LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

До 23 октября 1994 г. в Украине соблюдали системы множественных курсов, включая официальный валютный курс, который определялся НБУ, и рыночный, который устанавливался на валютных аукционах. С 24 октября 1994 г. официальный курс устанавливался по результатам торгов на Украинской межбанковской валютной бирже. С 19 марта 1999 г. НБУ установил официальный обменный курс гривны относительно доллара США как средневзвешенный между курсами за операциями уполномоченных коммерческих банков на межбанковском валютном рынке. В пределах своей общей ответственности за обеспечение стабильности национальной валюты НБУ может влиять на формирование официального обменного курса путем купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке.
Итак, центробанк использовал несколько режимов — вот множественного к фиксированного с дальнейшим переходом к управляемому плавающему курса, который и был официально внедрен в начале 2000 г. Введение плавающего курса и внедрение на межбанковском рынке торговой сессии углубили либерализацию валютного рынка и уменьшили объем арбитражных операций, обеспечили стабилизацию обменного курса, дальнейшее развитие безналичного и наличного валютного рынков, а также внешнеэкономической деятельности, увеличение приток валюты в Украину и сохранение международных валютных резервов НБУ1.
Торговля иностранной валютой на территории Украины резидентами и нерезидентами — юридическими лицами осуществляется через уполномоченные банки и другие финансовые учреждения исключительно на межбанковском валютном рынке Украины. Структура межбанковского валютного рынка, а также порядок и условия торговли иностранной валютой на межбанковском валютном рынке Украины определены НБУ в Правилах осуществления операций на межбанковском валютном рынке Украины вот 18 марта 1999 г.1 Согласно указанным Правилам операции на межбанковском валютном рынке Украины разрешается осуществлять лишь субъектам этого рынка, к которым принадлежат НБУ, уполномоченные банки (коммерческие банки, которые получили лицензию Национального банка Украины на право осуществления операций с валютными ценностями); уполномоченные кредитно-финансовые учреждения (которые получили лицензию Национального банка Украины на осуществление операций с валютными ценностями) и валютные биржи. НБУ устанавливает официальный обменный курс гривны к иностранным валютам и международным расчетным единицам согласно Порядка установления и использование официального обменного курса гривны к иностранным валютам2.
После получения лицензии НБУ на осуществление валютных операций уполномоченные банки Украины могут открывать корреспондентские счета, порядок открытия и использование которых в иностранной валюте предусмотрен соответствующим Положением НБУ об открытии и функционировании корреспондентских счетов банков - резидентов и нерезидентов в иностранной валюте и корреспондентских счетов банков - нерезидентов в гривнах, утвержденным постановлением Правления НБУ вот 26 марта 1998 г. № 118.
Субъекты межбанковского валютного рынка покупают иностранную валюту для собственных нужд и по доверенности клиентов (резидентов и нерезидентов). Операции по купле-продажи иностранной валюты за иностранную валюту осуществляются субъектами рынка на международных валютных рынках и/или на межбанковском валютном рынке Украины.
С целью либерализации и дальнейшего упорядочения осуществления операций с банковскими металлами на межбанковском валютном рынке Украины Правление Национального банка Украины изменило порядок организации торговли банковскими металлами на валютном рынке Украины1. В частности, определено, что к оптовой торговле банковскими металлами принадлежат операции по купле-продажи за одним соглашением банковских металлов на сумму, которая представляет свыше 50 тыс. грн. на день заключения соглашения.
Розничную торговлю банковскими металлами осуществляют уполномоченные банки и другие уполномоченные финансовые учреждения, которые получили лицензию Национального банка Украины на право осуществления операций с банковскими металлами. Указанные учреждения проводят операции по розничной торговле банковскими металлами с клиентами (физический лицами - резидентами и нерезидентами и юридическими лицами-резидентами) через кассы уполномоченных банков (уполномоченных финансовых учреждений). Розничная торговля банковскими металлами осуществляется с их физической поставкой. Если участником розничной торговли выступает юридическое лицо-резидент, такая торговля может осуществляться при условии заключения соответствующего договора в письменной форме. При этом купля или продажа банковских металлов осуществляется при наличии сертификата качества этих металлов. Граждане имеют право приобретать банковские металлы за наличный расчет.
На протяжении рабочего дня уполномоченный банк (уполномоченное финансовое учреждение) может продать одному клиенту банковских металлов на сумму, которая не превышает 50 тыс. грн. Прием и оценку банковских металлов осуществляет эксперт ( кассир-эксперт) из банковских металлов.
Национальным банком Украины установлено Правила осуществления физический лицами переводов иностранной валюты в пределах Украины2. Согласно нормам законодательства физический лицам-резидентам разрешается пересказывать иностранную валюту из их текущих счетов в иностранной валюте, открытых в банках, как на текущие счета в иностранной валюте вторых физический лиц-резидентов, так и на собственные текущие или собственные вкладные (депозитные) счета в иностранной валюте. Указанные переводы осуществляются исключительно в пределах средств, которые есть на соответствующих счетах.
Без открытия текущих счетов физический лицам-резидентам разрешается пересказывать в пользу вторых физический лиц-резидентов печали, которая не превышает в эквиваленте 1 тыс. долл. США за один операционный день. Такие переводы осуществляются без представления физический лицом документов, которые подтверждают родственные отношения.
К компетенции НБУ принадлежит также установление порядка перемещения валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов, платежных документов, платежных карточек через таможенную границу Украины1.
Согласно утвержденной Правлению НБУ Инструкцией № 283 физический лицам разрешается вывоз за границы Украины национальной валюты:
а) при условии устного декларирования таможенному органа физический лицами-резидентами на один человека (незавысим вот возраста) средств в сумме, которая не превышает 1 тыс. гривен, - с учетом юбилейных и памятных монет из недрагоценных металлов, номинал которых выражено в гривнах;
б) с обязательным указанием в таможенной декларации физический лицами - резидентами и нерезидентами на один человека (незавысим вот возраста) средств в сумме, которая не превышает 10 тыс. грн., в том числе:
- средств в сумме, которая не превышает 5 тыс. грн. (по номинальной стоимости), - с учетом юбилейных и памятных монет из недрагоценных металлов, номинал которых выражено в гривнах;
- средств в виде юбилейных и памятных монет из золота и серебра, номинал которых выражено в гривнах, общая сумма которых по номинальной стоимости не превышает 5 тыс. грн.
Вывоз валюты Украины физический лицами - резидентами и нерезидентами в сумме, которая превышает установленные нормы, а также в случаях, не предусмотренных Инструкцией, разрешается на основании индивидуальной лицензии Национального банка, копия которой присылается соответствующим структурным подразделом НБУ Государственной таможенной службе Украины.
Индивидуальные лицензии на вывоз за границы Украины валюты Украины, иностранной валюты, платежных документов, банковских металлов и ввоз в Украину валюты Украины, а также специальные разрешения на ввоз (пересылка) в Украину иностранной валюты, платежных документов, банковских металлов физический лицами - резидентами и нерезидентами, если сумма превышает установленные этой Инструкцией нормы, но не превышает 25 тыс. долл. США или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте по официальному курса гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком, выдают территориальные управления Национального банка, Операционное управление Национального банка.
Если сумма иностранной валюты, которая перемещается через таможенную границу Украины физический лицами - резидентами и нерезидентами, превышает 25 тыс. долл. США, то указанные индивидуальные лицензии и специальные разрешения выдает Департамент валютного контроля и лицензирование Национального банка.
Аналогичный порядок предполагается и для ввоза гражданами Украины наличной гривны назад в страну.
Юридические лица-резиденты, которым принадлежат (арендованные, зафрахтованные или то, что формируются в Украине) транспортные средства, которые осуществляют пассажирские рейсы за границы Украины, могут вывезти через подотчетное физический лицо средства в сумме, которая не превышает 3 тыс. грн., для обеспечения расчетов на транспортных средствах за предоставленные услуги и/или реализованные товары. Если сумма будет высшей, необходимая индивидуальная лицензия НБУ. В указанных случаях вывоза национальной валюты подлежит обязательному декларированию.
Разрешается вывоз за границы Украины физический лицами - резидентами и нерезидентами с обязательным указанием в таможенной декларации иностранной валюты, чеков, банковских металлов, которые ввезены раньше в Украину на законных основаниях (при наличии таможенной декларации на их ввоз).
Действующим законодательством разрешается также вывоз за границы Украины физический лицами — резидентами и нерезидентами средств в общей сумме до 6 тыс. долл. США или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте по официальному курса гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком на день пересечения таможенной границы.
При этом при условии устного декларирования таможенному органа иностранной валюты денежной наличностью и/или дорожными чеками для физический лиц-резидентов можно вывозить средства на сумму до 3 тыс. долл. США и для физический лиц-нерезидентов - на сумму до 1 тыс. долл. США или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте. Если сумма большая, для ее вывоза необходим получить справку уполномоченного банка на вывоз иностранной валюты (справка выдается в снятии средств с собственного счета физический лица, в приобретении такой валюты через кассу или пункт обмена валюты уполномоченного банка, в приобретении дорожных чеков и т.п.). В таком случае вывоза валюты отмечается в таможенной декларации. Наличная иностранная валюта вывозится физический лицами незавысим вот возраста.
Относительно платежных карточек, то для их вывоза также существуют специальные правила. В частности, разрешается вывоз за границы Украины:
а) при условии устного декларирования таможенному органа физический лицами - резидентами и нерезидентами - платежных карточек, эмитированных банками Украины (в том числе международных платежных систем);
Также платежные карточки вывозятся за границы Украины при условии устного декларирования таможенному органа:
- физический лицами-нерезидентами - платежных карточек, эмитированных иностранными банками (в том числе международных платежных систем) и небанковскими учреждениями, которые были ввезены/пересланные в Украину с соблюдением требований действующего законодательства Украины;
- физический лицами-резидентами, которые работают в иностранных представительствах юридических лиц-нерезидентов, которые зарегистрированы в Украине, - корпоративных платежных карточек, эмитированных иностранными банками, на основании документов, которые подтверждают факт работы этих физический лиц в указанных представительствах и организациях (какие удостоверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и отражением печати представительств и организаций), или командировочные удостоверения за границы Украины, выданного представительством юридического лица-нерезидента или международной организацией в Украине;
- физический лицами-резидентами - платежных карточек, эмитированных небанковским учреждением «American Express», что заключила соглашение с уполномоченным банком, на основании справки этого банка в наличии в нем картрахунку физический лиц;
- физический лицами-резидентами - именных сберегательных (вкладных) книжек и вторых вкладных документов, которые удостоверяют наличие вкладов в гривнах в уполномоченных банках, при условии, что эти документы выписаны на имя лица, которое выезжает за границы Украины;
- физический лицами - резидентами и нерезидентами - именных (вкладных) книжек и вторых вкладных документов, которые удостоверяют наличие вкладов в иностранной валюте в уполномоченных банках, при условии, что эти документы выписаны на имя лица, которое выезжает за границы Украины.
б) с обязательным указанием в таможенной декларации физический лицами-резидентами - платежных карточек, эмитированных иностранными банками, на основании индивидуальной лицензии Национального банка на открытие счета в иностранном банке (предъявляется соответствующему таможенному органа).
Следует отметить, что и самые банковские учреждения для ввоза или вывоз наличной иностранной валюты, бланков дорожных чеков и банковских металлов обязаны иметь индивидуальную лицензию и специальное разрешение Национального банка согласно Правилам предоставления уполномоченным банкам индивидуальных лицензий на вывоз банкнот иностранных государств, банковских металлов и специальных разрешений на ввоз банкнот иностранных государств, бланков чеков и банковских металлов, утвержденных постановлением Правления Национального банка вот 9 июля 1997 г. № 227.
Для обслуживания физический лиц — резидентов и нерезидентов с целью купли-продажи иностранной валюты, уполномоченные банки и другие финансовые учреждения, которые получили лицензию НБУ, а также другие юридические лица — резиденты, которые заключили агентское соглашение с уполномоченным банком, организовывают пункты продажи иностранной валюты. Правовое обеспечение их деятельности определяется Положением в пунктах обмена иностранной валюты, утвержденным постановлением Правления НБУ вот 7 июля 1994 г. № 12-9.
Для обменного пункта банк устанавливает лимит аванса в национальной и иностранной валютах в размере, который обеспечивает соблюдение пунктами лимита денежного аванса. Обменные пункты имеют право содержать в своей кассе остаток разменных купюр в размере до 200 долл. США или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте по официальному курса, установленным Национальным банком Украины. Ежедневно в установленном банком порядке кассир обменного пункта сдает в кассу уполномоченного банка остаток иностранной и национальной валюты, который превышает лимит, необходимый для работы обменного пункта с одновременным осуществлением соответствующих бухгалтерских записей.
Не допускается отказ в осуществлении валютно-обмінних операций пунктом обмена иностранной валюты при наличии средств для осуществления этих операций. Курсы купли и продажи наличной иностранной валюты в обменных пунктах и банковских кассах в продолжение дня изменению не подлежат. В грезьте 2003 г. НБУ отменил ограничение на 5%-не отклонение курса гривны вот официального при осуществлении операций купли-продажи наличной иностранной валюты, внедренное в сентябре 2001 г.
Использование наличной иностранной валюты в Украине осуществляется согласно Правилам использования наличной иностранной валюты на территории Украины, утвержденными постановлением Правления НБУ вот 26 марта 1998 г. № 119.
Правовое регулирование расчетов в иностранной валюте осуществляется согласно Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте». Основными моментами, которые характеризуют расчеты в иностранной валюте, есть такие:
- обязательное зачисление выручки в иностранной валюте на валютные счета получателей средств;
- соблюдение сроков, установленных законодательством, для зачисления валютной выручки; в частности выручки, которая поступает в сроки выплаты задолженностей, указанные во внешнеэкономических контрактах, но не позднее 90 дней вот даты таможенного оформления или подписание акта, который удостоверяет выполнение работ, предоставление услуг и т.п.;
- оплата контрактов резидентами за счет приобретенной для расчетов иностранной валюты через уполномоченный банк на протяжении 5 рабочих дней с момента зачисления ее на собственные валютные счета;
- обязательная продажа валютной выручки и т.п..
В 1998 г. в Украине с целью стабилизации ситуации на валютном рынке страны была введенная обязательная продажа 50 % поступлений в иностранной валюте (первой группы Классификатора иностранных валют НБУ) в пользу резидентов (юридических лиц и физический лиц — субъектов предпринимательской деятельности)1. Продажа валютной выручки осуществляется через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины в порядке, установленном Национальным банком Украины. Не подлежат обязательной продаже средства в иностранной валюте, которые поступают в виде кредитов и инвестиций; приобретенные на МВР Украины через уполномоченные банки и уполномоченные финансовые учреждения на протяжении срока, установленного валютным законодательством Украины для расчетов с нерезидентами; средства, которые поступили в пользу резидентов-посредников по договорам комиссии, доверенность, консигнации или за агентскими соглашениями и подлежат перечислению резидентам и нерезидентам; что принадлежат уполномоченным банкам и уполномоченным финансовым учреждениям, а также депозиты, которые размещены резидентами в уполномоченных банках и уполномоченных финансовых учреждениях (включая проценты, начисленные за ними), и инвестиции, осуществленные резидентами за границы Украины в случае их возвращения владельцу.
§ 3. Валютный контроль
Валютные операции, в которых принимают участие резиденты и нерезиденты, а также уполномоченные банки и другие финансовые учреждения, подлежат валютному контролю. Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» определяет полномочие государственных органов в сфере валютного регулирования и валютного контроля, включая к их составу Национальный банк Украины, который является главным органом валютного контроля, а также уполномоченные банки, органы государственной налоговой службы Украины, Министерство связи Украины и Государственную таможенную службу Украины.
Компетенция указанных органов разграничивается так:
Национальный банк Украины:
- осуществляет контроль за выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины по всем вопросам, не отнесенных этим Декретом к компетенции вторых государственных органов;
- обеспечива выполнени уполномоченн банк функци относительно осуществлени валютн контрол согласно эт Декрет и друг акт валютн законодательств Украин..
Уполномоченные банки осуществляют контроль за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами через эти банки.
Государственная налоговая служба Украины осуществляет финансовый контроль за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами на территории Украины.
Министерство связи Украины осуществляет контроль за соблюдением правил почтовых переводов и пересылку валютных ценностей через таможенную границу Украины.
Государственная таможенная служба Украины осуществляет контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины.
Нормативной базой, которая регулирует валютное отношения и предусматривает возможность применения мероприятий ответственности, есть законы Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», «О банках и банковской деятельности», «О платежных системах и перевод денег в Украине» и другие законы, Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля», нормативно-правовые акты Национального банка Украины и вторых органов государственной власты, что уполномоченные осуществлять валютный контроль, в первую очередь Государственной налоговой службы Украины.
В частности, Положение в валютном контроле определяет основные основы осуществления Национальным банком Украины функций главного органа валютного контроля согласно полномочиям, предоставленным ему Законом Украины «О Национальном банке Украины» и Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля»1. Действующее законодательство предусматривает такие санкции за нарушение валютного законодательства.
Осуществление коммерческими банками или финансово-кредитными учреждениями операций с валютными ценностями без получения генеральной лицензии НБУ тянет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме (стоимости) указанных валютных ценностей, перечисленной в валюту Украины по обменному курса НБУ на день осуществления таких операций, из исключение банка из Государственного реестра банков или без такого исключения.
Осуществление резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями, которые нуждаются в получении лицензии НБУ согласно требованиям законодательства, без получения индивидуальной лицензии НБУ тянет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме указанных валютных ценностей, перечисленной в валюту Украины по обменному курса НБУ на день осуществления таких операций, за исключением:
- вывоз, пересказывание и пересылка за границы Украины физический лицами - резидентами иностранной валюты на сумму, которая определяется НБУ;
- вывоз, пересказывание и пересылка за границы Украины физический лицами - резидентами и нерезидентами иностранной валюты, которая была раньше ввезенная ими в Украину на законных основаниях;
- платежей в иностранной валюте, которые осуществляются резидентами за границы Украины во исполнение обязательств в этой валюте перед нерезидентами относительно оплаты продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и вторых имущественных прав, за исключением оплаты валютных ценностей;
- платежей в иностранной валюте за границы Украины в виде процентов за кредиты, дохода (прибыли) вот иностранных инвестиций;
- вывоз за границы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте, преждет осуществленной на территории Украины, в случае прекращения инвестиционной деятельности;
- открытие физический лицами-резидентами счетов в иностранной валюте на время их пребывания за границей;
- открытие корреспондентских счетов уполномоченными банками за пределами Украины;
- открытие в заграничных банках счетов в иностранной валюте дипломатическими, консульскими, торговыми и вторыми официальными представительствами Украины за границей, которые имеют иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалами и представительствами предприятий и организаций Украины за границей, которые не проводят предпринимательской деятельности.
Торговля иностранной валютой банками и вторыми финансово-кредитными учреждениями без получения лицензии НБУ и (или) с нарушением порядка и условий торговли валютными ценностями на межбанковском валютном рынке Украины, установленных НБУ, тянет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме (стоимости) указанных валютных ценностей, перечисленной в валюту Украины по обменному курса НБУ на день осуществления таких операций, и исключение банка из Реестра банков, их филиалов и представительств, валютных бирж и финансово-кредитных учреждений или без такого исключения.
Невыполнение уполномоченными банками обязательств относительно купли иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины по доверенности и за счет резидентов с целью обеспечения выполнения обязательств резидентов тянет за собой лишение генеральной лицензии Национального банка Украины на право осуществления валютных операций или наложение штрафа в размере 25% вот суммы (стоимости) иностранной валюты, которая была зафиксирована в доверенности резидента.
Неосуществление уполномоченными банками функций агента валютного контроля в части предотвращения проводки резидентами и нерезидентами через эти банки незаконных валютных операций тянет за собой лишение генеральной лицензии Национального банка Украины на право осуществления валютных операций или штраф в размере 25% вот суммы (стоимости) валютных операций, осуществленных резидентами и нерезидентами через эти банки с нарушением действующего законодательства. Если согласно законодательным и нормативно-правовым актам разрешено проводит отдельные валютные операции в определенных суммах, то расчет размера штрафа осуществляется из суммы, которые представляет разность между суммой проведенной валютной операции и суммой, которая есть нормативно определенной (разрешенной). В случае использования в расчетах иностранной валюты штраф платится в валюте Украины по обменному курса Национального банка Украины на день составления соответствующего протокола нарушения валютного законодательства.
Неосуществление уполномоченными банками функций агента валютного контроля в части своевременного информирования в случаях и порядке, установленному законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, соответствующих государственных органов в нарушении резидентами и нерезидентами законодательства, связанного с проводкой ими валютных операций, тянет за собой наложение штрафа в размере 5% вот суммы (стоимости) валютных операций, в которых уполномоченный банк согласно установленному порядка обязанный был поинформировать соответствующие государственные органы.
Осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота без участия уполномоченного банка или осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота в валюте Украины без получения индивидуальной лицензии НБУ тянет за собой наложение штрафа на резидента в размере, эквивалентной печали валютных ценностей, которые использовались при расчетах, перечисленной в валюту Украины по обменному курса НБУ на день осуществления таких операций (при расчетах в валюте Украины - на сумму таких расчетов).
Если нерезиденты имеют на территории Украины представительства, которым открыто счета типа «Н» или типа «П» в валюте Украины, то осуществление расчетов в валюте Украины через эти счета между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота не нуждается в индивидуальной лицензии НБУ. Использование иностранной валюты в указанных расчетах при участии таких представительств является использованием иностранной валюты как средства платежа на территории Украины и нуждается в индивидуальной лицензии НБУ.
Невыполнение резидентами требований относительно порядка и сроков декларирования валютных ценностей и второго имущества тянет за собой такую ответственность:
- нарушение сроков декларирования - наложение штрафа в размере 1 необлагаемого минимума доходов граждан за каждый день нарушения;
- нарушение порядка декларирования - наложение штрафа в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Нарушением порядка декларирования есть представления недостоверной информации или извращение данных, которые отображаются в соответствующей декларации, если такие действия свидетельствуют об утаивании резидентами валютных ценностей и имущества, которые находятся за пределами Украины. Непредоставление или несвоевременное представление резидентами Украины декларации (при отсутствии валютных ценностей и имущества за пределами Украины) не тянет за собой применение финансовых санкций.
Несвоевременное представление, утаивание или извращение установленной Национальным банком Украины отчетности в валютных операциях тянет за собой наложение штрафа в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Получение резидентами кредитов, займов в иностранной валюте вот нерезидентов без регистрации договоров тянет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной 1 % размера полученного кредита или займа и перечисленной в национальную валюту Украины по официальному обменному курса Национального банка Украины на день получения кредита, займа, с дальнейшей обязательной регистрацией указанных договоров.
Штрафные санкции применяются в каждом случае нарушения.
Нормами Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» вот 23 сентября 1994 г. № 185/ 94-ВР предусмотрена обязательность зачисления выручки резидентов в иностранной валюте на их валютные счета в уполномоченных банках в установленные сроки. Превышение указанных сроков нуждается в индивидуальной лицензии Национального банка Украины. Согласно ст. 4 указанного Закона нарушения резидентами установленных сроков тянет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % вот суммы неполученной выручки (таможенной стоимости недопоставленной продукции) в иностранной валюте, перечисленной в денежную единицу Украины по валютному курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности. Пеня применяется в случае нарушения 90-дневного срока поступления на валютный счет в уполномоченном банке выручки (таможенной стоимости недопоставленной продукции) в иностранной валюте, отсчет которого начинается с момента оформления вывозной грузовой таможенной декларации.
Кроме того, ст. 73 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что в случае нарушения банками или вторыми лицами, которые могут быть объектом проверки НБУ согласно этому Закона, банковскому законодательству, нормативно-правовым актам НБУ, или осуществление вещевых операций, которые угрожают интересам вкладчиков или вторых кредиторов банка, НБУ имеет право применять такое средство влияния, как наложение штрафа на банки согласно положениям, утвержденным Правлением НБУ, в размере не больше 1 % вот суммы зарегистрированного уставного фонда.
Положение в валютном контроле определяет порядок привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства и применение штрафа. В случае выявления нарушений валютного законодательства со стороны банков или финансово-кредитных учреждений уполномоченные работники НБУ составляют протокол, который вручают руководителю (должностному лицу, которое выполняет его обязанности) банка, финансово-кредитного учреждения, или их отделенного структурного подраздела, где непосредственно проводилась соответствующая проверка.
В случае выявления государственными органами валютного контроля и государственными контрольными и правоохранительными органами нарушения банками или финансово-кредитными учреждениями валютного законодательства составляется акт или справка в проверке, которые вместе с копиями документов, которые подтверждают факт нарушения, присылаются к территориальным управлениям НБУ по месту проводки указанных проверок. Уполномоченные работники территориальных управлений НБУ анализируют полученные материалы и при наличии состава правонарушения протоколируют их.
Санкции в виде лишения лицензии, исключение из Государственного реестра банков, применение штрафа, который превышает сумму (стоимость), эквивалентную 100 тыс. долларов США, перечисленную в валюту Украины по обменному курса НБУ на день составления соответствующего протокола нарушения валютного законодательства, применяются исключительно на основании постановления Правления НБУ.
Постановление во взыскании штрафа, составленную по установленной форме, территориальное управление НБУ присылает нарушителю, который на протяжении пяти дней после ее получения должны пересчитать сумму штрафа в Государственный бюджет Украины. В случае неуплаты коммерческим банком или финансовым учреждением штрафа в указанный срок постановление подлежит принудительному выполнению органами государственной исполнительной службы.
Постановление в привлечении к ответственности может быть обжалованная в судебном порядке. Ответчиком выступает Национальный банк Украины. Обжалование постановления не прекращает ее выполнения.
Согласно действующему законодательству незаконные скупки, продажа, обмен или использования валютных ценностей как средства платежа или как залога, т.е. совершение этих действий без соответствующего разрешения (лицензии),если наличие такого разрешения (лицензии) есть обязательной, тянут за собой административную или уголовную ответственность.
Контрольные вопросы:
1. Что такое валюта и валютные ценности?
2. Охарактеризуйте понятие «валютная операция».
3. В чем заключается суть валютной политики, которую проводят уполномоченные органы государственной власты?
4. Какой правовой режим валютных операций определен действующим законодательством Украины?
5. Какие виды лицензий на осуществление валютных операций Вы можете назвать?
6. Что представляет содержание валютного регулирования?
7. Какие органы уполномоченные осуществлять валютное регулирование в Украине?
8. Каким образом пересказывается, пересылается, вывозится и ввозится иностранная и национальная валюта в Украину и за ее границы?
9. Какие акты определяют правовое положение пунктов обмена валюты?
10. Каким образом осуществляются расчеты за иностранную валюту в Украине?
11. На какие органы полагается валютный контроль в Украине?
12. Какие нарушения могут возникнуть в сфере валютных отношений?
13. Какие санкции за нарушение валютное законодательство установлено в Украине?
СЛОВАРЬ

Акт ревизии (проверки) — служебный двусторонний документ, который подтверждает факт проводки комплексной, финансовой или тематической ревизии (проверки), отображает ее результаты относительно следствий отдельных финансово-хозяйственных операций или деятельности предприятия в целом и является носителем доказательной информации в выявленных и систематизированных за экономической однородностью недостатках в хозяйствовании и нарушение законов и вторых нормативно-правовых актов.
Аудиторский (негосударственный) финансовый контроль — контроль, которые его осуществляют независимые аудиторы или аудиторские фирмы, которые уполномоченные субъектами хозяйствования на его проводку. Аудит может проводится как по инициативе субъекта хозяйствования, так и по решению органа государственной власты.
Банк — юридическое лицо, которое имеет исключительное право на основании лицензии Национального банка Украины осуществлять в совокупности такие операции: привлечение к вкладам средств физических и юридических лиц и размещение этих средств вот своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банковская деятельность — набор посреднических операций на денежном рынке, который выполняют специальные институты (банки) как исключительную деятельность на основании закона и под особым надзрением государства; представляет собой привлечение к вкладам денежных средств физических и юридических лиц и размещение этих средств вот своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банковское законодательство — система всех упорядоченных определенным чином нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в сфере банковской деятельности.
Банковское регулирование — разработка и издания уполномоченными органами на основе законов нормативно-правовых актов, которые регламентируют виды и способы банковской деятельности.
Бюджет — план формирования и использование финансовых ресурсов для обеспечения выполнения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власты, органами власты Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода.
Бюджетная классификация — единое систематизированное сгруппирование доходов, расходов (в том числе кредитования за вычитанием погашения) и финансирование бюджета за признаками экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и вторыми признаками согласно законодательству Украины и международных стандартов.
Бюджетная политика — деятельность органов государственной власты относительно формирования бюджета государства, его сбалансирование, распределения и перераспределения бюджетных ресурсов и обеспечение всеохватывающего контроля за их использованием.
Бюджетная система Украины — урегулированная нормами правая совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, которая построена с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройства.
Бюджетное ассигнование — полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств согласно бюджетному назначению взять бюджетное обязательство и осуществить платежи с конкретной целью в процессе выполнения бюджета.
Бюджетное обязательство — любое осуществленное согласно бюджетному ассигнованию размещения заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или проводка вторых аналогичных операций на протяжении бюджетного периода, согласно которым необходим осуществить платежи на протяжении этого периода или в будущем.
Бюджетное планирование — централизованное распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода за всемы звеньями бюджетной системы Украины и по всем видам финансовых планов, включая сметы бюджетных учреждений, которые осуществляются на основе действующего законодательства в бюджете и государственных программ экономического и социального развития государства.
Бюджетное право Украины — совокупность финансово-правовых норм, которые регулируют финансовое отношения, которое возникало в связи с бюджетной деятельностью, т.е. образованием, распределением и использованием средств государственного и местных бюджетов.
Бюджетное назначение — полномочие, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств бюджетным кодексом, Законом в Государственном бюджете Украины или решением в местном бюджете, который имеет количественные и временные ограничения и разрешает предоставят бюджетные ассигнования.
Бюджетный запросо — документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств, который содержит предложения по соответствующими обоснованиями относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующий бюджетный период.
Бюджетный период — период действия акта в бюджете, утвержденном представительным органом.
Бюджетный процесс — совокупность действий уполномоченных на основании норм бюджетного права органов государственной власты и местного самоуправления с составление, рассмотрения, утверждение и выполнение бюджета, а также с составление, рассмотрения и утверждение отчета в его выполнении.
Бюджетная роспись — оперативный план выполнения государственного бюджета, на основании которого приоткрываются ассигнование, пересчитываются средства местным бюджетам, распорядителям средств; зачисляются средства на регистрационные счета в учреждениях казначейства, т.е. осуществляется весь процесс перечисления средств и финансирование расходов путем оплаты счетов, которая сопровождается всесторонним финансовым контролем.
Бюджетное устройство Украины — определенная правовыми нормами система бюджетов Украины, размежевание доходов и расходов между ими, полномочие органов законодательной и исполнительной власты в сфере бюджета.
Бюджетный цикл — промежуток времени, которое охватывает деятельность органов государственной власты и местного самоуправления начиная из разработки и составление проекта акта в бюджете, его рассмотрении и утверждения, выполнение и составление, рассмотрение и утверждения отчетности в выполнении соответствующего бюджета.
Бюджетные полномочия — права и обязанности органов государственной власты и местного самоуправления в области бюджетной деятельности, которые определяются Бюджетным кодексом Украины, ежегодными законами в Государственном бюджете, Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», вторыми законами, решениями местных советов и локальными атами.
Валюта Украины — дензнаки в виде банкнотов, казначейских билетов, монет и во вторых формах, которые находятся в обращении и есть законным платежным средством на территории Украины.
Валютная политика — совокупность мероприятий, которые осуществляются в сфере международных экономических отношений согласно текущим и стратегическим целей экономической политики страны.
Валютная система — государственно-правовая форма организации международных валютных (денежных) отношений государств.
Валютное регулирование — деятельность государства и уполномоченных ею органов, направленная на регламентацию международных расчетов и порядок осуществления операций с валютными ценностями.
Валютные операции — определенные банковские и финансовые операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности.
Валютные ценности — иностранная валюта, платежные документы и форду ценности в иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий.
Ведомственный финансовый контроль — контроль, который осуществляют конкретные контрольно-ревизионные управления (отделы, группы) министерств, ведомств, государственных комитетов и вторых органов государственного управления. Направленный на обеспечение законности и финансовой дисциплины как подчиненными предприятиями, учреждениями, организациями, так и внутри самого ведомства.
Внутрихозяйственный финансовый контроль — контроль, который осуществляется экономическими службами предприятий, учреждений, организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, службами финансового менеджмента и внутреннего аудиту, отделами планирования и т.п.) и сопровождает повседневную финансово-хозяйственную деятельность.
Наличные расчеты — платежи денежной наличностью предприятий, предпринимателей и физический лиц между собой за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги) и за операциями, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и второго имущества.
Грошово-кредитна политика — определенная совокупность мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, которые направлены на обеспечения стабильности национальной валюты, сдерживание инфляционных процессов в экономике страны, регулирование экономического роста, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса страны.
Государственный финансовый контроль — контроль, которые его осуществляют органы государственной власты, в первую очередь законодательной и исполнительной. Направленный на объекты, которые подлежат контроля незавысим вот их ведомственного подчинения.
Договор банковского счета — сложная правовая категория, которая предусматривает публичную обязанность клиента сохранять средства на счете в банковском учреждении; двустороннее обязательство банка и клиента на условиях консенсуальності и платности.
Закон в Государственном бюджете Украины — закон, который утверждает полномочие органам государственной власты осуществлять выполнение Государственного бюджета Украины на протяжении бюджетного периода.
Сведенный бюджет — совокупность показателей бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирование экономического и социального развития государства. Сведенный бюджет не утверждается.
Иностранная валюта — иностранные дензнаки в виде банкнотов, казначейских билетов, монет, которые находятся в обращении и есть законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства.
Корзина доходов бюджетов местного самоуправления — совокупность налогов и сборов (обязательных платежей), что закрепленные Бюджетным кодексом Украины на постоянной основе за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.
Лимитирование расходов — ограничение расходования средств, предусмотренных отдельными статьями бюджетной классификации.
Метод властных предписаний — основной метод финансово-правового регулирования, которое представляет органически целостную систему беспрерывного влияния на участников финансово-правовых отношений с целью реализации ими своих функций.
Межбюджетные отношения — отношения между государством, Автономным Республикой Крым и местным самоуправлением относительно обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций, предусмотренных Конституцией и законами Украины.
Межбюджетные трансферты — средства, которые безвозмездно и бесповоротно передаются с одного бюджета к второму. Они делятся на: дотацию выравнивания; субвенцию; средства, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов из вторых местных бюджетов; другие дотации.
Наука финансового права — совокупность теоретических понятой, толкований и представленный в действующем финансовом правое, его предуете и методе, правовых підгалузі и институтах, которые входят в его состав.
Объекты финансового правоотношения — фонды средств, которые формируются, распределяются и используются вследствие реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников финансовых отношений.
Обращение денежной наличности — обращение законных платежных средств (банкнот и разменной монеты) в форме денежной наличности, которые обслуживают нужды экономики страны.
Платежная система — платежная организация, члены платежной системы и совокупность отношений, которые возникают между ими при пересказывании денег.
Платежные документы и другие ценные бумаги — акции, облигации, купоны к им, векселе (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы, выраженные в национальной или иностранной валюте или банковских металлах.
Налоговая политика — деятельность государства в сфере установления и взыскание налогов, главными критериями которой является экономическая эффективность и социальная справедливость.
Налоговая система — это совокупность установленных в стране налогов, собрания и обязательных платежей, которые взаимосвязанные, органически дополняют друг друга и имеют разную направленность.
Налоговое законодательство — система законодательных актов, которая содержит правовые нормы, которые устанавливают правила поведения сторон в налоговой сфере общественного отношения.
Налоговое право как финансово-правовой институт — совокупность норм, которые регулируют общественное отношения в сфере взыскания налогов и обязательных платежей в бюджеты и государственных целевых фондов, устанавливая при этому права, обязанности и ответственность сторон.
Налоговое правоотношение — отношения, которые возникают на основании налоговых норм, которые устанавливают, изменяют или отменяют налоговые платежи, и в связи с юридическими фактами, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты и целевых фондов и представлением налоговой отчетности.
Налог — установленный законом для достижения общегосударственных или местного значение целей обязательный индивидуально безвозмездный денежный платеж, который вносится юридическими и физический лицами в государственный или местный бюджет при наличии материальных предпосылок (дохода, прибыли или имущества) в четко определенные сроки и в предусмотренных законодательством размерах и не предназначенный для конкретных расходов.
Ревизия — метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации с соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверности учета и отчетности, способа документального изобличения нехваток, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предотвращение финансовых злоупотреблений.
Распорядители бюджетных средств — бюджетные учреждения в лицо их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета.
Субъекты финансового правоотношения — юридическое и физический лица, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.
Субъекты финансового права — юридическое и физический лица, которые имеют правосубъектность, т.е. правоспособность и дееспособность в сфере финансовых отношений.
Финансы — совокупность отношений, которые имеют распределительный характер и опосредствуются через доходы и расходы граждан и юридических лиц — субъектов хозяйственной деятельности, финансово-кредитных учреждений, государства, международных финансовых организаций и т.п..
Финансы государства — экономические отношения из мобилизации, распределения и расходованию централизованных и децентрализованных фондов средств государства и органов местной власты и местного самоуправления; предприятий, учреждений и организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности для обеспечения расширенного воспроизведения и социально-культурных нужд.
Финансовая деятельность государства — планированная деятельность в сфере мобилизации, распределения и использование централизованных и децентрализованных фондов средств с целью выполнения задач и функций государства.
Финансовая система — 1) совокупность финансовых институтов, каждый из которых оказывает содействие образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов средств для осуществления финансовой деятельности государства; 2) совокупность органов государственной власты и местного самоуправления, которые осуществляют в пределах своей компетенции руководство финансовой деятельностью государства и предприятий, учреждений, организаций, которые берут в неи участие.
Финансовое законодательство — область законодательства, что является совокупностью законов и вторых нормативно-правовых актов, в которых финансово-правовые нормы имеют свое внешнее выражение и представляют источник финансового права.
Финансовое право — публичная область правая, которая содержит совокупность юридических норм, которые регулируют общественное отношения, которое возникало в процессе создания, распределения и использование фондов средств (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач и функций.
Финансовый контроль — целенаправленная деятельность органов государственной власты и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций незавысим вот форм собственности, направленная на соблюдение законности, финансовой дисциплины и рациональности в обеспечении реализации финансовой деятельности государства и эффективного социально-экономического развития всех субъектов финансовых отношений.
Финансовое правоотношение — урегулированные финансово-правовыми нормами общественное отношение, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей в сфере мобилизации, распределения и расходование централизованных и децентрализованных фондов средств.Финансово-
Правовая норма — писаное, установленное государством в сурово определенном порядке и форме и обеспеченное мероприятиями государственного принуждения, выраженное в категоричной форме правило поведения субъектов финансово-правовых отношений, которые возникают по поводу мобилизации, распределения и использование централизованных и децентрализованных фондов средств, которое закрепляет права и обязанности их участников.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ЛЕКЦИЯ 1. Финансовая деятельность государства 5
§ 1. Финансы как экономическая и юридическая категория 5
§ 2. Финансовая деятельность государства 7
§ 3. Финансовая система Украины и ее составу 15
ЛЕКЦИЯ 2. Предмет, метод, источника и система
финансового права 20
§ 1. Предмет финансового права и методы финансово-
правового регулирования 20
§ 2. Финансовое право в системе права Украины 26
§ 3. Система и источники финансового права 29
§ 4. Финансовое право и наука финансового права 35
ЛЕКЦИЯ 3. Правовой- правовые-финансово-правовые нормы и правовой- правовые-финансово-правовые
отношения 40
§ 1. Правовой- правовые-финансово-правовые нормы: содержание, особенности и виды 40
§ 2. Финансовое правоотношение: содержание и особенности 46
§ 3. Субъекты финансового права и финансового
правоотношения 51
ЛЕКЦИЯ 4. Правовые основы финансовой деятельности
органов государственной власты и органов местного самоуправления 55
§ 1. Правовое положение и функции органов государственной власты
в сфере финансовой деятельности государства 55
§ 2. Полномочие органов местного самоуправления
в сфере финансовой деятельности 72
ЛЕКЦИЯ 5. Правовые основы организации финансового
контроля в Украине 77
§ 1. Суть и значение финансового контроля 77
§ 2. Виды и методы финансового контроля 81
§ 3. Организация и органы проводки финансового
контроля 91
ОСОБАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ І
Правовой режим государственных
и местных фондов средств
ЛЕКЦИЯ 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Украины 110
§ 1. Понятие и значение бюджета для функционирования
государства 110
§ 2. Бюджетное право и бюджетное правоотношение.
Бюджетное законодательство 116
§ 3. Бюджетная система Украины: принципы построения 122
§ 4. Состав доходов и расходов бюджетов 133
ЛЕКЦИЯ 7. Бюджетные полномочия государства
и органов местного самоуправления 146
§ 1. Понятие бюджетных полномочий.
Содержание института бюджетных полномочий 146
§ 2. Правовые основы распределения доходов и расходов за разными
звеньями бюджетной системы 149
§ 3. Правовые основы организации межбюджетных отношений 160
ЛЕКЦИЯ 8. Бюджетный процесс в Украине 169
§ 1. Понятие, содержание и стадии бюджетного процесса 169
§ 2. Порядок составления проекта бюджета 176
§ 3. Рассмотрение и принятия Государственного бюджета Украины 186
§ 4. Выполнение Государственного бюджета Украины
и бюджетов местного самоуправления 199
§ 5. Бухгалтерский учет и отчетность в выполнении
Государственного бюджета Украины 208
ЛЕКЦИЯ 9. Правовой режим целевых государственных и местных
фондов средств 213
§ 1. Понятие и классификация целевых фондов средств 213
§ 2. Правовые основы организации и деятельности
Пенсионного фонда Украины 214
§ 3. Порядок правового обеспечения общеобязательного государственного социального страхования на случай
безработицы 220
§ 4. Правовые основы функционирования Фонда социального
страхования вот несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний 223
§ 5. Правовые гарантии в сфере социальной защиты
и реабилитации инвалидов 226
РАЗДЕЛ ІІ
Правовое регулирование государственных доходов
ЛЕКЦИЯ 10. Правовые основы регулирования государственных доходов.
Система государственных доходов 231
ЛЕКЦИЯ 11. Правовые основы организации налоговой системы
Украины 235
§ 1. Налоги: понятие, значение и функции 235
§ 2. Налоговая система Украины 239
ЛЕКЦИЯ 12. Налоговое право, налоговое правоотношение.
Источника налогового права 247
§ 1. Налоговое право. Налоговое правоотношение:
особенности и виды 247
§ 2. Источника налогового права.
Элементы налогового закона 252
ЛЕКЦИЯ 13. Правовые основы взыскания налогов
из физический лиц 260
§ 1. Подоходный налог из граждан 260
§ 2. Налог на промысел 266
ЛЕКЦИЯ 14. Налоги из юридических лиц 268
ЛЕКЦИЯ 15. Косвенные налоги в налоговой системе Украины 276
§ 1. Налог на добавленную стоимость 276
§ 2. Акцизный сбор 283
ЛЕКЦИЯ 16. Смешанные налоги в налоговой системе Украины 288
§ 1. Налог с владельцев транспортных средств 288
§ 2. Правовые основы взыскания платы за землю 291
§ 3. Местные налоги и сборы 298
ЛЕКЦИЯ 17. Упрощенная система налогообложения 305
§ 1. Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.
Плата за торговый патент 305
§ 2. Единый налог 311
§ 3. Фиксированный сельскохозяйственный налог 314
ЛЕКЦИЯ 18. Ответственность за нарушение
налогового законодательства 319
§ 1. Квалификационные признаки налогового правонарушения 319
§ 2. Финансовые санкции за нарушение налогового
законодательства 325
§ 3. Административная ответственность за нарушение
налогового законодательства 331
§ 4. Уголовная ответственность за нарушение
налогового законодательства 334
ЛЕКЦИЯ 19. Неналоговые доходы в системе государственных доходов 338
§ 1. Таможенные платежи 338
§ 2. Ресурсные платежи 347
§ 3. Рентные платежи 361
§ 4. Сбор на развитие виноградарства, садоводства
и хмелеводства 362
ЛЕКЦИЯ 20. Правовые основы государственного кредита 364
§ 1. Понятие и функции государственного кредита 364
§ 2. Формы государственного кредита 368
§ 3. Правовой-правовое-нормативно-правовое обеспечение отношений в области
государственного кредита 381
§ 4. Порядок осуществления заимствований к местным бюджетам
Украины 386
РАЗДЕЛ ІІІ
Правовое регулирование государственных расходов
и бюджетного финансирования в Украине
ЛЕКЦИЯ 21. Правовое регулирование государственных расходов
и кошторисно-бюджетного финансирования 394
§ 1. Понятие государственных расходов, особенности отношений
в области расходов 394
§ 2. Понятие и принципы бюджетного финансирования 400
ЛЕКЦИЯ 22. Правовые основы кошторисно-бюджетного
финансирования 406
§ 1. Смета как индивидуальный плановый- плановый-финансово-плановый акт.
Порядок кошторисно-бюджетного финансирования 406
§ 2. Соблюдение финансовой дисциплины 414
ЛЕКЦИЯ 23. Кошторисно-бюджетний режим финансирования 420
§ 1. Порядок финансирования социально-культурных мероприятий 420
§ 2. Финансирование здравоохранения и физической культуры 432
§ 3. Порядок финансирования расходов на национальную
оборону 435
§ 4. Расходы на содержание органов государственного управления,
органов местной власти и местного самоуправления 438
РАЗДЕЛ ІV
Правовые основы организации грошово-кредитної
деятельности в Украине
ЛЕКЦИЯ 24. Банковская система Украины 441
§ 1. Понятие банковской системы Украины и ее элементы 441
§ 2. Национальный банк Украины: его роль в проводке
грошово-кредитної политики и банковского надзора 451
ЛЕКЦИЯ 25. Правовые основы денежного обращения и расчетов 457
§ 1. Правовое регулирование денежного обращения в Украине 457
§ 2. Организация наличного обращения
и регулирование кассовых правил 463
§ 3. Правовой режим счетов, которые их открывают
и обслуживают банковские учреждения 474
§ 4. Порядок организации безналичных расчетов
в Украине 480
ЛЕКЦИЯ 26. Правовые основы валютного регулирования
и валютного контроля 494
§ 1. Понятие валюты и валютных операций 494
§ 2. Организация валютного регулирования 500
§ 3. Валютный контроль 510
Словарь 517


Учебное издание
Елена Павловна Орлюк
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Учебное пособие
Шеф-Редактор
КУЗНЕЧНЫЙ В. С., кандидат юридических наук
Юрінком Інтер - редакция научной и учебной литературы
Ответственная за выпуск О. Г. Пазюк
Редактор Г. И. Вівдиченко
Компьютерный набор Л. Г. Сисоєва
Компьютерная верстка О. М. Коваленко
Художественное оформление М. П. Черненко
Подписано в печать 05.11.2003. Формат 60х90/16. Бумага офсетная № 1.
Печать офсетная. Гарн. Балтика. Умовн. печать. арк. 33. Обл.-вид. арк. 29,3.
Тираж 12000 ( 2-и завод 4001-8000) прим. Зам. № . Цена договорная.
Оригинал-макет изготовлен компьютерным центром СП «Юрінком Інтер»
(Свидетельство о внесении субъекта издательского дела
в государственный реестр издателей, виготівників
и распространителей издательской продукции —
серия ДК № 19 от 20.03.2000)
По вопросам приобретения литературы обращаться в издательство «Юрінком Інтер»
по адресу: 04209, Киев-209, ул. Героев Днепра, 31-бы; тел. 411-64-03
Отпечатано в ЗАО «Віпол» ДК № 15.
03151, г. Киев, ул. Волынская, 60.

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign