LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


80
операционная прибыль от продаж;
валовая прибыль (от продаж);
суммарные операционные расходы на продажи.
А также:
оборачиваемость основных средств;
оборачиваемость запаса;
период погашения дебиторской задолженности;
период погашения кредиторской задолженности.
5. Наиболее значимой Внутренней информацией, способной су
щественно повлиять на результаты полученной оценки, являются
следующие моменты:
наличие Свидетельств о праве собственности на объекты не
движимости (в случае отсутствия, инвестиционная привлека
тельность объектов снижается);
обременение активов (наличие договоров залога, аренды
и т.п.).
Источники внутренней информации могут быть:
публичными, доступными для любого исследователя;
частными, составляющими собственность определенной ком
пании или института (но с возможностью доступа к ним за
плату);
подписными, представляющими собой гибрид публичных и
частных источников, когда информация находится в чьей то
собственности, но постоянно обновляется и становится до
ступной для определенного ограниченного круга подписчиков.
При поиске источников информации особое внимание нужно
уделять таким вопросам, как стоимость и конкретность получаемой
информации, надежность и гарантии достоверности информации. К
сожалению, имеется прямая зависимость (причем обычно очень тес
ная) между степенью конкретности информации и стоимостью ее
получения. Необходима оценка надежности информации (с задани
ем допустимой погрешности); она должна включать источник, срок,
в течение которого информация остается актуальной, и ее анализ.
Репутация источника — это одно, а использование доказательств,
подтверждающих ее, — совсем другое.
Приведем несколько наиболее распространенных источников
бизнес информации:
правительственные учреждения;
библиотеки;

81
торговые ассоциации, союзы, общественные объединения
субъектов рынка;
компании, занимающиеся частными исследованиями и ин
формацией;
газеты и журналы, включая отраслевые информационные из
дания;
службы бизнес информации;
базы данных в режиме онлайн.
Некоторые источники стоит прокомментировать. Правительст
венные учреждения, как государственные, так и надгосударствен
ные, могут служить хорошим источником необработанных данных,
особенно рыночных и макроэкономических, а также информации,
касающейся регулирования. Однако часто эти данные нужно интер
претировать или анализировать. В том, что касается экспортных
рынков, торговые ассоциации зачастую являются более полезным
источником.
Число компаний, занимающихся частными исследованиями и
информацией, за последние годы выросло в несколько раз; они спе
циализируются на сборе информации о рынках и конкурентах. Сюда
же относятся специализированные агентства.
Газеты и журналы представляют собой источник бесплатной
(обычно), но не фильтрованной информации по широкому кругу
вопросов. Службы бизнес информации чаще всего предоставляют
услуги по поиску специальной и детализированной информации на
основе подписки или продажи. Обычно это коммерческие организа
ции, но такие услуги предоставляют и академические учреждения.
На западе примером коммерческих организаций могут быть служба
кредитной информации Dun & Вгаdstreet или компания А.С. Nielsen,
занимающаяся исследованиями рынка. В качестве примера академи
ческих учреждений можно привести Centre for Economic Forecasting
при London Business School, предоставляющий макроэкономические
анализы и прогнозы, и Small Business Foresight, предлагающий услуги
по анализу и прогнозированию для держателей акций мелких компа
ний. В России можно привести в качестве примера агентство АКМ и
институт экономики переходного периода соответственно.
В последние годы большое значение приобрела информационная
сеть Интернет. Всегда имеется большой спрос на специфическую
информацию по секторам и регионам, и он продолжает расти. Груп
па определенных интересов, блоки новостей и доски объявлений в
интернет позволяют выделить «пучки» узкоспециализированной ин

82
формации и таким образом увеличить полезность доступной инфор
мации.
Информационные технологии увеличили возможность доступа к
первичным источникам информации внутри компании. Менеджер
ские информационные системы (MIS) и администраторские инфор
мационные системы (FIS) собирают информацию из таких источни
ков, как отчеты о продажах, производственные отчеты, а также у них
имеется информация о рынках, финансах и производстве.
4.3. Общая и специфическая информация
Давайте разберем необходимость специфической информации и
ее взаимосвязь с общей информационной базой оценки на примере
российских предприятий электроэнергетики.1
Внешняя информация
Как было отмечено выше, внешняя информация характеризует
условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и эко
номике в целом. Для предприятий электроэнергетической отрасли
характерны следующие моменты:
1. Макроэкономическая и геополитическая информация.
В данном случае можно говорить о чуть ли не решающем значе
нии этого вида информации.
При подготовке этого вида информации для компаний электро
энергетической отрасли следует обратить внимание на следующие
моменты:
Уровень инфляции.
Смета затрат на производство электрической и тепловой энергии
утверждается для энергоснабжающей организации исходя из плани
руемого роста цен, а также исходя из достигнутых исторических пока
зателей. Превышение реальных значений инфляции прогнозных по
казателей, утвержденных региональной энергетической комиссией,
может критически отразиться на финансовых результатах компании.
Темпы экономического развития страны.
Эта информация в какой то степени коррелируется с информа
цией об уровне и темпах развития региона, в котором действует ин
формация, но не дублирует ее, а дополняет, так как развитие отдель
ного региона прямо зависит от состояния экономики страны.
1 Отраслевые особенности электроэнергетики, обуславливающие специфику инфор
мационной базы и процесса оценки, представлены в Приложении № 1.

83
Изменение процентных ставок.
Многие показатели, влияющие на расчет тарифов, а следователь
но, на прибыльность компании, зависят от уровня процентных ста
вок по кредитам банков, а также от размера ставки рефинансирова
ния Центрального банка.
Колебания курсов валют.
Несмотря на то, что практически все продажи и большую часть
закупок энергокомпании осуществляют в рублях, существенная
часть затрат рассчитывается исходя из цен, выраженных в условных
единицах или долларах. Это касается закупок импортного энергети
ческого оборудования, уплаты процентов по валютным кредитам.
Кроме того, компания может продавать электроэнергию на экспорт.
Уровень политической стабильности.
Один из наиболее существенных моментов. Электроэнергетика
является стратегической отраслью, с высокой степенью социальной
значимости и, в силу этих факторов, подвержена влиянию действия
политической конъюнктуры. Судьба предприятий, их возможное су
ществование в качестве самостоятельных субъектов рынка зависят от
многих факторов, в том числе от:
политической ориентации руководства как на федеральном,
так и на региональном и местных уровнях власти;
отношения основных политических сил, действующих в ре
гионе, к проводимым реформам, и в том числе к реформе
электроэнергетики.
Стратегические программы правительства.
Одна из наиболее важных частей этого блока. Учитывая значи
мость энергетической отрасли для экономики и достижения прогно
зируемых параметров социально экономического развития, государ
ство вырабатывает научно обоснованную и общественно восприня
тую долгосрочную энергетическую политику, описываемую в
Энергетической Стратегии Российской Федерации. В Стратегии
особое внимание уделяется инструментам и механизмам реализации
энергетической политики, включающим методы государственного
регулирования, ценовую и налоговую политику, совершенствование
нормативно правовой базы и т.д. Отдельными блоками рассматрива
ется региональная энергетическая политика, научно техническая и
экологическая политика, международная деятельность и внешняя
политика в области развития энергетики России.
На основании прогнозируемых макроэкономических параметров
социально экономического развития страны в Энергетической стра

84
тегии России вариантно определяются основные требования наци
онального хозяйства, предъявляемые к энергетическому сектору, в
том числе объемы и структура энергопотребления, экономически
целесообразные уровни экспорта, а также необходимые для этого
масштабы и темпы развития топливно энергетического комплекса и
его отраслей. В Стратегии сформулированы цели, приоритеты и
этапность реализации основных задач по развитию ТЭК страны.
2. Рыночная информация.
Для предприятия электроэнергетики огромное значение имеет
рынок, на котором компания действует. Ввиду того, что зона дейст
вия электроэнергетических компаний совпадает с административ
но территориальным делением России, уместно говорить об иссле
довании потенциальных возможностей конкретного региона, в кото
ром действует предприятие, а не всего рынка в целом.
К числу приоритетных моментов относится следующая информа
ция:
уровень развития региона, стадия развития (подъем, спад или
стагнация), информация о состоянии региональных и местных
финансов, регионального бюджета (значительную часть потре
бителей составляют бюджетные организации);
специализация промышленности региона, наличие энергоем
ких производств в регионе. (К числу энергоемких производств
относятся производство ферросплавов, алюминия, магния, ме
ди, синтетического аммиака, синтетических волокон, каучука
и т.д.);
покупательная способность населения региона, средняя зара
ботная плата (эта информация указывает на возможность насе
ления своевременно и в полном объеме расплачиваться по роз
ничным тарифам на электрическую и тепловую энергию);
данные о развитии в регионе альтернативных источников ин
формации;
структура потребления электрической и тепловой энергии в ре
гионе;
климатические условия, среднегодовые температуры в реги
оне.
3. Информация о конкурентах.
В случае с компаниями электроэнергетической отрасли сложно
говорить о приоритетности информации о конкурентах, так как само
название компаний этой отрасли — «естественная монополия» — го
ворит о практическом отсутствии конкурентов у предприятий этого

85
вида. Все сделки, связанные с продажей электроэнергии за пределы
обслуживаемого компанией региона, то есть связанные с приобрете
нием и продажей электроэнергии через общенациональную энерге
тическую систему, осуществляются через Центральное Диспетчер
ское Управление (дочернее предприятие РАО ЕЭС) по установлен
ным тарифам на оптовые поставки и не зависят от рыночной
стратегии предприятия.
4. Информация о поставщиках.
Ввиду упомянутых выше особенностей предприятий электро
энергетической отрасли, особое значение приобретает информация
о поставщиках компании и прежде всего — о поставщиках топлива.
Следует раскрыть следующие моменты:
количество поставщиков компании;
размещение основных месторождений топлива, близость стан
ций компании к месторождениям угля и/или другого вида топ
лива;
отношение с поставщиками (зачастую в структуре собственни
ков угольных компаний и региональных энергосистем значатся
аффилированные лица, или же собственники поставщиков
топлива и владельцы энергокомпаний являются прямыми кон
курентами);
конъюнктура цен на топливо;
конъюнктура цен на электроэнергию, отпускаемую с Феде
рального оптового рынка электроэнергии (в том случае, если
компания является энергодефицитной);
информация о влиянии, количестве профсоюзных организа
ций и проценте вовлеченных сотрудников (величина расходов
на оплату труда определяется согласно условиям тарифного со
глашения, заключаемого между компанией и отраслевым или
региональным профсоюзом).
5. Внешняя финансовая информация.
В связи с идущими в отрасли реформами, а также по причине
сложной структуры инвестиций и потребления, в этом разделе сле
дует выделить основные моменты:
финансовое состояние основных промышленных потребите
лей электроэнергии в регионе;
доступность заемных средств в регионе;
динамика на курсы акций аналогичных энергокомпаний.
6. Информация о регулировании и налогообложении.

86
Информация о государственном регулировании является ключе
вой в отношении электроэнергетики. Оценщику необходимо озна
комиться с условиями функционирования энергоснабжающих орга
низаций, с основными законодательными, ведомственными и ины
ми правовыми актами, определяющими способы формирования
себестоимости и цены продукции, производимой компаниями элек
троэнергетики. Стоит остановиться на следующих существенных
моментах:
Общие условия функционирования определяют следующие
документы:
1. Федеральный закон «О государственном регулировании тари
фов на электрическую и тепловую энергию в Российской Фе
дерации», Федеральный закон «О естественных монополиях».
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 года №122 ФЗ «Об осо
бенностях несостоятельности (банкротства) субъектов есте
ственных монополий топливно энергетического комплекса».
3. Указ Президента РФ от 25 июля 1998 года № 889 «О мерах по
снижению тарифов на электрическую энергию».
4. Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 915
«О внесении изменений и дополнений в постановление
Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г.
№ 121».
5. Постановление Правительства РФ от 21 августа 1998 г. № 988
«Об обеспечении устойчивого снабжения топливом и энер
гией отраслей экономики и населения в осенне зимний пе
риод 1998 1999 годов».
6. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г.
№ 1413 «О продлении срока действия Основных положений
ценообразования на электрическую и тепловую энергию на
территории Российской Федерации и Порядка утверждения
и применения тарифов на электрическую и тепловую энер
гию в Российской Федерации».
7. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 г.
№ 1444 «Об основах ценообразования в отношении электри
ческой энергии, потребляемой населением в целях сниже
ния тарифов на электрическую энергию для промышленных
потребителей и совершенствования основ ценообразования
в отношении электрической энергии с учетом поэтапной
ликвидации перекрестного субсидирования».

87
8. Методические указания о порядке расчета тарифов на элект
рическую и тепловую энергию на потребительском рынке,
утвержденные Постановлением ФЭК № 32/2 от 2 июля
1999 г. (Постановление №2/2).
9. Постановление региональной энергетической комиссии по
утверждению тарифов на электрическую и тепловую энер
гию.
Конкретные вопросы формирования затрат (по материальным
видам затрат):
Покупная энергия:
1. Утвержденный ФЭК годовой баланс производства электри
ческой энергии.
2. Баланс отпуска электрической энергии с Федерального (об
щероссийского) оптового рынка электрической энергии
(мощности) (ФОРЭМ), утвержденный ФЭК.
3. Положение об утверждении оптовых тарифов на электриче
скую энергию, отпускаемую с ФОРЭМ, утвержденное ФЭК.
Отчисления в фонд НИОКР РАО «ЕЭС России»:
1. Постановление Правительства №1156 от 13/10/1999.
2. Приказ РАО «ЕЭС России» №321 от 01/09/1999.
3. Положение «О взаимоотношениях РАО «ЕЭС России» и ак
ционерных обществ электроэнергетики по формированию и
использованию средств внебюджетного Фонда НИОКР РАО
«ЕЭС России» РАО «ЕЭС России».
4. Договор о сотрудничестве по формированию средств вне
бюджетного Фонда НИОКР РАО «ЕЭС России», заключен
ный между РАО «ЕЭС России» и компанией.
Абонентская плата за услуги по организации функциониро
вания и развитию ЕЭС:
Текущее постановление Правительства о размере абонент
ской платы.
Наиболее существенными моментами с точки зрения налогооб
ложения являются:
налогообложение на региональном и местных уровнях, размер
ставок по местным налогам;
система льгот и льготных налоговых режимов, а также государ
ственных преференций, условия получения льгот и вычетов.
Внутренняя информация
1. Информация о производстве.
В этом разделе оценщик должен осветить следующие моменты:

88
объемы производства электрической и тепловой энергии;
структуру производства в разрезе видов энергии (электриче
ской и тепловой);
структуру производства в разрезе видов электростанций
(ГРЭС, ТЭЦ, ГЭС, альтернативные источники энергии);
долю предприятия в производстве электроэнергии по Россий
ской Федерации;
топливопотребление и структуру используемого в производст
ве топлива (уголь, мазут, газ, прочие виды топлива);
удельные расходы топлива на электрическую и тепловую энер
гию;
применение энергосберегающих технологий;
степень износа основных фондов компании.
2. Информация о трудовых ресурсах.
Здесь следует сосредоточиться лишь на общей численности со
трудников и динамике ее изменения, а также на фигуре управляюще
го предприятием.
3. Ретроспективные данные об истории компании и описание
стратегии предприятия. В этом разделе основное внимание уделяет
ся следующей информации:
бизнес план компании (составленный по единому образцу
компаний, входящих в единую энергосистему страны);
отчет об исполнении бизнес плана.
4. Внутренняя финансовая информация.
В этом разделе помимо обязательных для любой компании сведе
ний (финансовой отчетности, включающей в себя бухгалтерский ба
ланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала и от
чет о движении денежных средств) оценщик должен ознакомиться со
специфической отчетностью, предоставляемой только компаниями,
производящими тепловую и электрическую энергию. Информация
этого блока отчетности неразрывно связана с двумя предыдущими
разделами — производственной информацией и историей компании.
Описываемая отчетность предоставляется при подаче заявки на
утверждение новых тарифов на энергию. В последнее время подоб
ные заявки составляются ежегодно, однако в условиях гиперинфля
ции указанные процедуры могут осуществляться и чаще.
Состав этой отчетности формируется согласно постановлениям
Правительства и ФЭК, указанным выше, и включает в себя следую
щие сведения:

89
расчеты, подтверждающие потребность предприятия в финан
совых ресурсах в период регулирования;
определение типа и объема продукции, поставляемой на рынок
(по электрической энергии — энергия и мощность высокого
напряжения, среднего напряжения и низкого напряжения, по
тепловой энергии — горячая вода и пар различных параметров
и давления);
общее описание распределения финансовых ресурсов между
различными типами продукции, поставляемой на рынок;
расчет средней суммы тарифа и тарифов для каждого типа про
дукции;
стандартный набор отчетности состоит из следующих блоков
информации, предоставляемых в табличной форме (см. При
ложение № 2):
баланс электрической энергии и мощности энергоснабжающей
организации по обслуживаемому региону;
расчет полезного отпуска электрической энергии энергоснаб
жающей организации;
потери электрической энергии в сетях энергоснабжающей ор
ганизации по диапазонам напряжений;
расчет коэффициентов потерь электрической энергии в сетях
энергоснабжающей организации по диапазонам напряжений
(производится исходя из нормативных значений и историче
ских данных);
структура полезного отпуска электрической энергии и мощ
ности по категориям, группам и отдельным потребителям, в
том числе по диапазонам напряжений;

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign