LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Чем больше платят, тем



лучше работают
5
5
0
Поспешность внедрения



новых идей
3
1
—2
Конфликтность новых идей
6
6
0
Недооценка экономической



эффективности от внедрения



новых идей
6
6
0
Пассивное ожидание



инструкций
5







5
0
Затухающий интерес к
реализации спонтанных решений

3

1

2
Итого
28
24
—4

Команда № 2 также в значительной степени сумела освободиться от своих стереотипов (86%). Для консультантов это было особенно важно, потому что руководители именно этих подразделений могли в дальнейшей консультационной работе стать их союзниками.

Таблица 1.5. Команда № 3 («Стрельцы» — производственники)

Стереотипы,
выявленные в опросе
Мешают
в работе
Преодолены
в игре
Остались после
игры


Незнание своих прав
10
0
—10













Отсутствие правовых





гарантий экономического











стимулирования
8
0
—8


Уверенность в несправед-





ливом распределении премий
7
0
—7


У конкурентов лучше, чем





у нас, и мы никогда их не











догоним
9
0
—9


Неуверенность в последст-







0
-6


виях инициатив
6
0
—9

9
Полное отсутствие интереса





и апатия
5
0
—5


Итого
45
0
—45




Этой команде ни от каких стереотипов не удалось освободиться, что было полной неожиданностью. И только потом консультанты поняли. Деловая игра, с одной стороны, высветила их ожидания перемен к лучшему, а с другой — подтвердила их худшие опасения. Этот парадокс помог потом организовать новую деловую игру.

Таблица 1.6. Команда № 4 («Фантасты» — группа разработчиков
научно-технической продукции)

Стереотипы, выявленные
Мешают
Преодолены
Остались
в опросе
в работе
в игре
после игры
Ставка на сознательность



людей
3
1
—2
Вера в то, что «наверху»



принимаются наиболее



разумные решения
5
5
0
Уверенность, что на финише



все «спишется»
7
0
—7
Уверенность в



стабильности предприятия
4
4
0
Отсутствие коллегиальных



решений
9
5
—4
Итого
28
15
—13

Этой команде удалось преодолеть стереотипы наполовину (53%). Но и такой результат можно было считать успехом. Ведь именно руководители этих подразделений определяют в конечном счете конкурентоспособность предприятия.

Таблица 1.7. Команда № 5 («Фемина» — экономическая служба)

Стереотипы,
Мешают
Преодолены
Остались
выявленные в опросе
в работе
в игре
после игры
Наказуемость рублем за
5
2
—3
инициативу



Неуверенность в
4
4
0
поддержке инициативы



Боязнь изменения форм




отчетности
7
0
—7
Нестабильность эконо-
10
0
—10
мической ситуации



Привычка работать по
8
2
—6
обязанности



Итого
34
8
—26


Из таблицы видно, что команда № 5 смогла преодолеть те стереотипы, которые были объективно заданы, только на 23%, но даже это было маленькой победой. Дело в том, что команда оказалась на низшем уровне рефлексии: психологические барьеры в большей мере осознаются, чем преодолеваются. Ее участники не прошли свою кризисную фазу, которая сопровождается формированием позитивных установок на будущую инновационную деятельность. Рефлексивный эффект игры оказался здесь слабым. Значит, такая команда может быть тормозом в дальнейшем.
Интересны также данные, полученные от группы экспертов, оценивающих каждую команду по турам (табл. 1.8).


Таблица 1.8. Группа экспертов (генеральный директор и его замы)

Стереотипы,
выявленные в опросе
Мешают
в работе
Преодолены
в игре
Остались
после игры
Приоритет текущей дея-


0
тельности над перспективой
8
8

Уравниловка
4
3
—1
Привычка ждать указаний


—5
«сверху»
5
0

Расхождение между


—6
словом и делом
б
0

Множественность


—3
согласований
3
0

Безразличие к качеству


—3
результатов труда

7

4




Итого 33 15 —18
___________________________________________________________________

В этой таблице представлены стереотипы экспертов, которые в целом оказались труднопреодолимыми в короткой деловой игре. Однако первый и шестой стереотипы все же начали разрушаться, тогда как третий, четвертый и пятый сохранились. Преодоленность психологических барьеров определяется следующим образом: 15/33 = 0,45.
В этих опросах консультантам-организаторам важно было понять, как происходит процесс высвобождения группового сознания от стереотипов, мешающих перейти на новые формы и методы хозяйствования в рыночных условиях. Они хотели, во-первых, проверить, смогут ли команды сформулировать эти стереотипы и оценить их после игры, во-вторых, изучить, в какой мере деловая игра помогла им преодолеть эти стереотипы, в-третьих, выявить механизм формирования ситуативных установок на рыночные формы и методы хозяйствования.
Был сделан следующий вывод: игра психологически эффективна в той мере, в какой преодолеваются старые стереотипы хозяйствования в групповом самосознании и формируются новые ситуативные установки групп (команд). В целом рефлексивные эффекты оказались слабыми (45%), хотя сама игра была оценена участниками в 8 баллов из 10. Но осознание необходимости партнерского делового сотрудничества всех подразделений, а также ожидание такого сотрудничества оказались очень высокими (табл. 1.9).




Таблица 1.9. Оценка совместного делового сотрудничества команд




Выявленное
Ожидаемое
Необходи-

Реальное со-
сотруд-
сотрудни-
мость дело-
Команды
трудничество
ничество в
чество после

<< Пред. стр.

страница 32
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign