LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Изучив данную главу, Вы получите шанс овладеть этим путем. Вы
узнаете, каким требованиям должны отвечать, оценивая бизнес ин
формацию, как она собирается и обрабатывается и используется в
оценочной практике, какими информационными источниками
пользуются современные оценщики и какие сервисные службы по
могают им сформировать сервисные службы качественной инфор
мационной базы.
4.1. Информационная база оценки, ее состав и структура
Залог успешной оценки бизнеса — качественная информацион
ная база. Информация необходимая для оценки собирается из раз
личных источников. При этом важно, чтобы она отражала состояние
внешней (макроэкономической и микроэкономической) и внутрен
ней среды бизнеса в различные периоды времени. Характеристики
оцениваемого бизнеса на дату оценки являются результатом преды
дущего развития, предпосылкой будущего развития и одновременно
зависят от положения дел в экономике страны, в отрасли и регионе.
Поскольку стоимость бизнеса является результатом воздействия
многочисленных взаимосвязанных факторов, постольку и информа
ция необходимая для ее оценки представляет собой систему взаимо
связанных информационных блоков, среди которых выделяются фи
нансовые результаты деятельности предприятия.
Оценочная информация классифицируется по различным крите
риям. В зависимости от характеризуемых условий выделяются внеш
няя и внутренняя информация. Внешняя информация характеризует
условия функционирования предприятия в регионе, отрасли, в стра
не, на внешнем и внутреннем рынках. Внутренняя информация опи

71
сывает само предприятие, дает отчет о его деятельности, организаци
онной структуре, финансовых результатах.
В зависимости от размещения источника выделяется аутсайдер
ская и инсайдерская информация. Аутсайдерская информация явля
ется публичной, доступной широкой публике, открытой, т.к. она
печатается в средствах массовой информации или в сети интернет.
Источник аутсайдерской информации расположен в не фирмы.
Инсайдерская информация, напротив, нигде не публикуется либо
содержится во внутренних изданиях, о которых посторонние пред
приятию люди даже не подозревают, к инсайдерской относится так
же и конфиденциальная информация. Источник такой информации
расположен внутри фирмы.
В зависимости от параметров бизнеса и показателей. характери
зующих его состояние, информацию можно подразделить на обыч
ную и специфическую. Общая информация включает в себя стан
дартные показатели, характеризующие деятельность любого пред
приятия, без учета его специфики. Специфическая или особенная
информация, напротив, отражает особенности оцениваемого бизне
са, обусловленные его отраслевой принадлежностью, месторасполо
жением и т.п.
В зависимости от характеризуемых аспектов бизнеса информация
подразделяется на финансовую, правовую, управленческую, техни
ко технологическую, хозяйственно экономическую.
И наконец, учитывая, что в любом предприятии заключено орга
ническое единство имущественного комплекса и бизнеса, следует
различать информацию относящуюся к имуществу предприятия и
информацию содержащую характеристики предприятия как бизне
са. В зависимости от доступности информация подразделяется на
публичную и конфиденциальную.
Все перечисленные информационные блоки должны быть взаи
мосвязаны в пространстве и во времени и соответствовать опреде
ленным требованиям, предъявляемым к оценочной информации.
Основными требованиями являются:
1) достоверность;
2) точность;
3) комплексность;
4) полнота.
При этом анализируемая оценщиком информационная база
должна содержать все необходимые сведения и быть достаточной для
обоснованного заключения о стоимости предприятия.

72
Cистематизация собранных данных осуществляется либо хроно
логическим методом, либо журналистским, либо логическим, либо,
что наиболее часто — комплексным, сочетающим все три метода.
Суть хронологического метода заключается в сборе, расположении и
последующем анализе информации от прошлого к будущему, при
журналистском методе — от более важного к менее значимому, при
логическом — от общего к частному или от частного к общему.
Любой бизнес подчиняется законам и подзаконным правовым
актам страны резидента, ряд которых являются общими для всех
предприятий — юридических лиц, а часть которых относятся только
к предприятиям определенных отраслей и сфер деятельности.
Это прежде всего относится к лицензируемым сферам деятель
ности, особое внимание здесь следует обратить на предприятия свя
занные с добычей и переработкой полезных ископаемых. правовое
поле предприятия (бизнеса) обязательно должно быть учтено при
формировании информационной системы оценки, т.к. эта специфи
ка серьезно влияет на процедуру и результат рыночной оценки.
Не менее важной для стоимостной оценки является аутсайдер
ская, публичная информация, причем особое внимание следует об
ратить на местные печатные издания, в которых можно обнаружить
информацию о спорах и судебных разбирательствах касающихся
прав собственности на тот или иной объект оценки, о скрытом обре
менении объекта или сомнительных сделках, которую владельцы
предприятия предпочли бы скрыть, но которая существенно повлия
ет на величину стоимости бизнеса. Кроме этого, в публичных источ
никах (газетах, журналах, интернет сайтах) можно найти и отчет
компании, подготовленный для собрания акционеров, и данные о
недавно совершенных сделках с аналогичными объектами, и инфор
мацию о состоянии фондового рынка, и рейтинговые обзоры, позво
ляющие определить место оцениваемого предприятия среди других
компаний.
Процедура сбора информации включает в себя следующие этапы:
1. Направление запроса в компанию с просьбой предоставить тре
буемую для оценки информацию (в запросе целесообразно приме
нять формы, позволяющие в дальнейшем сгруппировать получен
ную в определенном формате информацию и провести расчеты).
Например, требуется информация для оценки оборудования. В
этом случае к запросу прилагается таблица для заполнения, в кото
рой указываются следующие столбцы: наименование, дата приобре

73
тения, технические характеристики, текущее использование, про
цент физического износа).
2. Осуществление контакта с основными подразделениями ком
пании, отвечающими за тот или иной блок данных (Техническая
служба, Производственная служба, Маркетинговая служба).
3. Формирование рабочей группы из назначенных ответственных
за проведение оценки со стороны компании и специалистами оце
ниваемой компании.
4. Получение необходимой для проведения оценки информации.
Однако широко доступной публичной информации не всегда бы
вает достаточно для формирования полного, достоверного представ
ления об оцениваемом бизнесе. Поэтому оценщик должен обладать
определенными навыками социолога, психолога, журналиста для
проведения интервью, составления опросного листа, грамотного
проведения беседы с руководством и рядовыми сотрудниками фир
мы, с партнерами и конкурентами. Полученная в результате ин
тервьюирования информация зачастую оказывается весьма полез
ной. Особое место интервьюирование занимает в информационной
базе, созданной для оценки Закрытых Акционерных компаний, ма
лых предприятий, финансово кредитных институтов. В таких ком
паниях важно провести всесторонний, детальный опрос собственни
ков владельцев, менеджеров разного уровня. Это поможет выяснить
многие важные факты, относящиеся к оцениваемому предприятию,
составить представление о стратегии фирмы, о философии бизнеса,
концепции управления. Часто подобная информация позволяет по
лучить дополнительные сведения об отрасли, о конкурентной среде,
в которой действует компания, об отношениях с банками, с постав
щиками и партнерами по бизнесу, о компетентности ключевого пер
сонала. Например, побеседовав с финансовым директором, можно
узнать, имеются ли на складе вышедшие из употребления или низко
ликвидные товарно материальные запасы. Менеджер по продажам
может указать на какие нибудь важные контракты, о которых забы
ли упомянуть владельцы, или сообщить некоторые детали конку
рентного поведения фирмы, которые могут повлиять на оценку.
Менеджер по производству может сообщить, что новое оборудова
ние существенно снижает себестоимость продукции. Каждое такое
сообщение может в значительной степени повлиять на прогноз
оценщика относительно будущих показателей прибыли предприятия
и, следовательно, на конечный результат оценки. Однако при прове
дении опросов оценщик не должен ограничиваться владельцами и

74
менеджерами. Желательно также побеседовать с работниками банка,
обслуживающими фирму, например, с менеджером по кредитам, у
которого можно получить важную информацию относительно про
шлой деятельности компании и который может выдать свой собст
венный прогноз относительно перспектив его развития. Следует свя
заться и с бухгалтером, готовящим отчетность и налоговые деклара
ции, а также с недвижимым аудитором, если таковой имеется.
Полезны ли будут и контакты с основными конкурентами компа
нии, от которых можно получить ценные сведения о состоянии от
расли, а зачастую и полезную информацию относительно самой
компании заказчика.
Безусловная польза от интервьюирования таит в себе и опреде
ленную опасность, а именно возможность «увязнуть» в несущест
вующих деталях. При проведении реальной оценки приходится про
сматривать и анализировать большой объем информации, значи
тельная часть которой оказывается, в конце концов, лишней.
Определение того, какая информация является существенной, со
ставляет неотъемлемую часть процесса оценки. Примерный пере
чень вопросов, по которым можно получить дополнительную ин
формацию из опросов:
цель и объем работ по оценке;
история деятельности предприятия;
правовые формы функционирования предприятия;
характеристика филиалов и дочерних компаний;
месторасположение предприятия и его подразделений;
права владения бизнесом;
ассортимент продукции и услуг предприятия;
отраслевая классификация;
кредиторы;
основные клиенты;
социальные программы для работников предприятия;
информация о недвижимости, занимаемой предприятием;
физическое состояние производственных мощностей, обору
дования и т.п.;
предыдущие оценки, исследования и прогнозы, выполняемые
самой компанией или по ее заказу;
передача прав собственности и предложения о покупке;
дополнительные источники информации, из которых можно
получить ценные сведения о компании и отрасли, к которой
она относится;

75
сведения о владельцах компаний;
информация о ключевом персонале;
специальные вопросы, вытекающие из анализа, финансовой
отчетности;
обязательства, обусловленные наступлением определенных со
бытий и вытекающие из определенных документов, например,
договор аренды, а также непредвиденные расходы;
предыдущие оценки рыночной стоимости отдельных видов ма
териальных активов, гудвилла и др. нематериальных активов.
Таким образом, при оценке бизнеса для того, чтобы собрать как
можно более полную информацию о компании и отрасли очень важ
но провести подробный опрос владельцев, ключевого персонала,
клиентов, кредиторов, банкиров, поставщиков, поскольку многие
факты могут быть получены только от них.
Помимо непосредственно получения информации оценщик дол
жен ее обработать: проверить, внести необходимые корректировки и
рассчитать относительные показатели. Кроме этого, зачастую необ
ходимо для получения сопоставимых данных произвести инфляци
онную корректировку данных, а также нормализовать бухгалтерскую
отчетность.
Нормализация отчетности проводится с целью определить дохо
ды и расходы, характерные для нормального действующего бизнеса.
Она необходима для того, чтобы оценочные заключения имели объ
ективный характер, основывались на реальных показателях, характе
ризующих деятельность предприятия.
Отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми
принципами бухгалтерского учета, не отражает реальную рыночную
стоимость имущества. Возможность использования разных методов
учета операций, списания долгов приводит к неодинаковым значе
ниям прибыли и денежных потоков.
Рыночная стоимость части активов, таких как финансовые вло
жения или нематериальные активы, может не учитываться при со
ставлении баланса.
Нормализующие проводки в процессе коррекции финансовой от
четности проводятся по следующим направлениям:
корректировка разовых, нетипичных и неоперационных дохо
дов и расходов;
корректировка метода учета операций, как, например, учета за
пасов или создания резервов, или метода начисления аморти
зации;

76
корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью оп
ределения рыночной стоимости активов.
4.2. Внешняя и внутренняя информация
Внешняя информация, характеризует условия функционирова
ния предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом. Можно
выделить следующие виды внешней информации.
1. Макроэкономическая и геополитическая информация. Хотя
информация этого вида редко напрямую воздействует на компании,
она может сыграть решающую роль при разработке долгосрочной
стратегии. Например, информация о разработках в Китае помогла
компаниям решить, выходить на китайский рынок или нет; приме
чателен тот факт, что первые иностранные компании, которые выш
ли на китайский рынок, обладали лучшими и наиболее достоверны
ми источниками информации о политических и экономических пе
ременах в Китае.
Кроме того, как это будет описано ниже, в отдельных случаях
макроэкономическая и геополитическая информация может сыграть
решающую роль при оценке предприятий некоторых отраслей про
мышленности, а именно: предприятий, относящихся к так называе
мым «естественным монополиям», стратегически значимых пред
приятий и т.д.
К основным моментам, характеризующим макроэкономическую
и геополитическую информацию, относят:
уровень инфляции;
темпы экономического развития страны;
изменение процентных ставок;
колебания курсов валют;
уровень политической стабильности;
стратегические программы правительства и многое другое.
2. рыночная информация. Это огромная и сложная область, и ры
ночная информация сейчас по праву является основным товаром для
фирм, начиная от рекламных агентств и заканчивая банками (а так
же для специализированных компаний, занимающихся рыночными
исследованиями), конкурирующих за право предоставить информа
цию.
Рыночная информация может быть очень разной — от конкрет
ной (как, например, анализ структуры магазинов в узком сегменте
розничного рынка) до самой общей (как анализ тенденций на миро
вом рынке какого нибудь товара). От рыночной информации зави

77
сят разработки компаниями новых продуктов, маркетинговое пла
нирование, планирование коммуникаций и рекламы, решения об
экспорте, а также общие стратегические решения. Природа рыноч
ной информации меняется в зависимости от цели и от того, какой
компании предназначена эта информация; категории, по которым
обычно ищется информация, включают размер и рост рынка, поку
пательную способность, привычки, спрос и поведение потребите
лей, рыночную долю и информацию о конкурентах.
3. Информация о конкурентах. Ее иногда рассматривают как
часть рыночной информации, но она по праву заслуживает отдель
ного рассмотрения, поскольку может влиять на принятие стратеги
ческих решений, даже если рыночные условия не учитываются непо
средственно. Компании могут, например, заинтересоваться, где кон
куренты находят источники сырья и специалистов, для того чтобы
участвовать в конкурентной борьбе за эти источники или сохранить
уже имеющиеся. Известно, что точную информацию о конкурентах
получить трудно, и эта область удостоилась пристального внимания
благодаря таким неэтичным действиям некоторых компаний, как
промышленный шпионаж.
4. Информация о поставщиках. Эту информацию часто упускают
из виду, но она играет не последнюю роль и при разработке новых
продуктов, и при расчете практических результатов. Информация о
поставщиках обычно концентрируется на таких аспектах, как из
держки, надежность, качество и время доставки.
Информация о поставщиках прямо влияет на наши знания о при
быльности компании, а следовательно, о ее перспективах на рынке и
цене.
5. Внешняя финансовая информация. Компаниям, особенно
крупным со сложной структурой инвестиций и (или) со сложной фи
нансовой структурой, требуется разнообразная информация по та
ким вопросам, как, например, динамика курсов акций, движение на
рынке капитала и т. д. В последние годы на этих рынках наблюдают
ся тенденции к переходу в виртуальное пространство и предоставле
нию информации в режиме реального времени.
6. Информация о регулировании и налогообложении. Компани
ям нужна информация об условиях регулирования не только для со
блюдения правовых норм, но и для определения необходимых затрат.
Оценка условий регулирования тоже нужная задача, предшествую
щая принятию любого решения о выходе на рынок. Информация о
налоговых системах важна не только для соблюдения правовых

78
норм, но и для определения эффективного с точки зрения налоговых
выплат способа ведения операций. Например, могут быть какие то
налоговые стимулы к размещению производства в одном регионе, а
не в другом, где планируется введение более высоких налогов. Наи
более существенными моментами являются:
степень государственного регулирования отрасли;
налогообложение на федеральном, региональном и местных
уровнях;
система льгот и льготных налоговых режимов, а также государ
ственных преференций.
Внешняя информация
Внешними источниками информации могут являться следующие
нормативные и справочные материалы:
информация о ценах на товарных и сырьевых биржах, по коти
ровкам акций компаний публикуемая в сети Интернет (см.
Приложение);
аналитические обзоры и статистические материалы, публикуе
мые Государственным комитетом по статистике РФ, Минис
терством финансов РФ, Московской межбанковской валют
ной биржей, фондовыми организациями (в том числе Россий
ской торговой системой), российскими и зарубежными
информационными агентствами (в том числе агентствами
АК&М, «Финмаркет», «Росбизнесконсалтинг») в сети Интер
нет (см. Приложение);
специализированные отраслевые журналы;
прайс листы агентств недвижимости города, в котором нахо
дится оцениваемая компания;
справочные бюллетени «Оптовик», «Промышленный опто
вик», «Капитал», приложение к «Строительной газете», «Ин
декс цен в строительстве», компьютерные базы данных;
распоряжения государственных управлений «Центров по цено
образованию в строительстве» области, в которой находится
оцениваемая компания об утверждении индексов удорожания
сметной стоимости строительства.
В период сбора информации лицами, осуществляющими оценку
проводится инспекция оцениваемого объекта. В процессе инспек
ции осматриваются конструктивные элементы зданий, инженерные
коммуникации, технологические линии. Изучаются представленные
технические документы, акты обследования, бухгалтерская инфор

79
мация. Проводятся беседы с руководителями отделов, начальниками
служб, ответственными работниками.
Внутренняя информация
1. Информация о производстве. Это пример полностью внутрен
него по отношению к фирме вида информации. Оценщик анализи
рует данные о наличии производственных мощностей, сопоставляя
их с данными о спросе на продукцию компании, капиталовложения
ми предприятия.
2. Информация о трудовых ресурсах. Информация о трудовых ре
сурсах обычно сфокусирована на таких моментах, как обучение пер
сонала и уровень квалификации, моральное состояние персонала и
расходы на обеспечение кадрами. Кроме того, важна информация об
управляющем предприятием, поскольку тот зачастую может являть
ся ключевой фигурой, обеспечивающей эффективность, прибыль
ность и перспективы развития производства.
3. Ретроспективные данные об истории компании и описание
стратегии предприятия. В том числе описывается процесс производ
ства продукции по каждому виду продукции, объемы продаж за про
шлый период.
4. Внутренняя финансовая информация. Эта категория информа
ции описывает то, что обычно называют «показателями». Она вклю
чает основную информацию из бухгалтерской отчетности о прибыли
и издержках, об имуществе и обязательствах, а также большой
спектр финансовых показателей, таких как коэффициент Р/Е (отно
шение рыночной цены акции к доходу по ней), отношение заработ
ной платы к валовой выручке, показатели производительности и т. д.
Такая информация обычно дает исходную картину финансового бла
гополучия и рентабельности компании.
Основными финансовыми показателями являются:
Ликвидности:
коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент срочной ликвидности.
Финансовой зависимости/доли заемных средств:
долгосрочная задолженность/собственный капитал;
долгосрочная задолженность в % к используемому капиталу.
Прибыльности:
прибыль на средства акционеров (R0SР);
прибыль на используемый капитал (RОСЕ);
прибыль на суммарные активы (RОТА);

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign