LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 34
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



Раздел 1. Внутрифирменная среда
организационного поведения








1
Человек в организационной
системе
4

2


2


2
Организационная
двойственность поведения
4

2


2


3
Должностная модель поведения
4

2


2


4
Сотрудничество в управлении
организацией
4

2


2


5
Групповое поведение
работников
4

2


2


6
Поведение в межгрупповой
координации
4

2


2



Раздел 2. Социальная природа
организационного поведения








7
Управляемость поведением в
организации
4

2


2


8
Рыночные ориентации персонала
4

2


2


9
Маркетинговый самоконтроль поведения
4

2


2


10
Временная управленческая
ориентация
4

2


2


11
Специфика организационного
поведения
4

2


2


12
Индикаторы творческой
активности
4

2


2



Итого за семестр
48

24


24



Раздел 3. Управленческие основы
организационного поведения








13
Управленческий цикл
руководителя

4

2


2

14
Прессинговые
психологические состояния

4

2


2

15
Ресурсы организационного
поведения

4

2


2

16
Управленческие решения
руководителя

4

2


2

17
Организация выполнения заданий

4

2


2

18
Контролирующее поведение
руководителя

4

2


2


Раздел 4. Диспозиционная система
организационного поведения








19
Диспозиционные управленческие
отношения

4

2


2

20
Должностное самоопределение
руководителя

4

2


2

21
Конфликтные управленческие
позиции

4

2


2

22
Диспозиционные конфликтные
зоны

4

2


2

23
Инновационное поведение в
организации

4

2


2

24
«Коммуникативное
пространство»
руководителя

4

2


2


Итого за семестр

48

24


24




96

48


48



От автора


Это учебное пособие подготовлено на основе работы в отечественных фирмах, а также в инофирмах с российским и зарубежным персоналом. В целом изучено более 120 фирм, работающих в условиях рыночных отношений. Российская специфика рынка оценивалась с точки зрения зарубежного опыта. Поэтому организационное поведение анализируется мной в широком контексте, где учтены лучшие достижения и практиков, и теоретиков менеджмента.
Однако я разработал свою собственную концепцию организационного поведения. Эта концепция несколько лет апробировалась в Государственном университете управления (бывшая Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе), а также в Московском институте международных отношений МИД РФ на факультете бизнеса и делового администрирования. Она была представлена на специальном семинаре в рамках международных программ Tasis, который проходил на базе Архангельского технического университета, где я участвовал в качестве эксперта от российской стороны в октябре 1998 г. Эта концепция вызвала большой интерес со стороны и специалистов-преподавателей, и иностранных экспертов, и консультантов-практиков.
На семинаре был определен статус организационного поведения как учебной дисциплины, отработана ее методология, обсуждена моя учебная программа и расчасовка для студентов и слушателей. Участники обменивались мнениями об опыте ее преподавания. Было выявлено также направление дальнейшего развития дисциплины. На этой основе я провел деловую игру «Шанс», которая отразила содержание организационного поведения на стыках с психологией управления, социологией организации, экономической психологией и социальной психологией.
Анализ семинара в целом показал необходимость подготовки студентов к усвоению диагностических и корректировочных методик, раскрывающих понятие «организационное поведение». Особое внимание в связи с этим было уделено консалтинговой работе в фирмах, а также подготовке слушателей к более глубокому пониманию организационного управления, предметом которого и является организационное поведение.
Семинар помог скорректировать материал учебного пособия. Много из того, что публиковалось ранее в моей книге «Управление поведением в фирме» (М., 1997), изложено в сжатом виде, а треть написана заново. Учебное пособие уже переструктурировано под новые задачи. Первый раздел «Внутрифирменная среда организационного поведения» является основным теоретико-практическим «блоком» книги. Этот раздел определяет содержание остальных.
Второй раздел — «Социальная природа организационного поведения» — вводит читателей в психологический мир их представлений об особенностях и проявлениях поведения человека в организациях. Этот раздел дает возможность глубоко понять многообразие человеческих ресурсов в организационной среде фирм.
Третий раздел — «Управленческие основы организационного поведения» — дает представления о том, что делает руководитель в организации, как развертывает управленческую деятельность в своем собственном поведении. Он показывает, каким образом могут быть раскрыты личностные поведенческие проявления человеческих ресурсов в организации дела.
Четвертый раздел — «Диспозиционная система организационного поведения» — вводит читателей в мир системных представлений об организации. Этот раздел, являясь завершающим, очень важен для понимания организации как многомерного человеческого явления, где постоянно возникают различные комбинации интересов, которыми важно умело управлять и по вертикали, и по горизонтали, и по диагонали.
Заключительная глава — «Рефлексивная корректировка организационного поведения» — раскрывает социально-психологические особенности интенсивных методов обучения на основе отечественных игровых школ. В ней показывается, каким образом можно развивать человеческие ресурсы организации в игровой организации дела.
Учебное пособие имеет ряд особенностей.
Во-первых, оно структурно очень своеобразно, поскольку упорядочивает понимание феномена «организационное поведение» не так, как это предлагается в зарубежных изданиях, где многочисленные его трактовки могут вносить иной смысл в системную интерпретацию исходных позиций.
Во-вторых, оно целиком написано на основе анализа ситуаций из отечественной, а не из зарубежной практики. Российский менталитет требует иного осмысления управленческих отношений.
В-третьих, оно нацелено на формирование знаний и навыков профессионального управления поведением работников в организации, поскольку методически основано на ситуационно-системном подходе к изложению материала.
В-четвертых, оно является «сквозным», подготовленным на «стыках» с другими социальными науками, а поэтому призвано формировать обобщенные целостные представления, знания и навыки об управленческой науке, где главным является человеческий потенциал.
В-пятых, учебное пособие «открывает» студентам и слушателям масштаб для собственных размышлений и выводов. Этому помогает список основных понятий и контрольных вопросов после каждой главы.
В-шестых, учебное пособие является своеобразным методологическим фильтром, который поможет читателям выбрать необходимую деловую литературу в соответствии с возникшим интересом к отечественной практике. Такой курс — «Практикум по организационному поведению» — я собираюсь подготовить и опубликовать.
В-седьмых, рекомендуемая литература подобрана по принципу «каскадной» методологии. Сначала важно ознакомиться с мнением менеджеров, описывающих свой опыт управления, потом с мнением консультантов, помогающих его отрефлексировать, а затем — специалистов, которые глубоко проникают в суть проблемы. Я сам шел именно таким путем.
Надеюсь, что мое учебное пособие станет важной вехой в новом осмыслении управления организациями.

Ноябрь 1998 года Ю. Красовский































Рекомендуемая литература

Обязательная

А. Книги, написанные менеджерами фирм

1. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира / Пер, с англ. — М.: Прогресс, 1991.
2. Роджерс Дж. Френсис. ИБМ: взгляд изнутри. Человек. Фирма. Маркетинг/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.

<< Пред. стр.

страница 34
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign