барьера выполняется в виде ре-
шетчатой платформы, достаточно широкой, чтобы посетители, опираясь на
барьер, обязательно сами стояли на этой платформе. Так оперативная зона (с
помощью веса посетителей) сама удерживает барьер от перемещения!




Пример 33. Реакция водителя автомобиля (окончание). Мне известны несколь-
ко водительских школ в Германии, где это противоречие решили-таки в сугу-
бо натуральном варианте. В школе устраивается вечеринка с небольшой дозой
шампанского, а потом на специально оборудованных автомобилях и вместе с
инструктором веселые водители выполняют на тренировочной площадке
вполне обычные задания. Все это снимается на видеокамеры, фиксируется
время выполнения заданий, а на следующем занятии показывается участни-
кам тренинга. Изумлению обучаемых нет предела! Эффект потрясающий!
Второе решение более соответствует ТРИЗ! Негативное действие нужно пере-
дать в окружающую среду, нужно использовать какой-то ресурс внешней сре-
ды. И «пьяным» стал компьютерный тренажер! Противоречие разрешено в
структуре и во времени: вся система функционирует нормально, а часть систе-
мы — ненормально, а именно: тренажер выполняет действия обучаемого с оп-
ределенным запаздыванием. Такое решение применяется в США.
Пример 34. Свая (окончание примера, связанного со сваями). Если даже Вы
знаете контрольное решение, или у Вас появились собственные идеи, изучите
этот пример внимательно. Он только кажется простым. На самом деле здесь
есть очень важные тонкости Редукции, открытые именно в ТРИЗ. Построим
структурно-функциональную модель конфликта в оперативной зоне (рис. 9.22.
Заметили ли Вы, что это упрощенный вариант! Если «да», то это очень хорошо!
Если «нет», то рассмотрите все изложенное ниже более внимательно.




Прежде всего отмстим, что последующий анализ следовало бы делать еще на
этапе Диагностика. Но, допустим, что мы увлеклись и решили, что в этой си-
туации только одна оперативная зона и, соответственно, одна «очевидная»
конфликтующая пара — молот А и свая В. Как только мы определили исход-
ную модель таким образом, так и все наши поиски ограничились только этой
оперативной зоной!
Примерно так все и происходит при решении задач теми, кто не знает ТРИЗ!
ТРИЗ-специалист еще на этапе Диагностика проведет более полный анализ.
Но, продолжим с того места, на котором мы оказались.
Построим более полную структурно-функцио-
нальную модель конфликта в оперативной зоне
(рис. 9.23). Все, кто не знакомы с тонкостями
ТРИЗ-моделирования, опишут эту модель при-
мерно так: молот А воздействует на сваю В, пе-
редавая ей энергию для перемещения в грунт
С, но при этом повреждает сваю В; свая В со-
вершает рабочее воздействие на грунт С, кото-
рый также оказывает на сваю негативное воз-
действие.
Вот здесь-то ТРИЗ требует определить и зоны, и
экторы более точно и детально, хотя и нетради-
ционно.
Во-первых, явно видны две оперативные зоны. Первая — очевидная, вклю-
чающая молот А и сваю В. Этой оперативной зоной мы и занимались, впро-
чем, как и сотни или тысячи специалистов по свайным конструкциям, не об-
ращавших внимания на другие зоны и ресурсы системы.
Вторая оперативная зона включает сваю В и грунт С. Эту зону мы даже не
принимали во внимание, считая что весь системный конфликт исчерпывается
конфликтом между А и В. Эта ошибка исключила саму возможность система-
тического исследования всей системы, а следовательно, и возможность на-
правленного поиска альтернативных решений.
А теперь укажем на иную, более тонкую и незаметную ошибку, сделанную
уже при описании полной модели.
В отличие от неподготовленного решателя проблем, ТРИЗ-специалисты ска-
зали бы, что на сваю оказывает воздействие не грунт, а... отверстие в грунте.
Они сказали бы, что свая не просто «воздействует на грунт», а формирует
именно это самое отверстие для себя! Действительно, если бы отверстие име-
ло заранее форму сваи, то сваю не надо было бы забивать!
Сделаем в этом месте отступление: не кажется ли Вам, что одна альтернатив-
ная идея появляется уже только на основе этих несложных рассуждении'?!
Действительно, можно пробить в грунте предварительное отверстие пол сваю,
а потом забивать сваю с намного меньшим усилием. А если отверстие доста-
точно большое, то можно просто опустить сваю в это отверстие.
Вот теперь пришло время указать еще на одну часто встречающуюся ошибку
диагностики задачи. Эту ошибку я специально оставил в заключительной
фразе общей постановки задачи в примере 14 (начало): «Можете ли Вы пред-
ложить новую «неразрушающую» технологию забивания свай?» Через сло-
во-термин «забивание» в постановку сразу вводится как неизменяемое понятие
способ получения свайной опоры. А почему бы не изменить сам способ полу-
чения сваи в грунте?
Так вот, на практике такие ошибки встречаются чрезвычайно часто. Причем
именно профессионалы в своей области сами оказываются жертвами своих
профсссиональных стереотипов мышления, закрепленных в терминах и в спо-
собах описания проблем. По ТРИЗ в целях снятия психологической инерции
нужно заменять термины другими словами, прибегая к метафоре и шутке. На-
пример, можно сказать: засунуть или посадить сваю в грунт, вырастить сваю,
свая сама залезет в землю. И даже не свая, а например, столб, нога, цилиндр
(тоже термин, но другой, схватывающий только общую форму), статуя, бол-
ванка и так далее. Главное, уйти от стереотипа.
Теперь продолжим. В предыдущем разделе Вы уже видели, что формирование
функциональной идеальной модели может играть не только важную роль в
подготовке генерации идеи, но и непосредственно подсказывать саму решаю-
щую идею. Идеальный конечный результат: свая должна занять свое место в
грунте целой и невредимой. И снова необходимо дать точное определение,
что означает быть «целой и невредимой», например, форма сваи в грунте
должна быть такой, какой она получается на заводе при ее изготовлении.
Также можно искать все более точное определение оперативной зоны! Вполне
корректно определить в качестве оперативной зоны стенки отверстия и по-
верхность сваи в местах контакта с отверстием. Проверим правильность моде-
ли с помощью некоторых вопросов и ответов, способ формирования которых
покажется Вам вполне понятным. Как именно грунт взаимодействует со сва-
ей? — Только через стенки отверстия! А свая как взаимодействует со стенками
отверстия? — Только своей поверхностью!

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign