LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

А. А. Опарин - Судьи, приговорившие себя
Археология Нового Завета

Содержание

Предисловие

Часть I. Слушается дело… Библии
Введение. Одна из многих?
1. Без права на существование
2. Христос и мудрецы мира
3. Шестнадцать отличий Библии
4. Рукописи Мертвого моря
5. Рукописи Наг-Хаммади

Часть II. Судьи, приговорившие себя
Введение. Встать, суд идет!
1. Монеты Понтия Пилата
2. Супруг трех цариц
3. Прагматик, не увидевший главного
4. Отец инквизиции
5. Серый кардинал Иерусалима
6. Внучка Ирода Великого
7. Танец подо льдом
8. Царь, изъеденный червями
9. Судья с закрытыми глазами
10. Несостоявшаяся императрица
11. Смерть первосвященника
12. Кровь Его на нас и на детях наших!

Часть III. Безвинно осужденные
Введение. Обвиняются по статье «Правда и любовь»
1. Казнь в крепости Махерон
2. Сброшенный со стены храма
3. Страшные факелы садов Нерона
4. Три коварных метода

Часть IV. Свидетели
Введение. «Говорить правду и ничего кроме правды»
1. Брат философа Сенеки
2. Археология Скорбного пути
3. Проконсул острова Кипр
4. Лжехристы апостольских времен
5. Свидетельство храма, которого нет
6. Император, исполнивший Библейское пророчество
7. Самый необычный свидетель
8. Слово предоставляется председателю Синедриона
9. Велика Артемида Ефесская!
10. Показания мертвых городов
11. Памятник неведомому Богу
12. Что есть истина?

Часть V. Лжесвидетели
Введение. Страшная цена обмана
1. Кривые зеркала
2. Слепые сторожа
3. Крещеные мертвецы

Постскриптум. Следственный суд на небе

Список использованной литературы
 
Публикуется по изданию: Опарин А. А. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета: Монография. — Харьков: Факт, 2001. — 176 с. ISBN 966-637-041-7
Права на тексты принадлежат Алексею Опарину, 1996-2002 год. Разрешено свободное распространение при условии сохранения ссылки на автора и целостности текста. Разрешено свободное использование для некоммерческих целей. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на nauka.bible.com.ua обязательна.
По вопросам коммерческого издания книги обращайтесь к автору.
НЕ КРАДИ! (Лк.18:20)
Разработка и сопровождение 2000-2002 Юрий Цупко. Запрещается использование стиля и элементов дизайна без соответствующего на то разрешения.

Предисловие

Уважаемые читатели!
Мы вновь приветствуем Вас на страницах очередного научного исследования Опарина А. А.
Согласно Вашим пожеланиям, автор продолжает археологическое изучение книг Библии, и настоящая его работа посвящена исследованию Нового Завета с привлечением обширного археологического и исторического материала, древних летописей и работ современных ученых. В данной книге воссоздана широкая историческая панорама событий Нового Завета и его действующих лиц. Иисус Христос, апостолы, Понтий Пилат и царь Ирод выступают уже не только как Евангельские персонажи, но и как исторические лица, оказавшие огромное влияние на ход всемирной истории.
В книге представлены все основные археологические памятники новозаветной эпохи, неразрывно связанные с Евангельским повествованием. Книга написана в необычной форме, благодаря которой представлена не только история и археология Нового Завета, но и проведены глубокие духовные параллели на наше время.
Книга может быть рекомендована студентам ВУЗов, обучающихся по специальности история, археология, теология, их преподавателям, а также, всем интересующимся Библией, археологией и историей.

Часть I. Слушается дело… Библии
Введение
Одна из многих?

Наверное каждый из нас читал или видел по телевизору репортажи из залов суда. Быть может, кто-то сам лично присутствовал на суде. Кто-то, быть может, в силу своей специальности часто присутствует на судебных разбирательствах в качестве судьи, адвоката или прокурора. В различных странах при разных обстоятельствах суды длились от нескольких минут, дней, лет, а некоторые так и остались незавершенными. Некоторые из них при необходимости возобновлялись спустя какое-то время для уточнения деталей или изменения решения. Однако сегодня на земле продолжается один совершенно необыкновенный суд, который длятся ни одно столетие, причем без непрерывно, и в нем принимает участие все население земли. И более того, на этом суде каждый человек выступает в роли так называемой «последней инстанции». Вынося на этом судебном разбирательстве решение, каждый одновременно выносит приговор самому себе, порой, правда, не задумываясь или не желая задумываться об этом.
На земле вот уже много столетий слушается дело… Библии. На протяжении многих веков каждому человеку предоставлялось право сделать свой выбор: принять Библию как Слово Божье или отвергнуть. Принять Христа как личного Спасителя или отвергнуть. Принять Божий путь или отвергнуть, продолжая идти своей дорогой. На этот выбор каждому дано неодинаковое количество времени.
В одном из журналов была сделана интересная серия рисунков, изображающих жизнь человека и его отношение к Богу: ребенок — он слишком мал, чтобы сделать выбор, юноша — слишком молод, чтобы заниматься этим, человек зрелого возраста — слишком здоров и полон энергии, чтобы задумываться об этом, пожилой человек — слишком занят, у него нет времени для решения этой проблемы, старый — слишком болен, ему не до этого, и, наконец, покойник — слишком поздно, чтобы сделать выбор.
Англичане говорят: «Время и приливы не имеют обыкновения дожидаться людей». Очень похожую мысль мы можем прочитать у пророка Исаии: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55:6).
Но кто-то быть может недоумевает: почему именно в пользу Библии как Слова Божьего мы должны сделать свой выбор, а, скажем, не в пользу Корана или Бхагавадгиты, трудов последователей индуизма, буддизма или конфуцианства? А может быть, следует поступать так, как многие сегодня советуют поступать: просто жить и радоваться, не мучая себя проблемой выбора, не задумываясь над проблемами религии или философии? Многие предпочитают сегодня просто оставаться «хорошими» людьми и жить «самим по себе». Верно ли это утверждение, мы вместе с вами ответим в конце данной книги.
В ходе данного исследования, которому посвящена эта книга, мы узнаем, верно ли мы сделали свой выбор, даже если мы его считаем абсолютно правильным и истинным. Верно ли мы выбрали церковь, последователями которой являемся, и действительно ли данная церковь является Божьей истинной церковью, даже если в ней почитают Иисуса Христа? А быть может, кому-то из нас придется признать, что они стали жертвами лжепророков и лжесвидетелей, о которых мы будем рассказывать в 3-ей части данной книги. Мы также узнаем о необыкновенных судьях, живших давно и живущих в наши дни.
Но вначале мы с вами исследуем вопрос, является ли Библия только лишь одной из многих книг, пусть даже и священных, или это совсем особенная Книга? Мы узнаем также с вами, правы ли те, кто утверждает, что они верят в Бога, но не считают при этом необходимым исследовать Библию. Чем отличается христианство, помимо внешних форм, от других религий и отличается ли вообще?
Мы будем говорить также о том, есть ли отличия между Христом и другими мудрецами мира?
Итак, я приглашаю вас в зал суда, где слушается дело… Библии.

Без права на существование
В годы советской власти все, связанное с религией, подвергалось тотальным гонениям. Церковнослужителей и верующих сажали в тюрьмы, расстреливали, храмы и церкви разрушали, духовные книги сжигали. Причем гонениям подвергались представители всех религиозных конфессий и направлений: мусульмане, католики, православные, буддисты, последователи иудаизма и протестантизма — баптисты, адвентисты и др. Однако, гонения и борьба с христианством отличалась одной весьма примечательной особенностью. Дело в том, что когда шла борьба атеистической империи с другими религиями и философиями, против них выпускалось огромное количество «разоблачающей» литературы, в которой, однако, никогда не ставилось под сомнение историческое существование Магомета, Будды, Конфуция или Лао-цзы, факты их жизни и деятельности. Никогда не оспаривалось написание ими Корана, Трех корзин и пр. С христианством же дело обстояло совершенно иначе. Его не просто гнали, ему отказывали в праве на историческую основу. Стоит открыть любую книгу, словарь или энциклопедию тех лет — и мы рядом с именами Христа, апостолов, пророков встретим слово «миф», «мифический». Религию христиан не просто гнали, ее высмеивали, над ней издевались. «Вы верите в Бога, Которого никогда не было!», — говорили последователям Иисуса. В книгах тех лет, посвященных христианству, мифичность Основателя мировой религии преподносилась как давно установленный и всеми признанный факт. Многочисленные сообщения античных авторов о Христе называли позднейшими вставками, сделанными самими христианами. Прочтем несколько цитат из книг тех близких и одновременно очень далеких лет:
«…На этом можно закончить поиски подлинного Иисуса в нехристианской литературе. Приходится признать, что они оказались совершенно безрезультатными» [1];
«Следует отметить как факт, вызывающий недоумение, что в нехристианской литературе 1 века по Р. Хр. события, описанные в Новом Завете, не нашли никакого отражения» [2];
«Можно сказать с полной уверенностью и категоричностью, что ни один, буквально ни один новозаветный сюжет не имеет до сих пор сколько-нибудь убедительного археологического подтверждения. Это полностью относится, в частности, к личности и биографии Иисуса Христа» [3];
«Как и Христос, его апостолы — порождение религиозной фантазии» [4];
«…сообщения Тацита (Анн. 15, 44), подложность которого общепризнанна» [5];
«Ясно, во всяком случае и то, что образ евангельского Иисуса Христа (а только он сохранился в современном христианстве) есть не отражение какой-то исторической личности, а чисто литературный персонаж с очень противоречивыми чертами, созданный коллективно в ходе длительной идейной борьбы» [6].
Широко печатались в те годы и книги зарубежных «прогрессивных» ученых-марксистов: Донини, Робертсона, Древса. Приведем некоторые выдержки из их произведений:
«Не менее ложной должна быть признана другая короткая вставка в «Иудейских древностях», где речь идет о насильственной смерти Иакова, «брата Иисуса, прозванного Мессией» [7];
«Не удивительно и отсутствие какого бы то ни было упоминания о личности Иисуса в исторических сочинениях еврея Иосифа Флавия» [8];
«Книги Нового Завета… Все в них выглядит искаженным, когда речь идет о подлинных условиях жизни Палестины…» [9];
Отрицалось даже наличие городов, упоминаемых в Новом Завете [10].
Мы не собираемся в этой книге опровергать эти «общепризнанные всем прогрессивным человечеством факты», мы предоставим право сделать это самим советским историкам-атеистам.
• Вот что пишет, в частности, ведущий современный советский, а затем, российский историк, специалист в области раннего христианства, профессор И. С. Свенцицкая о другом крупнейшем советском ученом 30-40 годов, академике А. Б. Рановиче (1885-1948) в предисловии к его книге «Первоисточники по истории раннего христианства», изданную уже в более идеологически «свободном» 1990 году:
• «Позиция А. Б. Рановича в отношении ряда проблем истории раннего христианства отразила не сколько современный ему уровень развития науки, но определенные политические тенденции середины 30-х годов: усиление идеологической борьбы с «классовыми врагами», всеми без различия буржуазными историками, «социал-фашистами», «поповщиной» и т. п. В его работах можно встретить отзвуки примитивной антирелигиозной пропаганды 20-30 годов».
• «В настоящее время советские историки за редким исключением признают существование исторической основы у повествований Нового Завета» [11].
• «В настоящее время подлинность сообщения Тацита о христианах не подвергается сомнению» [12].
• Другой крупный советский ученый профессор С. И. Ковалев, кстати, еще в 60-х годах писал:
«Сама борьба вокруг проблемы историчности Иисуса, Иоанна Крестителя, Павла, Петра носила в то время не столько научный, сколько политический характер» [13].
В обобщающих академических трудах по истории Востока мы также можем найти резкое отличие. Так, скажем, в Истории Древнего Мира под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Неронова, И. С. Свенцицкой в разделе, посвященном христианству, упоминаются на равных две школы: мифологическая, отрицавшая историчность Христа и апостолов, и историческая, признававшая, правда, с оговорками, историческую основу евангельских сказаний. В другом академическом труде История Востока в 6 томах, изданном уже в 1997 году, те же самые ученые в разделе, посвященном христианству, об этих школах не упоминают вообще, и пишут утвердительно и однозначно об Иисусе Христе, Иоанне Крестителе, апостоле Павле как об исторических фигурах, существование которых не вызывает сомнений, также как и Александра Македонского или Навуходоносора [14].
Так в советской и постсоветской науке Христос, Павел, а также события Нового Завета получили право на жизнь, отбросив в словарях и энциклопедиях приставку «миф».
В данном кратком обзоре мы сознательно не останавливаемся на трудах европейских и американских ученых, ибо в них, за исключением работ ученых марксистского толка и некоторых эволюционистов, историчность Христа, апостолов и сообщений Нового Завета никогда не ставилась под сомнение. И это вызвано отнюдь не религиозными соображениями, ибо среди западных ученых так же есть атеисты, а тем, что против конкретных и многочисленных археологических и исторических находок, подтверждающих сообщения Нового Завета, возражать невозможно. В Советском же Союзе об этих находках просто не сообщалось, а порой их представляли полностью в обратном свете.
В данной работе, посвященной археологическому исследованию Нового Завета, мы сознательно не опирались на работы богословов, данные Библейских энциклопедий и словарей, чтобы автора нельзя было упрекнуть в предвзятости. Поэтому основными первоисточниками и выбраны работы античных историков, отчеты об археологических экспедициях, труды отечественных и зарубежных ученых, признанные академическими во всем мире. На протяжении данного исследования мы будем подробным образом рассматривать историю героев Нового Завета, с которыми общались Христос и апостолы. Мы мысленным взором сможем увидеть многие археологические памятники тех давних лет, камни, по которым ходил Спаситель. В этой же главе мы рассмотрим лишь сообщения древних авторов об Иисусе, которые так долго не хотели признавать и публиковать советские ученые. Стоит также подчеркнуть, что Христос с чисто человеческой точки зрения очень многих был проповедником в одной из римских провинций, какой тогда являлась Иудея, Он не принимал участия в политических перипетиях тех лет, не имел вооруженных сторонников, не имел ни веса в обществе, ни положения. Количество Его учеников было крайне незначительно, да и то они рассеялись после Его гибели. Поэтому приходится только удивляться, что несмотря на все это Его Имя фигурирует в трудах крупнейших ученых тех лет, многие из которых вообще даже не были в Иудее. И это благодаря лишь проповеди и жизни Этой необычайной Личности, поражавшей даже Его врагов.
Стоит также отметить, что большинства трудов многочисленных историков и писателей той поры либо не сохранилось вовсе, либо остались небольшие фрагменты. И тут мы видим вновь Божью руку, позаботившуюся о сохранности трудов, повествующих о земной жизни Сына Божьего.
• Итак, вот что пишет о Христе римский историк первого века Иосиф Флавий, бывший очевидцем и современником апостольских времен:
«около этого времени жил Иисус, Человек мудрый, если Его вообще можно назвать Человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к Себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его ко кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» [15].
• Ряд исследователей считает, что более точный перевод, приведенный во Всемирной истории Агапия (10 век), звучит так:
«В это время был мудрый человек, Которого звали Иисус. Весь Его образ жизни был безупречным, и Он был известен Своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали Его учениками. Пилат осудил Его на распятие и смерть, но те, кто стали Его учениками, не отказались от Его учения. Они рассказывали, что Он явился через три дня после Своего распятия и что Он был тогда живым; таким образом, Он был, может быть, Мессия, о чудесных деяниях Которого возвестили пророки».
Еще раз подчеркнем, что на сегодняшний день учеными всего мира признано, что это место принадлежит перу самого Иосифа Флавия, а не является позднейшей вставкой христиан. При этом так же считается, что второй перевод действительно более точен. С этим переводом, кстати, были согласны даже некоторые ученые советского периода. Об этом пишет профессор И. С. Свенцицкая уже в цитируемом нами предисловии к книге академика Рановича [16].
• Мы приведем еще одну цитату из упомянутого выше произведения И. Флавия:
«Первосвященник Анна собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как несколько и других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями» [17].
• Другим автором, сообщающим о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит (58-117 гг. по Р. Хр.). В своей Истории, в главе, посвященной пожару, случившемуся в Риме в 64 году по Р. Хр., он пишет:
«…Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестившую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме» [18]. Подробнее об этом пожаре и его обстоятельствах мы будем рассказывать в главе «Страшные факелы садов Нерона» данной книги.
• Упоминает о христианах также еще один римский историк Гай Светоний Транквилл (70-140 гг. по Р. Хр.):
«…Христиане, новый и зловредный вид религиозной секты, подверглись преследованию казнями» [19].
• Плиний Младший, правитель Вифинии, историк, друг императора Траяна, в одном из своих писем к императору рассказывает о христианах: «Я никогда не участвовал в изысканиях о христианах: поэтому я не знаю, что и в какой мере подлежит наказанию… пока что по отношению к лицам, о которых мне доносили как о христианах, я действовал следующим образом. Я спрашивал их — христиане ли они? Сознавшихся я допрашивал второй и третий раз, угрожая казнью, упорствующих я приказывал вести на казнь. …Тех из них, которые… призывали при мне богов, совершали воскурение ладана и возлияние вина твоему изображению… и, кроме того, злословили Христа, — а к этому, говорят, подлинных христиан ничем принудить нельзя, — я счел нужным отпустить… а утверждали они, что сущность их вины… состояла в том, что они имели обычай в определенный день собираться… и читать… гимн Христу как Богу, и что они обязываются клятвой не совершать краж, разбоя, прелюбодеяния, не обманывать доверия… После этого утреннего богослужения они обычно расходились… А зараза этого суеверия охватила не только города, но и села и поля…» [20].
• Еще один древний автор, упоминающий о Христе — это греческий писатель Лукиан (ок. 120 — ок. 180 гг. по Р. Хр.) в своем произведении «О кончине Перегрина» пишет о Христе, что Он «был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться Этому распятому софисту и живя согласно Его законам» [21].
Видя возрастающее влияние христиан, римская империя начинает бороться с ними не только при помощи костров и прочих казней, но и идеологически, путем распространения литературы, порочащей, высмеивающей христианство. Однако в отличие от идеологов Советского Союза, римские «идеологи» при всей своей ненависти и неприятии христианства, возводя на него все смертные грехи, никогда не ставили под сомнение историческое существование Иисуса Христа [22]. И это является весьма примечательным фактом, показывающим, что историчность Иисуса была настолько хорошо известна, что даже Его враги не могли отрицать Его существование, а ведь если бы был хоть малейший повод для этого, они, конечно же, не преминули бы им воспользоваться. Они пытались отрицать лишь божественность Христа, утверждая, что Он был просто Одним из многих проповедников и философов. К таким авторам относятся:
• Цельс, автор произведения «Правдивое слово» 2 века по Р. Хр., текст которого приведен в работе акад. Рановича [23]. Не признавая Христа Богом, он говорит о Нем как о реально существовавшем Человеке и Проповеднике [24].
• Порфирий, греческий писатель, автор труда «Против христиан» [25], выступая против учения Христа, говорит об Иисусе как об исторической Личности.
• Гиерокл (4 век), префект Египта, автор труда «Правдолюбивое ново», также упоминает о Христе, как о реальной исторической Личности.
• Юлиан Отступник (331-363), римский император, попытавшийся возродить язычество (подробнее о нем см. главу данной книги «Свидетельство храма, которого нет»), автор работы «Против христиан» [26], в которой, пытаясь развенчать основные догматы христианства, Юлиан говорит при этом об Иисусе Христе как о реально существовавшем Проповеднике, Которого «сделали» Богом Его ученики [27].
• Об Иисусе содержатся сведения и в Талмуде.
«Накануне Пасхи повесили Иисуса из Назарета. И за 40 дней был объявлен клич, что Его должны побить камнями за то, что Он занимался колдовством: кто может сказать что-либо в Его защиту, пусть придет и скажет. Но не нашли ничего в Его защиту и повесили накануне Пасхи» [28].
Авторы Талмуда говорят о Христе как незаконнорожденном Сыне Марии, но нигде не оспаривают реальность Его существования. Напротив, они подтверждают, в частности, сообщения Нового Завета о том, что матерью Его была Мария и о Его распятии накануне Пасхи.
• Письмо Мары Бар-Серапиона. В Британском музее, в Лондоне хранится «интересная рукопись, представляющая собой текст письма, написанного позднее 73 года по Р. Хр. Это письмо было отправлено сирийцем по имени Мара Бар-Серапион своему сыну Серапиону. Автор письма в то время находился в тюрьме, но писал сыну, чтобы ободрить его в поисках мудрости, и указывал, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей. В виде примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и Христа. «Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению дом Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив Своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло и царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь. Он продолжал жить в Своем учении» [29].
• Упоминается имя Христа и в 3 томе «Истории» ученого середины 1 века Талла, уроженца Самарии, а также в «Олимпиадах» другого историка 1 века Флегона (подробнее см. главу «Археология Скорбного пути» данной книги).
Итак, о Христе пишут римские и греческие историки и политики, философы и писатели. О Нем пишут иудейские историки и Талмуд.
Иисус был реальной исторической Личностью. Христос ходил и проповедовал по нашей земле. Но философов и проповедников история знает очень много. А есть ли в учении Иисуса то, что принципиально отличает Его от всех остальных? Об этом пойдет речь в следующей главе.

Примечания к 1 главе
[1] З. Косидовский, Сказания евангелистов, М., Политиздат, 1979, с. 24.
[2] И. А. Крывелев, Раскопки в «библейских» странах, М., Советская Россия, 1965, с. 195.
[3] И. А. Крывелев, Раскопки в «библейских» странах, М., Советская Россия, 1965, с. 200.
[4] И. А. Крывелев, Раскопки в «библейских» странах, М., Советская Россия, 1965, с. 264.
[5] А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства, М., Политиздат, 1990, с. 447.
[6] С. А. Токарев. Религия в истории народов мира, М., Политиздат, 1986, с. 479.
[7] А. Донини, У истоков христианства, М., Политиздат, 1989, с. 51.
[8] А. Донини, У истоков христианства, М., Политиздат, 1989, с. 18.
[9] А. Донини, У истоков христианства, М., Политиздат, 1989, с. 44.
[10] А. Донини, У истоков христианства, М., Политиздат, 1989, с. 19.
[11] А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства, М., Политиздат, 1990, с. 10.
[12] А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства, М., Политиздат, 1990, с. 447.
[13] С. И. Ковалев, Основные вопросы происхождения христианства, М.-Л., 1964, с. 40.
[14] История Востока в 6 т., М., Восточная литература, РАН, 1997, т. 1, Восток в древности. С. 609-612.
[15] И. Флавий, Иудейские древности в 2 т., Минск, Беларусь, 1994, т. 2, кн. 18, гл. 3, 3, с. 439.
[16] А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства, М., Политиздат, 1990, с. 10-11.
[17] Иосиф Флавий. Иудейские древности, в 2 томах, Минск, Беларусь, 1994, т.2, кн. 20, гл. 9, 1, с. 551.
[18] К. Тацит, Сочинения, СПб, Наука, 1993, Анналы, кн. 15, гл. 44.
[19] Транквилл Гай Светоний. Жизнь двенадцати цезарей, М., Наука, 1966, Нерон, с. 17.
[20] Плиний Младший, Письма, Ер. 10.96.
[21] Цитируется по книге Б. А. Рановича «Первоисточники по истории раннего христианства», М., Политиздат, 1990, Лукиан, 13, с. 252.
[22] И. С. Свенцицкая, в предисловии к кн. Рановича «Первоисточники по истории раннего христианства», с. 238.
[23] А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства, М., Политиздат, 1990, с. 270-331.
[24] А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства, М., Политиздат, 1990, с. 274, 277-280.
[25] А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства, М., Политиздат, 1990, с. 364-391.
[26] Текст см. в книге Рановича Б. А., указ. соч., с. 399-434.
[27] Текст см. в книге Рановича Б. А., указ. соч., с. 427.
[28] См. 219 Санг. 107 б; 227 Хагг. 4б.
[29] Многоценная жемчужина: Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тыс. н. э. / Пер. с сир. и греч., сост., предисл. и коммент. С.С. Аверинцева. М., 1994. стр. 141-152.

Глава 2
Христос и мудрецы мира

История знает сотни имен великих учителей, пророков, мыслителей, философов, живших в разное время, в различных странах и создававших свои философские школы и религии. Исследуя историю философии и религии, мы увидим, что фигура Христа резко выделяется среди этой плеяды религиозных деятелей. Ниже мы рассмотрим всего лишь несколько отличительных черт, которые, однако, безоговорочно позволят нам сделать такое заключение.

• Предсказания о жизни и деятельности Христа за много столетий.
В отличие от всех других философов и учителей мира появление Иисуса было предсказано за много столетий до Его рождения на нашей земле. Помимо этого были предсказаны мельчайшие подробности Его жизни. Некоторые предсказания (пророчества) о Нем приведены в нижеследующей сводной таблице:

Событие из жизни Иисуса Христа
Предсказание в Ветхом Завете
Исполнение в Новом Завете
• Место рождения — город Вифлеем
Мих. 5:2
Мф. 2:4-8
• О пребывании в Египте
Осия 11:1
Мф. 2:14
• Помазание Святым Духом
Ис. 11:1-2
Ин. 1:32
• Галилея — место основной деятельности Христа
Ис. 9:1-2
Мф. 4:15-16
• Его противостояние человеческим предписаниям, противоречащим Закону Божьему
Ис. 29:13
Мк. 7:6-9
• О предательстве Иуды
Пс. 40:10
Мк. 14:10
• Христа оценили в 30 сребреников
Зах. 11:12-13
Мф. 26:15-16
• Торжественный въезд в Иерусалим
Зах. 9:9
Мф. 21:5
• О распятии с преступниками
Ис. 53:12
Мф. 27:38
• Отвержение Мессии своим народом
Ис. 55:3
Ин. 1:11
• Бросание жребия об Его одеждах
Пс. 21:19
Мк. 15:24; Мф. 27:35
• Погребение Иисуса в гробе богатого человека
Ис. 53:9
Мф. 27:57-60
• Его воскресение из мертвых
Пс. 15:10
Мф. 28:5-10
• Вознесение Христа
Пс. 67:19
Лк. 24:50-51

* Пророчество Осии относится к 755-725 гг. до Р. Хр.
* Пророчества Исайи — к 745-685 гг. до Р. Хр.
* Пророчество Михея — к 740-700 гг. до Р. Хр.
* Пророчество Захарии — к 520-518 гг. до Р. Хр.

• Божественная природа Христа.
Ни один из когда-либо живших на земле учителей или пророков не говорил, что он есть Бог. Христос же Сам Себя называет Господом: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Израильтяне очень хорошо понимали, что обозначают эти слова «Я есмь» — они обозначали: «Я от начала Сущий, Я Иегова, Я Бог». За это Христос и был осужден на распятие, потому что в глазах иудеев эти слова являлись богохульством, если их кто-либо произносил по отношению к себе или другому человеку, ибо они могли относиться только к Богу: «Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам… за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело… но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:32-33).

• Безгрешная жизнь Христа.
В биографии любого религиозного деятеля или философа — Будды, Магомета, Конфуция, Вольтера и многих других есть небезгрешные стороны их жизни, которые, кстати, и не скрывались ими самими и их последователями.
Христос же, согласно Евангелиям и свидетельству очевидцев прожил земную жизнь без греха и порока, и жизнь Его была настолько безупречной, что изъянов в ней не смогли найти даже Его враги.

• Обладание всей полнотой истины и знаний.
Здесь интересным будет привести высказывания великих мудрецов мира об оценке собственных познаний.

* Конфуций: «Мы не знаем, что такое жизнь, так можем ли мы знать, что такое смерть?»
* Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю».
* Платон: «Мы в действительности ничего не знаем».
* Будда учил длительному четырехступенчатому этапу познания истины, благодаря чему он и сам приобщился к ней. Однако умер, в конце своей жизни полностью разуверившимся во всем человеке.
* Магомет сам называл себя лишь пророком Аллаха, которому Бог открывал определенные вести и истины для людей.
* Христос же, в отличие от них, говорил: «…Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин. 14:6).
Мудрецы мира сознавали, что имеют лишь весьма смутные представления об истине и жизни. Христос же говорил, что обладает всей полнотой знаний и всей полнотой истины.

• Целостность учения.
Взгляды различных мыслителей эволюционировали, изменялись во времени, а также, под влиянием обстоятельств, прожитых лет, накопленного жизненного опыта.
Эту тенденцию можно проследить, изучая труды философов и религиозных деятелей в начале и в конце их жизни. Труды первых лет их деятельности нередко в корне отличаются от более поздних, и это неудивительно: в любом человеке с течением времени происходит переоценка ценностей и путей разрешения проблем бытия. Учение же Христа не знает эволюции и противоречий. Оно оставалось и остается неизменным, независимым от окружающих нас реалий и от времени. Сам Господь сказал об этом: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? Будет говорить, и не исполнит?» (Числ. 23:19).

• Отсутствие ошибок и заблуждений.
Очень подходящим эпиграфом здесь может быть высказывание философа Гегеля: «Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение».
И эти слова действительно справедливы по отношению практически к любому человеческому учению. С течением времени представления многих мыслителей не выдерживали испытания «на истину» и забывались, на смену им приходили новые ученые, религиозные деятели, создавали свои учения, основывали школы, имели учеников и последователей, их, в свою очередь, сменяли другие и т. д.
Так, к примеру, индусские Веды, которые сегодня многими называются «кладезем мудрости» по сравнению с «детским, примитивным языком Библии», так описывают устройство земли: «Когда несколько миллионов лет тому назад мир начал существовать, он имел плоскую треугольную форму с высокими горами и множеством водоемов. Он держался на головах слонов, стоящих на черепахе, «покоящейся» в свою очередь на гигантской змее. Если слоны начинали отряхиваться, происходило землетрясение».
Подобные ошибки и заблуждения встречаются в трудах всех греческих, римских, восточных философов, когда они пытались объяснить устройство мира и человека, законы вселенной. В то же время Библия, писавшаяся задолго до их появления на свет, не содержит ни одной ошибки или заблуждения, когда говорит об устройстве мира и законах природы, как в этом сегодня продолжают убеждаться многие ведущие представители различных отраслей современной науки.

Приведем некоторые Библейские данные:
• форма Земли.
Вплоть до 15 века по Р. Хр. ученые всего мира были убеждены, что Земля имеет плоскую форму. Библия же еще в 8 веке до Р. Хр. утверждала, что Земля круглая — «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли…» (Ис. 40:22) и не имеет под собой никакой опоры — «Он (Бог — прим. А. О.) …повесил землю ни на чем» (Иов 26:7).
• Вес воздуха.
Древние и средневековые ученые говорили, что воздух невесом, тогда как Писание утверждало обратное: «…Когда Он ветру полагал вес, и располагал воду по мере…» (Иов 28:25). Этот Библейский текст был подтвержден лишь в 17 веке по Р. Хр., когда Г. Галилей нашел удельный вес (плотность) воздуха.
• Плоды учения Христа.
В своей книге «Религии мира и Библия» мы подробно рассматривали влияние различных религий на развитие государств, народов и отдельного человека. Поэтому здесь лишь отметим, что столь большое разнообразие — культурное, политическое, экономическое — существующих в мире государств, обусловлено в наибольшей степени той религией, которую исповедует народ той или иной страны. Так, Индию сделал той Индией, которую мы знаем сегодня, индуизм; Китай — конфуцианство; Японию — синтоизм; США, Канаду, Великобританию, Швецию и ряд других европейских стран — протестантизм; страны Южной Америки, Италию и Испанию — католицизм; Россию, Болгарию, Югославию — православие; Иран, Ирак, арабские страны — ислам. Мы можем сделать выводы, что деградация индейцев Америки обусловлена, главным образом, зверскими языческими культами, народов севера — шаманизмом, Африки — первобытными религиозными культами. Даже этот краткий перечень весьма красноречив, ибо он наглядно демонстрирует, что наивысшего расцвета достигли христианские государства, а в свою очередь из них — страны, исповедующие протестантизм, наиболее близкий к учению Христа в отличие, скажем, от католичества или православия. Оккультные же религии Востока — индуизм, буддизм, утонченные философии — конфуцианство, даосизм, грубые языческие культы привели к обнищанию, а порой и деградации народы, их исповедующие.
Даже историки, весьма далекие от христианства, признавали, что именно оно спасло от вырождения весь Древний мир.
В Библии дан очень хороший совет, как истину можно отличить ото лжи: «по плодам их узнаете их». Заметьте, не по словам, но по плодам. И действительно, внешне любая практически философия или религия выглядит порой очень привлекательно и красиво, каждая из них претендует на истинность и исключительность. И среди такого разнообразия бывает очень трудно определить, а где же истина? И порой только время показывает очень наглядно, какие плоды принесла та или иная философия или религия народам, странам и отдельным людям.
• Спасение верой.
Во всех без исключения религиях мира, а также, и в некоторых направлениях (конфессиях) христианства, отошедших от Библии, хотя нередко на нее ссылающихся, спасение основывается на деятельности самого человека, совершении определенных дел, с помощью которых либо «задабривается» Бог, либо совершенствуется сам человек.
Приведем некоторые примеры. Так, в частности:
• древние майя, инки и ацтеки приносили кровавые массовые человеческие жертвоприношения своим богам — Кукулькану, Шаман Эку, Мамакочи, Шипе, Тотеку и др.
• финикийцы сжигали пред Молохом своих собственных детей.
• филистимляне занимались массовой храмовой проституцией в целях обретения милости у божества.
• китайцы, последователи учения Конфуция, пытались достигнуть счастья, следуя неукоснительным образом мельчайшим деталям церемоний.
• индусы пытаются обрести истинное счастье, спасение, следуя учению самоисследования, погружения в себя, пытаясь добиться «разъединения» души и тела. Претерпевая на этом пути страшные лишения и истязая себя.
• католики учат, что для спасения необходимо совершать добрые дела по отношению к своим ближним, причем, чем больше добрых дел, тем ближе спасение. Божий суд, по их представлению, представляет собой чаши весов, на одной из которых добрые дела человека, а на другой — худые. Какая чаша перевесит, такой будет и участь человека. Кроме того, спасению, по их учению, способствует и количество пожертвований в храмах, регулярность посещения церковных служб.
• мусульмане говорят, что для спасения необходимо следовать пяти правилам: шахида (исповедание веры), иными словами, произносить словесное свидетельства «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха»; салата (молитвы), совершаемой 5 раз в день; саума (поста); заката (налога в пользу нищих); хадж (паломничество в Мекку).
Выполняя их, человек обеспечивает себе спасение.
Словом, любая религия или философия требует от человека дел, которые его спасут. И только христианство в том виде, как оно представлено в Библии, говорит, что спасается человек верой. Но на Голгофском кресте Иисус дал право на спасение всему человечеству. И от каждого жителя земли зависит лишь принять или не принять этот дар Бога. Добрые же дела являются лишь следствием, производными веры, а не способом, не средством к спасению. Бог четко разделяет дела веры и дела Закона. Дела Закона человек творит в надежде получить спасение с их помощью, а дела веры — человек творит от чистого сердца, не задумываясь и не придавая им значения, а просто потому, что не может их не совершать. Богу не нужны наши деньги, Ему не нужны наши дела, Ему нужно наше сердце и разрешение управлять нашей жизнью и даровать нам спасение. В этом заключается коренное отличие истинного христианства от всех других религий: в истинном (!) христианстве Бог все сделал для спасения каждого человека, а в других религиях человек должен что-то сделать для Бога и для своего искупления.
• Характер Бога.
Другим важнейшим отличием христианства является описание характера Бога.
Вглядитесь в богов Ассирии и Вавилона, Греции и Рима, Египта и Финикии. Вы их обнаружите очень похожими на людей, причем порой малоприятных. Им свойственны многие отрицательные качества — ненависть, хитрость, лукавство, похоть, обман. Они убивают, крадут, прелюбодействуют, обманывают. Их можно подкупить, задобрить, с ними можно поторговаться.
Всмотритесь в богов индуизма. И если у вас не закружится голова от их миллионного числа, то вы увидите весьма аморальных существ, публично предающихся гнуснейшим порокам, которые облечены в «высокую» философию.
Очень близкий и одновременно далекий от индуизма буддизм является религией с богом и без бога, место которого занимает некая безликая истина — Разум вселенной, весьма далекий и равнодушный к человеку и к происходящему на земле.
Всмотритесь в тантрический буддизм, шаманизм, языческие культы Африки и вы увидите, что там идет открытое поклонение дьяволу, со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые знает история.
Исследуйте конфуцианство и даосизм, и там вы не найдете Бога вовсе. Это религии стиля жизни, образа мышления, где понятие о божестве весьма туманно.
Изучая историю католичества и его догматов, вы увидите в Боге немилосердного судью, только и ждущего, как покарать человека. Вы увидите Бога через пламя костров инквизиции, крики крестоносцев или призывы монахов купить индульгенции, гарантирующие прощение и спасение.
Всмотритесь в православие, и вы увидите Бога, к которому имеют «право подойти» лишь дева Мария и святые угодники. И чтобы что-то попросить у Господа, следует обратиться к святым, которые смогут расположить Его к нашим нуждам. Предварительно святых необходимо как-то задобрить даром или подношением.
В мусульманстве Аллах выступает с мечом, ведущим войну с неверными и ждущим от человека лишь исполнения пяти вышеуказанных принципов.
Читая труды философов Нового времени, последователей пантеизма или деизма, вы увидите Бога, либо очень далеким и безучастным к человеку, либо вообще безликим, растворенным в природе.
Рассказывают, что один европеец во время путешествия по Азии встретился с индусским монахом, который попросил его рассказать о Боге, в Которого он верует. Европеец долго думал, каким образом в нескольких словах и понятно сделать это. И наконец он нарисовал картину, изображающую последнюю перед распятием вечерю, на которой Христос умыл ученикам ноги, в том числе и Своему предателю Иуде. «Вот каков мой Бог», — сказал европеец потрясенному монаху. И действительно, уже одной этой картины достаточно, чтобы увидеть колоссальнейшую разницу между Христом и другими богами.
Любовь к людям, понимание их нужд и обстоятельств жизни, готовность всегда прийти на помощь, сопереживание их горю и неудачам отличают нашего Спасителя Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна. 11:35 написано: «Иисус прослезился» над гробом Лазаря, и точно также Он скорбит сегодня над каждым из нас, когда нам больно и тяжело, когда мы отходим от Него. И, наконец, Его Голгофская жертва, добровольная гибель в страшных мучениях ради каждого из нас, чтобы сегодня жили я и вы, чтобы я и вы имели надежду на спасение и вечную жизнь.
К Христу можно обратиться всегда, в любое время и в любом месте, причем обратиться непосредственно, без каких бы то ни было посредников, и Он не требует от нас ничего, кроме доверия к Нему: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).
Если у вас есть какой-то груз и тяжесть на сердце, то вы можете все это оставить у Его ног, и Он даст вам мир, покой и радость. Сегодня Христос ждет вас, ждет, когда вы позволите Ему войти в ваш дом, в ваше сердце и жизнь: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…» (Откр. 3:20).
На протяжении двух тысяч лет Его Имя подвергалось оскорблениям, насмешкам, каждый грех любого человека, казалось, распинал Его вновь и вновь. Не принимаем ли и мы сегодня в этом участия?
Но, несмотря на это, Он не отвернулся от нашей мятежной планеты, от нас, таких гордых, греховных, и порой очень злых, недоброжелательных и завистливых людей.
Две тысячи лет на земле слушается дело Библии, в котором каждый из людей выступает в роли судьи, с правом принять или не принять для себя весть Евангелия.
 
Глава 3
Шестнадцать отличий Библии

Сегодня нередко звучит вопрос, почему именно Библии принадлежит особое место среди других книг, тогда как их существует великое множество — различных священных и философских трудов, трактатов.
Другие согласны с тем, что Библия — это особая Книга, но в то же время считают, что вряд ли она может помочь в ежедневной практической жизни, в бизнесе, учебе, карьере, быту, ведь она скорее говорит о каких-то ограничениях, о прошлом и будущем, чем о настоящем.
Третьи полагают, что вести, содержащиеся в Библии, безусловно, можно назвать сокровищами, но лишь чисто духовными, малоприменимыми в теперешней жизни, причем к этой группе людей нередко относятся и те, которые считают себя христианами.
Почему же следует все же предпочесть именно Библию другим религиозным или философским книгам? Почему именно эта Книга является особой?
Дело в том, что Библия имеет несколько поразительных отличий, которые выделяют ее среди всех других книг. Посмотрим на эти отличия с точки зрения фактов, без каких бы то ни было предвзятых и непредвзятых комментариев, которые мы предлагаем сделать нашим читателям.
Итак, Библия на сегодня является:
• самой широко издаваемой в мире Книгой.
Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров (каждую секунду в мире печатается одна Библия). Количество же напечатанных Библий только в 20 веке насчитывает много десятков миллиардов. Следом за этой Книгой по статистике «идут» труды Мао Цзэдуна, которые уступают ей по количеству в несколько десятков тысяч раз.
• самой переводимой в мире Книгой.
На сегодняшний день она переведена более чем на 2036 языков и наречий земли.
• самой читаемой Книгой.
Несмотря на огромные тиражи, которыми издается Библия, спрос на нее постоянно превышает предложения и с каждым годом издательства вынуждены увеличивать ее тиражи.
• самой популярной Книгой.
Из истории литературы известно, что в разные годы были свои особо популярные книги, за которыми, что называется, была настоящая «погоня». Но проходило время, и интерес к ним пропадал. Так в 60-70-е годы большой редкостью были подписные издания русских и зарубежных классиков, в 80-е годы — книги В. Пикуля и А. Кристи. Сегодня эти книги можно запросто приобрести на любом прилавке.
Библия же на протяжении уже почти 2000 лет пользуется все возрастающим интересом и популярностью, являясь на сегодня бестселлером №1.
• самой доступной для каждого с любым уровнем образования.
Сегодня мы не назовем книг, которые с одинаковым интересом читает и малограмотная жительница глухого сибирского села и московский академик, причем уровень понимания ими читаемых истин и событий, изложенных в Библии, практически не отличается. Библию можно читать и понимать без какой бы то ни было особой подготовки. А попробуйте, не имея специального образования, прочитать, да еще с пониманием и интересом работы по химии или физике, разобраться в тонкостях поэзии, не заснуть над «толстыми» романами и не запутаться в череде исторических событий, изложенных в хрониках и летописях.
• самой разнообразной Книгой.
Любого читателя Библия буквально поражает разнообразием литературных жанров — это и историческая хроника (Книги Царств, Паралипоменон), и лирика, поэзия (Песни Песней Соломона, Псалтирь, Книга Иова), притчи (Книга Притчей Соломоновых, Книга Екклесиаста), биографии (Евангелия), дневники (Деяния апостолов), аллегория (Откровение), пророчества (Книги пророков), законы (Книги Левит, Числа, Второзаконие) и др.
Ни в одной другой книге не только не присутствуют все эти жанры одновременно, но даже наличие 2-3 из них является огромной редкостью. Благодаря такому разнообразию Библию можно читать в любой отрезок своей жизни, при любом настроении, находя ответы буквально на все волнующие вопросы и запросы души.
• самой большой по количеству авторов.
Эта Книга написана более чем 40 авторами, среди которых были цари (Соломон, Давид) и пастухи (Амос), врачи (Лука) и рыбаки (Петр и Иоанн), полководцы (Иисус Навин) и вожди (Моисей) и многие другие.
• самой долгой по времени написания.
Книги, составляющие Библию, писались с 15 века до Р. Хр. до 1 века по Р. Хр., т. е. на протяжении 1600 лет!
• самой целостной и без единого противоречия.
Несмотря на то, что Библию писали 40 авторов, живших в различные века, имевших самое различное образование и социальное положение, бывших различных национальностей и культурных традиций, книги ее не только не противоречат, но дополняют одна другую и способствуют глубокому пониманию истин, в них изложенных. Мы упоминали выше, что нередко даже в произведениях одного и того же автора, посвященных одной и той же теме, нередко встречаются противоречия или изменение взглядов и мнений, особенно хорошо этот факт известен ученым, и это совершенно понятно и естественно, так как наука движется вперед, и то, что раньше казалось неоспоримым и правильным, с течением времени устаревает и изменяется, уступая место новым фактам, нередко доказывающим обратное. Что уж тут говорить о том, что если на одну и ту же тему мы возьмем для исследования труды 40 различных ученых, то сколько мнений и самых различных доказательств сможем встретить. А если мы пойдем еще дальше и попытаемся исследовать какую-то научную проблему, изучением которой занимались, предположим, также 40 ученых, но живших не только в разных веках, но и в разных эпохах, то встретим ли мы единство их взглядов — абсолютно без всяких противоречий? Ответьте сами на этот вопрос.
Этот замечательный феномен совершенной целостности и «единства» Священного Писания не могли объяснить даже самые ярые противники Библии в советское время.
• самой большой по объему.
Священное Писание представляет собой целую библиотеку, состоящую из 66 книг и занимающую по объему первое место среди всех, когда-либо существовавших и существующих книг.
• самой комментируемой Книгой.
На различные художественные, исторические, философские и пр. книги часто пишется различное количество комментариев, объем которых нередко превышает объем самой книги. Чем больше комментариев посвящено той или иной работе, тем ценнее она считается, ибо это свидетельствует о том, что ее появление вызвало большой интерес.
Так вот Библия на сегодня признана Книгой, на которую написано наибольшее число комментариев. Только в одной Оксфордской библиотеке на одно Первое Послание апостола Иоанна написано такое количество работ, объем которых занимает комнату более 20 кв. м.
• самой дорогой Книгой.
Самой дорогой книгой в мире, за которую была заплачена наибольшая сумма, является Синайский Кодекс (древняя рукопись Библии), проданной советским правительством Великобритании за 510000 долларов курса 1923 года!
Острожская Библия Ивана Федорова и Латинская Вульгата Гуттенберга немного уступают ей в цене.
• самой дешевой Книгой.
Одновременно с тем, что Библия является самой дорогой Книгой, она же является и самой дешевой, а порой многомиллионные ее тиражи вообще распространяются бесплатно.
• самой гонимой в мире Книгой.
Несмотря на огромный спрос и почитание, Библия является и самой гонимой Книгой. История не знает примеров, когда на протяжении 2000 лет против какой бы то ни было книги издавались государственные законы, нарушителей которых карали бы смертью.
В гитлеровской Германии и в СССР были запрещены многие книги, владельцев которых преследовали, но это длилось весьма непродолжительный срок. Парадокс же гонений на Библию состоит в том, что запрещали ее не только противники христианства, но и сама официальная христианская церковь! К таким церковным законам, в частности, относятся решения Тулузского собора 1229 года, когда было запрещено под страхом смерти читать Библию светским лицам [1]. На состоявшемся 15 лет спустя, в 1244 году Терраконском соборе запрет чтения Библии распространяется и на духовных лиц, священнослужителей! Приведем типичный для того времени пример: по приказу одного католического епископа был уничтожен в пламени костра целый тираж Библий из страха, что они попадут к людям, которые смогут прочитать об истинах, изложенных в ней и поймут, насколько велико отступление официальной церкви от Слова Божьего.
Из мирских, государственных законов можно указать постановление императора Диоклетиана от 303 года по Р. Хр., в котором читающие и хранящие у себя Библию приговаривались к смертной казни. Очень похожим было постановление правительства Французской республики от 1793 года, по которому все Библии сжигались, а их владельцы, продолжающие почитать Бога, уничтожались. Действие этого закона продолжалось до 1797 года, когда правительство было вынуждено отменить этот указ в связи с тем, что моральный и нравственный упадок общества достиг невероятных масштабов.
В 30-е годы в нашей стране действовали такие же законы, которые хорошо помнит старшее поколение.
• самой точной Книгой.
Несмотря на огромную критику, которой подвергалась Библия особенно в советское время, как лживая и опасная Книга, сегодня она признана абсолютно всеми одним из вернейших древних исторических источников.
• пророческой Книгой.
Пророчества, по выражению одного из ученых, накладывают на Библию печать Божественности. По подсчетам Священное Писание содержит свыше 3000 пророчеств, относящихся как к государствам — Вавилону, Риму, Греции, Ассирии, США, Турции, Египту, Арабскому халифату, и пр., народам — израильтянам, моавитянам, аммонитянам, едомлянам и пр., городам — Дамаску, Иерусалиму, Фивам, Мемфису и др., так и к отдельным личностям, таким, например, как Александр Македонский, Кир, Навуходоносор и др., религиям — хананейской, египетской, вавилонской и пр.
Кроме того, Библейские пророчества относятся к природным катаклизмам, истории церкви, распространению Евангелия по нашей планете.
Особенностью библейских пророчеств, в корне отличающих их от предсказаний древних и современных восточных мудрецов, астрологов, спиритов, магов, колдунов, гадалок, так называемых ясновидящих, в том числе и Нострадамуса, является то, что их значение можно понять любому и без специальных комментариев, а только на основании знания Библии и истории. Пророчества Библии нельзя да и просто невозможно толковать по-разному (если, конечно, не преследуется такой цели!), ибо они отличаются предельной ясностью и четкостью. Прочитайте для примера Иез. 26:3-5, Иерем. 51:37, Наум 1:8, Мф. 24:7, 14 и вы сами узнаете их смысл.
Итак, мы с вами увидели, что Библия имеет несколько поразительных особенностей, в корне отличающих ее от любых других книг. Но одно из главных ее отличий — это влияние Библии как на развитие народов и государств, так и на отдельного человека. Сравните современные христианские страны с государствами, исповедующими другие религии. С одной стороны, США, Канада и Западная Европа, а с другой — Африканские страны с их языческими культами, Азия с исламом, буддизмом и индуизмом, бывший СССР и страны социалистической ориентации с их атеизмом. Уровень жизни в этих странах и их развитие говорят сами за себя. Но более того, в первой группе государств тоже есть своя градация. И выше мы упоминали об этом. Страны, где большинство населения составляют протестанты, особо почитающие Библию, и к которым относятся США, Канада, Германия, Швеция, Великобритания опережают по своему развитию сугубо католические и православные страны, где изучение Библии либо преследовалось, либо не поощрялось, к ним относятся Испания, Мексика, Бразилия, Перу, Болгария, Югославия, Румыния и многие другие страны.

Примечания к 3 главе

[1] См. Х. А. Льоренте, История испанской инквизиции, М., Ладомир, АСТ, 1999, т.1, с. 89; Флери, Церковная история, кн. 79, N 58.

Глава 4
Рукописи Мертвого моря

Пожалуй, в мире немного мест, которые так же зловещи и неприютны, как Мертвое море, само название которого говорит о многом. История же о древних городах Содоме и Гоморре, находившихся когда-то в этих местах, также придает этой местности в глазах путешественников весьма мрачный вид. «проклятое место», — говорят о Мертвом море местные жители.
Возле берега не слышно птичьего щебетания, да и в самих водах не встречаются ни рыбы, ни водоросли. Поистине, царство смерти. И мало кто мог подумать, глядя на этот неприветливый и уникальный уголок природы, что настанет день — и он оживет, что его голос услышат во всем мире, кто-то с радостью, а кто-то с печалью и злобой…
В 1947 году бедуинский мальчик Мухаммед Эд-Дин из кочевого племени Таамире после долгих утомительных поисков пропавшей козы случайно обнаружил в скале вход в пещеру, находившийся гораздо выше его роста. Подумав, что пропавшее животное могло укрыться в этой пещере, он бросил в ее отверстие камень, но вместо блеяния козы услышал звук разбившейся глиняной посуды. С трудом взобравшись на скалу и проникнув внутрь пещеры, юноша обнаружил старинные глиняные сосуды с находившимися в них кожаными свитками [1].
Так были найдены ставшие знаменитыми на весь мир рукописи пещер Вади-Кумрана, от которых они и получили название кумранских рукописей или рукописей Мертвого моря, которое находилось поблизости от этого места.
В ходе последующих археологических раскопок было обнаружено поселение, в котором на протяжении с 4 века до Р. Хр. по 2 век по Р. Хр. жили последователи одной из еврейских духовных школ, относящейся, видимо, к ессеям, отличавшихся особой замкнутостью. У этой общины была огромная библиотека, большая часть которой дошла до нашего времени, поведав нам о многих доселе неизвестных страницах истории. Ее ценность объясняется, во-первых, тем, что до этого момента в науке господствовало мнение, что из-за влажности палестинской почвы там никогда не будут найдены древние памятники, и, кроме того, найденные свитки особо ценны были не только своей древностью, но и тем, что содержали в первую очередь Ветхозаветные Библейские книги.
Дело в том, что одним из серьезнейших обвинений, которым подвергалась Библия, была ее, якобы, ненадежность и сомнительность в точности и древности. Ученые-атеисты утверждали, что та Библия, которая существует сегодня, и та, которую читали две тысячи лет назад, значительно отличались друг от друга и были, по сути, разными книгами. Они пытались доказать, что Библию многократно изменяли, что-то добавляли, что-то удаляли, в зависимости, от политической ситуации, которая многократно менялась на протяжении многих веков. В результате, некоторые ученые «отказывали» в авторстве Исайи, Иеремии, Даниилу, утверждая, что книги, приписываемые им, значительно «моложе» и на самом деле были написаны спустя много веков после их жизни. Словом, Библия, как историческая Книга, не признавалась, а все, доверяющие фактам, в ней изложенным, высмеивались. Возразить этим утверждениям порой было нелегко, так как до Кумранской находки наиболее древними рукописями Библии следующие: рукопись Британского музея (895 г. по Р. Хр.), две рукописи Ленинградской Публичной библиотеки (916 и 1008 гг. по Р. Хр.) и рукопись из Алеппо (Кодекс Аарона Бен-Ашера) — 10 век по Р. Хр.
Все остальные рукописи датируются 12-15 веками по Р. Хр. [2]. Поэтому, когда археологи объявили, что рукописи и поселение Кумрана датируются 4 веком до Р. Хр. — 1 в. по Р. Хр., напряжение в научном мире возросло, ибо если действительно в руках ученых окажутся древние Библейские тексты, почти на 1000 лет древнее любого из сохранившихся доселе оригинала, то путем сопоставления можно будет выяснить наконец, менялась ли Библия на протяжении истории или нет, со всеми вытекающими отсюда выводами.
По сути, был поставлены вопросы: является ли Библия верной исторической Книгой или нет, а также, действительно ли она осталась неизменной на протяжении многих веков?
За спинами двух групп ученых стоял весь мир. Атеизм и христианство находились в напряженном ожидании.
В своем очерке, посвященном Рукописям Мертвого моря, мы будем в основном ссылаться на советского академика И. Д. Амусина, работа которого увидела свет во времена безраздельного господства атеистической идеологии в советской науке и является непредвзятой, а ученый отнюдь не был заинтересован в популяризации Библии. И поэтому если даже в исследованиях ученых-атеистов подтверждается верность и точность Библии, то это говорит о многом, и, в частности, о том, что даже советские цензоры и идеологи не могли отрицать столь многочисленные и яркие свидетельства в пользу этой Книги.
О первоначальном этапе борьбы по поводу датировки найденных свитков рассказывает английский профессор А. Рауэл Дэвис (кстати, атеист): «Наиболее настойчиво выдвигалось предположение, что авторы документов входили в секту караимов или связанную с ними, так что ее следует датировать, примерно, 8-10 веками по Р. Хр. Караимы — еврейская секта, возникшая в середине 8 века по Р. Хр. и распространившая свое влияние в Вавилоне, Персии, Сирии и Египте, а также в Палестине (кстати, караимы жили и в Крыму, и одним из их крепостей-поселений было Чуфут-Кале, вблизи Бахчисарая — прим. А. О.)…
Сначала действительно представлялось вероятным, что свитки имеют отношение к караимам. Тем не менее постепенно общественное мнение стало склоняться к более ранней датировке, а накапливающиеся новые свидетельства из области палеографии, археологии, а также вытекающие из собственно документов, делали гипотезу о караимах все менее и менее логичной. Ученые-семитологи, поначалу удивленные и настроенные скептически, вынуждены были смириться с фактом, что произошло открытие, абсолютно неожиданное и, казалось бы, совершенно невероятное. Шутка ли, были найдены рукописи, написанные в Иудее до Иисуса» [3]. Академик Амусин также подводит итог дискуссии ученых: «Сразу же после опубликования первых рукописей из Кумрана в науке разгорелись две «битвы» — за их подлинность и древность, и обе они были блистательно выиграны. Подлинность новонайденных рукописей была доказана находками самих археологов…» [4]. Древность рукописей была окончательно установлена с помощью физического, радиокарбонного метода исследования льняных оберток, в которые были завернуты рукописи [5]; палеографического анализа с помощью археологических раскопок пещер… Усилиями крупнейших палеографов современности (Олбрайта, Бирнбаума, Авигада, Сукеника, Мартина, Кросса и пр.) удалось установить, что подавляющее большинство кумранских произведений написано и переписывалось в течение примерно 200 с лишним лет (2 век до Р. Хр. — первая половина 1 века по Р. Хр.). Даже такой советский историк, как профессор И. А. Крывелев, отрицавший почти все в Библии, вынужден был признать: «Все методы датировки археологических документов, примененные при исследовании Кумранских рукописей, дали достаточно ясные хронологические показатели; в общем, документы относятся к периоду, лежащему между 3 веком до н. э. и 2 веком н. э.» [6].
Итак, найденные в Кумране рукописи Библейских книг относятся к 3 веку до Р. Хр. — 2 веку по Р. Хр. Почти все Библейские книги были обнаружены в нескольких экземплярах: Псалмов — 50, Второзакония — 25, Исайи — 19, Бытия — 15, Исхода — 15, Левит — 8, Малых (двенадцати) пророков — 8, Даниила — 8, Чисел — 6, Иезекииля — 6, Иова — 5, Самуила — 4, Иеремии — 4, Руфи — 4, Песни Песней — 4, Плача Иеремии — 4, Судей — 3, Царств — 3, Иисуса Навина — 2, Притч — 2, Экклезиаста — 2, Ездры-Неемии — 1, Хроник — 1 [7].
Теперь перед наукой стоял второй вопрос: изменялась ли Библия с течением времени и отличаются ли современные ее книги от древних рукописных вариантов? Произошли ли за 12 веков изменения текста или отдельных стихов, появились ли новые вставки или что-то, наоборот, исчезло?
Вот к какому выводу приходит советский академик Амусин в своей обобщающей работе по Кумранским находкам: «Изучение уже опубликованных библейских текстов обнаружило примечательный факт: бесчисленные исправления библейского текста, предложенные библейской критикой за последние два столетия, как правило, не подтверждаются древнейшими в настоящее время рукописями из Кумрана. Это говорит о том, что дошедший до нас масоретский текст или textus receptus, основан на хорошей рукописной традиции» [8].
Итак, даже в советское время было заявлено, что Библейские книги дошли до нас в неизмененном виде с глубочайшей древности. Что уж говорить о сообщениях западных ученых, не испытавших гнета марксистско-ленинской идеологии в науке. Они прямо писали, что открытия в Кумране — это величайшее и неоспоримейшее подтверждение истинности Библии как точной исторической Книги. Ведущий современный семитолог доктор В. Олбрайт назвал открытие в Кумране «величайшим из сделанных в Новое время» [9].
Благодаря открытию Кумранских рукописей, уже в серьезных научных кругах не оспариваются датировки Библейских книг согласно их авторам. И особенно это касается книги пророка Даниила, которую атеисты относили ко 2 веку до Р. Хр., сводя, таким образом, на нет все ее пророчества. Обнаруженные же в Кумране свитки книги Даниила, относящиеся к 125 году до Р. Хр., находящейся уже в то время в Каноне и пользующейся популярностью, подтверждает (совокупно с другими, подчеркнем, многочисленнейшими данными) датировку книги 6 веком до Р. Хр., какой она и значится в самой Библии.
Итак, многолетние попытки дискредитировать Библию рухнули, с чем согласились, как мы увидели, даже ярые ученые-атеисты. Не случайно Кумран много веков хранил свои тайны, чтобы открыть их на пороге Второго Пришествия Иисуса Христа, чтобы не осталось ни одной «зацепки» у тех, кто сознательно отвергает Истину, чтобы никто не мог сказать: «А могу ли я доверять Библии? И точно ли пророчества, помещенные в этой Книге, написаны не после событий, о которых они свидетельствуют?»
Поразительная сохранность Библейского текста, несмотря на многочисленные старания его врагов во всех веках свидетельствует о том, что Библия — это необычайная Книга, Автором которой является Сам Бог.

Примечания к 4 главе

[1] И. Д. Амусин, Кумранская община, М., Наука, 1983, с. 5.
[2] И. Д. Амусин, Кумранская община, М., Наука, 1983, с. 37.
[3] А. Р. Дэвис, Свитки Мертвого моря, М., Вече, 2001, с. 270.
[4] И. Д. Амусин, Кумранская община, М., Наука, 1983, с. 37.
[5] Laperron sar E. M. Qoumran, Letablissment essenien des bords de la Mer Morte. Histore et archeologie du site, P, 1976, p. 223-227.
[6] И. А. Крывелев, Раскопки в «библейских» странах, М., Советская Россия, 1965, с. 242.
[7] И. Д. Амусин, Кумранская община, М., Наука, 1983, с. 35.
[8] И. Д. Амусин, Кумранская община, М., Наука, 1983, с. 43-44.
[9] И. Д. Амусин, Кумранская община, М., Наука, 1983, с. 41.

Глава 5
Рукописи Наг-Хаммади

Нашему читателю, наверное, уже примелькалось, что почти каждую главу мы начинаем со слов: «в советское время считалось ложным то или иное утверждение Библии». Но мы это делаем намеренно, ибо, с одной стороны, действительно практически все, относящееся непосредственно к Библейскому тексту, считалось вымышленным, а с другой стороны, несмотря на внешний отказ общества от атеистической идеологии, идеи, буквально «вбитые» нам со школьных лет, даже людям моего поколения, которым сегодня 24-25 лет, продолжают, к сожалению, жить в наших умах, что мешает очень многим принять Библию, как Слово Бога, обращенное к сердцу каждого без исключения человека.
Итак, в советское время считалось, что книги, входящие в Новый Завет, написаны в 3-4 веках по Р. Хр. и, следовательно, их авторами ни Павел, ни Петр, ни Матфей быть не могут. Но время шло, и отстаивать подобную позицию становилось все труднее и труднее. Так всего за два года до открытия рукописей Мертвого моря, в декабре 1945 года в Верхнем Египте, возле древнего поселения Хенобоскион (современный район Наг-Хаммади) местными крестьянами случайно была обнаружена древнейшая библиотека, содержащая книги Нового Завета, датируемые 2-4 веками [1]. Исследование этой библиотеки привело ко многим открытиям, подтверждающих точность Новозаветных книг Библии.
Обилие фактов увеличивалось практически с каждым днем. Профессор И. А. Крывелев вынужден быть признать: «…по сравнению с другими произведениями древней литературы новозаветные и частично ветхозаветные книги находятся в особо благоприятном положении: имеющихся рукописей очень много, и они стоят во времени значительно ближе к оригиналам, чем чуть ли не все остальные древние литературные памятники, которые нам известны. Количество дошедших до нас рукописей Нового Завет сравнительно велико, их всего около 4200. Большинство их содержит отдельные новозаветные книги и их фрагменты… Для сравнения приведем количество сохранившихся рукописей произведений некоторых древних авторов: от Еврипида дошло до нашего времени лишь 2 рукописи, от Анналов Тацита — 1, от Платона — 11, Эсхила — 50, Вергилия и Софокла — около 100. Сравнение оказывается в пользу новозаветных книг и в вопросе о том времени, которое отделяет имеющиеся рукописи от оригиналов. Полезно вспомнить, сколько времени отделяет дошедшие до нас рукописи некоторых других древних произведений от их оригиналов. Это время составляет для произведений Юлия Цезаря — 900 лет, Платона — 1300, Эсхила — 1500, а Гомера — даже 2000. Мы уже видели, что с новозаветными книгами в этом отношении дело обстоит много лучше» [2].
А насколько отстоят от оригиналов книги Нового Завета?

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign