LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

Что такое медитация?
Юри Каптен (Артур Омкаров)



Авторское замечание: Насчёт терминов – текст может показаться сложным; раскрытие даже основных терминов потребует уже не статьи, а отдельной книги. Ничего не могу предложить иного, кроме, как понимать настолько, насколько позволяет образование каждого читателя в отдельности. Уместное сравнение: «Тайная Доктрина» Блаватской потребовала бы специального мифологического словаря античных терминов уже только для первого тома «Космогенезис».

Под медитацией обычно понимается состояние углублённого сосредоточения человека над объектами внутреннего или внешнего мира, с целью осознания их внутренней сущности, и, в конечном итоге, постижение свойств Высшей Реальности, выход сознания на уровни Божественного.
Известный австрийский психолог Ригби описывает процесс медитации так:
«Сначала сознание находится в нормальном бодром состоянии: возникает поток мыслей, идей, чувств. Постепенное сосредоточение позволяет переключиться на более тонкий и менее активный уровень мыслительного процесса. С этого момента грубое словесное мышление блекнет перед тонкой, подвижной духовной деятельностью.
Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворённого состояния, сосредоточение переходит на всё более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются самые тонкие структуры мышления и чувств, и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании без какой-либо целенаправленности.
Он пребывает в состоянии трансцендентального, или чистого, сознания без какого-либо времяощущения. После непродолжительного времени, обычно нескольких мгновений, мышление спонтанно возобновляется. Наиболее общее определение медитации — «умственное созерцание чего-то, вне непосредственного воздействия органов чувств».
Наибольшие разногласия здесь могут быть вызваны требованиями, предъявляемыми к объекту медитации.
Некоторые считают, что только Бог, Его трансцендентные качества и атрибуты, божественные свойства высшего «Я» человека могут быть объектом медитации; все остальные — суть предметы концентрации, а не медитации.
Другие полагают основным объектом медитации внутренние тонкоматериальные объекты: чакры, нади, с соответствующими им отражениями полубогов; постижение природы своего ума; и проч.
Наконец, третьи допускают возможность любых объектов, и, например, если человек забыл про окружающий мир, занимаясь пилением дров, то и он занимается динамической медитацией.
Лама Анагарика Говинда так определяет понятие «медитация» [«Творческая медитация и многомерное сознание», с.49]:
«Медитация означает много вещей: она означает поворот вовнутрь; она означает спокойное наблюдение, рефлексию и осознание самого себя; она означает осознавать сознание, стать беспристрастным наблюдателем потока меняющихся мыслей, ощущений, влечений и видений, до тех пор, пока мы не распознаем их природу и их источник».
Медитация — психологическое состояние отключённости сознания от органов чувств и самого ощущения физического тела, сопровождающееся концентрацией сознания на внутренней или внешней Высшей Реальности.
Один из важнейших принципиальных моментов — принадлежность медитации к области духовных, а не материальных явлений. Наряду с такими понятиями, как «садхана» (духовный Путь), «сверхсознание» (самадхи), «богосознание» и т.д.
А потому, определить слово «медитация» в терминах материалистической науки или словами земного языка принципиально невозможно, без существенного огрубления.
Поэтому медитация — не поиск новых или даже более глубоких интеллектуальных решений; медитация — не анализ мирских явлений интеллектуальными средствами, а прорыв из этого порочного круга причинно-следственной обусловленности, отбрасывание привычных путей нашего мышления для того, чтобы «достичь другого берега», страны Духа...
Это, если говорить об успехе в медитации, требует полного изменения и даже переворота наших воззрений, требует духовной трансформации...
Медитация отличается от просто концентрированного мышления включением супраментальных областей сознания, более высшей природы, нежели интеллект.
Медитация, в подлинном духовном значении этого слова, начинается тогда и только тогда, когда количественные изменения в самососредоточенности и абстрагировании от всего материального переходят на новый качественный уровень.
Образно говоря, она начинается там, где кончается интеллектуальный разум и начинается прямое сверхсознательное созерцание-вещей-какими-они-есть без умственной интерпретации..
Таким образом, медитация — многомерное и многокачественное явление; процесс глубокой медитации затрагивает сразу несколько высших слоёв-уровней аурической конституции человека.
Вот почему, развитие одного какого-то аспекта в медитации обычно приводит к соответствующим изменениям и эффектам, применительно к иным качествам ума, психики и тела.
Пока мы не приблизимся на практике к этому пониманию, уместно будет приводить несколько определений, одновременно справедливых и раскрывающих специфику того или иного аспекта медитации.
Медитация представляет собою и духовное явление, и объективный процесс и субъективное психологическое состояние одновременно.
Это делает возможным не только разное её определение, с разных ракурсов, аспектов и точек зрения, но и ключевые подходы к своему описанию.
Если же говорить более широко, то, в развёрнутом виде, само слово «медитация» означает одновременно следующее:
углублённое самососредоточение; обращённость сознания вовнутрь, на всё пространство внутреннего мира занимающегося или на отдельные аспекты, ракурсы или проявления;
путь к самопознанию истинного своего «Я», когда активность «эго» сведена к минимуму, а высшего «Я» («суперэго», «Эго») максимальная;
размышление о тонкоматериальных объектах, процессах или явлениях без деятельности органов чувств;
размышление о самом размышлении; осознавание самого процесса осознавания;
контролирование ума; прекращение бесконтрольного блуждания мыслей за органами чувств;
непосредственное созерцание нематериальных объектов, процессов или явлений в их внутренней, глубинной, сущностной основе;
погружение сознания в Бога и Его высшие проявления и аспекты;
осознавание неописуемых в материальных терминах личностных «игр» Высшее «Я» — Господь — личность преданного;
погружённость самосозерцающей и самопознающей Атмы в свою чистую духовную сущность;
доминирующая деятельность Духа в человеке (т.е., высших духовных составляющих человека), полностью контролирующая все животные проявления низшего «я».
А также:
особые упражнения для преобразования сознания, реструктуризации мышления;
специальные психотехнические методы длительной визуализации знаков, особых материальных объектов, или внутренних мыслеобразов;
особые способы настройки в аурическом коконе и проведение специальных тонких преобразований с помощью указаний Учителя;
сами процессы преданного служения, настраиваемые, управляемые и полностью обусловленные Волей Бога (это — лишь сухая формулировка);
погружение сознания в само сознание; это осознавание процессов осознавания…
постоянное внутреннее вопрошание: «Кто я? Что есть истина? Что есть действие Эго? Что есть любящее? Что есть грубое?»
размышление о духовных принципах, поиск путей применения к себе того, чему учит духовный Наставник (Гуру) и т.д.
путь к исчезновению «эго», путь к растворению телесного самоосознания в космической всеобщности. В такой медитации интеллекту и телесному самосознанию уцепиться не за что…
прекращение постоянной саморефлексии (самопоглощённости); одна из возможных моделей: когда в кувшине налита вода, луна отражается в на поверхности воды. Но если разбить кувшин, нет воды, нет луны.
прыжок в Царство Духа, как в Царство Свободы.
возможность соединить воедино противоречия внешнего и внутреннего поклонения, устранить противоречия внутренних импульсов и внешней жизни в миру…
способ установления — через выравнивание сердце/ум — контакта со сверхсознательным состоянием Бытия, с душой, которая обеспечивает состояние ведения и приводит к духовно мотивируемому деланию. Так медитация становится образом жизни. (Алиса А. Бейли — «Зов Иерархии», с.330). Вся Наука Призыва и Отклика содержится в слове «медитация». (Там же, с. 331).
Важно также будет заметить: без знаний — путь даже теоретических — о тонких составляющих семеричного человека принципиально невозможно дать определение, что такое «медитация».
Психологи и другие современные научные сотрудники могут сколько угодно гадать, зачем и почему существует медитация, но все их домыслы так и будут оставаться очередными интеллектуальными конструкциями.
Ибо без знания об Атме и составе семеричного человека нельзя понять ни механизмы медитации, как процесса, ни конечных целей и назначения медитации.
Аспекты медитации
Существуют тысячи, даже много тысяч разных аспектов медитации. Их обнаруживает каждый занимающийся, по мере самой практики. Здесь стоит упомянуть несколько категорий.
Например, мы уже говорили выше о медитации, как процессе и как о субъективном явлении, спектре состояний сознания.
Медитацию можно рассматривать в следующих аспектах:
психологическое явление;
длительное умственное сосредоточение;
процесс абстрагирования;
средство разотождествления с физическим телом;
образ жизни.
Кроме того, можно отдельно рассматривать медитацию, как явление и как процесс.
Однако, говоря об аспектах медитации, наибольшее значение следует уделить двум большим категориям: имеет смысл изначально различать все аспекты, связанные сугубо с техникой медитации, т.е., чисто технические стороны — от позы до настройки дыхания и концентрации, и аспекты сущностные, которые связаны с плодами или результатами медитативной практики.
Их обычно путают, в том числе, даже те, кто уже давно интересуется мистикой и самопознанием.
Отмечу, что в этом первом томе основной целью преследовалось описание технических аспектов медитации, тогда, как сущностные аспекты, стороны и проблемы анализируются в третьей книге.
Технические аспекты медитации обнаруживают удивительное сходство в самых разных традициях и религиях — от разнообразных буддийских школ до даосской йоги, от индийской йоги Патанджали до мистических традиций православного монашеского молитводелания.
Наоборот, сущностные аспекты медитации, в большей степени связанные с результатами медитативных практик, обнаруживают большое разнообразие. Это разнообразие связано со следующими факторами:
1. с субъективностью индивидуальных душевных реакций и получаемого опыта. Оно, в свою очередь, определяется следующим:
а) типом Лучей, на котором находятся тело, душа и Монада занимающегося. Напомню, что существуют Семь больших мистических Лучей:
1) Луч Воли;
2) Луч Любви;
3) Луч Активного Разума;
4) Луч Красоты и Гармонии;
5) Луч Научного Знания;
6) Луч Преданности и
7) Луч Ритуальной Магии.
Однако, этот вопрос я не могу здесь рассматривать подробно, по причине большого требуемого на то объёма, и мне ничего не остаётся, как отослать читателей к трактатам Алисы Бейли.
б) уровнем зрелости и степенью общей продвинутости ученика; они во многом определяют уровень и степень осознанности занимающихся.
2. типом исполняемых практик и обычно практикуемых медитативных методов; они же, если брать классические каноны, определяются учителем или конкретным наставником. Наибольшие различия здесь неизбежно связаны с характером объектов медитации: что есть объект — внешний или внутренний? Многие имперсоналисты и отрицающие Бога-внешнего, тем не менее, обнаруживают куда больше продвинутости в контроле внутренних энергий, нежели занимающиеся внешним почитанием и верующие ортодоксального толка…
3. уровнями конкретного погружения в тот или иной Мир (внешний или субъективно-внутренний); соответственно этим уровням и диктуется немалая часть реальных различий в получаемом медитативном опыте… Чем глубже погружённость сознания или тоньше уровень, в который проникает занимающийся, тем сложнее описать увиденное и прочувствованное
4. степенью и характером «занавесей» для сознания, других помех, обусловленных предыдущими действиями и предшествующими жизнями занимающихся; эти моменты связаны с индивидуальной Кармой ученика…
Кроме того, всегда надо различать:
1) прямое созерцание, или непосредственное видение — все тонкие объекты для этого требуют развития экстрасенсорных способностей; это прямое созерцание связано, иными словами, с непосредственным духовным видением йогина;
2) косвенное созерцание — например, мы не видим экстрасенсорно энергий гнева или других психических качеств, но мы можем их отслеживать по реакциям, по проявлениям. Более того, все религии — это, в значительнейшей мере, руководства для слепых: «ты не видишь Бога, ты не видишь тонкие Миры? — значит, делай то-то и то-то, и ты войдёшь тогда в Царствие Небесное»…
В этих аспектах — прямого или косвенного созерцания — всегда есть немалое поле для разнообразнейших самообманов и передёргивания фактов. Поэтому-то и следует делать чёткие различия между воображаемым и наблюдаемым в действительности.
В то же время, осознавание Бога вовсе не обязательно требует его непосредственного видения. А что касается постоянного осознавания Господа, то действовать в мире в состоянии постоянного осознавания Бога и одновременного тонкого видения Его и вовсе невозможно.
Поэтому, по меньшей мере, многим занимающимся вовсе не обязательно развивать специально экстрасенсорное ясновидение, и лучше, когда видение появляется, как следствие основной подлинно духовной практики, а не, как «сиддхачество», т.е. специальная наработка и погоня за сверхнормальными способностями.
В то же время, пару слов надо сказать о концентрации, как отдельном виде практики. Развитие концентрации — основное условие успеха в любых формах и типах медитации. Существенный момент — занятия по совершенствованию навыков концентрации, уже сами по себе, могут дать благоприятные плоды.
«Многие европейцы удивились бы, если бы пришли в соприкосновение с высокоразвитым йогом и наблюдали бы всю тонкость его чувств. Он видит малейшие различия в предметах, и ум его настолько обострён, что он делает выводы из воспринятого им, как бы, путём ясновидения... Некоторая степень ясновидения возможна для человека, развившего зрение путём внимания...» — пишет Рамачарака (У. Аткинсон) [без назван., с.246].
Всё дело в концентрации, и, даже не принимая во внимание развитие каких-либо экстрасенсорных способностей, систематические занятия дхараной позволяют человеку улавливать множество разнообразнейших моментов и оттенков явления (проблемы) практически мгновенно.
Медитация и молитва: сходства и отличия
Даже теоретическое понимание сущности медитации из приведённых выше положений, позволяют ответить на один из очень важных вопросов — в каких соотношениях находятся между собою медитация и молитва?
В последнее время стали появляться публикации, в которых говорится или о том, что молитва вообще не нужна, если человек занимается медитацией, или же, утверждается о тождественности глубокой молитвы и медитации.
Поэтому надо проследить, как черты сходства между молитводеланием и медитацией, так и проанализировать различия, если таковые есть.
Основное и безусловное сходство медитации и молитвы связано, конечно, с контролируемой активизацией духовных составляющих человека — сначала Буддхи, а затем и Атмы, как, собственно, высшего «Я» человека.
Как медитация, так и глубинная чистая молитва «включают» это высшее «Я», в результате чего, человек погружается в свет самоосознания Атмы (при внутренней медитации), или же, лучи самоосознающей Атмы направляются на внешние проявления Божественности, когда объектом медитации являются внешние проявления Господа, или Высшей Реальности.
В обоих типах медитации фокус самоосознания человека выходит за пределы феноменального мира, или Физического уровня материальной природы…
В этом отношении медитация и состояние глубокой молитвы безусловно близки. Более того, если говорить о состояниях Сверхсознания, как о плодах молитвы или медитации — то и вообще эти понятия могут оказаться тождественными.
Не может быть чистой непарительной молитвы, в котором занимающейся обращается к самым глубинным уровням Атмы, которая бы не требовала медитации, а для очень и очень многих людей совершенство в молитвенной практике, как раз, и означает на практике выход на эти уровни, достигаемые в медитации и требующие медитативного состояния. Как видите, всё ещё зависит от уровней молитвы и качества молитвы.
Если верующий крестьянин просит у Бога корову, а мафиози освящает в церкви свой новый «Мерседес», прося Господа защитить его собственность, — то этот уровень материалистических молитв никакого отношения к медитации вообще не имеет и, конечно, ниже самых простых медитативных практик.
Но, когда достаточно продвинутый в вере человек просит Господа преобразить его, превратить его человеческую жизнь в Жизнь Высшую, использовать Его для реализации на земле Божьего промысла, — уже такие уровни автоматически означают вхождение в состояние медитации и, в свою очередь, требуют медитативного погружения в Бога.
Святые действовали и действуют в состоянии медитативной погружённости в Бога, в состоянии медитативной непривязанности к низшим природным явлениям, в состоянии озарённости высшего сознания и высшим сознанием…
Поэтому, уже на этих примерах, мы видим нетождественность, хотя и близость, понятий «молитва» и «медитация». Ведь, под молитвой обычно понимается любое обращение сознания верующего к Богу.
Но, можно ли молиться самому себе? — ведь, медитативное погружение в свою Атму, пребывание в высшей природе своего собственного естества тогда можно квалифицировать, как «молитву самому себе»?
Вот в этом последнем случае, как раз, лучше говорить, как о медитации, а не, как о молитве. Кроме того, нельзя не учитывать, что медитация часто практикуется людьми, которых нельзя считать религиозными в ортодоксальном смысле этого слова.
Например, в дзэн-буддизме: эта особая ветвь столь «атеистической» религии, как буддизм, вообще целиком основана на медитативном созерцании и требует медитативного созерцания.
Но погружение в свою высшую природу, как раз, и означает погружение в Бога, если признавать тезис о тождестве высшего «Я», или Татхагата-гарбхи, и Господа, как единственной Высшей Реальности.
Более того, Шри Сатья Саи Баба как-то заметил, что атеистов вообще не существует: ведь нет ни одного человека, кто не был бы уверен в своём собственном «Я» (!).
Подводя здесь заключительные итоги, следует сказать следующее:
— примитивная молитва не далеко продвинутых в духовном отношении людей — ниже медитации;
— глубокие уровни молитвы, погружённость в глубинное осознавание Бога — выше примитивных уровней медитативных практик, осуществляемых сугубо механистическим образом. В этом последнем смысле неправомерно будет говорить, что медитация выше молитвы и может её заменить.
Поэтому, давайте не путаться в словах и давайте за отдельными словами распознавать, что именно за ними скрывается.
17 октября 2005 г.
«Советник» — путеводитель по хорошим книгам.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign