LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

районах Нью-Йорка; фермеры из центральных штатов; члены университетских женских
клубов с западного побережья. Все они начинают мыслить сходно под воздействием те-
123
Глава 6. Гипотеза культивации

левидения, т.к. получают одинаковую информацию. Все телепередачи, начиная от раз-
влекательных и заканчивая информационно-аналитическими, основаны на похожих,
повторяющихся моделях, которые еще называют мифами, "фактами" или идеологиями.
Предполагается, что эти модели влияют на восприятие мира телезрителями. Воздействие
таких моделей в течение достаточно долгого периода времени, вероятно, приведет к
"прочному укоренению доминирующих ориентации для большинства телезрителей"
(Gerbneretal., 1994, р. 25).
Мэйнстриминг — одно из принципиальных понятий, лежащих в основе культива-
ционного анализа; второе его основание — понятие резонанса. Концепция мэйнст-
риминга предполагает, что в рамках различных культур существуют доминантные
комплексы убеждений, взглядов, ценностей и обычаев. Определенные модели также
формируются телевидением — модели развязок различных ситуаций, модели тен-
дерных ролей, образы меньшинств и т.д. Эти модели в совокупности образуют пре-
валирующие комплексы убеждений, взглядов и ценностей, которые периодически
отражаются в содержании телепередач. У зрителей, проводящих много времени пе-
ред экраном, как правило, развиваются сходные убеждения и взгляды. Нэнси Синь-
орелли и Майкл Морган, изучающие феномен культивации, дают следующее опре-
деление господствующей тенденции:
"Мэйнстриминг означает, что систематический и долговременный просмотр телепередач
может привести к ослаблению и стиранию различий в восприятии и поведении, которые
обычно зависят от других факторов и воздействий. Другими словами, различия в реакциях
разных категорий телезрителей, различия, обычно ассоциирующиеся с разнообразными
культурными, социальными и политическими особенностями этих категорий, ослаблены
или даже отсутствуют в реакциях зрителей, относящихся к разным категориям, но потреб-
ляющим большие объемы телевизионной информации" (Signorielli & Morgan, 1996, p. 117).
Резонанс имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают иска-
женный образ действительности, представленный на телеэкране. Когда непосредст-
венный опыт телезрителя соответствует получаемой им медиаинформации, ее воз-
действие усиливается— она резонирует, способствуя эффекту культивации. Напри-
мер, исследования показали, что телезрители, которые больше всего опасаются стать
жертвами преступлений, живут в неблагополучных районах с высоким уровнем пре-
ступности (Morgan, 1983).
Исследователи, занимающиеся феноменом культивации, подчеркивают, что,
согласно данной гипотезе, между телевидением и зрителями осуществляется дина-
мическое взаимодействие. Степень культивации зрителями моделей, представлен-
ных телевидением, зависит от ряда факторов. Некоторые зрители более подвержены
культивационному воздействию, что объясняется определенными личностными ха-
рактеристиками, особенностями социальной среды, культурными традициями и да-
же тем, что они ранее смотрели по телевизору. Дж. Гербнер и его коллеги объясняют
процесс взаимодействия следующим образом:
"Хотя пол зрителя или его возраст, или социальное положение отражаются на миро-
воззрении, подобное интерактивное воздействие оказывает и просмотр телепередач.
Телевидение может помочь определить, например, в чем выражается принадлежность
к определенной соичальной группе. Это взаимодействие телевидения и зрителя —
длительный прош (как и процесс культивации), начинающийся в младенчестве
и продолжающийс; о самой смерти человека" (Gerbner, 1994, р. 23).
124 Часть II. Теория и основные понятия

Исследователи, изучающие феномен культивации, оценивают воздействие телеви-
дения по количеству времени, которое зритель проводит перед экраном. Они считают,
что по сути все телепрограммы довольно однородны и что при их просмотре зрители
не избирательны. Другими словами, телепередачи различных типов (мультфильмы, ме-
лодрамы, детективы) часто построены на одинаковых повествовательных структурах,
что выражается в подборе персонажей, сюжетных приемах и других аспектах. В этом
смысле содержание телепередач однородно. Понятие неизбирательного просмотра ос-
новано на идее ритуального или привычного просмотра, т.е. просмотра телепрограмм
в определенное время, независимо от их содержания.
Критики говорят о необходимости точных определений основных понятий в рамках
гипотезы культивации. Например, нуждаются в точной формулировке понятия
"однородное содержание" и "повествовательные структуры", которые по утверждению
теоретиков гипотезы культивации содержатся в телепрограммах различных видов (Potter,
1993). Кроме того, обоснованность таких понятий, как резонанс и мэйнстриминг, трудно
проверить с использованием строгих научных методов социологии.
Как уже упоминалось, многие ученые говорили, что в основе эффекта культива-
ции лежат комплексные психологические процессы, однако большинство научных
работ не ориентированы на выявление их когнитивных компонентов (Hawkins &
Pingree, 1990; Potter, 1993). Следует изучить соответствие когнитивных механизмов,
участвующих в процессе культивации, тем, которые рассматриваются в рамках тео-
рии социального обучения (Bryant, 1986).
Критики продолжают призывать к более конкретной формулировке ключевых
понятий гипотезы культивации и более интенсивным научным исследованиям, ко-
торые в конце концов позволят выявить когнитивные процессы, вызывающие эф-
фект культивации. Критические замечания и призыв к более напряженной научной
работе, обращенный к следующему поколению ученых, занимающихся гипотезой
культивации, все еще не получили удовлетворительных ответов.
"Надеюсь, что в будущем я не увижу беспорядочного, нетеоретического изучения по-
тенциального культивационного воздействия телевизионных программ типа а, Ь или с
на восприятие телезрителей с демографическими характеристиками х, у или z при по-
треблении ими больших или малых объемов телевизионной информации. Слишком
долгое время ученые, занимающиеся массовой коммуникацией, проводили такие ис-
следования в других сферах социального влияния во имя ложной цели обобщения"
(Bryant, 1986, р. 234).


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГИПОТЕЗЫ
КУЛЬТИВАЦИИ
Гипотеза культивации предполагает, что телевидение стало основным источни-
ком общей информации и общего понимания как в Соединенных Штатах, так и во
всем мире. В современном обществе телевидение превратилось в многофункцио-
нальное средство массовой информации. Как пишут Н. Синьорелли и М. Морган:
"Таким образом, телевидение стало наиболее обычной и постоянной обучающей сре-
дой в нашей стране (а также становится таковой во всем мире). Оно одновременно от-
ражает и направляет общество. Однако, прежде всего оно служит нам повествовате-
лем; оно стало оптовым поставщиком образов, которые формируют основные направ-
125
Глава 6. Гипотеза культивации

ления нашей популярной культуры. Телевизионный мир показывает и рассказывает
нам о жизни — о людях, городах и странах, судьбах, борьбе и власти. Телевидение по-
казывает добро и зло, печаль и счастье, силу и бессилие и объясняет нам, кто или что
добивается успеха, а кто терпит поражение" (Signorielli & Morgan, 1996, p. 114).
Концепция общего понимания и символического взаимодействия посредством языка
принадлежит Джорджу Герберту Миду, ученому-философу из Чикагского университета
(конец XIX—начало XX века). Некоторые исследователи считают, что понятие культива-
ции относится скорее к парадигме понимания, чем к когнитивной парадигме социаль-
ной психологии, которая использовалась в качестве теоретического основания многих
исследований воздействия СМИ. По словам М. Моргана и Н. Синьорелли, культиваци-
онный анализ "предназначен для понимания постепенных долгосрочных сдвигов
и трансформаций в процессе социализации поколений (а не краткосрочных резких из-
менений во взглядах или поведении индивидов)" (Morgan & Signorielli, 1990, p. 19).
Дж. Гербнер и его коллеги конкретизировали разницу между теоретическим ба-
зисом гипотезы культивации и теоретическими основаниями других направлений
в исследованиях медиавоздействия:
"Традиционные исследования медиавоздействия основаны на оценивании определенной
информационной, образовательной, политической или маркетинговой деятельности с точ-
ки зрения избирательного воздействия и измеримых различий между теми индивидами, ко-
торые подвергаются воздействию, и остальными. Ученым, воспитанным в этой традиции,
трудно согласиться с акцентом культивационного анализа на полное погружение зрителя
в мир телевидения, вместо избирательного просмотра телепередач, и на стабильное распро-
странение единообразия, вместо ориентации на оставшиеся источники культурных разли-
чий и изменений... Теория культивации основана на результатах исследований, обнаружи-
вающих устойчивое и постоянное влияние доминирующих телевизионных идеологий на
разнообразнейшие концептуальные тенденции и контр-тенденции зрителей. Выбор в каче-
стве предмета исследований широко распространенной общности во взглядах среди зрите-
лей, единственное сходство которых состоит в том, что они много смотрят телевизор, требу-
ет особого теоретического и методологического подхода, отличающегося от используемого
в традиционных исследованиях медиавоздействия и соответствующего специфической ди-
намике телевидения" (Gerbneretal., 1994, р. 20-21).

Другие ученые настаивают на том, что в основе эффекта культивации лежат пси-
хологические процессы, поэтому в качестве теоретического базиса следует принять
когнитивную парадигму. Р.П. Хокинс и С. Пингри {Hawkins & Pingree, 1982) предпо-
лагают, что в процессе культивации задействованы обучение и конструирование. При
просмотре телепередач происходит обучение зрителя посредством восприятия и за-
поминания их содержания. Зритель конструирует мировоззрение на основе той ин-
формации, которая подается телевидением.
Согласно социально-когнитивной теории, разработанной Альбертом Бандурой
(Bandura, 1986), поступки и поведение индивида определяются как внутренними
факторами (уровнем интеллекта и биологическими факторами), так и внешними
(такими как воздействие внешней среды). Три компонента — поведение, внутрен-
ние факторы и внешние факторы — взаимодействуют с переменной интенсивно-
стью и на различных уровнях. Воздействие средств массовой информации также за-
висит от наличия и взаимодействия этих трех видов факторов (Bandura, 1994).
126 Часть II. Теория и основные понятия

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Реализация Проекта культурных индикаторов началась в конце 1960-х годов,
когда озабоченность народа США медианасилием выразилась в федеральном рас-
следовании и финансировании научных исследований Конгрессом. Проект был на-
чат под эгидой Национальной комиссии по расследованию причин насилия и его
предотвращению, созванной по инициативе президента Линдона Джонсона, затем]
стал финансироваться Научным консультативным комитетом министра здравоохра-
нения по телевидению и социальному поведению.
С начала реализации проекта Дж. Гербнер и его исследовательский коллектив регу-
лярно анализировали содержание телепередач, транслируемых в лучшее эфирное время,
подсчитывая количество сцен насилия и преступлений. Кроме определения объема теле-
визионного насилия, ученые также исследовали разновидности актов насилия. Мате-
риалы, собранные Гербнером и его коллегами, получили широкое освещение в СМИ.
В начале 1970-х годов Национальный институт психического здоровья предложил
Проекту финансовую поддержку, и ученые занялись исследованиями феномена культи-
вации, которые стали составной частью программы. В последующие годы исследования
эффекта культивации финансировались Американской медицинской ассоциацией, От-
делом политики в области телекоммуникаций, Администрацией по проблемам пожилых
людей, Национальным фондом науки, Специальным комитетом по исследованию ре-
лигиозного телевещания, а также другими организациями (Morgan & Signorielli, 1990).
С самого начала исследований ученые занимались не только телевизионным на-
силием, но и другими темами. Например, изучалась связь между просмотром теле-
программ, мировоззрением и действиями аудитории в отношении возрастных сте-
реотипов (Gerbner et al., 1980), тендерных стереотипов (Morgan, 1982; Rothschield,
1984) и других явлений (Gerbner etal., 2001).
При исследованиях эффекта культивации, как правило, используются два мето-
да: контент-анализ телевизионных передач и опрос телезрителей с целью оценки их
мировоззрения. Изучая аспект культивации, связанный с насилием, исследователи
ввели коэффициент враждебности мира, методологический инструмент, позволяю-
щий определить оценку телезрителями уровня преступности и насилия в реальном
мире (Signorielli, 1990). У тех представителей различных демографических групп, ко-
торые много смотрят телевизор, обнаружились более высокие значения этого коэф-
фициента, чем у остальных телезрителей.
Исследования культивации постоянно сопровождались критикой. Некоторые
ученые высказывали озабоченность по поводу неудовлетворительного статистиче-
ского контроля и интерпретации результатов научного поиска (Hirsch, 1980; Hughes,
1980; Wober, 1978). Другие ставили под сомнение положение о причинности фактора
культивации и возражали против отдельных теоретических формулировок (Doob &
Macdonald, 1979; Zillmann, 1980). Некоторые ученые утверждали, что теория культи-
вации должна включать психологическое измерение, и что исследователям следует
не просто показывать взаимосвязь между просмотром телепрограмм и взглядами
зрителей на социальную реальность, но и объяснять ее (Hawkins & Pingree, 1980, 1982;
Hawkis, Pingree & Adler, 1987; Pingree, 1983; Hawkins & Pingree, 1990). Так, Р. Хокинс
и С. Пингри настаивали, что "без психологического обоснования гипотеза культи-
вации остается сомнительной" (Hawkins & Pingree, 1990, p. 36).
127
Глава 6. Гипотеза культивации

Поиск эмпирических доказательств в виде определения психологических процес-
сов, объясняющих эффект культивации, представляет значительные трудности, но
исследования продолжаются. Некоторые ученые предложили свои модели и экспе-
риментально проверили их, но эмпирические обоснования истинности этих моде-
лей остаются несколько непоследовательными и неполными {Hawkins, Pingree &
Adler, 1987; Potter, 1991a, 19916; Rubin, Perse & Taylor, 1988; также см. Potter, 1993).


СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ
Исследователи продолжают отвечать на критику и собирать доказательства, подтвер-
ждающие истинность гипотезы культивации. В последние годы в научный поиск вклю-
чаются ученые разных стран. Некоторые исследования пытаются определить особенно-
сти "глобального" восприятия социальной реальности под воздействием телевидения
(Morgan, 1990), но подобные попытки не обращены к решению конкретных эмпириче-
ских проблем, таких, например, как разработка простых количественных культурных
индикаторов, которые могли бы применяться независимо от типа культурной среды.
Исследования эффекта культивации проводились также в странах, импортирующих
большие объемы телевизионной продукции из США. Результаты исследований различны,
но большинство из них свидетельствует о корреляции между потреблением телевизионной
информации и культурной средой. Большинство исследований обнаружило факт культи-
вации установок по отношению к насилию, ценностям, социальным стереотипам и другим
явлениям, соотносящихся с искаженными образами реальности, представленными телеви-
дением. В фокус исследований, занимающихся культивационным анализом, среди прочих
попали такие страны, как Швеция (Reimer & Rosengren, 1990), Аргентина (Morgan &
Shanahan, 1995) и Япония (Saito, 1991). В Австралии С. Пингри и Р. Хокинс (Pingree &
Hawkins, 1981) обнаружили, что студенты, которые много смотрят телевизор и при этом от-
дают предпочтение американским телепрограммам, более склонны считать Австралию не-
благополучной, опасной страной. Исследования, проведенные в Корее, показали, что ко-
реянки, которые регулярно и подолгу смотрят американские телепередачи, более либе-
ральны во взглядах на брак, стиль одежды и музыку, но мужчины-корейцы, которые про-
водят перед экраном столько же времени, поддерживали традиционные национальные
ценности и выражали враждебность по отношению к США (Kang & Morgan, 1988).

Исследования показали
• Зрители, которые смотрят информационные программы (новости) в большом объе-
ме, обычно смотрят много других телепрограмм.
• Постоянные телезрители, как правило, смотрят подобные по содержанию програм-
мы как по эфирным телеканалам, так и по кабельным, а также на видео.
• Интенсивность эффекта культивации и сопротивляемость ребенка его воздействию
обычно зависят от того, смотрит ли он телевизор вместе с родителями или один,
а также от сплоченности семьи.
• Дети, которые проводят много времени перед телеэкраном, как правило, едят больше
сладостей и высококалорийной пищи и считают, что блюда из заведений быстрого
питания более питательны, чем домашнего приготовления.
128 Часть П. Теория и основные понятия

Другие исследователи, изучая современное телевидение, обновили данные, полу-
ченные в ходе более ранних изысканий. Например, одно из недавних исследований
подтвердило предварительные выводы о том, что при продолжительном и регулярном
просмотре телепередач зрители склонны переоценивать уровень преступности в ре-
альном мире и иметь ошибочное мнение относительно всего, что относится к наси-
лию. Н. Синьорелли и Н. Каленберг (Signorielli & Kahlenberg, 2001) обнаружили, что не-
смотря на значительные изменения тендерных ролей в реальном мире, телевидение
все еще предлагает образ реальности, где доминируют мужчины (от 60 до 65% персо-
нажей); тем не менее, такие показатели выражают значительный прогресс по сравне-
нию с телевизионным образом реальности, существовавшим в 1970-х и 1980-х годах,
когда на каждого персонажа женского пола приходилось трое мужчин.
Исследователи также изучали культивационное воздействие телевидения на от-
ношение к семейным ценностям, окружающей среде и здоровью. Что касается се-
мейных ценностей, то в ходе одного любопытного исследования выяснилось, что те-
левизионный образ американской семьи в 1990-х годах не соответствовал действи-
тельности, так как доля неполных семей (мать- или отец-одиночка) была завышена
(Morgan, Leggett & Shanahan, 1999). Более того, неполные семьи на телевидении были
представлены в основном одинокими мужчинами, а воспитывать детей в фильмах
помогали проживающие в семьях няни и гувернантки, что не отвечало реальному
положению дел. Исследования показали, что постоянные телезрители склонны
идеализировать образ одиноких родителей, они более терпимо относятся к непол-
ным семьям и материнству вне брака. Что касается отношения к окружающей среде,
то зрители, которые много смотрят телевизор, как правило, панически избегают ка-
ких бы то ни было вопросов, относящихся к науке вообще {Shanahan, Morgan &
Stenbjerre, 1977). Зрители, принадлежащие к этой категории, менее других осведом-
лены о проблемах окружающей среды. Что касается здоровья, большие объемы теле-
визионной информации влияют на мнение детей относительно питательности опре-
деленных видов пищи (Signorielli & Staples, 1997).
В ходе нескольких недавних исследований изучались когнитивные процессы, за-
действованные в эффекте культивации. М. Шапиро и А. Лонг (Shapiro & Lang, 1991)
предположили, что культивация неадекватных мнений и взглядов объясняется вос-
приятием телезрителями вымышленных образов как объективной реальности. Одно
из исследований подтвердило эту гипотезу (Mares, 1996), в другом была предложена
иная интерпретация (Shrum, 1999, 1997, 1995). МЛ. Меарз обнаружил, что зрители,
не сумевшие провести четкую границу между вымыслом и реальностью, более
склонны к культивации образа действительности, подобного телевизионному.
Л.Дж. Шрам утверждал, что телезрители не задумываются о реальности происходя-
щих на экране событий, но телевизионные образы используются всякий раз при
когнитивной оценке социальных вопросов. Зрители, потребляющие большие объе-
мы телевизионной информации, более уверенно отвечают на вопросы. Это говорит
о том, что формируется некий когнитивный "кратчайший путь", позволяющий по-
лучить быстрый доступ к ответам. Объяснение Шрама предполагает, что эффект
культивации скорее укрепляет взгляды телезрителя, чем изменяет их.
129
Глава 6. Гипотеза культивации


Аргументация в пользу статуса гипотезы
Исследователи, занимающиеся эффектом культивации, предлагают следующий аргумент
в ответ на критику и в защиту своей концепции, а также в качестве объяснения разницы меж-
дуисследованиями культивации и традиционными исследованиями медиавоздействия.
"Традиционные исследования медиавоздействия основаны на оценивании определен-
ной информационной, образовательной, политической или маркетинговой деятельно-
сти с точки зрения избирательного воздействия и измеримых различий между теми ин-
дивидами, которые подвергаются воздействию, и остальными. Ученым, воспитанным
в этой традиции, трудно согласиться с акцентом культивационного анализа на полное
погружение зрителя в мир телевидения, вместо избирательного просмотра телепередач,
и на стабильное распространение единообразия, вместо ориентации на оставшиеся ис-
точники культурных различий и изменений... Теория культивации основана на резуль-
татах исследований, обнаруживающих устойчивое и постоянное влияние доминирую-
щих телевизионных идеологий на разнообразнейшие концептуальные тенденции
и контр-тенденции зрителей. Выбор в качестве предмета широко распространенной
общности во взглядах среди зрителей, единственное сходство которых состоит в том,
что они много смотрят телевизор, требует особого теоретического и методологического
подхода, отличающегося от используемого в традиционных исследованиях медиавоз-
действия и соответствующего специфической динамике телевидения.
Подобным образом мы все еще проникнуты идеологией печатной культуры и ее идеалами
свободы, многообразия форм и гражданской активности. Этот идеал также предполагает
производство и селекцию информации и развлекательных материалов с точки зрения кон-
курирующих и конфликтующих интересов. Вот почему многие также сопротивляются тому,
что они считают преимущественной ориентацией культивационного анализа на
'пассивного' зрителя и вытекающее из такой ориентации разрушение традиционного пред-
ставления о телевизионной аудитории. Они указывают на то, что видится им серьезными
различиями между теорией культивации и более современным анализом моделей приема
массовой информации. С точки зрения моделей приема массовой информации вполне ло-
гичными выглядят утверждения о том, что вмешательство других факторов может нейтрали-
зовать эффект культивации, что конструирование зрителями значений на основе содержа-
ния информации имеет большее значение, чем объем получаемой информации".
Источник. Gerbneretal. (цит. по публикациям в периодических изданиях).


В XXI веке исследователям феномена культивации придется учитывать растущую
популярность кабельного и спутникового телевидения, видеотехники и Internet, их
воздействие на потребителей традиционного телевещания. До сих пор ни одно из
исследований не обнаружило радикальных изменений в режиме потребления
и предпочтениях зрителей, несмотря на более широкий выбор телепрограмм
{Morgan, Shanahan & Harris, 1990). Пользователи Internet смотрят телевизор меньше,
чем другие, но исследования также показали, что большинство пользователей
Internet и прежде не увлекались телевидением {Gerbneretal., 2001).
Ученые, занимающиеся проблемой культивации, указывают, что несмотря на
предлагаемый СМИ широкий выбор развлекательных возможностей, концентрация
прав собственности будет способствовать унификации содержания различных масс-
медиа. Тем не менее, границы исследований расширятся, в них будет учитываться
воздействие новых медиатехнологий (Gerbneretal., 2001).
130 Часть II. Теория и основные понятия

РЕЗЮМЕ
Гипотеза культивации была попыткой объяснить воздействие телевидения на
зрителей. Она зародилась в рамках Проекта культурных индикаторов, научно- ;
исследовательской программы по изучению воздействия медианасилия, которую
в 1960-х годах возглавлял Джордж Гербнер.
Гипотеза культивации предполагает, что у зрителей, которые много смотрят теле-
визор, со временем восприятие мира приближается к тому образу реальности, который
они видят на экране. Символический мир телевидения очень отличается от объектив-
ной реальности, и именно это различие представляет особый интерес для ученых. Ис-
следования показали, что среди прочих категорий телезрителей люди, потребляющие
большие объемы телевизионной информации, склонны культивировать такую же ис-
каженную картину действительности, как и на телеэкране.
Культивационный анализ — один из трех компонентов проекта культурных ин-
дикаторов. Анализ процесса институциализации подразумевает изучение процессов
производства, управления и распространения медиаинформации. Анализ системы
сообщений состоит в изучении представленных на телевидении медиаобразов, на-
пример, тендерных ролей, образов меньшинств, профессий и т.д.
Концепция эффекта культивации получила статус гипотезы, а не формальной
теории медиавоздействия, что объясняется недостаточностью эмпирических доказа-
тельств, раскрывающих данное явление. В частности, исследования не смогли объ-
яснить психологический механизм эффекта культивации, т.е. то, как телезрители
учатся конструировать свое восприятие социальной реальности.
Исследователи медиавоздействия, принадлежащие к когнитивной школе, подверг-
ли Дж. Гербнера и его исследовательский коллектив критике за то, что в трудах этих
ученых не уделяется должного внимания когнитивным процессам. Большей частью
критика была конструктивной и способствовала тому, что ученые, исследующие эф-
фект культивации, пересмотрели и усовершенствовали свою интерпретацию гипотезы.
Гипотеза культивации предполагает, что при просмотре телепередач происходит
унификация разных категорий телезрителей, так как все они получают однотипно
структурированную информацию. Долговременное воздействие этих общих струк-
турных моделей телепрограмм вызывает явление, которое ученые назвали мэйнст-
римингом (господствующей тенденцией). Концепция мэйнстриминга предполагает,
что в рамках культур существуют доминантные комплексы убеждений, взглядов,
ценностей и обычаев, и что большинство телевизионных передач представляет и со-
храняет такие ценности. Резонанс, еще одно относящееся к гипотезе культивации
явление, имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают искажен-
ный образ действительности, представленный на телеэкране.
При исследованиях эффекта культивации, как правило, используются два мето-
да: контент-анализ телевизионных передач и опрос телезрителей с целью оценки их
мировоззрения. Изучая аспект культивации, связанный с насилием, исследователи
ввели Коэффициент враждебности мира — инструмент, позволяющий определить
оценку телезрителями уровня преступности и насилия в реальном мире.
Критики говорят о необходимости дальнейшего уточнения основных понятий
в рамках гипотезы культивации. Согласно утверждениям некоторых критиков, нуж-
даются в точной формулировке понятия однородное содержание и повествовательные
структуры, а обоснованность таких понятий, как резонанс и мэйнстриминг, трудно
проверить с использованием строгих научных методов социологии.
131
Глава 6. Гипотеза культивации

БИБЛИОГРАФИЯ
Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood
Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Bandura, A. (1994). Social cognitive theory of mass communication. In J. Bryant & D. Zillmann
(Eds.), Media effects: Advances in theory and research (pp. 61—90). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Bryant, J. (1986). The road most traveled: Yet another cultivation critique. Journal of Broadcasting &
Electronic Media, 30, 231-235.
Doob, A.N. & MacDonald, G.E. (1979). Television viewing and fear of victimization: Is the
relationship causal? Journal of Personality and Social Psychology, 37, 170—179.

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign