LINEBURG


страница 1
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В.С.СЕНИН



Организация
международного
туризма




ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ,
ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ



Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности «Менеджмент»












Москва
«Финансы и статистика»
2003


УДК 338.482.22(100)(075.8)
ББК 65.4338
С31


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

А.Д. Чудновский,
доктор экономических наук, профессор,
директор Института туризма и развития рынка
Государственного университета управления.
Президент Ассоциации вузов туристского образования,
действительный член Национальной Академии туризма;

С.И. Реснянский,
доктор исторических наук, профессор,
декан факультета социально-культурного сервиса и туризма,
заведующий кафедрой культурологии
Московского государственного университета сервиса,
действительный член Национальной Академии туризма.

Сенин B.C.
С31 Организация международного туризма: Учебник. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 400 с.: ил.

ISBN 5-279-02409-0

Рассматриваются организация индустрии туризма и гостиничного хозяйства, рынок туристских услуг, государственное регулирование туристской деятельности, виды туризма (религиозный, экологический, клубный отдых). Дан словарь туристских терминов. В качестве приложения приводятся законодательные и нормативные документы, программа, тесты и экзаменационные билеты по курсу «Организация международной туристской и гостиничной деятельности» (1-е изд. - 1999 г.).
Для студентов и преподавателей вузов, работников туристских фирм и гостиниц.

0601010000-052 УДК 338.482.22(100)(075.8)
С ѕѕѕѕѕѕѕ 77-2003
010(01)-2003 ББК 65.4338


ISBN 5-279-02409-0 © B.C. Сенин, 1999
© B.C. Сенин, 2003


ВВЕДЕНИЕ



Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, созданий дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 2000 г. составило 698 млн человек, а величина поступлений от туризма - 478 млрд долл. США. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010г. может достичь 1 млрд туристских прибытий, из которых 546 млн придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом.
Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.
В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего сертификата качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России. Экономические показатели развития российского туризма далеки от желаемых. По данным Банка России, дефицит платежного баланса по статье «туристские услуги (поездки)» в 1999 г. составил около 3,2 млрд долл. США, удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%. Общее число прибытий в Россию составило 18,8 млн чел., при этом из стран дальнего зарубежья - 7,1 млн чел., в том числе с целью туризма - 1,9 млн чел. (26,8%). Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн граждан, из них с целью туризма -1,14 млн человек (9,7%).
ВТО еще в 1987 г. разработала документ «Образование и профессиональная подготовка в области туризма», в котором рекомендовала ввести изучение туризма как университетского курса во всех высших учебных заведениях и как спецкурс в колледжах.
Предлагаемое вниманию читателей издание может быть использовано при обучении студентов по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (специализациям): «Менеджмент организации», «Социально-культурный сервис и туризм», «Организация и управление в сфере туризма», «Экономика международного туризма», «Гостиничный и туристский бизнес», в системе дополнительного профессионального образования, а также при подготовке государственных экспертов системы сертификации туристских услуг и услуг гостиниц и специалистов органов лицензирования туристской деятельности, а также работников турфирм и гостиниц, федеральных и региональных управленческих структур в сфере туризма и гостиничного хозяйства, статистики туризма.
Учебник содержит большое количество приложений, где особое место занимают нормативные документы по туристской и гостиничной деятельности, принятые в Российской Федерации, а также материалы ВТО, некоторые документы Европейского Союза, Международной гостиничной ассоциации и ряда других влиятельных организаций, действующих в индустрии туризма.
В процессе работы над книгой использовались практические материалы ведущих российских туроператоров, а также методические материалы, опубликованные в Российском туристском бюллетене, бюллетенях Российской ассоциации турагентств (РАТА), Московской ассоциации турагентств (МАТА), Ассоциации российских компаний, действующих на рынке клубного отдыха (таймшер) - АРККО, в справочном издании «Туристские фирмы», журналах «Туризм: проблемы, практика, перспективы», «Туристский бизнес», «TTG Russia», «Туринфо», «Парад отелей», «Клубный отдых» и других.
Предлагаемое читателю второе издание учебника значительно переработано и дополнено в связи с принятием новых нормативных документов в сфере туризма, в частности, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, Положений о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 95, а также Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р.
Кроме того, автором подготовлены новые главы по клубному отдыху, проблемам спортивно-оздоровительного туризма, а также краткий терминологический словарь основных профессиональных терминов, понятий и определений, используемых в туризме.
В приложениях приводятся также вспомогательные учебно-методические материалы: программа и учебно-методический план курса «Организация международной туристской и гостиничной деятельности»; экзаменационные билеты и итоговые тесты по курсу, а также примерные темы дипломных работ.
Учебник может быть использован и при обучении студентов в компьютерных классах по программам «Деятельность турфирмы», «Деятельность гостиницы» в Государственном Университете управления.





















Дерево туризма Ф








Ф По материалам семинара ВТО «Обучение обучающих», 17—21 июня 1996 г.



ГЛАВА 1
Туризм – глобальное социально-экономическое явление современного мира. Экономические показатели мировой индустрии туризма. Перспективы туризма

Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста. Размер и степень влияния международного туризма в мире можно оценить по следующим показателям. В 1950 г. число международных туристов в мире было всего 25 млн человек, в 2000 г. количество международных прибытий составило 698 млн чел., а поступления от международного туризма достигли 478 млрд долл., при этом около 60% путешествующих - люди, проводящие свой отпуск.
По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл. (данные 1993 г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве) [1 По данным World Travel and Tourism Counsel (WTTC), в 1997 г. в сфере туризма и путешествий в мире было занято в общей сложности 260 млн человек, а годовой оборот отрасли составил 3,8 трлн долл.]
. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл. (рис. 1.1).
Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.
Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие туризма.
Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.



* Часть данной суммы - инвестиции.

Рис. 1.1. Экономические показатели мировой индустрии туризма за 1993 г.

К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска, лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.
Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 г. ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается.

Т а б л и ц а 1.1

Год
Число прибытий туристов в целом по всем странам, тыс. чел.*
Изменение,
%
Доходы от туризма в целом по всем
странам, млн долл.**
Изменение,
%
1990
458 331(rf)
7,43
266 207(rf)
21,29
1991
463 647(rf)
1,16
272 684(rf)
2,43
1992
503 148(rf)
8,52
310785(rf)
13,97
1993
517 973(rf)
2,95
317 790(rf)
2,25
1994
544 524(rf)
5,13
351 179(rf)
10,51
1995
564 025(rf)
3,58
398 898(rf)
13,59
1996
593 745(pe)
5,27
425 047(rf)
6,56
1997
613 100(pe)
3,16
447 700(pe)
5,06
1999
657,0(pe)
6,68
455 OOO(pe)
1,60
2000
698,0(pe)
5,87
478,000(pe)
4,81
_____________

* Включая однодневные посещения (rf - обновленные данные; ре - предварительные данные).
** За исключением доходов от международных перевозок.
В практике туристской деятельности различают страны-поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и др. Ко вторым - Франция, США, Испания, Италия и др. Статистика ВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы от них выросли во всех регионах мира (табл. 1.1).
Наиболее посещаемой страной мира является Франция, что подтверждается и последними данными ВТО (табл. 1.2).
Как и следовало ожидать, туристы из наиболее развитых стран мира - США, Германии и Японии - тратят больше средств в заграничных путешествиях, чем туристы из других стран.




Т а б л и ц а 1.2

Страна

Рейтинг


Прибытия, тыс.
в 2000 г.

Доля в общем объеме,
%



1990

1995

2000


Франция
1
1
1
74500
10,7
Испания
3
3
2
53600
7,7
США
2
2
3
52700
7,5
Италия
4
4
4
41200
5,9
Китай
12
8
5
31200
4,5
Великобритания
7
5
6
24900
3,6
Россия
17
18
7
22800
3,2
Канада
10
11
8
20400
2,9
Мексика
8
7
9
20000
2,9
Германия
9
13
10
18900
2,7
Польша
27
9
11
18200
2,6
Австрия
6
10
12
17800
2,5
Венгрия
5
6
13
15600
2,2
Китай, Гонконг
19
15
14
13100
1,9
Греция
13
16
15
12500
1,8
Итого по странам



437,4
62,6
Всего



698,3
100


Эксперты ВТО указывают на то, что существует четкая связь между тенденциями развития туризма и общим состоянием экономики в стране. Динамика путешествий очень чувствительна к тому, находится ли экономика на подъеме или идет на спад. Обычно если другие факторы, такие, как относительные цены, остаются неизменными, то при темпах роста общего реального потребления на 1% объем поездок остается неизменным, при 2,5% объем поездок увеличивается на 4%, а при росте потребления на 5% расходы на путешествия возрастают на 10%. Если темпы роста потребления ниже 1%, объем поездок падает. Указанные соотношения могут отличаться от приведенных средних величин для различных стран выезда туристов.
Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт».
Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.
Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.
Экспорт продукции, товаров и услуг (включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами) обеспечивает доход страны. Расход страны заключается в оплате импорта продукции, товаров и услуг из других стран (включая потребление продукции, товаров и услуг гражданами страны во время их пребывания за рубежом).
Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным (дефицит) и положительным (профицит). В случае большого дефицита происходит утечка денежных ресурсов страны. Поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.
Однако не все деньги, потраченные иностранными туристами в стране пребывания, могут автоматически улучшить ее платежный баланс. Мировой практике известен ряд расходов, которые несет принимающая туристов страна. В первую очередь это расходуемые предметы и товары, привычные для иностранного туриста, но не производимые или не потребляемые в стране пребывания, начиная от строительных и отделочных материалов гостиниц, гостиничного и ресторанного оборудования, мебели, спортивного инвентаря и заканчивая пищевыми продуктами, напитками и сувенирами. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру - водо- и электроснабжение, канализацию, уборку мусора, дороги, транспорт, связь, службу безопасности.
Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокзалов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т. д., для чего необходимо инвестировать огромные средства. В странах, развивающих индустрию туризма, это делается, как правило, за счет иностранных инвесторов.
Привлечение же зарубежных инвесторов приводит к необходимости возвращения части полученных ими доходов в страну инвестора. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания. Для государства важно так сбалансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него, включая возврат валюты стране-инвестору, долгосрочные расходы на строительство и благоустройство гостиниц, дорог, аэропортов, средств связи, подготовку персонала для создания комфортных условий пребывания иностранным туристам, чтобы в конечном итоге обеспечить устойчивый положительный платежный баланс страны по статье «Туризм/поездки».
Конференцией ООН по туризму и путешествиям (с учетом рекомендаций ВТО) была разработана и принята Методика учета доходов и расходов страны по международному туризму. Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в актив платежного баланса по статье «Туризм/поездки» включаются следующие доходы:
· поступления от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутренним туристам;
поступления от экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий;
· поступления от продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам);
· транспортные расходы въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания;
· инвестиции иностранного капитала в индустрию отечественного туризма;
· поступления от кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма.
В пассив платежного баланса по статье «Туризм/поездки» включаются следующие расходы:
· на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания;
· на импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и косвенный импорт;
· на приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма);
· на перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями;
· на инвестиции за рубежом на развитие туризма в других странах;
· на долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие отечественного туризма.
Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала статистические материалы по развитию туризма в государствах Европы, США, Канаде, Японии и др. Данные табл. 1.3, 1.4 и 1.5 рассчитывались по методике ОЭСР и в некоторых случаях расходятся с данными ВТО.
Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает скромное место на международном туристском рынке. На ее долю приходится незначительная часть мирового туристского потока. Динамика прибытий иностранных граждан в Россию и выезда граждан из России (по данным Госкомстата России) представлена в табл. 1.6.
Основная доля туристского потока в Россию (около 70%) приходится на страны СНГ и Балтии. По данным Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 1284, дефицит платежного баланса по статье «Туризм» составил в 1994 г. около 5 млрд долл., в 1999 г. -3,2 млрд долл. США. Материальная база туризма более чем на 80% нуждается в реконструкции. Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов. Такое положение объясняется неустойчивой экономической ситуацией в стране, снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходов населения, а также криминогенной ситуацией в ряде регионов, не способствующей увеличению потока туристов.
В 2000 г. в Российскую Федерацию приехало 21,17 млн иностранных граждан из более чем 200 стран. По сравнению с аналогичными данными за 1999 г. количество иностранных посетителей увеличилось на 2,7 млн чел. (+14,5%).
Только из стран дальнего зарубежья прибыло 7,4 млн чел. - на 381,4 тыс. (+5,4%) больше, чем в 1999 г. Количество прибывших граждан из стран СНГ увеличилось на 20% и составило 13,8 млн чел.

Т а б л и ц а 1.3

10 стран мира с положительным сальдо туристского баланса*
(млн долл.)

Страна
Доход
Расход
Сальдо
Испания
25892,2
4620,7
21271,5
Италия
28245,2
12681,5
15563,7
США
64374,0
52567,0
11807,0
Франция
28181,7
17505,0

страница 1
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign