LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ


ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ПРАВА И ЦИВИЛИСТИКИ


© 2000 г. С.А. Оленев

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО КУРСУ
«РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО».
НЕКОТОРЫЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ ПО КУРСУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

1. Индикаторным явился включенный в экзаменационные билеты вопрос: «Состояние российского законодательства в области экономики». Ответы на этот вопрос показали, что большинство студентов, несмотря на максимально облегченный (с помощью имеющейся в институте электронной библиотеки) доступ к официальным текстам всех ныне действующих законов и иных нормативных правовых актов, недостаточно работает с ними, предпочитая знакомиться с их комментариями и изложениями в учебной литературе.
В результате столь неконструктивного подхода к подготовке ответы многих студентов на этот вопрос были лишены конкретики. В лучшем случае студенты отмечали отсутствие ряда законов, ссылки на которые содержатся в ГК РФ, например, федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Однако отвечающие не отметили очевидного недостатка законотворческого процесса: на качестве разрабатываемых в последние годы законов Российской Федерации негативно сказываются ведомственные, или точнее сказать групповые, «клановые» интересы, что происходит вследствие лоббирования регулируемых этими законами вопросов; после того, как закон удовлетворит интересы «продвинувших» его групп лиц, он нередко перестает работать.
Многие предписания предпринимательского законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Вследствие неумелого использования правовых средств значительное число предписаний экономического законодательства создает лишь видимость правового регулирования, его имитацию. Имеет место девальвация законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, из-за большого количества бланкетных норм. Одной из острейших проблем является отсутствие четкой единой терминологии в гражданском, налоговом и бухгалтерском (учетном) законодательстве.
Вместе с тем, и это отмечалось в выступлениях участников Байкальского экономического форума (Иркутск, сентябрь 2000 г.), правотворческая работа последних лет по адекватному правовому обеспечению новых экономических реалий привела к созданию нормативно - правовой основы предпринимательства, которая может быть оценена как самодостаточная при условии ее умелого использования (С.Э. Жилинский).
Конечно, констатация факта создания основ правового регулирования экономических отношений в России, не исключает, а, наоборот, предполагает дальнейшее совершенствование экономического законодательства. С направлениями этой работы студенты могут ознакомиться по базе законопроектов Справочной правовой системы «Гарант», которая содержит не только тексты законопроектов, но и пояснительные записки их разработчиков, письма Президента РФ и другую информацию, позволяющую глубже понять правовую логику принимаемых законов.
2. Довольно часто студенты дают недостаточно уверенные и неполные ответы на вопрос: «Обычаи делового оборота». Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).
Правовое значение обычаев делового оборота состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных актов и договоров. В ст. 309 ГК установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условием обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пункт 2 ст.5 ГК РФ предусматривает, что обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора, не применяются.
Один из видов обычаев делового оборота выделен в самом ГК РФ. Имеется в виду ст.427, которая допускает возможность использования примерных условий, разработанных одним из контрагентов. Она предусматривает, что примерные условия рассматриваются как договорные условия в случаях, когда в самом договоре содержится отсылка к ним. Если же такая отсылка отсутствует, примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота. Для этого необходимо, чтобы такие условия отвечали требованиям, которые предъявляются статьей 5 (имеется ввиду прежде всего то, что они не противоречат обязательным для сторон положениям законодательства или заключенному сторонами договору), а также пунктом 5 ст.421 (они не противоречат любым применяемым к отношениям сторон нормам законодательства, включая диспозитивные).
Обычаи делового оборота широко применяются во внешнеторговом обороте. Это объясняется в значительной мере тем, что прямые отсылки к ним содержатся в актах, регулирующих порядок разрешения внешнеторговых споров, а также в некоторых международных актах.
Так, ст.9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (с 1 сентября 1991 года вступила в силу для СССР, а значит, и для РФ) предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и установленной практикой отношений. Не ограничиваясь этим, Конвенция устанавливает: «При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли».
Нетрудно заметить различие между этой международной нормой и нынешней редакцией ст.5 ГК. Имеется ввиду, как понимание самой сути обычая, так и возможность его применения при отсутствии прямой отсылки к нему в договоре. Основное различие состоит в том, что обычаем делового оборота руководствуются независимо от того, применялся ли он сторонами в их практике и был ли вообще известен сторонам. Указанное обстоятельство позволяет отметить близость обычаев делового оборота с диспозитивными нормами, с той, однако разницей, что диспозитивные нормы все же пользуются приоритетом (п. 5 ст. 421 ГК РФ).
Существующие в разных странах деловые обыкновения в ряде случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями. Примером такой унификации могут служить разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс». Этот акт неоднократно менялся. Последний по времени «Инкотермс-90» охватывает широкий круг возникающих при международной купле-продаже вопросов, включая распределение транспортных расходов между сторонами, определение момента перехода риска случайной гибели предмета договора с продавца на покупателя, расшифровку различных терминов, применяемых в международной практике и др.
Правила «Инкотермс-90» не следует отождествлять с обычаем делового оборота в том понимании, в каком он обозначен в ст.5 ГК РФ. Существенное различие состоит в том, что в отличие от обычаев делового оборота правила «Инкотермс-90» применяются только при условии, если стороны включили отсылку к «Инкотермс-90» в заключаемый ими договор. В остальных случаях соответствующие положения могут применяться, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым ГК РФ к обычаям делового оборота.
3. Говоря о субъектах предпринимательской деятельности, студенты нередко допускают грубые ошибки, заключающиеся в использовании устаревших, не предусмотренных действующими нормативными актами терминов и понятий. Так, допускается еще применение терминов «частный предприниматель», «смешанное товарищество», «частное предприятие», хотя с момента введения в действие главы 3 части первой нового Гражданского кодекса (с 1 января 1995 г.) на территории Российской Федерации гражданин может заниматься хозяйственной деятельностью как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ст.23 ГК РФ).
Глава 4 Кодекса, посвященная юридическим лицам, была введена в действие со дня официального опубликования части первой ГК, то есть с 8 декабря 1994 года, а не с 1 января 1995 года (ст.6 Федерального закона РФ от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). С этого момента вступил в силу запрет на создание коммерческих организаций в форме, не предусмотренной Кодексом, который дает их исчерпывающий перечень (п.п.1, 2 ст.50).
Полные товарищества, не признававшиеся ранее юридическими лицами, получили статус самостоятельных субъектов права; «смешанные товарищества» стали «товариществами на вере»; акционерные общества закрытого типа стали четко разграничиваться с обществами с ограниченной ответственностью, став разновидностью акционерных обществ (п.2 ст.6 Вводного закона). Более детально правовой статус и сроки преобразования указанных выше юридических лиц регламентированы Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996 г.) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Согласно п. 5 ст. 6 Вводного закона в нашем обороте до 1 июля 1999 г. сохранялась фигура «частного предприятия». До этого срока индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными организациями, объединениями, фондами, и другие, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежали преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. Причем, все юридические лица, указанные в п.п.2-7 ст.6 Вводного закона освобождены от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений своего правового положения, вызванных введением в действие части первой ГК РФ (ст.7 Вводного закона). После истечения указанного срока «частные предприятия» подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.
Отрицательную аттестацию на экзамене получают студенты, относящие к субъектам предпринимательской деятельности ассоциации и союзы юридических лиц, которые в силу п.1 ст. 121 ГК РФ не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
Большую пользу студентам принесут пособия, посвященные отдельным видам коммерческих организаций: Могилевский С.Д. Акционерные общества. М.,1998; Его же. Общества с ограниченной ответственностью. М., 1999; Зубович М.М., Семеусов В.А. Акционерное общество: правовые аспекты. Иркутск, 2000 и др..
Характеристику некоммерческих организаций (по отдельным их видам) в рыночной экономике можно посмотреть по работе: Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. Учебное пособие. М.,1998.
4. Характеризуя систему органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, студенты довольно часто ссылаются на ст. 51 ГК РФ, которая устанавливает общий для всех юридических лиц порядок регистрации, предусматривая, что все они должны пройти государственную регистрацию в органах юстиции. На основании данной нормы права студенты часто к названной выше системе относят лишь органы юстиции.
Действительно, при Министерстве юстиции РФ в настоящее время действует Государственная регистрационная палата, устав которой утвержден приказом министра юстиции от 29 декабря 1998 г. №192. Органы юстиции осуществляют также государственную регистрацию общественных и религиозных организаций. Однако, до введения в действие федерального закона о регистрации юридических лиц зачастую применяется иной порядок государственной регистрации (ст. 8 Вводного закона). Этот порядок отличается от того, который предусмотрен ГК РФ, он регламентируется Законом РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 г., статьями 34 и 35 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утв. Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г., №1482 и рядом других специальных законов об отдельных видах организаций.
Наибольшее распространение имеет регистрация юридических лиц органами местного самоуправления, которые часто для этой цели создают регистрационные палаты (центры). В нашем городе, например, регистрация осуществляется на основе Временного положения о порядке регистрации юридических лиц Регистрационной палатой администрации г. Иркутска», утв. Постановлением мэра г. Иркутска от 30 марта 1998 г., №031-06-278/8.
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями, начиная, как правило, с определенного уровня иностранных инвестиций в уставном капитале, и ведение Государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями, как и аккредитация представительства иностранных компаний, возложена на Государственную регистрационную палату при Минюсте РФ. Государственную регистрацию финансово-промышленных групп и ведение Государственного реестра финансово-промышленных групп РФ осуществляет Министерство экономического развития и торговли РФ (пост. Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. №101 «О возложении на Министерство экономики РФ функций уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп»)
Кредитные организации, в соответствии с Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (оба ныне действуют в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. №151-ФЗ), регистрируются в разрешительном порядке Центральным Банком России, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Государственный реестр юридических и физических лиц (как налогоплательщиков) ведут в настоящее время местные налоговые органы (см.: Постановление Правительства от 10 марта 1999г. №266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков»).
Основные мероприятия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, являющиеся приложением к Плану действий Правительства РФ утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 г., №1072-р предусматривают переход к уведомительному принципу государственной регистрации бизнеса с одновременным установлением правил надзора и введением ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию (п.48). Документ см. на сайте «Российской газеты» по адресу в Интернете: www.rg.ru (Ведомственное приложение «Бизнес в России»).



? ? ? ? ?



ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign