LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 45
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

происходит обмен информацией, определенными знаками, а в результате и конкрет-
ными знаниями. Медийная означает, что эти технологии по-прежнему включают в себя
медиа. В большинстве медиасистем, поддерживающих транзактные коммуникации,
возможна также массовая коммуникация. Другими словами, коммуникационными
транс-действиями могут обмениваться много пользователей. Любой человек или орга-
низация могут обращаться к великому множеству других пользователей.
В сегодняшнюю эпоху информации перемены происходят постоянно. Как видно
из последующих разделов, причиной этих стремительных изменений, происходящих
прямо на наших глазах, стал тесный союз компьютера и современных медиа. После
краткого обзора нового медиапространства рассмотрим характеристики новой ме-
диааудитории и проследим, как новые медиатехнологии заставляют нас изменить
традиционное представление о ней. В этой главе мы рассмотрим также этические
проблемы и вопросы, до сих пор нас абсолютно не беспокоившие. Разумеется, такие
изменения заставят нас пересмотреть существующие теории и модели коммуника-
ции, а также разработать новые. В конце главы изучим эти проблемы в свете соци-
ального и психологического воздействия новых технологий на людей.


ЦИФРОВОЙ РУБЕЖ

"Среди удивительных достижений человеческой науки и гения ничто не может сравниться
по важности с торжеством человека над пространством и временем в смысле общения меж-
ду отдельными людьми и целыми народами, находящимися далеко друг от друга."
Так и кажется, что эти слова принадлежат XXI веку, хотя на самом деле они были
написаны в 1870 году. Эта цитата открывает главу "Американский магнитный теле-
граф" из книги The Great Industries of the United States: Being an Historical Summary of the
Origin, Growth, and Perfection of the Chief Industrial Arts of this Country ("Крупные отрасли
промышленности США: Исторический обзор происхождения, роста и совершенст-
вования главных отраслей промышленности этого государства") Гораса Грили и со-
авторов (Greeley et al., 1872, p. 1111). Цитата напоминает нам, что "новые" коммуни-
кационные технологии окружают нас уже давно.
Произнося в начале XXI века слова "новые коммуникационные технологии" или
"новые медиатехнологии", что конкретно мы имеем в виду? Сами определения но-
вых технологий продолжают изменяться или, скорее, эволюционировать, стараясь
не отстать от прогресса этих технологий, что делает дискуссию о новых медиа по
меньшей мере затруднительной. Ведь к тому времени, когда эта книга увидит свет
и попадет к читателю, новые медиа, рассматриваемые в ней, вероятнее всего будут
уже не новыми, а в некоторых случаях даже устаревшими.
397
Глава 21. Новые коммуникационные технологии

Если бы нас попросили составить список современных коммуникационных тех-
нологий, мы могли бы начать со списка, составленного еще Роджерсом в "далекие"
1980-е годы. В свой список он включил микрокомпьютеры, телетекст, видеотекст,
1
интерактивное кабельное телевидение, спутники связи и телеконференции (Rogers,
1986). Мы могли бы прибавить к этому перечню технологии, перечисленные в пер-
вом параграфе данной главы, плюс телевидение высокой четкости (ТВЧ) и интерак-
тивное телевидение. ТВЧ обеспечивает следующее экранное разрешение: 1920 пик-
селей по вертикали и 1080 пикселей по горизонтали. Оно также предоставляет очень
четкие и ясные, как в кинотеатре, изображение и звук. Интерактивное телевидение,
результат сближения телевизора и компьютера, позволяет зрителям щелкать по
иконкам в течение телевизионной программы для получения дополнительной ин-
формации, например, спортивной статистики или биографических данных извест-
ных людей. Возможностями интерактивного телевидения уже пользуются около од-
ного миллиона американских семей; ожидается, что к 2005 году количество абонен-
тов такого ТВ возрастет до 24,5 млн. (Earing, 1999).
М. Марией (Marien, 1996) в своем библиографическом эссе изучил литературу по
данному вопросу и предложил полный список новых технологий, как уже сущест-
вующих, так и ожидаемых в будущем. Среди прочих в его списке присутствуют ком-
пьютеры с голосовым управлением, электронные переводчики и кабельное телеви-
дение с 500 каналами.
Одним из способов, при помощи которого исследователи пытаются дать определе-
ние новым технологиям, является описание их глубинной природы. У. Дизард (Dizard,
1994) утверждал, что новые коммуникационные технологии нельзя назвать "масс-
медиа" в привычном значении этого понятия. От традиционных масс-медиа их отли-
чает особая природа, децентрализованное производство и интерактивный формат.
"Исторически масс-медиа означали централизованное производство стандартизиро-
ванной информации и развлекательной продукции, поставляемых огромной аудито-
рии по отдельным каналам. Новые электронные медиа модифицировали все эти усло-
вия. Их продукция часто приходит не из центрального источника. Более того, новые
медиа обычно предоставляют особые услуги большому числу сравнительно малочис-
ленных аудиторий. Наиболее значительным их новаторством стало распространение
голосовой, печатной и видеопродукции по обычным электронным каналам, часто в
двухстороннем интерактивном формате, предоставляющем потребителям больший
контроль над тем, какой именно сервис они выбирают, когда они хотят его получить и
в какой форме" (Dizard, 1994, р. 2).

Э. Роджерс (Rogers, 1986) к вышесказанному добавляет несколько своих замеча-
ний, используя другую терминологию. Он выделяет несколько направлений изме-
нения средств коммуникации со времени появления новых технологий.
1. "Все новые коммуникационные системы содержат определенный уровень ин-
терактивности, напоминающий разговор двух людей лицом к лицу...
2. Новые медиа также могут быть индивидуальными до такой степени, чтобы доне-
сти специальное сообщение до каждого человека внутри огромной аудитории...



' Некоторые считают телеконференцию скорее приложением к новой медиатехнологии, чем само-
стоятельной новой технологией.
398 Часть III. Основные направления исследований

3. Новые коммуникационные технологии также асинхронны, что означает их
способность отправлять или получать сообщения в удобное для конкретного
человека время..." {Rogers, 1986, р. 4-8).
Возможно, наилучшим способом разобраться во всех новых технологиях и облег-
чить их понимание является определение общего для них параметра. Все они нуж-
даются в более широкой пропускной способности, поддерживающей цифровой
формат, а не старый аналоговый. Некоторые исследователи называют превращение
аналогового формата в цифровой таким же значительным событием, как и фунда-
ментальные изменения, произошедшие после перехода от электронных ламп к тран-
зисторам (Grant, 1997). Другие называют изменения в вещательной продукции и пе-
редаче данных "революционными", хотя эти превращения происходили на протя-
жении десятилетий и продолжаются по сей день.
"Переход на цифровую передачу представляет первое фундаментальное изменение
в телевизионном вещании с тех пор, как 40 лет назад в Национальном комитете по теле-
визионным стандартам (NTSC) появилось цветное телевидение. Этот переход принесет
целое состояние владельцам телекомпаний, которые первыми внедрили новые техноло-
гии, поскольку заставляет потребителей обновлять их аналоговые радио/телеприемники,
видеомагнитофоны, видеокамеры и другую периферию" (Seel, 1997, р. 8).
Ключ к пониманию природы цифровых технологий можно выразить тремя сло-
вами на букву к: компрессия, конверсия и конвергенция. Цифровые технологии по-
зволяют передавать и хранить в несколько раз больше информации, чем старые ана-
логовые формы (другими словами, сжимать, или компрессировать информацию. —
Прим. ред.). К тому же оцифровывание делает возможным интеграцию, или конвер-
сию (иными словами, переведение. — Прим. ред.), этой сжатой информации в ком-
пьютерные системы и их приложения. В результате вещательная сеть, беспроводная
связь и телекоммуникации конвергируют (сближаются между собой. — Прим. ред.)
благодаря их способности делиться информацией друг с другом.
Новым цифровым форматам требуется более широкая пропускная способность
(более разветвленная сеть). Наладка таких новых сетей идет сейчас полным ходом по
всему миру. Новые телекоммуникации будут значительно отличаться от тех, к которым
мы привыкли. У. Ходж (Hodge, 1995) так описывает эти изменения и их последствия:
"Высокоразвитые телекоммуникационные сети, предоставляющие услуги связи и ин-
формационные услуги по всей стране и по всему миру, обеспечат поставку практиче-
ски неограниченного количества каналов видео, телефонии, коммутируемой инфор-
мации, деловой информации... Такие сети будут предоставлять следующие услуги
(иногда называемые видеотональным вызовом): вещательное видео, ТВ со сдвигами во
времени, платное ТВ, услуги мультимедиа, каналы премиум-класса, видео по требова-
нию, покупку товаров из дома, телеобразование, интерактивные игры... Такую объе-
диненную высокоэффективную сеть часто называют информационной супермагист-
ралью или Национальной информационной инфраструктурой" (Hodge, 1995, р. XV).
Технологические, операционные и функциональные изменения в коммуникаци-
онной инфраструктуре современного общества скоро сможет почувствовать на себе
практически каждый. Более полумиллиона семей в США уже пользуются широкопо-
лосным цифровым сервисом. К 2002 году ожидается увеличение общего количества
пользователей с 7 до 16 млн. (цифры зависят от фирмы, составлявшей прогноз)
(Berman & Bunzel, 1999; Bowles, 1998). В переходный период будет процветать бизнес по
399
Глава 21. Новые коммуникационные технологии

производству специальных приставок (декодеров), которые позволят использовать для
приема цифровых сигналов уже имеющиеся у людей провода. В 1998 году по всему ми-
ру было продано около 10 млн. цифровых компьютерных приставок к телевизорам.
В 1999 году продажи спутниковых антенн, кабельных и цифровых телевизионных про-
дуктов выросли до 14 млн., принеся доход в размере 4,7 млрд. долл. {Brown, 1999).
В будущем у нас будет разумная сеть, современная информационная система на
базе оптических волокон. Кроме основы из оптического волокна, ответвления сети
(называемые также Информационной магистралью высшего класса) будут состоять
из коаксиального кабеля, телефонных линий, беспроводной, микроволновой
и спутниковой связи. Эта широкополосная сеть будет способна на заказ предостав-
лять разнообразные услуги и передавать крайне специализированные сообщения.
При переводе медиасообщений в цифровой формат, видео-, аудио- и текстовые по-
слания можно будет комбинировать как угодно. Как поэтично писал С. Бранд
в книге The Media Lab: Investing the Future at MIT ("Лаборатория медиа: создание бу-
дущего в Массачусетском технологическом институте"):
"С преобразованием данных в цифровую форму все медиа стали переводимыми с одного
вида в другой — компьютерные биты легко мигрируют — и отошли от своего традицион-
ного назначения передачи данных. Кинофильм, телефонный звонок, письмо или жур-
нальная статья могут быть пересланы в цифровом формате посредством телефонной ли-
нии, коаксиального кабеля, кабеля из оптического волокна, микроволн, спутниковой
связи, теле- и радиовещания или материально, в виде пленки и диска. Хоть это и не ре-
волюция в полном смысле этого слова, но с появлением оцифровывания содержание
становится очень гибким и легко адаптирующимся — любое сообщение, звук или кар-
тинку можно перевести из одного формата в другой" (Brand, 1988, р. 19).

Эта сеть сетей в данное время постепенно распространяется по всему земному
шару. Страны Европы и Азии стали массово производить провода из оптического
волокна и уже могут сравниться, если не превзойти в этом США. В отчете Комиссии
по европейским сообществам, предоставленном Европейскому Союзу в 1994 году,
подчеркивалось большое желание стран-членов Евросоюза быть среди первых в соз-
дании информационной инфраструктуры (Commission of the European Communities,
1994). Одна японская корпорация недавно объявила о своих планах — до 2010 года
объединить все школы, дома и офисы в стране кабелем из оптического волокна. Как
заявил министр почты и телекоммуникаций Японии, эта инициатива обойдется
в сумму 150—230 млрд. долл. В Сингапуре правительство взяло на себя обязательство
воплотить в жизнь аналогичный проект, и подготовка к нему уже идет полным хо-
дом. По иронии судьбы, это же правительство очень жестко контролирует доступ
к информации для своих граждан (Hudson, 1998).
В то время как одни страны спешат проложить кабельные линии, другие экспе-
риментируют с технологиями радиоволн, позволяющими наладить широкополосное
вещание без помощи проводов. В последние годы беспроводная продукция получи-
ла широкое распространение на рынке телекоммуникаций. Некоторые считают, что
в будущем беспроводная связь станет лидером широкополосного вещания. Один из
специалистов по электронике заметил: "Все указывает на то, что беспроводная связь
будет занимать лидирующую роль в широкополосном мультимедийном будущем"
(Mathias, 1999, р. 6).
400 Часть III. Основные направления исследований

НОВАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА
Развитие цифровой коммуникации привело к появлению новой медиасреды, за-
частую интерактивной по своей природе. Эта среда позволяет решать многочислен-
ные задачи с помощью одиночного устройства, наподобие домашнего компьютера
или телевизора. Н. Мандорф и К. Лэрд указывали, что конвергенция технологий
"привела к сближению телекоммуникаций, телевидения и бытовой электроники.
Для пользователей это означает, что одно и тоже устройство можно использовать для
работы дома, для беседы, развлечения детей, покупок в режиме он-лайн и банков-
ского дела" (Mundorf& Laird, по публикациям в прессе).
Сейчас интерактивные приложения предлагают зрителю кабельного телевидения
различные опции, о которых несколько лет назад даже и не слышали. Например, те-
лезрители могут в реальном времени участвовать в игровых шоу. Другие интерак-
тивные технологии позволяют кинозрителям выбирать сюжетные линии и концовки
фильма. Интерактивные кабельные системы позволяют спортивным болельщикам
выбирать различные ракурсы камер, показывающих спортивные соревнования.
X. Стипп {Stipp, 1998) утверждал, что интерактивные возможности могут не удов-
летворять требованиям отдельных телевизионных программ или людей, предпочи-
тающих старый невзыскательный способ просмотра телевизора. Интерактивность
требует активности части зрителей, тогда как некоторые люди предпочитают быть
просто пассивными зрителями своих любимых драм или комедий. Программы дру-
гого толка, например спортивные передачи или новости, более способствуют инте-
рактивности.
Н. Мандорф и К. Лэрд (Mundorf & Laird, 2001) указывали, что интерактивность
является многомерным понятием. Они цитируют таких исследователей, как
Д. Фортин, Дж. Брайант, К. Лав и Герц, выделивших различные аспекты интерак-
тивности. Согласно Д. Фортину (Fortin, 1997), интерактивность подразумевает взаи-
мозаменяемость отправителя и получателя; пользователь при этом может быть чело-
веком или машиной. Дж. Брайант и К. Лав (Bryant & Love, 1996) определили пара-
метры, характеризующие интерактивные медиа, как возможность выбора между ка-
бельным и спутниковым телевидением и увеличение зрительского меню за счет этой
возможности. Герц {Goertz, 1995) писал о том, что новые интерактивные медиа пре-
доставляют не только огромный выбор, но также и некоторые другие возможности.
Например, новые медиа отличаются от традиционных объемом содержания, кото-
рым зритель может манипулировать, и расширением возможностей восприятия, ко-
торые могут быть активированы во время использования медиа.


НОВОЕ ПОНЯТИЕ АУДИТОРИИ
Благодаря интерактивности и с расширением возможностей пользователя новые
медиатехнологии заставляют нас пересмотреть традиционное понятие аудитории
масс-медиа. Новые медиа позволяют пользователям более активно участвовать
в коммуникационном процессе и относиться к получаемым сообщениям более из-
бирательно. Пользователи новых медиа являются скорее активными участниками
процесса, а не просто пассивными получателями информации.
Глава 21. Новые коммуникационные технологии 401

1990-е годы произвели на свет поколение адресных пользователей микромультиме-
диа. Под словом адресные мы понимаем, что отныне сообщения медиа не посылают-
ся "всем заинтересованным лицам". Напротив, медиапослания могут отбираться
и "пересылаться" людям, чьи имена, адреса, идентификационные коды, анкетные
данные и род занятий занесены в базу данных рассылки. Степень эффективности
и прибыльности таких коммуникационных систем позволяет с полной уверенно-
стью утверждать, что в начале XXI века они будут развиты повсеместно, даже невзи-
рая на увеличение расходов на установку и ввод в эксплуатацию.
То, что раньше называлось "аудиторией", сейчас следует называть "пользо-
вателями". Можно ли называть "аудиторией" активную часть пользователей медиа,
способную активно выбирать из тысячи информационных, образовательных и раз-
влекательных опций? Правильно, нет. Некоторые называют таких пользователей
"полновластными потребителями информационной эпохи". Мы предпочитаем ме-
нее претенциозный термин — "медиапользователь".
Наконец, что подразумевается под словом микромультимедиа? Перемены, благо-
даря которым появился этот невинный с виду термин, были революционными
и многомерными. В их основе лежат коренные изменения коммуникационного кос-
тяка народа США (а также всего мира). Мультимедийный формат подразумевает
преобразование формы сообщений посредством компьютера. Под термином микро-
медиа подразумевается возможность изменения формы сообщения в соответствии
с желаниями конкретного медиапользователя. Естественно, что использование ме-
диа в микромультимедийной среде сильно отличается от массовой коммуникации
в понятии наших предков.
Традиционно исследователи массовых коммуникаций дискутировали над про-
блемами различий активной и пассивной аудиторий. Дело в том, что по сравнению
с активной аудиторией, отбирающей информацию исходя из своих личных вкусов
и целей, пассивная аудитория зависит от СМИ и подвержена воздействию со сторо-
ны их сообщений. Результатом развития новых медиатехнологий стало появление
новых теоретических моделей аудитории, отличных от традиционной пассивно-
активной дихотомии. Они признают различия аудиторий разных медиа.
Дж. Уэбстер (Webster, 1998) выдвинул убедительные аргументы против взгляда на
аудиторию медиа как на исключительно пассивную или активную в своих установ-
ках. Он предложил интересную концепцию аудитории в сегодняшнем мире интерак-
тивных медиа и транзактных медийных коммуникаций. Было предложено три моде-
ли описания медиааудитории: аудитория-как-масса, аудитория-как-объект и ауди-
тория-как-агент. Модель аудитория-как-масса определяет членов аудитории как
подверженных воздействию масс-медиа. Согласно этой модели, акцент делается на
массе или "телеаудитории" (Webster, 1998, р. 192), поэтому большое значение прида-
ется попыткам определить ее численность. Модель аудитория-как-объект обращает
внимание в основном на медиаэффекты. К ней относятся изучение феноменов про-
паганды, насилия и порнографии в медиа, исследования изменения отношений
и позиций медиапотребителей, а также другие аспекты воздействия медиа. Модель
аудитория-как-агент значительно отличается от двух предыдущих. Она изучает воз-
можности, предлагаемые сегодняшней аудитории новыми медиатехнологиями. Эта
модель изображает членов аудитории личностями, имеющими свободу выбора из
медиаменю. Члены такой аудитории более активны и глубже вовлечены в коммуни-
кационные процессы, чем кто-либо до них.
402 Часть III. Основные направления исследований

Привлекательность концепции моделей аудитории Уэбстера заключается в ее
способности классифицировать комбинации различных перспектив медиааудито-
рии. Для обозначения различных областей коммуникационных исследований, пред-
ставляющих аудиторию единой массой, объектом воздействия, активным агентом
или чем-то, обладающим чертами всех трех моделей, исследователь искусно исполь-
зует диаграмму Венна (рис. 21.1). Области пересечения линий диаграммы использо-
ваны для описания различных концепций аудитории с точки зрения исследований
массовой коммуникации и теоретических подходов. Аудитория здесь рассматривает-
ся с позиций как традиционных исследований — изучения воздействия масс-медиа,
пропаганды, теории использования и удовлетворения, культурных исследований,
так и новых революционных исследований, теории культивации, символического
интеракционизма и даже постмодернизма.



АУДИТОРИЯ-КАК-МАССА
Рейтинги аудитории
Преимущества аудитории
Массовое поведение
Медиасобытия



массовый маркетинг Модели выбора
Массовое общество Общественный
Гипотеза вкус
Сфера публичности
культивации
Постмодернизм
Спираль
Рынок идей
тишины

АУДИТОРИЯ-КАК-АГЕНТ
АУДИТОРИЯ-КАК-ОБЪЕКТ Процессы отбора
Исследования воздействия Теория использования
Основная парадигма
Пропаганда и удовлетворения
Символический интеракционизм
Изменение установок Читательский отклик
Кодирование/декодирование
Теория кино Культурные исследования
Анализ
Литературная критика Интерпретирующие
восприятия
сообщества




ЭТИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
С появлением и развитием в современном мире новых коммуникационных тех-
нологий, мы столкнулись с рядом проблем общественно-политического и этиче-
ского характера. С некоторыми из них мы уже встречались, другие же появились од-
новременно с внедрением новых медиатехнологий.
Т. Купер предоставил содержательный перечень 40 главных этических проблем,
появившихся в результате использования новых коммуникационных технологий.
403
Глава 21. Новые коммуникационные технологии

"Понимание эффектов и этических проблем, сопровождающих новые технологии,
включает в себя изучение мириада очевидных и скрытых социальных, культурных
и общественных факторов внутри сообществ и государств. Доминировать над такими
новыми технологиями и прогнозировать хотя бы некоторые из их эффектов очень
важно для постижения, систематизации, анализа и экспериментальной оценки не
только самих этих новых технологий, но и их воздействия на отдельных людей, их объ-
единения и общество в целом" (Cooper, 1998, р. 86-87).
В перечень Купера вошли разные этические проблемы: справедливости или рав-
ноправия, информации о низших слоях общества, непристойности, порнографии,
плагиата, пиратства или просто копирования какой-либо информации, принадле-
жащей другим людям с целью ее перепродажи. О проблеме справедливости или рав-
ноправия Купер писал следующее:
"Одна из наиболее древних этических проблем заостряется при обсуждении ресурсов
(технологически богатых и технологически бедных стран, регионов и отдельных лю-
дей), возможностей для доступа и даже воздушного пространства. Возникают вопросы
о том, как, например, должен распределяться диапазон вещания, могут ли спутники
других государств летать над нашими военными объектами, кто должен нести ответст-
венность и насколько время, необходимое для пересылки и преобразования непре-
рывных данных в цифровые, влияет на всеобщее равенство, неравенство и справедли-
вость. Таким же образом возникают вопросы по поводу интеллектуальной собственно-
сти, права собственности, авторского гонорара и т.д. Поднимают вопрос и о справед-
ливом распределении благ. Кто, в конце концов, извлечет пользу из распространения
информации?" (Cooper, 1998, р. 76).

Ярким примером проблемы пиратства могут быть недавние дебаты, связанные
с появлением МРЗ — специальной технологии сжатия информации, позволяющей
компьютерным звуковым файлам конкурировать с музыкальными компакт-
дисками. Первый вице-президент крупной звукозаписывающей компании назвал
появление в Internet музыки в формате МРЗ "самым большим событием, случив-
шимся в бизнесе за последние 40 лет" (Jensen, 1999, р. 34). Поклонники музыки мо-
гут "скачивать" разнообразные мелодии из Internet на свои компьютеры и копиро-
вать на диски для последующего проигрывания или перепродажи. Разница между
такой современной формой пиратства и ее старой разновидностью (простым пере-
писыванием на кассету песни из музыкального альбома или с радио) заключается
в качестве звучания.
Проблема МРЗ-пиратства привлекла внимание звукозаписывающей индустрии
после поступления в продажу новой программы Diamond Rio. Недовольство рекор-
динговых компаний вызвало то, что, облегчая скачивание музыки из Internet и ее
перезапись в цифровом формате, эта программа позволяла владельцам и пользова-
телям компьютеров обходить закон об отчислении авторского гонорара. Компании
ответили тем, что подали на Diamond Rio в суд. Ассоциация звукозаписывающей ин-
дустрии США и пять крупных рекординговых компаний создали специальную ко-
миссию по изучению данного вопроса под названием "Инициатива по безопасности
цифровой музыки". Она изучила проблемы, связанные с МРЗ, и разработала новые
стандарты для защиты музыки, распространяемой в цифровом формате.
Кроме этических проблем, новые технологии также связаны и с государственной
политикой. В 1998 году Федеральная комиссия связи США, в соответствии с Актом
о телекоммуникациях от 1996 года, начала изучение современных вещательных ком-
404 Часть III. Основные направления исследований

паний и выдвинула так называемую нормотворческую инициативу. Эта инициатива
пытается установить новую регуляторную политику перехода населения страны с го-
лосовой телекоммуникационной сети на высокоскоростную, широкополосную сеть.
Другой ее целью является стимулирование роста альтернативных сетей, таких как
гибрид беспроводной и проводной сети, абонентского телевидения (CATV) и спут-
никового вещания (Реагсе, 1998).

<< Пред. стр.

страница 45
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign