LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 25
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Каждая из этих сфер стала предметом пристального внимания ученых, особенно по-
веденческие изменения, обусловленные просмотром порнофильмов.

СЕКСУАЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ
Несколько исследований продемонстрировали, что сексуально ориентированные
материалы действительно оказывают возбуждающее воздействие на потребителей
(Abramson, Petty, Seeley & Rothblatt, 1981; Eccles, Marshall & Barbaree, 1988; Malamuth &
Check, 1980a; Schaefer & Colgan, 1977; Sintchak & Geer, 1975). В этих исследованиях ис-
пользовались разные критерии. В некоторых случаях сами зрители должны были опре-
делить уровень своего сексуального возбуждения после просмотра сцен откровенного
содержания. В других случаях для определения степени полового возбуждения приме-
нялись физиологические методы, например, измерение полового члена или вагиналь-
ных изменений. Одним из применявшихся методов была также термография.
Половые различия обычно проявляются в особенностях использования сексу-
ально откровенных материалов и в реакции на них. Анализ показывает, что аудито-
рию более чем 70% сексуально откровенных видеофильмов составляют не женщи-
ны, а мужчины (Gettleman, 1999). Порноиндустрия ориентирована на потребителей
мужского пола, однако исследования показывают, что женщины реагируют более
позитивно на сексуально откровенные медиаматериалы, автором которых также яв-
ляется женщина, особенно, если эти материалы отличаются романтичным сюжетом
{Mosher & Maclan, 1994; Quackenbush, Strassberg & Turner, 1995). Однако, как показы-
вают исследования, независимо от содержания сексуально откровенных материалов,
у мужчин наблюдается более выраженное тяготение к порнографии, и, как правило,
они достигают более высокого уровня сексуального возбуждения, чем женщины
(Malamuth, 1996); особенно возбуждающе на мужчин действуют сцены сексуального
насилия и унижения (Murnen & Stockton, 1997).
Изучалась также взаимосвязь между степенью откровенности сексуально ориенти-
рованных медиаматериалов и уровнем сексуального возбуждения. Результат этих ис-
следований оказался парадоксальным: менее откровенные медиаматериалы действуют
иногда более возбуждающе, чем жесткое порно {Bancroft & Mathews, 1971). Сцены, ко-
торые оставляют широкий простор для воображения зрителей, могут вызвать большее
возбуждение, чем те, которые демонстрируют мельчайшие подробности.
222 Часть III. Основные направления исследований

Разные индивиды "заводятся" различными сексуальными раздражителями. Работы
по исследованию классического обусловливания показали, что иногда сексуальному
возбуждению можно научиться. Данный факт может объяснить значительные индиви-
дуальные различия в сексуальной ориентации и возбуждении. В 1960-х годах исследо-
ватели провели эксперимент, в ходе которого гетеросексуальным мужчинам одновре-
менно показывали фотографии обнаженных женщин и женские сапожки; в конце
концов удалось добиться того, что участники эксперимента испытывали возбуждение
только при виде женской обуви (Rachman, 1966; Rachman & Hodgson, 1968).
Исследования также показали, что с течением времени происходит привыкание
к обычной порнографии (сексуальный акт между мужчиной и женщиной без исполь-
зования насилия), и зрители, как правило, обращаются к порнографическим материа-
лам, изображающим менее традиционный секс (садомазохизм, жестокость, сексуаль-
ное доминирование и т.д.) в поисках более сильных раздражителей (Zillmann & Bryant,
1986). Кроме того, интенсивное потребление порнографии с течением времени приво-
дит к тому, что зрители получают меньшее сексуальное удовлетворение от сексуальных
отношений со своими половыми партнерами и отдают большее предпочтение сексу-
альным отношениям без эмоциональной привязанности (Zillmann & Bryant, 1986b).


ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК
Регулярное потребление сексуально откровенных медиаматериалов обычно при-
водит к десенсибилизации установок и ценностей индивида. Десенсибилизация — это
постепенное изменение ценностей или установок, при котором предварительно та-
буированное поведение становится приемлемым вследствие регулярного воздейст-
вия СМИ на индивида. Например, когда девочка-подросток видит, как ее любимый
телеперсонаж Баффи — Победительница Вампиров вступает в сексуальные отноше-
ния со своим приятелем Эйнджелом, зрительница может изменить свое отношение
к добрачным сексуальным связям как к табуированному поведению. Еще один при-
мер: если мужчина видит несколько фильмов категории X, которые изображают
женщин, получающих удовольствие от насилия, он может вскоре изменить свое
мнение о частоте встречаемости подобного поведения в реальной жизни, равно как
и свои установки, касающиеся степени вреда, причиняемого таким социальным
и психологическим насилием, а также свое представление о вероятности того, что он
сам может пойти на преступление.
Исследования показали, что воздействие сексуально откровенных материалов вызы-
вает значительные изменения в установках. Д. Зиллман и Дж. Брайант (Zillmann & Bryant,
1982, 1984) в течение шести недель демонстрировали одной группе участников экспери-
мента сексуально откровенные фильмы, а другой группе — фильмы нейтрального содер-
жания. При тестировании выяснилось, что участники первой группы переоценивали по-
пулярность тех форм секса, которые демонстрировались в показанных им фильмах
(например, фелляция, куннилингус, анальный секс, садомазохизм, зоофилия и т.д.).
Оценка, данная участниками второй группы, была гораздо более консервативной. Позже
те же самые исследователи (Zillmann & Bryant, 1988b) использовали сходные методы, что-
бы определить, приводит ли просмотр подобных фильмов к изменениям в установках
потребителей по отношению к своим сексуальным партнерам или к изменениям основ-
ных ценностей, таких как брак, моногамия, дети и т.д. Ученые выяснили, что такие из-
менения имеют место. Те зрители, которые смотрели порнофильмы, получали меньшее
223
Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания

удовлетворение от сексуальных отношений со своими партнерами, чем участники кон-
трольной группы. Кроме сниженной оценки физической привлекательности и сексуаль-
ного поведения своих постоянных партнеров, те участники, которым демонстрировали
порнофильмы, стали более терпимо относиться к добрачным и внебрачным половым
связям. Их стремление к браку, моногамии и желание иметь детей снизилось по сравне-
нию с участниками контрольной группы. Ученые объясняют это следующим образом:
"Только порнография демонстрирует мужчин и женщин, испытывающих большое
сексуальное наслаждение от сношения со многими партнерами, по очереди или одно-
временно... И только в фильмах этого жанра можно увидеть такие формы секса, как
фелляция, когда мужской половой член полностью исчезает во рту женщины, или
коитус, при котором пенис невероятных размеров вызывает болезненный экстаз парт-
нерши. Сексуальный опыт реальной жизни по сравнению с такими фильмами кажется
совершенно неинтересным. В реальной жизни сексуальные партнеры выглядят стес-
нительными, нечувствительными, скованными, фригидными ...и неумелыми. А разве
можно считать свою сексуальную жизнь удавшейся, если рядом существует такое изо-
билие доступных сексуальных наслаждений, которые постоянно демонстрируются
порнографией, и более ничем?" (Zillmann & Bryant, 1988b, p. 452)

Исследования также показали, что не только сверхоткровенное изображение сек-
са и жесткое порно оказывают пагубное психологическое воздействие. Например,
входе трех исследований, объектами которых были 13- и 14-летние подростки,
Дж. Брайант и С. Рокуэлл обнаружили, что при определенных обстоятельствах ин-
тенсивное потребление сексуально ориентированных телевизионных материалов,
транслируемых в самое лучшее эфирное время (в частности, интимные отношения
вне брака) вызывало значительные изменения моральных устоев подростков. Эти
исследования также показали, что существует три фактора, способных ослабить или
предотвратить вредное воздействие сексуально ориентированной медиаинформа-
ции. Выражаясь словами самих ученых,
"Во-первых, наличие ясной и четко обозначенной семейной системы ценностей — сис-
темы ценностей, которая понятна подросткам и может использоваться ими — ослабляет
потенциально вредное воздействие масс-медиа; второй фактор присутствует в тех семьях,
где поощряется и практикуется свободное и открытое обсуждение проблемных вопро-
сов...; в-третьих, активный критический просмотр телепередач, т.е. активный просмотр и
анализ содержания, является необходимым навыком для подростков, который следует
поощрять. Это поможет опосредовать значительные отличия между когнитивным медиа-
воздействием и сферой моральных суждений" (Bryant & Rockwell, 1994, p. 194).

Другие исследования также подтверждают факт изменений в установках индиви-
да, вызванный потреблением сексуально откровенных медиаматериалов. Как указы-
вают некоторые авторы, большая часть порнографических материалов основана на
идеологии, унижающей или дегуманизирующей женщин, которая представляет
женщину жертвой или игрушкой (Buchwald, Fletcher & Roth, 1993; Russell, 1998).


ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
Потребление сексуально откровенных медиаматериалов может воздействовать на
поведение на нескольких уровнях. К лучшему или к худшему, но при потреблении
сексуально ориентированной медиаинформации происходит обучение. Обучение
224 Часть III. Основные направления исследований

может быть как чрезвычайно конструктивным (например, при сексуальной тера-
пии), так и крайне деструктивным (в случае преступлений-копий).
Механизм поведенческих изменений, обусловленных дизингибицией, во многом
напоминает процесс изменения установок и ценностей, вызванных десенсибилиза-
цией. После просмотра видеофильмов категории R или X, человек начинает более
терпимо относиться к применению увиденных моделей поведения — моделей, кото-
рые прежде были табуированы. Опять-таки, в своем крайнем проявлении дизинги-
биция может ослабить сдерживающие морально-этические факторы, в результате
чего индивид совершает жестокое сексуальное преступление.
В течение долгого времени ученых занимает проблема взаимосвязи потребления
сексуально откровенных фильмов и совершения сексуальных преступлений. Многие
ученые анализировали зависимость между статистикой изнасилований и случаев раз-
вращения малолетних в определенном регионе, с одной стороны, и объемом доступ-
ных сексуально откровенных медиаматериалов, с другой. Проанализировав данные
этих исследований, Дж. Корт (Court, 1984) обнаружил статистически значимую кор-
реляцию между доступностью порнографии и уровнем жестоких сексуальных пре-
ступлений.
Однако наличие причинно-следственной связи между сексуально откровецными
медиаматериалами и совершением таких преступлений, как изнасилование, трудно
доказать из-за таких вторгающихся в результаты исследования переменных, как ха-
рактер сексуально ориентированных материалов, изменение социальных норм, рас-
тущее количество зарегистрированных сексуальных преступлений. В ходе нескольких
исследований была выявлена взаимосвязь между уровнем изнасилований и доступ-
ностью конкретной разновидности сексуально откровенных медиаматериалов (пор-
ножурналов). В одном из исследований ученые обнаружили высокую корреляцию
между количеством изнасилований и тиражами восьми порножурналов во всех пя-
тидесяти штатах (Baron & Straus, 1987). Корреляции были особенно высокими отно-
сительно тех журналов, которые содержали изображения сексуального насилия.


ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОРНОГРАФИИ И ЭРОТИКИ НА АГРЕССИВНОСТЬ
Некоторые эксперименты показали, что те участники, которых намеренно раз-
дражали, а затем демонстрировали сексуально откровенные медиаматериалы, были
более склонны мстить своему обидчику (Baron, 1979; Cantor, Zillmann & Einsiedel,
1978; Donnerstein & Hallam, 1978; Meyer, 1972; Zillmann, 1971). Другими словами, про-
смотр возбуждающих материалов сексуального содержания, как правило, повышает
агрессивность индивидов. Данный процесс получил название переноса возбуждения
(Zillmann, 1978, 1979, 1982). Д. Зиллман и Дж. Брайант объяснили роль переноса воз-
буждения в повышении агрессивности следующим образом:
"Воздействие сексуально возбуждающих материалов способствует повышению уровня
симпатической активности, сопровождающей более специфические генитальные реак-
ции...; после сексуальной стимуляции эта резидуальная (остаточная. — Прим. ред.) неспе-
цифическая симпатическая активность, которая медленно угасает, воздействует на несвя-
занные с ней аффективные состояния, усиливая последние. Если последующее состоя-
ние — гнев и раздражение, то резидуальное симпатическое возбуждение, вызванное сексу-
альной стимуляцией, как правило, усиливает эти эмоции и способствует проявлению
спровоцированных ими агрессивных действий" (Zillmann & Bryant, 1984, p. 116).
225
Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания

Если материалы сексуального содержания были приятными и не возбуждающи-
ми (например, эротические изображения обнаженных женщин), агрессивные тен-
денции намеренно разозленных участников эксперимента подавлялись {Baron, 1974a,
1974b; Baron & Bell, 1973; Donnerstein, Donnerstein & Evans, 1975; White, 1979). Осно-
вываясь на этих и других данных, Д. Зиллман и Дж. Брайант (Zillmann & Bryant, 1984)
разработали так называемую модель возбуждения и валентности, призванную объяс-
нить воздействие эротики на мотивированную агрессию. Модель включает четыре
основных положения: 1) приятная и невозбуждающая эротика снижает агрессив-
ность, нейтрализуя чувство гнева у спровоцированного субъекта; 2) неприятная
и невозбуждающая эротика повышает агрессивность, усиливая чувство раздраже-
ния; 3) неприятная и не возбуждающая эротика повышает агрессивность, т.к. уси-
лившееся чувство раздражения сохраняется и впоследствии переносится на другие
ситуации; 4) приятная и возбуждающая эротика создает атмосферу, способствую-
щ ю скорее умиротворению, чем возбуждению, тем самым устраняя такое последст-
у
вие негативного воздействия, как агрессивность.


РОЛЬ ПРЕВАЛИРУЮЩЕГО ТОНА
Воздействие сексуально ориентированных медиаматериалов зависит также от кон-
текста — как внутреннего содержания самих медиаматериалов, так и от особенностей
ситуации, в которой происходит их потребление. В совокупности эти контекстуальные
переменные составляют то, что называют превалирующим тоном. Р. Харрис {Harris,
1994) в своей работе классифицировал следующие контекстуальные переменные, обу-
славливающие превалирующий тон сексуально ориентированного медиасодержания.
Серьезность или тривиальность отношения — основной аспект превалирующего
тона. Такие спорные темы, как изнасилование или кровосмешение, вполне прием-
лемы при серьезном к ним отношении (например, в контексте документального
фильма), однако становятся неприемлемыми при легкомысленном отношении
к ним, скажем, в контексте кинокомедии.
Превалирующий тон также определяется такими факторами, как художественная
ценность и замысел. Библейская "Песнь песней" царя Соломона содержит множест-
во упоминаний о половых отношениях, но все они выступают частью общего замыс-
ла, раскрывающего тему Божественной любви. То же относится и ко многим рабо-
там Чосера и Шекспира. По другую сторону спектра находятся видеофильмы кате-
гории XXX или такие фильмы, как "Дебби покоряет Даллас", лишенные какой-либо
художественной ценности.
Превалирующий тон зависит также от сюжетной адекватности сексуально от-
кровенных сцен и от степени откровенности секса. Откровенные сцены полового
акта представляются более приемлемыми для зрителя, если они необходимы для
развития сюжета. Некоторым людям намеки на секс представляются гораздо менее
приемлемыми, чем откровенное изображение полового акта.
Еще один аспект превалирующего тона — контекст ситуации. Реакция мужчи-
ны, листающего порнографический журнал, будет неодинаковой в разных ситуаци-
ях: (1)если он один, или же если рядом находится (2) его жена, (3) его друг
(мужчина), (4) его бабушка, (5) священник той церкви, в которую он ходит. Реакция
226 Часть III. Основные направления исследований

мужчины на порнографию может быть как резко отрицательной, так и положитель-
ной, в зависимости от контекста ситуации.
Превалирующий тон зависит также от культурного контекста. То, что считается
неприемлемым в одной культуре, может восприниматься представителями другой
культуры как вполне обычное явление. Например, у мужчин и женщин многих при-
митивных племен Африки принято ходить едва одетыми или вовсе нагими, а в неко-
торых исламских государствах женщины могут появляться на людях только в па-
рандже, покрывающей их от головы до пят.


ВОЗДЕЙСТВИЕ СЦЕН СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
В последние годы гораздо чаще, чем раньше, секс в СМИ стал изображаться в ком-
бинации с насилием. Появились новые порножурналы, специализирующиеся на изо-
бражении сексуального насилия; больше изображений жестокого секса (например,
сексуального доминирования) стали печатать такие корифеи, как Penthouse и Playboy
(Malamuth & Spinner, 1980). Кроме того, фильмы ужасов трансформировались, породив
новый жанр, так называемый слэшеры, пользующийся огромной популярностью среди
подростков, несмотря на присвоенную ему категорию R. Эти фильмы полны сцен жес-
токого насилия в отношении женщин в комбинации с половыми актами или в контек-
сте секса (Yang & Linz, 1990).
Опасна ли эта тенденция, смешивать воедино секс и насилие? Судя по данным,
полученным в ходе научных исследований, бесспорно опасна.
Исследования, в ходе которых изучалась как обычная аудитория, так и субъекты,
осужденные за совершение сексуальных преступлений, показали, что соединение
в СМИ секса и насилия чревато негативными последствиями. В ходе одного из та-
ких исследований было обнаружено, что заключенные, осужденные за изнасилова-
ние, испытывали сексуальное возбуждение при просмотре как сцен секса по обоюд-
ному согласию, так и сцен сексуального насилия, в то время как представители
обычной аудитории возбуждались лишь при просмотре сцен секса по взаимному
согласию (Abel, Barlow, Blanchard & Guild, 1977; Barbaree, Marshall & Lanthier, 1979).
Дальнейшие исследования показали, что психически нормальные мужчины могут
возбуждаться при просмотре сцен сексуального насилия, если оно нравится персо-
нажу-жертве и если изнасилованная женщина испытывает оргазм (Malamuth, Heim &
Feshbach, 1980). Возбуждение у мужчин было таким же или даже выше, чем при про-
смотре сцен полового акта по обоюдному согласию. Однако те же сцены сексуаль-
ного насилия не вызывали возбуждения у женщин, участвующих в эксперименте.


ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Неоднородность реакции на сексуально откровенные медиаматериалы объясня-
ется индивидуальными различиями членов аудитории. Человек, склонный к реше-
нию конфликтов с помощью физической силы, более уязвим для негативного воз-
действия сексуально откровенных медиаматериалов. Изучая студентов колледжа
(мужчин), Н. Маламут (Malamuth, 1981) разделил их на склонных и не склонных
к силовому способу разрешения конфликтов, чтобы определить, будет ли реакция на
сексуально ориентированные медиаматериалы в этих двух группах одинаковой или
227
Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания

разной. Выяснилось, что мужчины, склонные к силовому способу разрешения конф-
ликтов, испытывали большее сексуальное возбуждение от просмотра сцен изнасило-
вания, в результате которого жертва испытывает оргазм, а для другой группы муж-
чин более возбуждающими оказались сцены полового акта по взаимному согласию.
Еще в одном эксперименте с участием "силовиков" и "несиловиков", проведенном
Н. Маламутом и Дж. Чеком {Malamuth & Check, 1983), двум группам испытуемых дава-
ли прослушать записи звуков, сопровождающих (1) сексуальный акт, происходящий
по обоюдному согласию партнеров; (2) изнасилование, в результате которого женщина
все-таки испытывает оргазм ("приятное изнасилование"); (3) изнасилование, сопро-
вождающееся страданиями женщины ("мучительное изнасилование"). В обеих груп-
пах уровень сексуального возбуждения, определяемый согласно описаниям самих уча-
стников и с помощью измерений размеров половых органов, был выше при прослу-
шивании звуков секса по взаимному согласию партнеров, чем при прослушивании
звуков "мучительного изнасилования", однако звукозапись "приятного изнасилова-
ния" оказалась возбуждающей для обеих групп. При этом "несиловики" возбуждались
так же, как при прослушивании звуков секса по обоюдному согласию, в то время как
"силовики" испытывали даже большее сексуальное возбуждение.
В другие экспериментах (Donnerstein, 1980; Donnerstein & Berkowitz, 1981) участни-
кам предъявляли записи сцен сексуального насилия, а затем давали возможность
применения электрошока к женщине. Было обнаружено, что существует зависи-
мость между просмотром сцен сексуального насилия (особенно "приятного изнаси-
лования") и склонностью к жестокому обращению с женщинами.
В общем и целом данные, полученные в ходе исследований, свидетельствуют, что
негативное воздействие имеет место в том случае, если в сцене изнасилования пер-
сонаж-жертва испытывает сексуальное возбуждение. Реакция на сцены насилия за-
висит также от индивидуальных особенностей субъекта (наличие или отсутствие
склонности к силовому разрешению конфликтов). Как уже упоминалось, важным
фактором выступает превалирующий тон.


СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ В СЛЭШЕРАХ
В исследованиях, упомянутых выше, изучалось воздействие порнографии, одна-
ко сексуальное насилие не ограничивается исключительно контекстом "взрослого"
кино. Чрезвычайно популярные слэшеры содержат значительную долю сцен наси-
лия, обычно сексуального характера (Weaver & Tamborini, 1996). Процитируем
Р. Харриса:
"Основная направленность подобных фильмов — совмещение сцен секса и насилия. На-
пример, в одном из эпизодов фильма Toolbox Murders ("Инструменты для убийства") по-
казана привлекательная женщина, раздевающаяся, чтобы принять ванну. Сцена сопро-
вождается романтической мелодией песни Pretty Baby. Несколько минут камера следит за
тем, как обнаженная женщина гладит свою грудь и мастурбирует. Внезапно сцена меня-
ется: на фоне фомкой, тревожной музыки в квартиру проникает убийца. Сцены череду-
ются, пока, наконец, убийца не добирается до ванной комнаты. Он преследует убегаю-
щую женщину по всей квартире, затем настигает и загоняет ей в голову несколько дюбе-
лей из пневматического пистолета. Истекая кровью, женщина падает на кровать и уми-
рает под мелодию Pretty Baby" (Harris, 1994;p. 261-262).
228 Часть III. Основные направления исследований

Одна из основных проблем, касающихся подобных фильмов, это их доступность
для подростков. Многие из слэшеров не получают специальной категории, а следо-
вательно, их аудитория не ограничена. Однако даже те фильмы, которые получают
категорию R, попадают к подросткам через видеопрокат, потому что запрет на выда-
чу подобной продукции часто не соблюдается.
Подростки в полной мере используют доступность слэшеров. Опрос 4,5 тыс. де-
тей в Великобритании в 1980-х годах показал, что примерно каждый пятый подрос-
ток (в возрасте 13-14 лет) видел запрещенный фильм I Spite on Your Grave ("Я плюю
на твою могилу"), в котором содержится много сцен сексуального насилия (Hill,
Davis, Holman & Nelson, 1984). В ходе другого исследования Б. Гринберг и его коллеги
обнаружили, что две трети подростков смотрят подобные фильмы регулярно
(Greenberg, 1993b).
Также было исследовано воздействие содержащегося в слэшерах сексуального
насилия на молодых зрителей. Данные говорят о том, что при регулярном просмотре
такой медиапродукции происходит десенсибилизация, но только у мужчин (Linz,
Donnerstein & Penrod, 1984), а не у женщин (Krafka, 1985). По прошествии некоторого
времени при регулярном просмотре слэшеров мужчины были склонны считать по-
добные фильмы не столь унизительными для женщин, более приятными, более при-
емлемыми и менее жестокими.

СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Негативное воздействие сексуального медианасилия можно ослабить. В ходе не-
скольких экспериментов участники прошли предварительный тренинг, направлен-
ный на снижение эффекта десенсибилизации (Intons-Peterson & Roskos-Ewoldsen,
1989; Intons-Peterson, Roskos-Ewoldsen, Thomas, Shirley & Blut, 1989; Linz, Donnerstein,
Bross & Chapin, 1986; Linz, Fuson & Donnerstein, 1990). Отдельные методы тренинга
оказались эффективнее других; например, на мужчин больше всего действовал тот
факт, что женщины не провоцируют сексуальных преступлений, жертвами которых
они становятся.
Другие исследователи подробно объясняли участникам эксперимента ужасные
последствия изнасилования и абсолютную неспособность женщимы наслаждаться
им (Malamuth, Heim & Feshbach, 1980; Donnerstein & Berkowi/z, 1981; Malamuth &
Check, 1980b). Анализ показал, что подобные объяснения делают участников более
устойчивыми по отношению к распространенным мифам об изнасиловании
(например о том, что насилуемая женщина испытывает удовольствие).
М. Аллен и соавторы {Allen et al, 1996) провели мета-анализ десяти эксперимен-
тальных исследований, в которых для снижения негативного воздействия сексуаль-
ного медианасилия использовался метод разъяснения. Мета-анализ позволил вы-
явить убедительные доказательства эффективности разъяснений для снижения нега-
тивного воздействия.
229
Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания

ЕЩЕ О ВОЗДЕЙСТВИИ ПОРНОГРАФИИ НА ПОВЕДЕНИЕ:
СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПНИКИ
Наличие связи между потреблением порнографических медиаматериалов и со-
вершением сексуальных преступлений — вопрос спорный. В 1996 году был проведен
мета-анализ многочисленных исследований, цель которых — установление связи
между сексуальной агрессией и использованием порнографии. Был сделан вывод
о том, что значимой корреляции между ними не существует, хотя потребление пор-
нографических медийматериалов может быть значимым для отдельных категорий
насильников {Ватегтап, 1996). Другие исследователи и клиницисты в ходе работ по
данной проблеме обнаружили корреляционные связи между потреблением порно-
графии и сексуальной агрессией (Marshall, 1989; Malamuth & Donnerstein, 1984).
В 1994 году Виктор Б. Клайн, изучив данные лабораторных и полевых экспери-
ментов, а также истории болезней, выявил четыре основных вида поведенческих
проявлений воздействия порнографии. В качестве клинического психолога Клайну
приходилось наблюдать сотни пациентов (в основном мужчин), страдающих от
серьезных психических расстройств на почве секса, а также людей, уличенных в та-
ких сексуальных преступлениях, как растление несовершеннолетних, изнасилова-
ние, эксгибиционизм и т.д. "За исключением всего лишь нескольких случаев, — пи-
сал Клайн, — порнография была либо перво-, либо второстепенным фактором, спо-
собствующим развитию сексуального отклонения или сексуальной зависимости"
{Сliпе, 1994, р. 233).


СИНДРОМ ЧЕТЫРЕХ ФАКТОРОВ
Клайн назвал четыре вида поведенческих проявлений воздействия порнографии
(зависимость, эскалация, десенсибилизация и тенденция к подражанию или копированию
новых моделей сексуальной деятельности) синдромом четырех факторов, так как с те-
чением времени все эти проявления случались в указанной последовательности. Поч-

<< Пред. стр.

страница 25
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign