LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Максимальная стоимость, долл.
Средняя стоимость, долл.
Православие
550
995
772
Католицизм
665
995
830
Иудаизм
800
1400
1100
Ислам
700
1500
1100
Буддизм
1450
1530
1490
Синтоизм
2000
4000
3000
Итоговая средняя стоимость тура в
религиозном туризме и
паломничестве
833
1284
1058,4
Примерное соотношение численности основных религиозных конфессий в Москве представлено в табл. 13.8.

Т а б л и ц а 13.8

Конфессия
Численность,
тыс. чел.
Процентное отношение
Православие
1200
80,0
Иудаизм
150
10,0
Ислам
105
7,0
Католицизм
45
3,0

Результаты статистических исследований показывают, что в действительности религиозную поездку один раз в год совершает лишь около 1% от общего количества верующих, проживающих в Москве. На рынке паломнического туризма (по материалам ежегодника «Религии мира» за 1992-1996 гг.) страны, традиционно считающиеся центрами паломничества, располагаются в следующем порядке: Россия (35%), Израиль (30%), Греция (12%), Италия (7%), Турция (6%), Саудовская Аравия (5%).
Для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль.
Среди законодательных актов регионального уровня необходимо выделить распоряжение мэра Москвы «О развитии религиозного туризма» от 16 января 1997 г. № 34-РМ, которым утверждена концепция развития религиозного туризма.
Для снижения стоимости религиозного путешествия фондом «Русский путешественник» и страховым обществом «Жива» разработана система накопительного страхования. Результаты анализа количественного состава потенциальных потребителей услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот турпродукт пользуется спросом и имеет большие перспективы.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите три формы религиозного туризма.
2. Дайте определение паломничеству.
3. Назовите основные направления (страны) религиозного туризма.
4. Дайте определение основных религиозных конфессий.
5. Назовите время проведения религиозных праздников основных
конфессий.

ГЛАВА 14
Походы и путешествия по спортивно-оздоровительным (самодеятельным) туристским маршрутам


Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» трактует самодеятельный туризм как «путешествия с использованием активных способов передвижения, организованные туристами самостоятельно», и провозглашают приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности наряду с внутренним и выездным туризмом поддержку и развитие социального и самодеятельного туризма.
До 1990 г. самодеятельный туризм существовал как общественное движение и реализовывался через разнообразную систему туристских клубов Советов по туризму и экскурсиям Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, в структуре которого существовало Управление самодеятельного туризма, а также через клубы туристов и туристские секции, существовавшие на крупных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях.
В 1989 г. число клубов достигало в РСФСР более 700. При клубах функционировало более 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тыс. туристских секций и комиссий. В самодеятельный туризм было вовлечено около 7 млн человек, включая всех участников туристских походов: оздоровительных, выходного дня, спортивных и т.д., а также провести походы, слеты и соревнования для примерно 15 млн человек. При этом численность участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий по туризму составило около 140 тыс. человек. Все мероприятия самодеятельного туризма финансировались из средств советов профсоюзов.
В 1989 г. на нужды самодеятельного туризма было выделено около 6 млн руб.
В настоящее время все прежние структуры управления спортивного туризма прекратили свое существование. Количество туристских клубов уменьшилось до 200-250. На их базе продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Организационно спортивное туристское движение возглавляется Туристско-спортивным союзом России (ТССР), в который входит около 70 областных, краевых и республиканских союзов (федераций) спортивного туризма.
ТССР имеет информационные и методические связи с системой детско-юношеского туризма России, финансируемого Минобразованием России. По оценкам экспертов ТССР, объем финансирования самодеятельного туризма из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников составил около 3 млрд руб.
Движение самодеятельного туризма взаимодействует с альпинистским, скаутским, военно-патриотическим и другими общественными движениями.
Классификация самодеятельного туризма представлена на рис. 14.1 (с. 191).
На рисунке видно, почему самодеятельный туризм иногда называют и самодеятельным спортивно-оздоровительным туризмом. Если при занятиях организованным самодеятельным туризмом ставятся спортивные цели (получение спортивных разрядов и званий), а походы и путешествия проводятся по классифицированным спортивным маршрутам, то этот раздел самодеятельного туризма носит название спортивного туризма.
Классификация соревнований в спортивном туризме представлена на рис. 14.2.
Разряды и звания в спортивном туризме присваиваются в двух видах туристско-спортивных мероприятий:
· соревнования по спортивным походам,
· соревнования по туристскому многоборью.
При присвоении званий или разрядов руководствуются Единой Всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК), а также «Правилами проведения соревнований туристских спортивных походов» и другими нормативными документами по спортивному туризму, утвержденными Туристско-спортивным союзом России.
Кроме спортивных званий и разрядов самодеятельные туристы могут быть награждены:
· почетным знаком «Выдающийся путешественник России»;
· значком «Турист России»;
· значком «Юный турист».
Почетным знаком «Выдающийся путешественник России» награждаются отечественные и зарубежные туристы, внесшие значительный вклад в развитие самодеятельного и спортивно-оздоровительного туризма, с опытом работы не менее 20 лет. Награждение производится национальной туристской администрацией России по представлению ТССР.
Значком «Турист России» награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста и выполнившие установленные нормы путешествий, а также туристские и спортивные организации, учебные заведения и коллективы физической культуры предприятий, учреждений и организаций.
В зависимости от уровня подготовки (начального, базового, специализированного или высшего) аттестуются следующие категории работников:
· организатор спортивного туризма;
· гид-проводник спортивного туризма;
· инструктор спортивного туризма, а также гиды-проводники и инструкторы спортивного туризма международного класса.

Рис. 14.1. Классификация самодеятельного туризма
Источник. Сборник «Русский турист». - М., 1998.


Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг. приведены в сборнике Туристко-спортивного союза России «Русский турист».
Путешествия должны проводиться в соответствии с законодательством России и страны, по которой проходит маршрут, Гаагской декларацией по туризму, Хартией туризма, Кодексом путешественника и Правилами проведения туристских спортивных походов.





Рис 14.2. Классификация соревнований в спортивно-оздоровительном туризме Источник. Сборник «Русский турист». - М., 1998.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что входит в понятие «самодеятельный туризм»?
2. Дайте определение спортивному туризму.
3. Каковы задачи и цели туристско-спортивного союза России?
4. По каким направлениям классифицируется самодеятельный туризм?
5. Какими знаками отличия награждаются самодеятельные туристы?


ГЛАВА 15
Квалификационные требования к некоторым профессиям и должностям работников туристской индустрии

Из материалов ВТО следует, что одно из 15-17 рабочих мест в мире относится к сфере индустрии туризма. Для сравнения - расчеты экспертов показывают, что в России примерно 1 рабочее место из 300 может быть отнесено к сфере туризма, в Москве -1 из 130. Согласно экспертным оценкам ВТО в индустрии туризма занято около 130 млн человек, что составляет около 7% общей занятости.
В области национального и международного туризма российским турфирмам приходится конкурировать с четко организованным туризмом зарубежных фирм, опирающимся на устоявшиеся правовые нормы, признаваемые большинством крупнейших туроператоров, владельцев гостиниц и перевозчиков. В большей мере это может быть отнесено к странам Европейского союза, имеющим развитую правовую базу туристской деятельности и достаточно разветвленную систему профессиональной подготовки персонала, отвечающую международным стандартам. Анализ деятельности отечественных туристских фирм, гостиниц и ресторанов показывает, что уровень подготовки персонала, качество предоставляемых в них услуг уступают общепринятым на Западе мировым стандартам. Российские образовательные стандарты подготовки специалистов туристской индустрии также существенно отличаются от образовательных стандартов Америки и Европы. Есть отличия в методических аспектах образования, технической оснащенности учебных заведений, а также наименованиях профессий и должностей работников, занятых в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса.
Целью профессионального обучения является подготовка персонала для выполнения определенной работы. Традиционно профподготовка осуществлялась в школах, колледжах и институтах. Существует также и профподготовка работников, осуществляемая внутри туристского предприятия, гостиницы, ресторана. Анализ кадрового потенциала предприятий туризма таких крупных туристских центров России, как Москва и Санкт-Петербург, показывает, что, за редким исключением, работники либо вообще не имеют высшего специального туристского образования (как правило, это удостоверение о повышении квалификации), либо получили отрывочные знания на краткосрочных платных семинарах и курсах.
В последнее время положение несколько изменилось. В ряде вузов России при обучении по специальностям «экономика», «менеджмент», «организация и управление» (по отраслям) открыты специализации «экономика международного туризма», «менеджмент туризма и гостиничного хозяйства», «менеджмент социально-культурной сферы и туризма» и ряд других. Некоторые вузы страны обращают внимание на коммерческие курсы Американской ассоциации отелей и мотелей, которые, как правило, обучают за дополнительную плату на языке оригинала. Новейшим информационным технологиям в сфере туризма обучают также по отдельным специальным курсам.
Как правило, производительность труда в туристском секторе остается достаточно низкой. Это зависит от того, что большая часть рабочей силы индустрии туризма является временной и малоквалифицированной.
Для гостиничного и ресторанного секторов, а также для индустрии туризма в целом Международная организация труда (МОТ) выделяет серию общих характеристик, касающихся занятости.
· Высокий процент работников, занятых неполный рабочий день.
· Высокий процент временных работников.
· Значительное количество женского персонала имеют контракты на неполный рабочий день (более 50% в гостиничном и ресторанном секторах в Бельгии, Франции, Швейцарии, Австралии).
· Небольшое количество женщин, находящихся на ответственных должностях.
· Значительное присутствие (в развивающихся странах) иностранного персонала в основном на ответственных должностях.
· Большое количество малоквалифицированной молодежи и студентов, работающих по временным контрактам.
В табл. 15.1 представлены данные по занятости в туристском секторе по отношению к общей занятости в некоторых странах мира.

Т а б л и ц а 15.1

Страна
Процент занятости
Колумбия
25,1
Италия
21,1
Испания
20,2
Греция
17,6
Франция
17,1
Турция
8,7

В большинстве стран мира применяются три основные системы оплаты труда, основанные на:
· долевом участии в продажах;
· фиксированной заработной плате независимо от прибыли организации;
· установлении минимальной заработной платы, помимо которой выплачивается процент от прибыли организации, зависящий от доли участия (или фиксированный минимум).
Последняя из перечисленных систем оплаты труда используется в Германии, Швеции, Испании, Турции, Швейцарии.
Следует выделить основные проблемы, стоящие на пути к развитой образовательной системе в сфере туризма:
· стихийный рост туристской деятельности в большинстве стран и его несогласованность с другими видами деятельности;
· большое количество средних, малых и семейных предприятий:
· сезонность туристской деятельности, разнообразие предоставляемых услуг и ряд других проблем.
По данным РАТА средняя численность работников турфирм составляла в Москве 12 человек, Санкт-Петербурге - 17, в Приморское крае - 6 человек. Распределение турфирм по интервалам численности занятых составляет: до 3 человек - 12%, 3 - 5 человек - 51; 6 -10 человек - 24; 11 - 30 человек - 9; более 31 человека - 4%.
Требования к курсам общего и профессионального обучения, их продолжительность, объем специальных теоретических и практических знаний зависят от уровней подготовки: элементарного, среднего и продвинутого (высшего). Гармонизация подготовки специалистов сферы туризма и гостиниц является одной из целей Европейского союза.
Из известных учебных заведений Европы, готовящих специалистов для туризма, большая часть приходится на средние профессиональные школы, лицеи и колледжи ресторанного хозяйства Англии, Франции, Бельгии и Голландии. Основной акцент при обучении в средних специальных учебных заведениях делается на приобретение практического опыта работы в гостиницах и ресторанах на базе основного общего образования (продолжительность обучения составляет 10-12 лет). Получение специального профессионального туристского образования с получением сертификата о присвоении квалификации требует дополнительного (от 4 до 8 лет) обучения. Общие специальные знания включают такие дисциплины, как экономика, иностранный язык, бизнес, бухучет, юриспруденция, социально-психологические знания, специфические технологии менеджмента и ряд других, с тремя уровнями подготовки. При этом уровень необходимых специальных знаний зависит от занимаемой должности или выбранной профессии. В России, как правило, специальная профессиональная подготовка не востребована. В ряде нормативных документов она заменяется опытом работы на туристском предприятии (в том числе такие требования выдвигаются при проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, а также при лицензировании туристских предприятий и гостиниц).
В международной практике используется Международная стандартная классификация профессий (МСКП-88), иногда называемая Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ). МСКП-88 используется для сопоставимости данных в экономической статистике, статистике отрасли, а также для создания национальных классификаций профессий, занятий и должностей. Классификационной единицей при этом является профессия, которая определяется как совокупность задач и обязанностей, выполняемых одним лицом. При классификации профессий в группы применяются два параметра: уровень квалификации и профессиональная специализация. Уровень квалификации определяется масштабом и сложностью выполняемых функций, а профессиональная специализация приобретается в системе общего образования и профессиональной подготовки.
Матрица профессионального образования в России применительно к сфере туризма и гостиничного хозяйства представлена в табл. 15.2.
В Перечне направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденном приказом Минобразования России от 8 ноября 2000 г. № 3200, непосредственно к сфере индустрии туризма могут быть отнесены следующие специальности и специализации:
· экономика и управление народным хозяйством (сфера услуг) со специализациями туризма, гостиничное хозяйство, транспорт и др.
· «менеджмент» со специализацией «гостиничный и туристский бизнес»;
· «социально-культурный сервис и туризм» со специализациями: «туризм и гостиничное хозяйство»; «ресторанный и гостиничный сервис»; «музейно-выставочные услуги».
Для определения примерного перечня основных профессий и должностей работников индустрии туризма были использованы действующие российские и зарубежные нормативные и методические материалы, перечисленные ниже.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94. Классификатор состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих. Он содержит примерно 5000 профессий рабочих и 2500 должностей служащих без описания их функциональных обязанностей. В табл. 15.3 приведен перечень основных профессий рабочих и должностей служащих применительно к сфере туристского и гостиничного бизнеса в соответствии с указанным выше классификатором.
Справочник тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на предприятиях потребительского рынка и услуг, разработанный в 1996 г. Департаментом потребительского рынка и услуг правительства Москвы и Горкомом профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации.
Сборник материалов Европейского центра профессионального образования (CEDEFOP—European Centre for the Development of Vocation Training) «Профессии в туристском секторе» («Occupations in the tourist sector»), выпущенный в Берлине в 1994 г. Он содержит сравнительный анализ профессий персонала, применяемых в сфере туризма, гостиничного и ресторанного хозяйства в девяти государствах Европейского союза: Бельгии, Германии, Дании, Испании, Франции, Греции, Италии, Португалии и Великобритании. Структура и функции индустрии туризма представлены на рис. 15.1. В работе «Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса», опубликованной в 1997 г. на основе анализа приведенных выше методических материалов и экспертных оценок практических работников отечественного туризма приводятся также служебные обязанности 27 наиболее распространенных в туризме, гостиничном и ресторанном бизнесе руководителей и работников, а также рассмотрены требования к курсам общего и профессионального образования, продолжительности обучения применительно к трем уровням: элементарному, среднему и продвинутому (высшему).

Т а б л и ц а 15.2
Матрица профессионального образования

Учебное заведе-ние



Учреж-дения дошко-льного образо-вания, началь-ная школа




Основная общая школа, полная средняя школа (гимназия, лицей)




Профес-сиональ-ные учи-лища и другие образо-ватель-ные
учреж-дения

Учреждения среднего профессио-нального образования (техникум, колледж)





Институт, академия, университет




Послевузов-ское образование




Допол-
нитель-
ное
образо-
вание



Уровень образо-вания




Профес-сиона-льная ориен-тация





Профес-сиональная подготовка

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ







Аспи-ран-
тура



Докто-ран-тура



Пере-
подго-
товка,
повы-
шение
квали-
фикации






осно-вное обра-зова-ние



сред-нее полное общее обра-
зова-
ние
нача-льное



сред-
нее (сред-нее спе-циаль-ное),
I сту-
пень




про-дви-нутое, II сту-
пень



Высшее















I
уро-
вня



II уро-
вня (базо-вое)


III
уро-вня





















Сроки обуче-ния (норма-тив)




2 го-да



3
го-да



5-6 лет



2-3 года



1-3 года



3,5 года1
(1 год
10 мес., 10 мес.)2





4,5 года (2 года 10 мес. на основе
осно-вного
обще-го об-разо-вания)
не менее 2 лет





не менее 4 лет




не ме-нее 6 лет




3-4 года




1-3 года



<< Пред. стр.

страница 14
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign