LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 31
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вующих здоровью, миграция, пропаганда политических идей и кандидатов или по-
вышение общественной осведомленности и поддержка изменений в обществе.
На протяжении всей истории США у руля информационных кампаний стояли раз-
личные организаторы (Paisley, 2001). Начатые ими кампании являлись результатом их за-
интересованности в поддержке той или иной реформы. Среди организаторов информа-
ционных кампаний были: 1) отдельные лица и компании; 2) масс-медиа;
274 Часть III. Основные направления исследований

3) правительство; 4) специалисты в области обществоведения. На протяжении XVIII-
XIX веков главными организаторами общественных информационных кампаний были
отдельные люди и добровольные ассоциации. Более современным примером может слу-
жить Мартин Лютер Кинг, лидер движения за гражданские права в 1950—1960-е годы.
При этом не следует забывать, что организаторами этого движения также могут считать-
ся студенческие организации и другие заинтересованные группы. Примерами наиболее
успешных информационных кампаний за последние 150 лет являются движение за от-
мену рабства в середине XIX века, кампания "Матери против пьяных водителей" и кам-
пания Американского онкологического общества в поддержку "самообследования и об-
наружения на ранних стадиях". Появившиеся в конце XIX — начале XX веков статьи, ра-
зоблачающие злоупотребления должностных лиц в газетах и журналах с большим тира-
жом, иллюстрируют попытки реформирования общества со стороны масс-медиа. Что
касается правительства США, то оно с самого начала использовало информационные кам-
пании для достижения тех или иных целей. Примерами служат широкая газетная кампа-
ния в поддержку ратификации конституции и пропагандистские кампании, повлиявшие
на мнение людей во время Второй мировой войны.
Хотя среди организаторов информационных кампаний были названы специалисты в
области общественных наук (Paisley, 2001), интерес этих ученых лежит скорее в изучении
динамики успешных кампаний, построении теоретических моделей и измерении уровня
воздействия, чем в достижении конкретных целей или продвижении социальных ре-
форм. На протяжении многих лет специалисты в области общественных наук предлагали
различные взгляды на воздействие информационных кампаний, проводящихся средст-
вами масс-медиа. Впервые исследователи начали изучать такие информационные кам-
пании в начале XX века, в период повышенного интереса к успешным технологиям про-
паганды Первой мировой войны. Некоторые научные работы показали, что масс-медиа
очень сильно воздействовали на изменение жизненных позиций и убеждений людей. В
то же время другие исследования положили начало моделям ограниченного и опосредо-
ванного воздействия на аудиторию. Полагали, что воздействие масс-медиа на людей
осуществляется непрямым путем: конкретные люди, которых называли лидерами обще-
ственного мнения, получали из масс-медиа информацию и затем уже при помощи кана-
лов межличностного общения передавали ее другим членам общества. Последующие ис-
следования процесса убеждения и примеры нескольких успешных информационных
кампаний, проводившихся после 1960-х годов, определили механизмы еще более мощ-
ного воздействия. Было установлено, что наиболее эффективные информационные
кампании следовали определенному плану, твердо придерживаясь конкретных принци-
пов, и были направлены на аудиторию, точно соответствующую их целям.


МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ОБ ОРГАНИЗАТОРАХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ КАМПАНИЙ
Еще одним понятием, важным для успеха информационной кампании, является
мнение общественности о ее организаторах. Как уже говорилось, источником сооб-
щений информационной кампании может выступать как отдельный человек, так
и группа лиц, уполномоченных предлагать вниманию аудитории те или иные сообще-
ния, заострять на них общественное внимание и пробовать изменить поведение
членов аудитории. Такая концепция восприятия организаторов предполагает их на-
деление определенными полномочиями.
275
Глава 15. Воздействие информационных кампаний

У. Пейзли {Paisley, 1989) определил два класса общественных обращений: апел-
лирующие к обязанностям и апеллирующие к возможностям. Некоторые сообщения
имеют особое значение для людей, потому что они чувствуют себя обязанными
реагировать на них благодаря врожденному чувству альтруизма или бескорыстия.
Другие сообщения привлекают внимание благодаря личной заинтересованности
людей и возможности их самосовершенствования.
В то же время эти два типа проблем являются ключевыми мотивационными ком-
понентами информационных кампаний, побуждающими людей на определенные
действия. Например, кампании в защиту окружающей среды часто апеллируют
к бескорыстному желанию людей защитить землю от техногенной катастрофы и со-
хранить ее для будущих поколений. Кампании по предотвращению употребления
наркотиков, напротив, основываются на желании конкретного человека уберечь от
наркотиков своего ребенка.
Кроме того, У. Пейзли (Paisley, 1989, 2001) определил два класса организаторов.
Представители одного из них обладают полномочиями первой очереди, а другого —
полномочиями второй очереди. Полномочия первой очереди относятся к таким ситуа-
циям, при которых группе организаторов был нанесен какой-либо ущерб, вследст-
вие чего она была непосредственно задета той или иной проблемой. Хорошим при-
мером может быть начатая в 1960-е годы кампания афро-американцев в защиту сво-
их гражданских прав. Полномочия второй очереди имеют отношение к проблемам,
воздействующим на организаторов кампании опосредовано. В качестве примера
снова возьмем движение за гражданские права чернокожих. Полномочия второй
очереди в данном случае имели белые организаторы, поддерживавшие права мень-
шинств. Эти люди расширяли свои полномочия собственными публичными жерт-
вами — подвергали себя риску и сталкивались с отрицательными и даже жестокими
последствиями своих бескорыстных поступков. Согласно Пейзли:
"За некоторыми проблемами не стоят группы первой очереди, которые требовали бы
для себя определенных полномочий. Некоторые информационные кампании направ-
лены на защиту китов, тюленей или будущих поколений американцев, неспособных
защитить себя самих. В таких случаях им протягивают руку помощи группы второй
очереди, выступающие в роли защитников и часто подвергающие себя риску в качест-
ве заместителей пострадавшей стороны" {Paisley, 2001, р. 9).


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ
КАМПАНИЙ
Теоретические основы информационных кампаний уже рассматривались в предыду-
щих главах. Данный раздел посвящается обзору главных моделей убеждения, включая
модель коммуникации и убеждения У. Мак-Гуайра (McGuire, 1989), модель вероятности
сознательной обработки информации Р. Петти и Дж. Качиоппо {Petty & Cacioppo, 1986),
модель обдуманных действий и обоснованного поведения М. Фишбейна и И. Айзена
(Fishbein & Ajzen, 1975) и модель автоматической активации Р. Фазио (Fazio, 1990). Также
здесь кратко рассматриваются идеи А. Бандуры, касающиеся социально-когнитивной
теории, теории социального обучения и самоэффективности. Все вышеперечисленные
модели являются теоретическими разработками, представляющими огромную важность
для понимания информационных кампаний.
276 Часть III. Основные направления исследований

МОДЕЛЬ МАК-ГУАЙРА
Как уже упоминалось в главе 10, матричная модель коммуникации/убеждения
У. Мак-Гуайра придает особое значение количеству этапов процесса убеждения,
в котором каждый новый этап основывается на предыдущем, создавая при этом иерар-
хию эффектов. Входные переменные (независимые переменные, контролируемые
организаторами) включают в себя источник, сообщение, получателя, канал и контекст
сообщения. Выходные переменные (зависимые переменные, контролируемые отдель-
ными членами аудитории) включают в себя воздействие информации, внимание и ин-
терес к ней, ее осмысление и запоминание, приобретение новых знаний; доверие к со-
общению и изменение жизненных установок; вспоминание информации, принятие
сознательного решения действовать согласно новым установкам; действия, опираю-
щиеся на данное решение; усиление нового поведения и укрепление новых установок.


МОДЕЛЬ ВЕРОЯТНОСТИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ
ИНФОРМАЦИИ (ВСО)
Модель вероятности сознательной обработки информации делает акцент на путях
прямого и побочного убеждений {Petty & Cacioppo, 1986). На процесс убеждения во
многом влияет вероятность внимательного обдумывания членами аудитории или осоз-
нанного восприятия информации, предназначенной для убеждения. Прямое убеждение
требует со стороны аудитории значительных умственных усилий, включая оценивание
информации с позиций предыдущего опыта и знаний и определения достойности це-
лей кампании. Побочное убеждение обычно является результатом простых намеков
в пределах контекста сообщения. Сознательное обдумывание проблемы при таком
убеждении не предусмотрено. Примерами побочного убеждения могут выступать
сильные эмоциональные реакции на сообщения, доверие к экспертам, несущим со-
общения, и эффект "фургона с оркестром".' Повторим основные положения двух пу-
тей убеждения: при возрастании вероятности сознательной обработки информации
(тщательного обдумывания убеждающих сообщений) доминирует прямое убеждение
(центральный путь). Если вероятность сознательной обработки информации снижает-
ся, то на первое место выступает побочное убеждение (периферический путь).


МОДЕЛЬ ОБДУМАННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ОБОСНОВАННОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Эта модель предполагает, что люди в своем решении изменить поведение или нет
опираются на три следующих критерия {Fishbein & Ajzen, 1975;Ajzen, 1991).
1. Свои установки относительно поведения.
2. Восприятие того, как другие оценят их поведение.
3. Их восприятие того, насколько они могут контролировать свое поведение.



"Фургон с оркестром" — один из приемов манипуляции сознанием, при котором используют стремле-
ния человека поступать "как все". Например: "Всеуже купили такой-то товар!А чего ждете вы?" —
самый популярный вопрос, встречающийся в рекламах. — Прим. перев.
277
Глава 15. Воздействие информационных кампаний

МОДЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ
Согласно этой модели, когда активизируются определенные установки, за ними
следует соответствующее поведение, абсолютно спонтанное, без серьезных размыш-
лений или причин {Fazio, 1990). Это случается всякий раз при совпадении следую-
щих возможных условий: 1) спонтанное возникновение установок при наличии их
объекта; 2) восприятие объекта согласно этим установкам.

СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО
НАУЧЕНИЯ
Структура социально-когнитивной теории позволяет рассматривать когнитивные
или психические функции человека как продукт поведения. Теория объясняет мысли
и поступки людей с точки зрения тройной взаимообусловленности {Bandura, 1994).
Мысли и поведение определяются тремя различными факторами, влияющими друг на
друга с неодинаковой силой в одно или разное время. Этими факторами являются пове-
дение, индивидуальные характеристики (когнитивные и биологические качества, такие
как коэффициент интеллекта, пол, рост или раса) и события, происходящие в мире.
А. Бандура {Bandura, 1977b) объяснял изменения в установках и поведении людей
в терминах принципов моделирования. Когда аудитория видит заслуживающие до-
верия модели, представляющие определенное поведение, она склонна к тому, чтобы
строить свое поведение по увиденному образцу. Многие информационные кампа-
нии опирались именно на эту теоретическую конструкцию. Возьмем, к примеру,
информационную кампанию "молочные усы", которая показывала известных
и преуспевающих людей, пьющих молоко. Также существует огромное количество
реклам, где снимаются известные актеры и звезды спорта. Они едят сухие завтраки
определенной фирмы-изготовителя, занимаются на тех или иных тренажерах, водят
машины определенной марки или пьют конкретные безалкогольные напитки. Со-
гласно социально-когнитивной теории, модель повседневного поведения и даже об-
раза мышления отдельных представителей аудитории большей частью зависит от
процессов тройной взаимообусловленности.

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ
Другой теоретической концепцией А. Бандуры {Bandura, 1977a) является теория
самоэффективности или веры в то, что человек сам может изменить свое поведение.
Одной из главных задач организаторов информационных кампаний является повы-
шение самоэффективности аудитории. Например, одной из основных задач всех
информационных кампаний (реклам) против курения является укрепление веры
представителей целевой аудитории в то, что они действительно могут бросить курить
(McAlister, Ramirez, Galavotti & Gallion, 1989).
Исследователи определили некоторые методы повышения самоэффективности.
Они включают в себя использование ролевых моделей {Reardon, 1989); защиту но-
вого образа жизни (предполагает демонстрацию преимуществ поведения, отличного
от предыдущего); приведение разнообразных доводов в пользу новой линии поведе-
ния всякий раз, когда другие поощряют вести себя по-старому; применение отрица-
тельных или пугающих сообщений (например, описание желтых зубов курильщи-
ков) и поддержка "глубинных стремлений, кажущихся маловероятными", которые
содействуют желаемому поведению {Reardon, 1989; Rice & Atkin, 1994, p. 371).
278 Часть III. Основные направления исследований

ПОЧЕМУ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАМПАНИИ ТЕРПЯТ
НЕУДАЧИ
Несмотря на то, что большинство кампаний увенчалось успехом, существуют также
примеры весьма неудачных информационных кампаний. Несомненно, каждый из нас
может припомнить различные примеры успешных и неуспешных информационных
кампаний, проводившихся на протяжении разных лет, иллюстрирующие разную сте-
пень воздействия масс-медиа. Примерами успешных кампаний могут служить кампа-
ния за безопасность праздничных фейерверков 4 Июля; первые годы кампании медве-
дя Смоуки по предотвращению лесных пожаров (рис. 15.1); проводившиеся в 1960-е
годы кампании против загрязнения улиц. Примером неудачной кампании может слу-
жить попытка г. Цинциннати получить в 1940-е годы поддержку ООН. В последние
годы неудачи преследуют кампанию медведя Смоуки: хотя новое поколение и узнает
его, многие люди не ассоциируют Смоуки именно с кампанией по предотвращению
лесных пожаров. Подробно об этой кампании смотрите во врезке.




В одной, из ранних, научной работе, ставшей классической, посвященной иссле-
дованию информационных кампаний, было установлено несколько причин, из-за
которых кампании терпят неудачу (Нутап & Sheatsley, 1947). Исследование опреде-
лило некоторые барьеры, мешающие аудитории воспринимать сообщения и препят-
279
Глава 15. Воздействие информационных кампаний

ствующие успеху кампании. Было обнаружено, что аудитория обращает внимание
далеко не на все сообщения, основываясь в своем выборе на предрасположенности
к данной теме и сложившихся ранее установках.

Степень успешности информационной кампании: медведь Смоуки
Медведь Смоуки — эмблема одной из самых "известных информационных кампаний
XXвека— "родился" в 1942 году, в то время, когда Военный совет по рекламе нуждался
в символе для кампании по предотвращению лесных пожаров. По прошествии многих лет
сообщения этой информационной кампании и изображение самого Смоуки до некоторой
степени изменились. Первый слоган кампании: "Неосторожное обращение со спичками
приводит к трагедии — предотврати лесные пожары", — был разработан с целью воззвать
к патриотическому духу американцев во время Второй мировой войны. Два года спустя
студия Уолта Диснея выпустила плакат с изображением Смоуки в его теперешнем обли-
к е — в рабочем комбинезоне и шляпе лесника. На плакате Смоуки тушил водой костер
в лесу, а надпись снизу гласила: "Смоуки говорит — Осторожность поможет предотвратить
девять из десяти лесных пожаров". Самый же известный слоган: "Помни, только ты мо-
жешь предотвратить лесные пожары", — родился в рекламном агентстве в 1947 году.
В 1950-е годы кампания значительно расширила свои границы. В это время публике представи-
ли живого медведя Смоуки, и началась большая программа "Медведь Смоуки — юный лесни-
чий". Дело в том, что в 1950 году во время тушения лесного пожара был спасен медвежонок. Он
сильно обгорел, но его вылечили и поселили в Национальном зоопарке. Этот медвежонок стал
живой эмблемой информационной кампании медведя Смоуки и оставался ею до тех пор, пока
не умер в 1977 году. Сразу после начала Программы юных лесничих в 1953 году, ее организаторы
выслали экземпляры снаряжения для предотвращения пожаров и специальные значки миллио-
нам детей, написавшим в штаб-квартиру медведя Смоуки.
Кампания медведя Смоуки по предотвращению лесных пожаров служит хорошим приме-
ром относительности успеха информационной кампании. Многие факторы указывают на
то, что эта информационная кампания была весьма успешной на протяжении многих лет.
Об этом говорят почти всемирная известность Смоуки, резкое сокращение количества
лесных площадей, пострадавших от пожаров после начала информационной кампании,
и баланс затрат и результатов. Тем не менее, исследование, проведенное в 1990-е годы, по-
казало, что в то время как Смоуки узнавали 98% американцев, только 7% ассоциировали
его с проблемой предотвращения пожаров.

"Значительная длительность информационной кампании медведя Смоуки могла также
сработать и против ее эффективности: предполагается, что современный слоган: Толь-
ко ты можешь предотвратить лесные пожары, — широко известен и достаточен для то-
го, чтобы его слова активизировали специфические знания и поведение людей. Однако
каждый год в школы приходят новые дети, а в лесу отдыхают люди, не имеющие этих
специфических знаний и не знающие о моделях поведения, способствующих предот-
вращению лесных пожаров" (Rice, 1989, р. 217).


В последнее время проблема провала информационных кампаний стала еще бо-
лее актуальной. Т. Бакер, Э. Роджерс и П. Сопори {Backer, Rogers & Sopory, 1992)
провели несколько интервью с разработчиками известных информационных кампа-
ний и специалистами в этой области. Одним из вопросов, адресованных этим лю-
дям, стала проблема неудач информационных кампаний.
Согласно Р. Раису {Rice, 1992), информационная кампания может потерпеть неуда-
чу по разным причинам. Эффективность кампаний часто ограничивается пренебре-
280 Часть III. Основные направления исследований

жением к четкости определения критериев успеха и недостатком опыта или знаний
различных техник работы с целевой аудиторией. К тому же, кампания иногда попросту
не достигает целевой аудитории по причине неправильного выбора средств массовой
информации или других посредников. Очень важным критерием успешности или не-
успеха информационной кампании является четкое определение ее целей и задач, по-
скольку успех или провал являются субъективными понятиями и часто зависят от кон-
кретной точки зрения. Возьмем, к примеру, информационную кампанию медведя
Смоуки. С одной стороны, ее следует считать успешной в том смысле, что в результате
кампании площадь лесов, пострадавших от пожаров, уменьшилась в шесть раз. Но,
с другой стороны, пожары продолжают ежегодно уничтожать миллионы акров леса —
и с этой точки зрения кампания потерпела неудачу.
Э. Роджерс перечислил несколько дополнительных причин, из-за которых кам-
паниям не удается достичь своих целей. Он считал, что кампания имеет весьма ма-
лые шансы на успех, если ставит на первое место нереальные цели.
"Невозможно изменить поведение людей на 40 или 50%. Более реальной задачей явля-
ется его изменение на 3—5% в приемлемый период времени, например, за несколько
лет. Чтобы достигнуть желаемых результатов, необходимо ставить реально выполни-
мые цели" (Rogers, 1992, р. 150).
К тому же, для содействия успеху информационных кампаний Роджерс советует не
давать единственное сообщение на каком-то одном канале, а размещать мультимедий-
ные сообщения на многих каналах. Сообщения необходимо время от времени повторять.
Кроме всего вышеперечисленного, большое значение имеет содержание сообщения:
"Организаторы и исполнители кампаний владеют обширной информацией о масс-
медиа, но они очень часто не компетентны в вопросе выбора стратегий, основанных на
знаниях о поведении человека. Иногда они полагаются только на простые сообщения.
Нужна единая команда. Чтобы разобраться в содержании, создать сообщения и спла-
нировать изменения в поведении, необходима помощь специалистов" (Rogers, 1992,
p. ISO).
Дж. Флора подчеркнула важность двух условий определения успешности или неуспе-
ха информационной кампании: 1) эмпирическое или теоретическое планирование;
2) практические проблемы, возникающие в ходе осуществления кампании. Она писала:
"Большинство медиакампаний не используют теоретические знания. Деятельность кам-
пании часто неточно определена или неупорядочена. Кампания не достигает целевой ау-
дитории или сталкивается с непониманием. Чтобы привлечь внимание относящейся
к группе риска молодежи, кампании обращаются к школе, где на самом деле представле-
но лишь небольшое количество членов этой группы. Следовательно, мы не охватываем
конкретную группу молодежной аудитории специально разработанными сообщениями.
Напротив, иногда мы охватываем эту группу сообщениями, не представляющими для
нее никакого интереса и абсолютно на нее не влияющими" (Flora, 1992,р. 85).
281
Глава 15. Воздействие информационных кампаний

ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КАМПАНИИ
Исследователи установили десять основных принципов успешной кампании. Ес-
ли организаторы будут их твердо придерживаться, они смогут во много раз увели-
чить шансы своих информационных кампаний на успех. Эти принципы, изученные
Р. Райсом и К. Аткиным (Rice & Atkin, по публикациям в периодических изданиях)
и основывающиеся на концепциях К. Аткина и У. Мак-Гуайра (Atkin, 2001; McGuire,
2001), "как правило, опираются на важные и разнообразные теоретические разра-
ботки, достижения исследователей и практический опыт" (Ricе & Atkin, 1994, р. 365).
Они включают в себя:
"...понимание исторических аспектов и ключевых понятий; применение релевантных
теорий; понимание вытекающих из теорий следствий и того, как взаимодействуют ме-
жду собой различные компоненты информационной кампании; планирование кампа-
нии и соответствие целей индивидуальным затратам и полученной пользе; примене-
ние предварительного анализа; анализ целевой аудитории; анализ и понимание выбо-
ра масс-медиа; эффективность сочетания различных медиа и каналов межличностного
общения; понимание пользы и вреда масс-медиа; установление разумных критериев
для определения успеха кампании и использование итогового оценивания успеха как
теории, так и самой программы" (Rice & Atkin, 1994, p. 365-384).

Райе и Аткин (Rice & Atkin, по публикациям в периодических изданиях) подчер-
кивали, что главным принципом любой информационной кампании, лежащим
в основе всех других принципов, является оценивание. Согласно Т. Валенте: "оце-
нивание — это систематическое применение исследовательских процедур для пони-
мания понятийной системы, разработок, осуществления и пользы вмешательства"
(Valente, 2001, р. 106). Полное оценивание требует от организаторов информацион-
ных кампаний определения своих потребностей; проведения предварительных ис-
следований, которые помогли бы в разработке более эффективных сообщений; раз-
работки методов, способов и инструментов, необходимых для исследования; прове-
дения самого исследования и подведения его итогов; распространения результатов
среди других исследователей. Валент определил предварительные, текущие
и итоговые исследования следующим образом:
"Предварительные исследования состоят из ряда действий по определению границ про-
блемы, сбору данных о возможных стратегиях вмешательства, изучению целевой ауди-
тории и определению возможных факторов, способных снизить эффективность про-
граммы... Текущие исследования (известные также как мониторинг) состоят из дейст-
вий по изучению степени эффективности и соответствия результатов поставленным
целям... Итоговые исследования состоят из действий по измерению воздействия про-
граммы; определению знаний, полученных в процессе исследования, и распростране-
нию результатов исследований" (Valente, 2001, р. 107-109).
1. Понимание исторических аспектов и ключевых понятий
Перечисленные раннее У. Пейзли (Paisley, 1989) такие понятия, как цели и методы,
стратегии изменений, индивидуальные и коллективные выгоды, полномочия первой
и второй очереди, а также организаторы, являются ключом к пониманию компонентов
информационной кампании. Для современных информационных кампаний также
очень важен исторический опыт, поскольку их организаторы могут многому научиться
282 Часть III. Основные направления исследований

на примере успешных кампаний прошлых лет. Некоторые из этих информационных
кампаний (и их организаторы) боролись за предоставление права голоса женщинам
(ассоциации), пытались в XIX веке критиковать в прессе коррупцию (масс-медиа),
проводили "Новый курс" (правительство) и изучали силу воздействия пропагандист-
2
ских кампаний (специалисты в области обществоведения).
2. Применение и развитие релевантных теорий
Теоретические принципы помогают организаторам информационных кампаний
понять основную динамику процессов убеждения и коммуникации; следовательно,
становится возможной разработка самых эффективных кампаний. Модель комму-
никации/убеждения У. Мак-Гуайра, модель вероятности сознательной обработки
информации, теория социального научения и другие теории, рассмотренные ранее,
обеспечивают необходимый фундамент, на котором могут быть построены успеш-
ные практические кампании.
Сравнительно недавно появились новые теоретические модели, способствующие
применению релевантных теорий в важных информационных кампаниях. Эти модели
включают в себя модель расширенных параллельных процессов (Stephenson & Witte,
2001), модель диффузии и влияния через социальную сеть (Piotrow & Kincaid, 2001)
и транстеоретическую модель (Buller, Woodall, Hall, Borland, Ax, Brown & Hines, 2001).
Модель расширенных параллельных процессов предполагает существование двух раз-
личных реакций на сообщения, апеллирующие к человеческим страхам, — когнитив-
ной и эмоциональной, утверждая, что между ними поддерживается баланс. Сообще-
ния, апеллирующие к страхам, могут способствовать когнитивным процессам и поро-
ждать мысли о способах предотвращения опасностей. С другой стороны, такая ин-
формация может вызвать у человека более эмоциональный отклик. Сообщение,
вызывающее у человека чувство страха, должно быть достаточно сильным, чтобы по-
высить значимость угрозы в сознании людей. В то же время аудитория не должна быть
скована страхом и должна оставаться способной соответствующим образом предотвра-
тить опасность. Модель диффузии делает акцент на распространении идей или кон-
кретных действий посредством каналов межличностного общения. Транстеоретическая

<< Пред. стр.

страница 31
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign