LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

D — чистый доход бизнеса за год;
R — коэффициент капитализации.
Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогно
зировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтиру
ются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором
ставке дохода.




Рис. 5.2. Методы затратного подхода

110
Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматри
вает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек.
Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вслед
ствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых ме
тодов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В
результате перед оценщиком встает задача проведения корректиров
ки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно
проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого
актива баланса в отдельности, затем определяется текущая сто
имость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стои
мости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость
всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость
собственного капитала предприятия.

Собственный капитал = активы — обязательства1

Базовой формулой в имущественном (затратном) подходе являет
ся: Собственный капитал = Активы — Обязательства.1
Данный поход представлен двумя основными методами:
методом стоимости чистых активов;
методом ликвидационной стоимости.
Метод стоимости чистых активов включает несколько этапов:
1. Оценивается недвижимое имущество предприятия по обосно
ванной рыночной стоимости.
2. Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и обо
рудования.
3. Выявляются и оцениваются нематериальные активы.
4. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как
долгосрочных, так и краткосрочных.
5. Товарно материальные запасы переводятся в текущую стои
мость.
6. Оценивается дебиторская задолженность.
7. Оцениваются расходы будущих периодов.
8. Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость.
1 Алгоритм расчета дан в «Порядке оценки стоимости чистых активов акционерных
обществ», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федера
ции от 5 августа 1996 г. № 71 и Федеральной комиссией по рынку ценных бу
маг от 5 августа 1996 г. № 179.

111
9. Определяется стоимость собственного капитала, путем вычита
ния из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей
стоимости всех обязательств.
Применяется метод стоимости чистых активов в случае, если:
Компания обладает значительными материальными активами;
Ожидается, что компания по прежнему будет действующим
предприятием.
Показатель стоимости чистых активов введен первой частью
Гражданского кодекса РФ для оченки степени ликвидности органи
заций.
Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания
из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету,
суммы его обязательств, принимаемых к расчету.
Проведение оценки с помощью методики чистых активов осно
вывается на анализе финансовой отчетности. Она является индика
тором финансового состояния предприятия на дату оценки, дейст
вительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыноч
ной стоимости материальных и нематериальных активов.
Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в
процессе оценки:
бухгалтерский баланс;
отчет о финансовых результатах;
отчет о движении денежных средств;
приложения к ним и расшифровки.
Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы
бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприя
тия.
Предварительно оценщик проводит инфляционную корректи
ровку, цель которой — приведение ретроспективной информации за
прошедшие периоды к сопоставимому виду; учет инфляционного
изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ста
вок дисконта.
Простейшим способом корректировки является переоценка всех
статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более
стабильной валюты, например, американского доллара.
Отличительной особенностью затратного подхода при оценке
стоимости предприятия является то, что для целей оценки активы
предприятия разбивают на группы, оценивают каждую часть, затем
суммируют полученные стоимости.

112
Алгоритм данного подхода следующий:
На первом этапе производят анализ активов предприятия и вы
деляют составные части, оценка стоимости которых будет произво
диться. Например, при оценке стоимости предприятия могут быть
выделены следующие составные части: земля, здания, коммуника
ции, нематериальные активы, финансовые активы, сырье, матери
алы, машины и оборудование и т.п. В каждой группе активов можно
выделить подгруппы.
На втором этапе оценщик выбирает наиболее приемлемый ме
тод оценки для каждой группы (подгруппы) активов, выполняет не
обходимые расчеты.
Определяется итоговая величина стоимости предприятия.
Ликвидационная стоимость предприятия представляет собой раз
ность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и за
тратами на его ликвидацию.




Рис. 5.3. Методы сравнительного подхода
Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций анало
гичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или
альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти ком
пании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции
находятся в свободной продаже, при использовании соответствую
щих корректировок должны послужить ориентиром для определения
цены оцениваемой компании.
Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных
пакетов акций сходных компаний.
Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ори
ентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на ос
нове отраслевой статистики.

113
5.2. Экономическое содержание и основные этапы метода дис
контирования денежного потока
Основными этапами оценки компании методом дисконтирован
ных денежных потоков являются:
1. Сбор требуемой информации.
2. Выбор модели (типа) денежного потока.
3. Определение длительности прогнозного периода и его единицы
измерения.
4. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от ре
ализации и ее прогноз.
5. Проведение ретроспективного анализа и подготовка прогноза
расходов.
6. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций.
7. Расчет величины денежного потока для каждого года.
8. Определение ставки дисконтирования.
9. Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный период;
10. Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стои
мости компании в постпрогнозный период, а также их суммарного
значения;
11. Внесение итоговых поправок.
12. Согласование полученных результатов.
Выбор модели (типа) денежного потока.
Основным показателем, используемым в рамках Метода дискон
тирования денежного потока, является денежный поток, рассчиты
ваемый как разница между притоком и оттоком денежных средств за
определенный период.
Различают следующие основные виды денежного потока:
1. Номинальный или реальный.
2. Приносимый собственным капиталом, приносимый всем ин
вестированным капиталом.
В практике наиболее часто применяемым является использова
ние модели денежного потока собственного капитала.
Использование модели денежного потока для инвестированного
капитала (бездолгового денежного потока) в российских условиях в
текущей ситуации малоприменимо и может быть использовано для
крупных холдинговых компаний, в связи с крайне ограниченным ис

114
пользованием основной массой российских компаний схем привле
чения финансовых ресурсов, аналогичных западным.
В общем виде схема расчета денежного потока для собственного
капитала выглядит следующим образом:
1. Расчет показателя прибыли используемого в модели денежного
потока.
Выручка от реализации
минус
себестоимость продукции;
амортизационные отчисления;
налог на прибыль.
Итого:
Чистая прибыль,
налоги, относимые на финансовый результат;
отвлеченные средства (затраты на социальную сферу и т.п.)
2. Расчет денежного потока.
Скорректированная чистая прибыль
Плюс
амортизационные отчисления
плюс (минус)
– увеличение собственного оборотного капитала;
+ уменьшение собственного оборотного капитала;
– капитальные вложения;
+ увеличение долгосрочной задолженности;
– уменьшение долгосрочной задолженности.
Итого:
Денежный поток
В практических расчетах используется расчет денежного потока
компании по трем возможным сценариям развития: пессимистиче
скому, наиболее вероятному и оптимистическому. Основными пока
зателями прогнозируемых сценариев могут являться:




115
Наиболее
Оптимистический
Пессимистический
Показатель вероятный
прогноз прогноз
прогноз
Объем Снижение Стабильные Рост объемов
производства объемов объемы производства
производства производства
Цены на Стабильные Ограниченный Рост цен до уровня
производимую цены рост цен к концу прогнозного
продукцию периода
Соотношение Рост соотноше Стабильное Снижение
цен* ния до уровня соотношение на соотношения до
25% к концу сложившемся уровня____ к концу
прогнозного уровне прогнозного периода
периода
* используется в случае, если существует прямая зависимость между ценой на наибо
лее значимый ресурс и выпускаемой продукцией компании (например, глинозем/
товарный алюминий, нефть/продукты перегонки и т.п.).

Так же, в зависимости от специфики каждого конкретного оце
ниваемого объекта, в качестве показателей прогнозируемых сцена
риев могут выбираться иные показатели, являющиеся существенны
ми при построении прогноза.
Расчет величины денежного потока
Расчет денежного потока для каждого прогнозного года произво
дится в два этапа:
1. Расчет величины скорректированной чистой прибыли.
2. Расчет величины чистого денежного потока.
1) При расчете величины скорректированной чистой прибыли
анализируются и прогнозируются следующие данные:
прочие операционные расходы;
отвлеченные средства.
В прочих операционных расходах учитываются налоги, относи
мые на финансовые результаты, по состоянию на 01.11.01 г. налог на
имущество, а также прочие налоги в соответствии с действующим за
конодательством. Необходимо отметить, что налоговое законода
тельство динамично, следовательно, требуется постоянное отслежи
вание изменений.
Планируемые Отвлеченные средства включают в себя заработную
плату работников социально жилищной сферы с отчислениями на
социальные нужды, а также расходы, связанные с содержанием объ
ектов социально жилищной сферы. Необходимо учитывать, что дан

116
ные суммы частично льготируются при уплате налога на прибыль
(нормы утверждаются местными органами власти, сверх норм расхо
ды осуществляются за счет чистой прибыли).
2) Расчет величины чистого денежного потока осуществляется по
формуле денежного потока для собственного капитала.
Скорректированная чистая прибыль
плюс
амортизационные отчисления.
плюс (минус)
увеличение собственного оборотного капитала
+ уменьшение собственного оборотного капитала;
– капитальные вложения;
+ увеличение долгосрочной задолженности;
– уменьшение долгосрочной задолженности.
Итого:
Денежный поток.
5.3. Определение длительности прогнозного периода и его едини
цы измерения
При оценке бизнеса Методом дисконтированных денежных по
токов ожидаемый срок деятельности компании разделяется на два
периода: прогнозный и постпрогнозньй (остаточный). На прогноз
ный период составляется детальный прогноз денежных потоков. Как
правило, такой прогноз составляется на достаточно долгий период
до того момента, когда компания выйдет на стабильные темпы роста
денежного потока до момента выхода компании на постоянные тем
пы роста.
Определение адекватной продолжительности прогнозного пери
ода в практике представляется достаточно сложной задачей. С одной
стороны, при продолжительном прогнозном периоде предполагается
проведение большего числа наблюдений, соответственно, получен
ная итоговая величина стоимости может являться более обоснован
ной с математической точки зрения. С другой стороны, при увеличе
нии продолжительности периода возникает сложность в прогнози
ровании конкретных показателей объемов производства, выручки,
расходов, темпов инфляции и т.д., соответственно, возникает субъ
ективность в прогнозе потоков денежных средств.
Западные консультанты предполагают использование прогнозно
го периода для оценки компании, в зависимости от целей оценки и
конкретной ситуации, от 5 до 10 лет. В странах с переходной эконо

117
микой, где велик элемент нестабильности и адекватные долгосроч
ные прогнозы особенно затруднительны, допускается сокращение
прогнозного периода до 3 лет.
В практической деятельности критериями выбора прогнозного
периода могут являться: принадлежность компании к той или иной
отрасли (для добывающих отраслей прогнозный период длительнее,
при этом стоимость бизнеса ограничена величиной имеющегося к
добыче ресурса), стадии жизненного цикла компании.
Единица измерения прогнозного периода определяется исходя из
ритмичности производства, как правило, в качестве стандартной
единицы принимается год.
Единица измерения элементов денежного потока определяется
исходя из специфики деятельности компании, если присутствует
значительная доля экспорта при реализации производимой продук
ции, в качестве единицы измерения может быть принят доллар
США. При этом, показатели затрат, имеющие преимущественно
рублевое исчисление (заработная плата, амортизационные отчисле
ния, частично — налоговые платежи и т.д.), могут прогнозироваться
в рублях с последующим пересчетом по прогнозному курсу.
5.4. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от
реализации и ее прогноз
Планированию выручки от реализации предшествует анализ си
туации прошлых лет на предприятии.
При построении прогноза анализируются текущие производст
венные мощности, проводится анализ их загруженности и, исходя из
представленной информации о планируемых капитальных вложени
ях, строится прогноз физического объема продукции.
Сдерживающими факторами роста объемов производства и ре
ализации могут являться жесткая конкуренция в отрасли, а также
острая нехватка основного ресурса, необходимого для производства
продукции (например, основным ресурсом при производстве алю
миния является глинозем). Возникший в середине 1999 года дефицит
глинозема был вызван аварией на глиноземном заводе Сгатегсу
(Ка15ег А1ит1тит), которая повлекла за собой полную остановку ра
боты указанной компании. Удар, нанесенный по производителям
первичного алюминия внезапной потерей крупного поставщика,
серьезно дестабилизировал рынок, что привело к значительному (со
150—160 до 350—380 долларов за тонну) росту цен на глинозем, а
также адекватному росту цен на первичный товарный алюминий.

118
Прогнозирование выручки от реализации может осуществляться
двумя способами:
укрупненным подходом;
детальным подходом.
Укрупненный поход подразумевает прогнозирование роста вы
ручки в зависимости от темпов роста предыдущих лет (компании или
отрасли, в которой действует компания). При этом важно фиксиро
вать, что является в основе темпов роста выручки: если в основе тем
пов роста лежит увеличение объемов производства в натуральном
выражении, важно чтобы прогнозируемый рост не опережал имею
щиеся резервы производственных мощностей. Укрупненный подход
может использоваться для проведения предварительной оценки, а
также в случае отсутствия информации.
Детальный подход подразумевает использование большего мас
сива информации. Основой для расчета показателей валовой выруч
ки являются данные о физических объемах реализуемой продукции
прошлых лет (фактические показатели), фактические и прогнозные
цены на производимый продукт (экспортные, импортные), а также
прогнозы специалистов отрасли, позволяющие моделировать раз
личные сценарии развития при различных внешнеэкономических
условиях.
Прогноз валовой выручки осуществляется в два этапа:
1) Составление Плана производства продукции.
2) Составление Плана реализации продукции.
План производства продукции составляется на основе данных,
представленных оцениваемым компаниям, либо на основе инфор
мации, полученной оценщиком.
Далее строятся пессимистический, наиболее вероятный и опти
мистический прогнозы.
План реализации продукции составляется на основе ранее опре
деленных физических объемов производства, прогнозируется при
мерное распределение по потребителям, исходя из возможных вари
антов условий поставок продукции и услуг, определяются отпускные
цены по сортаменту и потребителям.
Планирование роста цен на продукт можно также осуществлять
исходя из пессимистического, оптимистического и наиболее вероят
ного сценариев.
Необходимо помнить, что при осуществлении детального про
гноза нужно учитывать налоговые платежи, например, таможенные
платежи, НДС, акцизы и т.п.

119
5.5. Проведение ретроспективного анализа и подготовка
прогноза расходов
Прогнозирование расходов от реализации также может осуществ
ляться двумя способами:
укрупненным подходом;
детальным подходом.
Укрупненный подход подразумевает построение прогноза себес
тоимости путем использования информации о доле переменных за
трат в выручке компании и условно фиксированной величины по
стоянных затрат. Рост переменных затрат прогнозируется пропорци
онально росту выручки. Рост постоянных затрат возможен в том
случае, когда планируется резкое увеличение объема реализации в
натуральном выражении и, как следствие, рост затрат на рекламу,
аренду и т.п.
Детальный подход подразумевает определение себестоимости
произведенной и реализованной продукции по элементам затрат.
Также во внимание принимаются варианты условий поставок про
дукции и услуг.
Как правило, при использовании Детального подхода при по
строении прогноза затрат выделяются наиболее значимые затраты
(т.е. те затраты, которые занимают наибольший удельный вес в се
бестоимости), по которым проводится детальный анализ и строится
прогноз.
В качестве наиболее значимых статей затрат могут быть названы:
сырье и материалы;
топливо;
энергия;
заработная плата;

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign