LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ны. Это касается, например, бизнеса основанного на арендной пла
те, постоянной клиентской базе и т.п. на многие годы вперед. В силу
того, что текущая стоимость очень чувствительна к изменениям ко
эффициента капитализации, для использования метода прямой ка
питализации необходимо тщательное обоснование коэффициента
капитализации.

139
Достоинства и недостатки метода капитализации
Основное преимущество — простота расчетов. Другое преимуще
ство состоит в том, что метод прямой капитализации так или иначе
непосредственно отражает рыночную конъюнктуру. Однако метод не
следует применять, когда:
Отсутствует информация о рыночных сделках или не проведен
их экономический анализ.
Если бизнес находится в стадии становления (еще не постро
ен): не вышел на режим стабильных доходов или отсутствует
информация о них.
Когда объект требует серьезной реструктуризации.




140
Глава 6
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ
СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)
Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности
является ориентация итоговой величины стоимости, с одной сторо
ны, на рыночные цены купли продажи акций, принадлежащих сход
ным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые фи
нансовые результаты. В настоящей главе особое внимание уделяется:
Теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере
его применения, особенностям конкретных методов.
Критериям отбора сходных предприятий.
Характеристике важнейших ценовых мультипликаторов.
Основным этапам формирования итоговой величины стои
мости.
Выбору величин мультипликаторов, взвешиванию промежу
точных результатов, внесению поправок.
6.1. Общая характеристика сравнительного подхода
Оценка имущества предприятия базируется на использовании
трех основных подходов: доходного, затратного и сравнительного.
Каждый из этих подходов отражает разные стороны оцениваемой
компании, опирается на специфическую информацию, вместе с тем
применение того или иного подхода возможно лишь при наличии
необходимых условий.
Информация, используемая в том или ином подходе, отражает
либо настоящее положение фирмы, либо ее прошлые достижения,
либо ожидаемые в будущем доходы.
Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного
капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может
быть продана при наличии достаточно сформированного рынка.
Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оценивае
мого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы,
зафиксированная рынком.
Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей
возможность его применения, а также объективность результатив
ной величины, являются следующие базовые положения.
Во первых, оценщик использует в качестве ориентира реально
сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их
акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая це

141
на купли продажи предприятия в целом или одной акции наиболее
интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на ве
личину стоимости собственного капитала предприятия. К таким
факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на
данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли,
конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конеч
ном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.
Во вторых, сравнительный подход базируется на принципе аль
тернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, по
купает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологи
ческие и другие особенности конкретного бизнеса интересуют ин
вестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление
получить максимальный доход на вложенный капитал при адекват
ном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечива
ет выравнивание рыночных цен.
В третьих, цена предприятия отражает его производственные и
финансовые возможности, положение на рынке, перспективы раз
вития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать
соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметра
ми, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации,
балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чер
той этих финансовых параметров является их определяющая роль в
формировании дохода, получаемого инвестором.
Сравнительный подход обладает рядом преимуществ и недостат
ков, которые должен учитывать профессиональный оценщик.
Основным преимуществом сравнительного подхода является то,
что оценщик ориентируется на фактические цены купли продажи
сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком,
т.к. оценщик ограничивается только корректировками, обеспечи
вающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При
использовании других подходов оценщик определяет стоимость
предприятия на основе произведенных расчетов.
Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следо
вательно, отражает фактически достигнутые предприятием результа
ты производственно финансовой деятельности, в то время как до
ходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих
доходов.
Другим достоинством сравнительного подхода является реальное
отражение спроса и предложения на данный объект инвестирова

142
ния, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее ин
тегрально учитывает ситуацию на рынке.
Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных не
достатков, ограничивающих его использование в оценочной прак
тике.
Во первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом
финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспек
тивы развития предприятия в будущем.
Во вторых, сравнительный подход возможен только при наличии
самой разносторонней финансовой информации не только по оце
ниваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм,
отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополни
тельной информации от предприятий аналогов является достаточно
сложным и дорогостоящим процессом.
В третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вно
сить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, тре
бующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике
не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оцен
щик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирова
ния в процессе определения итоговой величины стоимости.
Возможность применения сравнительного подхода в первую оче
редь зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку
подход предполагает использование данных о фактически совершен
ных сделках. Второе условие — это открытость рынка или доступ
ность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим
необходимым условием является наличие специальных служб, на
капливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование
соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, по
скольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и
дорогостоящим.
Сравнительный подход предполагает использование трех основ
ных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных
условий оценки.
1. Метод компании аналога.
2. Метод сделок.
3. Метод отраслевых коэффициентов.
Рассмотрим содержание, оптимальную сферу и необходимые ус
ловия применения каждого метода
Метод компании аналога, или метод рынка капитала, основан на
использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком.

143
Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных об
ществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод
используется для оценки миноритарного пакета акций.
Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобре
тения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это
определяет наиболее оптимальную сферу применения данного мето
да — оценка 100% го капитала, либо контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотно
шений, основан на использовании рекомендуемых соотношений
между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отрас
левые коэффициенты обычно рассчитываются специальными ана
литическими организациями на основе длительных статистических
наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала
предприятия и его важнейшими производственно финансовыми по
казателями. На основе анализа накопленной информации и обобще
ния результатов были разработаны достаточно простые формулы оп
ределения стоимости оцениваемого предприятия.
Например, цена бензозаправочной станции колеблется в диапа
зоне 1,2—2,0 месячной выручки от реализации.
Цена предприятия розничной торговли формируется следующим
образом: 0,75—1,5 величины чистого годового дохода увеличивается
на стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцени
ваемое предприятие.
В данной главе будет подробно рассматриваться метод компа
нии аналога. Это связано с тем, что технология применения метода
компании аналога и метода сделок практически совпадает, различие
заключается только в типе исходной ценовой информации: либо це
на 1 акции, не дающей никаких элементов контроля, либо цена
контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.
Определенную сложность представляет ситуация, в которой объ
ект оценки и имеющаяся у оценщика достоверная исходная инфор
мация не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет
предприятия в условиях, когда ценовая информация по аналогам
представлена только фактически проданными миноритарными па
кетами. Следовательно, в данном случае оценщик должен провести
необходимую корректировку и увеличить предварительно рассчи
танную стоимость на величину премии за контроль. Более подробно
эти вопросы будут рассмотрены в главе 7.
Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного
распространения в отечественной практике, поскольку отсутствует

144
необходимая информация, накопленная за период достаточно дли
тельного наблюдения в условиях относительно стабильного рынка.
Суть сравнительного подхода к определению стоимости компа
нии заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогич
ное оцениваемой фирме, которое было недавно продано. Затем рас
считывается соотношение между рыночной ценой продажи пред
приятия аналога и каким либо его финансовым показателем.
Данное соотношение называется ценовым мультипликатором. Для
получения рыночной стоимости собственного капитала необходимо
умножить аналогичный финансовый показатель оцениваемой ком
пании на расчетную величину ценового мультипликатора.
Например, необходимо оценить предприятие, получившее в пос
леднем финансовом году чистую прибыль в размере 100 млн. руб.
Аналитик располагает достоверной информацией о том, что недавно
была продана сходная компания за 3000 млн. руб., ее чистая прибыль
за аналогичный период составила 300 млн. руб.
1. Рассчитаем по компании аналогу соотношение рыночной це
ны и чистой прибыли
3 000 : 300 = 10.
2. Определим стоимость оцениваемой компании:
100 х 10 = 1 000 млн руб.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует вы
сокой квалификации и профессионализма оценщика, т.к. предпола
гает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения
максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами.
Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии
сопоставимости, исходя из конкретных условий, целей оценки, ка
чества информации.
Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом схож с мето
дом капитализации доходов. В обоих случаях оценщик определяет
стоимость компании, опираясь на величину дохода кампании. Ос
новное отличие заключается в способе преобразования величины
дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает
конвертацию годового дохода в стоимость при помощи коэффици
ента капитализации. Коэффициент капитализации, построенный на
основе рыночных данных, используется как делитель. Сравнитель
ный подход также оперирует рыночной ценовой информацией и ве
личиной дохода, достигнутого сходной фирмой. Однако в данном
случае доход умножается на величину соотношения между ценой и
доходом.

145
Основные этапы оценки предприятия методом компании аналога:
I этап. Сбор необходимой информации.
II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
III этап. Финансовый анализ.
IV этап. Расчет ценовых мультипликаторов.
V этап. Выбор величины мультипликатора, которую целесообраз
но применить к оцениваемой компании.
VI этап. Определение итоговой величины стоимости методом
взвешивания промежуточных результатов.
VII этап. Внесение итоговых корректировок.
6.2. Основные принципы отбора предприятий аналогов
Оценка бизнеса методом компании аналога основана на исполь
зовании двух типов информации.
1. Рыночная (ценовая) информация.
2. Финансовая информация.
Рыночная информация включает данные о фактических ценах куп
ли продажи акций компании, сходной с оцениваемой фирмой, а
также информацию о количестве акций в обращении. Число акций,
на которое поделен собственный капитал компании, оказывает пря
мое влияние на стоимость одной акции. Две компании, имеющие
одинаковую ценность собственного капитала, могут иметь различ
ную стоимость одной акции, если их число в сравниваемых компа
ниях различно.
Качество и доступность ценовой информации зависит от уровня
развития фондового рынка. Формирование отечественного фондо
вого рынка не завершено, однако целый ряд агентств, например,
«Финмаркет», «AK&M», «Росбизнесконсалтинг» публикуют пери
одические бюллетени о состоянии финансовых рынков, предложе
ниях на покупку/продажу ценных бумаг некоторых фирм, исследо
вания активности рынков акций крупнейших предприятий по отрас
лям. Кроме того, необходимую информацию можно найти на
соответствующих сайтах Интернет. В связи с тем, что российский
фондовый рынок характеризуется слабой активностью, информаци
онной закрытостью, отсутствием достоверных сведений о фактиче
ской цене сделки практикующие оценщики достаточно часто ис
пользуют цены спроса и предложения на акции аналогичных пред
приятий.
Финансовая информация прежде всего представлена официальной
бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительны

146
ми сведениями, перечень которых определяется непосредственно
оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки. Допол
нительная информация позволит определить степень сходства ана
логов с оцениваемой компанией. На ее основе оценщик может про
вести необходимые корректировки, устраняющие различия в финан
совых и производственных параметрах, методах ведения учета и
составления отчетности, выявить излишек или недостаток собствен
ного оборотного капитала, наличие нефункционирующих активов,
внести поправки на экстраординарные события и т. д.
Финансовая информация должна быть представлена отчетностью
за текущий год и предшествующий период. Ретроинформация соби
рается обычно за 5 лет. Однако этот период может быть другим, если
условия деятельности предприятия будут существенно отличаться от
тех, в которых оно работает на момент оценки. Следует подчеркнуть,
что финансовая информация должна быть собрана не только по оце
ниваемой компании, но и по аналогам. Корректировке подлежит вся
отчетность по полному списку предприятий, отобранных оценщи
ком, поэтому сравнительный подход является чрезвычайно трудоем
ким и дорогостоящим. Кроме того, как показывает практика, тща
тельный анализ информации может дать отрицательный результат.
Оценщик приходит к заключению об отсутствии необходимого сход
ства и невозможности применения данного метода, хотя время и
деньги потрачены.
Финансовая информация, публикуемая одновременно с ценовой,
обычно содержит минимальные сведения о компании. Поэтому бо
лее подробные данные могут быть получены оценщиком на основа
нии письменного запроса либо непосредственно на предприятии в
ходе собеседования. Состав необходимой финансовой информации
зависит от конкретного объекта оценки, стратегии и методологии
оценщика, а также стадии отбора аналогов.
Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в три этапа.
На первом этапе определяется так называемый круг «подозревае
мых». В него входит максимально возможное число предприятий,
сходных с оцениваемой фирмой. Поиск таких компаний начинается
с определения основных конкурентов, просмотра списка слившихся
и приобретенных компаний за последний год. Возможно использо
вание электронных баз, однако такая информация нуждается в до
полнительных сведениях, т.к. не бывает достаточно полной. Крите
рии сопоставимости на этом этапе достаточно условны и обычно ог
раничиваются сходством отрасли.

147
На втором этапе составляется список «кандидатов». Поскольку
аналитику требуется дополнительная информация сверх официаль
ной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприя
тиях аналогах. Поэтому первоначальный список может сократиться
из за отказа некоторых фирм в представлении необходимых сведе
ний, а также из за плохого качества, недостоверности представлен
ной информации. Критерии отбора должны соответствовать важ
нейшим характеристикам фирм. Если аналог отвечает всем критери
ям, то он может использоваться на последующих этапах оценки.
Окончательное решение о степени сопоставимости предприятий
принимает оценщик.
На третьем этапе составляется окончательный список аналогов,
который позволит аналитику определить стоимость оцениваемой
фирмы. Включение предприятий в этот список основано на тща
тельном анализе дополнительно полученной информации. На этом
этапе аналитик ужесточает критерии сопоставимости и оценивает
такие факторы, как уровень диверсификации производства, положе
ние на рынке, характер конкуренции и т. д.
Состав критериев сопоставимости определяется условиями оцен
ки, наличием необходимой информации, приемами и методами, на
работанными оценщиком. На практике невозможно проанализиро
вать все факторы, по которым осуществляется окончательный отбор,
однако критерий отраслевого сходства является обязательным.
Рассмотрим некоторые критерии отбора.
Отраслевое сходство. Список потенциально сопоставимых ком
паний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприя
тия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном
рынке, сопоставимы. Оценщик должен учитывать следующие до
полнительные факторы:
Уровень диверсификации производства. Если какое либо пред
приятие выпускает один вид продукта или какой то товар сущест
венно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибы
ли, а сравнимая компания ориентирована на широкий круг товаров
и услуг, либо рассматриваемый продукт дает не более 20% от общей
массы прибыли, то такие компании не являются для оценщика со
поставимыми.
Возможность перепрофилирования производства и заменимость
производимых продуктов. Так технологическое оборудование одного
из предприятий может обеспечивать производство только конкрет
ного продукта. В случае изменения ситуации на рынке, такое пред

148
приятие будет нуждаться в серьезном техническом перевооружении.
Аналог выпускает сходный продукт на оборудовании, которое мож
но легко переналадить для производства новых товаров. Следова
тельно, предприятия не одинаково прореагируют на изменение ситу
ации на рынке.
Зависимость результатов деятельности от одних и тех же эконо
мических факторов. Стоимость капитала строительных компаний,
работающих в районах массового строительства и в отдаленных эко
номических районах, будет существенно отличаться при достаточ
ном сходстве других критериев, таких как численность работающих,
состав парка строительных машин и механизмов. Необходимо отме
тить, что аналитик, выявив различия, может либо вычеркнуть пред
приятие из списка аналогов, либо рассчитать величину корректи
ровки цены аналога для определения стоимости оцениваемой ком
пании.
Стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов.
Опытная компания, проработавшая не один год, имеет неоспоримые
преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного
функционирования, хорошей клиентуры и поставщиков сырья и т. д.
Размер является важнейшим критерием, оцениваемым аналити
ком при составлении окончательного списка аналогов. Оценка раз
мера компании определяется по таким параметрам, как степень ка
питализации, численность персонала, объем реализованной продук
ции и услуг, объем прибыли, число филиалов и так далее. Однако
принятие решения о включении компании в список только на осно
ве размера может привести оценщика к неправильным выводам, так
как объективно закрытые компании, наиболее часто нуждающиеся в
оценке, обычно меньше, чем открытые. Кроме того, оценщик дол
жен учитывать, что более крупная компания не будет автоматически
иметь большую прибыль только за счет своего размера. Поэтому
оценщик должен в первую очередь учитывать факторы, обеспечи
вающие величину прибыли:
Географическая диверсификация — крупные компании обычно
имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, тем
самым уменьшается риск нестабильности объемов продаж.
Количественные скидки — крупные компании закупают сырье в
большем объеме, чем небольшие фирмы, и получают при этом зна
чительные скидки. Кроме того, аналитик должен иметь в виду, что
коэффициент использования оборудования в крупных компаниях
лучше. Поэтому мультипликатор, рассчитанный для открытой ком

149
пании, должен быть скорректирован и понижен для оценки закры
той компании.

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign