LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Распространение сексуального содержания в медиа
218
Музыкальные видеоклипы
218
Видеофильмы категории X
219
Телевидение
220
Журналы
220
Видеофильмы категории R
221
Предъявление сексуально откровенного содержания
221
Сексуальное возбуждение
222
Изменения ценностей и установок
Содержание 11
Изменения в поведении 223
224
Воздействие порнографии и эротики на агрессивность
225
Роль превалирующего тона
226
Воздействие сцен сексуального насилия
226
Значение индивидуальных различий
227
Сексуальное насилие в слэшерах
228
Снижение негативного воздействия
Еще о воздействии порнографии на поведение:
229
сексуальные преступники
229
Синдром четырех факторов
Связь между сексуальными преступлениями и сексуально
230
откровенными медиаматериалами
230
Резюме
232
Библиография
237
Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией
238
Устрашающие истории как развлечение
240
Теории притягательности страха
241
Определение степени страха
241
Реакция страха у детей
243
Динамика реакции страха на медиасодержание
244
Вызывающие страх раздражители
245
Факторы, обуславливающие эмоциональную реакцию
247
Возрастные и половые различия
249
Копинг-стратегии в отношении страха
249
Виды некогнитивных стратегий
250
Виды когнитивных стратегий
250
Резюме
252
Библиография
257
Глава 14. Воздействие новостей
Признаки новостей 258
258
Главные новости
260
Чрезвычайные новости
Легкие новости 261
Воздействие чрезвычайных событий 262
Распространение новостей 262
Воздействие чрезвычайных событий на функции и деятельность медиа 263
Эффект сплочения 264
Психологическое влияние и другие воздействия СМИ 264
Память и новости 264
Воздействие новостей на знания и принятие решений 266
Воздействие новостей на внешнюю политику 266
Современные исследования и дальнейшие перспективы 267
12 Содержание

Резюме 268
Библиография 269
Глава 15. Воздействие информационных кампаний 271
Понятия, относящиеся к информационным кампаниям 272
Цели и методы информационных кампаний 272
Стратегии содействия изменениям 272
Потенциальные выгоды предлагаемых изменений 273
Организаторы информационных кампаний 273
Мнение общественности об организаторах информационных кампаний 274
Теоретические основы информационных кампаний 275
Модель мак-гуайра 276
Модель вероятности сознательной обработки информации 276
Модель обдуманных действий и обоснованного поведения 276
Модель автоматической активации 277
Социально-когнитивная теория и теория социального научения 277
Самоэффективность 277
Почему информационные кампании терпят неудачи 278
Принципы успешной информационной кампании 281
Современные исследования и дальнейшие перспективы 288
Резюме 288
Библиография 290
Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье 293
Результаты исследований 294
Воздействие рекламы на здоровье 294
Воздействие на здоровье развлекательных программ 296
Воздействие новостей о здоровье 300
Воздействие информационных оздоровительных кампаний 301
Другие типы медийного обучения здоровому образу жизни 306
Совмещение развлечения и образования 306
Медиаподдержка 306
Другие важные инструменты 307
Современные исследования и дальнешие перспективы 308
Резюме 309
Библиография 310
Глава 17. Воздействие рекламы
315
Реклама в современном медиаокружении
316
Традиция исследований
318
Роль настроения
320
Исследования медиаконтекста
321
Исследования когнитивных реакций
322
Наблюдения
323
Исследования, включающие психологические измерения
323
Исследования прайминга
324
Содержание 13
Важность частоты предъявления рекламы и ее повторений 325
327
Понимание и непонимание
328
Современные исследования т дальнейшие перспективы
330
Резюме
331
Библиография
335
Глава 18. Воздействие политической пропаганды
336
Влияние на политическую пропаганду
337
Функции масс-медиа в демократическом обществе
338
Медиасодержание
339
Исследования воздействия политической пропаганды
339
Исследования на микроуровне
343
Исследования на макроуровне
344
Факторы, опосредующие медиавоздействие
344
Индивидуальные характеристики
345
Обработка информации
346
Резюме
346
Библиография
351
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия
352
Медиа как проводники социальной информации
353
Изображение меньшинств в развлекательных жанрах
353
Поголовный подсчет
355
Сравнение ролей
357
Изображение межрасовых взаимоотношений
358
Современная картина
360
Изображение меньшинств в новостях
362
Изображение меньшинств в рекламе
Текущее положение 364
Изображение меньшинств в передачах для детей 364
Воздействие изображения меньшинств 366
Воздействие на белую аудиторию 368
Воздействие на цветную аудиторию 369
Резюме 371
Библиография 373
Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений 377
Действо как основа развлекательных медиапроизведений 378
Методы исследования 379
Избирательность выбора материала 380
Удовольствие как функция развлечений 382
Драма 383
Юмор 384
Спорт
385
Напряжение
386
Ужас
387
14 Содержание

Современные исследования и дальнейшие перспективы 388
Резюме 389
Библиография 390
Глава 21. Новые коммуникационные технологии 395
Цифровой рубеж 396
Новая интерактивная среда 400
Новое понятие аудитории 400
Этические и политические взгляды 402
Исследование новых медиа и их воздействия 406
Практические преимущества новых технологий 408
Новая теория и новые модели 410
Резюме 411
Библиография 412
Предметный указатель 416
Об авторах
Дженнингз Брайант (д-р философии, получил диплом в Университете штата Ин-
диана в 1974 году) занимает должность профессора массовых коммуникаций, заве-
дует кафедрой радиовещания, основанной Рональдом Рейганом, и возглавляет Ин-
ститут исследований коммуникаций при Университете штата Алабама. В 2000 году
Дж. Брайант получил почетную премию Blackmon-Moody как лучший преподава-
тель. Он также избран президентом Международной ассоциации коммуникаций.
Д-р Брайант — автор более 70 работ в экспертных журналах; написал более
80 глав для учебных пособий и свыше 200 статей для национальных и международ-
ных профессиональных ассоциаций. 23 его работы награждены различными пре-
миями. В числе последних работ д-ра Брайанта, в которых он выступил автором или
редактором, — Media Effects: Advances in Theory and Research (1994), Inroduction in
Media Communication, 4th ed. (1995), Reinventing Media (1996), Inroduction in Media
Communication, 5th ed. (1998), Human Communication Theory, 2nd ed. (2000), Television
and American Family, 2nd ed. (2001).
Помимо собственной научно-исследовательской работы, д-р Брайант актив-
но участвует в редактировании и популяризации работ своих коллег-ученых. Он вхо-
дит в редакционные советы 11 научных журналов, сотрудничает на правах консуль-
танта в восьми специализированных изданиях и является соучредителем журнала
Media Psychology. Д-р Брайант также выступает одним из редакторов серии учебных
пособий, публикуемых издательством Lawrence Erlbaum Associates (LEA), редактором
серии учебных пособий по коммуникациям издательства LEA, редактором периоди-
ческих публикаций LEA по проблемам коммуникаций.
Сузан Томпсон (магистр гуманитарных наук, получила диплом в Университете
штата Алабама в 1995 году) специализируется на истории масс-медиа. В настоящее
время она работает над кандидатской диссертацией "Периодическая печать в Аме-
рике в период до 1861 года (до Гражданской войны)" в Школе коммуникационных
и информационных наук при Университете штата Алабама.
В течение ряда лет С. Томпсон получает специальную стипендию для аспиран-
тов, учрежденную корпорацией Southern Progress. Работая над кандидатской диссер-
тацией, она получила ряд престижных премий, в том числе как лучший помощник
в научных исследованиях в 1997 году и как лучший аспирант в 1999 году. Сузан —
член почетных обществ "Фи Каппа Ф и " и "Каппа Тау Альфа".
С. Томпсон написала самостоятельно и выступила соавтором нескольких книг,
втом числе Reinventing Media (1996) и Inroduction in Media Communication, 5th ed.
(1998). Ее перу принадлежат несколько глав в учебных пособиях, посвященные ис-
тории масс-медиа. Сузан неоднократно участвовала в национальных и международ-
ных конференциях.
Предисловие
В третьем издании своей книги A Cognitive Psychology of Mass Communication
("Когнитивная психология массовой коммуникации") Ричард Дж. Харрис писал:
"Наиболее распространенное направление исследований СМИ — поиск последст-
вий воздействия массовой коммуникации на широкую публику..." (Harris, 1999,
р. 17). Учитывая такой интерес к воздействию масс-медиа со стороны ученых и об-
щественности, можно предположить наличие базовых учебников по основам дан-
ного феномена. Однако это не соответствует истинному положению вещей. Хотя
многочисленные работы, посвященные анализу медиавоздействия, включая спе-
циализированные исследования по определенным темам, традиционно занимают
важное место в научной литературе по массовой коммуникации, базовых учебников
по основам медиавоздействия явно недостаточно.


ЧТО ВАЖНО АЛЯ ЧЛЕНОВ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
Нехватка учебников по медиавоздействию особенно остро ощущается на совре-
менном этапе, в век информации. Социализация студентов осуществляется в среде,
в которой информация пронизывает всю их жизнь и настолько вездесуща, что ее про-
сто перестают замечать (так же, как не замечают воздух). Более того, типичный студент
сегодня настолько активно обрабатывается неправдивой информацией о воздействии
СМИ, исходящей из популярной культуры, что выяснение истины относительно ме-
диавоздействия стало важной задачей гуманитарного образования (явление, часто на-
зываемое медиаграмотностью или медиаобразованием).


ЦЕЛЬ И ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ЕЕ ДОСТИЖЕНИЕМ
Основная цель книги — представить читателю результаты многочисленных науч-
ных работ, посвященных проблеме медиавоздействия, таким образом, чтобы студенты
смогли понять, освоить и оценить значимость этой чрезвычайно важной темы. В этом
огромную помощь нам оказали студенты, которые сразу же поднимали руки (или же,
что нам совсем не нравилось, начинали клевать носом), когда в лекциях мы начинали
употреблять слишком много терминов или неясные понятия. Студентам, а также пре-
красным рецензентам — консультантам, охотно исполняющим и роль студентов, авто-
ры выражают самую искреннюю признательность.
17
Предисловие

БЛАГОДАРНОСТЬ АВТОРОВ
Несколько лет подряд многие преподаватели и студенты, пользовавшиеся первой
книгой Media-Effects: Advances in Theory & Research ("Медиавоздействие: новое в теоре-
тических изысканиях и исследованиях"), советовали авторам заняться написанием на-
стоящей книги (иногда весьма и весьма настойчиво). Они советовали, как именно по-
строить эту книгу, что должно в нее войти, а что следует исключить. Авторы очень
благодарны им и счастливы, наконец, сказать: "Вотта книга, которую вы хотели!"
Мы хотели бы также поблагодарить неутомимых Мэри Максвелл и Дорину Май-
рон, которые очень нам помогли, в большом и малом. Возможно, иногда мы забыва-
ем сказать это вслух, но мы действительно ценим все, что вы делаете.
У нас были отличные рецензенты.
Оскар Паттерсон III, Университет Северной Флориды
Джордж Комсток, Сиракузский университет
Дэниэл Рифф, Университет штата Огайо
Элизабет Пирс, Университет штата Делавэр
Джеймс Уивер, Политехнический институт Виржинии
Мэри Кассата, Университет штата Нью-Йорк, г. Буффало
Дэвид Дж. Аткин, Университет штата Кливленд
Майкл Мефферт, Университет штата Мэриленд
Майк Базил, Университет Л етбриджа
Джон Чапин, Университет штата Пенсильвания
Рандилл Йодер, Университет штата Огайо
Дональд Синглтон, Государственный университет Солсбери
Диана Ферно Люмад, Университет штата Нью-Мехико
Сюзанна Прист, Университет штата Техас
Благодаря им наша книга стала намного лучше. Всем им мы приносим наши ис-
кренние благодарности.
И наша команда в McGraw-Hill была превосходной. Спасибо вам, Валери Рей-
монд, Натали Руффатто, Артемио Ортиз и Джуди Козал!
В заключение хочется призвать читателей книги также стать сотрудниками на-
шей редколлегии. Нам хотелось бы узнать ваши особые пожелания и предложения
относительно того, как мы можем способствовать лучшему пониманию роли и воз-
действия масс-медиа в нашем обществе.
Дженнингз Брайант,
Университет штата Алабама
Сузан Томпсон,
Университет штата Алабама
18 Предисловие

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Вы, читатель этой книги, и есть главный ее критик и комментатор. Мы ценим
ваше мнение и хотим знать, что было сделано нами правильно, что можно было сде-
лать лучше и что еще вы хотели бы увидеть изданным нами. Нам интересно услы-
шать и любые другие замечания, которые вам хотелось бы высказать в наш адрес.
Мы ждем ваших комментариев и надеемся на них. Вы можете прислать нам бу-
мажное или электронное письмо, либо просто посетить наш Web-сервер и оставить
свои замечания там. Одним словом, любым удобным для вас способом дайте нам
знать, нравится или нет вам эта книга, а также выскажите свое мнение о том, как
сделать наши книги более интересными для вас.
Посылая письмо или сообщение, не забудьте указать название книги и ее авто-
ров, а также ваш обратный адрес. Мы внимательно ознакомимся с вашим мнением и
обязательно учтем его при отборе и подготовке к изданию последующих книг. Наши
координаты:
E-mail: inf o@williamspublishing. com
WWW: http: //www.williamspublishing.com

Информация для писем из:
России: 115419, Москва, а/я 783
Украины: 03150, Киев, а/я 152
ЧАСТЬ I



История
исследований
феномена
медиавоздействия
ГЛАВА 1


Феномен
медиавоздействия




В 1995 году жители штата Луизиана, 18-летний Бенджамин Дэррэс и 19-летняя Сара
Эдмондсон, увлеклись фильмом "Прирожденные убийцы" (Natural Born Killers) —
жестоким боевиком о парочке, "под кайфом" развлекающейся убийством случайных
людей. Дэррэс и Эдмондсон могли смотреть видеозапись фильма до шести раз в день.
Они боготворили главных героев, Микки и Мэллори, которые лишали жизни невин-
ных людей ради острых ощущений, не чувствовали угрызений совести и избежали на-
казания за совершенные преступления.
Однажды, в начале марта, покурив травки и наглотавшись "колес", Дэррэс и Эд-
мондсон взяли оружие и отправились на концерт. Подобно персонажам фильма
"Прирожденные убийцы", они ждали удобного случая пострелять по живым мишеням.
На концерт они так и не попали, зато нашли несколько подходящих жертв, первую из
них — в штате Миссисипи. Там Дэррэс застрелил менеджера фабрики по обработке
хлопка-сырца. На следующий день, добравшись до Луизианы, Эдмондсон прострели-
ла горло продавщице бакалейно-гастрономического магазина, матери троих детей.
Примеры преступлений, скопированных с медиапродукции, — довольно редкое
явление, однако ввиду сенсационности подобных происшествий им обычно уделя-
ется чрезвычайно много места и внимания в СМИ. Как можно узнать из настоящей
работы, многие исследования указывают на то, что при потреблении массовой ин-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign