LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Zillmann, D. (1978). Attribution and misattribution of excitatory reactions. In J.H. Harvey, W. Ickes
& R.F. Kidd (Eds.), New directions in attribution research (Vol. 2, pp. 335-368). Hillsdale, NJ:
Erlbaum.
Zillmann, D. (1980). Anatomy of suspense. In P. Tannenbaum, (Ed.), The entertainment functions of
television (pp. 133-163). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Zillmann, D. (1982). Television viewing and arousal. In D. Pearl, L. Bouthilet & J. Lazar (Eds.).
Television and behavior: Ten years of scientific progress and implications for the eighties (Vol. 2,
pp. 53—67). Washington, DC: U.S. Government Printing Office.
Zillmann, D. (1991a). Empathy: Effect from bearing witness to the emotions of others. In J. Bryant &
D. Zillmann (Eds.), Responding to the screen: Reception and reaction processes (pp. 135—167).
Hillsdale, NJ: Erlbaum.
256 Часть III. Основные направления исследований

Zillmann, D. (1991b). The logic of suspense and mystery. In J.Bryant & D. Zillmann (Eds.),
Responding to the screen: Reception and reaction processes (pp. 281—303). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Zillmann, D. & Gibson, R. (1996). Evolution of the horror genre. J.B. Weaver III & R. Tamborini
(Eds.), Honor films, current research on audience preferences and reactions (pp. 15—31). Mahwah,
NJ: Erlbaum.
Zillmann, D., Hay, T.A. & Bryant, J. (1975). The effect of suspense and its resolution on the
appreciation of dramatic presentations. Journal of Research in Personality, 9, 307—323.
Zillmann, D., Mody, B. & Cantor, J. (1974). Empathetic perception of emotional displays in films as
a function of hedonic and excitatory state prior to exposure. Journal of Research in Personality, 8,
335-349.
ГЛАВА 14


Воздействие новостей




В течение последнего десятилетия XX века и на заре нового тысячелетия внимание
и воображение людей во всем мире захватили несколько основных новостей.
В 1995 году знаменитый футболист, бывший обладатель приза Хайсмана, О.Дж. Симп-
сон был обвинен в убийстве своей жены и ее друга, а затем оправдан. Два года спустя,
в августе 1997 года, вся мировая общественность была опечалена и шокирована траги-
ческой гибелью принцессы Дианы в автокатастрофе в Париже. Прямую трансляцию
с ее похорон показали из Лондона телевизионные компании всего мира. В 1998 году
сообщение об интимных отношениях президента Билла Клинтона с практиканткой из
Белого Дома Моникой Левински, последовавшее за этим его публичное опроверже-
ние, а позже и признание сексуальных связей с Левински, значительно поколебали до-
верие к Клинтону как к человеку и президенту. В последние месяцы 2000 года пробле-
мы с голосованием во Флориде долго держала американцев и весь мир в напряжении и
неведении о том, кто же все-таки станет 43-м президентом США — республиканец
Джордж Буш или демократ Альберт Гор.
На первый взгляд приведенные выше примеры имеют несколько общих аспек-
тов. Все они были сенсационными, все касались знаменитостей или известных лю-
дей и все вызвали ту или иную сильную реакцию аудитории. Но на этом характерные
черты главных сообщений новостей не заканчиваются.
Безусловно, каждый из нас может выделить самые главные новости в ряду других, но
какими же специфическими характеристиками они определяются? Когда сообщается
важная новость, каким способом и как быстро она распространяется среди зрителей,
слушателей и читателей? Кроме того, какое психологическое воздействие имеют новости
на людей? Могут ли новости повлиять на решения человека или на его поведение? Всегда
ли люди понимают новости, которые они видят и слышат по телевизору? Запоминают ли
они новость, которую только что увидели? А если взять социальный уровень, то могут ли
новости обладать такой властью, чтобы иногда влиять на внешнюю или внутреннюю по-
литику? В этой главе рассматриваются исследования воздействия новостей и представ-
лена попытка ответить на все перечисленные выше вопросы.
258 Часть III. Основные направления исследований

ПРИЗНАКИ НОВОСТЕЙ
Что такое новость? Как ее можно описать и определить? У. Хачтен предлагает од-
но из лучших описание новостей.
"Новость обычно не является обособленным единичным событием, хотя телевизионные
новости часто оставляют именно такое впечатление. Новость — это процесс, который на-
чался в недавнем прошлом, существует в настоящем и будет продолжаться в будущем. Сле-
довательно, подоплека новости и ее контекст важны в той же мере, что и последующие со-
общения. Также можно сказать, что новость по своей природе непостоянна и изменчива.
...Новость, как полезное общественное знание, состоит из множества элементов, от-
личающихся от молвы, пикантных историй, развлечения, слухов и, особенно, сканда-
лов, хотя все они могут содержать в себе зачатки новостей и, к сожалению, очень часто
вовлекаются в сообщения новостей. Новость имеет долгую интересную историю; то,
что является новостью для одного человека, для другого может быть развлечением,
вдохновением, пропагандой или отвлекающим фактором" (Hachten, 2001;p. xviii).
Хачтен также обращает внимание, что в последние годы по причине постоянной
гонки за высокими рейтингами, повышением объема продаж и пикантными подроб-
ностями серьезные новости сильно запятнали себя так называемой бульварной, или
таблоидной, журналистикой. Хачтен отметил, что защитный вал, оберегающий серь-
езные новости от вторжения сенсационности, который имеется у большинства ува-
жаемых информационных организаций, таких как ведущие телевизионные компании,
кабельные каналы новостей и крупные газеты, постепенно перестает выполнять свои
функции (Hachten, 2001, p. xxii). Отличным примером такого бездействия служит исто-
рия Джона Бенета Рэмси. В разгар медиабезумия, последовавшего за зверским убийст-
вом королевы конкурса красоты среди детей в Колорадо, многие редакторы отделов
новостей весьма уважаемых информационных организаций внезапно обнаружили, что
они ориентируются на National Enquirer и другие скандальные таблоиды.
Несмотря на то, что результаты наблюдений Хачтена позволяют лучше понять роль
новостей в сегодняшней медиасреде, для нашей дискуссии о новостях было бы полез-
ным более точное определение. В соответствии с ним существует несколько различных
типов новостей, таких как главные новости, чрезвычайные новости и легкие новости.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
Главные новости можно определить как "сообщение о событии, которое случилось
или стало достоянием гласности за предшествующие 24 часа и может иметь важные по-
следствия" (Jamieson & Campbell, 1988, p. 20). Согласно К. Джеймисону и К. Кэмпбеллу,
событие, достойное освещения в масс-медиа, имеет пять главных признаков:
"1) персонифицированное — случилось с реальными людьми; 2) драматичное, содер-
жит конфликт, спор или даже насилие; 3) актуальное и конкретное, а не теоретическое
или абстрактное; 4) новое или отступающее от нормы; 5) связано с темами постоян-
ного интереса новостных масс-медиа" (Jamieson & Campbell, 1988, p. 21).
Если сообщается о последствиях наводнения, журналисты часто фокусируют свое
внимание на отдельной семье, олицетворяющей собой многочисленные жертвы на-
воднения. Такой вид персонификации встречается во многих различных типах ново-
стей. Журналисты считают, что установка на конкретное лицо, которое становится
средством передачи главной новости, делает ее более интересной для аудитории. Вто-
259
Глава 14. Воздействие новостей

рая группа признаков, определяющая важное событие как "драматичное, содержащее
конфликт, спор или даже насилие", делает акцент на драматических элементах ново-
сти. Отличным примером таких новостей служат сюжеты криминальной хроники.
Журналисты выискивают конфликты, чтобы придать новости большего драматизма и
сделать ее интереснее. Как показывают приведенные выше примеры, новости также
являются актуальным и конкретным событием. Они выходят за рамки обычного, по-
вседневного. Кроме того, в основу новостей часто ложатся темы постоянного интереса
масс-медиа (проходящие каждые четыре года президентские выборы и т.д.).

Примеры в новостях

Сообщая ту или иную новость, журналисты очень часто используют примеры. Они могут
обратить внимание на особые случаи или ситуации, сконцентрироваться на конкретных
людях или на чем-то нетипичном, отступающем от нормы. Например, всякий раз, когда
какая-либо местность подвергается воздействию урагана, репортеры находят конкретного
человека или семью, чьи потери или печальный рассказ могли бы олицетворять огромное
количество других сильно пострадавших людей или семей. Журналисты также могут пока-
зать семью, пострадавшую значительно больше других людей в этой местности.
Независимо от того, являются ли приведенные примеры типичными или нетипичными
для большинства людей, их использование в репортажах имеет большое значение для вос-
приятия новостей. Использование примеров послужило основой для создания теории эк-
земплификации (приведения примеров) Д. Зиллмана, который отмечал, что:
"Мир примеров и образцов появился, чтобы влиять на наше восприятие, осмысление
и суждение о сущности всех явлений и проблем так называемого реального мира"
{Zillmann, 1999, р. 73).
Некоторые исследователи поддерживают важность приведения примеров в новостях. На-
пример, присутствие эмоционально волнующих образов оставляет после себя долгое впечат-
ление и иногда влияет на наше восприятие и убеждения {Zillmann, 1999; Aust & Zillmann, 1996;
Zillmann & Gan, 1996).
Источники. C.F. Aust & D. Zillmann (1996). Effects of victim exemplification in television news on viewer
perception of social issues, Journalism & Mass Communication Quarterly, 73, 787—803; D. Zillmann (1999),
Exemplification theory: Judging the whole by some of its parts, Media Psychology, 1, 69-94; D. Zillmann &
S. Gan (1996). Effects of threatening images in news programs on the perception of risk to others and self, Me-
dienpsychologie: Zeitschrieft fiir Individual- und Massenkommunikation, 8, 288—305, 317-318; см. также
D. Zillmann & H.B. Brosius (2000), Exemplification in communication: The influence of case reports on the per-
ception of issues, Mahwah, NJ: Erlbaum.

В дополнение к пяти главным признакам, суть главных новостей помогают опреде-
лить также несколько второстепенных характеристик. Согласно Р. Харрису (Harris, 1999),
сюжеты новостей в большинстве случаев: 1) не оскорбительны; 2) воспринимаются как
заслуживающие доверия; 3) компактны; 4) ориентированы на интересы местной аудито-
рии. Вульгарные оскорбления или агрессия допускаются крайне редко. Харрис приводит
пример нежелания медиа сообщать об эпидемии СПИДа в начале 1980-х годов, потому
что это означало бы необходимость упоминания анального секса, являвшегося самым
распространенным способом заражения (Harris, 1999; Meyer, 1990). Правдоподобность
новостей означает, что главные медиа стараются избегать сообщений о мутантах, обо-
ротнях и других странных созданиях, красочно описываемых бульварной прессой. Ком-
пактность или сжатое изложение в большей степени является характеристикой именно
вещательных новостей, а не печатных (Barnhurst & Multz, 1997). Наконец, подчеркивание
260 Часть III. Основные направления исследований

значения новостей для конкретного региона повышает интерес местной аудитории к но-
востям национального или международного значения.
Главные и второстепенные характеристики очень важны для привлечения вни-
мания к освещению в медиа тех или иных событий. Как пишет Харрис:
"Самый надежный способ привлечь внимание прессы и телевидения к каким-либо
фактам или событиям — это показать, что у них есть основные и второстепенные при-
знаки новости. Чем большим набором подобных признаков обладает событие, тем бо-
лее вероятен интерес к нему со стороны СМИ. Наличие или отсутствие главных при-
знаков не является безусловным доказательством важности или не важности конкрет-
ного события, зато их наличие позволяет журналистам преподнести такое событие как
важную новость" {Harris, 1999;р. 147).


ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ НОВОСТИ
Важной разновидностью главных новостей являются чрезвычайные, или кризисные
новости. Согласно Д. Грейберу, кризис можно определить как "природное или обу-
словленное человеком событие, представляющее собой прямую серьезную угрозу жиз-
ням, имуществу или душевному спокойствию многих людей" (Graber, 1989; р. 305).
Э. Перс отмечал, что кризис "затрагивает большое количество людей; он отличается
внезапным началом, неопределенностью и недостатком контроля, эмоциональной ре-
акцией и угрозой человеческим жизням и имуществу" (Perse, 2001;р. 53-54). Хорошим
примером чрезвычайных новостей могут служить освещение в масс-медиа убийства
президента США Дж. Кеннеди в 1963 году, последующие сюжеты и статьи о его похо-
ронах; катастрофа космического корабля "Челленджер" в 1986 году (рис. 14.1); взрыв
в здании Федерального собрания в Оклахоме в 1995 году; смерть и похороны принцес-
сы Дианы в 1997 году. Темой чрезвычайных новостей обычно становятся природные
катаклизмы, такие как ураганы или землетрясения, и начало военных действий по
приказу президента, наподобие войны в Персидском заливе в 1991 году.
Во время кризиса роль масс-медиа в служении обществу становится еще более важ-
ной. Неопределенность и шок значительно повышают интерес и потребность людей
в информации. Это значит, что телевизионные и радионовости начинает слушать ре-
кордное количество людей на протяжении более длительного периода времени (Riffe &
Stovall, 1989). При возникновении какого-либо кризиса масс-медиа спешат на место
происшествия и начинают общаться с различными специалистами и представителями
власти — с теми, кто может в полной мере объяснить происходящее. При этом следует
учитывать, что, наряду с достоверной фактической информацией, в информационный
поток иногда просачиваются различного рода слухи и неточности.
В главе 3 описывались основные функции масс-медиа в обществе — наблюдение за
окружающим миром, осуществление общественного отклика на события в мире, социа-
лизация или передача социальных норм и традиций (Laswell, 1948) и развлечение (Wright,
1986). Э. Перс пересмотрел этот перечень и добавил еще две функции, объясняющие са-
мые главные обязанности новостных медиа во время кризиса, а именно, сплочение лю-
дей перед лицом опасности и помощь в ослаблении общественного напряжения.
"Наблюдение и общественный отклик являются, несомненно, главными функциями
масс-медиа во время кризиса, но СМИ также выполняют и такие функции, как спло-
чение и уменьшение общественного напряжения" (Perse, 2001, р. 60).
261
Глава 14. Воздействие новостей




С примером использования масс-медиа в роли объединяющего начала мы встрети-
лись после трагической смерти принцессы Дианы. Люди во всем мире нашли хоть не-
много утешения, разделив свое горе с другими посредством телевидения, транслировав-
шего похороны принцессы. Подобный феномен наблюдался и десятью годами раньше,
когда после катастрофы "Челенджер" утешением для многих американцев стала воз-
можность присутствовать на похоронах космонавтов благодаря масс-медиа (Кауе, 1989).
Во время кризиса выполнение СМИ функции наблюдения может привести
и к обратному результату. Слишком большой поток информации иногда приводит
к сильному напряжению, и люди начинают испытывать страх. В этом случае на помощь
должна прийти функция общественного отклика {Perse, 2001). Общественный отклик на
огромное количество сведений, поступающих во время кризиса, помогает людям лучше
усваивать информацию и понимать, насколько она затрагивает их личные интересы.


ЛЕГКИЕ НОВОСТИ
Кроме чрезвычайных и других видов главных новостей, журналисты также иногда
представляют материал, относящийся к легким новостям. Под легкими новостями
обычно подразумевают сюжеты об интересных людях и новости, которые нельзя рас-
сматривать в качестве только что случившихся или безотлагательных по своей приро-
де. Такой тип новостей придает особый интерес выпускам новостей по телевидению,
262 Часть III. Основные направления исследований

радио или газетным статьям. Обычно они интересны и развлекательны, а иногда тро-
гательны и душевны.
Исследователи установили, что за последние годы печатные и вещательные ново-
стные медиа стали отдавать предпочтение большему количеству именно легких но-
востей, таким образом пытаясь конкурировать с кабельным телевидением и Internet.
Т. Паттерсон (Patterson, 2000) в течение двух лет проводил исследование новостей по
всей стране, проанализировав тысячи выбранных наугад сюжетов новостей и прове-
дя их контент-анализ. На основании полученных данных он определил панораму
новостей в США, сделав вывод, что большинство людей предпочитают искать ново-
сти с помощью кабельного телевидения и Internet, в то время как аудитория тради-
ционных ресурсов новостей, таких как газеты, журналы, вещательное телевидение
и местные телевизионные каналы, продолжает уменьшаться. Для того чтобы удер-
жать имеющуюся аудиторию и привлечь новую, все больше используются легкие но-
вости и аналитическая журналистика.
"Иногда под понятием "легкие новости" подразумевают все те материалы и сюжеты,
которые не относятся к "главным новостям". Главные новости направлены на осве-
щение важных событий, касающихся высших должностных лиц, важных проблем или
значительных нарушений обычного жизненного уклада, таких как землетрясения или
авиакатастрофы. Информация о таких событиях важна для способности граждан по-
нять и определенным образом отреагировать на общественные отношения, сложив-
шиеся в мире. Новости, которые не относятся к такому типу, по определению являют-
ся легкими (Patterson, 2000;р. 3).


ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ
Исследователями было установлено и изучено несколько различных видов воз-
действия чрезвычайных событий. Работы по исследованию распространения ново-
стей сосредоточены на проблеме сообщения новостей и их распространении среди
аудитории посредством печатных и вещательных медиа или межличностных кана-
лов. В других исследованиях обращалось внимание на воздействие того или иного
чрезвычайного события на сами информационные организации — изучалось их осо-
бое значение для общества и их деятельность в ответ на такое событие. Иным типом
воздействия чрезвычайного события является эффект сплочения, проявляющийся
в объединении людей в неспокойное время вокруг лидера, например президента.


РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВОСТЕЙ
Важной областью исследований, связанных с воздействием новостей, является
проблема распространения новостей (см. главу 7). Исследования этой сферы обычно
сосредоточены вокруг чрезвычайных новостей. Ученые исследуют пути, по которым
люди узнают о новостях, и скорость, с которой распространяются новости вообще
и чрезвычайные особенно.
Начиная с 1940-х годов, когда были проведены первые исследования распростра-
нения новостей, ученые открыли несколько основных характеристик, связанных с их
распространением (Perse, 2001). Во-первых, новость распространяется гораздо быст-
рее, когда она представляет собой очень важное или влиятельное событие. Например,
Глава 14. Воздействие новостей

об убийстве президента Джона Кеннеди в 1963 году 42% населения США узнали уже
через 15 минут после трагедии, а через час об этом знали уже 90% американцев
(Greenberg, 1965). Во-вторых, на скорость распространения новости также влияет вре-
мя ее появления. В своем изучении распространения новостей после катастрофы
"Челленджер" М. Мейер, У. Гудикунст, Н. Перилл и Б. Меррилл обнаружили, что от
того, "где новость застает людей и ...каким образом они узнают о произошедшем важ-
ном событии, зависит быстрота донесения новости до людей" (Mayer, Gudykunst, Perill
& Merrill, 1990, p. 121). Если важное событие происходит во время вечернего выпуска
новостей, большинство людей впервые услышат о нем по телевизору. Если же оно
происходит в утренние часы, когда люди едут на работу, то первым каналом распро-
странения новости, вероятнее всего, становится радио. Согласно Э. Персу:
"То, как люди узнают о происшествии, во многом зависит от того, где они находятся
во время сообщения новости — на работе или дома. Для тех, кто находится дома, пер-
выми источниками новостей обычно являются радио или телевизор; для тех, кто нахо-
дится на работе, где вероятность быстрого доступа к медиа снижена, первым источни-
ком по обыкновению становится межличностное общение" (Perse, 2001, р. 66).
В заключение необходимо заметить, что на распространение новости также име-
ют влияние демографические характеристики аудитории. Однако при этом, чем со-
общение важнее, тем меньше влияют на его распространение индивидуальные раз-
личия членов аудитории. Например, если интересное событие случается ночью
в выходной день, то более вероятно, что молодежь услышит о нем раньше старшего
поколения. В случае шокирующей новости, такой как смерть мирового лидера или
всемирной знаменитости, молодые люди вероятнее всего позвонят и расскажут ее
свои друзьям и родственникам, чтобы разделить с ними волнение от услышанного.


ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ НА Ф У Н К Ц И И
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИА
Кроме проблемы распространения новостей среди аудитории СМИ, исследова-
телей также интересует изучение способов реагирования и самоуправления масс-
медиа во время того или иного чрезвычайного события. Ученые определили различ-
ные функции масс-медиа в обществе в такое время.
Когда случается значительное чрезвычайное событие, медиа предоставляют ши-
рокое освещение происходящего, передают важную новую информацию, так или
иначе связанную с ним. Иногда освещение направлено на то, чтобы успокоить ауди-
торию, понесшую какие-либо убытки или же просто расстроенную произошедшим.
"Для того чтобы снизить напряжение в обществе, средства массовой информации уде-
ляют значительное внимание именно такому медиасодержанию, которое предназначено
для поддержки и утешения своей аудитории. Во время чрезвычайных событий очень
важное значение для общества приобретает его сплочение. При этом медиа выдвигают на
первый план мудрость лидеров и отвагу спасателей или солдат, чтобы убедить общество
втом, что "мы все вместе" и что для выживания будет сделано все возможное. Поэтому
даже при неспособности медиа удовлетворять потребности в информации и осуществ-
лять общественный отклик, они все же могут вселять в своих зрителей или читателей
уверенность, уменьшая возникшее напряжение" (Perse, 2001,р. 73-74).
264 Часть III. Основные направления исследований

ЭФФЕКТ СПЛОЧЕНИЯ
Во время чрезвычайных событий в национальных масштабах, когда президент
должен предпринимать конкретные шаги, люди в стране обычно сплачиваются во-
круг него, одобряя его решения и повышая его рейтинг. Этот феномен известен как
эффект сплочения. Такие эффекты четко проявились во время Карибского кризиса
в 1962 году, когда президент Дж. Кеннеди приказал организовать военно-морскую
блокаду, и во время войны в Персидском заливе в 1991 году, когда президент
Дж. Буш приказал подвергнуть бомбардировке Багдад. Л. Козер (Coser, 1956) обратил
внимание на то, что эффект сплочения прослеживается всякий раз при возникнове-
нии какой-либо внешней угрозы. При этом люди проявляют тенденцию игнориро-
вать различия между собой, объединяясь перед лицом опасности.
Масс-медиа способствуют эффекту сплочения двумя способами. Во-первых, ме-
диа выполняют роль посредника при передаче людям информации. Во-вторых, во
время кризиса СМИ часто становятся менее критичными по отношению к лидерам
государства и политикам в их попытках сплочения общества.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ И ДРУГИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ
Исследователи воздействия новостей пытаются установить, какое количество
информации люди узнают из новостей, которые они смотрят, слушают и читают;
какие факторы способствуют или препятствуют им в этом процессе и какими быва-
ют эффекты, возникающие в результате понимания или непонимания новостей.
Другие исследования изучают воздействие новостей на национальном и междуна-
родном уровне; тематика последнего направления включает в себя воздействие но-
востей на международную политику и отношения с иностранными государствами.


ПАМЯТЬ И НОВОСТИ
На протяжении многих лет полученные данные по этой проблеме во многом от-
личались, но обширный материал ранних исследований показал, что из сюжетов но-
востей люди узнают не очень много информации, а то, что они узнают, иногда не
соответствует действительности (Gunter, 1991). Последующие исследования обнару-
жили, что на количество информации, полученной аудиторией из новостей, влияет
множество различных факторов. Пол, возраст, уровень образования, общественный
слой — все эти факторы заметно влияют на количество информации, удерживаемой
в памяти человека. Также было показано, что сохранение информации, касающейся
новостей, определятся личными интересами людей. Это означает, что люди склон-
ны в первую очередь запоминать известия, представляющие интерес лично для них.
За годы исследований ученые установили, что более образованные люди обычно
имеют более престижную работу, чем менее образованные. Они склонны к тому,
чтобы быть лучше информированными о текущих событиях, знания о которых по-
лучают посредством как печатных, так и вещательных новостных СМИ. Такое явле-
ние было названо гипотезой разрыва в знаниях (Tichenor, Donohue & Olien, 1970), ут-
верждающей, что информационно богатый человек становится еще богаче, а ин-
265
Глава 14. Воздействие новостей

формационно бедный человек никогда его не догонит. Многие исследования пока-
зали, что люди с высоким уровнем образования и имеющие престижную работу уз-
нают и запоминают больше информации из новостей {Gunter, 1985; Robinson & Sahin,
1984; Stauffer, Frost & Rybolt, 1983; Renckstorff, 1980). А некоторые ученые обнаружили
и другие факторы, проявляющиеся в более сложных взаимных комбинациях. На-
пример, О. Финдал и Б. Хойджер (Findhal & Hoijer, 1975) установили, что знание
скрытых подоплеки или причин новости связано с успешным ее запоминанием.
Знание таких предпосылок позволяет людям с более низким образовательным уров-
нем запоминать материал новостей наравне с их более образованными коллегами.
Существует также и другая переменная, которая может играть роль в определении
того, что аудитория узнает из услышанного в выпуске новостей, и что задерживается у
нее в памяти. В 1970—1980-е годы исследователи (Galtung & Ruge, 1965) изучали фактор
припоминания в восприятии различных типов новостей (короткое драматическое со-
бытие, сюжет о знаменитых людях, о природных катаклизмах и т.д.). Э. Кац, X. Эдони
и П. Парнесс {Katz, Adoni & Parness, 1977) обнаружили, что степень успешности при-
поминания непосредственно зависит от вида содержания новости по Дж. Голтунгу и
М. Руджу. Также было установлено, что на запоминание новости влияет структура
сюжета (Berry & Clifford, 1987; Findahl & Hoijer, 1984; Larson, 1981) и наличие визуаль-
ного материала, сопровождающего телевизионный или печатный сюжет новостей
{Gunter, 1979, 1989а). Однако другие исследования обнаружили или отсутствие прямой
корреляции, или уменьшение эффекта запоминания по вине визуального сопровож-
дения (Baggaley, 1980; Gunter, 1980b; Berry, 1983). Тем не менее, ученые обнаружили

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign