LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Вопрос: Выслуга в Вооруженных Силах Российской Федерации - 29 календарных лет. Через два месяца после увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации поступил на работу в федеральное государственное унитарное предприятие. Согласно локальному нормативному акту "О выплате ежемесячного вознаграждения за выслугу лет" бывшие военнослужащие выделены в отдельную группу работников, которым выплачивается надбавка не за непрерывный стаж работы, что делается в отношении всех других работников, а за продолжительность военной службы (свыше 20 лет - 10% к месячной тарифной ставке). В то же время работники, имеющие непрерывный стаж работы на предприятии свыше 25 лет, получают надбавку в 35% к месячной тарифной ставке. Соответствует ли указанный локальный нормативный акт действующему законодательству?
Ответ: Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, уволенным с военной службы, производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.
Положения вышеназванной статьи не позволяют вводить различия в оценке приобретенного работником непрерывного трудового стажа.
Установление в вышеназванном локальном нормативном акте различий в исчислении непрерывного трудового стажа в зависимости от того, где он приобретен - в данной конкретной организации или же с соблюдением установленного перерыва в работе и в Вооруженных Силах Российской Федерации, приводит к неравенству в исчислении и выплате военнослужащим процентной надбавки к оплате труда.
В целях защиты нарушенных трудовых прав следует обращаться в районный суд.

Вопрос: С июля 1994 г. по январь 2004 г. проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан. В настоящее время являюсь гражданином России и работаю в военном комиссариате. Имею ли я право на процентную надбавку за выслугу лет, как она подсчитывается?
Ответ: Согласно п. п. 70 - 72 приложения N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей устанавливается стимулирующая выплата за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам) в размерах, которые были приведены выше.
В стаж работы, за который выплачивается процентная надбавка, включается все время работы в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в федеральных государственных унитарных предприятиях и федеральных государственных учреждениях (в том числе автономных) Министерства обороны Российской Федерации, и в воинских частях, независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо.
Наравне с работой в бюджетных учреждениях и воинских частях Министерства обороны Российской Федерации независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо, в указанный стаж включаются, в частности, периоды работы в вооруженных силах государств - бывших республик Союза ССР до окончания переходного периода (до 31 декабря 1994 г.) и до 31 декабря 1999 г. - в случаях заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров.
Подобного договора с Республикой Узбекистан Российской Федерацией не заключалось. Таким образом, при расчете надбавки за выслугу лет время военной службы в Республике Узбекистан в нее не может быть включено.

7.3. Премиальные выплаты по итогам календарного года

Указанный вид единовременной выплаты гражданскому персоналу был установлен ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск, органов внутренних дел". Данным документом было предоставлено право министру обороны Российской Федерации и министру внутренних дел Российской Федерации устанавливать с 1 января 1995 г. гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел Российской Федерации единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов.
В настоящее время порядок и условия выплаты единовременного денежного вознаграждения (далее - ЕДВ) за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года определены в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555.
ЕДВ выплачивается в целях обеспечения материальной заинтересованности гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей в своевременном и качественном выполнении своих трудовых обязанностей, повышении ответственности за порученный участок работы, и его размер устанавливается с учетом конкретного вклада работника в выполнение задач, стоящих перед воинской частью.
Право на получение ЕДВ имеют все работники, содержащиеся по штатам воинских частей и примечаниям к ним, а также по зарегистрированным и утвержденным в установленном порядке штатным расписаниям, в том числе принятые на работу на условиях совместительства.
ЕДВ выплачивается в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом, а уволенным с работы в течение года - одновременно с окончательным расчетом. По решению Министра обороны Российской Федерации выплата ЕДВ может быть произведена в декабре календарного года, за который оно выплачивается.
Работникам, проработавшим в бюджетном учреждении Министерства обороны Российской Федерации, воинской части неполный календарный год, вознаграждение выплачивается пропорционально отработанным полным календарным месяцам в году увольнения (приема).
Работникам, которым в течение календарного года предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, вознаграждение выплачивается на общих основаниях в первом квартале следующего года из должностных окладов (тарифных ставок), установленных им на 1 декабря текущего календарного года. При этом выплата им вознаграждения производится за полные календарные месяцы в текущем году с учетом времени нахождения в отпуске по беременности и родам.
Тем работникам, которые находятся в отпусках без сохранения заработной платы, вознаграждение выплачивается за полный календарный год в том случае, если отпуска без сохранения заработной платы в календарном году не превышали одного месяца (30 календарных дней) непрерывно или суммарно. Указанное положение вышеназванного Приказа, по мнению автора, не соответствует ст. 128 ТК РФ, которая предусматривает предоставление работающим инвалидам отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней, а участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году.
ЕДВ выплачивается за полные календарные месяцы с учетом периодов, когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации или когда он получал пособие по временной нетрудоспособности, находился в учебных оплачиваемых отпусках (независимо от их продолжительности). При заболевании (травме) самого работника, связанном с утратой трудоспособности, ему выдается листок временной нетрудоспособности. Указанный документ служит основанием для освобождения от работы, он выдается и в других случаях, предусмотренных законодательством. Во всех случаях, независимо от продолжительности освобождения от работы, указанные периоды не исключаются для расчета и выплаты ЕДВ.
Размер вознаграждения, выплачиваемого работнику, не может превышать двух месячных должностных окладов (тарифных ставок) с учетом повышений, фактически установленных ему по занимаемой должности (профессии) на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а уволенным с работы в течение года - на день увольнения.
Педагогическим работникам и тренерам спортивных школ размер вознаграждения определяется исходя из фактической ставки заработной платы, установленной по соответствующему разряду оплаты труда при тарификации, но не более двух месячных должностных окладов.
Работникам, принятым на работу на условиях совместительства, а также работающим неполное рабочее время (день, неделя), размер вознаграждения устанавливается исходя из должностных окладов (тарифных ставок), исчисленных пропорционально отработанному рабочему времени, за которое выплачивается вознаграждение.
Например, при условии отработки одного календарного года на условиях внутреннего совместительства (0,5 ставки) и при наличии права на максимальный размер вознаграждения у работников возникает право на ЕДВ в размере трех должностных окладов (два оклада по основной должности и один оклад по должности штатного совместителя).
В тех случаях, когда работники в течение календарного года работали неполный рабочий день или на условиях совместительства, а на день издания приказа о выплате вознаграждения были приняты на полный рабочий день или на постоянную работу, или наоборот, выплата вознаграждения производится за полные календарные месяцы работы пропорционально отработанному времени.
Пример. Работник работал в воинской части на условиях внешнего совместительства на 0,5 ставки с 10 января по 30 июня 2004 г., а с 1 июля 2004 г. был принят в ту же воинскую часть на постоянную работу. В этом случае за пять месяцев работы (февраль - июнь) вознаграждение будет выплачено из расчета одного должностного оклада, а за шесть месяцев (июль - декабрь) - из расчета полной ставки - двух должностных окладов.
Порядок выплаты вознаграждения. Основанием для выплаты вознаграждения является приказ руководителя воинской части с указанием его конкретного размера каждому работнику.
Как было указано выше, ЕДВ выплачивается за полные календарные месяцы, поэтому в тех случаях, когда работники, например, будут приниматься на работу в первых числах месяца, а увольняться в последних, хотя и отработают в указанных месяцах все рабочие дни, права на вознаграждение за эти месяцы они не имеют.
Работникам, которые проживают в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер вознаграждения определяется и выплачивается с применением этих коэффициентов.
Руководитель бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части имеет право снижать размер либо лишать работников вознаграждения за невыполнение должностных обязанностей или нарушение трудовой дисциплины в случаях, предусмотренных коллективными договорами.
Снижение размера вознаграждения или его лишение также оформляются приказом руководителя с обязательным указанием причины.
Вознаграждение не выплачивается (если иное не предусмотрено коллективным договором):
- работникам, заключившим срочный трудовой договор на срок до двух месяцев;
- работникам, выполняющим работу на условиях почасовой оплаты;
- работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
- работникам, уволенным с работы за виновные действия (п. п. 5 - 11 ст. 81 ТК РФ);
- работникам, принятым с испытательным сроком и уволенным при неудовлетворительном результате испытания.

7.4. Иные стимулирующие выплаты

1. Стимулирующие выплаты профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования по должности:
- профессора - 60% должностного оклада;
- доцента - 40% должностного оклада.
2. Стимулирующие выплаты за ученые степени гражданскому персоналу, занимающему штатные должности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования:
- доктора наук - 7000 руб.;
- кандидата наук - 3000 руб.
3. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. За выполнение функций классного руководства указанным работникам выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 1000 руб.
4. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ и кадетских корпусов. За реализацию в обучении воспитанников дополнительных образовательных программ им выплачивается ежемесячная надбавка в следующих размерах:
- в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях - 200% должностного оклада;
- в других городах и прочих населенных пунктах - 100% должностного оклада.

§ 8. Порядок формирования и использования годового фонда
оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений
Министерства обороны Российской Федерации, а также
воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил
Российской Федерации

Бюджетные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинские части самостоятельно определяют годовую потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу (далее - годовой фонд оплаты труда), содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям. Годовой фонд оплаты труда рассчитывается отдельно по каждому штату, штатному перечню (нормативу) и штатному расписанию, в том числе и по бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение. При этом годовой фонд оплаты труда определяется отдельно по каждой целевой статье функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации.
Бюджетные учреждения Министерства обороны Российской Федерации и воинские части в конце года, предшествующего планируемому, составляют расчеты годового фонда оплаты труда (см. Приложение 4 к настоящему изданию) и одновременно со сметами доходов и расходов на очередной финансовый год представляют их соответствующему распорядителю средств федерального бюджета.
При расчете годового фонда оплаты труда учитываются следующие показатели:
а) штатная (плановая) численность гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей, предусмотренная штатами, штатными перечнями (нормативами) и утвержденными штатными расписаниями.
При замещении в разрешенных случаях воинских должностей лицами гражданского персонала в расчете годового фонда оплаты труда учитывается фактическая численность по замещенным должностям.
При изменении численности гражданского персонала в течение года вследствие проведения организационных мероприятий по планам вышестоящего командования или перехода на новый штат, штатный перечень (норматив) и в других случаях, повлекших уменьшение (увеличение) штатной (плановой) численности, утвержденный фонд пересчитывается исходя из новой штатной (плановой) численности.
В тех случаях, когда в воинской части содержится гражданский персонал по штатным расписаниям (например: детский сад, работники жилищно-коммунального хозяйства и др.), его численность учитывается в расчетах годового фонда оплаты труда отдельно по указанным видам деятельности;
б) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 (в расчете на год):
- по должностям с фиксированными должностными окладами, минимальными и максимальными должностными окладами (через тире) - в размере фактически установленного должностного оклада;
- по должностям педагогических работников образовательных учреждений - в размере ставки, установленной при тарификации (в зависимости от педагогической нагрузки);
- по профессиям рабочих, которым в соответствии с ЕКТС присвоены квалификационные разряды или установлены тарифные ставки в зависимости от группы по размерам тарифных ставок, - в размере фактически установленных тарифных ставок.
Для рабочих, занятых на важных и ответственных работах, которым могут быть установлены тарифные ставки по IX группе тарифных ставок, в расчет принимаются тарифные ставки, соответствующие присвоенному (установленному) разряду или группе по размерам тарифных ставок по выполняемой работе (профессии).
Например, водителю легкового автомобиля командиром воинской части на год за счет экономии по фонду заработной платы установлена IX группа тарифных ставок; при этом в расчет годового фонда оплаты труда подлежит включению размер тарифной ставки по IV группе.
По вакантным должностям (профессиям), тарифицируемым в пределах от минимального до максимального размеров должностных окладов (тарифных ставок), в расчет годового фонда оплаты труда включаются размеры должностных окладов (тарифных ставок) в минимальном размере для данной должности (профессии) с учетом их повышений, предусмотренных вышеназванным Приказом.
По вакантным должностям специалистов, должностные оклады которым устанавливаются в зависимости от внутридолжностного категорирования или стажа работы, в расчет годового фонда оплаты труда включается размер должностного оклада, установленного без категории или при минимальном стаже работы, с учетом предусмотренных повышений должностных окладов;
в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год): в размере фактически выплачиваемых (установленных) на день формирования годового фонда оплаты труда.
В расчет годового фонда оплаты труда не включаются суммы, выплаченные за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, поскольку указанные выплаты производятся за счет экономии фонда оплаты труда;
г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год):
- надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы руководителям бюджетных учреждений и воинских частей, их заместителям и главным бухгалтерам - в размере 12 должностных окладов;
- надбавка за выслугу лет - в размере четырех должностных окладов (тарифных ставок);
- премиальные выплаты по итогам работы:
- профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений высшего профессионального образования - в размере пяти должностных окладов;
- гражданскому персоналу автомобильных баз, занятому обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, - в размере четырех с половиной должностных окладов (тарифных ставок);
- гражданскому персоналу бюджетных учреждений и воинских частей - в размере трех должностных окладов (тарифных ставок);
- единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок).
В расчет фонда также включаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные гражданскому персоналу бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сферах образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной и редакционно-издательской.
Годовой фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера. Указанный годовой фонд оплаты труда увеличивается на сумму единого социального налога.
Представленный на утверждение расчет годового фонда оплаты труда проверяется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и может быть уменьшен (увеличен) в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Годовой фонд оплаты труда утверждается соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.
Годовой фонд оплаты труда бюджетного учреждения и воинской части не может быть уменьшен при проведении мероприятий по оптимизации и сокращению численности гражданского персонала, проводимых в инициативном порядке непосредственно руководителями бюджетных учреждений и воинских частей. Высвободившиеся при этом бюджетные средства могут быть направлены на установление выплат стимулирующего характера.
Изменение утвержденного годового фонда оплаты платы может производиться соответствующим распорядителем средств федерального бюджета в случаях: зачисления на финансовое обеспечение других воинских частей, перехода на новый штат, повлекшего уменьшение (увеличение) штатной численности гражданского персонала; введения новых условий оплаты труда и индексации заработной платы. Бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение в другие бюджетные учреждения Министерства обороны Российской Федерации и воинские части, годовой фонд оплаты труда утверждается руководителем бюджетного учреждения или воинской части, в которой они состоят на финансовом обеспечении, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Для гражданского персонала центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации фонд оплаты труда установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 40 "О фонде оплаты труда работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", которым разрешено федеральным органам исполнительной власти направлять образовавшуюся экономию средств, предусмотренных в федеральном бюджете на заработную плату их работников и начисления на оплату труда сверх установленного названным Постановлением фонда оплаты труда, на материальное стимулирование профессиональной служебной деятельности (работы) федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

§ 9. Особенности оплаты труда гражданского персонала
отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1027 "О фонде оплаты труда работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" Министром обороны Российской Федерации был издан Приказ от 2 марта 2001 г. N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (с последующими изменениями), которым установлено, что с 1 января 2001 г. должностные оклады лиц гражданского персонала отдельных органов устанавливаются в соответствии с данным Приказом.
В приложении N 1 к вышеназванному Приказу приведены конкретные размеры должностных окладов лиц гражданского персонала по соответствующим должностям с указанием наименования последних в органах военного управления родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации (разд. 1); управлениях округов, флотов и приравненных к ним органах военного управления (разд. 2); управлениях армий, флотилий и приравненных к ним органах военного управления (разд. 3). Многие из наименований должностей лиц гражданского персонала, объединенные в группы по размерам должностных окладов (в пределах "вилки"), есть во всех разделах. Например, это касается таких должностей, как:
- начальник управления и его заместитель в составе органа;
- начальник отдела и его заместитель;
- главные: инженеры всех специальностей, агроном, бухгалтер, ветеринарный врач, зоотехник, экономист, юрисконсульт и другие специалисты;
- ведущие: инженеры всех специальностей, агроном, бухгалтер, ветеринарный врач, зоотехник, экономист, юрисконсульт и другие специалисты;
- инженеры всех специальностей, агроном, бухгалтер-ревизор, ветеринарный врач, зоотехник, инспектор-ревизор, инспектор-врач, инспектор школ, экономист, юрисконсульт и другие специалисты I категории;
- инженеры всех специальностей, агроном, бухгалтер, бухгалтер-ревизор, ветеринарный врач, зоотехник, инспектор-ревизор, инспектор-врач, инспектор школ, экономист, юрисконсульт и другие специалисты II категории;
- заведующий: копировально-множительным бюро, машинописным бюро; старший инспектор и т.д.
При этом размеры должностных окладов тех или иных работников по одноименным должностям в различных органах Министерства обороны Российской Федерации определяются по-разному. Так, по всем разделам не одинаковы должностные оклады руководителей и их заместителей: оклады таких работников выше всего в органах военного управления родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации и ниже - в управлениях армий, флотилий и приравненных к ним органах военного управления.
В то же время размеры должностных окладов некоторых категорий работников (например, инженеров всех специальностей, агронома, бухгалтера-ревизора, ветеринарного врача, зоотехника, инспектора-ревизора, инспектора-врача, инспектора школ, экономиста, юрисконсульта и других специалистов I категории) одинаковы как в органах военного управления родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации, так и в управлениях округов, флотов и приравненных к ним органов военного управления.
Вышеуказанным Приказом Министра обороны Российской Федерации также утверждены: Положение об исчислении стажа работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет; Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации; Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из содержания названных выше Положений, гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации выплачиваются:
а) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100% должностного оклада;
б) ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу в размерах:
- при стаже работы от 1 до 3 лет включительно - 10%;
- при стаже работы от 3 до 8 лет включительно - 15%;
- при стаже работы от 8 до 15 лет включительно - 20%;
- при стаже работы свыше 15 лет - 30%;
в) премии по результатам работы;
г) материальная помощь;
д) ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны;
е) ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада.
Вышеназванным Приказом Министра обороны Российской Федерации также предусмотрены при утверждении ежегодно фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации суммы средств, направляемых для выплаты им должностных окладов (в расчете на год):
- ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы - в размере восьми с половиной должностных окладов;
- ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере трех должностных окладов;
- премий по результатам работы - в размере трех должностных окладов;
- материальной помощи - в размере двух должностных окладов;
- ежемесячного денежного поощрения - в размере 12 должностных окладов.
Фонд оплаты труда указанной категории гражданского персонала формируется с учетом: районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положения, касающиеся оплаты труда, предусмотренные Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. N 90, не применяются в отношении лиц из числа гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, должностные оклады которых устанавливаются в соответствии с Положением об оплате труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей.

§ 10. Особенности оплаты труда гражданского персонала,
замещающего должности федеральной государственной службы
в центральном аппарате Министерства обороны
Российской Федерации

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 сентября 2006 г. N 360 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации" (с последующими изменениями) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" были утверждены:
- Порядок выплаты федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы;
- Порядок выплаты федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации премий за выполнение особо важных и сложных заданий;
- Положение о выплате федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих.
Должности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации предусмотрены Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574.
Указанной категории работников выплачиваются:
- месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад) и ежемесячное денежное поощрение в соответствии с приложением N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 и Порядком выплаты федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Порядком выплаты федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации премий за выполнение особо важных и сложных заданий;
- материальная помощь в соответствии с Положением о выплате федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих.
Федеральным государственным гражданским служащим также производится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух месячных окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда указанных работников также предусматривает сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, следующие средства для выплаты (в расчете на год):
- оклад за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
- ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
- ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов;
- ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов месячного денежного содержания;
- ежемесячное денежное поощрение - в размере 30 должностных окладов;
- единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов месячного денежного содержания;
- другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оплата труда лиц гражданского персонала, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, установлена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 222 "О мерах по реализации в Министерстве обороны Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 176" в утвержденной им Инструкции о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы и материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда. Размеры должностных окладов указанной категории работников приведены в приложении к указанному выше Постановлению Правительства Российской Федерации.

Глава 3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
И СЛУЧАИ ЕЕ СОХРАНЕНИЯ

§ 1. Сохранение средней заработной платы на время отпуска

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922. Необходимость в изменениях возникла потому, что с 6 октября 2006 г. ТК РФ, в том числе его ст. 139, регулирующая общие вопросы исчисления средней заработной платы, действует в новой редакции. Ранее действовавшее Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213, утратило силу. Новые правила исчисления среднего заработка в большинстве своем мало чем отличаются от действовавших ранее. Однако некоторые изменения существенны.
К редакционным следует отнести изменения, касающиеся воспроизведения в новом положении ст. 139 ТК РФ о порядке исчисления среднего заработка. Согласно названной статье средний заработок во всех случаях должен был исчисляться за последние 12 месяцев (ранее средний заработок для оплаты отпуска исчислялся за последние три месяца перед отпуском); расчетным периодом для исчисления среднего заработка признавались календарные месяцы - с 1-го по 30-е (31-е) число, а в феврале - по 28-е (29-е) (ранее точного определения даты начала и окончания расчетного периода не существовало); среднее месячное число календарных дней в месяце, необходимое для исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпуска, принималось равным 29,4, а не 29,6 (что связывалось с изменением числа праздничных дней).
Все приведенные выше нормы включены в новое Положение. В нем также уточнено, что не учитываются при исчислении среднего заработка выплаты, которые не относятся к оплате труда, в частности: материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха (п. 3 нового Положения). Кроме того, уточняется, что не исключаются из расчета время перерывов для кормления ребенка и начисленные за это время суммы (п. 5 нового Положения). В любом случае в расчет попадут все дни, которые отмечены в табеле учета рабочего времени как рабочие, независимо от наличия в них перерывов для кормления ребенка.
К существенным изменениям в подсчете средней заработной платы следует отнести следующие:
- в отношении работников с суммированным учетом рабочего времени. Новое Положение учитывает решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2006 г. N ГКПИ 06-637, которым был признан противоречащим ст. 139 ТК РФ абз. 4 п. 13 Положения о средней заработной плате, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213, о том, что работникам с суммированным учетом рабочего времени средний заработок для оплаты отпуска должен исчисляться не на основании среднего дневного заработка, а на основании среднего часового заработка.
После принятия вышеназванного решения средний заработок для оплаты отпуска работникам с суммированным учетом рабочего времени стал исчисляться по общим правилам. Это нашло свое отражение и в новом Положении о средней заработной плате (п. 9).
Необходимо отметить, что после признания Верховным Судом Российской Федерации недействующим особенного порядка исчисления среднего заработка для оплаты отпусков работникам с суммированным учетом рабочего времени возникли трудности с определением числа календарных дней в не полностью отработанных месяцах. Согласно новому Положению подсчет календарных дней в не полностью отработанных месяцах необходимо вести не относительно какого-либо режима рабочего времени, а исходя из пропорции, показывающей отношение отработанных календарных дней к общему количеству календарных дней в соответствующем месяце и среднемесячному количеству календарных дней (29,4).
Если, например, работник с суммированным учетом рабочего времени в месяце, в котором 30 календарных дней, проболел 23 дня, то независимо от его графика количество календарных дней в не полностью отработанном месяце будет равно 6,86 (29,4 : 30 x (30 - 23));
- исчисление средней заработной платы работников с неполным рабочим временем. Согласно прежним нормам средний дневной заработок (кроме среднего дневного заработка для оплаты отпуска) таким работникам исчислялся путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю пяти- или шестидневной рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период. Эта норма не учитывала график работы работников с неполным рабочим временем. Получалось, что средний дневной заработок работника с неполным рабочим временем определялся исходя не из фактически отработанных им дней, а исходя из графика пяти- или шестидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье или в воскресенье.
В настоящее время средний заработок работника с неполным рабочим временем будет исчисляться по общим правилам: сумма фактически начисленной заработной платы должна быть разделена на фактически отработанные работником по своему графику дни.
Порядок учета премий при исчислении средней заработной платы. Согласно п. 15 нового Положения премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке.
Все премии, кроме годовой, учитываются, если они начислены в расчетном периоде, т.е. в любом месяце расчетного периода. При этом не имеет значения период, за который начисляется премия.
Например, если работник направлен в командировку 14 января 2008 г., то расчетным периодом для исчисления среднего заработка будет отрезок времени с 1 января по 31 декабря 2007 г. Все премии, кроме годовой, начисленные в этот период, попадут в расчет среднего заработка.
Годовая премия учитывается независимо от времени начисления, но только в том случае, если она начислена за год, предшествовавший году наступления события, в связи с которым исчисляется средний заработок.
В случае если работник отправлен в командировку 14 января 2008 г., то при исчислении среднего заработка необходимо учитывать годовую премию, начисленную за 2007 г. Премия, начисленная в начале 2007 г. по итогам работы за 2006 г., в расчет среднего заработка не попадет. Если годовая премия будет начислена после выплаты работнику сумм сохраняемого за ним среднего заработка, то работодателю придется сделать перерасчет.
Премия учитывается полностью, если продолжительность расчетного периода будет более продолжительности периода, за который она начислена. Например, если расчетный период равен году (что и бывает в большинстве случаев), то при расчете среднего заработка можно учесть 12 месячных премий, четыре квартальные и две полугодовые, начисленные в расчетном периоде; если расчетный период по каким-либо причинам составляет шесть месяцев, то можно учесть не более шести месячных премий, две квартальные и одну полугодовую, начисленные в расчетном периоде.
В соответствии с абз. 5 п. 15 нового Положения в случае, если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключались некоторые периоды времени, премии учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде.
Исчисление средней заработной платы при оплате праздничных дней, приходящихся на учебный отпуск. Новое Положение специально оговаривает, что при определении среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков оплате подлежат все календарные дни (включая и нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период таких отпусков, предоставляемых в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения. Поскольку учебные отпуска не продлеваются на праздничные дни, которые приходятся на время таких отпусков, то необходимо считать и оплату всех дней учебных отпусков.
Индексация средней заработной платы. По сравнению с прежним Положением сами принципы индексации не изменены. Однако согласно абз. 6 п. 16 нового Положения при индексации среднего заработка не повышаются выплаты, которые установлены в абсолютных размерах. В данном случае речь идет о надбавках, доплатах, которые установлены в твердом размере (например, надбавка за напряженность труда в размере 1000 руб. проиндексирована не будет, а премия в размере 10% оклада - будет).
Согласно вышеназванному Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы при повышении в организации тарифных ставок (должностных окладов) в течение расчетного периода средний заработок работников повышается в следующем порядке:
- если повышение произошло в расчетный период - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;
- если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;
- если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.
Пример. Работнику с 1 марта 2009 г. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Расчетный период - 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску: март 2008 г. - февраль 2009 г. В течение расчетного периода ставки (оклады) увеличивались с 1 декабря 2008 г. в 1,3 раза.
Для расчета среднего заработка за отпуск следует:
1) проиндексировать сумму заработной платы, учитываемой для расчета, за месяцы расчетного периода, приходящиеся на период с 1 декабря 2008 г. до 1 марта 2009 г., на коэффициент 1,3;
2) определить общую сумму выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка за весь расчетный период, с учетом индексации;
3) рассчитать среднедневной заработок, разделив общую сумму на 12 и на 29,4;
4) рассчитать средний заработок за отпуск, умножив полученную сумму на 28 (число календарных дней отпуска).

Примеры подсчета среднемесячного заработка

Пример 1 (если расчетный период, т.е. 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску, отработан работником полностью). Время начала отпуска работника - 10 июля 2007 г. Расчетным периодом будет период с 1 июля 2006 г. по 30 июня 2007 г. Все эти месяцы работник отработал полностью. Его заработная плата за это время составила 264000 руб. (заработная плата за месяц составляет 22000 руб.). Следовательно, средний дневной заработок составит: 264000 : 12 : 29,4 = 748,3 руб. Если работнику предоставляется отпуск продолжительностью 28 календарных дней, то сумма его отпускных составит: 748,3 руб. x 28 = 20952,38 руб.
Порядок исчисления среднего дневного заработка не изменится, если работник в расчетном периоде работал сверхурочно или в праздничные (выходные) дни. Увеличится только размер среднего дневного заработка за счет более высокой оплаты сверхурочной работы, праздничных и выходных дней.
Пример 2. Работнику предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 4 июня по 2 июля 2007 г. Заработная плата составляет 10000 руб. Расчетный период отработан работником полностью. Кроме того, работник отработал в выходные дни в марте 2007 г. два дня, в мае 2007 г. - пять дней. Фактически начисленная заработная плата с учетом работы в выходные дни составила 126666,67 руб.
Средний дневной заработок составит: 126666,67 руб. : 12 : 29,4 = 359,03 руб. Размер оплаты за отпуск составит: 359,03 руб. x 28 дней = 10052,84 руб.
Исключением будут случаи, когда работник воспользовался правом заменить повышенную оплату за сверхурочную работу, за работу в праздник или выходной день другим днем отдыха. В этом случае расчет среднего дневного заработка будет производиться по правилам, применяемым, если работник отработал расчетный период не полностью.
Пример 3 (если работник в каком-либо месяце расчетного периода отработал не все рабочие дни или из него исключалось время в соответствии с п. 5 вышеназванного Положения). Работник с 1 по 14 февраля 2007 г. болел, что подтверждается листком нетрудоспособности. В феврале он отработал девять дней (без учета выходных и праздников). С 1 по 7 марта ему предоставляется отпуск на семь календарных дней. За расчетный период с 1 марта 2006 г. по 28 февраля 2007 г. он заработал 180000 руб.
1. Определяем количество календарных дней, включаемых в расчетный период: март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2006 г. и январь 2007 г. (всего 11 месяцев) отработаны работником полностью. Для расчета среднего дневного заработка используется среднемесячное количество календарных дней - 29,4.
В феврале 2007 г. работник был временно нетрудоспособен, период нетрудоспособности - 14 календарных дней исключается из расчетного периода. Всего работник отработал девять рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели.
Количество календарных дней в не полностью отработанном феврале 2007 г. составит: 29,4 (среднемесячное число календарных дней): 28 (количество календарных дней в феврале 2007 г.) x 14 (количество календарных дней, приходящихся на период работы с 15 по 28 февраля 2007 г.) : 29, 4 : 28 x 15 = 15,75 дней.
Таким образом, суммарное количество дней, включаемых в расчетный период, составит: 11 месяцев x 29,4 + 15,75 = 339,15 дней.
2. Определяем средний дневной заработок для оплаты отпуска: 180000 руб. : 339,15 дней = 530,73 руб.
3. Отпускные за март составят: 530,73 руб. x 7 дней = 3715,17 руб.
В зависимости от ситуации (полностью или не полностью отработан расчетный период) рассчитывают отпускные и сотрудникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени либо которые работают на условиях неполного рабочего времени (неполная рабочая неделя или неполный рабочий день).
Пример 4 (ежемесячные премии и вознаграждения учитываются не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода). В расчетном периоде (за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу отпуска) с марта 2007 г. по февраль 2008 г. работнику было начислено 12 ежемесячных премий, причем премия за январь 2008 г. не была начислена, а в феврале 2008 г. были начислены сразу две премии - за январь и февраль соответственно, выплаченные в марте 2008 г.
Ежемесячные премии учитываются не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода. Следовательно, если в расчетном периоде 12 календарных месяцев, то может быть включено не более 12 ежемесячных премий: по одной премии за одни и те же показатели за каждый месяц. Не имеет значения, в каком порядке эти премии были начислены: по одной в каждом месяце расчетного периода или по 2 - 3 в одном из месяцев.
Важно, что начисление премии имеет место в расчетном периоде, и неважно, если премия была выплачена за пределами расчетного периода. Но если премия за январь 2008 г. будет начислена в марте 2008 г., то она уже не будет учитываться при расчете среднего заработка.
Таким образом, в приведенном примере в расчет среднего заработка включаются все начисленные в расчетном периоде с марта 2007 г. по февраль 2008 г. премии.
Пример 5 (премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц). В расчетном периоде 12 календарных месяцев с мая 2006 г. по апрель 2007 г. работнику начислено пять премий по итогам работы за квартал:
- в июле 2006 г. - за II квартал 2006 г.;
- в октябре 2006 г. - за III квартал 2006 г.;
- в декабре 2006 г. - две премии за IV квартал 2006 г.;
- в марте 2007 г. - за I квартал 2007 г.
Поскольку квартальные премии начислены за один и тот же показатель, то в расчет среднего заработка можно включить только четыре из них. Если бы в декабре 2006 г. работнику были начислены премии по двум разным показателям, то при расчете среднего заработка учитывались бы все пять премий.
Пример 6 (вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год). Работник отправится в отпуск в апреле 2008 г.
Вознаграждение по итогам работы за 2007 г. - 18000 руб. - начислено в январе 2008 г. При исчислении среднего дневного заработка для оплаты отпуска к сумме заработной платы, фактически начисленной работнику за расчетный период (12 календарных месяцев с апреля 2007 г. по март 2008 г.), прибавится вся сумма годовой премии.
Если вознаграждение по итогам работы за 2007 г. будет начислено только в мае 2008 г., т.е. уже после оплаты отпуска работнику в апреле 2008 г., то в этом случае в мае 2008 г. работнику должен быть произведен перерасчет отпускных, выплаченных за отпуск в апреле 2008 г.: к сумме заработной платы, начисленной за расчетный период с апреля 2007 г. по март 2008 г., прибавляется сумма вознаграждения по итогам работы за год - 18000 руб. Такой вывод следует из правила, установленного п. 15 вышеназванного Положения: вознаграждения по итогам работы за год учитываются независимо от времени начисления вознаграждения.
Если в то время, которое включено в расчетный период, работник по каким-либо причинам работал не все рабочие дни, то при расчете отпускных премии и вознаграждения учитываются пропорционально времени, которое было отработано в расчетном периоде. Исключение составляют те премии, которые были начислены работнику за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).
Следует также помнить, что при расчете отпускных будут учитываться премии, которые выплачиваются работникам в соответствии с премиальной системой работодателя по заранее установленным показателям. Если же премии выплачивались в связи с юбилейными датами, праздниками, торжественными событиями, за выполнение срочной работы вне должностных обязанностей, то такие премии в расчет среднего заработка не включаются.

Наиболее часто задаваемые вопросы

Вопрос: Какой существует порядок расчетов с работником в случае предоставления ему неиспользованного отпуска с последующим увольнением?
Ответ: 1. В соответствии со ст. 127 ТК РФ по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия).
Предоставление работнику неиспользованного отпуска с последующим увольнением является правом работодателя, а не его обязанностью.
При предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением днем увольнения считается последний день отпуска. Однако все расчеты с работником производятся до ухода работника в отпуск, так как по его истечении стороны уже не будут связаны обязательствами. Так же следует поступить с трудовой книжкой и другими документами, связанными с работой, которые работодатель обязан предоставить работнику: их необходимо выдать работнику перед уходом в отпуск, т.е. в последний день работы.
Данный вывод также следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2007 г. N 131-О-О.
Другими словами, фактически трудовые отношения с работником прекращаются с момента начала отпуска. Именно поэтому в соответствии с ч. 4 ст. 127 ТК РФ работник, которому неиспользованный отпуск предоставлен с последующим увольнением по его собственной инициативе, не вправе отозвать свое заявление об увольнении после начала отпуска, пусть даже это только первый день отпуска.
За время болезни в период отпуска с последующим увольнением работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, однако в отличие от общих правил (ст. 124 ТК РФ) отпуск на число дней болезни не продлевается.
Изъявив желание получить отпуск с последующим увольнением, работник тем самым выразил и желание прекратить трудовые отношения с работодателем (при увольнении по собственному желанию) или согласился с правомерностью их прекращения (при увольнении по другим основаниям). Поэтому следует полагать, что с момента начала отпуска работодатель не несет обязательств перед работником, получившим отпуск с последующим увольнением, в части продления ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного ч. 1 ст. 124 ТК РФ.
2. В соответствии со ст. 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.
ТК РФ не предусматривает предоставления в натуре неполного ежегодного оплачиваемого отпуска, т.е. пропорционально отработанному в данном рабочем году времени. В связи с этим отпуск (независимо от времени, проработанного в рабочем году) предоставляется полным, т.е. установленной продолжительности.
При увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, работодатель может произвести за неотработанные дни отпуска удержание из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем (ст. 137 ТК РФ).
При реализации ч. 2 ст. 127 ТК РФ представляется, что отпуск с последующим увольнением предоставляется полной продолжительности, однако фактически будут оплачены только те дни отпуска, которые подлежали бы денежной компенсации при увольнении, поскольку отпуск, подлежащий замене денежной компенсацией при увольнении работника, рассчитывается исходя из того, что полный отпуск полагается работнику, отработавшему полный рабочий год.
3. В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Исходя из определения "заработная плата", приведенного в ст. 129 ТК РФ, оплата отпуска выплатой заработной платы не является. В связи с этим нет оснований утверждать, что работодатель должен специально выдавать расчетный листок работнику при выплате отпускных сумм.
При начислении и выплате работникам второй части заработной платы (как правило, в конце месяца) всем должны быть выданы расчетные листки, и в том числе работнику, ушедшему в отпуск, в которых будет содержаться информация об общей денежной сумме, подлежащей выплате (уже выплаченной) <9>.
--------------------------------
<9> Письмо Роструда от 24 декабря 2007 г. N 5277-6-1.

Вопрос: Имеются ли основания для учета при исчислении средней заработной платы премий, выплачиваемых организацией вне системы оплаты труда (разовых премий)?
Ответ: Особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.
Согласно п. 2 названного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат, к которым, в частности, относятся премии и вознаграждения, включая единовременные вознаграждения.
При исчислении средней заработной платы работодатель может учесть все начисленные в расчетном периоде премии, предусмотренные системой оплаты труда и закрепленные в положении об оплате труда или положении о премировании. Исключение составляют премии, выплачиваемые в организации вне системы оплаты труда (разовые премии), например к юбилейным датам, праздникам, за выполнение срочной работы вне должностных обязанностей и т.д. Оснований учитывать их при исчислении средней заработной платы нет <10>.
--------------------------------
<10> Письмо Роструда от 23 октября 2007 г. N 4319-6-1.

Вопрос: Каков порядок учета премий при расчете среднего заработка?
Ответ: В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Порядок учета премий, в том числе квартальных, полугодовых и премий по итогам работы за год, установлен п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ст. 9 ТК РФ).
Возможность установления коллективным договором иного порядка учета премий ни вышеуказанным Положением, ни ТК РФ не предусмотрена.
Таким образом, при расчете среднего заработка учет премий происходит в соответствии с п. 15 вышеназванного Положения <11>.
--------------------------------
<11> Письмо Роструда от 6 июля 2007 г. N 2387-6-1.

Вопрос: У сотрудника нашей организации есть неиспользованные отпуска с 1999 г. Он отправляется в отпуск в 2007 г. За какой период организация должна оформить ему отпуск? Может ли сотрудник в течение одного года использовать несколько отпусков? Как быть с неиспользованными отпусками, если сотрудник продолжает работать?
Ответ: Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд запрещено.
В силу различных причин работники имеют неиспользованные ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды. При этом за ними сохраняется право на использование всех полагающихся ежегодных оплачиваемых отпусков. Ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды могут предоставляться либо в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо по соглашению между работником и работодателем.
Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Это правило применимо и к отпускам за предыдущие рабочие периоды.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
Таким образом, работодатель обязан предоставить работнику неиспользованный им ежегодный отпуск в срок, определяемый соглашением между работником и работодателем. Выплатить денежную компенсацию работодатель вправе в том случае, если продолжительность каждого из неиспользованных ежегодных отпусков превышает 28 календарных дней, и только за ту часть, которая превысит 28 календарных дней. При этом замена части отпуска, превышающей 28 календарных дней, является правом, а не обязанностью работодателя.
В течение календарного года работник может использовать несколько отпусков. Этот вопрос решается по соглашению между работником и работодателем или в соответствии с графиком отпусков.
Если сотрудник не использует все отпуска за предыдущие годы, он вправе получить денежную компенсацию за неиспользованные отпуска при увольнении <12>.
--------------------------------
<12> Письмо Роструда от 8 июня 2007 г. N 1921-6.

Вопрос: На весь зимний период (три месяца) работников перевели на семичасовой рабочий день и на четырехдневную рабочую неделю. Каков порядок начисления заработной платы работникам, которые находятся на окладе? Следует ли ее уменьшать в зависимости от отработанного времени?
Ответ: По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя.
В случае, когда причины, связанные с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
ТК РФ не дает определения неполного рабочего времени, предусматривая лишь то, что оно может устанавливаться в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.
Исходя из практики применения трудового законодательства, а также положений Конвенции МОТ от 24 июня 1994 г. N 175 "О работе на условиях неполного рабочего времени" неполным рабочим временем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени.
В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Таким образом, при установлении режима неполного рабочего времени размер заработной платы уменьшается независимо от системы оплаты труда (должностной оклад, тарифная ставка) <13>.
--------------------------------
<13> Письмо Роструда от 8 июня 2007 г. N 1619-6.

Вопрос: Каков порядок учета вознаграждения по итогам работы за год при расчете среднего заработка?
Ответ: В соответствии с п. п. 2, 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка учитываются все премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда работников организации, в том числе вознаграждение по итогам работы за год.
Вознаграждение по итогам работы за год, начисленное за предшествующий календарный год, учитывается в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения, если расчетный период отработан полностью.
Таким образом, при расчете среднего заработка для всех отпусков, предоставляемых в 2008 - 2009 гг., учитывается вознаграждение по итогам работы за предшествующий год, независимо от времени его начисления.
Если средний заработок был рассчитан без учета вознаграждения по итогам работы за год, то после его начисления следует произвести перерасчет среднего заработка с учетом вознаграждения по итогам работы за год с соответствующей доплатой.

Вопрос: Какой существует порядок расчета заработка для расчета отпуска в случае, если работник работает неделю через неделю?
Ответ: При установлении указанного режима работы, как правило, применяется суммированный учет рабочего времени, который допускается в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) не должна превышать нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
При исчислении среднего заработка для оплаты отпуска при суммированном учете рабочего времени следует руководствоваться указанным выше Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок.
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате.
Средний заработок работника для оплаты отпуска определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочего времени (в часах) в неделю в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели и на количество календарных недель отпуска <14>.
--------------------------------
<14> Письмо Роструда от 23 июня 2006 г. N 945-6.

Вопрос: Работник организации, работающий по графику пятидневной рабочей недели, увольняется 20 марта 2007 г. по собственному желанию. При этом ему предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 21 календарный день (с 19 февраля по 13 марта 2007 г.). Положена ли этому работнику компенсация за неиспользованный отпуск? Если да, то за сколько дней ее рассчитывать?
Ответ: При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. При этом не имеет значения, получил работник право на ежегодный оплачиваемый отпуск или нет.
В случае, когда рабочий год полностью не отработан, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам. При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.
Компенсация за неиспользованный отпуск рассчитывается в соответствии со ст. 139 ТК РФ - 2,33 дня отпуска за один месяц.
В вопросе не указано, за какой рабочий период работнику предоставлялся очередной отпуск (указаны лишь время начала и окончания отпуска и его продолжительность).
Если предположить, что рабочий период, за который работнику полагается очередной отпуск, начал исчисляться с 14 марта 2007 г., то этот рабочий период составляет семь дней. В этом случае работник при увольнении 20 марта 2007 г. не имеет права на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск <15>.
--------------------------------
<15> Письмо Роструда от 8 июня 2007 г. N 1920-6.

Вопрос: Как начислять отпускные дежурным и вахтерам, которые работают сутки через трое?
Ответ: При установлении указанного режима работы, как правило, применяется суммированный учет рабочего времени, который допускается в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) не должна превышать нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Исчисление средней заработной платы для оплаты отпусков, выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам, в том числе тем, кому установлен суммированный учет рабочего времени, производится в общеустановленном порядке на основе среднего дневного заработка.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).
Средний заработок работника для оплаты отпуска определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска, подлежащих оплате <16>.
--------------------------------
<16> Письмо Роструда от 8 июня 2007 г. N 1922-6.

Вопрос: Работнику предоставлен отпуск с 6 июня 2008 г. продолжительностью 28 календарных дней. С мая 2008 г. ему была повышена заработная плата с 10000 руб. в месяц до 20000 руб. в месяц. Каким образом рассчитать размер его отпускных с учетом того факта, что именно этому сотруднику была повышена заработная плата (не всем работникам по организации, а лично ему в индивидуальном порядке)? Следует ли при указанных обстоятельствах применять повышающий коэффициент при расчете среднего заработка?
Ответ: Пункт 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, предусматривает повышение сохраняемого среднего заработка при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в трех случаях:
- если повышение произошло в расчетный период;
- если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка (в данном случае - отпуск);
- если повышение произошло в период сохранения среднего заработка (т.е. в период отпуска). Таким образом, в случае повышения заработной платы конкретному работнику (а не всем работникам) размер сохраняемого среднего заработка не корректируется <17>.
--------------------------------
<17> Письмо Роструда от 31 октября 2008 г. N 5920-ТЗ.

Вопрос: Учитывается ли полевое довольствие, выплачиваемое работникам геолого-разведочных, топографо-геодезических и обслуживающих их предприятий и организаций в целях компенсации повышенных расходов при выполнении работ в полевых условиях при исчислении среднего заработка?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
При этом под оплатой труда законодатель понимает систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ).
Согласно п. 2 Положения о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1994 г. N 56, полевое довольствие выплачивается работникам геолого-разведочных, топографо-геодезических и обслуживающих их предприятий, организаций и учреждений в целях компенсации повышенных расходов при выполнении работ в полевых условиях.
В силу п. 7 названного Положения полевое довольствие не облагается налогами, не учитывается при исчислении среднего заработка и не включается в фонд потребления.
Таким образом, включение полевого довольствия в средний заработок при исчислении заработной платы за время вынужденного прогула является неправильным.

§ 2. Сохранение средней заработной платы
при медицинском осмотре

Статьей 213 ТК РФ предусмотрено проведение за счет средств работодателя (руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части) медицинских осмотров (обследований) некоторых категорий работников для определения их пригодности к поручаемой работе в целях предупреждения у них профессиональных заболеваний, охраны здоровья населения и профилактики возникновения и распространения заболеваний.
Так, обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении на тяжелую работу и на работы с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе подземные работы), на работу, связанную с движением транспорта, а также в организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактические и детские учреждения и др.
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся (в течение трудовой деятельности, причем для лиц в возрасте до 21 года - ежегодно) для работников, занятых на вышеперечисленных работах или работах в указанных организациях. При этом их периодичность устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации либо другими федеральными органами исполнительной власти, а в случае необходимости - местными органами самоуправления.
Внеочередные медицинские осмотры проводятся по просьбе работников в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка за время проведения медицинского осмотра (освидетельствования).
Медицинские осмотры проводятся по правилам, установленным Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" и некоторыми другими подзаконными актами. Их результаты фиксируются в личных медицинских книжках работников или в иных документах.
Форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утверждена Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (с последующими изменениями).
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Особые случаи проведения медицинских осмотров работникам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрены Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.
Работник, не прошедший в установленном порядке какой-либо медицинский осмотр (обследование), подлежит безусловному отстранению от работы (недопущению к работе). Если такой осмотр работник не прошел не по своей вине, то ему производится оплата за все время отстранения как за простой (ст. 76 ТК РФ).
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. N 400, которым утверждено Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время (с изменениями от 12 марта 2005 г.), работники продовольственного склада один раз в месяц проходят медицинский осмотр, а при поступлении на работу в установленном порядке сдают санитарный минимум. Кроме того, два раза в год они в обязательном порядке подлежат обследованию на бациллоносительство, гельминтоносительство и туберкулез с рентгеноскопией грудной клетки. Результаты медицинских обследований заносятся врачом (фельдшером) в личные санитарные книжки работников склада.
За время нахождения на обследовании за работниками, обязанными проходить такое обследование, сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ).
Затраты на медосмотры, которые не являются обязательными для работников, не могут быть признаны обоснованными и, как следствие, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Расходы по проведению предварительных и периодических осмотров сотрудников не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), единым социальным налогом, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

§ 3. Сохранение средней заработной платы при нахождении
женщины в отпуске по беременности и родам,
иные выплаты женщинам, имеющим детей

Отпуск для женщин по беременности и родам предусмотрен ст. 255 ТК РФ и, по существу, подразделяется на два вида:
- дородовой отпуск продолжительностью 70 или 84 (при многоплодной беременности) календарных дня до родов;
- послеродовой отпуск продолжительностью 70, 86 (при осложненных родах) или 110 (при рождении двух и более детей) календарных дней после родов.
Для женщин, постоянно проживающих (работающих) на чернобыльской территории зоны проживания с правом на отселение и в зоне отселения до переселения в другие районы, дородовой отпуск увеличен до 90 календарных дней (Закон Российской Федерации в ред. от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Случаи, которые следует расценивать как осложненные роды, приводятся в Инструкции о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 01-97.
Вышеуказанный отпуск по беременности и родам (дородовой и послеродовой отпуск) в настоящее время по-прежнему исчисляется суммарно и предоставляется работающей (в том числе на сезонных либо временных работах) женщине независимо от числа дней, фактически использованных до родов. При этом мать, родившая ребенка, имеет право на оба отпуска, в то время как работник (женщина либо мужчина), усыновивший новорожденного ребенка, согласно ст. 257 ТК РФ приобретает после этого право только на послеродовой отпуск за период со дня усыновления и до истечения 70 или 110 (при усыновлении двух и более детей) дней. Кроме того, взамен отпуска по беременности и родам усыновители новорожденных детей вправе получить отпуск такой же продолжительности. Порядок предоставления этих и иных отпусков работникам, усыновившим ребенка, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 719 "Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка" (с изменениями и дополнениями) и призван способствовать сохранению тайны усыновления. Лица, осведомленные об усыновлении ребенка (детей), обязаны сохранять тайну усыновления, и в случае ее разглашения вопреки воле усыновителя они могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае усыновления ребенка (детей) обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению. Данное правило должно соблюдаться и при реализации этими лицами права на отпуск по уходу за ребенком.
Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам является листок нетрудоспособности (его дубликат), выдаваемый лечебно-профилактическими учреждениями в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 октября 1994 г. N 206 и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 г. N 21 (с последующими изменениями и дополнениями). Новая форма бланка листков нетрудоспособности утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 марта 2007 г. N 172. Листки нетрудоспособности старого образца, имеющиеся в медицинских организациях, используются наряду с бланками листков нетрудоспособности, утвержденными вышеназванным Приказом.
Как установлено ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в период указанного отпуска назначается и выплачивается единовременно пособие по беременности и родам: по месту работы матери - в размере среднего заработка; по месту учебы в учреждениях профессионального образования - в размере стипендии; по месту службы - в размере денежного довольствия; в органах социальной защиты населения - только женщинам, уволенным по ликвидации организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными:
- за 140 дней (70 до родов + 70 после родов) в случае обычных родов - в размере 1400 руб. (из расчета 300 руб. в месяц);
- за 156 дней (70 до родов + 86 после родов) при осложненных родах - в размере 1560 руб.;
- за 194 дня (84 до родов + 110 после родов) при многоплодной беременности и рождении двойни - 1940 руб.
Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375 утверждено Положение об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному страхованию (далее - Положение). Формула для установления размера пособий проста. В основе расчетов лежит средний заработок. Чтобы его определить, следует заработок за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу начисления пособий, разделить на количество календарных дней за те же 12 месяцев. В таблице 1 показано, какие выплаты необходимо включать в расчет среднего заработка, а какие - нет.

Таблица 1

Выплаты, которые учитываются
при расчете пособий
Выплаты, которые не
учитываются при расчете
пособий
Все виды заработной платы
(оклады, начисления по тарифным
ставкам, сдельным расценкам,
комиссионные, проценты от
выручки, зарплата в неденежной
форме, денежное содержание
государственных служащих,
авторские гонорары штатных
сотрудников СМИ).
Надбавки и доплаты к тарифным
ставкам (окладам).
Выплаты, связанные с особыми
условиями труда (климатические
условия, тяжелые работы,
вредные, опасные условия труда,
работа в ночную смену, выходные
и праздничные дни,
сверхурочные).
Премии и вознаграждения,
предусмотренные системой оплаты
труда.
Другие выплаты, предусмотренные
системой оплаты труда
Отпускные за ежегодный и
дополнительный отпуск.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign