LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление
К читателю 3
Физиология как предмет и характеризующие его понятия 6
Глава 1. Основные механизмы деятельности клеток 15
Клеточная (плазматическая) мембрана, ее основные функции 15
Цитоплазма. Клеточные органеллы (органоиды)
и их основные функции 20
Клеточное ядро. Митоз 26
Образование энергии в клетке 28
Генетический контроль функции клетки. Синтез белка 33
Трансмембранный пассивный транспорт 37
Раздражимость и возбудимость живых систем 43
Электрические явления в возбудимых клетках 47
Трансэпителиальный транспорт 53
Глава 2. Внутренняя среда организма 56
Кровь как внутренняя среда организма 59
Интерстициальное пространство и микросреда клеток 68
Лимфа как внутренняя среда 71
Гистогематические барьеры 74
Внутренняя среда и механизмы защиты клеточного гомеостазиса 78
Глава 3. Основы регуляции жизнедеятельности организма 86
Общие принципы регуляции живой системы 86
Рефлекторная регуляция соматических функций 95
Рефлекторная регуляция вегетативных функций 116
Местная гуморальная саморегуляция 128
Система гормональной регуляции 130
Системный принцип организации
механизмов регуляции жизнедеятельности 143
Глава 4. Основные характеристики мышечной деятельности 146
Скелетные мышцы 146
Функциональные особенности гладких мышц 163
Интегративные механизмы вегетативного обеспечения
мышечной деятельности 165
Глава 5. Эндокринные функции 169
Функции гипофиза 169
Функции надпочечников 178
Функции щитовидной железы 183
562
Функции околощитовидных желез 186
Функции эпифиза или шишковидной железы 187
Деятельность эндокринных тканей в органах,
обладающих неэндокринными функциями 188
5.7. Деятельность клеток, сочетающих выработку гормонов
и неэндокринные функции 193
Глава 6. Функции крови 200
Функции эритроцитов 200
Лейкоциты 212
Функции тромбоцитов 219
Механизмы гемостаза 223
Общие закономерности кроветворения 228
Глава 7.Функции кровообращения и лимфообращения 236
Системная гемодинамика 242
Общие закономерности органного кровообращения 285
Особенности кровоснабжения органов и тканей 299
Микроциркуляция (микрогемодинамика) 317
Центральная регуляция кровообращения 326
Лимфообращение 333
Глава 8. Функции дыхания 340
Дыхательный акт и вентиляция легких , 341
Газообмен в легких и перенос газов кровью 354
Регуляция дыхания 362
Защитная функция дыхательных путей 377
Глава 9. Функции пищеварения 380
Секреторная функция органов пищеварения 382
Принципы регуляции пищеварительной деятельности
желудочно-кишечного тракта 385
Пищеварение в ротовой полости 392
Пищеварение в желудке 398
Пищеварение в тонкой кишке 412
Пищеварение в толстой кишке 429
Всасывательная функция желудочно-кишечного тракта 434
Моторные и защитные функции пищеварительного тракта 440
Глава 10. Обмен веществ и энергии. Питание 447
10.1. Роль обмена веществ в обеспечении пластических
потребностей организма 449
Роль обмена веществ в обеспечении энергетических
потребностей организма 460
Обмен веществ и энергии при различных уровнях
функциональной активности организма 464
Регуляция обмена веществ и энергии 467
Питание 474
563
Глава 11. Тепловой обмен 480
Теплопродукция и теплоотдача 481
Температура тела человека, ее регуляция 483
Лихорадка 490
Терморегуляция и другие системы регуляции гомеостаза 491
Глава 12. Выделение, водно-солевой обмен. Функции почек 493
Органы и процессы выделения 493
Водно-солевой обмен 495
Функции почек 502
Интегративные механизмы регуляции водно-солевого обмена
и гомеостатическая функция почек 522
Глава 13. Кислотно-щелочное состояние 528
13.1. Кислоты и основания внутренней среды. Общие представления
о буферных растворах 529
Физико-химические гомеостатические механизмы 532
Физиологические гомеостатические механизмы 536
Основные физиологические показатели
кислотно-щелочного состояния 541
13.5. Основные изменения кислотно-щелочного состояния 542
Глава 14. Функции костной ткани 545
Сокращения в тексте 552
Предметно-тематический указатель 554
Ассоциация преподавателей физиологии высших учебных заведений
Ассоциация преподавателей физиологии высших учебных заведений ставит своей целью совершенствование преподавания физиологии человека и животных в учебных заведениях, а также решение вопросов социальной защиты и профессиональных интересов преподавателей. Ассоциация будет представлять интересы своих членов в отечественных и международных организациях и объединениях, в органах законодательной и исполнительной власти, в органах управления образованием и наукой.
Важнейшей задачей Ассоциации является разработка и совершенствование концепции преподавания физиологии человека и животных в различных учебных заведениях, создание современных учебных программ, методических рекомендаций и организация их широкого обсуждения научной общественностью. В программе деятельности Ассоциации — содействие развитию высоких этических норм в профессиональной деятельности ученых-педагогов, участие в благотворительном движении, организация научно-просветительской, воспитательной и оздоровительной работы.
Реализация цели и задач Ассоциации преподавателей физиологии высших учебных заведений предполагает обобщение опыта преподавания физиологии в учебных заведениях России и за рубежом, распространение соответствующих научно-информационных материалов, а также организацию методических совещаний, школ-семинаров, симпозиумов, деловых встреч и "круглых столов" на хозрасчетной и договорной основе. Особое внимание будет уделяться организации различных форм обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей различных учебных заведений, проведению циклов усовершенствования, специализации и т.д.
Ассоциация предусматривает развитие издательской, информационной и рекламной деятельности, организацию творческих коллективов для создания новых учебников, практикумов, лекционных курсов и других методических материалов, необходимых для совершенствования учебного процесса. Имеется в виду содействие разработке информационных программ, внедрению автоматизированных информационных систем в практику учебной и научно-исследовательской работы кафедр физиологии, созданию учебных и научно-популярных видеофильмов и помощь в расширении их использования в преподавании физиологии и смежных дисциплин.
Членами Ассоциации могут быть кафедры физиологии и коллективы преподавателей физиологии — коллективные члены, а также преподаватели и ученые, работающие в области физиологии или смежных научных дисциплин — индивидуальные члены Ассоциации. Уставом Ассоциации предусмотрено предоставление ее членам в первоочередном порядке различных услуг информационного, консультационного и методического характера, финансовых льгот при проведении курсов повышения квалификации, циклов усовершенствования и других мероприятий, организуемых Ассоциацией, а также методической и финансовой помощи при создании творческих коллективов для разработки и совершенствования учебных и научных проектов. Члены Ассоциации будут пользоваться приоритетом в получении финансовой поддержки и льготного кредитования издательской деятельности в рамках Ассоциации.
Учебник "Основы физиологии человека" представляет собой первый опыт издательской деятельности Ассоциации, реализованный созданным этой организацией творческим коллективом.
Юридический адрес Ассоциации: 197376, г.Санкт- Петербург, ул.акад.Павлова, 12, Ассоциация преподавателей физиологии.
Авторы учебника
Брин Вадим Борисович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии и проректор по научной работе Северо-Осетинского медицинского института (г.Владикавказ).
Вартанян Инна Арамаисовна — доктор биологических наук, заведующая лабораторией сравнительной физиологии сенсорных систем Института эволюционной физиологии и биохимии им.И.М.Сеченова РАН (г.Санкт-Петербург).
Данияров Санжарбек Бакирович — академик Академии наук Республики Кыргызстан, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии Кыргызского медицинского института (г.Бишкек).
Захаров Юрий Михайлович — член-корреспондент Академии естественных наук России, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии Челябинского медицинского института (г.Челябинск).
Киселев Валерий Иванович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии Алтайского медицинского института (г.Барнаул).
Кубарко Алексей Иванович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии и ректор Минского медицинского института (г.Минск).
Кураев Григорий Асвадурович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, главный научный сотрудник НИИ Нейрокибернетики Ростовского университета (г.Ростов-на-Дону).
Лонге Кирилл Александрович — доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института экспериментальной медицины РАМН (г.Санкт-Петербург).
Маляренко Юрий Ефимович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных Тамбовского педагогического института (г.Тамбов).
Медведев Михаил Андреевич — академик Российской Академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии и ректор Сибирского медицинского университета (г.Томск).
Панасюк Евгений Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии Львовского медицинского института (г.Львов).
Ткаченко Борис Иванович — академик Российской Академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии Сенкт-Петербургского медицинского института им.И.П.Павлова, руководитель Отдела физиологии висцеральных систем и директор Института экспериментальной медицины РАМН (г.Санкт-Петербург).
Тхоревский Виталий Иванович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии Центрального института физической культуры (г.Москва).
АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОТОВИТ К ИЗДАНИЮ 3-Й ТОМ УЧЕБНИКА «ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА» (КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) ПОД РЕДАКЦИЕЙ АКАДЕМИКА РАМН Б. И. ТКАЧЕНКО.
В 3-м томе учебника предусмотрено рассмотрение механизмов компенсации нарушенных физиологических функций на местном, органном и системном уровнях. После изложения в предыдущих 2-х томах материалов о физиологических функциях организма и механизмах их регуляции очевидна необходимость показать, что, если эти механизмы компенсации нарушенных физиологических функций оказываются несостоятельными, в организме возникает патология (болезнь).
Компенсаторные механизмы, согласно современным представлениям, являются динамическими, быстро возникающими средствами аварийного обеспечения организма. Они мобилизуются при попадании организма в неадекватные условия среды или при действии на него экстремальных раздражителей.
С этих позиций студенту, уже изучающему клинические дисциплины, необходимо знание физиологических механизмов компенсаторно-приспособительных реакций организма и их рассмотрение при нарушении различных параметров гомеоста-за.
Все более очевидно, что многие реакции, возникающие в организме в процессе болезни, являются приспособительными реакциями «нормального» организма. Под влиянием чрезвычайных раздражителей внешней или внутренней среды они резко возрастают по величине, длительности и пространственному охвату и, приобретая опасное для организма значение, становятся в прямом смысле патологическими реакциями. Это превращение нормальных приспособительных реакций в реакции патологические составляет узловое звено в патогенезе заболеваний, а его детальное изучение является одной из основных задач клинической физиологии.
Из сказанного следует, что одной из главных целей 3-го тома «Основ физиологии человека» является освещение стандартных приспособительно-компенсаторных и адаптивных реакций организма, возникающих на различных уровнях его организации — от субклеточного до организменного, оценка их функциональной состоятельности и переход компенсаторно-приспособительной реакции в ее патологическую форму. Таким образом, 3-й том учебника должен обеспечить естественный переход знаний, полученных студентом в курсе нормальной физиологии человека,
к знаниям о закономерностях реагирования различных клеток, тканей, органов и систем организма на сильный раздражитель, о формах их ответа в условиях патологического нарушения физиологических приспособительных реакций.
В 3-м томе «Основ физиологии человека» предусматривается рассмотрение внутрисистемных и межсистемных механизмов компенсации нарушенных функций; физиологических принципов диагностики нарушений функций; компенсаторно-приспособительных реакций при нарушениях функций вегетативной нервной системы, эндокринной системы, системы крови. Будут охарактеризованы: механизмы компенсации функций систем кровообращения и дыхания; проблемы клинической физиологии пищеварения; механизмы компенсации нарушений водно-солевого, кислотно-основного гомеостаза и функций почек; механизмы регуляции и компенсации при нарушениях энерго- и теплообмена.
Читатели смогут ознакомиться с данными о компенсаторных механизмах нарушений функций центральной нервной и сенсорных систем, а также об адаптационно-приспособительных реакциях при нарушениях двигательных функций. Отдельные главы посвящены обсуждению механизмов боли и физиологических механизмов нетрадиционных методов диагностики и лечения. Том заключит очерк клинической физиологии в трудах отечественных и зарубежных физиологических школ.
В составе авторского коллектива 3-го тома уже известные по первым двум томам: В. Б. Брин, И. А. Вартанян, Ю. М. Захаров, А. И. Кубарко, Г. А. Кураев, К. А. Ланге, Ю. Е. Маляренко и В. И. Тхоревский, а также профессор А. В. Завьялов (Курский медицинский институт), член-корреспондент РАМН Ю. Д. Игнатов (Санкт-Петербургский медицинский институт им. И. П. Павлова), профессор П. К. Климов (Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, г. Санкт-Петербург), профессор Ю. П. Пушкарев (Санкт-Петербургский педиатрический медицинский институт), профессор А. А. Скоромец (Санкт-Петербургский медицинский институт им. И. П. Павлова) и доктор медицинских наук В. А. Сорокоумов (Санкт-Петербургский медицинский институт им. И. П. Павлова).
III том «Основ физиологии» предполагается издать в 1995 году.
Предварительные заказы направлять: 197376 г. Санкт-Петербург, ул. Акад. Павлова, д. 12, Ассоциация преподавателей физиологии высших учебных заведений.
АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
приглашает профессоров, доцентов, преподавателей и сотрудников кафедр физиологии высших учебных заведений, заинтересованных в совместной деятельности, направленной
на разработку и совершенствование концепции преподавания физиологии человека и животных в различных учебных заведениях,
на создание новых современных учебных программ и методических рекомендаций,
на участие в благотворительном движении и в организации научно-просветительской, воспитательной и оздоровительной работы — активно участвовать в работе Ассоциации в качестве ее официальных членов.
Членами Ассоциации могут стать не только отдельные работники кафедр физиологии и смежных научных дисциплин (индивидуальные члены), но и кафедры в целом (коллективные члены).
По всем вопросам, связанным с вступлением в Ассоциацию и с ее деятельностью просим обращаться по адресу: 197367 г. Санкт-Петербург, ул. Акад. Павлова, д. 12.
Телефоны: 234-66-75, 234-93-48 (ин-т эксперим. медицины). Факс: (812) 234-94-89.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign