LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ
В последние годы ученые продолжают изучать эффект прайминга, особенно
прайминг, инициированный медианасилием. Р.Б. Фельсон (Felson, 1996) на страни-
цах социологического ежегодника Annual Review of Sociology рассматривает многие
факты, свидетельствующие о связи между просмотром боевиков и агрессивностью
зрителей, или праймингом агрессивных мыслей. Б. Бушман и Р. Джин {Bushman &
Geen, 1990) проводили эксперимент, участникам которого показывали один из трех
фильмов (очень жестокий, менее жестокий и нейтрального содержания). Затем они
должны были в письменной форме изложить мысли, которые появлялись к концу
просмотра. Наиболее агрессивные мысли были у тех участников, кто смотрел жесто-
кий фильм. Другие исследования, изучающие данную проблему, показали, что эф-
фект прайминга возникает под воздействием видеоигр и некоторых спортивных те-
лепередач. К. Андерсон и К. Форд (Anderson & Ford, 1978) определяли уровень тре-
вожности, враждебности и депрессии в трех группах. Члены первой группы играли
в очень жестокую видеоигру, второй группе предложили игру, где было меньше на-
силия, а члены третьей, контрольной, занимались совсем другой деятельностью.
Уровень враждебности участников эксперимента, занятых видеоиграми, был на-
много выше, чем у членов контрольной группы. Что касается уровня тревожности,
самые высокие показатели были обнаружены у членов первой группы, которым дос-
талась самая агрессивная видеоигра. Согласно результатам других исследований,
у болельщиков американского футбола отмечены более сильные враждебные на-
клонности, чем у болельщиков неагрессивных видов спорта (Goldstein, 1986).
Другие исследования также подтвердили, что сцены насилия вызывают эффект
прайминга. Т. Лэнгли (Langley et at., 1992), проводя эксперименты со студентами
колледжа (мужчинами), обнаружил, что прайминг делает медианасилие более при-
тягательным. Участники эксперимента должны были составить короткие рассказы
с использованием одной из трех групп слов: включающих семы агрессии, обозна-
чающих позитивные или просоциальные явления или действия и слова нейтральной
семантики. Истории тех участников, которые использовали слова, связанные с аг-
рессией, были более жестокими. Затем студентам предложили посмотреть отрывки
из фильмов. Студенты, подвергшиеся агрессивному праймингу, проявляли больший
интерес к сценам насилия, чем другие участники. Б. Бушман (Bushman, 1998) обна-
ружил, что сцены насилия вызывают прайминг агрессивных мыслей. Так, в одном
эксперименте участников после просмотра жесткого боевика просили назвать слова,
ассоциирующиеся с определенными темами. В другом эксперименте участники
должны были определить, являются ли комбинации букв на экране компьютера сло-
вами или просто бессмысленными сочетаниями, при этом половина слов включала
семы агрессии. В обоих случаях выбор слов участниками эксперимента свидетельст-
вовал о сильном воздействии прайминга от просмотра сцен насилия.
В последнее время прайминг изучается не только в связи с медианасилием. Эф-
фекту прайминга уделяется много внимания в исследованиях воздействия рекламы,
114 Часть П. Теория и основные понятия

особенно воздействию прайминга на восприятие новых изделий известных фирм-
производителей (Lee, 1994). Также анализировалась интерпретация телепередач
и вызванные ими ассоциации после прайминга либо положительными, не стерео-
типными образами чернокожих (обоих полов) и женщин, либо негативными стерео-
типами этих социальных групп {Power, Murphy & Coover, 1996). Исследования воз-
действия политической пропаганды показали: упор на моральных или этических ас-
пектах политических вопросов в СМИ настраивает восприятие избирателей таким
образом, что на первом месте для них стоит порядочность политика, и другие аспек-
ты политики также воспринимаются прежде всего через призму этики и морали
(Domke, Shah & Wackman, 1998). Роль телевидения в прайминге отношения избира-
телей к кандидатам или должностным лицам изучалась в рамках исследований воз-
действия визуальных изображений политиков, появляющихся в новостях (Shields,
1995). Другие исследования анализировали связь между рейтингом президента США
и эффектом прайминга, вызванного освещением в СМИ таких важных тем, как воен-
ные действия в Персидском заливе или состояние американской экономики (Pan &
Kosicki, 1997; Blood, 1996). Еще одни исследования политической пропаганды пока-
зали, что предпочтение избирателей, которые проводят много времени перед теле-
визором, определяется скорее восприятием медиаобразов кандидатов, чем их пар-
тийной принадлежностью (Mendelsohn, 1996). В ходе этих исследований также было
отмечено значительное влияние межличностной коммуникации: избиратели, кото-
рые разговаривали о политике в ходе предвыборной кампании, как правило, отдава-
ли свои голоса, основываясь скорее на анализе программ кандидатов, чем на их лич-
ностных качествах. Другие исследования обнаружили, что эффект прайминга может
возникать при просмотре музыкальных видеоклипов (Hansen & Krygovsky, 1994),
а криминальные новости провинциальных СМИ приводят к праймингу расовых
стереотипов (Valentino, 1999).
Как свидетельствуют эти примеры, теория прайминга стала эффективным концеп-
туальным базисом для объяснения различных видов медиавоздействия. Эта теория
нашла успешное применение в различных сферах изучения медиавоздействия. Уче-
ные, один за другим, находят все новые доказательства правильности ее принципов.
Кроме изучения эффекта прайминга, вызванного сценами насилия, в настоящее вре-
мя ученые пытаются определить способность других видов медиаматериалов
(политической пропаганды, медиаобразов меньшинств и рекламы) вызывать эффект
прайминга. Продолжает расти количество исследований, основанных на теории прай-
минга: все больше ученых пытаются определить связь между эффектом прайминга
и взглядами, установками и поведением потребителей массовой информации.


РЕЗЮМЕ
Прайминг — популярное направление в рамках научных исследований медиавоздей-
ствия, изучающее когнитивные структуры, задействованные в процессе обработки ин-
формации. Эффект прайминга имеет место, когда массовая информация активирует
в сознании членов аудитории мысли и чувства, соотнесенные с ее содержанием. Посту-
пающая через масс-медиа информация стимулирует понятия, мысли или знания, при-
обретенные в прошлом и имеющие отношение к содержанию новой информации. В те-
чение определенного периода времени после просмотра фильма или передачи существу-
115
Глава 5. Эффект прайминга

ет повышенная вероятность того, что мысли телезрителя будут "привязаны" к содержа-
нию информации посредством возникающих ассоциаций или воспоминаний. Иногда
образуются постоянные связи между содержанием информации или раздражителем,
с одной стороны, и связанными с ним психическими образованиями, с другой.
Эффект прайминга может обуславливать поведение человека. Под воздействием
прайминга индивид может реагировать или действовать определенным образом,
причем последствия этих действий могут быть нежелательными. Случаи преступле-
ний-копий — патологические проявления эффекта прайминга, однако только очень
незначительный процент потребителей массовой информации настолько восприим-
чив к праймингу, что фактически моделирует или имитирует поведение персонажей
фильмов. У большинства телезрителей прайминг вызывает умеренную реакцию, ко-
торая ослабевает с течением времени или может вообще не проявляться.
Теория прайминга основана на концепции когнитивных нео-ассоциаций, которая
пытается объяснить механизм памяти. Отдельные мысли или чувства, испытанные
в прошлом, вспоминаются и ассоциируются с новой информацией. Идеи и представ-
ления, связанные с определенными эмоциями, стимулируют ассоциирующиеся с ни-
ми чувства и реакции. Семантика мышления телезрителей, как правило, связана с со-
держанием той информации, которую они получают.
Большинство исследователей при изучении эффекта прайминга используют же-
стко контролируемый лабораторный эксперимент. В большинстве случаев упор де-
лается скорее на психологическом измерении прайминга, однако многие исследова-
ния в области медиавоздействия обнаружили убедительные доказательства реально-
сти прайминга как одного из аспектов воздействия СМИ.
Связь между праймингом агрессивных наклонностей и фактическим проявлени-
ем агрессии не будет прочной, если ее не усилят определенные переменные. Сюда
относятся: (1) оценка воспринимаемой информации, (2) оправданность агрессив-
ного поведения персонажей, (3) степень отождествления зрителей с теле- и кино-
персонажами, (4) воспринимаемая реальность происходящих на экране событий
и (5) раздражители, активирующие пережитые чувства и мысли.
Теоретическим базисом научных исследований эффекта прайминга служит соци-
ально-когнитивная теория, одно из ответвлений теории социального научения.
Концептуальной основой социально-когнитивной теории выступает модель трой-
ной взаимообусловленности, призванной объяснить когнитивные способности
и поведение человека. Модель включает три компонента: (1) поведение человека; (2)
когнитивные, биологические и другие индивидуальные характеристики; (3) воздей-
ствие внешней среды. Эти составляющие взаимодействуют друг с другом и оказыва-
ют взаимное влияние на разных уровнях.
Для описания и объяснения эффекта прайминга было предложено несколько тео-
ретических моделей. Сюда относятся: модель корзины, модель аккумуляторной бата-
реи, а также синаптическая модель. Определяя детерминанты эффекта прайминга, ка-
ждая из этих моделей делает выбор между факторами новизны и частотности.
Проведенные в последние годы исследования по проблеме медианасилия под-
тверждают реальность феномена прайминга. В будущем изучение эффекта прай-
минга в рамках научных исследований медиавоздействия будет продолжаться.
116 Часть П. Теория и основные понятия

БИБЛИОГРАФИЯ
Anderson, С. & Ford, C M . (1987). Effect of the game player: Short-term effects of highly and mildly]
aggressive video games. Personality and Social Psychology Bulletin, 12, 390—402.
Anderson, J. & Bower, G. (1973). Human associative memory. Washington, DC: Winston.
Atkin, C. (1983). Effects of realistic TV violence vs. fictional violence on aggression. Journalism
Quarterly, 60, 615-621.
Bandura, A. (1965). Vicarious processes: A case of no-trial learning. In L. Berkowitz (Ed.), Advance
in experimental socialpsychology (Vol. 2, pp. 1—55). New York: Academic.
Bandura, A. (1971). Social learning theory. New York: General Learning Press.
Bandura, A. (1994). Social cognitive theory of mass communication. In J. Bryant & D. Zillmann
(Eds.), Media effects: Advances in theory and research (pp. 61—90). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Bargh, J. & Chartrand, T. (2000). The mind in the middle: A practical guide to priming and
automaticity research. In H. Reis & C. Judd (Eds.), Handbook of research methods in social and
personality psychology (pp. 253—285). Cambridge, UK: Cambridge University Press.
Bargh, J. & Pietromonaco, P. (1982). Automatic information processing and social perception: The
influence of trait information presented outside of conscious awareness on impression formation.
Journal of Personality and Social Psychology, 43, 437-449.
Berkowitz, L. (1970). Aggressive humors as a stimulus to aggressive responses. Journal of Personality
and Social Psychology, 16,710-717.
Berkowitz, L. (1973). Words and symbols as stimuli to aggressive responses. In J. Knutson (Ed.),
Control of aggression: Implications from basic research (pp. 113—143). Chicago: Aldine-Atherton.
Berkowitz, L. & Alioto, J. (1973). The meaning of an observed event as a determinant of its aggressive
consequences. Journal of Personality and Social Psychology, 28, 206—217.
Berkowitz, L. & Heimer, K. (1989). On the construction of the anger experience: Aver-sive events
and negative priming in the formation of feelings. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental
social psychology (Vol. 22, pp. 1—37). New York: Academic.
Blood, D.J. (1996). Economic headline news, consumer sentiment, presidential popularity and the state of
the economy: A study of their dynamic relationship, 1980—1993. Unpublished doctoral dissertation,
The University of Connecticut, Storrs.
Bushman, B. (1998). Priming effects of media violence on the accessibility of aggressive constructs in
memory. Personality & Social Psychology Bulletin, 24, 537—545.
Bushman, B. & Geen R. (1990). Role of cognitive-emotional mediators and individual differences in the
effects of media violence on aggression. Journal of Personality and Social Psychology, 58, 156—163.
Collins, A. & Loftus, E. (1975). A spreading-activation theory of semantic memory. Psychological
Review, 82, 407-428.
Comstock, G. (1980). New emphasis in research on the effects of television and film violence. In
E. Palmer & A. Dorr (Eds.), Children and the faces of television (pp. 129—148). New York:
Academic.
Comstock, G., Chaffee, S., Katzman, N., McCombs, M. & Roberts, D. (1978). Television and human
behavior. New York: Columbia University Press.
Constable, B. (2000, 28 November). Wouldn't Chadfetti be a splendid girls name? Chicago Daily
Herald, 12.
Domke, D., Shah, D.V. & Wackman, D.B. (1998). Media priming effects: Accessibility, association,
and activation. International Journal of Public Opinion Research, 10 (1), 51—74.
117
Глава 5. Эффект прайминга

Felson, R.B. (1996). Mass media effects on violent behavior. Annual Review of Sociology, 22, 103—128.
Fiske, S.T. & Taylor, S.E. (1991). Social Cognition 2nd ed. New York: McGraw-Hill.
Goldstein, J.H. (1986). Aggression and crimes of violence. New York: Oxford University Press.
Goranson, R. (1969). Observed violence and aggressive behavior: The effects of negative outcomes to the
observed violence. Unpublished doctoral dissertation, University of Wisconsin-Madison.
Hansen, C.H. & Krygowski, W. (1994). Arousal-augmented priming effects. Communication
Research, 21 (1), 24-47.
Higgins, E.T. (1989). Knowledge accessibility and activation: Subjectivity and suffering from
unconscious sources. In J.S. Uleman & J.A. Bargh (Eds.), Unintended thought (pp. 75—123). New
York: Guilford.
Higgins, E.T., Bargh, J.A. & Lombardi W. (1985). The nature of priming effects on categorization.
Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 11, 59—69.
Huesmann, L. (1982). Violence and aggression. In National Institute of Mental Health, Television
and Behavior: Ten years of scientific progress (Vol. 1, pp. 36—44). Washington, DC: U.S.
Government Printing Office.
Jo, E. & Berkowitz, L. (1994). A priming effect analysis of media influences: An update. In J. Bryant
& D. Zilhnann (Eds.), Media effects: Advances in theory and research (pp. 43—60). Hillsdale, NJ:
Erlbaum.
Kornheiser, T. (2000, 19 November). The good, the chad and the ugly. The Washington Post, F01.
Landman, J. & manis, M. (1983). Social cognition: Some historical and theoretical perspectives. In
L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 16, pp. 49—123). New York:
Academic.
Langley, Т., O'Neal, E.C, Craig, K.M. & Yost, E.A. (1992) Aggression-consistent, -inconsistent, and -
irrelevant priming effects on selective exposure to media violence. Aggressive Behavior, 18, 349—356.
Lee, J.S. (1994). Role of brand advertising on consumer perception of a brand extension: Cognitive and
affective priming effects. Unpublished doctoral dissertation, The University of Wisconsin-Madison.
Mendelsohn, M. (1996). The media and interpersonal communications: The priming of issues,
leaders, and party identification. Journal of Politics, 58 (1), 112—125.
Miller, J.M. & Krosnick, J.A. (2000, April). News media impact on the ingredients of presidential
evaluations: Politically knowledgeable citizens are guided by a trusted source. American Journal of
Political Science, 44, 301-315.
Mucha, P. (2000, 26 November). What's in a name for Chads? Plenty of jokes, thanks to race for
president. The Houston Chronicle, 8.
Pan, Z. & Kosicki, G. M. (1997). Priming and media impact on the evaluations of the president's
performance. Communication Research, 24 (1), 3—30.
Power, J.G., Murphy, S.T. & Coover, G. (1996). Priming prejudice: How stereotypes and counter-
stereotypes influence attribution of responsibility and credibility among ingroups and outgroups.
Human Communication Research, 23 (1), 36—58.
Shields, T.G. (1995). Network news, attributions of responsibility, and the role of visual images
(television). Unpublished doctoral dissertation, University of Kentucky.
Terhune, C. (2000, 27 November). With this name, I can say it out loud: I'm Chad and I'm proud.
Wall Street Journal, 1.
Turner, C. & Berkowitz, L. (1972). Identification with film aggressor (covert role taking) and
reactions to film violence. Journal of Personality and Social Psychology, 21, 256-264.
Valentino, N.A. (1999). Crime news and the priming of racial attitudes during evaluations of the
president. Public Opinion Quarterly, 63 (3), 293-320.
118 Часть II. Теория и основные понятия

Velten, E. (1968). A laboratory task for the induction of mood states. Behavior Research and Therapy,
6, 473-482.
Wilson, T. & Capitman, J. (1982). Effects of script availability on social behavior. Personality and
Social Psychology Bulletin, 8, 11-19.
Wyer, R., Jr. & Srall, T. (1980). The processing of social stimulus information: A conceptual integration.
In R. Hastie, T.M. Ostrom, E.B. Ebbesen, R.S. Wyer, D. Hamilton & D.E. Carlston (Eds.), Personal
memory: The cognitive basis of social perception (pp. 227—300). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Wyer, R., Jr. & Srull, T. (1981). Category accessibility: Some theoretical and empirical issues
concerning the processing of information. In E. Higgins, C. Herman & M. Zanna (Eds.), Social
cognition (Vol. 1, pp. 161-197). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
ГЛАВА 6


Гипотеза культивации




• Согласно опросу, проведенному Луисом Харрисом и его коллегами, 61% аме-
риканцев считают, что телевидение "в значительной мере способствует" про-
явлениям насилия в обществе.
• Опрос, проведенный журналом U.S. News and World Report, показал, что три
четверти американцев оценивают воздействие телевизионных развлекатель-
ных программ на уровень преступности как весьма сильное.
• Согласно опросу Форума мира (Общественное мнение он-лайн, 7 июля 2000
года), 83% американцев считают, что телевизионное насилие в большей или
меньшей степени способствует проявлениям насилия в реальной жизни.




С момента появления развлекательных СМИ общественность была обеспокоена
их мощным и вредным воздействием, особенно на ту категорию потребителей
массовой информации, которая считается наиболее уязвимой — детей. Как следст-
вие, изучение медиавоздействия стало одним из наиболее результативных, социаль-
но значимых и тщательно анализируемых направлений в рамках научных исследо-
ваний массовой коммуникации.
В 1920-х и 1930-х годах, до появления телевизоров в доме каждого американца,
миллионы зрителей по всей стране, затаив дыхание, следили за событиями на кино-
экране. Однако те же самые кинофильмы вызывали озабоченность широкой обще-
ственности ввиду содержащихся в них сексуально откровенных сцен и насилия.
Благодаря научным изысканиям, инициированным Фондом Пейна, сформировался
исследовательский коллектив ученых-социологов, изучающих воздействие кино на
американскую молодежь.
120 Часть П. Теория и основные понятия

Как только телевидение стало неотъемлемой частью американского образа жиз-
ни, негативное воздействие масс-медиа стало проблемой номер один на повестке
дня политической и общественной деятельности. В 1960-х и 1970-х годах президен-
ты США назначали правительственные комиссии по изучению телевизионного на-
силия и его воздействия на молодежь.
В разные периоды результаты исследований менялись, но многие исследования
доказали, что связь между просмотром телепередач, включающих сцены насилия, и
совершением актов насилия — объективный факт, а не досужие вымыслы. Исследо-
вания продолжаются и в настоящее время. Ученые смогли ответить на многие во-
просы, однако многочисленные проблемы остаются нерешенными.


ПРОЕКТ КУЛЬТУРНЫХ ИНДИКАТОРОВ
Гипотеза культивации была попыткой объяснить воздействие телевидения на зрите-
лей. Она зародилась в рамках исследовательской программы по изучению воздействия
медианасилия. Эту программу, названную "Проект культурных индикаторов", в 1960-х
годах возглавлял Джордж Гербнер, ученый из университета Пенсильвании. Уже с пер-
вых дней реализации проекта исследования вышли за рамки медианасилия. В настоя-
щее время исследователи изучают воздействие долговременного и регулярного про-
смотра телевизионных передач на мировоззрение, ценности и мнения телезрителей.
Основное положение гипотезы культивации состоит в том, что чем больше времени
зритель проводит перед телевизором, тем более его восприятие мира приближается
к тому образу реальности, который он видит на экране. Исследования показали, что
в зависимости от некоторых характеристик телезрителей эффект культивации может
быть более или менее выраженным. Например, было доказано, что интенсивность
эффекта культивации определяется образованностью зрителей. Мировоззрение потре-
бителей массовой информации с более высоким уровнем образованности менее под-
вержено воздействию того образа реальности, который формируется телевидением.
"Символический мир" телевидения весьма отличается от объективной реально-
сти, и именно это различие представляет особый интерес для ученых. Существует
множество примеров искажения телевидением картины мира. Анализ телевизион-
ных программ показал, что большинство телеперсонажей — молодые, энергичные
и привлекательные люди. Пожилые люди (65 лет и старше) редко становятся глав-
ными героями художественных фильмов, а если и появляются на телеэкране, то
в основном исполняют роли больных или умирающих персонажей. Нечего и гово-
рить о том, что телевидение неадекватно отражает удельный вес, социально-
экономические условия и состояние здоровья пожилого населения США.
Уровень преступности служит наиболее очевидным примером искажения реальности
в телевизионных программах. Половина главных героев телепередач так или иначе за-
действованы в актах насилия. Такое соотношение не вызывает удивления, учитывая, что
неотъемлемой частью большинства фильмов стали сцены перестрелок, драк и погонь.
Статистика ФБР свидетельствует совсем о другом положении дел. В действительности,
жертвами преступников становятся менее одного процента населения США.
121
Глава 6. Гипотеза культивации

Проект культурных индикаторов
Начат в 1967 году по инициативе Джорджа Гербнера.
• Первое исследование проводилось для Национальной комиссии по расследованию
причин насилия и его предотвращению, назначенной президентом Л. Джонсоном.
• Введен "коэффициент враждебности мира", используемый для изучения восприятия
насилия и агрессии телезрителями.
• Проводится ежегодный контент-анализ телевизионного насилия.
• Основное внимание уделяется содержанию телепрограмм, как сериалов, трансли-
руемых в лучшее эфирное время в будни, так и дневных телепередач в выходные дни.
• Исследуется эффект культивации, вызванный сформированными телевидением об-
разами семьи, тендерными и возрастными стереотипами и т.д.

Исследования показали, что, по сравнению с прочими категориями людей, у тех
зрителей, которые много смотрят телевизор, формируется столь же искаженный об-
раз мира, как тот, который они видят на телеэкране (рис. 6.1.). Используя уже упо-
мянутый пример процентной доли пожилых людей и уровня преступности, можно
сказать, что телезрители склонны недооценивать процент людей пожилого возраста
в США и значительно переоценивать уровень преступности.




Культивационный анализ — один из трех компонентов Проекта культурных ин-
дикаторов. Кроме того, Проект также занимается анализом процесса институциали-
зации и анализом системы сообщений. Анализ процесса институциализации подразу-
мевает изучение процессов производства, управления и распространения медиаин-
формации. Анализ системы сообщений состоит в изучении представленных на теле-
видении медиаобразов, например, тендерных образов, образов меньшинств, образов
отдельных профессий и т.д.
122 Часть II. Теория и основные понятия

С начала реализации Проекта культурных индикаторов результаты исследований
большей частью указывают на низкий уровень эффекта культивации, но такое посто-
янство свидетельствует только в пользу гипотезы культивации. Дж. Гербнер и его кол-
леги настаивали, что несмотря на низкий уровень, эффект культивации имеет значи-
тельные последствия для общества. Ученые часто сравнивают эффект культивации с
глобальными климатическими изменениями — понижение температуры на всей пла-
нете всего на несколько градусов снова может привести к ледниковому периоду.
Концепция эффекта культивации получила статус гипотезы, а не формальной
теории медиавоздействия, что объясняется недостаточностью эмпирических доказа-
тельств, раскрывающих данное явление. В частности, исследования не смогли объ-
яснить психологический механизм эффекта культивации, т.е. то, как телезрители
учатся конструировать свое восприятие социальной реальности.
Большинство концепций, объясняющих медиавоздействие, уходят корнями
в теории когнитивной психологии. Ученые, принадлежащие к когнитивной школе,
подвергли Дж. Гербнера и его исследовательский коллектив критике за то, что в тру-
дах последних не уделяется должного внимания когнитивным процессам (Hawkins &
Pingree, 1990; Potter, 1994; Bryant, 1986). Большей частью критика была конструктив-
ной, она способствовала тому, что Гербнер и другие ученые, исследующие эффект
культивации, пересмотрели и усовершенствовали свою интерпретацию гипотезы.
Продолжаются исследования когнитивного измерения эффекта культивации.

Ключевые понятия гипотезы культивации
• Телевидение как величайший рассказчик — оптовый поставщик образов
• Мейнстриминг (господствующая тенденция)
• Резонанс
• Взаимодействие
• Комплексные психологические процессы

В настоящей главе изучается явление культивационного анализа. Кроме концепту-
альных истоков и критики гипотезы культивации, рассматриваются ее теоретический
базис, история исследований, особенности исследований гипотезы на современном
этапе, а также вероятные перспективы будущих изысканий по данной проблеме.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И КРИТИКА
Приверженцы гипотезы культивации утверждают, что телевидение, в качестве
"оптового поставщика образов", отличается от других СМИ (Morgan & Signorielli,
1990, p. 13). В наш век телевидение заменило сказочников и сказателей былин. Теле-
визионные программы сделаны так, чтобы удовлетворить любые запросы публики,
и даже самые маленькие телезрители легко подпадают под гипноз голубого экрана.
Согласно мнению упомянутых выше ученых, различные категории телезрителей, ко-
торые в совокупности составляют население Соединенных Штатов, — дети из бедных
семей, ютящиеся в лачугах Джорджии; зажиточные семьи, обитающие в престижных

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign