LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Watt, J.G., Jr. & van den Berg, S.A. (1978). Time series analysis of alternative media effects theories.
In R.D. Ruben (Ed.), Communication Yearbook 2 (pp. 215-224). New Brunswick, NJ:
Transaction Books.
Wilson, B.J. & Cantor, J. (1985). Developmental differences in empathy with a television
protagonist's fear. Journal of Experimental Child Psychology, 39, 284—299.
Winett, R.A., Leckliter, I.N., Chinn, D.E., Stahl, B.N. & Love, S.Q. (1985). The effects of television
modeling on residential energy conservation. Journal of Applied Behavior Analysis, 18, 33—44.
Wright, J.C. & Huston, A.C. (1995). Effects of educational TVviewing of lower income preschoolers on j
academic skills, school readiness, and school adjustment one to three years later: A report to the i
Children's Television Workshop. Lawrence, KS: The University of Kansas, Center for Research on
the Influences of Television on Children.
Wright, J . C , Huston, A.C., Scantlin, R. & Kotler, J. (2001). The Early Window project: Sesame
Street prepares children for school. In Fisch, S.M. & Truglio, R.T., (Eds.), "G" is for "growing":
Thirty years of research on children and Sesame Street (pp. 97—114). Mahwah, NJ: Erlbaum.
Zill, N. (2001). "Does Sesame Street enhance school readiness?" Evidence from a national survey of
children. In S.M. Fisch & R.T. Truglio (Eds.), "G" is for "growing": Thirty years of research on
children and Sesame Street {pp. 115—130). Mahwah, NJ: Erlbaum.
Zill, N., Davies, E. & Daly, M. (1994). Viewing of Sesame Street by preschool children and its
relationship to school readiness: Report prepared for the Children's Television Workshop. Rockville,
MD: Westat, Inc.
Zillmann, D. & Bryant, J. (1984). Effects of massive exposure to pornography. In N.M. Malamuth &
E. Donnerstein (Eds.), Pornography and sexual aggression (pp. 115—138). New York: Academic.
ГЛАВА 5


Эффект прайминга




В о время нашумевшего скандала по поводу связи президента Билла Клинтона с
Моникой Левински некий репортер рассуждал о том, что пристальное внимание
С И к личности сотрудницы Белого дома либо сделает имя "Моника" настолько
М
популярным, что в течение некоторого времени родители массово будут называть им
своих дочерей, либо это имя станет нарицательным и приобретет ругательный отте-
нок.
Этот пример, очень простой и очевидный, демонстрирует, как под воздействием
масс-медиа у зрителей и читателей формируются ассоциации, имеющие отношение
ксодержанию полученной ими информации.
Размышляя над гораздо более серьезными проблемами, такими, например, как
воздействие сцен насилия, можно только догадываться о тех ассоциациях, которые
вызывают подобного рода телепередачи. Активирует ли медианасилие агрессивные
побуждения, имеющиеся у телезрителей? Или же, что еще более важно, способству-
ет ли просмотр боевиков и возникающие при этом ассоциации совершению престу-
плений самими телезрителями?
Подобного рода вопросы лежат в основе многих исследований социального воз-
действия СМИ так же, как и проблемы, относящиеся к обуславливающим медиавоз-
действие психическим процессам. В основе одного из направлений таких исследо-
ваний лежит гипотеза культивации, однако многие ученые считают, что теории, ко-
торые фокусируют внимание на роли когнитивных компонентов, участвующих в об-
работке информации, представляют собой более эффективную концептуальную
основу для ответа на упомянутые вопросы. Постулаты и методы исследований ме-
диавоздействия, изучающих его когнитивные механизмы, зачастую значительно от-
личаются от исследований, использующих культивационный подход. В то время как
исследования феномена культивации пытаются объяснить долговременное воздейст-
вие масс-медиа, когнитивные исследования, как правило, изучают кратковременное
медиавоздействие, которое иногда проявляется в устойчивых последствиях. Кроме
i\iv часть и. леория и основные понятия

того, если исследования культивации часто критикуют за недостаточно строгий конт-
роль экспериментов и теоретические несоответствия, то эксперименты, проводимые
в рамках когнитивных исследований, в этом отношении безупречны.
Когнитивный подход подразумевает применение психологических теорий, в том
числе концепций социальной психологии, в частности, социально-когнитивной
теории и концепции прайминга (предмет настоящей главы) для объяснения медиа-
воздействия. Прайминг (или предварительная подготовка аудитории масс-медиа) -
популярное направление научных исследований медиавоздействия, основанное на
изучении психологических принципов обработки информации посредством когни-
тивных структур. Теория прайминга часто служит теоретической основой для иссле-
дований других аспектов медиавоздействия, включая подбор сообщений, медиана-
силие и политическую пропаганду в СМИ. Как и в случае других базовых теорий ме-
диавоздействия, многие ученые сосредоточили свои усилия на изучении механизма
прайминга как такового, в результате чего в научной литературе по медиавоздейст-
вию выделилось отдельное направление, посвященное праймингу.
В настоящей главе изучается теоретическая основа прайминга и рассматриваются
некоторые из наиболее важных исследований, посвященных эффекту прайминга как
результата опосредованной коммуникации. В настоящей главе дается описание меха-
низма прайминга и факторов, которые могут вызвать его активацию; проводится экс-
курс в концептуальные истоки теории прайминга; изучаются относящиеся к феномену
прайминга принципы когнитивной психологии и рассматриваются различные пере-
менные, усиливающие эффект прайминга. В этой главе отмечается, что концептуаль-
ная основа теории прайминга построена на принципах когнитивной психологии. На-
конец, в настоящей главе уделяется внимание самым последним научным исследова-
ниям механизма прайминга и перспективам дальнейших изысканий в этой области.


АКТИВАЦИЯ ПРАЙМИНГА
Эффект прайминга имеет место при активации когнитивных структур потребителей
массовой информации. Медиасообщения активируют уже сформированные понятия,
мысли или знания, которые определенным образом связаны с содержанием этих мате-
риалов. Таким образом, содержание медиаматериалов связывается, ассоциируется с ак-
тивированными мыслями или понятиями и подкрепляется ими. В течение определен-
ного промежутка времени после просмотра телепередач существует повышенная вероят-
ность того, что мысли, ассоциации и воспоминания телезрителя будут "привязаны" к со-
держанию полученной информации. В некоторых случаях формируются устойчивые
связи между содержанием медиасообщения, или раздражителем, с одной стороны,
и близкими к нему мыслями или воспоминаниями, с другой (Fiske & Taylor, 1991).
Например, репортаж о войне в Боснии может вызвать у телезрителя воспомина-
ния об ужасах Второй мировой войны, известных ему со слов деда, напомнить о зна-
комом студенте-сербе или о туристической поездке в Сараево. Новая информация,
полученная из выпуска новостей, будет ассоциироваться со всеми уже имеющимися
сведениями о войне и об особенностях политической обстановки в Югославии. Ин-
терес телезрителя и его реакция на сообщения СМИ будут в значительной мере за-
висеть от его знаний и опыта. Если, например, рассказы о войне, которые телезри-
тель слышал в детстве, пугали его, репортаж о событиях в Боснии напомнит об этих
107
Глава 5. Эффект прайминга

чувствах. Воспоминания телезрителя определяют реакцию зрителя на сообщение
в новостях, т.е. вызывают эффект прайминга.
Прайминг может мотивировать поведение человека, вызывая определенные дейст-
вия, порой асоциальные. Крайнее проявление нежелательного прайминга (в данном
случае также одного из аспектов социального обучения) — преступления-копии, осо-
бенно убийства или другие тяжкие преступления, навеянные определенным фильмом
или передачей. Хотя преступления-копии — достаточно редкое явление, даже эти не-
многочисленные случаи крайнего проявления прайминга представляют опасность для
общества и подчеркивают значимость научных исследований медиавоздействия. При-
меры преступлений-копий оказываются в центре общественного внимания вследствие
подробного освещения подобных событий в СМИ. Фильм "Механический апельсин"
(1971), в котором рассказывается о хулиганах, насилующих девушек, обвиняли в под-
стрекательстве к изнасилованиям. Несколько нашумевших убийств, совершенных
в 1980-х годах, были совершены молодыми людьми, которые имитировали Рэмбо,
главного героя фильма "Первая кровь" (1982). Несколько тяжких преступлений были
совершены под влиянием фильма "Прирожденные убийцы" (1994).
Преступления-копии — патологическое проявление эффекта прайминга. Такие
преступления крайне редки и охватывают очень небольшой процент потребителей
массовой информации. Только отдельные телезрители настолько подвержены эффек-
ту прайминга, что фактически моделируют, т.е. подражают действиям теле- и кинопер-
сонажей. Большая часть зрителей испытывает эффект прайминга на гораздо более
тонком уровне, но даже такое воздействие — серьезный повод для озабоченности.
У большинства потребителей массовой информации эффект прайминга проявляет-
ся в умеренных реакциях, которые, как правило, слабеют с течением времени и даже
могут остаться незамеченными. Тем не менее, существует множество примеров, свиде-
тельствующих о реальности феномена прайминга. Влияние активирующих факторов,
психические и поведенческие реакции зависят от определенных факторов.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ
Теория прайминга основана на концепции когнитивных нео-ассоциаций. Ученые
пытаются объяснить один из аспектов феномена памяти в русле социальной психо-
логии (Anderson & Bower, 1973; Landman & Manis, 1983). Чтобы понять концепцию ког-
нитивных нео-ассоциаций, нужно представить мозг в виде сложной сети проводников,
соединяющих представления, мысли, чувства и понятия. Тогда память можно опреде-
лить как общую структуру этой сети. Информация, полученная при просмотре телепе-
редач или чтении газет, стимулирует или активирует определенные проводники. От-
дельные мысли или чувства, сохраняющиеся в памяти индивида, вспоминаются и ас-
социируются с новой информацией. Эти представления и мысли могут стимулировать
другие представления и мысли, связанные с ними, и влиять на поведение человека.
Когда потребители массовой информации получают информацию-раздражитель
с определенным значением, она соотносится с близкими к ней понятиями. Мысли,
связанные с определенными эмоциями, активируют соотнесенные чувства и пове-
денческие реакции. Так, исследования показали, что печальные мысли могут вы-
звать уныние (Velten, 1968), а агрессивные мысли при определенных обстоятельствах
могут порождать враждебные чувства или даже действия (Berkowitz & Heimer, 1989).
108 Часть П. Теория и основные понятия

Члены аудитории склонны иметь мысли, содержание которых подобно увиден-
ному, или семантически сходные мысли. Другими словами, подвергнутые праймингу
мысли активируют другие, семантически связанные с ними мысли (Collins & Loftus,
1975). Например, печальная сцена фильма вызывает воспоминания о подобных си-
туациях в жизни телезрителей и "включает" эмоции, ассоциирующиеся с этими со-
бытиями. Расставание с любимым человеком, смерть близких, трагические проис-
шествия так или иначе затрагивают каждого, поэтому подобные события, происхо-
дящие на теле- или киноэкране, вызывают у зрителей определенные ассоциации.
Интенсивность прайминга, конечно же, зависит от индивидуальных особенно-
стей восприятия (Bargh & Chartrand, 2000). Судя по всему, эффект прайминга опре-
деляется также новизной воспоминаний человека и особенностями его индивиду-
ального восприятия.

Прайминг и ментальные модели
Ученые стали выходить за рамки структурной модели памяти, рассматривая эффект прай-
минга как один из аспектов более масштабных ментальных моделей. Эти модели представ-
ляют собой комбинацию знаний индивида о мире и его воспоминаний о мыслях и чувст-
вах, испытанных в прошлом. Разным темам, ситуациям и уровням обобщения соответст-
вуют свои ментальные модели. Эти модели не всегда статичны. Они могут расширяться,
совершенствоваться или изменяться каким-либо иным образом при поступлении новой
информации, или сами становятся факторами, вызывающими эффект прайминга.
Эффективность средств массовой информации в создании ментальных моделей была до-
казана научными исследованиями, свидетельствующими, что применение иллюстратив-
ного материала и других наглядных пособий способствует построению ментальных моде-
лей (Glenberg & Langston, 1992; Wyer & Radvansky, 1999). Согласно Д. Роскос-Эвольдсену
(Roskos-Ewoldsen, 2001):
"Уместность применения концепции ментальных моделей для понимания феномена
медиаинформации можно определить на нескольких уровнях. Во-первых, явление
межличностного общения, воздействие СМИ или мира в целом требует конструирова-
ния ментальной модели, которая будет репрезентацией определенного события или яв-
ления. Считается, что уровень понимания данного события или явления индивидом
определяется уровнем сложности построенной им модели. Более того, ментальные мо-
дели способствуют пониманию, интегрируя информацию из разных эпизодов телепе-
редачи или даже серии телепередач (Zwann & Radvansky, 1998) и координируя логиче-
ские умозаключения, сделанные на основе полученной медиаинформации (Graesser et
ah, 1994). Таким образом, ментальные модели, которые мы конструируем, определяют
наше понимание массовой информации. Во-вторых, очевиден факт воздействия СМИ
на конструируемые ментальные модели. Например, недавние исследования показали,
что люди, которые предпочитают передачи и фильмы романтического содержания, от-
личаются более идеалистическими взглядами на брак и семейную жизнь. Можно ут-
верждать, что просмотр подобных телепередач приводит к образованию ментальных
моделей, сконструированных на основе соответствующих медиаобразов".

Источники. Glenberg A.M. & Langston W.E. (1992). Comprehension of illustrated text: Pictures help to
build mental models. Journal of Memory and Language, 31, 129—151; WyerR.S., Jr. & Radvansky G.A.
(1999). The comprehension and validation of social information. Psychologycal Review, 106, 89-118;
Zwann R.A. & Radvansky G.A. (1998). Situation models in language comprehension and memory.
Psychological Bulletin, 123, 162—185; Graesser A.C., Singer M. &TrabassoT. (1994) Constructing inferences
during narrative text comprehension, 101, 371—395.
109
Глава 5. Эффект прайминга

ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологи начали изучать социальные проявления эффекта прайминга несколь-
ко десятилетий назад. Для изучения различных аспектов прайминга часто применя-
лись сходные методы. Исследователи незаметно внедряли определенные мысли
и представления в сознание участников эксперимента; затем проводили различные
тесты, чтобы определить уровень интенсивности прайминга.
Многие ученые сосредоточились на психологическом измерении эффекта прай-
минга, а не на изучении прайминга как одного из аспектов медиавоздействия. Однако
их наработки оказались очень ценными для научных исследований воздействия СМИ.
Р.Уайр-мл. и Т. Срулл (Wyer, Jr. & Srull, 1981) проводили эксперименты, в которых
участникам давали карточки с отдельными словами для составления предложений.
Некоторые участники получали карточки со словами, значение которых имело отно-
шение к агрессии, другим участникам давали слова с нейтральной семантикой. Затем
участников эксперимента просили высказать свое мнение о каком-нибудь человеке,
при этом отзывы тех участников эксперимента, которые составляли предложение из
слов, включающих семы агрессии, были гораздо более критичными.
Некоторые исследования показали, что эффект прайминга может не осознавать-
ся индивидом. Дж. Барф и П. Пьетромонако (Bargh & Pietromonaco, 1982) также про-
водили эксперименты со словами агрессивной семантики. Оценка определенных
людей участниками эксперимента, оперирующими словами с семантикой агрессии,
была более негативной, чем отзывы тех участников, которые не подверглись прай-
мингу враждебности.
Т. Уилсон и Дж. Капитман (Wilson & Capitman, 1982) разделили участников экспе-
римента (мужчин) на две группы. В одной группе испытуемые читали романтическую
историю о любви, в другой группе — рассказ нейтрального содержания. Впоследствии
было замечено, что мужчины, читающие романтическую любовную историю, обраща-
ли больше внимания на присутствующих женщин, чем мужчины из другой группы.
Некоторые научные исследования медиавоздействия предоставляют веские дока-
зательства реальности прайминга, особенно прайминга представлений и мыслей,
относящихся к агрессии. Одно из исследований показало, что дети, читающие ко-
миксы, включающие сцены насилия, отличаются более агрессивным мышлением,
чем те дети, которые читают комиксы с нейтральным содержанием (Berkowitz, 1973).
В другом исследовании (Berkowitz, 1970) изучалось влияние анекдотов и шуток на
тему насилия. Молодые женщины слушали агрессивный юмор Дона Риклса или
безобидные шутки Джорджа Карлина, затем их просили высказать свое мнение об
определенном человеке. Женщины, которые слушали Риклса, были настроены
к этому человеку более враждебно, чем те, которые слушали Карлина.


ФАКТОРЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТ ПРАЙМИНГА
Связь между праймингом агрессивных мыслей и фактическим проявлением агрес-
сии в общем-то довольно слабая, но она может значительно укрепляться некоторы-
ми факторами. Исследования показали, что эти промежуточные переменные, или
переменные, укрепляющие причинно-следственные отношения, включают сле-
дующие компоненты.
110 Часть П. Теория и основные понятия

1. Оценка индивидом воспринимаемой ситуации.
2. Оправданность насилия с точки зрения воспринимающего стороннего свидетеля.
3. Степень отождествления зрителя с персонажем.
4. Реальность событий, происходящих на экране.
5. Наличие раздражителей, взывающих к предыдущему опыту индивида.

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
Л. Берковиц и Дж. Алиото (Berkowitz & Alioto, 1973) проводили эксперимент, где
участников (мужчин) сначала намеренно злили, а затем показывали им либо боксер-
ские поединки, либо матчи по американскому футболу. Участникам эксперимента
давали разные установки, которые заставляли их по-разному интерпретировать про-
исходящее на экране. Одной группе сообщили, что спортсмены намеренно стара-
лись причинить друг другу боль, другой — что они просто выполняли свои профес-
сиональные обязанности, не испытывая при этом особых эмоций. После просмотра
боев участники эксперимента получили возможность некоторым образом отомстить
ученому, который ранее вывел их из себя, якобы применяя к нему электрический
разряд. Те из мужчин, которые подверглись агрессивному праймингу, вели себя бо-
лее жестоко по отношению к "жертве", применяя более сильные разряды.

ОПРАВДАННОСТЬ НАСИЛИЯ
Исследования показали, что на поведение потребителей медианасилия оказыва-
ют влияние и развязки тех ситуаций, которые они видят на экране. Как выяснилось,
зрители верят, что события, происходящие на экране, могут случиться и в их жизни,
если они будут действовать также, как персонажи фильмов (Bandura, 1971; Comstock,
1980; Comstock et ai, 1978; Huesmann, 1982). Если зрители видят, что персонаж филь-
ма пострадал из-за своего агрессивного поведения, они вряд ли будут подражать его
действиям (Bandura, 1965, 1971). Кроме того, когда зрителям напоминают о трагиче-
ских последствиях насилия, это обычно сдерживает агрессию. Р. Горансон
(Goranson, 1969) проводил эксперимент, в котором участников намеренно оскорбля-
ли, чтобы вызвать злость. Потом участникам эксперимента показали жестокий бок-
серский поединок. Некоторым участникам сказали, что один из боксеров умер от
увечий. Затем им дали возможность отомстить обидчику. Те мужчины, которым со-
общили о смерти боксера, обходились со своим обидчиком гораздо мягче.

Исследования показали.
Эффект прайминга усиливается, если зрители:
• определенным образом интерпретируют значение фильма (или медиаинформации
в какой-либо иной форме);
• верят, что существуют определенные причины, оправдывающие агрессивные или
жестокие действия персонажей;
• отождествляют себя с героями фильма;
• верят, что происходящее на экране — не вымысел, а реальные события;
• видят сцены насилия и вспоминают ассоциирующиеся с ними мысли или чувства,
пережитые в прошлом.
111
Глава 5. Эффект прайминга

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ПЕРСОНАЖАМИ
Исследования также показали, что отождествление зрителей с действующими
лицами фильмов усиливает эффект прайминга. В одном из экспериментов мужчин
разозлили, а затем показали запись боксерского поединка (Turner & Berkovitz, 1972).
Одна группа участников должна была представить себя в роли боксера, выигравшего
бой. Мужчины из другой группы должны были представить себя в роли рефери. Тре-
тья группа участников не получила никакой установки. Половину участников каж-
дой группы просили мысленно произносить слово "бей" всякий раз, когда победи-
тель наносил удар. После просмотра каждый участник эксперимента получил воз-
можность отомстить человеку, нанесшему оскорбление, применяя электрошок. Са-
мыми жестокими оказались мужчины, которые представляли себя в роли боксера-
победителя и мысленно произносили слово "бей" с каждым ударом на экране.
Исследователи предложили различные гипотезы, объясняющие воздействие ото-
ждествления на эффект прайминга. Слово "бей" могло включать ассоциативную па-
мять, вызывая воспоминания о пережитых ситуациях, связанных с применением на-
силия. Активация таких воспоминаний вместе с соотнесенными мыслями и чувст-
вами усиливает агрессию. Юнкьюнг Джоу и Леонард Берковиц писали:
"Возможно, что зрители, отождествляющие себя с персонажами фильмов (или считаю-
щие себя таковыми), особенно склонны к агрессивному мышлению во время просмотра
сцен насилия. В своем воображении они наносят удары вместе с действующим лицом
фильма, и их агрессивные мысли вызывают эффект прайминга, что приводит к относи-
тельно мощной активации ментальных структур агрессии" (Jo & Berkowitz, 1994, p. 54).

РЕАЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ
Воспринимаемая реальность художественных фильмов также может усилить эффект
прайминга. Согласно наблюдениям ученых, эффект прайминга достигает своего пика,
когда зрители верят, что они видят реальные, а не вымышленные события. В одном из экс-
периментов предварительно разозленным участникам демонстрировали один и тот же
фильм о войне, однако только половине участников эксперимента было известно, что
они смотрят художественный фильм (Berkowitz & Alioto, 1973). Другая половина участни-
ков думала, что им показывают документальную хронику реальных боевых действий.
Когда впоследствии участники эксперимента получили возможность наказать своего
обидчика электрошоком, члены второй группы применяли более жестокое наказание.
Похожие результаты наблюдались и в другом эксперименте, участниками которого были
три группы детей, ученики пятого и шестого классов (Atkin, 1983). Первой группе детей
показывали якобы реальные сцены насилия, второй группе те же самые кадры предста-
вили как отрывок из художественного фильма. Третей группе, контрольной, показывали
обычный рекламный ролик. При последующем тестировании наивысший коэффициент
агрессивности был обнаружен у участников первой группы.


ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРЕЖИТОМ
Еще один фактор, усиливающий эффект прайминга, — предыдущий опыт или
эмоциональная память. Когда зрители видят на экране сцену насилия, они вспоми-
нают другие ситуации, в которых возникали схожие мысли или чувства. Память ак-
тивирует соответствующие нейронные структуры и усиливает эффект прайминга.
112 Часть II. Теория и основные понятия

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Теоретическим базисом для объяснения феномена прайминга служит социально-
когнитивная теория, продолжение теории социального научения. Ее концептуаль-
ная основа — модель тройной взаимообусловленности, призванная объяснить когни-
тивные способности и поведение человека. Три компонента этой модели (поведение
человека; когнитивные, биологические и другие индивидуальные характеристики;
воздействие внешней среды) взаимодействуют и влияют друг на друга на разных
уровнях. Это позволяет человеку быть "одновременно продуктом и производителем
внешней среды" (Bandura, 1994, р. 61).
Было предложено несколько других концептуальных моделей, объясняющих эф-
фект прайминга (Fiske & Taylor, 1991). К ним относятся: модель корзины, модель ак-
кумуляторной батареи и синоптическая модель. Каждая из этих моделей рассматри-
вает факторы новизны или частотности как детерминанты эффекта прайминга;
т.е. вызывает ли эффект прайминга только что сохраненная информация или ин-
формация, которая часто откладывалась в памяти? Хотя эти модели различаются по
той степени важности, которая приписывается ими механизму прайминга, сущест-
вуют эмпирические доказательства, подтверждающие правильность каждой из этих
моделей. В результате некоторые исследователи занялись установлением различий
между ними (Higgins, 1989; Higgins, Bargh & Lombardi, 1985).

МОДЕЛЬ КОРЗИНЫ
С точки зрения данной модели память рассматривается как большая корзина.
Находящиеся сверху, т.е. недавно активированные понятия, считаются наиболее
действенными. С течением времени в корзину закладываются новые понятия, так
что прежние оказываются "на дне". Часто активируемые понятия находятся на раз-
ных уровнях корзины, но непременно выше всех остальных: существует большая ве-
роятность того, что понятия, задействованные в прайминге, были заложены в "кор-
зину" относительно недавно (Wyer & Srull, 1980, 1986). Таким образом, здесь под-
черкивается фактор новизны.

МОДЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
В противоположность предыдущей, модель аккумуляторной батареи подчеркивает
фактор частотности. Частая активация определенных понятий играет роль "подзарядки",
т.е. подкрепляет их. Чем чаще активация, тем выше "напряжение" и, соответственно, тем
сильнее эффект.

СИНАПТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Синаптическая модель доказывает, что фактор времени определяет, какие имен-
но понятия приобретают большую значимость — подвергнутые праймингу относи-
тельно недавно или часто подвергающиеся праймингу. Недавно подвергнутое прай-
мингу понятие несет более выраженное воздействие в течение короткого промежут-
ка времени (т.е. характеризуется "краткосрочным воздействием"), а часто подвер-
113
Глава 5. Эффект прайминга

гающиеся праймингу понятия действуют в течение более длительного времени
(т.е. отличаются "долгосрочным воздействием").


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 48)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign