LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Оценка
компании х х х
должника
Оценка для
х
судебных целей
Определение
налогооблагае х х
мой базы
1. Модель кумулятивного построения подходит для расчета став
ки дисконтирования тогда, когда цель оценки предполагает более
значимую роль внутренних факторов, чем внешних.
2. Модель САРМ предполагает сильное влияние рыночных фак
торов, поэтому ее эффективно использовать при высокой рыночной
активности компании, а также при выходе компании на рынок.
3. Определяющим фактором выбора модели WАСС является
оценка инвестиционной и страховой стоимости компании или про
екта.
4. Метод рыночных мультипликаторов применяется при откры
тости компании рынку, т.к. мультипликаторы отражают в полной ме
ре отраслевые риски. Его выгодно применять, когда есть достаточная
информация об аналогах. Он заключается в расчете различного вида
прибыли на 1 акцию.
5. Метод среднеотраслевой рентабельности активов и капитала
(RОА, RОЕ) выгодно применять, когда акции не котируются на бир
же, т.е. являются наименее рыночными. Рассчитанные для конкрет
ной компании показатели сравнивают со среднеотраслевыми пока
зателями.

130
6. Метод % ставок эффективно применять при оценке всего ин
вестированного капитала, когда деятельность компании типична для
отрасли. Достоинством этого метода является то, что доходность на
вложенный капитал определяет сам рынок.
Т.к. целей оценки может быть несколько, то дальнейший выбор
расчета может быть определен в зависимости от характеристики
компании и доступности информации.
Трехмерная матрица выбора метода расчета ставки дисконтирования
по признакам фирмы и доступности информации
Рекомендуемая модель расчета ставки
Признак
дисконтирования
рыночной
Вид компании
активности ROA,
CumM САРМ WACC М % rate
компании ROE
1. Акции Инвестирован
котируются на ный х х х
бирже
Собственный х х х х
2. Акции не Инвестирован
котируются на ный х х
бирже
Собственный х х
3. Типичное Инвестирован
поведение на ный х х
рынке
Собственный х х х х
4. Нетипичное Инвестирован
поведение на ный х
рынке
Собственный х

1. На модель кумулятивного построения влияют следующие фак
торы:
— капитал (собственный).
2. На модель САРМ влияют следующие факторы:
— капитал (собственный);
— открытость рынку (акции котируются на бирже);
— типичность (типичное поведение на рынке).
3. На модельWАСС влияют следующие факторы:
— капитал (инвестированный).

131
4. На расчет методом рыночных мультипликаторов влияют сле
дующие факторы:
— открытость рынку (акции котируются на бирже);
— типичность (типичное поведение на рынке).
5. На расчет методом RОА, RОЕ влияют следующие факторы:
— капитал (собственный);
— типичность (типичное поведение на рынке).
6. На расчет методом % ставок влияют следующие факторы:
— капитал (инвестированный);
— типичность (типичное поведение на рынке).
На основе матрицы можно сделать следующие выводы:
1. Модель кумулятивного построения наиболее успешно можно
применить в любом случае при оценке собственного капитала. Вы
бор расчета не зависит от рыночной активности компании.
2. Модель САРМ является самой ограниченной для расчета, т.к.
на нее влияет максимальное количество факторов. Она может при
меняться только для оценки собственного капитала, для оценки
компании, акции которой котируются на фондовой бирже, а также
если показатели компании характерны для рынка в целом.
3. Модель WАСС является универсальной моделью для оценки
инвестированного капитала. На расчет ставки дисконтирования
этим методом также влияет поведение компании на рынке.
4. Метод рыночных мультипликаторов наиболее успешно приме
ним при высокой рыночной активности компании и при типичном
поведении на рынке.
5. Метод среднеотраслевой рентабельности активов и капитала
(RОА, RОЕ) не зависит от рыночной активности, но может приме
няться только для оценки собственного капитала и если показатели
компании характерны для рынка в целом.
6. Метод % ставок эффективно применять при расчете ставки
дисконтирования для оценки инвестированного капитала, т.к. %
ставки устанавливаются банками исходя из потребности рынка в
свободных денежных средствах на текущий момент, и они учитыва
ют только рыночные риски и не учитывают риски, характерные
только для оцениваемой компании.
Анализ существующих методик расчета ставки дисконтирования
как в России, так и за рубежом, позволяет сделать вывод, что нельзя
выбрать какую то одну модель как наиболее эффективную и подхо
дящую для всех рыночных ситуаций. Эффективная модель выбира
ется в зависимости от конкретной цели оценки и от особенностей,

132
присущих конкретной компании, а также в зависимости от доступ
ности информации.
5.7. Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный
период
Определение стоимости компании в постпрогнозный период ос
новано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход
и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после
окончания прогнозного периода доходы компании стабилизируют
ся, и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосроч
ные темпы роста или бесконечные равномерные доходы.
Для расчета стоимости компании в постпрогнозный период мож
но использовать следующие методы:
1) Модель Гордона.
2) Метод чистых активов.
3) Метод ликвидационной стоимости (если предполагается лик
видация компании по окончании прогнозного периода).
Для нормально действующей компании расчет стоимости в пост
прогнозный период производится по модели Гордона. Данный метод
предполагает капитализацию годового дохода постпрогнозного пе
риода в показатели стоимости при помощи коэффициента капита
лизации, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и дол
госрочными темпами роста. При отсутствии в прогнозе темпов роста
коэффициент капитализации будет равен ставке дисконта.
Модель Гордона основана на следующих допущениях:
1) Прогнозный период должен продолжаться до тех пор, пока
темпы роста компании не стабилизируются.
2) Величина износа и капиталовложений в остаточный период
равны между собой.
Расчетная формула определения стоимости компании в
постпрогнозный период имеет вид:
ДП ocm
V ocm = --------------- ,
-
R–g
где: Vост — остаточная стоимость компании в постпрогнозный
период;
ДПост — денежный поток в первый год постпрогнозного периода;
g — ожидаемые долгосрочные среднегодовые темпы роста дохо
дов в постпрогнозный период; планируются с учетом роста денеж

133
ных потоков за последние два года прогнозного периода (в период их
стабилизации);
R — ставка дисконтирования.
Полученная таким образом остаточная стоимость компании в
постпрогнозный период (Vост) определена на момент окончания
прогнозного периода.
Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стои
мости компании в постпрогнозный период, а также их суммарного
значения.
Предварительная величина рыночной стоимости оцениваемой
компании состоит из двух составляющих:
1) Текущая стоимость денежных потоков в течение прогнозного
периода.
2) Текущая стоимость стоимости компании в постпрогнозный пе
риод.
Текущая стоимость будущих доходов определяется по фактору
«текущей стоимости единицы» при ежегодном начислении процен
тов по определенной ставке дисконтирования и времени получения
дохода.
Поскольку денежные потоки компания получает равномерно в
течение всего года, при дисконтировании денежных потоков приме
няется фактор текущей стоимости на середину периода, рассчитан
ный по формуле:
1
ФТС дп = -------------------------- ,
-
( 1 + i ) n – 0,5
где: ФТСдп — фактор текущей стоимости единицы (на середину пери
ода), используемый при дисконтировании денежных потоков;
i — ставка дисконтирования;
n — период до момента получения денежных потоков, лет.
Остаточная стоимость компании в постпрогнозный период при
водится к текущим (на дату оценки) стоимостным показателям по
той же ставке дисконта, что применяется для дисконтирования де
нежных потоков прогнозного периода. Дисконтирование стоимости
компании в постпрогнозный период к ее текущему значению произ
водится по фактору текущей стоимости на конец последнего про
гнозного года по формуле:
1-
ФТС ост = ----------------- ,
( 1 + i)n

134
где: ФТСост — фактор текущей стоимости единицы (на конец пери
ода), используемый при дисконтировании стоимости компании в
постпрогнозном периоде;
i — ставка дисконтирования;
n — период до конца прогнозного периода (5 лет).
Рыночная стоимость собственного капитала оцениваемой компа
нии до внесения поправок определяется как сумма текущих стои
мостей денежных потоков и стоимости компании в постпрогнозный
период.
5.8. Расчет обоснованной величины стоимости бизнеса методом
дисконтированных денежных потоков с учетом заключи
тельных поправок
Полученная выше рыночная стоимость оцениваемой компании
представляет собой величину стоимости его собственного капитала,
рассчитанную на основе текущей (прогнозируемой) производствен
ной деятельности. Она не включает стоимость избыточных (неопе
рационных) активов, которые не принимают участия в формирова
нии денежного потока. Эти активы подлежат отдельной оценке, ре
зультат которой затем должен быть прибавлен к величине
предварительной стоимости собственного капитала, полученной пу
тем дисконтирования денежных потоков от текущей (прогнозируе
мой) производственной деятельности.
Также, если компания имеет избыточный собственный оборот
ный капитал, его величина прибавляется к стоимости собственного
капитала. В случае недостатка собственного оборотного капитала
стоимость собственного капитала уменьшается на соответствующую
величину.
Таким образом, после определения предварительной величины
стоимости собственного капитала оцениваемой компании для полу
чения окончательной величины его рыночной стоимости вводятся
перечисленные выше поправки.
Поправка на величину неоперационных активов
К неоперационным активам относятся объекты, не планируемые
к использованию (например, непрофильные активы), объекты не за
вершенные строительством, а также объекты социальной сферы,
планируемые к перепрофилированию и продаже и т.п. Данные об
этих данных активах могут быть получены на основании Финансово
го анализа в блоке Производство.

135
В качестве корректирующей величины можно использовать либо
остаточную стоимость, приведенную на дату оценки вышеуказанных
активов, либо рыночную стоимость указанных объектов.
Поправка на избыток (дефицит) собственного оборотного капитала.
Поправка на избыток (дефицит) собственного оборотного капи
тала определяется как разница между фактической (рассчитанной по
данным бухгалтерской отчетности компании на последнюю отчет
ную дату без учета дебиторской задолженности, не реальной к взыс
канию, а также мораторной кредиторской задолженности) и требуе
мой (рассчитанной по планируемым показателям оборачиваемости)
величинами собственного оборотного капитала.
Согласование полученных результатов.
Окончательная рыночная стоимость собственного капитала опре
деляется как средневзвешенная величина результатов, полученных
при его оценке по пессимистическому, наиболее вероятному и опти
мистическому сценариям развития компании в прогнозный период.
Осуществление процедуры проверки.
При проведении оценки бизнеса компании доходным подходом
важно не допустить следующие ошибки:
прогнозируемый рост выручки не может превышать производ
ственные возможности компании; также прогнозируемый рост
выручки должен отражать перспективы развития отрасли и
ретроспективных тенденций развития компании;
сумма затрат должна корректироваться на нетипичные, либо не
стандартные затраты, фактически необоснованно завышаю
щие себестоимость и не отражающие реальную ситуацию, сло
жившуюся на предприятии;
при прогнозировании величины износа обязательно требуется
учитывать план капитальных вложений, при этом необходимо
помнить, что начисление износа начинается с момента ввода
объекта капитальных вложений в действие;
полученная чистая прибыль компании должна корректиро
ваться на величину расходов, связанных с содержанием объек
тов социальной сферы, также при прогнозировании должна
учитываться действующая система налогообложения;
при осуществлении приведения планируемых денежных пото
ков к текущей стоимости коэффициент текущей стоимости
должен рассчитываться на основании ставки дисконта для се
редины года, в случае приведения стоимости бизнеса в пост
прогнозном периоде к текущей стоимости коэффициент теку
щей стоимости должен определяться для конца года;

136
при расчете стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде с
помощью модели Гордона величина износа должна быть равна
величине капитальных вложений.
5.9. Метод капитализации дохода
Капитализация — это превращение денежного потока в сто
имость путем деления или умножения (чаще деления) рассчитанной
величины потока дохода на коэффициент капитализации или муль
типликатор.
Базовые формулы: V m = Доход или V m = Д ? M ,
--------------
-
K
где:
Vm — оцениваемая стоимость.
Д — доход.
К — коэффициент капитализации.
М — мультипликатор.
Суть метода капитализации заключается в определении величины
ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капита
лизации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость
компании. Использование данного метода заставляет оценщика ре
шать следующие задачи:
1. Определить продолжительность анализируемого периода.
2. Определить капитализируемую базу.
3. Определить коэффициент капитализации.
4. Pассчитать рыночную стоимость.
Существует множество методов капитализации дохода предприя
тия, различающиеся в зависимости от принятых для базы (видов) до
хода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы.
Так, например, можно выделить:
капитализацию чистого дохода (до налогообложения, выплаты
процентов и капитализации затрат);
капитализацию чистого дохода (после налогообложения, вы
платы процентов и капитальных затрат);
капитализацию фактических дивидендов;
капитализацию потенциальных дивидендов;
использование мультипликаторов: цена/прибыль, цена/выруч
ка и др.
При расчете чистого дохода важно правильно выбрать период
времени, за который производятся расчеты. Это может быть не
сколько периодов в прошлом, обычно пять, а могут использоваться

137
данные о доходах за несколько периодов в прошлом и прогнозы на
ближайшее будущее. Например, могут быть использованы данные о
доходах за 2 ближайших периода в прошлом, за текущий период и за
2 года в будущем.
В качестве анализируемого периода можно выбрать три периода в
прошлом, либо два периода в прошлом, один в настоящем и два про
гнозных периода. Особое внимание следует обращать на сопостави
мость используемых показателей.
Капитализируемой базой, как правило, является скорректирован
ная прибыль компании, тем не менее в практике иногда не использу
ется выручка, либо финансовый результат до налогообложения.
Показатель чистой прибыли обычно используется для оценки
компаний, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся
оборудование. Для компаний, обладающих значительной недвижи
мостью, балансовая стоимость которых уменьшается, а фактическая
остается почти неизменной, предпочитают использовать денежный
поток.
Следующий важный вопрос, который возникает при расчете чис
того дохода — выбор способа его расчета. Простейшим способом яв
ляется расчет по формуле средней арифметической чистого дохода.
Более точно рыночную стоимость обычно удается рассчитать в слу
чае определения чистого дохода по формуле средневзвешивания или
тренду.
Если в динамике показателя чистого дохода за выбранный рет
роспективный период не прослеживается какой либо четкой тен
денции, то базовый показатель чистого дохода компании может быть
получен как среднеарифметическая за этот период.
Если же аналитик считает, что для прогноза будущих чистых до
ходов наиболее важными являются чистые доходы за последние пе
риоды, то он использует весовые коэффициенты.
Пример:
ЧД Вес. коэфф.
30 тыс. 1 =30
34 тыс. 2 =68
37 тыс. 3 =111
41 тыс. 4 =164
44 тыс. 5 =220
15 =593

138
Средневзвешенный чистый доход равен 593 : 15 = 39,5 тыс.
Если предполагается, что тенденция динамики чистого дохода со
хранится и на перспективу, то его величина определяется на основе
тренда. Для этого используется уравнение трендовой прямой
у = а + b ? х,
где:
у — чистый доход в i ом году;
х — вес i го года;
а и b — к/ф, который рассчитывается:
? y – b( ? x- , )
a = --------------------------------
n
n ( ? xy ) – ( ? x ) ? ( ? y )
d = -------------------------------------------------------------- ,
n( ? x2) – ( ? x )2
n — число периодов наблюдения.
В некоторых случаях для оценки компаний используется объем
валовой выручки. Он чаще всего применяется для определения ры
ночной стоимости бизнеса в сфере услуг.
Иногда для оценки АО используется капитализация дивидендов.
Этот метод предпочтителен для акционеров, не обладающих конт
рольным пакетом акций, а влиять на политику общества по вопросу
выплаты дивидендов они не могут. Для акционеров, обладающих
контрольным пакетом, предпочтительнее использование для опре
деления рыночной стоимости п/п капитализации чистого дохода. В
качестве коэффициента капитализации может быть использована:
1. Норма прибыли, скорректированная на уровень риска.
2. Ставка капитализации по сопоставимым компаниям.
Область применения методов капитализации
Методы применяются в тех случаях, когда имеется достаточное
количество данных для оценки дохода. Доход является стабильным
или, по крайней мере, ожидается, что текущие денежные доходы
приблизительно будут равны будущим или темпы их роста — умерен

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign