LINEBURG


страница 1
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

УДК 008
ББК 71
066

Орлов М. А.
066 Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобрета-
тельного мышления. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: СОЛОН-ПРЕСС.
2006. - 432 с: ил.
ISBN 5-98003-191-Х
Рожденная в России, Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) се-
годня быстро распространяется в мире. Все ведущие компании применяют
ТРИЗ, например, Mitsubishi, Samsung, Hewlett Packard, General Electric,
Siemens. Книга профессора Михаила Орлова, впервые выпушенная извест-
ным издательством Springer Verlag на немецком (Берлин, Германия, 2002)
и английском (Нью Йорк. США. 2003) языках, представляет основные прин-
ципы и модели ТРИЗ. Автор книги обладает не только отечественным опы-
том, но и более чем 10-летним опытом ТРИЗ-консалтинга и чтения лекции
во многих странах. Книга иллюстрирована многочисленными примерами
(более 300) и рисунками (более 200) из российского и зарубежного опыта.
Книга может быть использована для самостоятельного развития система-
тического, направленного, изобретательного мышления как инженерами,
так и инновативными менеджерами, бизнесменами, аналитиками, экономи-
стами, психологами, преподавателями высших и средних школ в любых чи-
таемых дисциплинах. Книга вполне доступна и несомненно полезна студентам
и старшим школьникам.

УДК 008
ББК 71




По вопросам приобретения обращаться:
ООО «АЛЬЯНС-КНИГА КТК>
Тел: (495) 258-91-94, 258-91-95, www.abook.ru
Сайт издательства СОЛОН-ПРЕСС: www.solon-press.ru.
E-mail: solon-avtor@coba.ru

ISBN 5-98003-191-Х © Макет и обложка «СОЛОН-ПРЕСС», 2006
© М. А. Орлов, 2006

www.natahaus.ru
Посвящаю моему сыну Алексею
с любовью и уважением за его мужество,
целеустремленность и великодушие




Методика изобретательского творчест-
ва — не рецепт для создания изобрете-
ний. Она не заменяет и не подменяет
технические знания.
Методика помогает применять знания
с предельной эффективностью.
Изучение методики не гарантирует,
что изобретатель превзойдет Попова
или Эдисона.
Но ведь и изучение университетского
курса не гарантирует, что студент со
временем превзойдет Ньютона или
Эйнштейна.
Генрих Альтшуллер.
Крылья для Икара. Петрозаводск, 1980
Там где новое выводится из старого чисто логи-
ческим путем, нет изобретения.

Изобретение, от мала до велика, есть неминуемо
скачок через логическую пропасть.

И если этот скачок совершается в здравом уме и
твердой памяти, то это есть, столько же изобрете-
ние, сколько и откровение.

Петр Энгельмейер


1
Когда в 1963 году я познакомился с первой ТРИЗ-книгой | 1 | Генриха Сауло-
вича Альтшуллера, трудно было предположить, что ТРИЗ станет делом моей
жизни. Но это произошло. И хотя сегодня моя ТРИЗ-библиотека насчитывает
не одну сотню публикаций разных авторов и, разумеется, почти все, что было
опубликовано на русском языке за 40 лет, с той книжечкой я не расстаюсь и
по сей день.
Мое восхождение к ТРИЗ было не простым, как и всякое восхождение к вы-
сокой горной вершине. Иногда казалось, что вершина уже достигнута, но это
был всего лишь промежуточный пик. Иногда бездорожье уводило в сторону,
где была надежда пройти более легким путем, не вникая в строгие требования
ТРИЗ. И тогда не один год проходил без открытия новых перспектив в дви-
жении к ТРИЗ.
И все же со временем стало ясно, что восхождение к ТРИЗ стоит и усилий, и
времени. Постижение ТРИЗ открывает мир невероятных возможностей, неиз-
бежно выводит в миры эстетики и философии техники, наконец, расширяет
ТРИЗ до беспредельных перспектив применения практически во всех сферах
творческой активности — будь то научное исследование, техническое прогно-
зирование, управление развитием коллективов и технических систем, реше-
ние проблем обеспечения безопасности или воспитание детей детсадовского
возраста.

1
П. К. Энгельмейер (I855—1941) — выдающийся р о с с и й с к и й философ т е х н и к и и и н ж е -
нер-механик. Цит. по к н и г е "Теория творчества», 1910.
В середине 1980-х, работая над докторской диссертацией, я нашел достаточно
простые математические категории для представления моделей ТРИЗ. И од-
новременно стало еще более ясно, что ТРИЗ не есть арифметическая или ал-
гебраическая система. Решения по ТРИЗ не вычисляются по формулам. Все-
гда присутствует мощная интеллектуальная работа для выявления аналогий,
создания метафорических и даже фантастических образов, придумывания но-
вых структур и конструкций, не имеющих прямых логических аналогов. Для
развития этих аспектов творчества были опробованы десятки альтернативных
методов стимуляции воображения и генерации нетривиальных идей.

В итоге сложилось ясное представление о возможностях и ограничениях
ТРИЗ.
Возможности ТРИЗ основаны на следующем:
1) ясное формулирование структуры проблемы, редуцирование ее к предель-
но упрощенной форме в виде бинарного противоречия (или нескольких
противоречий) — этим актом ТРИЗ обеспечивает правильную диагностику
проблемы, выявление ее действительной сути;
2) определение экторов (взаимодействующих элементов) проблемной ситуа-
ции и ресурсов, необходимых и достаточных для решения проблемы, для
устранения противоречий во взаимодействиях экторов — это ТРИЗ-иссле-
дование позволяет, так сказать, оценить реальные силы «противников» и
«союзников»;
3) выдвижение идеальных целей, мысленное идеальное моделирование нуж-
ных функций, требующихся от будущего решения — этим ТРИЗ стимули-
рует уход от стереотипного воздействия привычных решений, существую-
щих в окружающих объектах;
4) использование опыта создания сотен тысяч эффективных изобретений для
нахождения решения актуальной проблемы — ТРИЗ дает примеры таких
решений в виде моделей перехода от состояния «было» к состоянию «ста-
ло» (приемов) и иллюстрирующих их примеров;
5) применение ТРИЗ-законов развития систем для стратегического выбора
направления поиска идеи решения;
6) применение строгой дисциплинирующей методики пошагового анализа
проблемы и синтеза идеи решения в виде так называемых алгоритмов ре-
шения изобретательских задач (АРИЗ).
Этим аспектам поддержки логической составляющей синтеза решения и по-
священы основные страницы книги. Эти аспекты и составляют объективную
основу классической ТРИЗ.
И все же часть книги посвящена также нашим работам в направлении под-
держки интуитивной составляющей творчества. Мы ведем интенсивную раз-
работку и тестирование софтвера для интеграции обеих составляющих реаль-
ного творческого процесса.
Практическая направленность книги определила как стиль изложения тео-
рии — без академических или дидактических формализмов, — так и подбор
примеров. Последнему автор уделил наибольшее внимание. Во-первых, при-
меры призваны убедительно показать надежность опытно-экспериментальной
основы теоретических моделей — навигаторов мышления для решении новых
задач. Во-вторых, примеры должны объективно отражать возможность и есте-
ственную неразрывность алгоритмической навигации мышления и эвристиче-
ского творчества.
В целом многолетний опыт применения ТРИЗ позволяет сказать следующее.
Процесс создания новых систем и технологий основан на поиске инноваци-
онных идей. Создание крупных идей требуется как результат исследования и
развития перспективных направлений. Ежедневно требуются большие и ма-
лые решения в проектной деятельности. Поиск идей является самым слож-
ным и драматическим актом инновационных процессов. До настоящего вре-
мени нет учебных заведений, которые систематически и направленно учили
бы ТРИЗ-методам создания новых идей. И ключевой проблемой для органи-
зации такого обучения является создание теоретических основ ТРИЗ-образо-
вания.
Любая деятельность вырастает из принципов ее организации. Поэтому в этой
книге заложено несколько современных теоретических концепций ТРИЗ,
принципиально важных для их эффективного практического применения, для
самостоятельного изучения и для организации учебных ТРИЗ-курсов в тех
или иных образовательных учреждениях.
Наши непрекращающиеся поиски новых выразительных представлений моде-
лей ТРИЗ как бы поощряются известным высказыванием основателя ТРИЗ о
том, что решение изобретательских задач требует не столько новых знаний,
сколько хорошей организации уже имеющихся знаний.
Место и роль процесса обучения основам современной ТРИЗ (Modern TRIZ)
и последующего применения ТРИЗ на практике показаны на схеме, представ-
ляющей философию развития ТРИЗ-приложений в виде «3Е-модели»:
Концептуальные основы обучения и применения ТРИЗ кратко могут быть
выражены триадой: реинвентинг, стандартизация и креативная навигация.

Действительно, весь опыт ТРИЗ экстрагируется из практики (experience), из
анализа реальных изобретений и высокоэффективных инновационных реше-
ний. Именно реинвентинг является процессом исследования и экстрагирования
ключевых идей таких решений. ТРИЗ-реинвентинг выполняется так, словно
каждое анализируемое изобретение было сделано на основе ТРИЗ. Это помога-
ет понять объективную логику и объективные креативные находки автора изо-
бретения, представить их в форме, несравненно более понятной и доступной
всем, кто хотел бы увидеть, как именно было сделано то или иное изобретение.
Реинвентинг опирается на 4 фундаментальных этапа, составляющих вместе
разработанный автором Мета-Алгоритм Изобретения (Мета-АРИЗ).
Результаты реинвентинга целесообразно представлять в определенной стан-
дартизованной форме, в которой сохранены все принципиально важные ас-
пекты создания изобретения или инновации, а именно: суть проблемной си-
туации, модели противоречий, модели ресурсов, модели трансформаций, с
помощью которых удалось решить «неразрешимую проблему» и некоторые
другие важные детали. И вновь такой стандартизованной формой оказывается
Мета-АРИЗ. Именно в формате Мета-АРИЗ удается создать банки для акку-
мулирования ТРИЗ-знаний в виде, который делает эти знания доступными
как для высококвалифицированного специалиста, так и для студента или
даже школьника (education).
Каждый проектировщик и исследователь, изобретатель и инноватор нуждает-
ся в простых и эффективных схемах для «навигации мышления». Именно на
основе Мета-АРИЗ строятся эффективные «маршруты» мысленной обработки
знаний о проблемной ситуации и о цели поиска, по которым можно уверенно
двигаться к достижению эффективного решения (evolution). Мета-АРИЗ, каж-
дый этап которого наполнен конкретными навигаторами, становится инстру-
ментом для конструирования эффективной идеи. Как было отмечено в рефе-
ренсе TRIZ Journal2: « ... замечателен также мета-алгоритм, который помогает
не только тем, кто не знаком с ТРИЗ, но и знающим предмет, понимать
трансформации от исходной ситуации до верификации при получении реше-
ния и устранения противоречий. Автор признает, что переходы от одного бло-
ка к другому нелегки, но учит, как думать, с использованием множества про-
стых примеров, иллюстрированных четкими рисунками ...»
Поэтому вся программа систематического ТРИЗ-образования — от обучения
начинающих до достижения мастерства — может, по нашему опыту, строить-
ся на основе реинвентинга, стандартизации и креативной навигации с помо-
щью алгоритмов изобретения на основе Мета-АРИЗ.
ТРИЗ кардинально улучшает мышление при создании идеи решения проблем,
содержащих противоречия, содержащих конфликт элементов проблемы — це-
лей, свойств, ресурсов, структурных компонентов.
2
TRIZ-Journal 1 1' 2003.
ТРИЗ безусловно усиливает природные способности, так как высвобождает
сознание для генерации высокоэффективных идей, направляя мышление в
эпицентр проблемы и пресекая попытки ненаправленного угадывания хоть
каких-нибудь решений, которые, как правило, оказываются слабыми.
Однако достичь ТРИЗ-мастерства решения проблем можно только разумным
сочетанием и развитием обеих составляющих творческого мышления — логи-
ческой и интуитивной. Поэтому изучение и применение алгоритмических ме-
тодов и моделей ТРИЗ полезно соединять с постоянным поиском гармонии и
красоты, целесообразности и экологичности, фантазии и юмора, короче гово-
ря, с чувством времени и реальной жизни.
И не забывайте спрашивать себя: как, в каком направлении изменится Мир,
станет ли он безопаснее и гармоничнее, когда Ваша новая идея будет реали-
зована ?

2
Не прошло и года, как разошелся весь тираж первого издания книги на рус-
ском языке.
Я благодарен тем читательницам и читателям (далее я применяю традицион-
ное обобщенное обращение — читатель), кто прислал мне электронные пись-
ма с желанием пройти дистанционное обучение по программам Модерн
ТРИЗ Академии, кто высказал интересные мысли и вопросы, связанные с ис-
торией и современным развитием ТРИЗ, кто высказал пожелания по улучше-
нию текста книги, и кто проявил деловой интерес для практической поддерж-
ки и развития идей Академии в России.
Особенно важным, хотя и не связанным напрямую с содержанием моей кни-
ги, оказался такой вопрос: есть мнение, что ТРИЗ — сложившаяся наука, и
что в ней «уже все выбрано», ведь ничего существенного не сделано в ТРИЗ
за 20 лет после выхода АРИЗ-1985 и последней ТРИЗ-книги Г. С. Альтшулле-
ра «Найти идею»! Так ли это? И если так, то где учебники по ТРИЗ? Где шко-
лы ТРИЗ? Это за целых 20 лет!?
Я думаю, что частично ответ уже содержится в самом вопросе.
Действительно, как можно говорить о сложившемся направлении, когда нет
даже современного учебника ТРИЗ? Такого учебника не успел написать ос-
нователь ТРИЗ. Не написали его ни первые энтузиасты ТРИЗ, ни общества и
ассоциации ТРИЗ в России и за рубежом. Известные немногочисленные рос-
сийские и зарубежные предложения учебной литературы построены по схе-
мам, вынесенным еще из советского периода выживания идей ТРИЗ. Так
что, в том виде, в каком это требуется для современного учебника, его нет и
поныне.

Кроме того, для развитой теории будут разные учебники, отражающие эстети-
ческие, социальные и философские предпочтения авторов. Но раз уж нет од-
ного учебника, то нет и двух или более.
То же самое приходится констатировать и относительно учебных заведений
для ТРИЗ (скорее, всего частных, так как до государственных дело еще не
скоро дойдет).
Вот поэтому мы и взяли на себя ответственность и инициативу создать учеб-
ные материалы и учебное заведение для ТРИЗ в ее современном содержании
и структурировании. Над тем и работаем. И предлагаем наши опыты и разра-
ботки для проверки практикой.
Это — часть ответа, причем только на последнюю часть вопроса.
Я отвечаю на подобный вопрос на моих семинарах еще и следующим обра-
зом: 20 лет понадобились для того, чтобы проверить ТРИЗ на выживаемость в
глобальном масштабе. И ТРИЗ не только выстояла, но и успешно применяет-
ся многими крупнейшими концернами. Преимущественно вместе с техноло-
гиями управления качеством, например, такими как 6 Сигма (см. TRIZ
Journal).
И вот теперь после накопления глобального опыта можно надеяться, что поя-
вятся и учебники, и школы ТРИЗ.
Наконец, о развитии ТРИЗ.
Раз уж мы говорим о выживании, то на известной S-кривой это фаза «раннего
возраста» системы. И ТРИЗ как система явно находится если уже не на ста-
дии «выживания», то не далее как в начале стадии «взросления». Это означа-
ет, что еще немало копий будет сломано в «борьбе» за теоретические основа-
ния будущей ТРИЗ — за аксиоматику, за формально-теоретические модели,
за язык, за примеры, за АРИЗы, за методики преподавания, за ... философию,
мировоззрение, психологию, педагогику ТРИЗ, за ... Короче, за все то, что и
составляет основание любой науки как науки. А в «развитых науках» еще мо-
гут быть течения и школы, которые иногда очень даже непримиримы в «борь-
бе» за «идейную чистоту» и за право на обладание «истинным знанием» в пер-
вой и, само собой, в последней инстанции. Вспомните хотя бы — и не в по-
следнюю очередь — «Как стать гением».
Одно можно прогнозировать определенно: знание основ ТРИЗ должно стать
обязательным критерием оценки уровня культуры выпускника школы и тем
более выпускника высшего учебного заведения. Ни один выпускник совре-
менной школы не может считаться в полной мере образованным без знания
основ ТРИЗ.
Думаю, что первыми в мире это осознали в Южной Корее. С 2006 года на
всех вступительных экзаменах в вузы страны в числе 100 вопросов для опенки
уровня интеллектуального развития поступающих в вуз (наподобие IQ-score)
введены 4 вопроса по ТРИЗ — с 37-го по 40-й. Автор удовлетворен по край-
ней мере тем, что вместе с рядом корейских и российских специалистов
ТРИЗ принимал и принимает участие в разработке предложений и реализа-
ции проектов для программы развития школьного и высшего образования в
Южной Корее.
И еще один вопрос о пользе этой книги для «не-технических» специалистов.
Дело в том, что для понимания основных идей и примеров этой книги не тре-
буется специфического высшего образования, а вполне достаточно универ-
сальных школьных знаний. Практические примеры книги, почерпнутые из
самых разных источников и представленные на основе ТРИЗ-реинвентинга в
«стандартном» формате, полезны специалистам практически любой сферы
деятельности.
В заключение я благодарю моего сына Николая за его вклад в корректуру вто-
рого русского издания параллельно с корректурой третьего немецкого изда-
ния, за его тонкое понимание ТРИЗ и за веру в будущее ТРИЗ.
И еще я хочу пожелать успеха всем, кто не боится эксперимента, кто будет
пытаться внести свой вклад в продвижение ТРИЗ в практику, кто будет пред-
лагать «свои» теоретические конструкции для ТРИЗ, авторские или коллек-
тивные учебники и учебные курсы.
Практика отберет то, что будет эффективно.
Михаил Орлов.
Берлин, Германия. Январь 2005 — июнь 2006 г.
Никогда не рано думать о завтрашнем дне.

Федерико Майор 3


Да, цивилизация восходила по лестнице изобретений4.
Гениальные изобретения быстро поднимали человечество на головокружи-
тельные высоты. Миллионы других изобретений укрепляли лестницу и все
здание цивилизации. Цивилизация поднималась все быстрее и быстрее.
Но сам процесс создания изобретений тысячи лет оставался неизменным.
Мучительные раздумья над проблемой, поиски в случайных направлениях,
неисчислимое количество неудачных проб, блуждание по лабиринту, хожде-
ние в тумане по замкнутому кругу, и лишь иногда, как вспышка света в пол-
ной темноте, как разгадка удивительного сна или исцеление от неизлечимой
болезни, — неожиданное появление идеи! Таким представлялось большинству
из нас изобретательское творчество. На поиски идеи иногда уходила вся
жизнь изобретателя.
Множество энтузиастов пыталось открыть тайну рождения изобретения. Ге-
ниальные ученые пытались создать теории творчества. Выдающиеся прагма-
тики собирали и применяли немало полезных советов для стимуляции появ-
ления идей. Но все это по-прежнему оставалось малопрактичным.
Научиться изобретать оставалось невозможным!
Потому что оставалось невозможным объяснить и передать индивидуальный
и исторический опыт создания изобретений. Известные описания изобрета-
тельского творчества были представлены лишь метафорами, эмоциями и от-
дельными полезными рекомендациями. Все это не было наукой с определен-
ными законами и методами. Это не было и искусством, так как искусству
тоже во многом можно научить и научиться.
Несмотря на это, цивилизация продолжала восхождение. И восхищение про-
грессом в виде автомобиля, телевидения, авиалайнера, космической ракеты,
интернета и мобильного телефона стало настолько безмерным, что только не-
многие в XX веке оказались способны разглядеть смертельные опасности, с
разных сторон устремившиеся к человечеству.
Шокирующая правда о надвигающихся глобальных катастрофах, вызванных
техногенным разрушением Природы, не стала еще отрезвляющим аргументом
3
Федерико Майор — генеральный секретарь UNESCO (2002).
4
По книге: Викентьев И. Л.. Кайков И. К. Лестница идей (1992).
для человечества. Безответственность и эгоизм многих технократических
структур, отсутствие широкого образования по вопросам глобальной выживае-
мости и прогресса, отсутствие глобальных координирующих сил, не говоря
уже о проблемах консолидации усилий промышленно развитых стран, — все
это требует немедленных и кардинальных изменений. Безопасность будущего
должна стать целью и мотивацией любой прогрессивной деятельности, любой
политики. Инженеры, педагоги и ученые тоже могут взять на себя долю персо-
нальной ответственности, индивидуально и через профессиональные ассоциа-
ции стремясь найти организационные и технические возможности исключить
наступление глобальных техногенных (впрочем, и социогенных) катастроф.
В условиях крайне ограниченного времени на изобретение и реализацию кар-
динальных решений совершенно недостаточно полагаться только на тот спо-
соб поиска идей, который и создал нашу сколь удивительную, столь и несо-
вершенную цивилизацию. И, может быть, наша цивилизация потому и несо-
вершенна, что был несовершенен способ ее создания.
Действительно, кто управляет развитием цивилизации? Можно ли уверенно
прогнозирован) наше путешествие в будущее? Как избежать социогенных,
геогенных и космических катастроф? Как обеспечить прогресс и процветание
во имя последующих поколений?
Сегодня нужно строить эффективные решения по этим проблемам, применяя
ТРИЗ.
ТРИЗ учит создавать изобретения!

ТРИЗ у ч и т конструировать будущее!

ТРИЗ изменяет ваше мышление, а значит, и всю цивилизацию!

Среди всевозможных наук и учений, принимаемых человечеством в наследст-
во из II тысячелетия н. э., ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера представля-
ется поистине бесценной частью. Действительно, что может быть ценнее нау-
ки о том, как научиться эффективно мыслить! Стать изобретателем! Или
даже с т а т ь гением!
Главные концепты ТРИЗ заключаются в следующем:
1. Все системы (не только технические) создаются для реализации опреде-
ленной функции, называемой главной полезной функцией системы, и раз-
виваются по определенным законам, которые познаваемы и могут приме-
няться для управления развитием систем;
2. Все системы на интервале жизненного цикла стремятся повысить свою

страница 1
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign