LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 45
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ти кризисного предприятия доходным подходом.
Принцип вклада при оценке кризисного предприятия должен бо
лее часто использоваться арбитражными управляющими с целью
обоснования принятия решения, например, о переоборудовании це
хов, производящих конкурентоспособную продукцию, и демонтаже
станков, задействованных в производстве дорогостоящей, но не
пользующейся спросом продукции. Принцип вклада также лежит в
основе оценки предприятия в целях антикризисного управления, так
как, вложив деньги в новое оборудование, управляющий рассчиты
вает получать через некоторое время доход от реализации нового ви
да продукции, который не только покроет все понесенные расходы,
но и принесет дополнительный доход предприятию, т.е., другими
словами, максимизирует его стоимость.
В то же время демонтаж и продажа оборудования, производящего
неконкурентоспособную продукцию, позволят предприятию изба
виться от затрат, связанных с владением этим оборудованием (нало
ги, электроэнергия, вода, зарплата обслуживающего персонала
и т.д.), что также увеличит стоимость предприятия.
Повышенное внимание следует уделить той группе принципов
оценки стоимости для целей антикризисного управления, к которой
относятся принцип изменения стоимости и принцип экономическо
го разделения. Как известно, ситуация на рынке характеризуется
подвижностью и изменчивостью. Соответственно, стоимость оцени
ваемого предприятия меняется в зависимости от политических, эко
номических факторов. Кроме того, стоимость предприятия зависит
от стадии жизненного цикла, на котором находится предприятие на
момент оценки, а также от перспектив развития и времени оценки.

436
В этой связи принцип изменения стоимости говорит о том, что
стоимость предприятия должна рассчитываться оценщиком на
конкретную дату. Процесс определения даты, по состоянию на кото
рую будет проводиться оценка несостоятельного предприятия, до
статочно важен и определяется различными факторами.
Датой оценки может быть и дата проведения инвентаризации и
осмотра объекта оценки, так как именно ее итоговый акт по составу
и состоянию имущества становится основной информационной ба
зой для оценки фактически на всех этапах арбитражного процесса.
Если же оценщик не может по каким либо причинам осмотреть
объект, то в отчете указывается, что осмотр объекта не производился
и оценка осуществляется по данным Заказчика.
Наличие большого количества принципов отнюдь не означает не
обходимости их единовременного использования при оценке. В за
висимости от целей и, соответственно, от выбранных подходов и ме
тодов оценки, антикризисный (арбитражный) управляющий должен
определить основные и вспомогательные принципы.
15.3. Оценка бизнеса на разных стадиях арбитражного
управления
Оценку стоимости кризисного предприятия оценщик может осу
ществлять на основе все тех же трех подходов: доходного, затратного
(имущественного) и рыночного (сравнительного).
В системе арбитражного управления на стадии внешнего управле
ния первостепенное значение для определения вариантов сценария
развития предприятия (если имеется потенциальный инвестор) при
составлении плана внешнего управления имеет метод дисконтирова
ния денежного потока. Здесь оценка стоимости выступает как крите
рий эффективности принятия управленческих решений, так как
применение различных наборов антикризисных мер может привести
как к снижению, так и к увеличению стоимости предприятия. Со
брание кредиторов, которому необходимо утвердить (или не утвер
дить) данный план, при выборе вариантов развития предприятия
должно выбрать тот, который:
более реалистичный;
наименее рискованный;
может быть реализован в период внешнего управления.
В поиске ответа на эти вопросы призван помочь приведенный в
плане внешнего управления расчет стоимости предприятия по мето
ду дисконтирования денежных потоков.

437
При оценке кризисного предприятия может быть применен и ме
тод реальных опционов, так как именно использование данного ме
тода дает возможность определить потенциальную стоимость убы
точного предприятия.
Затратный (имущественный) подход применяется для оценки
стоимости кризисного предприятия с точки зрения понесенных из
держек и включает в себя два основных метода: метод стоимости
чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Метод ликвидационной стоимости применяется на стадии кон
курсного производства (реже — на стадии внешнего управления) в
рамках процедуры банкротства предприятия для определения при
близительного размера конкурсной массы, которая сформируется в
результате реализации имущества.
Наиболее распространенным среди российских оценщиков явля
ется следующее определение ликвидационной стоимости: «Ликвида
ционная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, ко
торую собственник может получить при ликвидации предприятия и
раздельной продажи его активов»1.
В Стандартах оценки под ликвидационной стоимостью понима
ется стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен
быть отчужден в срок, меньший обычного срока экспозиции анало
гичных объектов.
В экономической литературе выделяют три вида ликвидационной
стоимости:
стоимость принудительной ликвидации, при которой активы
распродаются в сжатые сроки с очень большими потерями в
стоимости;
стоимость упорядоченной ликвидации — активы реализуются
в разумные сроки, что обеспечивает максимальный доход от
продажи имущества;
ликвидационная стоимость прекращения существования акти
вов предприятия, когда активы предприятия не реализуются, а
списываются с баланса. В этом случае стоимость может иметь
отрицательную величину.
В соответствии с видами ликвидационной стоимости можно вы
делить следующие основные случаи, когда арбитражному управляю
щему необходимо использовать данный метод:
1 Пратт Ш. Оценка бизнеса: Анализ и оценка компаний закрытого типа. –
Иллинойс, 1989. Пер. с англ. – М.: РОО, 1995.

438
принятие собранием кредиторов решения о введении на пред
приятии конкурсного производства;
разработка внешним управляющим плана внешнего управле
ния несостоятельным предприятием и научное обоснование
концепции развития деятельности предприятия в период
внешнего управления посредством сравнения результатов
оценки стоимости бизнеса, полученных с использованием ме
тодов ликвидационной стоимости, стоимости чистых активов,
дисконтирования денежных потоков;
доходы предприятия от всех видов деятельности ничтожны по
сравнению со стоимостью его чистых активов;
принятие решения о ликвидации предприятия собственника
ми предприятия.
Во всех этих случаях результат оценки стоимости кризисного
предприятия, полученный с помощью метода ликвидационной стои
мости, будет показывать, какая часть денежных средств останется
(если останется) в распоряжении собственника предприятия после
погашения всех обязательств.
Итак, какую помощь оказывает оценка стоимости арбитражному
управляющему на различных стадиях процедуры банкротства?
На этапе наблюдения на основании проведенной оценки можно
определить размер конкурсной массы и, сопоставив ее с задолжен
ностью предприятия, теоретически обосновать наличие или отсутст
вие возможности восстановления платежеспособности предприя
тия должника. Также на этом этапе оценка стоимости имущества
необходима для установления достаточности имущества должника
для покрытия судебных издержек и расходов на вознаграждение ар
битражным управляющим.
Когда на предприятии решением арбитражного суда введена про
цедура внешнего управления, оценка стоимости предприятия ис
пользуется (или, по крайней мере, должна использоваться) внешним
управляющим при составлении плана внешнего управления. В част
ности, с помощью затратного подхода к оценке собственности опре
деляется стоимость предприятия как бизнеса при возможной его
продаже, а также оценивается стоимость отдельно взятых активов
несостоятельного предприятия.
Кроме того, результаты оценки на этапе конкурсного производст
ва помогают определить реальный срок конкурсного производства
исходя из совокупности сроков продажи всех принадлежащих пред
приятию должнику активов, а также приблизительные размеры кон

439
курсной массы, которая сформируется в результате реализации иму
щества.
Если же стоимость имущественного комплекса определяется без
использования оценочных методов, то возникает большая вероят
ность искажения реальной стоимости, в результате чего кредиторы
предприятия должника, как правило, недополучают денежные сред
ства в счет погашения своих требований.
Например, если стоимость производственного комплекса, полу
ченная без использования оценочных методов, окажется слишком
высокой по сравнению с реальной рыночной стоимостью, то потен
циальные покупатели откажутся от заключения сделки по покупке
вышеуказанного актива. Конкурсному управляющему придется про
давать активы по отдельности (сроки конкурсного производства не
позволяют бесконечно проводить торги), что в итоге приведет к фи
зической ликвидации производственного комплекса и сделает не
возможным его переход в руки эффективного собственника.
И наоборот, необоснованно заниженная стоимость имуществен
ного комплекса предприятия должника также «ударит по карману
кредиторов», так как в этом случае использование оценочных мето
дов помогло бы найти реальную стоимость и, соответственно, увели
чить конкурсную массу.
Таким образом, говоря о роли и функциональном назначении
оценки собственности в системе антикризисного управления, можно
сделать следующие выводы.
1. Оценка стоимости предприятия, оказавшегося в сложном фи
нансовом положении, очень важна для антикризисного управляю
щего в качестве критерия принятия решений и последовательности
действий (например, в рамках внешнего управления, по результатам
оценки возможности реализации альтернативных проектов, арбит
ражный управляющий может принять одно из следующих решений:
перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных уча
стков, продажа бизнеса и т.д.)
2. Оценка стоимости выступает критерием эффективности при
меняемых антикризисным управляющим мер (на основе определе
ния изменения стоимости предприятия в зависимости от примене
ния альтернативных наборов антикризисных решений).
3. Оценка стоимости предприятия служит исходной информаци
ей для принятия определенных решений в ходе антикризисного уп
равления.

440
4. Оценка стоимости играет немаловажную роль в арбитражном
управлении на различных стадиях процедуры банкротства:
на стадии наблюдения временный управляющий с помощью
оценки стоимости определяет рыночную стоимость предприя
тия, на котором ему предстоит работать;
на стадии внешнего управления внешний управляющий, для
определения дальнейшего протекания процесса банкротства, с
помощью метода дисконтированных денежных потоков, может
просчитать в плане внешнего управления варианты развития
предприятия в зависимости от суммы и условий инвестирова
ния, либо с помощью метода чистых активов показать реаль
ную стоимость предприятия;
на стадии конкурсного производства конкурсный управляю
щий с помощью метода ликвидационной стоимости составляет
календарный график реализации активов предприятия и рас
считывает ликвидационную стоимость бизнеса.
Антикризисным управляющим совершенно необходимо разби
раться в основных методах и подходах к оценке стоимости предприя
тия, знать законодательную базу в области оценочной деятельности
для осуществления эффективного руководства предприятием в усло
виях кризисной экономики.




441
Глава 16
ОЦЕНКА БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)
На рубеже XX XXI веков российские компании все активнее ин
тегрируются в мировое хозяйство и вступают в конкурентные отно
шения с западными фирмами. Для успешного решения задач повы
шения конкурентоспособности и инвестиционной привлекатель
ности отечественных предприятий их руководителям необходимо
быстро находить верные ответы на следующие вопросы: насколько
успешен наш бизнес? Являются ли акции наших компаний недооце
ненным фондовым рынком? Существуют ли в компании резервы по
вышения стоимости акций? Следует ли реализовать тот или иной
инвестиционный проект? Всегда ли рост прибыли означает процве
тание в долгосрочной перспективе? Наиболее точным критерием
правильного решения этих и других подобных вопросов является
увеличение стоимости компании для ее владельцев акционеров.
Изучив данную главу, Вы поймете, что стоимостная оценка есть
ключевой элемент любой современной бизнес стратегии, познако
митесь с современными технологиями оценки компании в целом и
ее бизнес единиц.
16.1. Место и роль оценки бизнеса в системе управления стоимо
стью предприятия
Для российских экономистов, менеджеров, банкиров оценка и
управление стоимостью предприятия являются сегодня актуаль
ными и важными как никогда. Многие российские компании, со
ставляющие фундамент реальной экономики, не создают добавлен
ную стоимость, но иногда, наоборот, разрушают стоимость. Испра
вить ситуацию возможно, если менеджеры в своей деятельности
будут ориентированы на рост стоимости как основной критерий ус
пешного функционирования фирмы.
Широко известные и используемые в деловом мире концепции и
модели управления можно подразделить на две большие группы: ба
лансовые (или бухгалтерские) и стоимостные (или рыночные). Бух
галтерские концепции и модели управления ориентируют менедже
ров, главным образом, на получение максимальной величины при
были, зачастую в ущерб достижению других важных результатов.
Максимизация прибыли не дает компании возможности обеспечить
конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе и, кроме

442
того, основывается на бухгалтерских показателях, не позволяющих
учесть индивидуальные стоимостные характеристики компании и
имеющих ретроспективный характер, т.е. отражающих прошлое, а не
будущее. Следовательно, балансовые (бухгалтерские) модели управ
ления, несмотря на свою простоту и «понятность», не способны от
ветить на вопросы акционеров относительно будущего предприятия:
как долго они сохранят свои конкурентные преимущества и насколь
ко инвестиционно привлекательными будут в ближайшем будущем,
а ведь в основном именно от этого зависят рост курса акций и, зна
чит, рост капитала акционеров.
Преодолеть эти недостатки позволяют экономические (рыноч
ные) концепции и модели управления бизнесом. Они ориентирова
ны прежде всего на максимизацию стоимости предприятия (компа
нии). Созданная стоимость — важнейший показатель результатов де
ятельности управляющих предприятия, для его достижения
необходимо сосредоточиться на денежных потоках в долгосрочной
перспективе, а не на краткосрочных изменениях прибыли в расчете
на акцию. Результаты деятельности корпорации оцениваются исходя
из стоимостных показателей. Критерий целесообразности инвести
ций: приносимая прибыль превышает альтернативные издержки
привлечения капитала. Концепции (все модели) управления стоимо
стью имеют два основных аспекта: во первых, это структурная пере
стройка, позволяющая реализовать внутренний потенциал роста
стоимости; и во вторых, после реорганизации приоритеты развития
бизнеса осуществляются исходя из принципов создания стоимости,
переориентации системы планирования, учета, анализа и оценки ре
зультатов деятельности и материального поощрения на показатель
стоимости для акционеров; установление взаимоотношений с инвес
торами на основе стоимости.
Концепция стоимости базируется на следующих принципах:
Наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно
оценить деятельность компании, — это поток денежных
средств, генерируемый компанией.
Новые капиталовложения компании должны осуществляться
только при условии, что они создают новую стоимость. А со
здают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рента
бельность этих вложений выше затрат на привлечение капита
ла на эти вложения.

443
В изменяющихся условиях окружающей экономической среды
сочетание активов компании должно меняться с целью обеспе
чения максимального роста стоимости компании.
Отказ от традиционных бухгалтерских показателей, выражаю
щих текущее финансовое состояние компании и ее финансо
вые результаты.
Оценка стоимости учитывает долгосрочные перспективы де
ятельности компании, так как в основе концепции стоимости —
прогнозирование денежных потоков, которые в будущем принесут
активы копании. Таким образом, в отличие от других показателей,
стоимость — всегда долгосрочный показатель. Постановка во главу
краткосрочных показателей (прибыль на акцию, рентабельность
собственного капитала) может привести к практике «выжимания со
ков» из компании и ее финансовой несостоятельности в будущем.
Денежные потоки различных временных периодов могут быть при
ведены к единой базе путем дисконтирования по ставке, отражаю
щей стоимость денег во времени, и риски их получения. В качестве
примера, свидетельствующего об эффективности управления, ори
ентированного на стоимость, приведем следующую таблицу:
Таблица 16.1
Сфера бизнеса Изменения в деятельности Эффект
Розничная Переход от программы роста в Увеличение потенциаль
торговля масштабах всей страны к стра ной стоимости на 30 40%
бытовыми тегии укрепления региональ
товарами ных позиций перед дальней
шим ростом
Страхование Реорганизация портфеля услуг Увеличение потенциаль
с особым упором на те, что об ной стоимости на 25%
ладают наивысшим потенциа
лом создания стоимости
Нефте Внедрение новых методов пла Многомиллионное сокра
добыча нирования и контроля, способ щение расходов, связан
ствующих проведению корен ных с планированием,
ных преобразований; значи благодаря рационализации
тельной улучшение этого процесса.
взаимопонимания между кор Поглощение, которое,
поративным центром и биз скорее всего, не произош
нес единицами ло бы при иных обсто
ятельствах.
Увольнение отстающих
менеджеров

444
Банковское Выбор в пользу стратегии роста Увеличение потенциаль
дело перед стратегией «выдаивания» ной стоимости на 124%
при аналогичных показателях
рентабельности инвестирован
ного капитала за 5 лет
Телеком Выявление новых возможнос Увеличение потенциаль
муникации тей создания стоимости: ной стоимости на 240%
новые услуги;
надбавки к цене;
прекращение 40% запланиро
ванных проектов развития од
ной из бизнес единиц;
полный пересмотр планов рас
ширения торговой службы пос
ле выявления их разрушитель
ного воздействия на стоимость
И с т о ч н и к: McKinsey Quarterly. What is Value Based
Management?— 1994. № 3.
В связи со всем вышесказанным возникают вполне резонные
вопросы: как реализовать концепцию управления стоимостью на
практике, как сделать так, чтобы все стратегические, а тем более опе
ративные, решения принимались в соответствии с необходимостью
увеличения стоимости. Для реализации этой задачи должны соблю
даться следующие требования:
1. Внедрение системы управления стоимостью должно быть ини
циативой, исходящей от высшего руководства предприятия,
при полной поддержке этого процесса.
2. Так как стоимость становится главным критерием эффектив
ности бизнеса, то вознаграждение менеджмента должно привя
зываться к ее изменению. Именно это позволит рассматривать
решения с точки зрения их влияния на стоимость предприятия.
Таким образом, в сознании менеджеров появится новая система
ценностей, направленная на выявление скрытых резервов уве
личения стоимости.
Переход к новой стоимостной концепции управления обуславли
вает необходимость выявления факторов роста стоимости предприя
тия, воздействуя на которые, менеджеры могли бы достичь желае
мых результатов.
Факторы стоимости можно разделить на две группы: внешние
факторы (факторы, не подлежащие воздействию со стороны ме

445
неджмента компании) и внутренние (факторы, подвластные ме
неджменту). Невозможность воздействия на внешние факторы (на
пример, законодательные ограничения, изменение налогового зако
нодательства, инфляционные риски и т.д.) вовсе не означает, что
менеджеры не могут предвидеть их изменения и минимизировать не
гативные последствия либо максимизировать выгоды. Задача ме
неджмента, на наш взгляд, состоит в том, чтобы «защитить» сто
имость своей компании от колебания внешних факторов как можно
в большей степени.
Система внутренних факторов стоимости представляет собой со
вокупность показателей деятельности предприятия и отдельных его
единиц. Показатели детализируются для каждого уровня управления,
при этом каждое подразделение отвечает за те факторы стоимости, на
которые оно может воздействовать. Чтобы факторами стоимости
можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, сте

<< Пред. стр.

страница 45
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign