LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 34
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

один эпизод употребления табака или алкоголя. И в 28 (56%) содержались эпизоды,
имеющие то или иное отношение к табаку, включая все семь фильмов, вышедших на
экраны в 1996 и 1997 годах... При этом дети видят вызывающие зависимость вещества
в явно положительном свете, что не может не удручать их родителей, учителей и все
общество" (McLean, 1999, р. 8).
300 Часть III. Основные направления исследований

Музыкальные КЛИПЫ И тексты песен
Начиная с 1980-х годов, в текстах многих рок-композиций и сюжетах музыкальных
клипов акцент делается не на романтических отношениях, а на сексе, насилии
и сексуальной жестокости {Fedler, Hall & Tanzi, 1982; Sherman & Etling, 1991). Преоблада-
ние таких текстов и видео в современном роке и рэпе позволяет некоторым исследовате-
лям предполагать наличие их отрицательного воздействия на заботу подростков о своем
здоровье, с чем связаны проблемы подростковой беременности, самоубийства, злоупот-
ребление наркотиками и изнасилования {Brown & Hendee, 1989; Gore, 1987). В одной ра-
боте было установлено, что молодые люди, которые в больших количествах смотрят кли-
пы с рок-музыкой, с большей вероятностью, чем другие подростки, нормально воспри-
нимают добрачные половые отношения (Greeson & Williams, 1986). Другие исследователи
обнаружили похожее отрицательное воздействие частого просмотра музыкальных видео
и прослушивания музыки с отрицательными текстами {Klein etal, 1993).
Критика таких исследований затрагивает направление причинно-следственных
связей или даже возможное отсутствие таковых (т.е. существование ложной корре-
ляции). Например, как установить: это музыкальные видео становятся причиной
антиобщественного поведения или это подростки, склонные к правонарушениям,
посмотрели клип? Также исследования показали, что разные подростки интерпре-
тируют одно и то же видео по-разному, в зависимости от их возраста, расы, пола
и предыдущего опыта {Brown & Schulze, 1990; Walsh-Childers, 1990).
"В заключение необходимо отметить, что огромный материал исследований позволяет
сделать вывод, что неумышленные последствия для здоровья от рекламы сигарет, ал-
коголя и пищевых продуктов являются весьма отрицательными. Подобные же выводы
можно сделать на примере исследования развлекательных медиа" {Brown & Walsh-
Childers, 1994, p. 409).


ВОЗДЕЙСТВИЕ НОВОСТЕЙ О ЗДОРОВЬЕ
Изучение воздействия касающихся здоровья новостей на здоровье отдельных лю-
дей и общества в целом, как правило, ограничивается двумя типами исследований.
Они включают изучение роли новостных медиа как источника информации о здоро-
вье и научные работы, сравнивающие общественное мнение по темам, связанным со
здоровьем человека, и их освещение в СМИ.
До сих пор очень мало известно о результатах освещения в СМИ тем, имеющих
отношение к здоровью, об их пользе или вреде для человека {Brown & Walsh-Childers,
1994). Исключением является одно исследование, проведенное в Великобритании и
изучавшее воздействие появившихся в популярных журналах кратких положитель-
ных и отрицательных сообщений на алкогольную тематику. Подростки, прочитав-
шие положительные сообщения, начинали относиться к алкоголю и выпивке более
благосклонно, считая их полезными для здоровья. Те же, кто читал отрицательные
сообщения, становились в своих суждениях более критичными {Guild & Lowe, 1998).
Это исследование представляет собой одну из немногих попыток проанализировать
последствия выхода в свет информации, касающейся здоровья. Безусловно, необхо-
димы дальнейшие исследования данной проблемы.
Что доподлинно известно — так это то, что люди получают очень много инфор-
мации о здоровье из новостных медиа {Freimuth, Greenberg, DeWitt & Romano, 1984;
301
Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье

Simpkins & Brenner, 1984; Wallack, 1990), и политики не являются исключением
(Weiss, 1974). В этом отношении масс-медиа, представляющие информацию о здо-
ровье, берут на себя огромную ответственность, имея возможность формировать
мнения и впечатления не только обычных граждан, но и влиятельных политиков.
Также многое известно о характере освещения в СМИ тем, относящихся к здо-
ровью. Согласно Н. Милио (Мillо, 1985), освещение темы здоровья вещательными
и печатными медиа сводится к одному главному сообщению: "Единственный спо-
соб справиться с конкретной болезнью или недомоганием — это обратиться к ком-
петентному специалисту или изменить свой стиль жизни".
Исследования показывают, что новости о здоровье в СМИ обычно содержат ин-
формацию о биомедицинских исследованиях, медицинском оборудовании и лече-
нии теми или иными препаратами {Levin, 1979; Fisher et al., 1981). Такое освещение
"имеет тенденцию приписывать всю полноту контроля над здоровьем человека ква-
лифицированным врачам, использующим высокотехнологичное оборудование"
(Brown & Walsh-Childers, 1994, p. 402).
В 1960-е, 1970-е и 1980-е годы освещение таких болезней, как СПИД и коронарная
болезнь, показало, что медиа часто занимают позицию осуждения жертвы (Fisher et al.,
1981; Albert, 1986; Baker, 1986). Такая модель возлагает всю ответственность за проблемы
со здоровьем на плечи жертвы или больного. Например, СМИ показывали больных
СПИДом только как людей, которые вели разгульную половую жизнь с беспорядочными
и случайными связями, или как наркоманов, пользующихся одним шприцем.
Другой характеристикой медийного освещения тем, касающихся здоровья, явля-
ется акцент на сообщениях о проблемах, затрагивающих большинство населения
США, т.е. наибольший процент аудитории масс-медиа (Klaidman, 1990). Например,
количество сюжетов о СПИДе начало расти, когда врачи заметили увеличение рас-
пространения этой болезни среди обычных среднестатистических моногамных аме-
риканцев, не имеющих ничего общего с группами риска (Baker, 1986; Kinsella, 1990).
Также было замечено, что масс-медиа начали предлагать немного ценной информации,
касающейся практических вопросов, например, рассказывать о симптомах болезней, сни-
жающих риск факторах и возможностях лечения. Таковыми были результаты исследова-
ний, проведенных в 1980-е годы и изучавших сообщения о проблемах здоровья в ведущих
американских и британских газетах (Freimuth et al, 1984; Kristiansen & Harding, 1984).
Существуют доказательства, что освещение медицинских тем в новостях имеет
заметное влияние на политиков. Положительные действия правительства в 1980-е
годы во время кризиса, связанного со СПИДом, начались после освещения в СМИ
протестов гомосексуалистов и людей традиционной ориентации (Baker, 1986). А по-
сле пристального внимания многих масс-медиа (лето 1986 года) к проблемам нарко-
мании Конгресс принял новый закон, согласно которому на борьбу с наркоманией
выделялось 1,7 млрд. долл. (Shoemaker, Wanta & Leggett, 1989).


ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
Информационные кампании, посвященные проблемам здоровья, специально
используют масс-медиа в целях образования людей в вопросах здравоохранения
и здорового образа жизни. Такие кампании регулярно проводятся по всему миру
с разной степенью успеха (Brown & Walsh-Childers, 1994).
302 Часть III. Основные направления исследований

По некоторым причинам одни медиакампании не смогли вызвать долгосрочных
перемен в образе жизни людей, а другие смогли; некоторые добились ожидаемого
положительного результата, а другие — неожиданного и отрицательного. Некоторые
и вовсе добились самых невероятных результатов. Например, результаты последней
медиакампании в Северной Дакоте, рекламировавшей обследование на маммогра-
фе, показали, что хотя кампания некоторым образом поощряла уже обследовавших-
ся женщин пройти обследование повторно, она совершенно не вдохновляла жен-
щин, никогда не делавших маммографию (McCaul, Jacobson & Martinson, 1998).
Как указывалось в предыдущей главе, строгое соблюдение десяти принципов удач-
ной информационной кампании увеличивает ее шансы на успех. Возможно, во многих
случаях организаторы неудачных информационных кампаний не придерживались од-
ного или нескольких принципов. Например, одним из принципов успешной инфор-
мационной кампании является анализ аудитории и ее понимание. В 1980-е годы ин-
формационные кампании, касающиеся публичного здоровья, смогли достичь осве-
домленности широкой общественности о СПИДе и добиться отказа людей от риско-
ванного поведения, но в тоже время увеличили страх людей перед этой болезнью.
Более того, этим информационным кампаниям, как в Великобритании, так и в США, не
удалось добиться внимания аудитории, относящейся к группе риска, например, нарко-
манов (Department of Health and Social Security and the Welsh Office, 1987; Snyder, Anderson &
Young, 1989). Последующие исследования обнаружили, что иногда вмешательство медиа
все же воспринимается группой риска и действительно достигает желаемых результа-
тов — в нашем случае положительных изменений в поведении (Elwood & Ataabadi, 1996;
Guenther-Grey, Schnell & Fishbein, 1995). Во врезке предлагаются две модели убеждения
людей заботиться о своем здоровье и придерживаться здорового образа жизни.

Модель изучения опасности и стереотипная первичная модель

К. Пехман (Pechman, 2001) предложил описание двух различных типов дополняющих друг
друга моделей, направленных на убеждение людей придерживаться более здорового поведе-
ния и избегать риска для своего здоровья. Главной задачей модели изучения опасности явля-
ется получение "новой информации об угрозе для здоровья человека и его поведении, спо-
собном свести такую угрозу к минимуму". В то же время стереотипная первичная модель ста-
рается использовать "яркие, уже существующие в сознании, социальные стереотипы о людях,
которые придерживаются или не придерживаются здорового образа жизни" (Pechman, 2001;
р. 189), с целью убедить людей избегать поведения, которое может представлять опасность
для их здоровья. Модель изучения опасности основывается на протективной мотивационной
теории, означающей, что такая модель мотивирует поведение, пропагандирующее и защи-
щающее здоровый образ жизни. Было показано, что вероятность выбора здорового образа
жизни увеличивают сообщения четырех типов. Эти сообщения показывают: 1) тяжелые бо-
лезненные последствия от рискованного поведения (серьезность опасности); 2) легкость за-
ражения какой-либо болезнью (уязвимость); 3) то, как защитное поведение уменьшает шан-
сы заболеть, предотвращает или лечит болезнь (эффективность); 4) действенность перехода
к здоровому поведению (самоэффективность). Стереотипная первичная модель зависит как
от простых стимулов, так и от уже существующих связей между отдельной социальной груп-
пой и особенностями поведения конкретного человека. Например, в информационной кам-
пании против курения курящие люди могут быть представлены при помощи отрицательных
стереотипных черт (т.е. желтозубыми или неприятно пахнущими табаком), а некурящие мо-
гут быть наделены положительными стереотипными чертами (например, отличным здоровь-
ем). Согласно Пехману:
303
Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье

"Модель изучения опасности не требует от получателей своих сообщений каких-нибудь
предшествующих знаний о содержании полученной ими информации. На самом деле,
главной задачей выступает сообщение знаний по конкретной проблеме тем людям,
у кого их нет. Стереотипная первичная модель, напротив, требует использования со-
общений, отображающих стереотипы, уже имеющиеся у человека. Другими словами,
такая модель должна отражать убеждения, уже присутствующие в долговременной па-
мяти индивида, или соответствовать им. Она только помогает этим стереотипам вы-
двинуться на передний план памяти" (Pechmann, 2001, р. 195).
Источник. Pechman, С. (2001). A comparison of health communication models: Risk learning versus
stereotype priming, Media Psychology, 3, 189—210.


Разные исследования предоставляют противоречивые данные, касающиеся ис-
пользования различных каналов коммуникации. Некоторые работы указывают, что
наиболее эффективными в создании желаемых позиций или изменений в поведении
могут быть информационные кампании, сочетающие сообщения масс-медиа и ка-
налы межличностного общения (Flynn, 1994; Guenther-Grey, Schnel & Fishbein, 1995;
Svenkerud, Rao & Rogers, 1999). Другие исследователи, тем не менее, утверждают, что
для изменения поведения людей и их установок в отношении какой-либо проблемы
вполне достаточно появления сообщений в СМИ (McDivitt, Zimicki & Hornick, 1997).
Отличия в результатах могут быть отнесены к существенным различиям между са-
мими кампаниями или к степени строгости соблюдения ключевых принципов ус-
пешной кампании.
Хорошим примером мероприятий, дающих разные результаты, служат различные
антиникотиновые информационные кампании. В результате пятилетней антинико-
тиновой информационной кампании в Миннесоте в ориентированных на подрост-
ков СМИ увеличилось количество сообщений о вреде курения. Однако эти сообще-
ния имели незначительное воздействие на мнение молодых людей об опасности ку-
рения для здоровья (Murray, Prokhorov & Harty, 1994). С другой стороны, исследова-
ние Б. Флинна и его коллег (Flynn et ai, 1994), проводившееся в течение нескольких
лет, обнаружило, что когда к школьным программам против курения добавлялось
еще и вмешательство медиа, то такие информационные кампании имели более по-
ложительное воздействие на поведение молодежи. В ходе исследования был прове-
ден такой эксперимент. В программе против курения разных учебных заведений
принимали участие две группы школьников. Группа, которая в дополнение
к школьной программе получала сообщения из масс-медиа, в контрольное время
показала более значительные изменения своего поведения (Flynn etai, 1994).
Другое исследование доказало эффективность еще одного типа объединения раз-
личных подходов — в данном случае антиникотиновой медиакампании и повыше-
ния налога на сигареты. Вместе они привели к уменьшению количества потребления
сигарет. Исследователи проанализировали объемы продаж сигарет с 1980 по 1992 го-
ды и обнаружили их снижение на несколько миллионов пачек. Степень эффектив-
ности зависела от размера налога и сумм, потраченных на данную медиакампанию
(Ни, Sung&Keeler, 1995).
Еще одной, недавно привлекшей к себе внимание тактикой в таких кампаниях
стала тактика испуга или обращения к человеческим страхам. Подобные направ-
ленные против курильщиков информационные кампании в США (штат Массачу-
сетс) и Австралии закончились активным привлечением внимания общественно-
304 Часть III. Основные направления исследований

сти. Измерялось оно количеством телефонных звонков в консультационные служ-
бы по проблемам курения и интервью с теми, кто видел рекламы. Вся полнота
воздействия подобных кампаний исследователями пока не изучена. В Массачусет-
се во время медиакампании был показан ролик, изображавший 29-летнюю мать,
борющуюся с эмфиземой и ожидающую пересадки второго легкого (Warden &
Flynn, 1999).
Другие данные дают нам право предположить, что использование в информаци-
онных кампаниях, касающихся проблем человеческого здоровья, обращения к стра-
ху является весьма успешной тактикой (Hale & Dillard, 1995). Количественное обо-
зрение исследований, изучавших такой подход, показывает, что такое обращение
является для человека весьма убедительным (Boster & Mongeau, 1984; Mongeau, 1998;
Sutton, 1982). Согласно Дж. Хейлу и Дж. Дилларду:
"Большинство последних мета-анализов, в том числе несколько современных, воз-
можно наилучших из проведенных исследований, подтвердили, что ощущение страха
и установки в отношении объекта положительно коррелируют между собой, точно так
же, как взаимодействуют осознанный страх и поведение. Из полученных данных ста-
новится ясно, что пугающее содержание сообщения является убедительным и что от-
каз от использования страха может стать отказом от эффективной стратегии убежде-
ния... Количественный анализ также продемонстрировал, что страх и убеждение яв-
ляются звеньями одной цепи" (Hale & Dillard, 1995;p. 70)
Иногда медиакампании критикуют за их позицию "осуждения жертвы", подоб-
ную позиции, занимаемой СМИ при освещении темы здоровья людей. Эти инфор-
мационные кампании возлагают всю вину на самих больных, изображая их ведущи-
ми нездоровый образ жизни, не следящими за своим здоровьем и не пользующими-
ся услугами медицинских учреждений. Критики же утверждают, что нельзя во всем
обвинять больных, которые с детства были подвержены атакам реклам или масс-
медиа, навязывавших использование вредных для здоровья продуктов, наподобие
сигарет или алкогольных напитков (Wallak, 1989).
В заключение необходимо отметить, что некоторые медиаканалы, используе-
мые в информационных кампаниях, имеют характерные преимущества перед
другими. При выборе тех или иных каналов для донесения своих сообщений орга-
низаторы информационных кампаний обязательно должны оценивать преимуще-
ства и недостатки различных медиа. Мы располагаем большим количеством ин-
формации о разнообразных характеристиках различных типов медиа (табл. 16.1).
К сожалению, наши знания об эффективности разных СМИ в оздоровительных
кампаниях остаются пока поверхностными и отрывочными. Исследователи про-
должают проливать свет на этот вопрос. К. Скулер, С. Чейффи, Дж. Флора и
К. Розер (Schooler, Chaffee, Flora & Roser, 1998) изучили пять каналов информаци-
онной кампании по сокращению риска: буклеты, листовки, телевизионные про-
граммы, статьи в газетах и информационные сообщения социальных служб. Они
установили, что наибольшее воздействие на аудиторию имели газеты, за ними
следовали буклеты, информационные сообщения социальных служб, листовки и
только затем программы телевидения.
305
Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье

Таблица 16.1. Характеристики каналов масс-медиа
Телевидение
Потенциально наиболее обширная и разнообразная по составу аудитория, однако время
трансляции не всегда подходит для передачи информационных сообщений социальных служб
Правительство прекратило контроль за передачей в эфир информационных сообщений со-
циальных служб, касающихся общественных проблем.
Позволяет включать информацию о здоровье в новости, программы на общественную тема-
тику/интервью, сериалы и т.д.
Благодаря комбинации визуальных и звуковых образов делает возможным эмоциональное
обращение к аудитории; облегчает демонстрацию примеров.
Способно охватить аудиторию с низким уровнем доходов и привлечь внимание людей, не
следящих за своим здоровьем.
Воспринимается зрителями пассивно и часто неполно; зрители обязательно должны быть
возле телевизора, когда передается информация. Сообщение может затеряться на общем
фоне коммерческих реклам.
Производство и распространение информационных сообщений социальных служб может
стоить очень дорого. Размещение материала требует переговоров и может занимать доволь-
но много времени.
Радио
Различные форматы предлагают потенциальные возможности для охвата более широкой по
составу аудитории, чем телевидение (например, привлечь внимание подростков можно при
помощи рок-станций). Тем не менее, по количеству слушателей радио имеет меньшую ау-
диторию, чем телевидение.
Правительство прекратило контроль передачи в эфир информационных сообщений соци-
альных служб, касающихся общественных проблем.
Дает аудитории возможность непосредственно принять участие в передаче при помощи
звонков в студию.
Аудиальный формат делает сообщения менее навязчивыми.
Способно привлечь внимание аудитории, члены которой не пользуются услугами системы
здравоохранения.
Воспринимается в целом пассивно; обмен мнениями со слушателями возможен, но только
в том случае, когда программу слушает целевая аудитория.
Прямой эфир очень гибок и недорог; при этом информационные сообщения социальных
служб должны соответствовать формату радиостанции.
Размещение материала требует переговоров и может занимать довольно много времени
Журналы
Способны привлечь внимание более специфической целевой аудитории (например, деву-
шек и людей, заботящихся о своем здоровье)
Не имеют необходимых условий для подачи информационных сообщений социальных
служб; разместить ее труднее
Печатный формат позволяет подавать более фактическую, подробную и рациональную ин-
формацию
Читатели имеют возможность вырезать статьи, перечитать и спокойно обдумать прочитан-
ный материал
Предполагают активное восприятие материала читателями в удобное для них время
Хотя составление информационных сообщений социальных служб стоит недорого, разме-
щение материала может занимать довольно много времени
306 Часть III. Основные направления исследований

Окончание табл. 16.1
Газеты
Способны быстро охватить широкую аудиторию.
Информационные сообщения социальных служб фактически не присутствуют.
Могут передавать срочную информацию/новости, касающуюся здоровья, более полно, чем теле-
видение или радио, и быстрее, чем журналы; позволяют оперативно размещать материалы.
Позволяют аудитории получать самую разностороннюю информацию по определенной теме
Короткая жизнь газет затрудняет их повторное перечитывание и снижает возможность по-
делиться информацией с другими людьми.
Информационные сообщения социальных служб могут размещаться в небольших газетах;
однако освещение того или иного материала в газетах требует интересных и важных тем.
Источники. Making Health Communication Programs Work: A Planner's Guide, NIH Publication #92-1493, U.S.
Department of Health and Human Services, Public Health Service, National Institutes of Health, Office of
Cancer Communications, National Cancer Institute, Copyright © April 1992. Cited in S.N. Di Lima (Manager)
and C.S. Schust (Ed.) (1997). Community health education and promotion: A guide to program design and evaluation
(p. 288). Gaithersburg, MD: Aspen.


ДРУГИЕ ТИПЫ МЕДИЙНОГО ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ
ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Дж. Браун и К. Уолш-Чайлдерс (Brown & Walsh-Childers, 1994, 2001) определили
две новые образовательные стратегии, появившиеся в последние годы в качестве
альтернативы традиционным информационным кампаниям. Эти стратегии вклю-
чают в себя совмещение развлечения и образования, что означает вживление сообще-
ний о здоровье в развлекательные передачи. Кроме того, они предполагают медиа-
поддержку, т.е. такие действия общественных учреждений по охране здоровья, кото-
рые бы сосредоточивались на привлечении внимания СМИ к проблемам здоровья
на социальном или государственном уровне, а не на уровне отдельного человека.


СОВМЕЩЕНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
В фабулу сюжета многих дневных мыльных опер изредка внедряется та или иная
информация о здоровье. Показ страстных любовных сцен в них часто заканчивается
тем, что мужчина достает презерватив. Иногда герои сериалов заражаются СПИДом,
и то, что они узнают об этой болезни, вместе с ними узнают и зрители. Тем не менее,
примеры совмещения развлечения и образования и их воздействие на людей изуче-
ны пока недостаточно хорошо.


МЕДИАПОДДЕРЖКА
Медиаподдержка представляет собой такое новаторское использование масс-
медиа с целью содействия здравоохранению, при котором внимание государствен-
ной политики сосредоточивается на темах, касающихся здоровья. Кампании медиа-
поддержки отличаются от других типов медийных информационных кампаний сразу
несколькими направлениями:
Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье 307

"Во-первых, стратегия медиаподдержки главным образом полагается на поддержку
специально создаваемых объединений и общественных организаций. Медиаподдерж-
ка стремится к тому, чтобы содействовать общественным группам, способным расска-
зывать собственные истории своими собственными словами.
Во-вторых, ключевыми концепциями медиаподдержки выступают установка приори-
тетности и фрейминг.
В-третьих, традиционные стратегии склоняются к тому, чтобы видеть конкретные ли-
ца и группы частью целевой аудитории, которой адресуется информация в порядке
односторонней связи... Целевой аудиторией информационных кампаний медиапод-
держки обычно является как отдельный человек, так и группа людей, способных ис-
пользовать свою энергию, возможности и другие ресурсы для содействия изменениям
общественного сознания.
В-четвертых, медиаподдержка скорее разрабатывает политику здравоохранения, чем
создает сообщения на тему здоровья.
В-пятых, медиаподдержка перемещает фокус зрения с изменений конкретного чело-
века на изменения среды, в которой этот человек живет и действует.
В конце концов, медиаподдержка изменяет подход масс-медиа к теме здоровья — из
социальной сферы эта тема переходит в отдел новостей" (Wallack, Dorfman, Jemigan &
Themba, 1993,p. 74-75).
Хорошим примером успешной кампании медиаподдержки могут выступать уси-
лия объединения афро-американцев Филадельфии по прекращению пробного мар-
кетинга табачной компании RJ Reynolds Nabisco (RJR) в афро-американском кварта-
ле этого города. В начале 1990-х годов кампания RJR планировала провести пробную
раздачу новых ментоловых сигарет Uptown афро-американцам Филадельфии
(родины известного театра Uptown Theatre). Узнав о планах табачной компании, чле-
ны объединения сформировали Коалицию против сигарет Uptown, привлекли для
мобилизации местные масс-медиа и остановили пробный маркетинг. Когда об этом
узнали общенациональные медиа, члены Коалиции отказались отвечать на вопросы
по данной теме и отвергли все предложения по ее освещению, мотивируя это ло-
кальным уровнем проблемы и необходимостью получить поддержку прежде всего
местных организаций (Wallack, Dorfman, Jernigan & Themba, 1993).

ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Кроме медиаподдержки и совмещения развлечения и образования, исследовате-
ли также определили существование других важных инструментов в проблеме про-
свещения людей по вопросам здоровья. Суть их заключается в правильном исполь-
зовании масс-медиа. Специалисты медиа должны иметь журналистское образова-
ние, уметь критически взглянуть на проблему, хорошо разбираться в особенностях
различных медиа и интерактивных информационных технологиях. С целью подачи
аудитории информации о способах предупреждения различных проблем со здоровь-
ем можно использовать как печатную, так и вещательную журналистику (Wilde,
1993). Уменьшить отрицательное воздействие отдельных масс-медиа на здоровье
помогает развитие критического мышления молодежи (Davies, 1993). Так, исследо-
вание учащихся третьих классов установило, что обучение их медиаграмотности ве-
ло к ослаблению желания попробовать алкоголь (Austin & Johnson, 1997). Наконец,
новые интерактивные технологии можно использовать для пропаганды здорового
образа жизни как средства преодоления болезней или поддержания наивысшего
уровня качества жизни (Street, Gold & Manning, 1997).
308 Часть III, Основные направления исследований

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАЛЬНЕШИЕ

<< Пред. стр.

страница 34
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign