LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 39
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

прогнозирования будущих доходов предприятия важна информация

374
о его рынках сбыта и о том, какое место оно там занимает, об основ
ных потребителях его продукции и их финансовом положении.
В третьих, необходимо дать информацию о системе снабжения и ос
новных поставщиках. В четвертых, в этом разделе приводятся дан
ные о численности персонала предприятия, указывается, сколько че
ловек занято постоянно, а сколько временно или сезонно. Полезно
привести данные о квалификации кадров и их текучести. В пятых,
обязательно дается информация о состоянии управления на оцени
ваемом предприятии. Эти данные могут быть приведены в виде спи
ска ключевых руководителей с пояснениями о их образовании и
карьере.
Если имели место сделки с акциями оцениваемого предприятия,
то в данном разделе приводится их описание. При этом отмечается,
насколько переход акций от одного собственника к другому отражал
их реальную рыночную стоимость.
Заканчивается данный раздел обобщением факторов, которые, на
взгляд оценщика, оказывают положительное и отрицательное влия
ние на стоимость предприятия.
Одним из основных разделов отчета является раздел, посвящен
ный анализу финансового состояния оцениваемого предприятия.
Этот раздел обеспечивает подготовку информации для всех трех под
ходов к оценке: доходного, затратного и рыночного.
В данном разделе анализируются бухгалтерские балансы и отчеты
о финансовых результатах предприятия за ряд предшествующих лет,
рассчитываются важнейшие финансовые показатели.
Если в бухгалтерскую отчетность вносятся определенные поправ
ки, то это указывается в отчете.
При анализе финансового состояния предприятия и прогнозиро
вании его изменения рассчитывается несколько групп финансовых
показателей: показатели ликвидности, структуры капитала, оборачи
ваемости и рентабельности1.
Сравнения могут проводиться по изменяющимся во времени по
казателям самого оцениваемого предприятия (для выявления тен
денций в его развитии), между оцениваемым предприятием и сред
неотраслевыми показателями, между оцениваемым предприятием и
предприятиями аналогами.
1 Более подробно о расчете данных групп показателей см. в книге: В.М Родионова,
М.А. Федотова. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. —
М.: Перспектива, 1995. Гл. 2.

375
В отчете дается анализ этих показателей, сам же расчет может
приводиться в приложении. Очень важно в отчете прокомментиро
вать, как влияет уровень тех или иных финансовых показателей оце
ниваемого предприятия на величину его рыночной стоимости. Дан
ные выводы можно поместить в заключение по данному разделу.
Заключительный раздел отчета посвящен методам оценки, кото
рые применялись для оценки данного предприятия. Раздел начина
ется с обоснования выбора тех или иных методов оценки анализи
руемого предприятия. После этого излагается логика оценки данно
го предприятия выбранными методами.
При этом указываются по возможности источники используемой
информации. Это, например, относится к информации, на основе
которой была рассчитана ставка капитализации или ставка дисконта.
Обосновывается выбор той или иной величины мультипликатора,
внесение поправок на контрольный или неконтрольный характер,
поправок на ликвидность. Доказывается их необходимость и размер.
Завершается данный раздел заключением о величине стоимости
оцениваемого предприятия. Обычно бывает удобно свести показате
ли стоимости, полученные разными подходами, в табличную форму,
придать им определенные веса и на этой основе вынести заключение
о величине стоимости.
Отчет об оценке, кроме основной части, имеет приложения. В
них, в частности, указывается заявление об отсутствии личной заин
тересованности оценщика, приводятся допущения и оговорки.
В приложении приводятся также копии документов, характери
зующих академическое образование и профессиональную подготов
ку оценщиков, участвующих в написании отчета. Российское Обще
ство оценщиков является многопрофильной организацией, поэтому
в отчете указывается конкретная дисциплина, по которой оценщик
сертифицирован. В приложение обычно выносится табличная ин
формация, которая обосновывает использование в отчете тех или
иных величин.
К наиболее распространенным недостаткам отчета об оценке от
носятся следующие. Бывает, что в отчете не указывается, какой
именно стандарт стоимости использовал оценщик для оценки дан
ного предприятия. Другой распространенной ошибкой является ис
пользование профессиональных терминов без их разъяснения или
приведение в отчете терминов, имеющих разное толкование, напри
мер, таких, как «ставка капитализации» или «денежный поток». Важ
но выбрать необходимую для потребителя степень детализации ин

376
формации. Одинаково плохо как вдаваться в несущественные под
робности, так и не дать необходимую информацию. Недопустимо
принятие противоречивого отчета, т. е. отчета, в котором различные
разделы находятся между собой в противоречии. Наиболее часто
встречающийся недостаток, который у нас в России имеет объектив
ную основу, связан с неправильным отбором информации по пред
приятиям аналогам. Связано это, в первую очередь, с недостатком
достоверной информации по рыночным сделкам.




377
Учебный пример по оценке стоимости российского предприятия
(бизнеса)




ОЦЕНКА

торгово экспортной фирмы У,
расположенной по адресу:
г. М, ХХХ области


Подготовлено
для г на Иванова И.И.,
президента фирмы У




по состоянию на 1 января 1996 г.
Отчет подготовлен оценочной компанией Х
1. ВВЕДЕНИЕ
Описание задания. Оценочная компания Х получила заказ от ин
вестора на определение реальной рыночной стоимости 100% доли
владения в торгово экспортной фирме У, работающей в области ле
сопереработки и расположенной по адресу: г. М., ХХХ области, ули
ца Х, дом Х по состоянию на 1 января 1996 г. В ходе осуществления
оценки мы использовали информацию о финансовом положении
предприятия с января 1993 г. по настоящее время. Финансовая доку
ментация прошла проверку, которая была осуществлена фирмой
Аудит консалтинг. Мы использовали контракты и договора фирмы,
а также информацию об аналогичных фирмах в России. Мы предпо
лагали, что с момента получения последней информации не про
изошло важных событий, которые могли бы существенно изменить
рыночную стоимость предприятия.
Полагаем, что результат оценки будет использован инвестором в
переговорах для достижения взаимовыгодных соглашений. Итоги ана
лиза не могут быть использованы другими лицами или в других целях.
Мы исходим из традиционного определения рыночной стоимос
ти как цены, выраженной в денежных единицах или в денежном эк
виваленте, по которой собственность перешла бы в руки покупателя
из рук продавца при их взаимной готовности купить или продать, до
статочной информированности о всех имеющих отношение к сделке
фактах, причем ни одна из сторон не принуждалась бы к соверше
нию сделки. Вместе с тем цена реальной сделки может отличаться от
оценочной цены, что определяется мотивами сторон, умением вести
переговоры, условиями сделки и т.д.
Оценка рыночной стоимости предприятия основывалась на усло
вии 100% владения капиталом торгово экспортной фирмы У, т.е. бы
ла определена рыночная стоимость контрольной доли участия в ка
питале предприятия. Контрольный пакет позволяет влиять на выбор
членов администрации и определять размер их заработков, приобре
тать и продавать активы предприятия, определять стратегию и такти
ку предприятия. Стоимость одного процента капитала, представ
ляющего меньшую (контрольную) долю в стандартном случае будет
меньше стоимости одного процента капитала, представляющего
контрольную долю.
При определении обоснованной рыночной стоимости мы учиты
вали:
1. Текущее состояние и перспективы развития отрасли.

379
2. Результаты предшествующей деятельности фирмы.
3. Текущее финансово экономическое положение фирмы.
4. Прогнозные оценки будущих доходов и денежных поступлений
фирмы.
Для оценки торгово экспортной фирмы У использовались три
метода: метод дисконтированных денежных потоков, метод рыноч
ных сравнений и затратный метод.
Основываясь на фактах, предположениях и применяемых в на
стоящем анализе методах оценки, которые были обсуждены с адми
нистрацией торгово экспортной фирмы У, мы пришли к следующе
му заключению.
По нашему мнению, реальная рыночная стоимость права владе
ния 100% капитала торгово экспортной фирмы У по состоянию на
1 января 1996 г. находится в интервале: от 350 до 400 тыс. долл. США.
Процедура оценки. В ходе выполнения оценочного задания работа
проводилась по следующим основным направлениям:
1. Изучение документов, предоставленных администрацией тор
гово экспортной фирмы У, на которые мы полагались как на досто
верные и точно отражающие финансово экономическое состояние
предприятия. Эти материалы включали: годовые и квартальные фи
нансовые отчеты предприятия, инвентарные списки имущества и
схемы расположения основных объектов; данные по выпускаемой
продукции, по потребителям и поставщикам предприятия, а также
краткосрочные прогнозы администрации о будущей деятельности
предприятия.
2. Посещение торгово экспортной фирмы У и осмотр ее основ
ных фондов.
3. Анализ финансово экономического положения фирмы за
1993–1995 гг., на основе предоставленной бухгалтерской документа
ции.
4. Анализ денежных потоков, с учетом прогнозных данных о до
ходах, расходах и инвестициях, рассчитанных на базе сложившихся
тенденций в деятельности фирмы, а также ожиданий ее администра
ции относительно перспектив ее развития. Мы обсудили прогнозные
оценки с управляющими оцениваемой фирмы, и они согласились с
нашими прогнозами.
5. Сбор сведений о сделках, включающих куплю продажу или
слияние предприятий, аналогичных оцениваемому, и расчет соответ
ствующих мультипликаторов для определения рыночной стоимости
торгов экспортной фирмы У.

380
6. Анализ и оценка активов и обязательств торгово экспортной
фирмы У для определения чистой стоимости активов.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ
Оцениваемая фирма принадлежит к лесоперерабатывающим
предприятиям. Древесина сохраняет свое место в современном мире
как важнейший вид природного сырья. Место лесопереработки в
современном мире обусловлено прежде всего тем, что она дает мас
совый, сравнительно дешевый и экологически чистый продукт. Ле
сопереработка базируется на недорогом и относительно легко возоб
новляемом сырье, причем процесс возобновления часто не сопряжен
с большими затратами. Длительность рабочего периода в лесоводст
ве не является препятствием для инвестора, поскольку действующая
в рыночной экономике долгосрочная тенденция к постепенному
росту цен лесобумажных товаров возмещает ему потери, связанные с
омертвлением средств, вложенных на начальном этапе производст
венного цикла. Поэтому лесной рынок представляется достаточно
надежной, емкой и привлекательной сферой приложения усилий по
тенциального экспортера.
Мировой лесной рынок делится на несколько региональных сек
ций. Они различаются по уровню лесообеспеченности, требованиям
к качеству и ассортименту, по торговой практике, по уровню цен.
Основными региональными секциями являются североамерикан
ская, тихоокеанская и европейская.
Североамериканский рынок высокомонополизирован, поставки
часто осуществляются по внутрифирменным каналам между различ
ными филиалами американских фирм в Канаде и канадских в США.
От российских поставщиков он отгорожен высокими таможенными
барьерами.
Тихоокеанский рынок — остродефицитный. Основные покупате
ли — Япония, Китай, Гонконг, Сингапур. Он очень привлекателен
для российских экспортеров, расположенных в Сибири и на Даль
нем Востоке.
Европейский рынок характеризуется средней лесообеспеченно
стью. Своих ресурсов здесь в принципе почти достаточно, чтобы по
крыть нужды экономического развития, но они часто дороги или не
дают при производстве продукции необходимого качества. Поэтому
государства Западной Европы закупают большие объемы качествен
ного сырья и полуфабрикатов. За них европейцы согласны заплатить
довольно высокие цены. Но на эти цены может рассчитывать только

381
поставщик качественной продукции, отгружающий ее в достаточном
ассортименте.
Россия обладает почти четвертью мировых лесных ресурсов. Од
ним из видов пиломатериалов, имеющих высокий спрос на лесном
мировом рынке, является клееная фанера. Ее покупают практически
все страны мира. Напротив, число экспортеров ограничено. Веду
щий покупающий рынок — европейский.
Фанера характеризуется широчайшим ассортиментом в зависи
мости от породы, сорта, формата, толщины склейки, качества обра
ботки. На положительный результат при торговле на мировом рынке
может рассчитывать экспортер, предлагающий достаточно широкую
спецификацию фанеры или доставляющий ее в соответствии с зака
зами потребителей.
На мировом рынке обычно применяется система скидок и надба
вок к ценам при поставке фанеры, отличающейся от ординарного
качества. Например, используются надбавки за спецификацию по
заказу покупателя за поставку партии до 50 кубометров.
Проведенный анализ оцениваемой фирмы с российскими фир
мами аналогами позволил сделать вывод о том, что данная фирма за
нимает среднее положение в отрасли по таким показателям как
объем продаж, структура капитала, рентабельность продаж, оборачи
ваемость и т.д.

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИРМЫ
Торгово экспортная фирма У является акционерным обществом
закрытого типа. Создана в 1992 г.
В собственности фирмы находится отдельно стоящее здание об
щей площадью 700 кв. м. Часть здания после капитального ремонта
предполагается сдавать в аренду, а часть использовать в качестве
офиса. Капитальные вложения на ремонт составят приблизительно
160 тыс. долл. США в течение двух лет. Фирма арендует складские
помещения, имеет два автопогрузчика и 10 компьютеров.
Товар. Товар представлен в виде двух наименований: фанера и
ДВП. Экспорт ДВП составляет около 33% в общем объеме реализа
ции, а доля фанеры соответственно 67%. Фанера представлена более
чем 80 наименованиями различных форматов, толщины, вида склей
ки и других специфических характеристик. В основном это фанера
экспортного ГОСТа, который пользуется большим спросом в стра
нах Западной Европы.

382
Сбыт и распределение. Крупнейшими рынками сбыта товара явля
ются Франция и Италия. С конца 1994 г. фирма стала работать на
российском рынке. Основные оптовые покупатели фанеры и ДВП —
крупные и средние предприятия по производству мебели, упаковоч
ной тары, строительные фирмы. Общее число покупателей около 20.
С большинством из них заключены соответствующие контракты.
Транспортировка осуществляется в основном автомобильным и
морским транспортом. Поскольку один автомобиль вмещает в себя
приблизительно около 40 кубометров фанеры, то это позволяет за
воевать рынок мелких фирм потребителей фанеры. Фирма сотруд
ничает с такими крупными транспортировщиками как PKS (Поль
ша), Zust Ambrozett (Австрия), Mory etex (Франция) и др. Большие
партии товара отправляются морским транспортом из портов Ново
российска и Санкт Петербурга.
Поставщики. Фирма закупает фанеру и ДВП примерно у 15 пос
тавщиков. Среди них Пермский ДОК и ДСК, Великоустюжский ФК,
Верхне Синячихинский ФК, Оржеский ДОК и др. Поскольку боль
шинство из вышеперечисленных комбинатов в настоящий момент
переживает кризис неплатежей, то фирме приходится работать с ни
ми на условиях предоплаты, для чего приходится брать краткосроч
ные кредиты в банке.
Персонал. Штат фирмы составляет 15 человек. В соответствии с
российским законодательством фирма имеет статус малого пред
приятия.
Управление. Управление на фирме во многом зависит от решений
одного человека, который является высококвалифицированным ме
неджером. Компетентными специалистами являются также бухгал
тер и коммерческий директор.
Заключение. Предприятие выпускает продукцию, которая поль
зуется спросом на рынке. Клиентура широко диверсифицирована,
основные клиенты расположены в нашей стране и за рубежом.
Предприятие имеет большую сеть поставщиков, что обеспечивает
ритмичность его работы. Управление фирмой достаточно квалифи
цированное.

4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Анализ финансового состояния предприятия включает в себя
анализ бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах
оцениваемой фирмы за прошедшие периоды в целях выявления тен
денций в ее деятельности и определения основных финансовых по

383
казателей. Данные показатели затем сравниваются с соответствую
щими показателями аналогичных предприятий, функционирующих
в той же отрасли, что позволяет оценить относительное финансовое
положение данной фирмы.
Финансовый анализ — это ключевой этап оценки, так как он слу
жит основой понимания истинного положения предприятия и сте
пени финансовых рисков. Результаты финансового анализа непо
средственно влияют на прогнозирование доходов и расходов пред
приятия; на определение ставки дисконта, применяемой в методе
дисконтированного денежного потока; на величину мультипликато
ра, используемого в методе рыночных сравнений.
Анализ финансового состояния предприятия включал изучение
годовых и квартальных финансовых отчетов (балансы и отчеты о фи
нансовых результатах) за 1993–1995 гг., проведение корректировки их
некоторых статей, расчет ряда основных финансово экономических
показателей (таких, как коэффициент ликвидности, отношение соб
ственного оборотного капитала к выручке, соотношение собственно
го и заемного капитала, отношение выручки к активам и т.д.).
Анализ основывался на финансовой информации и данных по
операциям, аудиторская проверка которых нами не проводилась.
Мы полагались на эти данные без их проверки и подтверждения. В
ходе настоящего исследования мы провели частичную инвентариза
цию активов и исходя из ее результатов внесли соответствующие по
правки в балансовый отчет на 1 января 1996 г. и отчет о финансовых
результатах за 1995 г.
Данный анализ носит ограниченный характер, поскольку, во пер
вых, мы использовали финансовые отчеты только за три года,
во вторых, высокие темпы инфляции затрудняют ретроспективный
анализ даже при пересчете рублевых сумм в доллары. Вместе с тем
ретроспективный анализ за более длительный период был бы лишен
смысла, так как за исследуемый период произошли наиболее суще
ственные изменения.
Анализ баланса
Активы баланса торгово экспортной фирмы У постоянно увели
чиваются. Вместе с тем очевидно, что бухгалтерская стоимость акти
вов не соответствует их реальной рыночной стоимости.
l. Основные средства фирмы отражены в балансе по затратам на
их приобретение с учетом переоценок по нормативным коэффици
ентам. Последние носили во многом субъективный характер, их ме

384
ханическое применение привело к значительному отклонению оста
точной балансовой стоимости от реальной рыночной.
2. Нематериальные активы фирмы, включенные в баланс, на наш
взгляд, практически полностью изношены и не обладают сколь
ко нибудь существенной рыночной стоимостью. Мы не смогли вы
явить таких активов как торговая марка, авторские права и управлен
ческие ноу хау, оригинальные инженерные эскизы и планы исследо
вания рынков и т.п. Используемые предприятием компьютерные
программы носят стандартный характер.
Исходя из этого, стоимость нематериальных активов была при
нята равной нулю. Мы также провели переоценку основных средств
предприятия с привлечением сметчиков по зданиям и экспертов по
машинам и оборудованию. Используя результаты переоценки ос
новных средств и нематериальных активов, мы перестроили балан
совый отчет предприятия по состоянию на 1 июля 1995 г. Пересчи
тана также стоимость активов фирмы в доллары США по курсу на
1 января 1996 г.
По скорректированному балансу общие активы предприятия со
ставили 453,53 тыс. долл. США. На здания и оборудование приходи
лось 26,4%, а на текущие активы — 73,6%, из них на производствен
ные запасы — 8%, на товары — 25,7%, на авансы, выданные постав
щикам — 11,7%, на денежные средства — 11,3%.
Данные активы на 26% были профинансированы за счет собст
венных ресурсов, на 2,5% за счет долгосрочной задолженности.
Удельный вес обязательств составлял 71,5%.
Анализ отчета о финансовых результатах
По российскому законодательству отчет о финансовых результа
тах составляется по реализованной, т. е. уже оплаченной покупате
лем продукции. Однако в целях определения денежного потока мы
были вынуждены произвести перерасчет данных о финансовых ре

<< Пред. стр.

страница 39
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign