LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

10676,3
Турция
6000,0
1180,0
4820,0
Мексика
6897,0
3335,7
3561,3
Греция
3684,1
1176,8
2507,3
Португалия
4325,2
2321,5
2003,7
Австрия
13821,5
12104,9
1716,6
Венгрия
2260,1
930,2
1329,9
_________________

* Данные приводятся по состоянию на 1996 г.*



Т а б л и ц а 1.4

10 стран мира с отрицательным сальдо туристского баланса*
(млн долл.)

Страна
Расход
Доход
Сальдо
Германия
49557,6
15787,5
33770,1
Япония
37977,4
4281,0
33 696,4
Великобритания
25046,1
20019,7
5026,4
Нидерланды
11112,0
6144,3
4967,4
Бельгия
9038,1
5593,7
3444,4
Люксембург



Швеция
6263,8
3674,0
2589,8
Канада
11168,2
8811,3
2356,9
Норвегия
4144,6
2342,6
1802,0
Дания
4141,9
3425,0
716,9
Финляндия
2366,4
1673,9
692,5
______________

* Данные приводятся по состоянию на 1996 г.

Т а б л и ц а 1.5

Расстановка 10 стран мира по величине туристского оборота
(общий объем работы туристских организаций в международном туризме)*
(млн долл.)

Страна
Доход
Расход
Оборот
США
64374,0
52567,0
116941,0
Германия
15787,5
49577,0
65344,5
Франция
28181,7
17505,4
45687,1
Великобритания
20019,7
25046,1
45065,8
Япония
4281,0
37997,4
42278,4
Италия
28245,2
12681,5
40926,7
Испания
25892,2
4620,7
30512,9
Австрия
13821,5
12104,9
25926,4
Канада
8811,5
11168,2
19979,7
Швейцария
8723,2
7789,6
16512,8
__________
* Данные приводятся по состоянию на 1996 г.



Т а б л и ц а 1.6

Статистика выездов и въездов в Россию*

Прибыло иностранных граждан (по годам)
Всего, тыс. чел.
В том числе туризм, тыс. чел.
Выехало
граждан России (по годам)
Всего, тыс. чел.
В том числе туризм,
Тыс. чел.
Общий въездной поток


Общий выездной поток


1997
17462,6
2515,0
1997
11181,7
4142,9
1998
15805,2
2885,3
1998
11711,1
3330,2
1999
18495,6
3059,5
1999
12630,9
2808,6
2000
21169,1
2597,8
2000
18370,6
4485,3
Из стран дальнего зарубежья


В страны дальнего зарубежья


1997
6489,3
2289,6
1997
9311,2
4084,2
1998
6162,6
1904,0
1998
8430,5
3251,4
1999
7028,6
1924,0
1999
8408,4
2579,9
2000
7410,0
2214,3
2000
9818,5
4251,9
Из стран СНГ


В страны СНГ


1997
10973,3
225,4
1997
1870,5
58,7
1998
9642,6
981,3
1998
3280,6
78,8
1999
11467,0
1135,5
1999
4222,5
228,7
2000
13759,1
383,4
2000
8552,1
233,4
____________

* Российский статистический ежегодник, 2000.

Наибольшее число посетителей выбрали для поездки автомобильный транспорт - 40,3%, железнодорожный транспорт - 32%, авиационный - 13,9%, морской и речной - 5%, пешком пересекли границу 8,7%. По отношению к предыдущему году на 5% сократились прибытия железнодорожным транспортом, на 2% увеличилось использование как автомобильного, так и авиационного транспорта. Что касается посещений граждан из стран дальнего (Зарубежья, то они в основном прибывают в Россию на автомобильном (54,1%) и авиатранспорте (19%).
В 2000 г. общее число иностранных граждан, въехавших в нашу страну, впервые превысило общее число выехавших за границу россиян на 2,8 млн чел. Это произошло из-за увеличения числа частных поездок из стран СНГ в Россию, а точнее, из-за усиления пограничной регистрации между Россией и странами СНГ.
По прогнозам экспертов ВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого турпродукта. Дальнейшее развитие мирового туристского рынка все больше определяется новейшими информационными технологиями.
В мире наблюдается и другая современная тенденция - рост средств размещения, предлагающих самообслуживание. Желание туристов быть независимыми при проведении путешествия, большая стоимость подбора, обучения и содержания обслуживающего персонала подразумевают, что высокие уровни обслуживания будут оправданы только в элитарном секторе туристского рынка. В настоящее время групповыми турпакетами на западном туристском рынке пользуются, как правило, только молодые одинокие люди, туристы с ограниченными финансовыми возможностями, пенсионеры и паломники.
В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии туризма:
· создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в странах пребывания туристов;
· широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности;
· развитие связей между организаторами туризма и муниципальными структурами с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения;
· рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; при этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и выгодными для туристской индустрии;
· при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);
· осуществление более четкого маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;
· повышение профессионального уровня сотрудников сферы индустрии туризма;
· развитие системы владения клубным отдыхом (таймшером). В последнее время наряду с традиционными видами туризма все большее влияние приобретает такая разновидность туристской индустрии, как система владения отдыхом, более известная как таймшер. Концепция таймшера связана с предложением всем желающим проводить в течение установленного периода времени в каждом году отпуск в определенном месте проживания (клубе), представляющем собой часть туристского комплекса. В 1996 г. число семей, владеющих таймшером, составило 3,5 млн (в том числе в России до 20 000 семей), а число курортов (мест отдыха) превысило 4500 (в 81 стране мира). За период с 1994 по 1996 г. объем продаж превысил 9 млрд долл., а темпы экономического роста достигли примерно 15%.
Уплатив разовый взнос за право отдыха в определенном месте в течение одной или нескольких недель, покупатель получает закрепленное договором право проживания. С одной стороны, продажа недель отдыха гарантирует загрузку центров отдыха (клубов) в течение всего года, с другой - целые регионы получают выгоду от, как правило, достаточно состоятельных отдыхающих. Так, в 1994 г. владельцы недель отдыха потратили 3 млрд долл., а операторы центров отдыха создали свыше 30 000 новых рабочих мест.
Наблюдается также и тенденция к концентрации деятельности в индустрии путешествий, которая заключается в появлении небольшого числа основных, глобальных операторов и значительного числа турфирм меньшего масштаба, занимающих свои ниши в соответствующих сегментах туристского рынка. Предполагается, что активность последних будет ограничена рамками отдельной страны посещения.
Очевиден основной вывод: чтобы преуспеть в туристской деятельности в следующем столетии, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента и выполнении требований законодательства подход к организации производства, продвижения и реализации турпродукта.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Существует ли связь между тенденциями в развитии индустрии
туризма и общими экономическими, техническими, технологическими
и социальными достижениями в развитии страны?
2. Чем определяется спрос на путешествия и туризм:
а) рыночными механизмами;
б) экзогенными факторами;
в) другими причинами?
3. Назовите основные страны-поставщики и страны, принимающие
туристов.
4. Туристы из каких стран тратят больше средств на заграничные
поездки?
5. Дайте объяснения терминам: «видимый экспорт и импорт»,
«невидимый экспорт и импорт». К какому из них можно отнести
туризм? Обоснуйте свой ответ.
6. Всегда ли въездной туризм улучшает платежный баланс страны?
7. Нужно ли развивать внутренний туризм? Если да, то почему?
8. Назовите основные экономические показатели развития мирового
туризма.
9. Назовите доходы от туризма, идущие в актив платежного баланса по
статье «Туризм».
10. Назовите расходы по туризму, идущие в пассив платежного баланса
по статье «Туризм».
11. Каковы перспективы развития индустрии туризма?























































Глава 2
Индустрия туризма. Туристская и гостиничная деятельность. Туризм как система статистических понятий и определений. Туристские маршруты. Путешествие – комплексная туристская услуга


Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Приложение 1) определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью», а туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги гидов-переводчиков». Под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Под гостиничной деятельностью в России понимается деятельность юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения (вместимостью не менее 10 номеров) по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.
Экскурсионная деятельность - деятельность по организации ознакомления путешественников с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает предоставление услуг размещения (ночевку).
В силу ряда причин индустрия туризма, рассматриваемая в качестве отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин - отсутствие правильно организованного статистического учета туристской деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства.
Туризм как система статистических понятий и определений в рамках спроса и предложения представлен на рис. 2.1.
В международной статистике туризма в качестве единиц наблюдения, учета, классификации и анализа используется термин «посетители», к которому относятся все типы путешественников.



Рис. 2.1. Туризм как система статистических понятий и определений

На рис. 2.1 деятельность посетителей (туристов и экскурсантов) определяется целями посещений, местом посещений (страной или местностью, регионом пребывания), видами используемых транспортных средств и средств размещения. Туризм подразделяется на типы и категории (рис. 2.2). Существуют три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны. Ночующие посетители считаются туристами, а однодневные посетители - экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения.




Рис. 2.2. Типы и категории туризма

По российскому законодательству турист - это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания (в период от 24 ч до 6 мес. подряд, или осуществляющий не менее одной ночевки), но без занятия оплачиваемой в этом месте деятельностью. При этом туризм также подразделяется на внутренний, выездной, въездной, а также социальный и самодеятельный. Туризм внутренний - путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней. Туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в России, в другую страну, а туризм въездной - путешествия по России лиц, проживающих постоянно в других странах. Под туризмом социальным понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, а под туризмом самодеятельным - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно, с соблюдением установленных государством определенных норм и правил.
Потребление в туризме определяется как стоимость туристских продуктов (товаров и услуг), используемых для непосредственного удовлетворения потребностей туриста или экскурсанта. Сюда относятся расходы посетителя на пакет услуг (турпродукт) или отдельные расходы на размещение, питание и напитки, транспорт, досуг, отдых, культурные, спортивные, экскурсионные и другие мероприятия, а также на покупки в месте пребывания и прочие расходы.
Под туристским продуктом (турпродуктом) понимается совокупность вещественных (товара) и невещественных (услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием. В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а «тур-комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия».
Под туристским товаром понимается продукт труда производственных сфер деятельности, созданный для продажи и предназначенный для использования преимущественно туристами или экскурсантами.
Туристская услуга - деятельность предприятий, организаций, учреждений или граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях.
Туристские товары и услуги включают комплексные поездки - пакеты услуг (туры), услуги размещения, питания, транспортные услуги, культурные, спортивные, рекреационные, экскурсионные и другие, в том числе специальные услуги, туристские товары и сувениры, потребляемые в месте прерывания (карты, схемы, очки от солнца, рюкзаки и т.д.).
Пакеты услуг (туры) состоят из:
· услуг размещения;
· услуг питания (включая напитки);
· услуг транспорта;
· трансфера (встречи, проводы, поднос или подвоз багажа и туриста до места проживания);
· организации и оказания экскурсионных, рекреационных, культурных и спортивных услуг;
· услуг по организации посещения магазинов;
· прочих услуг (оформление паспортов, виз, медицинских и ветеринарных сертификатов, проката автомобилей, страхования и др.).
Туристские услуги при этом делятся на основные (включенные в договор и оплаченные посетителем) и дополнительные (оплачиваемые в момент потребления во время путешествия или в месте пребывания).
Таким образом, тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке и питанию туристов, экскурсионному обслуживанию, включая услуги гидов-переводчиков и турменеджеров (руководителей групп), а также другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Под туром понимается комплексная туристская услуга, путешествие, поездка, организуемая на индивидуальной или коллективной основе по определенному маршруту и программе с предварительным бронированием и приобретением проездных билетов, гостиничных, транспортных, экскурсионных услуг и услуг питания, оформлением виз, страховки и т. д.
Как правило, тур является первичной продажной единицей туристского продукта на туристском рынке, при этом на рынке находят также спрос и отдельные туристские услуги.
Наиболее распространены следующие виды туров: инклюзив-тур и инсентив-тур.
Инклюзив-тур [inclusive tour, package tour (США), Paushalreise (ФРГ), voyage a«Torfait (Франция)] - путешествие, продаваемое туристскими фирмами в виде полного комплекса (пакета) услуг, включающего получение визы, перевозку, размещение в гостинице, питание, трансфер, экскурсионное обслуживание по маршруту путешествия.
Инклюзив-туры организуются как для индивидуальных, так и для групповых путешествий. Преобладающей формой путешествия при этом является групповой туризм.
Инсентив-тур представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.).
Директива Европейского Союза по пэкидж-турам (Приложение 3), принятая Советом Европы в 1990 г. и введенная в действие в 1993 г., определяет пэкидж-тур как «пакет услуг, включающий не менее двух из следующих компонентов - перевозку и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя». В целях обеспечения защиты прав потребителя в директиве указывается на ответственность организатора тура за предоставление всех предусмотренных договором услуг независимо от того, предоставляются ли они самим туроператором (организатором) или третьей стороной. Информация о туре должна быть доведена до сведения туриста в полном объеме до заключения договора и соответствовать уровню обслуживания, указанному в нем.
Под групповым (коллективным) путешествием обычно понимается совместная поездка нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях. Объединение путешественников в одну группу обусловливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами на туры по сравнению с индивидуальными путешествиями в связи с предоставлением групповых скидок. По международным нормам групповым путешествием считается совместная поездка 15 человек и более (Приложение 9).
В тех случаях, когда в стоимость группового тура включаются расходы путешественников, связанные с проездом от места формирования группы до первого на маршруте средства размещения, а также от последнего на маршруте средства размещения обратно, тур иногда называют транстуром.
Индивидуальное путешествие представляет собой независимое путешествие одного или нескольких лиц и связано с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами. В международной практике индивидуальными путешествиями считаются поездки с численностью группы менее 15 человек.
В туристской деятельности различают специализированный и социальный туризм, таймшер, а также альтернативный туризм.
Специализированный туризм - термин, используемый для обозначения туристов, покупающих специализированный тур и выезжающих с целью изучения специфических особенностей, того или иного места, для приобретения личного опыта, сдачи спортивных нормативов, активного отдыха и т. п. В рамках специализированного тура особое внимание уделяется широкому диапазону вопросов, связанных с изучением культуры, природы места посещения, а также с профессиональными и различного вида спортивно-туристскими интересами путешественников, с обязательным соблюдением правил безопасности. В российской практике это самодеятельный и спортивный туризм.
В международной практике различают следующие виды специализированного туризма: приключенческий («мягкий» и «жесткий»), экотуризм, этнический (ностальгический), деревенский, фермерский, экологический туризм, спортивный, детско-юношеский и др. В последнее время в связи с развитием информационных сетей получает распространение альтернативный туризм, где в качестве организатора путешествий выступает не туроператор, а сам турист, путешественник, использующий рекламные материалы исполнителей отдельных туристских услуг и заказывающий эти услуги самостоятельно, с помощью информационных сетей.
В любом случае путешествия (пребывания, поездки, туры) проводятся по заранее выбранным маршрутам и программам пребывания и имеют определенную продолжительность и цель.
Маршрут - путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута - место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре. Конец маршрута - место оказания последней туристской услуги [2 В практике профсоюзных туристических организаций СССР понятие «маршрут» отождествлялось с понятием «тур», т.е. в продажу поступали не только туры, а «маршруты» - всесоюзные, республиканские и местные (региональные), выходного дня, пешеходные, экскурсионные, речные и железнодорожные.]

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign