LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и объема медиавоздействия на индивида (например, сколько часов в неделю индивид
смотрит боевики или количество порножурналов, прочитанных за неделю);
2) собственной оценки индивидом своего отношения к асоциальному или просоциаль-
33
Глава 1. Феномен медиавоздействия

ному поведению. Что касается измерения последней характеристики, исследователи
могут применять какую-либо из усовершенствованных шкал или опросников. Цель та-
ких исследований часто заключается в определении специфических демографических
либо социографических факторов, которые могут повлиять на отношения между пере-
менными, потому что обычно проводятся опросы не всего населения, а группы его пред-
ставителей. Когда речь идет об опросе как средстве исследования медиавоздействия, сле-
дует иметь в виду некоторые особенности. Если вспомнить три критерия каузальности
Перри, можно увидеть, что первое условие — предполагаемая причина и предполагаемое
следствие должны ковариировать (соизменяться) — легко обеспечивается опросом.
Третье условие — устранение альтернативных факторов — также в какой-то мере выпол-
няется с помощью опроса. В самом деле, используя хорошо спланированный опрос,
можно одновременно изучать несколько потенциальных источников определенного ви-
да медиавоздействия. По этой причине исследователи часто совмещают эксперимент
с опросом участников. Таким образом ученые могут использовать различные методы ста-
тистического контроля и частично объяснить влияние альтернативных факторов, в то же
самое время выявляя причинно-следственные отношения в жестких условиях экспери-
мента. Однако второе условие, упомянутое Перри, — предполагаемая причина должна
предшествовать во времени предполагаемому следствию— потенциальный источник
проблем при использовании опроса для изучения медиавоздействия. Это условие вре-
менной последовательности, или же размещения на оси времени, не может быть выпол-
нено, если анкета или интервью оценивают предполагаемую причину (например, коли-
чество часов, затраченных на просмотр боевиков) и предполагаемое следствие (уровень
тревожности по поводу собственной безопасности) одновременно. Чтобы выполнить ус-
ловие временной последовательности, ученые часто применяют один и тот же (или по-
добный) опрос несколько раз или же проводят опрос поэтапно, через определенные
промежутки времени. Однако, поскольку такая форма контроля, как правило, не счита-
ется такой же точной или эффективной, как жесткие рамки экспериментального иссле-
дования, то в случае, если медиавоздействие исследуется исключительно посредством
опроса, определение причинности часто ставится под сомнение. Другими словами, оп-
рос — удобное средство для определения связей или отношений между переменными, но
менее эффективен при определении причинно-следственных отношений.

ПОЛЕВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперименты, проведенные "в поле", т.е. в реальных условиях, не так широко
применялись для изучения медиавоздействия, как лабораторные эксперименты
и опросы, однако несколько важных исследований проводились именно в такой фор-
ме (Williams, 1986; Parke, Berkowitz & Leyens, 1977). Полевой эксперимент не дает таких
возможностей для контроля, как эксперимент, проведенный в лабораторных условиях.
Тем не менее, использование методов статистического контроля в полевых исследова-
ниях позволило ученым добиться большей контролируемости посторонних перемен-
ных. Полевые эксперименты характеризуются высокой степенью внешней валидности,
т.е. возможностью обобщения результатов отдельного исследования. Отношение или
поведение участников эксперимента изучается не в искусственной (и зачастую
"стерильной") обстановке лаборатории, а в естественных условиях, что дает повод
предполагать, что поведение участников более естественно. В некоторых случаях уча-
стники могут не осознавать себя в качестве объекта исследования и поэтому вести себя
34 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия

более естественно, однако такой подход сомнителен с точки зрения научной этики.
Дополнительным преимуществом полевого эксперимента можно считать его эффек-
тивность при изучении сложных социальных ситуаций, например, воздействие теле-
видения на определенное сообщество сразу же после его появления там.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
При лонгитюдных исследованиях ученые через определенные периоды времени
либо устно интервьюируют одних и тех же респондентов, либо рассылают им анке-
ты. Данный метод не часто используется при изучении медиавоздействия, однако он
применялся в одном из важнейших в истории науки исследовании (Lazarsfeld,
Berelson & Gaudet, 1944). При лонгитюдных исследованиях определенные явления
изучаются и сравниваются в разные периоды времени. Одни и те же респонденты
дают информацию в разное время, а это значит, что их нужно отыскивать и привле-
кать к участию в исследованиях, что требует от ученого значительных затрат времени
и средств. Тем не менее, преимущества, предлагаемые лонгитюдными исследова-
ниями, часто перевешивают расходы.


ТРИАНГУЛЯЦИЯ МЕТОДИК (КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Поскольку каждый из упомянутых первичных методов в чем-то ограничен, иссле-
дователи часто используют для исследования медиавоздействия несколько разных ме-
тодов. Например, чтобы определить, насколько щедрость и альтруизм телевизионных
персонажей влияет на благотворительность зрителей, можно использовать лаборатор-
ный эксперимент, полевой эксперимент или опрос. Однако еще лучше применить все
три метода, т.е. использовать так называемую триангуляцию методик. Если данные,
полученные с помощью трех разных исследовательских методов, близки, совокупные
результаты намного убедительнее, чем результаты, полученные с помощью одного ис-
следовательского инструмента. О тех авторах, которые исследуют воздействие СМИ
с использованием комплексных методов (или же используют несколько разных экспе-
риментов или опросов для решения одних и тех же задач), говорят, что они занимают-
ся программным исследованием медиавоздействия. Такой подход способствует тому,
что результаты комплексных исследований воспринимаются с большим доверием не
только в научной среде, но также журналистами и политиками.


ДРУГИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЯ
Для понимания и прогнозирования медиавоздействия можно с успехом приме-
нять и другие методы. Представим кратко два из них: контент-анализ и мета-анализ,
ввиду их широкой применяемости при исследованиях медиавоздействия.


КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Контент-анализ часто используется, чтобы выявить наличие, отсутствие или количе-
ство отдельных характеристик медиасообщений, которые предположительно способст-
вуют определенному типу медиавоздействия. Например, в качестве составляющей про-
35
Глава 1. Феномен медиавоздействия

граммы, направленной на высвечивание "важности развлекательных СМИ для форми-
рования осведомленности общественности о проблемах, связанных со здоровьем" {Kaiser
Family, 1999, p. 2), фонд Kaiser Family несколько раз проводил контент-анализ содержа-
ния сексуально откровенных сцен в телевизионных программах, включая оценку про-
центного содержания, особенности разговоров персонажей на сексуальную тему, типы
изображаемого или обсуждаемого сексуального поведения и процентное содержание со-
общений об ответственности или риске в связи с сексуальной деятельностью (Kunkel et
al, 1999). Следует отметить, что наличие или отсутствие подобных характеристик не яв-
ляется прямым доказательством воздействия масс-медиа на сексуальное поведение; с
помощью контент-анализа можно лишь составить профиль содержания медиапродук-
ции, способной обуславливать асоциальное или просоциальное медиавоздействие. Для
доказательства существования какого-либо воздействия как такового контент-анализ
необходимо использовать в сочетании с другими методами.


МЕТА-АНАЛИЗ
В настоящей книге часто упоминаются результаты мета-анализа различных иссле-
дований медиавоздействия. Мета-анализ— относительно новый исследовательский
инструмент в сфере изучения медиавоздействия. Он отличается от других методов тем,
что не дает "первичных" доказательств относительно медиавоздействия. Вместо этого
мета-анализ служит для систематизированной интеграции существующих данных
многих эмпирических исследований, объединенных общей темой. Для создания
"общей картины", т.е. оценки масштаба и направления воздействия в определенной
сфере (стереотипы, порнография), относимого к масс-медиа, используются статисти-
ческие методы. Так как процедуры мета-анализа объективны и исчерпывающи, пра-
вильно проведенный мета-анализ может дать аналитическое истолкование разных на-
учных работ, посвященных проблеме медиавоздействия. Такая информация затем мо-
жет использоваться в сочетании с традиционными обзорами научной литературы для
более глубокого понимания воздействия СМИ на общество.


СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Большая часть исследований медиавоздействия проходит с использованием стати-
стики, "науки, использующей математические модели для сбора, организации, обобще-
ния и анализа данных" (Wimmer & Dominick, 1994, p. 205). Статистические методы могут
быть описательными, например: "У людей, которые прочитывали шесть или более детек-
тивных романов в течение месяца, способность к решению задач была в три раза лучше,
чем у тех, кто не читал детективов". Однако наиболее употребительным статистическим
инструментом в сфере исследований медиавоздействия можно считать дедуктивную ста-
тистику. Такая статистика предполагает, что отдельные представители населения, ото-
бранные методом случайной рандомизации, имеют те же дистрибутивные характеристи-
ки, что и более многочисленные группы населения; поэтому результаты тестирования
отдельных представителей могут быть, с известными ограничениями, обобщены приме-
нительно к генеральной выборке в целом. Статистические методы основаны на законах
вероятности. Допускаются погрешности выборки. Основываясь на законах вероятности,
статистические методы учитывают фактор случайности. Погрешности, обусловленные
фактором случайности, будь то погрешности выборки (например, выбор субъекта, не яв-
36 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия

ляющегося типичным представителем данной группы населения) или какие-либо другие
погрешности, учитываются при общих подсчетах. Структура исследования позволяет
ученым изолировать конкретные факторы, лежащие в основе феномена медиавоздейст-
вия; статистические методы позволяют определить значимость этих переменных.


ВАЖНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЯ
В современном мире человек ежедневно получает множество медиасообщений.
Как видно далее, интерес к медиавоздействию, так же как и к свидетельствам этого
воздействия, возник вместе с массовой коммуникацией. Людям никогда не было
безразлично то, как медиаинформация воздействует на них самих и особенно на их
детей. Общественность всегда была озабочена негативным воздействием определен-
ного сообщения или систем сообщений, а также интересовалась потенциальным
просоциальным воздействием других медиасообщений.
По мере углубления в новое тысячелетие знания о воздействии СМИ приобретают
все большую важность. Мы настолько тесно связаны и зависимы от информации, что
современное общество называют "информационным". Компьютеры и СМИ — важная
составная часть общественной инфраструктуры. Учитывая то, что в очень многих не-
достатках современного общества обвиняют различные виды массовой коммуника-
ции, проблема медиавоздействия приобретает первостепенное социальное значение.
Однако воздействие медианасилия, порнографии, рекламы и новостей — только вер-
хушка того огромного и загадочного айсберга, с которым можно сравнить данную сфе-
ру исследований. Мы надеемся, что, изучая настоящую работу, читатель поймет — для
нас всех важны знания о воздействии массовой коммуникации. Нас часто называют
"суверенными потребителями" информационного века. Но если мы хотим, чтобы это
потребление было плодотворным, мы должны быть хорошо осведомлены о том, какую
роль средства массовой информации играют в нашей жизни.


РЕЗЮМЕ
Определение количественных характеристик воздействия медианасилия — один из
важных аспектов научных исследований воздействия СМИ, однако данное направление
включает также многие другие аспекты. Интерес социологов привлекает способность
определенных видов медиапродукции (рекламы, пропагандистских материалов, избира-
тельных кампаний) оказывать побуждающее воздействие на аудиторию; воздействие но-
вых коммуникационных технологий, воздействие сексуально откровенной медиапро-
дукции, реакция потребителей массовой информации на материалы пугающего и беспо-
коящего характера, воздействие политической пропаганды и многие другие явления.
Коммуникация может быть различной по форме. Она может быть межличност-
ной, может осуществляться с использованием индивидуального средства (или кана-
ла) передачи информации или же может определяться как массовая. Акт коммуни-
кации, будь то межличностная, опосредованная или массовая коммуникация, под-
разумевает поэтапное протекание определенного процесса. Даже в простейшей
форме, при общении между двумя людьми, присутствует интерактивное или тран-
зактное измерение. При межличностной коммуникации получатель может немед-
Глава 1. Феномен медиавоздействия Ъ1

ленно установить обратную связь с отправителем. Во время беседы или дискуссии
в непосредственной или опосредованной форме отправители и получатели могут не-
однократно меняться своими коммуникативными ролями.
Процесс массовой коммуникации обеспечивается единственным или несколь-
кими институциализированными источниками (обычно комплексными, такими,
например, как продюсерский центр совместно с телевизионной сетью), которые пе-
редают одну и ту же транзитную информацию миллионам потребителей. Аудитория
часто гетерогенна, т.е. характеризуется различными демографическими параметра-
ми, и, как правило, неизвестна для источника информации.


БИБЛИОГРАФИЯ
Ball-Rokeach, S. & DeFleur, M.L. (1965). A dependency model of mass media effects. Communication
Research, 3, 3-21.
Bandura, A. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Bandura, A. (1978). Asocial learning theory of aggression. Journal of Communication, 28 (3), 12—29.
Bandura, A. (1979). Psychological mechanisms of aggression. In M. von Cranach, K. Foppa,
W. Lepenies & D. Ploog (Eds.), Human ethology: Claims and limits of a new discipline (pp. 316—356).
Cambridge, MA: Cambridge University Press.
Bandura, A. (1982). Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37 (2), 122—147.
Bandura, A. (1985). Social foundations of thought and action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood
Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Bandura, A. (1994). Social cognitive theory of mass communication. In J. Bryant & D. Zillmann
(Eds.), Media effects: Advances in theory and research. Mahwah, NJ: Erlbaum.
Bandura, A. (in press). Social cognitive theory of mass communication. In J. Bryant & D. Zillmann
(Eds.), Media effects: Advances in theory and research (2nd ed.). Mahwah, NJ: Erlbaum.
Centerwall, B.S. (1989). Exposure to television as a cause of violence. Public Communication and
Behavior, 2, 1-58.
Comstock, G., Chaffee, S., Katzman, N., McCombs, M. & Roberts, D. (1978). Television and human
behavior. New York: Columbia University Press.
Deutsch, K. (1966). The nerves of government. New York: Free Press.
Janowitz, M. (1968). The study of mass communication. In D.E. Sills (Ed.), International
encyclopedia of the social sciences (Vol. 3, p. 41). New York: Macmillan and Free Press.
Kaiser Family Foundation (1999). Progress on the entertainment media & public health [Brochure].
Menlo Park, CA: Author.
Kunkel, D., Cope, K.M., Farinola, W.J.M., Biely, E., Rollin, E. & Donnerstein, E. (1999). Sex on
TV: A biennial report to the Kaiser Family Foundation. Menlo Park, CA: Kaiser Family Foundation.
Lazarsfeld, P., Berelson, B. & Gaudet, H. (1944). The people's choice. New York: Columbia
University Press.
Liebert, R.M. & Schwartzberg, N.S. (1977). Effects of mass media. Annual Review of Psychology, 28,
141-183.
McQuail, D. & Windahl, S. (1993). Communication models for the study of mass communications
(2nd ed.). New York: Longman.
Parke, R., Berkowitz, L. & Leyens, J. (1977). Some effects of violent and nonviolent movies on the
behavior of juvenile delinquents. Advances in Experimental Social Psychology, 16, 135—172.
38 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия

Perry, D.K. (1996). Theory & research in mass communication: Contexts and consequences. Mahwahy,
NJ: Erlbaum.
Schramm, W. (1954). How communication works. In W. Schramm (Ed.), The processes anl effects of
mass communication. Urbana: University of Illinois Press.
Shannon, C. & Weaver, W. (1949). The mathematical theory of communication. Urbana: University of
Illinois Press.
Westley, B.H. & Maclean, M. (1957). A conceptual model for mass communication research.
Journalism Quarterly, 34, 31—38.
Williams, T.M. (1986). The impact of television. New York: Academic.
Wimmer, R.D. & Dominick, J.R. (1994). Mass media research: An introduction (4th ed.). Belfnont,
CA: Wadsworth Publishing.
ГЛАВА 2


Воздействие СМИ:
исторический обзор




О психологическом воздействии СМИ начали говорить еще с момента появле-
ния в 1450 году первого печатного станка. Иногда исторические свидетельства
использовались для того, чтобы вести хронику явно выраженных изменений обще-
ственного мнения или коллективного поведения вследствие массированного воз-
действия массовой информации на аудиторию. В других случаях это воздействие
было не столь явным, но озабоченность противников СМИ по поводу медиавоздей-
ствия на других людей побуждала их к различным акциям протеста. Стремление за-
щитить не себя, но неких абстрактных "других" людей от воздействия масс-медиа
обычно объяснялось эффектом третьего лица. При этом индивид считает, что дру-
гие потребители массовой информации более восприимчивы к внушению и нега-
тивному воздействию сцен насилия и порнографии (Davison, 1983).
В данной главе рассматривается история феномена общественной обеспокоенно-
сти деятельностью СМИ и приводятся исторические примеры последствий медиа-
воздействия на общественное мнение и поведение людей со времен изобретения пе-
чатного станка.
Психологическое воздействие СМИ необходимо рассматривать в ракурсе при-
чинно-следственных отношений, где в качестве "причины" будет выступать инфор-
мация, поступающая через различные средства коммуникации. Как правило, при
лабораторных исследованиях воздействия массовой информации на психику и по-
ведение, проводимых социологами и психологами-бихевиористами, принимаются
строгие меры предосторожности, позволяющие свести до минимума воздействие
посторонних факторов и обеспечить точность измерений. Такой метод позволяет
ученым непосредственно наблюдать результаты воздействия средств массовой ин-
формации на индивида. Историки, напротив, ограничены ретроспективной оцен-
кой, когда последствия воздействия СМИ в форме документально зафиксированных
отзывов, суждений и действий предстают особенно яркими и недвусмысленными.
40 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия

Более того, если социологи и бихевиористы собирают данные о последствиях ме-
диавоздействия, проводя эксперименты и исследуя индивидуальных потребителей
массовой информации (иногда одного-единственного потребителя), историки за-
частую используют обобщенные данные архивных материалов, ограничиваясь ис-
следованием социальных проявлений воздействия СМИ. Следует отметить, что
приведенные ниже исторические факты касаются не девиантных, но типичных про-
явлений воздействия массовой информации. Мы сосредоточимся на самых основ-
ных тенденциях медиавоздействия, а не тех его проявлениях, которые могут привле-
кать внимание широкой публики ввиду своей сенсационности.
Многие ученые могут возразить, что примеры из истории нельзя считать убеди-
тельным научным доказательством существования каких-либо причинно-
следственных связей. Как писал социолог С. Стауффер из университета Чикаго:
"Анализ конкретных ситуаций и случаев из истории не может служить основанием для
обобщения; скорее, он обеспечивает конкретные примеры. Такие примеры, если они
воспринимаются автором или читателями как доказательства, могут стать источником
заблуждений" (Stouffer, 1942, р. 144).
Отвечая на этот довод, мы подчеркиваем, что исторические методы отличаются
от других методов исследования. Историки заняты накоплением "критической мас-
сы" фактов, по-разному свидетельствующих о наличии определенного воздействия
СМИ, что предполагает существование причинно-следственных связей. Известно,
например, что воздействие такой книги, как "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер
Стоу (1852), проявилось в ее коммерческом успехе и связанной с этой публикацией
полемикой среди писателей и общественных деятелей того времени. Следует пом-
нить, что несущественные или минимальные проявления медиавоздействия могут
и не попасть в поле зрения ученого-историка.
Как будет видно в дальнейшем, современная история изобилует яркими примерами
того, что несомненно является проявлениями воздействия СМИ на психологию и пове-
дение. Это особенно касается тех случаев, когда потребители массовой информации
реагировали на тревожные, пугающие сообщения и поддавались внушению. Также су-
ществуют многочисленные свидетельства разнообразных проявлений общественной
озабоченности по поводу последствий воздействия СМИ. Меры по ограничению свобо-
ды прессы, нередко предпринимаемые государством, служат доказательством того, что
власти вполне осознают влиятельность масс-медиа. Про обеспокоенность предположи-
тельно негативным воздействием сцен насилия и порнографии на потребителей массо-
вой информации, особенно на детей, свидетельствуют также попытки отдельных граж-
дан добиться ограничения или запрета подобного рода изданий и передач.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ОЗАБОЧЕННОСТИ МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЕМ
Акцент на количественных измерениях и экспериментальных методах в современ-
ных исследованиях мешает увидеть очевидную связь между изучением истории СМИ
и анализом их психологического воздействия. Подобно ученым-социологам и бихе-
виористам, многие историки, занимающиеся проблемой развития СМИ, также стре-
мятся собрать доказательства их воздействия. Однако полем деятельности историка
служит прошлое — века, прошедшие со времени первого применения средств массо-
41
Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор

вой информации в целях обеспечения коммуникации. Таким образом, историк в своих
исследованиях основывается исключительно на сохранившихся архивных материалах.
Исторические свидетельства показывают, что сначала только правящая верхушка
общества осознавала потенциальное социальное воздействие печатного слова.
Многие государственные лидеры, опасаясь последствий всеобщей грамотности
и доступности печатной продукции, стремились к осуществлению контроля над
публикациями, чтобы лишить оппозицию права голоса. Такой страх перед влия-
тельностью масс-медиа все еще витает во многих тоталитарных обществах, где лиде-
ры подавляют или контролируют деятельность СМИ, чтобы оставаться у власти.
Появление новых технологий и распространение грамотности в XIX веке привело
к возникновению новых форм коммуникации, а именно массовой коммуникации.
С этого времени озабоченность последствиями медиавоздействия выражается не толь-
ко представителями просвещенной элиты, но также индивидами и группами всех сло-
ев общества: от президента до родителей, от представителей интеллигенции до студен-
тов-первокурсников. Эти исторические примеры выражения озабоченности негатив-
ным воздействием СМИ на общество были настолько заметными, что оказывали
влияние на законодательство, определяли государственную политику и привлекали
внимание многочисленных исследователей.
История западной цивилизации изобилует примерами попыток внешнего вме-
шательства в деятельность СМИ, вызванных их предполагаемой властью над своей
аудиторией. Контроль над СМИ принимал различные формы: запрещение нежела-
тельной информации или введение цензуры, использование пропаганды или при-
менение мер физического воздействия к редакторам или журналистам. Контроль
над СМИ осуществлялся государственными чиновниками, духовными лицами
и другими агентами. В следующем разделе дается краткий обзор наиболее ярких
примеров акций, направленных против прессы или других средств массовой инфор-
мации, вызванных озабоченностью их воздействия.


АКЦИИ ПРОТИВ СМИ, ВЫЗВАННЫЕ ОЗАБОЧЕННОСТЬЮ
ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Наиболее яркие примеры озабоченности последствиями медиавоздействия на мас-
сы — неоднократные случаи запрещения властями определенной информации. Вскоре
после изобретения печатного станка церковная и правящая верхушка общества выра-
зила обеспокоенность влиятельностью печатного слова. Власть имущие использовали
изобретение в своих собственных интересах и вводили цензуру, чтобы не допустить
публикации оппозиционных материалов. Например, в середине XVI века католиче-
ская церковь требовала ввести запрет на протестантскую литературу. В 1559 году папа
Павел IV основал "Индекс запрещенных книг" — список литературы, подлежащей
изъятию из обращения. Кроме протестантских памфлетов, туда входила порнография,
оккультные книги и печатные материалы оппозиции. Мартин Лютер и другие протес-
тантские лидеры обличали пап и использовали печатный станок для массового рас-
пространения реформистской литературы. Распространение протестантских брошюр
через печатные мастерские Европы сопровождалось жестокими репрессиями по
отношению к бунтарям, осмелившимся пользоваться печатным станком без санкции
католической церкви. Печатников, уличенных в распространении реформистской
литературы, бросали в темницы или сжигали на кострах инквизиции.
42 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия

В начале XVI века король Англии Генрих VIII был настолько озабочен воздейст-
вием печатного слова, что создал Звездную палату — специальную судебную колле-
гию, рассматривавшую дела о печатных материалах, оскорбляющих высочайшее
достоинство. Генрих VIII также настаивал на системе лицензирования, позволяю-
щей осуществлять строгий контроль за деятельностью английской прессы.
В конце XVIII века филадельфийское издание Бенджамина Франклина Баха
Aurora было рупором республиканских идей в США. Зажигательные статьи Баха

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign