LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 41
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

основании чего Чаундери сделал вывод, что главную роль в освещении чернокожих
и белых кандидатов играет собственная политика газеты.
Несколько исследований было посвящено изучению содержания газет в трех раз-
ных десятилетиях: 1950—1953, 1963—1968 и 1972—1980. Оказалось, что освещение
в прессе чернокожих за эти годы несколько изменилось (Martindale, 1984, 1985,
1987). В одном исследовании показывалось, что общественная роль чернокожих за
эти годы стала более заметной благодаря появлению в газетах большего количества
фотографий афро-американцев, однако количество статей о жизни меньшинств и их
проблемах оставляло желать лучшего. Объектом изучения другого исследования бы-
ли четыре крупнейшие газеты США— New York Times, Atlanta Constitution, Chikago
Tribune и Boston Globe. В период с 1950 по 1970 год почти во всех газетах возросло ко-
личество статей о проблемах черного населения. С 1960 по 1970 год количество ста-
тей о чернокожих преступниках осталось практически неизменным, а число статей
о чернокожих артистах, певцах и политиках значительно возросло. В 1970-е годы по
сравнению с 1960-ми появилось больше статей об афро-американцах, протестующих
против чего-либо.
Несколько исследований 1980-х годов изучали проблему освещения газетами,
выходящими в районах массового проживания латиноамериканцев, жизни этого
меньшинства. Как выяснилось, местная пресса включала испанские новости про-
порционально количеству латиноамериканцев, живущих в районе. Однако боль-
шинство "испанских новостей" назывались так, потому что в них упоминался кто-
либо с испанской фамилией {Greenberg, Heeter, Burgoon, Burgoon & Korzenny, 1983a).
Кроме того, эти новости были в основном негативными и описывали латиноамери-
канцев как "проблемных людей" {Turk, Richard, Bryson & Johnson, 1989). В результате
исследования оказалось, что освещение латиноамериканцев на телевидении и в га-
зетах пропорционально их числу в обществе, однако радио в этом вопросе отставало
от других масс-медиа. Испанские имена на радио можно было услышать преимуще-
ственно в криминальных сюжетах, тогда как на телевидении и в прессе с преступно-
стью было связано менее половины всех статей и сюжетов о латиноамериканцах
{Korzenny, Griffits, Greenberg, Burgoon & Burgoon, 1983).
Азиато-американцы также освещены в прессе пропорционально их количеству
в обществе. В. Мансфилд-Ричардсон {Mansfield-Richardson, 1996) проанализировала
содержание двадцати крупнейших газет с 1994 по 1995 год, изучая в них освещение
азиато-американцев. Она обнаружила, что газеты, у которых в штате было больше
азиатов, выходили в основном в "желтых" районах и чаще публиковали статьи об
этом этническом меньшинстве.
В одной из работ, исследовавшей чикагские телевизионные новости в период с
1989 по 1990 год, было обнаружено, что белые и чернокожие политические лидеры
изображаются по-разному. Р. Энтман {Entman, 1992) выявил, что местные телевизи-
онные новости, как правило, показывают белых лидеров как представителей инте-
ресов всех избирателей. Сюжеты же о чернокожих лидерах показывали их более за-
ботящимися об интересах афро-американцев, чем о всеобщем благе.
362 Часть III. Основные направления исследований

Кроме цветных, изучалась также проблема изображения в новостных масс-медиа
инвалидов. Проводившееся в 1980-е годы изучение нескольких ежедневных газет,
имеющих аудиторию по всей стране, показало, что ежедневно публиковались
в среднем восемь статей, описывающих проблемы инвалидов или просто упоми-
нающих их. Основная тематика этих статей — нетрудоспособность. Почти в полови-
не статей обсуждалось негативное воздействие нетрудоспособности, но большая их
часть также обращала внимание на возможности улучшений (Keller, Hallahan,
McShane, Crowley & Blandford, 1990).
В одной из наиболее интересных современных работ изучались предрассудки
в сообщениях СМИ о гомосексуалистах и лесбиянках, которые появлялись в США,
начиная с 1940-х годов (Bennett, 1998). Количество статей о сексуальных меньшинст-
вах в Time или Newsweek возросло с двух в 1940-х годах до 25 в 1960-х, 95 в 1980-х и
151 в 1990-х годах. Эта тенденция отражает рост знаний общества о гомосексуали-
стах и проблемах, связанных с ними. Исследование показало, что освещение в прес-
се гомосексуалистов и лесбиянок в течение многих лет было преимущественно от-
рицательным и полным предрассудков. Для описания сексуальных меньшинств
журналисты употребляли унизительные термины, например, "faggot", "fruit", "queer"
(для обозначения гомосексуалистов), "butch" (для обозначения лесбиянок) или об-
щее обозначение "pervert" (извращенец). Исследование рекомендовало журналистам
приобретать больше знаний о гомосексуалистах, чтобы избегать в печати необосно-
ванных определений и оспаривать "влиятельные" источники, относящиеся к гомо-
сексуалистам с презрением.


ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕНЬШИНСТВ В РЕКЛАМЕ
Исторически сложилось так, что, как и представители меньшинств в развлека-
тельных жанрах, рекламные образы также до недавнего времени были преимущест-
венно белыми (Coltraine & Messineo, 2000; Wilson & Gutierrez, 1995). Современные ис-
следования показали, что хотя в прошлом характер изображения чернокожих вызы-
вал беспокойство (Greenberg & Brand, 1994), за последние несколько десятилетий аф-
ро-американцы и азиато-американцы добились значительных достижений
в различных масс-медиа. Другие же меньшинства до сих пор остаются практически
не представленными в СМИ.
Проведенные с 1970-х годов исследования демонстрируют ясную картину исто-
рии изображения меньшинств в рекламе. Обнаружено, что, несмотря на рост при-
сутствия в рекламе конкретных меньшинств, представители остальных меньшинств
остаются не представленными. В последние годы на телевидении появилось больше
чернокожих и азиатских лиц. Этот процесс прошел несколько стадий: от фактически
полного отсутствия до спорадического появления в масс-медиа и, наконец, до
сверхприсутствия, почти вдвое превышающего их процент в обществе. В 1994 году
афро-американцы появлялись более чем в 31% всех коммерческих реклам (Taylor &
Stern, 1997). Азиато-американцы появлялись в более чем 8% всех коммерческих рек-
лам. Эта цифра значительно превышала их фактическое количество в обществе, со-
ставляющее всего 3,6% (Greenberg, Mastro & Brand, 2001). Однако эти годы не были
столь благоприятными для коренных американцев и инвалидов, которых в рекламе
практически не показывали (Wilson & Gutierrez, 1995; Greenbergetai, 2001).
363
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия

В период с 1940 по 1960 год чернокожие появились только в 3% реклам, печатав-
шихся в американских журналах. А те, которые появлялись, обычно подпадали под
одну из трех категорий: известные артисты (деятели шоу-бизнеса), знаменитые
спортсмены или прислуга (Colfax & Steinberg, 1972; Kassarjian, 1969; Stempel, 1971).
В двух исследованиях конца 1970-х годов отмечалось, что ситуация для афро-
американцев в печатной рекламе не только не улучшилась, но даже ухудшилась.
Только 2% чернокожих моделей присутствовало в журнальных рекламах {Bush,
Resnick & Stern, 1980). Во втором исследовании было просмотрено 8700 реклам но-
вых продуктов или услуг в изданиях Time, Cosmopolitan, Reader's Digest и Ladies' Home
Journal с 1968 no 1977 год. В целом, чернокожие модели или персонажи представля-
лись в менее чем 1% рекламных материалов (Reid & Vanden Bergh, 1980).
В 1980-е годы ситуация значительно не улучшилась. Л.Джексон и К. Эрвин (Jackson
& Ervin, 1991) проанализировали почти 1000 реклам, появившихся в Cosmopolitan, Glamour
и Vogue в период с 1986 по 1988 год. Только в 2,4% реклам изображались чернокожие
женщины-модели, причем в 83% из них они показывались только с большого расстоя-
ния. В то же время афро-американки составляли более 12% женского населения США
и более 15% подписчиков вышеупомянутых журналов.
Согласно исследованиям, проведенным в 1970-е и 1980-е годы, белые читатели
журналов нормально реагировали на присутствие в рекламах чернокожих моделей
(Block, 1972; Schlinger & Plummer, 1972; Soley, 1983). В одном исследовании анализи-
ровалось влияние чернокожих моделей на количество потребителей рекламы. Ока-
залось, что этническая принадлежность модели никоим образом на него не влияет.
В течение многих лет коммерческие телекомпании стремились к увеличению по-
каза чернокожих моделей. Однако исследования на эту тему показали, что черноко-
жие гораздо чаще появляются в компании других, нечернокожих моделей, чем само-
стоятельно (Atkin & Heald, 1977; Bush, Solomon & Hair, 1977; Culley & Bennett, 1976;
Dominick & Greenberg, 1970). В 1960-х годах ситуация стала меняться — процент чер-
нокожих моделей на телевидении возрос с 5 до 11%. К середине 1970-х годов афро-
американцы составляли от 10 до 13% всех моделей, появляющихся в телевизионных
рекламах, — число, близкое к их реальному процентному соотношению в обществе.
Изучение рекламы, показываемой в прайм-тайм в 1978 году, обнаружило, что белые
появлялись в 97% реклам, чернокожие — в 8,5%, а рекламные материалы, где были
представлены люди разных этнических групп, составляли 5% (Weigel et al., 1980).
Приблизительно 75% реклам были исключительно "белыми", в то время как полно-
стью "чернокожие" рекламы составляли только 2%. Для сравнения, мультиплика-
ционные рекламы без единого живого человека составляли примерно 4% от всех
коммерческих реклам.
Другие группы меньшинств не достигли таких успехов. В научной работе, посвя-
щенной телевизионной рекламе конца 1970-х годов, Дж. Гербнер, Л.Гросс,
М. Морган и Н. Синьорелли (Gerbner, Gross, Morgan & Signorielli, 1981) обнаружили,
что латиноамериканцы появились только в 2% реклам в прайм-тайм, в менее чем 1 %
дневных реклам по выходным, а в рекламе, передающейся во время вечерних ново-
стей, их не показывали вовсе.
364 Часть III. Основные направления исследований

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1990-е годы ознаменовались новым прорывом. Некоторые чернокожие женщины по-
лучили статус "супермоделей" и сейчас очень часто появляются на страницах прессы.
Тайра Бэнкс преодолела "цветной" барьер журнала Sports Illustrared и стала первой чер-
нокожей женщиной, попавшей на обложку известного издания, посвященного купаль-
никам. Чернокожая английская фотомодель Наоми Кэмпбелл совместно с белыми фо-
томоделями Элль Макферсон и Клаудией Шиффер открыла модные рестораны в круп-
ных городах по всему миру. Их дружба и партнерство в бизнесе прекрасно иллюстрируют
хорошие отношения между представителями разных этнических групп.
Анализируя количественные показатели, Л. Боуэн и Дж. Шмид (Bowen & Schmid,
1997) обнаружили, что за последние годы количество чернокожих моделей в круп-
ных журналах возросло. Тем не менее, модели, представляющие латиноамериканцев
или азиато-американцев, до сих пор остаются редкими гостями на страницах прес-
сы. Чернокожие обычно изображаются в роли спортсменов или музыкантов и появ-
ляются преимущественно в рекламах, финансируемых правительством, или сооб-
щениях о коммунальных услугах.
В другом недавнем исследовании обнаружилось, что латиноамериканцы особен-
но редко представлены в рекламах журналов, рассчитанных на широкую публику.
И хотя латиноамериканцы составляют более 10% населения США (на время данного
исследования), они присутствуют только в 4,7% изученных рекламных материалов,
исполняя в них менее половины главных ролей (Taylor & Bang, 1977).


ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕНЬШИНСТВ В ПЕРЕДАЧАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Начиная с 1970-х годов программы для детей на общественном телевидении на-
чали уделять внимание положительному изображению меньшинств и межрасовых
взаимоотношений. Получившие различные награды детские передачи типа "Улица
Сезам", "Мистер Роджерс" и "Веселая компания" были высоко отмечены за их от-
клик на проблемы меньшинств, за их образовательную и развлекательную ценности.
Даже в начале 1970-х годов около 25% персонажей этих передач общественного те-
левидения представляли именно этнические меньшинства (Dohrmann, 1975).
Так сложилось, что сюжеты, появлявшиеся в детских программах коммерческого те-
левидения, были совсем другими (хотя и отличались друг от друга). Б. Гринберг
и Дж. Бранд провели качественный анализ 20 субботних детских утренних шоу на ком-
мерческом телевидении и пришли к выводу, что "субботняя сетка программ коммерче-
ского телевидения абсолютно пуста в смысле информации о разных культурах"
(Greenberg & Brand, 1993, p. 142). Исследователи подвели итог своим наблюдениям:
• три программы регулярно показывали персонажей, относящихся к этниче-
ским меньшинствам;
• регулярно появлялись лишь представители черного этнического меньшинства;
• в течение 10,5 ч. были показаны один латиноамериканец, ни одного азиато-
американца и ни одного индейца;
365
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия

• все персонажи меньшинств были мужчинами, совсем не было взрослых цвет-
ных женщин, а молодые женщины, если и присутствовали, то только для фо-
на {Greenberg & Brand, 1993, p. 295).
В общем и целом это исследование подтвердило результаты предыдущих поворот-
ных для науки работ, вышедших в 1970-е и 1980-е годы и использовавших методы
"поголовного подсчета" и изучения ролей. Э. Баркус {Barcus, 1975) и Э. Баркус
и Р. Волкин {Barcus & Wolkin, 1977) изучили рекламы и программы для детей на ком-
мерческом ТВ на протяжении 1970-х годов. Они обнаружили, что в программах вы-
ходных дней чернокожими были 7% персонажей, а другие меньшинства представля-
лись в пределах 4—8%. В дневных программах по будням эти цифры были значительно
ниже (3% чернокожих и 1-4% представителей других меньшинств); при этом про-
граммы буднего дня часто были повторами передач, снятых раньше, в те времена, ко-
гда проблемы меньшинств не имели такого значения. Около 7% персонажей в рекламе
были чернокожими и только 2% представляли другие меньшинства. Другие работы на-
чала 1970-х годов, использовавшие метод "поголовного подсчета", пришли к анало-
гичным результатам (Gerbner& Signorielli, 1979; Mendelson & Young, 1972).
Последователи данного метода в 1980-е годы не обнаружили значительных измене-
ний в вышеприведенных цифрах, однако исследования представленности персонажей
в детских передачах пришли к интересным результатам. Э. Баркус {Barcus, 1983) обна-
ружил, что чернокожие вырвались намного вперед, оставив далеко позади все другие
меньшинства. Афро-американцы принимали участие в детских передачах почти на-
равне с белыми и чаще были задействованы в главных ролях, чем представители других
этнических меньшинств. Чернокожими были около 2% главных героев этих программ.
Также было обнаружено, что чернокожие играли представителей разных профессий,
причем роли менеджеров и квалифицированных специалистов им доставались чаще,
чем другим цветным. Явно отрицательное изображение цветных Баркус обнаружил в
мультипликационных фильмах, обычно показывающих этнические меньшинства сте-
реотипно, иногда очень жестокими по натуре. Воздействие телевидения на восприятие
детей в возрасте от 10 до 17 лет описывается во врезке.
В последние годы исследования, рассматривающие изображение меньшинств
в детских передачах, стали редкостью, однако количество новых программ указывает
на то, что телекомпании стали уделять больше внимания проблемам цветных в пере-
дачах для детей. В настоящее время большим интересом и успехом пользуются дет-
ские программы производства компании Nickelodeon и его ориентированного на до-
школьников подразделения Nick Jr., где присутствует очень много цветных персо-
нажей, поданных в положительном свете. Одна из причин успеха таких программ,
вероятно, заключается в том, что для работы над новыми проектами и уже давно су-
ществующими передачами Nickelodeon пригласил цветных студентов. Например,
шоу "Остров Гулла-Гулла" и "Окно Аллегры" широко известны своим коммерче-
ским успехом и положительными отзывами критиков, которые хвалили их за обра-
зовательные ценности и чуткость в изображении меньшинств. Мультфильм Doug,
добрый мультик, поставленный компанией Nickelodeon, вскоре появился также на
ABC. Он показывает детей разных экзотических цветов, даже лилового.
Для того чтобы выяснить текущее положение дел в программах для детей, крайне
необходим дополнительный контент-анализ, который изучил бы количество и, осо-
бенно, природу показа меньшинств. Еще более необходимо исследование медиавоз-
366 Часть III. Основные направления исследований

действия. Было бы очень интересно изучить воздействие изображения меньшинств
в этих новых программах на белых и цветных детей, их ценности и отношение к
другим людям.

Разный мир: медиаобразы этнических групп и классов
Особое исследование проводила группа по защите детей Children Now ("Дети сегодня"),
опросившая 1200 детей в возрасте 10—17 лет по всем штатам Америки, чтобы попытаться
понять воздействие телевидения на детское восприятие. Согласно этому исследованию,
дети (особенно афро-американцы, азиато-американцы и латиноамериканцы) ощущали
важность присутствия на экране телевизора персонажей своей этнической группы. Белые
и чернокожие дети сообщали, что они очень часто видят людей своей этнической группы
на ТВ, а дети — латиноамериканцы и азиаты сочли, что их этническая группа недостаточно
представлена на телевидении. Почти половина чернокожих детей считала, что их этниче-
скую группу показывают более точно и справедливо в развлекательных медиа, чем в про-
граммах новостей.
Белые дети обычно выбирают себе в кумиры белых звезд, а чернокожие дети, как правило,
отдают предпочтение чернокожим звездам. Исключениями были актер Уилл Смит и зна-
менитый баскетболист Майкл Джордан — популярные у детей всех цветов кожи. Дети всех
этнических групп имели тенденцию ассоциировать положительных героев на ТВ с белыми,
а отрицательных — с представителями меньшинств. На вопрос, какую этническую группу
они вероятнее всего увидели бы в какой-либо определенной роли по телевизору, дети со-
шлись в том, что преступников, прислугу и уборщиков сыграли бы афро-американцы,
а секретарей, боссов, полицейских и врачей — белые.
Одна азиатская девочка заметила: "Вы видите, как афро-американцы ладят с афро-
американцами, а белые ладят с белыми, но вы редко увидите как афро-американец и бе-
лый вместе счастливы и дружат".
В свете этих данных исследователь массовых коммуникаций Джоанна Кантор сказала:
"Это доказывает, что, как дети будут смотреть телевидение, что они там увидят, то и станет
для них реальностью. Эта возрастная группа очень чувствительна к тому, что она смотрит".
Источники. Kato, D. (1998, 8 May), San Jose Mercury News, Study: Kids tuned in to ethnic stereotyping, In
The Arizona Republic, May 8, 1998, p. Al 1; Lewis, D. (1998, 21 May), "When children see little of their own
world on the screen," Gannett News Service, Nashville Tennessean, ARC; Burby, L.N. (1998, 11 July),
Planned parenting/TV colors children's perceptions, Newsday, Part II, p. B02.




ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕНЬШИНСТВ
Исследования содержания телевизионных программ предоставляют нам интерес-
ные данные. Эти исследования значительно продвинулись вперед в ответах на сле-
дующие вопросы: "Видят ли американские зрители точное и справедливое изображе-
ние меньшинств? Какими показывают взаимоотношения между представителями раз-
ных этнических групп — гармоничными или конфликтными?" К сожалению, эти ис-
следования пока не в состоянии ответить на другие, не менее важные вопросы,
например, "Как показ меньшинств влияет на аудиторию, состоящую из белых и цвет-
ных? Какое воздействие имеет такое изображение на детей разных цветов кожи?"
Исследователи медиавоздействия попытались найти ответы на эти трудные во-
просы. В главе 4 обсуждалась теория социального обучения и ее важность для пони-
мания большей части исследований в области медиавоздействия. Теория социаль-
367
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия

ного обучения лежит в основе исследований, работ, исследующих воздействие изо-
бражения меньшинств в масс-медиа. Согласно этой теории, люди учатся на том ма-
териале, который они видят в СМИ. Особенно эта теория актуальна для детей, ус-
ваивающих ценности, отношения и поведение, просто наблюдая ситуации, действия
и взаимоотношения по телевизору или при помощи других медиа. По этой причине
медийное изображение меньшинств может научить детей как позитивному, так
и негативному отношению к представителям других этнических групп.
Доказательства воздействия изображения меньшинств на зрителей будут очень
скоро представлены, но для начала обратим внимание на некоторые работы, попы-
тавшиеся разобраться в природе восприятия белой и цветной аудиторий. Эти иссле-
дования обнаружили много нового материала о различиях между аудиториями. Бе-
лые, чернокожие и цветные респонденты не только использовали медиа по-разному
и для различных целей, но также весьма отличались в своем отношении к изображе-
нию в СМИ их собственной и других этнических групп. Медиасообщения они также
воспринимали по-разному.
Некоторые исследования установили, что зрители всегда получают удовольствие,
когда видят людей своей этнической группы в масс-медиа, особенно по телевизору.
Они им больше нравятся, они им больше верят и они в большей степени идентифи-
цируют себя с ними. Чернокожие школьники выказывали большее предпочтение
к передачам, в которых снимались афро-американцы, чем белые школьники (Dates,
1980). Белые школьники оценили белых ведущих выше чернокожих по параметрам
компетенции и вероятности того, что они когда-нибудь могут стать их соседями или
родственниками (Капег, 1982). Ученики начальной школы выбирали своих любимых
героев, отталкиваясь от их этнической принадлежности. Когда в течение сезона 85%
телевизионных персонажей были белыми, 96% белых детей назвали своим любимым
именно белого персонажа, в то время как его выбрали только 75% чернокожих детей
и 80% детей-латиноамериканцев (Eastman & Liss, 1980). Когда в программах показы-
вали представителей меньшинств, аудитория меньшинств предпочитала эти шоу
другим, в которых показывали белых (Liss, 1981; Eastman & Liss, 1980; Greenberg,
Heter, Burgoon, Burgoon & Korzenny, 1983b).
Интересные данные обнаружили исследования, сравнивавшие восприятие белой
и цветной молодежных аудиторий. Ученые установили, что чернокожая молодежь была
более склонна к эффектам культивации. Чернокожие дети намного больше, чем белые,
верили в реальность телевизионного изображения представителей разных этнических
групп. Б. Гринберг и К. Аткин (Greenberg & Atkin, 1982) обнаружили, что почти 40% чер-
нокожих детей, по сравнению с 30% белых, согласились с тем, что изображения мень-
шинств, которые они видели, отражают настоящее положение вещей в мире.
Чернокожая и белая молодежь также отличается различным образом использова-
ния в своей жизни информации, почерпнутой благодаря ТВ. Для белых детей телеви-
дение является начальным источником информации о чернокожих детях (Greenberg,
1972). Чернокожие дети более широко используют телевизионную информацию в сво-
ей жизни. В отличие от белых детей, при помощи телевидения они лучше узнают о
возможностях трудоустройства, механизмах решения проблем, взаимоотношениях
между супругами и их детьми и других областях жизни (Greenberg & Atkin, 1982).
При изучении воздействия музыкальных видеоклипов на чернокожую и белую
молодежь Дж. Браун и Л. Шульц (Brown & Schulze, 1990) обнаружили значительные
отличия в интерпретации увиденного материала. Молодым людям показали два
368 Часть III. Основные направления исследований

клипа Мадонны Papa Don't Preach ("Папа, не учи меня") и Open Your Heart ("Открой
свое сердце"). Почти все белые респонденты обозначили, что темой первого клипа
была беременность, в то время как почти половина чернокожих восприняли этот
клип как такой, который рассказывает о взаимоотношениях между отцом и дочерью.
Почти половина белой молодежи темой второго клипа назвала порнографию и сек-
суальные извращения, а более 50% чернокожих юношей и 30% чернокожих девушек
отметили, что в нем вообще не было никакой темы.


ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БЕЛУЮ АУДИТОРИЮ
Как видно из исследований, медиаобразы меньшинств имеют значительное воз-
действие на белую аудиторию. Устойчивым стереотипом стало изображение цвет-
ного ленивым, некомпетентным, мятежным или жестоким. При этом значительная
часть белой аудитории принимает эти стереотипы за чистую монету.
Большинство белых детей предпочитает смотреть по телевизору программы, насы-
щенные действием, драками и приключениями, шоу, где очень много жестокости и
насилия {Eastman & Liss, 1980). Дети, которые проводят много времени, просматривая
такие жестокие программы, вероятнее всего будут иметь по отношению к чернокожим
негативные стереотипы. С другой стороны, белые дети, которые смотрят менее жесто-
кие шоу, а больше смотрят программы, где показывают нормальных чернокожих пер-
сонажей, с меньшей степенью вероятности будут иметь предубеждения или ложные
стереотипы (Zuckerman, Singer & Singer, 1980). Во врезке иллюстрируется попытка теле-
визионных продюсеров передачи "Улица Сезам" в Израиле и Палестине содействовать
толерантности и пониманию среди детей этих враждующих государств.
Большинство последних исследований стереотипов в области масс-медиа обна-
ружило, что белые имеют тенденцию стереотипизировать цветных людей, основы-
ваясь на сообщениях медиа и прямых контактах с ними. Например, белые оценива-
ют индейцев в зависимости от первого контакта с ними. Склонность стереотипизи-
ровать зависит от того, был ли он приятным (Tan, Fujioka & Lucht, 1997).
Белые дети, настраивавшие свои телевизоры на "чернокожие" телепрограммы,
говорили, что при помощи телевизора они многое узнают о поведении и характере
афро-американцев. Белые дети, смотревшие много программ с чернокожими персо-
нажами, объясняли это своей уверенностью в том, что герои "будут забавными". Го-
воря другими словами, им нравился юмор в комедиях, где играли афро-американцы.
К. Аткин, Б. Гринберг и С. Мак-Дермотт (Atkin, Greenberg & McDermott, 1983) также
утверждали, что телевидение проявляет тенденцию как укреплять существующие
представления и отношения, так и предоставлять новую информацию белым детям.

Воинствующее предубеждение: обучение взаимному уважению
В 1998 году израильские и палестинские продюсеры детской передачи "Улица Сезам" ре-
шили выпустить серию программ в каждой из этих стран, которые бы показывали израиль-
тян и палестинцев, живущими в мире и помогающими друг другу. Были придуманы еврей
Речу Сумсум и араб Шара Симсим. В этих передачах совсем не показывали культовые для
каждого народа строения — синагоги и мечети. Передачи учили детей тому же, чему обыч-
но учит "Улица Сезам" — цифрам, цветам, буквам и словам. Кроме того, в этом цикле пе-
редач израильские персонажи жили на одной стороне улицы, а палестинцы — на другой.
369
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия

В одном эпизоде еврейский мальчик поехал на велосипеде в соседний арабский район. Там
у него лопнула шина, и арабы дали ему новое колесо взамен старого.
После просмотра этой программы тестирование показало, что у детей возросла терпимость
по отношению к детям другой национальности. "Шоу имеет определенное влияние. Изра-
ильские и палестинские дети говорят друг о друге намного добрее", — сказал президент
американской компании Sesame Workshop, выпускающей передачу "Улицу Сезам". Данные
тестирования свидетельствовали, что "после четырехмесячного показа дети отзывались
[друг о друге] гораздо лучше".
К сожалению, программы не имели успеха среди взрослых жителей Среднего Востока. Осо-
бенно это касалось палестинской стороны. Одна израильская государственная служащая ска-
зала, что она слышала, как жаловались палестинские учителя: "Израильтяне забрали у нас
все — наши дома, наши земли, а сейчас мы им отдаем еще и велосипедное колесо?"
Источники. Jacobson, P. (2000, 9 January). International: Discord dogs Middle East muppets: Real-life
rivalries are threatening to kill off a children's television show designed to heal communal rifts, Sunday Tele-
graph (London), p. 22; Viva Press (1999, 2 December). Peace prevails on Israeli version of Sesame Street, Ca-
nadian Jewish News, p. B3; Hockstader, L. (1999, 10 November); Middle East muppets at a crossroads; local
"Sesame Street" hits more snags than the peace process, International Herald Tribune, p. 7.


<< Пред. стр.

страница 41
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign