LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Оценка стоимости оборудования необходима в следующих случаях:
продажа некоторых единиц оборудования, приборов и оснаст
ки по ряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически
или морально устаревшего оборудования; расплатиться с кре
диторами при неплатежеспособности; заменить оборудование
более прогрессивным по экономическим и экологическим
критериям;

22
оформление залога под какую то часть движимого имущества
для обеспечения сделок и кредита;
страхование движимого имущества;
передача машин и оборудования в аренду;
организация лизинга машин и оборудования;
определение налоговой базы для основных средств при исчис
лении налога на имущество;
оформление машин и оборудования в качестве вклада в устав
ной капитал другого предприятия;
оценка стоимости машин и оборудования при реализации ин
вестиционного проекта.
Оценка стоимости фирменного знака или других средств индиви
дуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:
при их перекупке, приобретении другой фирмой;
при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда
расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;
при определении ущерба, нанесенного деловой репутации
предприятия незаконными действиями со стороны других
предприятий;
при использовании их в качестве вклада в уставной капитал;
при определении стоимости нематериальных активов, «гудвил
ла» для общей оценки стоимости предприятия.
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки во мно
гом зависит от того, насколько правильно определена область ис
пользования оценки: купля продажа, получение кредита, страхова
ние, налогообложение, реструктуризация и т. д.
Кроме ситуаций, в которых оценка является реализацией права го
сударства, субъектов РФ, муниципальных образований или физиче
ских и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им
объектов оценки, есть случаи, требующие обязательной оценки. Обя
зательность проведения оценки прописана в федеральном законе об
оценочной деятельности в Российской Федерации. К таким случаям
согласно Закону относятся сделки с объектами оценки, принадлежа

23
щими полностью или частично Российской Федерации, субъектам
Российской Федерации либо муниципальным образованиям:
в целях их приватизации, передачи в доверительное управле
ние либо передачи в аренду;
при использовании объектов оценки в качестве предмета за
лога;
при продаже или ином отчуждении объекта оценки;
при переуступке долговых обязательств, связанных с объекта
ми оценки;
при передаче объектов оценки в качестве вклада в уставные ка
питалы, фонды юридических лиц, а также при возникновении
спора о стоимости объекта оценки, в частности, при национа
лизации имущества,
при ипотечном кредитовании физических или юридических
лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости
предмета ипотеки;
при составлении брачных контрактов и разделе имущества раз
водящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих
сторон в случае возникновения спора о стоимости этого иму
щества;
при выкупе или ином предусмотренном законодательством
Российской Федерации изъятии имущества у собственников
для государственных или муниципальных нужд;
при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за
правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора
об отчислении налогооблагаемой базы.
В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и
подбора учитываемых факторов, оценщик рассчитывает различные
виды стоимости.




24
Таблица 1.1
Соответствие видов оцениваемых стоимостей целям оценки
Виды стоимости объекта оценки


Рыночная Стоимость Стоимость Стоимость Стоимость Инвести Стоимость Ликвида Утилиза Специ
Определение стоимости объектов оценки,
стоимость объекта замещения воспроиз объекта ционная объекта ционная ционная альная
принадлежащих Российской Федерации,
оценки с объекта водства оценки при стоимость оценки для стоимость стоимость стоимость
субъектам Российской Федерации или
ограничен оценки объекта существу объекта целей объекта объекта объекта
муниципальным образованиям
ным оценки ющем оценки налогооб оценки оценки оценки
рынком использо ложения
вании


Продажа на Государственного или +
аукционе муниципального
имущества


Продажа на Акций, созданных в +
специализиро процессе приватизации
ванном аукционе открытых акционерных
обществ


Продажа на Государственного или +
коммерческом муниципального
конкурсе с имущества
инвестицион
ными (или)




В целях их:
Акций, созданных в




Приватизация
социальными +
процессе приватизации
условиями
открытых акционерных
обществ, которые более
50 процентов уставного
капитала общества


Предприятия как +
имущественного
комплекса




25
26
Продолжение таблицы 1.1
Продажа Акций, созданных в +
работникам процессе приватизации
открытых акционерных
обществ

Акций акционерных
+
обществ, созданных при
приватизации
предприятий по
первичной переработке
сельскохозяйственной
продукции,
производственно
техническому
обеспечению
агропромышленного
комплекса
Выкуп Арендованного +
государственного
имущества

Арендованного +
муниципального
имущества

Преобразование Государственных и +
в открытые муниципальных
акционерные предприятий
общества, 100
процентов
акций которых
находятся в
государственной
или
муниципальной
собственности

Внесение в Государственного или +
качестве вклада в муниципального
уставные имущества
капиталы
Акций, находящихся в
хозяйственных +
федеральной
обществ
собственности
1.4. Принципы оценки
Можно выделить три группы взаимосвязанных принципов
оценки:
принципы, основанные на представлениях собственника;
принципы, связанные с эксплуатацией собственности;
принципы, обусловленные действием рыночной среды.
Принципы оценки отражают основные закономерности поведе
ния субъектов рыночной экономики. В реальной жизни целый ряд
факторов может исказить их действие. Например, государственное
вмешательство иногда не дает правильной картины реализации тех
или иных принципов оценки. Несовершенство рыночных отноше
ний, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, еще
больше деформирует действие принципов оценки. По этим причи
нам принципы оценки лишь отражают тенденцию экономического
поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют опре
деленного поведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране
рыночных отношений действие объективных принципов оценки
бизнеса будет усиливаться.
Рассмотрим первую группу принципов.
Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности
является его полезность. Бизнес обладает стоимостью, если может
быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полез
ность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и ко
личественно определена во времени и стоимости. Однако как общую
полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно
выделить его способность приносить доход. Полезность бизнеса —
это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение
данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оце
ночной стоимости.
Принцип полезности заключается в том, что, чем больше пред
приятие способно удовлетворять потребность собственника, тем вы
ше его стоимость.
С точки зрения любого пользователя, оценочная стоимость пред
приятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное
предприятие с такой же полезностью. Кроме того, за объект не раз
умно платить больше, чем может стоить создание нового объекта с
аналогичной полезностью в приемлемые сроки. И еще один аспект
применения принципа полезности:
если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная це
на определяется посредством изучения других потоков доходов

27
с аналогичным уровнем риска и качества. При этом замещаю
щий объект необязательно должен быть точной копией, но
должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник
рассматривает его как желаемый заменитель.
Границы «пространства одинаково желаемых заменителей» опре
деляются потребностями и желанием пользователя. Предположим,
что некоторый субъект хочет приобрести в свою собственность кон
дитерское предприятие, производящее конфеты. При этом он срав
нивает его цену с ценами на аналогичные предприятия, например, с
ценами на фабрики, производящие печенье, пряники, пастилу и
хлеб. Кроме того, покупатель не всегда ограничен бизнесом одного и
того же типа. Таким образом, можно выделить еще один методологи
ческий принцип оценки стоимости предприятия — это принцип за
мещения. Он определяется следующим образом: максимальная сто
имость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой
может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.
Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки —
принцип ожидания, или предвидения. Конечно, прошлое и настоя
щее бизнеса важны, однако его экономическую оценку определяет
его будущее. Прошлое и настоящее бизнеса являются лишь исходной
основой, ключом к пониманию будущего. Полезность любого бизне
са, предприятия определяется тем, во сколько сегодня оцениваются
прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия
непосредственно сказываются представление о чистой отдаче от
функционирования предприятия и ожидаемая выручка от его пере
продажи. При этом очень важны величина, качество и продолжи
тельность ожидаемого будущего дохода. Однако ожидания относи
тельно дохода могут меняться. Принцип ожидания заключается в оп
ределении текущей стоимости дохода или других выгод, которые
могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.
Вторая группа принципов оценки обусловлена эксплуатацией
собственности и связана с представлением производителей.
Доходность любой экономической деятельности определяется че
тырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом
и управлением. Доходность бизнеса — это результат действия всех
четырех факторов, поэтому стоимость предприятия как системы оп
ределяется на основе оценки дохода. Для оценки предприятия нужно
знать вклад каждого фактора в формирование дохода предприятия.
Отсюда следует принцип вклада, который сводится к следующему:
включение любого дополнительного актива в систему предприятия

28
экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости
предприятия больше затрат на приобретение этого актива.
Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых
данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима,
факторы рабочей силы, капитала и управления должны быть привле
чены к ней. Сначала должна быть произведена компенсация за эти
факторы, а оставшаяся сумма денег идет в оплату пользования зе
мельным участком ее собственнику.
Остаточная продуктивность может быть результатом того, что
земля дает возможность пользователю извлекать максимальные до
ходы или до предела уменьшать затраты. Например, предприятие бу
дет оценено выше, если земельный участок способен обеспечивать
более высокий доход или если его расположение позволяет миними
зировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка
определяется как чистый доход после того, как оплачены расходы на
менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это принцип
остаточной продуктивности.
Факторы производства оцениваются только с учетом периода их
воспроизводства, места в обороте капитала. С этой точки зрения ус
таревшее технологическое оборудование потребует полной замены,
оплаты демонтажа и монтажа нового оборудования, что должно учи
тываться при оценке стоимости предприятия. И наоборот, высоко
квалифицированный состав рабочей силы должен оцениваться с
точки зрения изменения или неизменности вида производственной
деятельности; высококвалифицированных работников, имеющих
большой опыт работы на устаревшем оборудовании, труднее пере
учить. Все эти факторы, а не просто средства производства и рабочая
сила, должны быть учтены покупателем.
Изменение того или иного фактора производства может увеличи
вать или уменьшать стоимость объекта. Из этого важного положения
экономической теории вытекает еще один принцип оценки бизнеса,
содержание которого можно свести к следующему: по мере добавле
ния ресурсов к основным факторам производства чистая отдача име
ет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако пос
ле достижения определенной точки общая отдача хотя и растет, од
нако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до
тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на
добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предель
ного дохода и называется принципом предельной производитель
ности.

29
Предприятие — это система, одной из закономерностей развития
и существования которой является сбалансированность, пропорци
ональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия
достигается при объективно обусловленной пропорциональности
факторов производства. Различные элементы системы предприятия
должны быть согласованы между собой по пропускной способности
и другим характеристикам. Добавление какого либо элемента в сис
тему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к
росту стоимости предприятия.
Итак, при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать
принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно ко
торому максимальный доход от предприятия можно получить при
соблюдении оптимальных величин факторов производства.
Одним из важных моментов действия данного принципа является
соответствие размеров предприятия потребностям рынка. Так, если
предприятие является слишком большим для удовлетворения по
требностей рынка, то его эффективность падает, особенно если за
труднена доставка ресурсов или товаров.
Третья группа принципов напрямую обусловлена действием ры
ночной среды.
Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной
экономике, является соотношение спроса и предложения. Если
спрос и предложение находятся в равновесии, то цены остаются ста
бильными и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях
современного рынка.
Если рынок предлагает незначительное число прибыльных пред
приятий, т. е. спрос превышает предложение, то цены на них могут
превысить их стоимость. Если на рынке имеет место избыток пред
приятий банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реаль
ной рыночной стоимости.
В долгосрочном аспекте спрос и предложение являются относи
тельно эффективными факторами в определении направления изме
нения цен. Но в короткие промежутки времени факторы спроса и
предложения могут и не иметь возможности эффективно работать на
рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могут быть
следствием монопольного положения собственников. Кроме того,
на этот рынок могут влиять государственные механизмы контроля.
Например, органы власти могут установить контроль над продажей
предприятий.

30
Как уже отмечалось, полезность определена во времени и про
странстве. Рынок учитывает эту определенность прежде всего через
цену. Если предприятие соответствует рыночным стандартам, харак
терным в конкретное время для данной местности, то цена на него
будет колебаться вокруг среднерыночного значения; если же объект
не соответствует требованиям рынка, то это, как правило, отражает
ся через более низкую цену на данное предприятие. С действием та
кой закономерности связан другой принцип — принцип соответст
вия, согласно которому предприятия, не соответствующие требова
ниям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню
доходности и т. д., скорее всего будут оценены ниже среднего.
С принципом соответствия связаны принципы регрессии и про
грессии. Регрессия имеет место, когда предприятие характеризуется
излишними применительно к данным рыночным условиям улучше
ниями. Рыночная цена такого предприятия, вероятно, не будет отра
жать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его
формирование. Прогрессия имеет место, когда в результате функци
онирования соседних объектов, например, объектов, обеспечиваю
щих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного пред
приятия скорее всего окажется выше его стоимости.
На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в кото
рой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то в
свободной рыночной экономике в эту область пытаются проникнуть
и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и
снизит норму прибыли. В настоящее время многие российские пред
приятия получают сверхприбыли только в результате своего монопо
листического положения, и по мере обострения конкуренции их до
ходы будут заметно сокращаться. Отсюда следует, что при оценке
стоимости предприятий необходимо учитывать степень конкурент
ной борьбы в данной отрасли в настоящее время и в будущем. Содер
жание принципа конкуренции сводится к следующему: если ожида
ется обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании бу
дущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого
уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска,
что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.
Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факто
рами, но во многом — внешними. Стоимость предприятия, его иму
щества в значительной мере зависит от состояния внешней среды,
степени политической и экономической стабильности в стране. Сле

31
довательно, при оценке предприятия необходимо учитывать прин
цип зависимости от внешней среды.
Изменение политических, экономических и социальных сил

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign